Лото «Родственные слова»




Цель: Развивать навыки чтения, логического мышления, умения выделять родственные слова, опираясь на их звуковую и смысловую общность;

Оборудование: Пять больших карточек с напечатанными сло­вами для ведущего, восемь карточек с тремя напечатанными словами, 24 фишки.

 

 

 

Ход упражнения

Воспитатель: Каждый из вас получит карточку с напечатанны­ми словами и три фишки. Ведущий будет называть (читать) слова. Если вы найдете на своей карточке родственное слово, закройте его фишкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все три слова.

 

Грибок, грибной, грибочек, ■ грибник, грибище, грибница, грибы.

«Лишние» слова: погреб, загребать, грипп, гребец, грабли.

Упражнение «Родственники»

Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам. Оборудование: Схемы слов.

 

 

 

Ход упражнения

1-й вариант: Педагог называет родственные слова. Дети подби­рают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант: Дети самостоятельно называют родственные слова, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет пред­ложение с запомнившимся словом.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: Учить подбирать к существительным родственные слова, образованные от главного слова гриб, выраженные прилагатель­ными в соответствии с их родовой принадлежностью.

Ход упражнения

Воспитатель называет существительные и предлагает детям подобрать к ним подходящие слова-признаки, образованные от главного слова гриб. Если дети затрудняются, то педагог помогает им, задав соответствующий вопрос.

Воспитатель: Место летом, какое? Грибное.

Погода, шляпка, ножка, пора, поляна, какая? Грибная.

Дождь, суп, лес, салат, какой? Грибной.

Места, споры, блюда, какие? Грибные.

Упражнение «По грибы»

Цель: Развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку. Развивать зрительное внимание. Оборудование: Панно «Грибник» (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция: Найти на картинке родственные слова.

 

Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, нахо­дить в цепочке родственных слов «лишние».

 

 

Ход упражнения

Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной. Грибница, гребец, гриб, грибочек.

 

 

Упражнение «Запомни, повтори»

Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и

единиц.

 

 

Ход упражнения

Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.

 

 

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логи­ческое мышление.

 

 

Ход упражнения

Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в которой часть текста пропущена (создание проблемной си­туации) и просит детей помочь подобрать все недостающие слова.

Воспитатель:

Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной.

И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов.

 

Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал... грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле — грибница.

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные... грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище.

(Т.В.Кулакова)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: