Упражнение «Отгадай слово»




 

Цель: Развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звук в слове, определять место звука в слове.

Оборудование: Полоска с шестью кармашками и шесть букв (В, О, Д, И, Ц, А). Полоски со словами: наводнять, водный, водовоз, водичка, цапля, вода.

Ход упражнения

в о д и ц а

 

Воспитатель: Дети, чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.

Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять. Поставьте нужную букву.

— Назовите звук, который- слышим между согласными звуками «В» и «Д» в слове водный.

— Назовите 3-й звук в слове водовоз.

— Назовите звук, который слышится перед звуком «Ч» в слове водичка.

— Назовите первый звук в слове цапля.

— Назовите звук, который слышится после звука «Д» в слове вода.

Рыбка, рыбонька, рыбочка, рыбешка, рыбища, рыбина, ры­бак, рыбачок, рыбачка, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбий, рыбный, рыболовство.

 

«Лишние» слова: рынок, окунь, море, ловить, работник.

 

Упражнение «Назови ласково»

 

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Мяч.

 

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, передавая мяч друг другу, назовите слово ласково.

Рыба — рыбешка, рыбка, рыбонька. Рыбак — рыбачок, Рыбалка — рыбалочка.

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Цель: Продолжать учить образованию родственных слов по опорным схемам.

Оборудование: Схемы слов.

 

 

Ход упражнения

1-й вариант. Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок состав­ляет предложение с запомнившимся словом.

2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.

 

Упражнение «Как ты понимаешь?»

Цель: Учить объяснять семантику слов. Закрепить понятие «родственные слова».

Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).

 

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и объясните значение слова.

 

РЫБЕШКА Маленькая рыба.
РЫБИНА РЫБИЩА Рыба большого размера.
РЫБАК РЫБОЛОВ Человек, который ловит рыбу
РЫБАЧОК Маленький рыбак.
РЫБАЧКА Женщина-рыбак.
РЫБАЧИТЬ Ловить рыбу.
РЫБНЫЙ (суп) Суп, сваренный из рыбы.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Учить подбирать слова, подходящие по смыслу.

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову РЫБА.

Утром с удочками мы пойдем на... рыбалку.

Уха — это суп из... рыбы.

Папа поймал в пруду большущую... рыбину.

В аквариуме плавают маленькие... рыбки.

На берегу реки ловит рыбу... рыбак (рыболов).

Упражнение «Вспомни-назови »

Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

 

 

Ход упражнения

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.

В Подмосковье у реки

Ловят рыбу рыбаки.

Здесь рыбачка, там — рыбак,

На крючке сидит червяк.

Ну, а юный рыбачок

Сажает муху на крючок.

На рыбалке не кричат,

А рыбачат и молчат.

Все подкармливают рыбу

И без дела не сидят.

Ты ловись, рыбешка, рыбка,

Не зевай!

Червячков, личинок, блесны —

Все хватай!

Будут ведра рыбы полные у всех

. И раздастся у реки веселый смех.

Будут рыбу жарить, парить и солить,

Будут вкусный рыбный суп-уху варить.

Наловили рыбы много — красота!

Накормили даже кошку и кота.

А самый главный рыболов

Подсчитать не смог улов.

(Кулакова Т.В.)

Упражнение «Небылицы»

Цель: Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зри­тельное внимание, мышление, связную речь.

Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).

Ход упражнения

Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошиб­ки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: