Упражнение «Посмотри и назови»




Цель: Учить подбирать родственные слова с опорой на кар­тинки-схемы.

 

Оборудование: Картинки-схемы — снеговик, снегокат, под­снежник, снегурочка, снегирь, снег (см. приложение).

Ход упражнения

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки-схемы и назвать их. Затем педагог просит детей назвать главное слово.

Упражнение «Родственники»

Цель: Продолжать учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Оборудование: Схемы слов

 

 

 

 

Слово, обознача­ющее уменьшен­ный предмет (снежок, снежочек);

 

Ход упражнения

 

1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подби­рают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

 

Упражнение «Вспомним слова»

Цель: Учить вспоминать группы родственных слов. Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Мяч.

 

Ход упражнения

1-й вариант. Педагог называет слово СНЕГ и кидает мяч ре­бенку. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово. Упражнение заканчивается составлением предложений с назван­ными словами.

 

2-й вариант. Педагог называет главное слово. Дети вспомина­ют родственные слова. За каждое названное слово дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

 

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Учить выделять «лишние» слова в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память. Оборудование: Картинки.

Мороженое

 

Ход упражнения

Воспитатель раздает детям картинки с родственными словами к слову СНЕГ. Одна картинка среди них лишняя. Дети должны догадаться и назвать ее. Объяснить, почему она лишняя.

 

Упражнение «Назови лишнее слово»

Цель: Учить находить «лишние» слова — не подходящие по значению ко всем остальным словам.

 

Ход упражнения

Воспитатель называет родственные слова. Дети внимательно слушают, отыскивают и называют слово, не подходящее по смыслу

 

 

ко всем остальным словам. Упражнение заканчивается составле­нием предложений с этими словами.

Воспитатель: Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.

Морозная, снежная, белоснежная, снегопад.

Снегопад, зимовать, снегоуборка, снегоочиститель.

Снежки, снегопад, мороз, снежок.

 

Упражнение «Вспомни-назови»

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

 

 

Ход упражнения

Воспитатель: Послушайте стихотворение и назовите родс­твенные слова.

Невесомые снежинки

Превратились в снегопад.

На дорожки, на скамейки

Мухи белые летят:

Дети лепят снежный ком,

Станет ком снеговиком.

Малыши в снежки играют,

Кто-то строит снежный дом.

А в кормушке снегири

Зерна с крошками нашли.

Белоснежные сугробы

Все дорожки замели.

Прячутся подснежники

Под сугробы снежные.

А Снегурочка с мешком

Посыпает всех снежком.

(Кулакова Т.В.)

 

 

 

 

 

Озимые, зимовать, зимовка, зимушка, зимняя, зимующие, зимы, зимовье.

 

 

«Лишние» слова: заморозка, земля, земляника, снежинка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: