Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;
Оборудование: Пять больших карточек с напечатанными словами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.
Ход упражнения
Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанными словами и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все три слова.
Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.
«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.
Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Подбери слово»
Цель: Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагательными в соответствии с их родовой принадлежностью.
Ход упражнения
Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб. Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.
Воспитатель: Место летом, какое? Грибное.
Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.
Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.
Места, споры, блюда, какие? Грибные.
Упражнение «По грибы»
Цель: Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Панно «Грибник» (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Найти на картинке родственные слова.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной. Грибница, гребец, гриб, грибочек.
Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и
единиц.
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Ход упражнения
Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в которой часть текста пропущена (создание проблемной ситуации) и просит детей помочь подобрать все недостающие слова.
Воспитатель:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной.
И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов.
Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал... грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — грибница.
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище.
(Т.В.Кулакова)