VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 26 глава




15 Procopius. BG. V. 3. 4. 18; 6. 30. О его учености см. также: Cassiodorus. Var. X. 3. 4 f.;
XI. 13. 4. О некоторых интересных подробностях его монет см.: Kraus. S. 138.

" Procopius. BG. V. 6. 19.

17 Ibid. V. 8. 3; Marcellinus Auct., s. a. 536. 1 (II. 104); Jordanes. Rom. 370; Get. 308-9.

18 Cassiodorus. Var. X. 31.
"Procopius. BG. VI. 13. 3.

20 Ibid. VIII. 33. 9 sq.

21 Ibid. VI. 29. 18; 29. 26; 30. 26, где basileus готов и италийцев может означать только
«император»: см. с. 74 выше.

22 Ibid. VI. 29. 17.

23 Jordanes. Get. 313; Marcellinus Auct., s. a. 540. 2. 5 (II. 106); Procopius. BP II. 14. 10.
О безнравственном поведении Велизария в этой ситуации см.: Вигу. II. Р. 214. Об одном из
его приближенных см.: Procopius. BG. VIII. 25. 11.

24 Король вандалов Гелимер, попав в плен, не получил статус патриция, так как отка­
зался оставить арианскую веру: Procopius. BV. IV. 9. 14. После капитуляции 540 года, по
нашим отрывочным сведениям, группы готов служили в византийской армии. Напри­
мер, в 545 году обороной Ассизи руководил гот по имени Сисифрид, «чрезвычайно предан­
ный римлянам»: BG. VII. 12. 12, 14. Также, ibid. VII. 11. 1. Готский военачальник на
службе у Юстиниана упомянут в VIII. 25. 11. О готах, воевавших с персами на восточной
границе см.: Procopius. BP. II. 18. 24, ср. 21. 4. Готы-ариане все еще воевали на стороне
византийцев на восточной границе в 578 году и немного позднее при императоре Тиберии II;
они находились в Константинополе с женами и детьми: loannes Ephesus. III. 13, 26.

25 Procopius. BG. VII. 2. 17, ср. 4. 12. Bury (II, p. 228), считает, что готы приняли Эрари-
ха «вероятно, потому, что среди них не нашлось никого, кого бы они единогласно считали
достойным трона». Это предположение вызывает большие сомнения в свете того, что мы
знаем о качествах будущих готских вождей.

26 Procopius. BG. VI. 29. 17 sq., ср. 30. 9. Не совсем понятно, из какого класса острого­
тов набирались эти священники. А кто был тот человек, который написал Codex Argenteus?

27 Сисиг, сдавшийся победителям, (Procopius. BG. VI. 28. 28-35) был человеком знат­
ного происхождения. Дезертиры (ibid. VI. 20. 4; 24. 17) вполне могли быть римлянами-
жителями Урбс Ветус (Орвьето) и Ауксима (Осимо) соответственно. В действиях защит­
ников Ауксима, присоединившихся к имперской армии после капитуляции, не было «де­
зертирства». Они поразительно долго выдерживали осаду и голод: BG. VI. 28. 32—34. О го­
те по имени Гоар, который был взят в плен в годы правления Виттига, затем без преданно­
сти служил Юстиниану, а в конце концов перешел на сторону ломбардов, см.: BG. VIII. 27.
5. Гот по имени Рагнар, командовавший в Таренте, начал переговоры с местным византий­
ским военачальником о возможной капитуляции, но затем передумал: BG. VIII. 26.4; 34. 9.
(Рагнар, возможно, был гунном: см.: Cameron A.Agathias (Oxford, 1970. P. 42). Источники,
подтверждающие BG. VII. 18. 3, немногочисленны.

28 Они уступали противнику в численности вследствие неразумной тактики Виттига,
Procopius. BG. V. 27. 23. Ср. ibid. 24.

