Втулка рулевого винта состоит из следующих основных элементов:
- ступицы;
- ограничителя взмаха лопастей;
- кардана;
- трёх осевых шарниров;
- поводка.
Ступица втулки представляет собой стальной цилиндр, который имеет: фланец для крепления РВ к валу хвостового редуктора; внешние шлицы для монтажа траверсы кардана; внутренние шлицы, по которым перемещается ползун.
Ограничитель взмаха установлен на ступице и представляет собой диск, по контуру которого наклеено резиновое кольцо.
Кардан представляет собой совмещённый горизонтальный шарнир и обеспечивает наклон лопастей относительно перпендикуляра к оси вала на угол +10°. Он состоит из траверсы, корпуса кардана и корпуса втулки. Корпус втулки имеет три цапфы, на которых смонтированы осевые шарниры.
Каждый осевой шарнир образуют цапфа и корпус, который устанавливается на цапфе на двухрядном упорном роликоподшипнике (воспринимает центробежную силу) и двух роликоподшипниках (воспринимают изгибающий момент).
К корпусу осевого шарнира прикреплён маслобачок, который имеет прозрачный колпак, для визуального контроля уровня масла в шарнире.
Поводок обеспечивает изменение шага лопастей РВ. Он жёстко закреплен на ползуне и при помощи регулируемых тяг соединяется с валиками поворота лопастей, которые установлены на корпусе осевого шарнира. Ползун через двухрядный шарикоподшипник соединяется со штоком винтового механизма управления шагом рулевого винта.
КОНСТРУКЦИЯ ЛОПАСТИ РУЛЕВОГО ВИНТА
Лопасть рулевого винта прямоугольной формы в плане, не имеет ни аэродинамической ни геометрической крутки. Она состоит из следующих основных элементов:
- лонжерона;
|
- нагревательных элементов ПОС;
- хвостового отсека;
- стального наконечника;
- концевого обтекателя.
Лонжерон - основной силовой элемент лопасти - изготавливается из прессованного дюралюминиевого профиля.
Нагревательные элементы ПОС расположены на носовой части лонжерона (20% по хорде) по всей длине лопасти. Они представляют собой стальные пластины, которые вклеены между листами стеклоткани. Для защиты от абразивного воздействия они покрыты листовой резиной и оковкой из нержавеющей стали. Нагревательные элементы каждой лопасти разделены на две секции.
Хвостовой отсек приклеен к задней стенке лонжерона и состоит из сотового блока, обшивки из стеклоткани, хвостового стрингера и концевой нервюры.
Стальной наконечник предназначен для крепления лопасти к корпусу осевого шарнира.
Концевой обтекатель состоит из двух частей. Передняя часть крепится винтами и может сниматься для доступа к балансировочным пластинам.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ РУЛЕВОГО ВИНТА
При осмотре рулевого винта необходимо проверить:
1. Состояние контровки на соединениях элементов втулки.
2. Герметичность осевых шарниров и уровень масла в контрольных стаканчиках (при нижнем положении лопастей).
3. Отсутствие коррозии, деформации и трещин на элементах втулки.
4. Отсутствие заеданий в осевых шарнирах и кардане при покачивании лопастей.
5. Отсутствие льда и снега на лопастях.
6. Состояние обшивки и концевых обтекателей лопастей.
7. Крепление и состояние резиновых протекторов и стальных оковок на лопастях.
При разрушении лопасти рулевого винта уменьшение тяги может быть парировано увеличением шага РВ, но возникающая при этом массовая и аэродинамическая неуравновешенность рулевого винта приводит к резкому увеличению уровня вибраций и динамического нагружения хвостовой балки, что сопровождается отрывом концевой балки в районе промежуточного редуктора менее чем за 60 секунд после разрушения лопасти.
|
Глава 7. СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЁТОМ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Управление вертолетом в пространстве осуществляется изменением величины и направления аэродинамической силы несущего винта, а также изменением величины силы тяги рулевого винта.
Изменение величины аэродинамической силы несущего винта обеспечивает вертикальное управление вертолетом и осуществляется изменением общего шага несущего винта и мощности двигателя при помощи рычага "шаг-газ".
