Цель: Закреплять понятие родственные слова. Формировать навык словообразования, расширять словарь. Оборудование: Картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Догадайтесь, о какой картинке я буду сейчас говорить.
Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка. Гриб.
Очень маленький гриб. Грибок, грибочек.
Корни грибов, дающие жизнь большому количеству грибов. Грибница.
Люди, собирающие грибы. Грибники.
Суп, сваренный из грибов. Грибной.
Подосиновики, подберезовики и лисички - это грибы.
Огромный гриб. Грибище.
Упражнение «Составь слово»
Цель: Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: Карточки с картинками.
Инструкция: Составь слово по первым звукам названий картинок.
Кроссворд
Инструкция: Ответьте на вопросы. Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое слово.
— Растение леса, имеющее шляпку и ножку. Гриб.
— Лисички, опята, подосиновики — это грибы
— Маленький гриб. Грибок.
— Человек, собирающий грибы. Грибник.
— Суп из грибов. Грибной.
— Гриб огромных размеров. Грибище.
— Корни грибов. Грибница.
|
— Пора, когда в лесу много грибов. Грибная.
18
Дождик, дождить, дождичек, задождить, дождище, дождливый, дождинка, дождевик.
«Лишние» слова: подожди, дождаться, мокрый, капля, лужи.
Загадки Цель: Учить узнавать предметы по словесному описанию.
Ход упражнения
Воспитатель просит детей внимательно послушать загадку и подсказать отгадку.
Воспитатель:
С неба я пришла
И в землю ушла.
(Дождинка)
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Дождь)
Его я в дождик надеваю
И сухой всегда гуляю. (Дождевик)
Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов
Главное слово (дождь)
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомни - назови»
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение. Назовите родственные слова.
Дождь осенний задождил,
Всю листву дождем умыл.
Мы по лужам дождевым
Скачем по дорожке,
На плечах — дождевики,
На ногах - сапожки.
|
Если дождь сильней пойдет,
Налетит дождище,
Он к земле всю пыль прибьет,
Воздух станет чище.
День дождливый, но и пусть!
Не страшны тоска и грусть!
Мы дождинки на лету
Соберем в ладошки,
Пусть осенний дождик льет,
Пляшут наши ножки..
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Запомни-повтори»
Цель: Расширять слуховую линейную память до 5-и единиц.
Ход упражнения
Педагог просит детей запомнить слова и повторить их в том же порядке.
Например, дождь, дождевик, дождливый, дождичек, задождило.