29 Procopius. BG. VI. 26. 1-15; 24; 29.



Дополнения


Примечания



 


30 Ibid. V. 7. 36; 15. 1; Marcellinus Auct., s. a. 538 (Batza). В том, что касается Далмации, не совсем понятна разница между готами-«поселенцами» и солдатами, несущими обыч­ную службу в армии: BG. V. 7. 36.

"Ibid. VIII. 35. 13.

32 Ibid. VII. 2. 7-9.

33 Ibid. V. 17. 7; 18. 7, ср. 19. 22; 20. 7 (возможно, здесь имеются в виду перебежчики из
гражданского населения).

34 Ibid. V. 25. 15-17.

35 Ibid. V. 28. 4.

36 Ibid. VI. 1. 30, ср. VII. 19. 4. Обратите внимание на совершенно другое отношение
мавров к Гезону в BV. IV. 20. 12.

37 Procopius. BG. VI. 6. 3. Отдельные эпизоды, такие, как тот, в котором герулы, слу­
жившие у Велизария, в порыве раздражения продали готам рабов и скот с большой выго­
дой для себя, не имеют большого значения: BG. VI. 22. 6.

38 Ibid. VII. I. 25: «neotera pragmata» [греч, государственный переворот].

39 Ibid. VI. 6. 6 sq.; VII. 1. 33; 9. 1 sqq.; 10. 10; 12. 2; 26. 6; 36. 26; Anecd. XXII. 7 и 20.

40 Procopius. BG. VII. 5.19.

41 Ibid. VII. 12. 8.

42 Ibid. VII. 12. 3. Объяснение см.: Anecd. IV. 39.

43 Procopius. BG. VII. 11. 10.

44 Ibid. VII. 11. 13 sq.

45 Ibid. VII. 11. 27 sqq.

46 Ibid. VII. 15. 7. Однако заметим, как Велизарий обратил эти случаи дезертирства в
свою пользу, ibid. VII. 19. 4. 23. 1.

47 Procopius. BG. VII. 23. 3. Относительно Сполето см. также: Anecd. V. 6, где мы узна­
ем о том, почему некий Иродиан отдал его Тотиле.

48 Procopius. BG. VII. 18. 28.

49 Ibid. VII. 26. 10. 14.

50 Ibid. VII. 30. 8.

51 Ibid. VII. 35. 23 f., cp. VIII. 23. 1.

"Ibid. VIII. 31. 12; 32. 20. О других римских дезертирах см.: VII. 23.9,40.20.

53 Ibid. VIII. 33. 10.

54 Ibid. VII. 20. 1; 36. 7. О переходе солдат на сторону персов на восточной границе
упоминается гораздо реже, но см.: Procopius. BP. II. 7. 37, где причиной является невыпла­
та жалованья.

55 Idem. BG. VIII. 26. 6.

56 Ibid. V. 8. 13. 15.
"Ibid. 15. 18.

58 Ibid. V. 8. 27; BV. III. 16. 9; 20. 20; Cassiodorus. Var. XI. 13. 5 (говорит Рим); «si Libya meruit per te recipere libertatem, crudele est me amittere quam visa sum possidere» [лат. если Ливия заслужила того, чтобы с твоей помощью вернуть себе свободу, для меня жестокое наказание — потерять ту, которой, как казалось, я владел]. Вигу. II. Р. 128 пишет, что «рим­ские подданные Гилимера жаждали воссоединения с Империей и готовы были на все, что­бы помочь захватчикам», но он не приводит данных, подтверждающих эту точку зрения. Он справедливо утверждает (II. 126 п. 2), что «восточные торговцы, жившие в Карфагене, также приветствовали войну, так как они считали, что воссоединение Африки с Империей благоприятно для их коммерческих интересов».

"Procopius. BG. V. 8. 7-11.

60 Ibid. 17, ср. V. 9. 8.

61 Ibid. V. 8. 19 sq.

62 Ibid. 21. Заметим, что карфагеняне, занимавшиеся заморской торговлей, в глазах ван­
далов были людьми подозрительными: вандалы думали, что именно по их наущению Юс­
тиниан напал на Африку: BV. III. 20. 5.


