Цель: Учить подбирать родственные слова с опорой на картинки-схемы.
Оборудование: Картинки-схемы — снеговик, снегокат, подснежник, снегурочка, снегирь, снег (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки-схемы и назвать их. Затем педагог просит детей назвать главное слово.
Упражнение «Родственники»
Цель: Продолжать учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов
Слово, обозначающее уменьшенный предмет (снежок, снежочек);
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомним слова»
Цель: Учить вспоминать группы родственных слов. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Мяч.
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет слово СНЕГ и кидает мяч ребенку. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово. Упражнение заканчивается составлением предложений с названными словами.
2-й вариант. Педагог называет главное слово. Дети вспоминают родственные слова. За каждое названное слово дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.
Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Цель: Учить выделять «лишние» слова в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память. Оборудование: Картинки.
Мороженое
|
Ход упражнения
Воспитатель раздает детям картинки с родственными словами к слову СНЕГ. Одна картинка среди них лишняя. Дети должны догадаться и назвать ее. Объяснить, почему она лишняя.
Упражнение «Назови лишнее слово»
Цель: Учить находить «лишние» слова — не подходящие по значению ко всем остальным словам.
Ход упражнения
Воспитатель называет родственные слова. Дети внимательно слушают, отыскивают и называют слово, не подходящее по смыслу
ко всем остальным словам. Упражнение заканчивается составлением предложений с этими словами.
Воспитатель: Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.
Морозная, снежная, белоснежная, снегопад.
Снегопад, зимовать, снегоуборка, снегоочиститель.
Снежки, снегопад, мороз, снежок.
Упражнение «Вспомни-назови»
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Невесомые снежинки
Превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки
Мухи белые летят:
Дети лепят снежный ком,
Станет ком снеговиком.
Малыши в снежки играют,
Кто-то строит снежный дом.
А в кормушке снегири
Зерна с крошками нашли.
Белоснежные сугробы
Все дорожки замели.
Прячутся подснежники
Под сугробы снежные.
А Снегурочка с мешком
Посыпает всех снежком.
(Кулакова Т.В.)
Озимые, зимовать, зимовка, зимушка, зимняя, зимующие, зимы, зимовье.
«Лишние» слова: заморозка, земля, земляника, снежинка.
|