Цель: Развивать у детей фонематический слух, т.е. умение слышать звук в слове, определять место звука в слове.
Оборудование: Полоска с шестью кармашками и шесть букв (В, О, Д, И, Ц, А). Полоски со словами: наводнять, водный, водовоз, водичка, цапля, вода.
Ход упражнения
в | о | д | и | ц | а |
Воспитатель: Дети, чтобы отгадать слово, надо заполнить клеточки буквами по порядку.
— Назовите звук, с которого начинается второй слог в слове наводнять. Поставьте нужную букву.
— Назовите звук, который- слышим между согласными звуками «В» и «Д» в слове водный.
— Назовите 3-й звук в слове водовоз.
— Назовите звук, который слышится перед звуком «Ч» в слове водичка.
— Назовите первый звук в слове цапля.
— Назовите звук, который слышится после звука «Д» в слове вода.
Рыбка, рыбонька, рыбочка, рыбешка, рыбища, рыбина, рыбак, рыбачок, рыбачка, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбий, рыбный, рыболовство.
«Лишние» слова: рынок, окунь, море, ловить, работник.
Упражнение «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Мяч.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, передавая мяч друг другу, назовите слово ласково.
Рыба — рыбешка, рыбка, рыбонька. Рыбак — рыбачок, Рыбалка — рыбалочка.
Упражнение «Подбери слово к схеме»
Цель: Продолжать учить образованию родственных слов по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов.
Ход упражнения
1-й вариант. Воспитатель называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
|
Упражнение «Как ты понимаешь?»
Цель: Учить объяснять семантику слов. Закрепить понятие «родственные слова».
Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинку и объясните значение слова.
РЫБЕШКА | Маленькая рыба. |
РЫБИНА РЫБИЩА | Рыба большого размера. |
РЫБАК РЫБОЛОВ | Человек, который ловит рыбу |
РЫБАЧОК | Маленький рыбак. |
РЫБАЧКА | Женщина-рыбак. |
РЫБАЧИТЬ | Ловить рыбу. |
РЫБНЫЙ (суп) | Суп, сваренный из рыбы. |
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать слова, подходящие по смыслу.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, закончите предложения родственными словами к слову РЫБА.
— Утром с удочками мы пойдем на... рыбалку.
— Уха — это суп из... рыбы.
— Папа поймал в пруду большущую... рыбину.
— В аквариуме плавают маленькие... рыбки.
— На берегу реки ловит рыбу... рыбак (рыболов).
Упражнение «Вспомни-назови »
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.
В Подмосковье у реки
Ловят рыбу рыбаки.
Здесь рыбачка, там — рыбак,
На крючке сидит червяк.
Ну, а юный рыбачок
Сажает муху на крючок.
На рыбалке не кричат,
А рыбачат и молчат.
Все подкармливают рыбу
И без дела не сидят.
Ты ловись, рыбешка, рыбка,
|
Не зевай!
Червячков, личинок, блесны —
Все хватай!
Будут ведра рыбы полные у всех
. И раздастся у реки веселый смех.
Будут рыбу жарить, парить и солить,
Будут вкусный рыбный суп-уху варить.
Наловили рыбы много — красота!
Накормили даже кошку и кота.
А самый главный рыболов
Подсчитать не смог улов.
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Небылицы»
Цель: Закрепить понятия «родственные слова».Развивать зрительное внимание, мышление, связную речь.
Оборудование: Сюжетные картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Инструкция: Рассмотри внимательно картинки и найди ошибки.