Изменение направления аэродинамической силы несущего винта обеспечивает продольное и поперечное управление вертолетом и осуществляется путём циклического изменения углов установки лопастей несущего винта при помощи ручки циклического шага.
Изменение величины силы тяги рулевого винта обеспечивает путевое управление вертолетом и осуществляется изменением общего шага рулевого винта при помощи педалей.
Управление вертолетом осуществляется при помощи следующих систем:
- системы объединённого управления общим шагом НВ и двигателями;
- системы продольно-поперечного управления;
- системы путевого управления.
Кроме этого для управления агрегатами вертолёта используются следующие системы:
|
- система управления остановом двигателем;
- система управления тормозом несущего винта.
Для уменьшения усилий на командных рычагах в системах продольного, поперечного, путевого управления а также в управлении общим шагом несущего винта необратимые гидроусилители, которые снабжены электрическим автопилотным входом.
Для создания чувства управления в системах продольного, поперечного и путевого управления установлены пружинные загрузочные механизмы.
На установившихся режимах полёта усилия от загрузочных механизмов снимаются при помощи электромагнитных тормозов ЭМТ-2М.
В системе путевого управления установлена система подвижного упора управления
СПУУ-52, которая автоматически ограничивает максимальный угол установки лопастей рулевого винта в зависимости от давления и температуры окружающей среды. Таким образом трансмиссия вертолета предохраняется от перегрузок при высокой плотности воздуха и обеспечивается достаточный запас путевого управления при низкой плотности воздуха.
Основные системы управления вертолетом полуавтоматические, двойные.
АВТОМАТ ПЕРЕКОСА
Автомат перекоса это механизм управления, который предназначен для изменения величины и направления аэродинамической силы несущего винта.
Величина аэродинамической силы несущего винта изменяется за счет изменения общего шага лопастей несущего винта.
Направление аэродинамической силы несущего винта изменяется за счёт циклического изменения углов установки лопастей несущего винта.
Автомат перекоса включает следующие основные элементы:
- направляющая ползуна;
- ползун;
- кронштейн ползуна;
- кардан;
- тарелка автомата перекоса;
- поводок;
- качалка продольного управления;
- качалка поперечного управления;
- рычаг общего шага.
Направляющая ползуна представляет собой стальной цилиндр с фланцем для крепления к корпусу главного редуктора.
Ползун выполнен в виде стального цилиндра, внутри которого закреплены две бронзовые втулки. Снаружи ползун имеет фланец для крепления кронштейна.
Кронштейн ползуна спереди имеет два прилива для монтажа оси качалки поперечного управления и вала качалки продольного управления. Сзади к кронштейну крепится рычаг управления общим шагом.
Кардан представляет собой два стальных кольца, шарнирно соединённых между собой и с ползуном. Наружное кольцо кардана имеет два пальца, которые соединяются тягами с качалками продольного и поперечного управления. Эти пальцы смещены относительно продольной и поперечной осей вертолета на угол 21° против вращения несущего винта, что обеспечивает независимость продольного и поперечного управления.
Тарелка автомата перекоса установлена на наружном кольце кардана на двухрядном радиально-упорном шарикоподшипнике. Регулируемыми вертикальными тягами тарелка соединяется с рычагами поворота лопастей втулки несущего винта.
Поводок передает вращение от корпуса втулки к тарелке автомата перекоса.
Качалки продольного и поперечного управления монтируются на кронштейне ползуна. Они имеют постоянные упоры, ограничивающие их поворот, и шкалы с нониусами, обеспечивающие замер наклона тарелки автомата перекоса.
Рычаг управления общим шагом несущего винта представляют собой две стальные несимметричные щеки, соединённые между собой болтом с распоркой.
7.2.1. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АВТОМАТА ПЕРЕКОСА
Полный ход ползуна....................... 49,5±1 мм
Наклон тарелки автомата перекоса при нейтральном положении ручки управления:
- вперёд................................ 2°
- влево................................. 0°30/
Наклон тарелки автомата перекоса при крайних положения ручки управления:
- вперёд................................ 7°30/
- назад...............................… 5°
- влево...............................… 4°12/
- вправо................................ 4°
Максимальный наклон тарелки автомата перекоса назад при включённом гидроупоре.... 2°