Глава 8 ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА




ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Гидравлическая система вертолета состоит из двух автономных сис­тем: основной и дублирующей.

Основная система предназначена:

- для питания четырех гидроусилителей, входящих в системы управ­ления вертолетом;

- для питания гидроцелиндра расстопаривания фрикциона рычага "ШАГ-ГАЗ";

- для питания гидроупора, установленного в системе продольного управления.

Дублирующая система включается автоматически при отказе основной системы и питает гидроусилители, входящие в системы управления верто­летом.

Источником давления в основной и дублирующей гидросистемах явля­ются шестеренчатые насосы постоянной производительности с приводом от главного редуктора ВР-14.

Для заправки и проверки гидросистемы предусмотрены клапаны подсо­единения аэродромной гидроустановки (слева между шпангоутами №12 и 13 центральной части фюзеляжа).

Большинство агрегатов гидросистемы смонтированы на специальной панели и образуют отдельный гидроблок, который установлен в редуктор­ном отсеке.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГИДРОСИСТЕМЫ

Рабочая жидкость...............………............АМГ-10

Количество жидкости:

- общее в гидросистеме............……...........22л

- в баке основной системы.............…….....10л

- в баке дублирующей системы.................10л

Рабочее давление в системах:

- основная..........................……........45±3 – 65+8-2 кгс/см²

- дублирующая................................ 45±3 – 65+8-2 кгс/см²

Давление в основной гидросистеме, при котором происходит переключение питания гидроусилителей на дублирующую систему…………………………………………....………….....30±5 кгс/см²

Начальное давление азота в гидроаккумуляторах..................30±2 кгс/см²

АГРЕГАТЫГИДРОСИСТЕМЫ

В гидросистему вертолета входят: гидробак, два насоса НШ-39М, че­тыре обратных клапана ОК-10А, два фильтра тонкой очистки 8.Д2, два автомата разгрузки насосов ГА-77В, три гидроаккумулятора, два датчика электрического манометра ДИМ-100, два электромагнитных крана ГА-47М/5, автоматический клапан аварийного питания ГА-59/1, сигнализатор давле­ния МСТ-35А основной системы, сигнализатор давления МСТ-25А дублирую­щей системы, два фильтра тонкой очистки ФГ-11БН, пять электромагнитных кранов ГА-192/2, один дозатор ГА-172-00-2, четыре бортовых клапана, цилиндр управления фрикционом рычага "ШАГ-ГАЗ", гидроупор, четыре гид­роусилителя.

Гидробак общий для основной и дублирующей гидросистемы, сварной конструкции, состоит из обечайки и двух днищ. Внутри бак разделен пе­регородкой на две равные части. Бак имеет общую заливную горловину и два мерных стекла.

Насос НШ-39М предназначен для создания рабочего давления в гидро­системе. Насос шестеренчатого типа одноступенчатый, состоит из корпу­са, крышки, ведомого и ведущего зубчатых колес. Для контроля герметич­ности приводного валика к корпусу насоса крепится дренажная трубка.

Производительность насоса прим давлении 65 кгс/см² состовляет 30 л/мин. Рабочее давление 45-65 кгс/см², максимальное давление 90 кгс/см². Насос основной гидросистемы установлен на левой коробке при­водов главного редуктора, а насос дублирующей гидросистемы на правой коробке приводов главного редуктора.

Обратный клапан предназначен для пропускания жидкости в одном направлении и для запирания магистрали гидросистемы при обратном пото­ке жидкости.

Фильтр тонкой очистки 8Д2.966.017-2 очищает жидкость от частиц размером 12-16 микрон. Фильтр 8Д2.966.017-2 состоит из корпуса, филь­трующего элемента (никелевая сетка саржевого плетения), отсеченного клапана и перепускного клапана, пружина которого расчитана на перепад давления более 7±2 кгс/см².

Автомат разгрузки насоса ГА-77В предназначен для переключения на­соса на холостой режим (т.е. на перекачку жидкости в бак) при достиже­нии давления в системе 65 кгс/см², и для переключения насоса на рабо­чий режим при понижении давления в системе до 45 кгс/см².. Кроме того автомат разгрузки предотвращает увеличение давления в системе выше 78+10 кгс/см² при отказе его автоматической части. Автомат разгрузки насоса состоит из корпуса, в котором установлены:

- командный золотник с пружиной, имеющей предварительную затяжку 45 кгс/см²;

- распределительный золотник с фиксатором;

- исполнительный золотник с пружиной, натяжение которой рассчита­но на давление 7-10 кгс/см²;

- предохранительный золотник с пружиной и шариковым клапаном, пружина которого рассчитана на давление 78+10 кгс/см²;

- обратный шариковый клапан, который предохраняет разрядку гидро­аккумуляторов при работе насоса на холостом режиме.