 


"3 BG. V. 8. 22. 29 sqq. 34.

64 Ibid. 41; ср. V. 10. 24-26.

65 Ibid. V. 8. 34.

66 Ibid. V. 9. 1.
"Ibid. V. 10.35.

68 Ibid. V. 10. 29. 34. Ср. Jordanes. Rom. 370 f.; Liber Pontificalis. 60.

69 Ibid. 97. 3. P. 290. Ed. Duchesne: «quia noluerunt cives Neapolitani aperire ei» [лат. так
как граждане Неаполя отказались открыть ему ворота].

70 Ibid. Jordanes. Rom. 370; Marcellinus Auct. s. a. 536. 3 (II. 104).

71 Procopius. BG. V. 14. 4; VII. 7. 12.

72 Ibid. V. 11.23.
"Ibid. V. 14. 13.

74 Ibid. 16; cp. 20. 5.

75 Ibid. V. 20. 7; 24. 14.

76 Ibid. V. 26. 1; 28. 1. Но это чувство было недолгим: VI. 3. 14.

77 Ibid. V. 20. 5; 28. 18; 29. 26; ср. V. 25. 11. Длительное время, когда Рим был осажден
дважды, в городе находились сенаторы и богатые люди: BG. V. 20. 7; VI. 3. 9 sq.; VII. 1.21;
17. 10; 19. 14; 20. 27; 21. 12 sqq.; 36. 29. Папа Сильверий и несколько сенаторов подозрева­
лись в измене, и Велизарий их выслал: Procopius. BG. V. 25. 13 sq.; Marcellinus Auct., s. a.
537. 1 (II. 105). О Сильверий см. также: Procopius. Anecd. I. 14; 27. Римский сенатор и
патриций по имени Клементий передал готам форт около Неаполя: BG. VII. 26. 13.

78 Ibid. V. 25. 2. 11. Заметим, что в Аримине в 538-539 годах был demos, который был
против продолжения сопротивления готам, осаждавшим город: ibid. VI. 16. 15.

79 Ibid. V. 16. 3.

80 Ibid. VI. 10. 5 sq.

81 Ibid. VI. 7. 35, ср. 38. О трагическом результате см. VI. 12. 26; 21. 1.

82 Ibid. VII. 4. 5 sqq.

83 Ibid. V. 8.1 sq.

84 Ibid. V. 15. 3. Калабрийцев нужно убеждать, см.: VII. 18. 17, ср. V. 24. 14. Заметим,
как ласково с ними обращаются в VII. 18. 17. Я не знаю данных, подтверждающих точку
зрения Stein (II, р. 346, что «les romains de la province de Lucania et Bruttii l'accueillirent en
liberateur» [фр. римляне из провинций Лукания и Бруттий приняли его как освободителя].
Несомненно, римляне района Салоны не были расположены к готам: Procopius. BG. V. 7.
10, 36.

85 Ibid. V. 4. 6, 28. Популярность Амаласунты: V. 2. 3 sq., 4. 28 sq.

86 Ibid. VII. 6. 5.

87 Ibid. VI. 7. 35; 10. 5 sq. VII. 18.21.

88 Ibid. VI. 17. 1 sqq.

89 Ibid. VII. 22. 1, 20. Нет сведений, подтверждающих то, что Stein (II, p. 579) называет
«l'aversion que les paysans eprouvaient pour les barbares mecreants» [фр. отвращение, кото­
рое крестьяне испытывали к неверующим варварам].

911 Procopius. BG. VII. 13. 1; 22. 20.

91 Ibid. VI. 20. 2.

92 Ibid. VII. 16. 14, 25. Stein (II, p. 570) не прав, утверждая, что Тотила принес с собой
«l'affranchissement en masse des esclaves» [фр. массовое освобождение рабов]. Однако так
много рабов бежали и сочетались браком со свободными людьми, что Юстиниан посчитал,
необходимым издать по этому поводу специальный закон после окончания войны: Justinian.
Novellae. Appendix VII. 15.

93 Procopius. BG. V. 20. 14.

94 Ibid. V. 18.40.

95 Ibid. V. 20. 11.

96 Ibid. VI. 6. 15 sqq.

97 Ibid. VII. 4. 16; cp. VII. 9. 10; 21. 12 sqq.



Дополнения


Примечания


IV)


 


98 Ibid. VI. 6. 15. Юстиниан грешит против истины, когда говорит франкским королям, что остроготы действительно захватили Италию силой: ibid. V. 5. 8.

" Ibid. VII. 6. 4; 20. 29 sq.

100 Ibid. VII. 7. 16; 30. 21; 31. 21; 36. 25; 37. 14. В VII. 36. 25 Прокопий анализирует реакцию солдат. Сначала все они решили вернуться в Византию, но затем из-за (1) позора поражения, (2) страха попасть в засаду после капитуляции и (3) возмущения из-за задерж­ки жалованья все они остались с готской армией, кроме двух человек, которые не могли вынести разлуки с женами и детьми. Есть любопытный эпизод, когда римские солдаты «не по своей воле» воевали на стороне готов: VII. 39. 22. Возможно, имеются в виду солдаты, выбравшие второй вариант.

"" Ibid. VII. 8. 1. Похожий случай, когда авары проявили милосердие к гражданам Сир-мия, см.: Иоанн Эфесский. VI. 32.

102 Procopius. BG. VII. 35. 9.

103 Ibid. VII. 21. 6sq.

104 Ibid. V. 11. 26; 26. 1. О другом массовом убийстве сенаторов см.: VIII. 34. 3.
1115 Ibid. VI. 21. 39; ср. Вигу. II. Р. 204.

106 Ibid. VII. 20. 23. 107См.:Йе;л.П. Р. 581 п.

me procopius BG. VII. 15. 14. См. также: VII. 19. 34, где описан другой случай мести; ср. VII. 6. 26. Пример непристойной жесткости см.: VII. 30. 21.

109 Ibid. VI. 18. 14; 28. 17.

110 Так у Bury. II. Р. 178.

111 Procopius. BG. V. 7. 30; VI. 7. 17 f.; 12. 17; 24. 14; 28. 6; ср. VII. 15. 9 sqq.; 18. 11; etc.
Но несмотря на Bury. II. P. 236, нет уверенности в том, что у Прокопия (Procopius. BG. VII.
15. 1) упомянуты корабли.

112 Ibid. VII. 9. 4.

113 Ibid. VIII. 31. 18 sqq.
114Ibid. VIII. 35. 24 sqq.

"'Agathias. I. 20 (P. 172. 20 sqq. / Ed. Dindorf), cp. 174. 13.

VII. КОНЕЦ НОРИКА

1 Bury J. B. The Life of St. Patrick. London, 1905; Binchy D. A. St. Patrick and His
Biographers: Ancient and Modern // Studia Hibernica. II (1962). P. 7-173; Hanson R. P. C. St.
Patrick: His Origins and Career. Oxford, 1969.

2 LotterF. Severinus von Noricum: Legende und historische Wirklichkeit. Monographien zur
Geschichte des Mittelalters. Bd. 12. Stuttgart. 1976. S. 201 ff. вслед за ними Wirth G.
Anmerkungen zur Vita des Severin von Noricum. Quaderni Calanesi di Studi Classic! e Medievali.
1,1(1979). S. 217-266, 224, n. 16.

3 Удивительное количество произвольных толкований относительно деятельности Се­
верина можно найти: hotter. Op. cit. 218, 241, 246, 251, et al. Даже Wirth (Op. cit.), который
во многом следует за Lotter'oM, иногда теряется, напр, на с. 265. Критику см.: Prinz F. Zur
Vita Severini // Deutches Archiv. XXV (1969). S. 531-536. Те, кто собирает странные и неве­
роятные теории, не потратят время зря, если прочитают также Kaplan F. Zwichen Antike
und Mittelalter (Miinchen, n. d.). S. 119, где разбойники, известные под именем скамары,
представлены подпольной разведывательной сетью Северина!

* Ом..: Loiter. Op. cit. S. 67 и критическое замечание см.: NollR. Eugippius: DasLebendes heiligen Severin: lateinisch und deutch. Berlin, 1963. Процитированный латинский текст пе­реводится так: «Когда умер Аттила, король гуннов, обе провинции Паннонии и другие места, прилегающие к Дунаю, находились в замешательстве и неуверенности, и как пер­вый акт, великая борьба разразилась между его сыновьями за контроль над королевством. Эти люди, пораженные болезнью деспотизма, думали, что смерть их отцаподходя-


щий случай для совершения преступлений. В это время Северин, идя с востока, пребывал в маленьком городке под названием Астурис».

5 Так же у Vetter E. II Noll. Op. cit. S. 35.

6 Jordanes. Get. 259-263 о Недао, однако точная дата не указана.

7 Летописец Виктор Тоннонснский (Victor Tonnonensis. s. a. 453. 2 (Chron. Mm. II. 185),
если верить ему, относит эту битву к 453 году. Вшу (I, р. 296), Stein (I, p. 336), Ensslin W.
(Theoderich Der Grosse2. Munchen, 1959, 9) точно датируют битву при Недао 454 годом, а
Maenchen-Helfen (The World of the Huns. P. 145-147) показывает, что битва не могла состо­
яться позже, чем летом 455 года.

8 В этой главе цифры в скобках относятся к главам и разделам «Жизни» Эвгиппия.

9 Cons. Italica, 577 (Chron. Min. I. 304); но Моммзен доказывает, что с этим текстом
что-то не в порядке, так что вряд ли стоит продолжать спор.

111 Isidoreus, Etym. XI. 2. 4. О значении этого слова см. Thesaurus Linguae Latinae. I. 797. 61 sqq.; ср. 1126. 29 sqq.

" Iohannes Antiochenus. Frag. 214a (FHG V. 29).

12 Jordanes. Get. 282 sqq.; cp. Schmidt. Ostgermanen 277; Stein. P. I. 356. О дате и месте
остроготского поселения в Паннонии см.: Ensslin W. Die Ostgoten in Pannonien. Byzantinisch-
neugriechische Jahrbucher. VI (1927-1928). S. 146-159.

13 Напротив, hotter. Op. cit. S. 166. 207 ff. 253.

14 В этой работе я не ставлю своей целью идентифицировать древние топонимы. Ана­
лиз на английском языке см.: Haberl J. или Hawkes С. и Greeks S. Celts and Romans.
Archaeology into History. London, 1973. P. 97-149. J. Haberl позже написала работу «Wien-
Favianis und Vindobona» (Leiden, 1978). Археологические заметки об этих городах на анг­
лийском см.: Vetters H. в книге: Barley M. W. European Towns. Their Archaeology and Early
History. London; New York, 1977. P. 261-290. Существование топонима Батавис-Пассау
подтверждает непрерывность городской жизни не более, чем существование топонима
Лондиниум-Лондон.

15 Так, и совершенно справедливо, у Aljoldy G. Noricum. London, 1974. P. 216.

16 loifoedus, который заключили граждане Тибурнии с остроготами (XVII. 4), носил
совершенно иной характер. Это был просто мирный договор, положивший конец войне.
Он не предусматривал расселения федератов в Тибурнии. Schmidt (Op. cit. S. 120) и Stein
(Op. cit. P. 397), считают, что несколько городов Норика приняли федератов и одним из них
был Коммагенис. У Эвгиппия нет и намека на это.

17 Cod. Theod. VI. 8: «de metatis» [лат. о расквартировании].

18 Wirth (Art. cit. P. 232) (в прим. 2) считает «возможным», что солдат нанимали горо­
жане, но не видит, что означает такая «возможность». Bieler в книге: Bieler L. и Krestan L.
Eugippius: The Life of St. Severin. (The Fathers of the Church. Vol. 55). Washington, 1965,
основываясь на I. 3 sq., утверждает, что город «удерживался варварами согласно догово­
ру». Это — неправильное прочтение текста.

19 См.: Cod. Justin. IX. 8. 5; Digest. XLVIII. 4. 3, etc.

20 Так в Vita XXXIII. Ho Schmidt (Op. cit. S. 20) считает, что федераты были ругами, в то
время как Е. Norden (Alt- Germanien. Leipzig; Berlin, 1934. S. 75, Anm. 1) осторожно пред­
полагает, что они могли быть остроготами.

21 Bieler (Op. cit. 59) переводит эту фразу как «их враждебные соседи», и это верно.
Однако Нолл (Op. cit. (см. прим. 4 выше). S. 61) переводит это как «Feinden aus der
Nachbarschaft» [нем. враги по соседству], что подразумевает присутствие третьей сторо­
ны, не считая граждан Коммагениса и федератов. То же самое недоразумение привело Лот-
тера (Р. 211) к серьезным трудностям, и его аргументы звучат еще менее убедительно, ког­
да он обсуждает тот же эпизод на с. 136, 156.

22 De Excidio. XXIII.

23 Нет оснований соглашаться с Лоттером (Op. cit. S. 33 (ср. 166, 270,107), что Авит был
«bewaffheter Gefolgsmann des Rugierfursten Ferderuch» [кем. вооруженный сопровождающий
князя [Rugierfursten] Фредерика]. Эвгиппий не говорит о том, что Авит был членом какого-



Дополнения


Примечания



 


либо comitatus или что у него была постоянная связь с Фредериком. Варади (Das letzt Jahrhundert Pannoniens (376-476). Amsterdam, 1969. S. 348 ff.) считает, что Фелефей, а после него Фредерик имели должности в римской армии и в Фавианисе командовали римскими воинскими подразделениями. Работа Varady была раскритикована llarmatla J. The Last Century of Pannonia//Acta Antiqua Acad. Scient. Hungaricae. XVIII (1970). P. 361-369.

24 Я не знаю, почему Лоттер (Op. cit. S. 193) хочет придать Северину воинский отряд,
которым тот якобы в этом случае командовал.

25 Послание Эвгиппия.- Paschasius, 8; Noll. Ad loc.

26 Hydatius. 93. 95 (Chron. Min. II. 22); Sidonius. Carm. VII. 233.

27 Возможная аналогия — восстание hostes в Паннонии см.: Eusebius Hieronymus. Ep.
123. 16. Различные теории по этому поводу см.: Varady. Op. cit. S. 218.

28 Priscus. P. 310 sqq. (ed. Dindorf); Varady. Op. cit. S. 319 f.

29 О них см. Schmidt. Op. cit. S. 117-128. Об отношении Эвгиппия и Северина к варва­
рам см.: Uytfanghe M. van. La Bible dans la «Vie de saint Severin» d'Eugippius // Latomus.
XXXIII. 1974. P. 324-352, 337 etc. Я сомневаюсь, что Сидоний (Sidonius, carm. V. 46) может
служить надежным источником информации о том, что Майориан включил в свое войско
ругов. Поэт просто включил сюда все известные ему названия северных народов.

30 Procopius. BG. VII. 2. 1.

31 Vita V. 1. Это не значит, что острого™ в это время захватили Норик Прибрежный,
ср., впрочем: Schmidt. Op. cit. S. 120, хотя, возможно, они контролировали подходы к нему.

32 В рукописях Класса I — turba latrocinantium barbarorum [лат. толпа разбойничающих
варваров] и Noll справедливо отвергает barbarorum [лат. варваров], которого нет в рукопи­
сях Класса II. Но в своих заметках ad loc. (с. 125) Noll говорит о ругах, страдающих «unter
den Raubereien eines anderen germanischen Stammes, dessen Name leider nicht gennant ist» [нем.
от разбойных набегов другого германского племени, имя которого, к сожалению, не назва­
но]. Однако эти разбойники не были варварами — факт, который приводил в растерянность
переписчиков Класса I и заставлял превратить их в варваров. Schmidt (Loc. cit.) и Lotter (Op.
cit. P. 202) сохраняют barbarorum, считая, что latrones [лат. разбойники] были остроготами
из Паннонии. Но если они были готами, то почему Эвгиппий об этом не сказал?

33 Я не могу согласиться с Wirth (Art. cit. P. 256), что Флаккифей просто хотел совер­
шить набег на Италию, а не эмигрировать вместе со всем своим народом. На самом деле
большое число ругов служило в императорской армии в Италии в 476 году: Jordanes. Get.
291; Ennodius. Vita Epif. 118 (p. 99); 119 (p. 99). Мы не знаем, когда они туда попали и
почему они оставили своих соплеменников.

34 Procopius. BG. VII. 2. 1 и 18; Marcellinus Comes, s. a. 541. 2; 542. 2 (II. 106 f).

35 Procopius. BG. VII. 21. 3. Так было принято и у везеготов: см.: Legg. Visig. III. 1. 1.

36 Ennodius. Vita Epif. P. 361. 25: «qui parere regibus vix dignantur» [лат. которые едва ли
считают достойным подчиняться царям].

37 Vita IV. 12 ecclesiae hostes haeretici: VIII. 1. et al.

38 Op. cit. 121.

39 Cm. Saria B. Volker und Kulturen Siidosteuropas // Schriften der Siidosteuropa-Gesellschaft.
Bd. 1. Munchen, 1959. S. 17-31, с хорошим библиографическим материалом в примечани­
ях. О жизни церкви во времена Северина и особенно о вечерней мессе см.: Gamber К. Die
Severins-Vita als Quelle fur das gottesdienstliche Leben in Norikum wahrcnd des 5 Jh. // Romische
Quartalschrift fur christliche Altertumskunde u. Kirchengeschichte. LXV (1970) S. 145-157, a
также: Bieler. Op. cit. S. 41.

40 См. особенно XXXI. 3. Согласно Лоттеру (Op. cit. S. 193,204) они были даже в более
дружеских отношениях, чем мы могли бы предположить. Так, когда Северин предсказал
набег варваров, это не было ясновидением: вожди варваров намекнули ему об этом зара­
нее! Святой также не предсказал (в V. 2) отход готов из Паннонии около 472 года: готы
посвятили его в свои тайные планы!

41 См. замечания Zeiller J. Les origines chretiennes dans les provinces danubiennes. Paris,
1918. P. 563.


42 Zeiller. Op. cit. P. 541, полагает, что Гибульд, возможно, исповедовал арианство. У
Эвгиппия нет и намека на это. Аламанны не были знакомы с христианством до:

43 Н. Janichen в книге: Hoops J. Reallexikon der germanischen Altertumskunde^ Berlin. 1973
I.
S. 140, выводит отсюда «Einkonigtum», но вышеприведенные варианты также возможны.

44 Нет никакого оправдания утверждению //. Baldermann (Die Vita Severini des Eugippius
(II Teil) // Wiener Studien. 1964. LXXVII. S. 162-73, 171): «Die Rugierkonigin, eine eifernde
Arianerin, verfolgt die Provinzialen, weil sie katholisch sind» [нем. королева ругов, ревност­
ная арианка, преследует провинциалов за их принадлежность к католической вере]. Лот­
тер (Op. cit. S. 191) также говорит о насильственном обращении в арианство.

45 См., соответственно: Bieler. Op. cit. P. 24 и Zeiller. Op. cit. S. 562.

46 Vita XLIX. 1-3. Язычник Гунумунд убил священника в баптистерии церкви: XXII. 4.

47 Вандалы при Гундерихе осквернили церковь св. Винцента Мученика в Севилье в 428
году: Hydatius. 89 (П. 21); Isidore. Hist. Vand. 73 (II. 296). См. с. 194 выше.

48 Vita. XI. Есть сведения об уничтожении христианами языческих святилищ, статуй и
т. п. в конце IV века в Норике: см:. Alfoldy. Op. cit. (прим. 15 выше) Р. 210, но не во времена
Св. Северина.

49 Lotter (Op. cit. P. 194 п. 61) склонен считать, что сорок стражей были солдатами numerus
в Батависе, о котором упоминается в XX. 1. Слова viros oppidi не подразумевают солдат.

50 Другие упоминания об этих предосторожностях см.: Thompson. EG. 141, п. 3. Также
Procopius. BG. V. 14. 17.

51 Note XXII. 4 «Hunumundus paucis barbaris comitatus» [лат. Гунумунд в сопровожде­
нии немногих варваров], etc. Напротив, в XXV. 3 «Alamannorum copiosissima multitudo»
[лат. огромнейшее множество аламаннов], т. е. огромное множество аламаннов, которые,
впрочем, не захватили ни одной крепости — castella [лат. крепости] — значит, это термин
относительный (огромное множество). Их типичным оружием, видимо, были лук и меч
(XXXI. 5) или «tela» [лат. наступательное оружие] у Иордана (Jordanes. Get. 26). Были
они пешими или конными? Кроме королевской семьи, среди них были и другие вожди
(XXXIII. 1).

52 Ср. XXVII. 1: «mansores oppidi Quintanensis, creberrimis Alamannorum incursionibus
iam defessi, sedes proprias relinquentes in Batavis oppidum migraverunt» [лат. жители города
Квинтана, уже уставшие от бесчисленных набегов аламаннов, оставляя свои места, пере­
селились в город Батавис], хотя, видимо, это единственный отрывок, где Эвгиппий гово­
рит об этом ясно. Я не совсем понимаю в XXVII. 2: «quamvis ex duro barbarorum imperio
famis angustias sustinerent» [лат. сколько бы они ни переносили суровый голод от жестокой
власти варваров]. С другой стороны, нет слов о том, что жестокий голод в Фавианисе (III.
1) был вызван набегами.

53 Vita XXXI. 5: «ne tanti exercitus compulsione vastentur potius quam migrentur» [лат.
чтобы в результате столкновения с таким большим войском не было больше опустошения,
чем переселения]. Я считаю эту акцию Северина «неудачей». Если жители города были
готовы сражаться за него, то эта акция была почти предательством.

54 Procopius. BG. VI. 14. 9 и 24.

VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ

1 Hydatius. 65, 108а, 191. Наш текст Гидация датирует смерть Августина 436 годом вместо 430. Вся эта запись отсутствует в В; и Courtois (Byzantion, p. 25, 27) считает ее позднейшей интерполяцией. Несомненно, это так. Но разве не было бы странно, если бы Гидаций уделил этому выдающемуся святому меньше места в гл. 53, чем он уделил Паули­ну из Нолы в гл. 81 или св. Иерониму в гл. 59? Заметим, что с точки зрения Гидация основ­ной заслугой св. Августина было осуждение донатизма. Тот факт, что этот святой боролся также с присциллианством, Гидаций ни разу не упоминает. Знал ли он об этом?



Дополнения


Примечания


 


2 Courtois // Byzantion, p. 51, п. 6. Я принял его видоизмененную хронологию. Мало интересного можно найти в работе Torres С. R. Hidacio, el primer cronista espafiol // Rivista dearchivas, bibliotecas, у museos. LXII. (1956). P. 755-794; или в Sirago V. A. Galla Placidia e la trasformazione politica dell'Occidente // Universite de Louvain: recueil de travaux d'histoire et de philologie. Ser. 4, fasc. 25 (Louvain, 1961). P. 15 f.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: