После утверждения на ХТС эскиза и образца новой модели, изготовленного на фигуру манекенщика, начинается конструкторско-технологическая проработка модели, в которой участвуют инженеры-конструкторы и инженеры-технологи.
Сущность этого этапа проектирования состоит в отработке конструкции на типовую фигуру и технологии изготовления модели в промышленных условиях (рис. 2.2).
Инженер-конструктор разрабатывает основу конструкции на базовый (средний) размер и рост, а затем вносит в нее модельные особенности.
Инженер-технолог разрабатывает технологию изготовления новой модели, учитывая конструкцию деталей, свойства материалов и существующие на предприятии условия (форму организации производства, оборудование, средства малой механизации, принятые методы обработки), опыт передовых предприятий, предложения рационализаторов и изобретателей. При этом за основу принимаются методы, изложенные в «Основах промышленной технологии поузловой обработки» и нормативно-технической документации по различным видам ассортимента.
Разработка конструкции и технологии - единый процесс с условной очередностью этапов. Скорее это замкнутый цикл (например, конструктивные особенности модели диктуют выбор методов обработки, а виды швов, методы обработки задают величины припусков в лекалах и т. д.).
Одним из главных критериев проектирования основных моделей является технологичность конструкции, которая обеспечивается: использованием унифицированных деталей; возможностью механизации и автоматизации сборочных работ; использованием параллельных методов обработки деталей и узлов, типовых технологических процессов для их изготовления; сокращением или полным исключением внутрипроцессной влажно-тепловой обработки (ВТО); применением цельнокроеных деталей; использованием клеевых соединений; использованием унифицированной технологии; применением точного кроя, исключающего необходимость уточнения и подрезки деталей.
|
Особенностью швейного производства является частая сменяемость моделей и изменение ассортимента. Прибыль швейного предприятия во многом определяется экономичностью моделей. Рентабельность каждой модели связана с ее особенностями и условиями производства. Так, от
Рис. 2.2. Схема конструкторско-технологической проработки новой модели: I - разработка конструкции и технологии; II - уточнение конструкции и технологии
особенностей модели зависят площадь лекал, количество межлекальных отходов, сложность обработки. Условиями производства определяются трудоемкость изготовления, стоимость обработки, накладные расходы и т. д.
По основе конструкции с внесенными модельными изменениями и с учетом разработанной технологии инженер-конструктор разрабатывает лекала-оригиналы (на базовый размер и рост).
С целью уточнения конструкции и технологии выполняется раскрой и пошив одного - трех проработочных образцов. В их раскрое участвует инженер-конструктор, а изготавливают образцы лаборанты-портные (высококвалифицированные рабочие) технологической группы экспериментального цеха.
12
В процессе проработок выявляются недостатки конструкции, технологии и вносятся предложения по их устранению. С целью проверки пригодности модели к изготовлению в условиях массового производства по-шивается опытная партия модели.
|
Размер опытной партии зависит от вида изделия и условий производства. Для ее изготовления выделяются бригады рабочих в технологической группе экспериментального цеха или непосредственно в одном из швейных цехов.
Изготовление опытной партии значительно сокращает время на освоение новой модели, так как позволяет уточнить конструкцию, методы обработки, организацию производства и т. п. еще до запуска модели в поток. Уточненные лекала-оригиналы и изготовленный по ним образец утверждаются на ХТС.
Для производственных целей в экспериментальном цехе изготавливается несколько образцов-эталонов (для контролеров ОТК в потоках швейных цехов).