Гидроаккумулятор предназначен для уменьшения частоты и амплитуды колебаний давления жидкости в системах, возникающих при работе насосов и потребителей. В основной системе установлено два гидроаккумулятора, а на дублирующей - один. Каждый аккумулятор представляет собой сталь­ную сферу емкостью 2,3 л, которая разделена резиновой диафрагмой на две полости - гидравлическую и газовую. Зарядное давление азота в га­зовой полости 30±2 кгс/см². При работе насоса гидросистемы в рабочем режиме аккумулятор накапливает энергию за счет сжатия газа, а при ра­боте насоса на холостом режиме - возвращает энергию жидкости. Поэтому рост давления жидкости от 45 до 65 кгс/см² происходит за 2с, а падение давления с 65 до 45 кгс/см² - за 10-12с.

В конце каждого летного дня, плавно работая ручкой циклического шага, необходимо разрядить гидроаккумуляторы от жидкости и при этом проверить зарядку аккумуляторов азотом (по моменту резкого падения стрелки манометра на 0).

Электрический манометр ДИМ-100 предназначен для дистанционного измерения давления жидкости в гидросистеме. Указатели манометра основ­ной и дублирующей гидросистем установлены на средней панели электро­пульта в кабине экипажа.

Электромагнитный кран ГА-74М/5 предназначен для управления пода­чей жидкости к гидроусилителям (т.е. для включения и выключения гидро­системы). Кран состоит из электоромагнита и корпуса, в котором уста­новлены:

- командный золотник (соединяется с якорем электромагнита);

- исполнительный золотник с плунжером-демпфером.

Управление кранами основной и дублирующей гидросистемы осущест­вляется двумя выключателями, которые установлены на средней панели верхнего электропульта. Выключатель дублирующей гидросистемы закрыт колпачком и законтрен в положении "ВКЛЮЧЕНО".

Автоматический клапан ГА-59/1 предназначен для автоматического включения дублирующей системы на питание гидроусилителей при падении давления в основной гидросистеме до 30±5 кгс/см², а так же для отклю­чения дублирующей системы при повышении давления в основной системе выше 35±5 кгс/см². Клапан состоит из золотника, корпуса и пружины. Для предотвращения вибраций золотника в штуцере подвода жидкости из основ­ной системы вмонтирован дроссель.

Сигнализатор давления МСТ-35А предназначен для замыкания электрической цепи с зеленым табло при повышении давления в основной системе выше 35 кгс/см².

Сигнализатор давления МСТ-25А предназначен для замыкания электрической цепи с красным табло при повышении давления в дублирующей системе выше 25 кгс/см². Оба табло установлены на средней панели электропульта.

Фильтр тонкой очистки ФГ-11БН предназначен для очистки рабочей жидкости от частиц с размером больше 12-16 микрон. Конструктивно он состоит из корпуса, стакана и фильтрующего элемента (металлической сетки саржевого плетения).

Электромагнитный кран ГА-192/2 состоит из корпуса, электромагни­та, золотника и пружины. Всего в основной системе установлено пять кранов:

- один управляет подачей жидкости для растормаживания фрикциона рычага "ШАГ-ГАЗ" (включается кнопкой фрикцион на рычаге «Шаг-Газ»);

- один управляет подачей жидкости в гидроупор системы продольного уп­равления вертолетом (включается после посадки вертолета концевыми вык­лючателями на амортстойках основных опор шасси).

- три крана управляют подачей жидкости для переключения гидроусилите­лей на комбинированный режим работы (включаются теми же кнопками, что и автопилот).

Дозатор ГА-172-00-02 установлен в магистрали питания цилиндра растормаживания фрикциона рычага "ШАГ-ГАЗ". Он предотвращает вытекание жидкости из основной гидросистемы при нарушении герметичности этой ма­гистрали. Минимальный дозируемый объем жидкости при однократном сраба­тывании дозатора 400 см³. Дозатор представляет собой цилиндрический корпус, внутри которого помещается упор с гильзой. Внутри гильзы смон­тированы плавающий клапан и золотник с возратной пружиной. Внутри зо­лотника имеется обратный клапан с пружиной.

Бортовые клапаны установлены на левом борту между шпангоутами номер 12 и 13 центральной части фюзеляжа. Они предназначены для подсоединения наземной гидроустановки при заправке и опробовании гидросис­темы.

В магистралях подачи жидкости из бака к бортовым клапанам уста­новлены механические перекрывные краны, которые предотвращают вытека­ние жидкости из бака при нарушении герметичности этих магистралей. Краны размещены в отсеке главного редуктора. Нормальное положение кра­нов - "ЗАКРЫТО". Открываются краны только после подключения шлангов наземной гидроустановки к бортовым клапанам. После проверки работы гидросистемы от наземной установки краны следует закрыть перед отсое­динением шлангов наземной установки от бортовых штуцеров.

Заправка от наземной установки производится через всасывающей штуцер основной системы на бортовой панели. Полости бака заполняются до верхней метки на масляных стеклах.

В исключительных случаях при эксплуатации вертолета в полевых ус­ловиях, разрешается производить дозаправку гидросистемы открытым спо­собом. О каждом случае дозаправки открытым способом необходимо делать запись в формуляре вертолета. Дозаправка открытым способом должна вес­тись через шелковый или батистовый фильтр.

Механизм управления фрикционом рычага "ШАГ-ГАЗ" установлен в по­лости оси левого рычага и состоит из цилиндра и поршня. При нажатии кнопки "ФРИКЦИОН" срабатывает электромагнитный кран ГА-192 и жидкость поступает в цилиндр. Под давлением жидкости поршень перемещается, от­жимает диск, опирающийся на пружины, и фрикционные диски осво­бождаются.

Гидроупор предназначен для ограничения угла наклона тарелки авто­мата перекоса на земле назад до 2°±12/. Гидроупор установлен на стенке шпангоута N5Н и состоит из кронштейна, цилиндра, буксы и штока. Макси­мальный выход штока 18 мм. При включенном гидроупоре для отклонения тарелки автомата перекоса назад более 2° необходимо преодолеть допол­нительную нагрузку 15 кгс.

Гидроусилители КАУ-30Б предназначены для восприятия нагрузок от шарнирных моментов лопастей несущего винта действующих в системах уп­равления вертолетом. Все гидроусилители установлены на шарикоподшипни­ковых опорах, которые закреплены на кронштейне сзади главного редукто­ра. Каждый гидроусилитель состоит из двух частей: исполнительного узла и распределительного узла.

Распределительный узел состоит из корпуса, в котором установлены:

- клапан переключения (служит для переключения питания гидроусилителя на дублирующую систему при отказе основной системы);

- распределительный золотник ручного управления с гидродемпфером (уп­равляет подачей жидкости в полости силового цилиндра. Гидродемпфер предотвращает резонансные колебания золотника);

- двухшариковый клапан кольцевания полостей силового цилиндра (при от­сутствии давления в основной и дублирующей системах соединяет через распределительный золотник ручного управления правую и левую полости силового цилиндра т.е. обеспечивает работу гидроусилителя в режиме "жесткой тяги");

- шток с поршнем комбинированного управления;

- стопорное устройство штока комбинированного управления (после выклю­чения автопилота фиксирует корпус распределительного узла относительно штока комбинированного управления в нейтральном положении);

- клапан кольцевания полостей цилиндра комбинированного управления (при выключении автопилота соединяет полости цилиндра комбинированного управления между собой, давая возможность возвратному механизму уста­новить корпус в нейтральное положение относительно штока комбинирован­ного управления);

- распределительный золотник автопилотного управления (управляет пода­чей жидкости в полости цилиндра комбинированного управления);

- поляризованное реле РЭП-8Т (преобразует сигналы автопилота в переме­щения распределительного золотника автопилотного управления);

- потенциометрический датчик ИПБ-45-1 (используется в качестве датчика обратной связи при автопилотном управлении).

Гидроусилители могут работать в трех режимах:

- в режиме ручного управления;

- в режиме комбинированного управления (от сигналов автопилота и от ручки управления. При работе от сигналов автопилота шток гидроусилите­ля может перемещаться в пределах только 20% полного хода, благодаря чему обеспечивается безопасность полета в случае отказа автопилота);

_ в режиме "жесткой тяги" (при отсутствии давления в основной и дубли­рующей гидросистемах).

Гидроусилитель РА-60Б установлен в путевом управлении и предназна­чен для восприятия нагрузок от шарнирных моментов рулевого винта. Он отличается от гидроусилителя КАУ-30Б наличием механизма размыкания жесткой обратной связи и механизма выключения электромагнитного тормо­за ЭМТ-2М путевого управления. Эти механизмы вступают в работу если для выполнения сигнала автопилота требуется ход штока больше 20%. При этом гидроусилитель работает в режиме "перегонки". При работе гидроу­силителя в этом режиме будут перемещаться педали.

Механизм размыкания жесткой обратной связи имеет пружинный упор, который позволяет пересилить автопилот при работе гидроусилителя в ре­жиме "перегонки", если не произойдет отключение канала курса автопило­та при постановке ног на педали. Для того, чтобы пересилить автопилот, необходимо к педалям приложить дополнительное усилие 15-20 кгс.

Основные технические данные гидроусилителей.

Рабочее давление...........……………............……….... 45 - 65 кгс/см²

Рабочий ход штока силового цилиндра......……….... 70 мм

Развиваемое усилие на штоке силового цилиндра….. 1700 кгс

Ход распределительного золотника......…………........ 1,2 мм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: