Цель: Учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
Зимушка — зима сменила
Дождь осенний на мороз,
Озимые снежком прикрыла
И щиплет ребятню за нос.
Медведь в берлогу на зимовку
Залег до будущей весны.
Клесты, зимующие птицы,
Гнездятся на ветвях сосны.
По-зимнему природа нарядилась,
И зимние забавы допоздна
Ребятам на прогулках подарила,
Покуда не пришла весна.
(Кулакова Т.В.)
Мороженое, мороженщица, морозилка, морозище, морозить, замораживать, морозная, морозильная (камера), заморозка, морозец, Морозко.
«Лишние» слова: моросить, морс, морж, зима, холод.
Упражнение «Родственники»
Цель: Учить образовывать родственные слов по опорным схемам. Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант. Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомним слова»
Цель: Учить вспоминать группы родственных слов. Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: Мяч.
Ход упражнения
1-й вариант. Воспитатель называет слово МОРОЗ и кидает мяч одному ребенку. Ребенок называет родственное слово и возвращает мяч обратно. Упражнение заканчивается составлением предложений с названными словами.
|
2-й вариант. Воспитатель называет главное слово. Дети вспоминают родственные слова. За каждое названное слово дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.
Ребусы
Цель: Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Ребус.
Ход упражнения
Инструкция: Отгадайте ребус.
К этому слову подберите «семью» родственных слов.
Упражнение «Назови лишнюю картинку»
Цель: Учить выделять «лишние» слова в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память. Оборудование: Карточки с тремя картинками.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картинки, назовите «лишнюю» и объясните, почему она «лишняя»?
Упражнение «Назови лишнее слово»
Цель: Учить находить-«лишние» слова, не подходящие по значению ко всем остальным словам.
Ход упражнения
Воспитатель называет родственные слова. Дети внимательно слушают, отыскивают и называют слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам. Упражнение заканчивается составлением предложений с этими словами.
— Морозить, замораживать, зимовать, морозец.
— Мороженое, морозилка, подснежник, заморозка.
— Морозко, морозная, зимняя, морозище.
— Мороз, зимушка, морозище, мороженое.