VIII. ГИДАЦИЙ И ЗАВОЕВАНИЕ ИСПАНИИ 27 глава




'CILII. 2517.

4 Strabo. III. 1. 2; 3. 5 и 7 f. Заметим, что св. Фруктуоз из Браги пишет Браулио (Braulio.
Ер. 43; Migne. PL LXXX. 691): «nos longe positos occidentis tenebrosa plaga depressos» [лат.
нас, расположенных далеко и уставших от темной западной области].

5 Hydatius. 40.

''Idem. 215, хотя Моммзен (ad loc.) без видимой причины полагает, что Isauriae написа­но с ошибкой; ср. Greg. Tur. HF. IV. 40. Некоторые замечания о Гидации и Исрониме см.: Giunla F. Idazio ed i barbari // Anuario de estudios medievales. I. 1964. P. 491-494.

7 Hydatius. Praef. 6 sq., 130; Leo. Ep. 15 § 17 (Migne. PL LIV. 692).

8 Idem. 96. Какие результаты принес его визит к Аэцию? Аэций в следующем, 432 году,
послал к свевам Графа Цензория. То, что Аэций не сделал этого сразу, было, видимо, вызва­
но тем, что его беспокоили франки, однако только после возвращения Цензория ко двору
Гермерих заключил мир с галисийцами, да и то только потому, что в дело вмешался епископ
или несколько епископов: Idem. 100. Цензорий, возможно, принимал участие в переговорах,
но неизвестно, достиг ли он какого-либо результата. Аэций практически ничем не помог.

» Hydatius. 201.

10 Мы вряд ли можем согласиться с его утверждением на с. 13. 5 в издании Моммзена (Mommsen): Моммзен, «quae secuntur ab anno primo Theodosii Augusti, ut comperi, et descripsi» [лат. то, что произошло начиная от первого года правления Феодосия Августа, как я до­подлинно узнал и описал], так как в первый год Феодосия I он еще не родился. А как объяснить его утверждение в главе 175: «regnum destructum et finitum est Suevorum» [лат. Царство свевов было разрушено и прекратило существование], относящееся к 456 году? Только два года спустя, в 458 году, и готы, и вандалы решили, что стоит направить своих послов к свевам: Hydatius, 192. Даже Исидор (Isidorus. Hist. Goth. 32 (II. 280) вынужден вставить «раепе» [лат. почти], а затем говорит, что когда Малдрас был назначен королем, «regnum reparatur Suevorum» [лат. царство свевов восстанавливается]. Складывается впе­чатление, что Гидаций написал главу 175 вскоре после битвы в Кампус Парамус в 456 году, когда он был уверен, что власть свевов подорвана. Позднее, когда свевы частично восста­новили свои силы, он забыл исправить эту запись. Некоторые интересные замечания см.: Тгапоу. I. Р. 51.

"Hydatius. 109,145,151 соответственно.

12 Chron. Min. 11. 7.

13 Hydatius. 56.

14 Idem. 150: «memorantur» [лат. упоминаются].

15 Idem. 170, 188, 190, 208, 219. См. также: Giunta. Art. cit.

16 Hydatius. 156: «spirans hostilia» [лат. дыша ненавистью].

17 Idem. 183.

18 Idem. 174, 186; «pro-Roman», 170.

19 Orosius. Hist. VII. 40. 8.

20 Hydatius. 218; cp. Priscus Paniles. Frag. 30. I. 339 sq.

21 Hydatius. 128.

22 Oost S. Aetius and Majorian // Classical Philology. LIX. (1964). P. 23-29.

23 Hydatius. 34. и Seeck // P.-W. IX. 41.

24 Hydatius. 43: cp. 48 f.

25 Idem. 95. 110. О том же говорит Fredegarius. П. 51.

26 Hydatius. 92. и Freeman E. A. Western Europe in the Fifth Century. London, 1904. P. 276 n.

27 Sidonius. Ep. VIII. 5. и, возможно, IX. 12; Stevens С. Е. Sidonius Apollinaris and his
Age. Oxford, 1934. P. 65, n. 1.


2* Hydatius, 138. О Пасценции см.: Brown P. The Diffusion of Manichaeism in the Romaa Empire//Journal of Roman Studies. 1969. LIX. P. 92-103, особенно с 101. Автор не сомиеаа-ется в том, что именно манихейство привело Пасценция из Рима в Асторгу.

29 Если Гидаций был поклонником Аэция (в чем я сомневаюсь), то он приводит удиви­тельно полную информацию о противнике Аэция Себастьяне: см.: 99, 104, 129, 132, 144.

шЫет. 153 sq, 160, 162.

!| Idem. 145.

32 Leo. Ep. 102 ad fin. (Migne. PL LIV. 988): «quae volumus per curam dilectionis vestrae
etiam ad fratres nostros Hispaniae cpiscopos pervenire: ut quod Deus operatus est nulli possit esse
incognitum» [лат. мы хотим, чтобы эти вести благодаря вашей сердечной заботе дошли и до
наших братьев — епископов Испании: дабы то, что свершил Господь, ни для кого не могло
остаться неизвестным]. В 454 году Лев направил письмо к «епископам Галлий и Испании»
по вопросу даты Пасхи 455 года. К сожалению, в этом случае мы не знаем, каким путем шло
письмо Папы: опять через Галлию в Испанию или напрямую к испанским епископам.

33 Hydatius. 231.

34 О том, как приняли Халкедон на Западе, см.: Bardy G. La repercussion des controverses
christologiques en Occident entre la concile de Chalcedoine et la mort de l'Empereur Anastase
(451-518) // Grillmeier А. и Bacht H. (Ed.). Der Konzil von Chalkedon. II. Wurzburg, 1954.
S. 771-789.

35 Hydatius. 115, 118.

36 Idem. 120 (Sicily), 167 (Rome), 144 (Sebastian), 192 (Vandal ambassadors).

37 Marcellinus. s. a. 455 (II. 86), другие упоминания см.: Seeck //P.-W. VI. P. 926 и Courtois.
Vandales. P. 196.

38 Hydatius. 167: «ut mala fama dispergit» [лат. как разносит дурная молва].

39 Примечание «utaliquoramrelatiohabuit<...> dictus est» [лат. как сообщается в доне­
сениях некоторых лиц <...> был назначен]: ibid. 89.

40 Idem. 62".

41 Письмо Авита напечатано в издании: Migne. PL XLI. P. 805. Он пишет: «Sed impeditum
est desiderium meum [возвратиться домой в Галлию], per totas iam Hispanias hoste diffuso»
[лат. Но исполнению моего желания [... ] препятствовало то, что враги уже наводнили все
Испании]. Об Авите из Браги см.: Lambert A. Diet, d'hist. et de geogr. eccles. V. 1201.

42 Severus Maiorkasus. Epistola de Iudaeis (Migne. PL XX. 735, cp. 742).

43 Hydatius. 127.

44 Idem. 106.

45 Idem. 109.

46 Idem. 238, 247.

47 Idem. 106. Эта запись проанализирована Torres С. Peregrinos de Oriente a Galicia en el
siglo V//Cuadernos de estudios gallegos. 11 (1957). P. 53-64.

48 Hydatius. 106.

49 Idem. 177: «orientalium naves Hispalim venientes per Marciani exercitum caes[os Las]as
nuntiant» [лат. корабли с Востока, прибывая в Гиспал, сообщают, что лазы были убиты
войском Маркиана. Caesas (вм. caesos Lazas): убиты (в женском роде). — Примеч. перев].
В рукописи В просто caesas. Прочтение Моммзена основано, по моему мнению, на Приске
Панийском (Priscus Panites. Frag. 25) Тгапоу принимает прочтение Моммзена без ком­
ментариев.

50 Hydatius. 109.

51 Idem. 146 sq., 184, 157 соответственно.

52 Idem. 215. Эта запись относится к 461 году, однако великое землетрясение, потряс­
шее Антиохию в этот период, произошло субботней ночью, 13 сентября 458 года: см.:
Downey G. The Calendar Reform at Antioch in the Fifth Century // Byzantion. 1940-1941. XV.
P. 39-48 и Honigmann E. The Calendar Change at Antioch and the Earthquake of 458 A. D. //
Ibid. 1944-1945. XVII. P. 336-339. Ни один из этих авторов не обсуждает проблему Hydatius.
215. Почему он датирует землетрясение таким поздним годом? Есть данные о том, что в



Дополнения


Примечания



 


459 году в Антиохии было второе землетрясение (Downey. Art. cit. 42 f.; Honigmann. Art. cit. 338), но, насколько я знаю, нет данных о том, что подобное бедствие произошло в 461 году. Я считаю, что Гидаций узнал об этом событии только через несколько лет и дата, которую ему сообщили, была ошибочной. Это могло бы служить еще одним доказатель­ством того, насколько трудным и медленным было сообщение между Востоком и крайним Западом в середине V века. Отметим, что Гидаций был единственным западным писате­лем, который хоть что-то знал о каком-то из землетрясений в Антиохии в этот период.

53 Hillgarth J. N. Visigothic Spain and Early Christian Ireland // Proceedings of the Royal
Irish Academy. Vol. 62. Section С N. 6. P. 167-194.

54 Папа Simplicius. Ep. 21 (P. 213 f. Thiel): «Plurimorum relatu comperimus» [лат. Нам
достоверно известно по сообщениям многих], etc.

55 Hilary. Ep. 14. Сар. I (р. 157. Thiel).

56 Idem. Ep. P. 13 sq. (p. 155 ff. Thiel).

57 Felix II. Ер. 5 (p. 242. Thiel).

58 Таким образом, известная теория N. Н. Baynes (Byzantine Studies and Other Essays.
London, 1955. P. 315 f.) о том, что именно флот вандалов разрушил единство средиземно­
морского мира, не подтверждается испанскими источниками.

59 Вигу. I. Р. 295; ср. Prosper. 1367 (1. 482); Jordanes. Get. 42. 223.
mHydatius. 154.

61 Seeck/ZP.-'W. I. 703. s. v. Aetios (5). Этот отрывок из Гидация был неправильно понят
Maenchen-Helfen (The World of the Huns. P. 138).

62 Содержательный отрывок на эту тему есть у Иеронима (Hieronywvus. Ep. 123) (напи­
сано в 409 году): «quicquid inter Alpes et Pyrenaeum est, quod Oceano Rhenoque concluditur,
Quadus, Vandalus, Sarmata, Halani, Gypedes, Heruli, Saxones, Burgundiones, Alamanni, et — о
lugenda res publica — hostes Pannonii vastaverunt» [лат. Все, что находится между Альпами
и Пиренеями, что ограничено Океаном и Рейном, опустошили квады, вандалы, сарматы,
аланы, гепиды, герулы, саксонцы, бургунды, аламанны и — о несчастное государство! —
паннонские враги]. Заметим, что Орозий (Orosius. Hist. VII. 40. 3) также отмечает, что
вандалы, аланы и свевы перешли Рейн в 406 году «multaeque cum his aliae [gentes]» [лат. И
с ними многие другие [народы]]. Эти главы об Испании содержат довольно много сведе­
ний о свевах. Они в конце концов были обращены в католичество, и сведения об этом
обращении можно найти в работе: James Е. (редактор) «Visigothic Spain»: New Approaches.
Oxford, 1980. P. 77-92.

63 С этим поп sequitur согласен даже автор серьезной, хотя и неубедительной работы:
Schwarz E. Der Quaden- und Wandalenzug nach Spanien // Sudeta. 1927. III. S. 1-12; о том же
говорит Goessler P. II P.-W. XXIV. I. P. 645, cp. Tranoy. II. P. 35. Dahn. (P. 546, n. 2) разумно
воздерживается от размышлений на тему истории свевов до 406 года. Исследователь исто­
рии свевов мало что узнает из статьи: Otto Wendel. Das Suebenreich auf der Pyrenaen Halbinsel //
Zeitschrift fiir deutsche Geistwissenschaft. 1942-1943. V. S. 306-313; атакже из: Reinhart W.
Los Suevos en tiempo de su invasion de Hispani // Archiva espafiol de Arqueologia. V (1942-
1943). P. 131-144; или из Vazquez de Parga L. La obra historica de San Isidore // Isidoriana /
Ed.: Diaz у Diaz M. C.Leon, 1961. P. 99-105.

64 Jordanes. Get. 277-279.

61 Origo Gentis Langobardorum. 4; Paulus Diaconus. Hist. Langob. I. 21; II. 26.

66 Swajjham. etc.: Ekwall E. Tribal Names in English Place Names // Namn och Bydg. 41 (1953). P. 129-177,150 f.; cp. MyresJ. N. L. Anglo-Saxon Pottery and the Settlement of England. Oxford, 1969. P. 72 f. Первой из этих ссылок я обязан проф. К. К. Камерону из Ноттингем-ского университета, почетному директору английского топонимического общества. Есть интересная работа по ранней истории свевов у Р. Л. Рейнольдса, см.: Reynolds R. L. Reconsideration of the History of the Sueves // Revue beige de philologie et d'histoire. XXXV (1957). P. 19-47, который доказывает, что нет надежных источников, подтверждающих един­ство свевов и квадов. Наоборот, все авторы, писавшие о них, тщательно их разделяют. Однако я не согласен с ним в отрицании традиционного мнения, что свевы перешли Рейн


 


в 406 году, что они опустошили Галлию в 406-409 годах вместе с вандалами и аланами и что они вторглись в Испанию осенью 409 года. Рейнольде, а вслед за ним Шеферлнк (Schdferdiek. 105), высказывает мнение, что свевы могли добраться до Галисии морем. Hydatius. 242, вряд ли мог ошибаться в этом вопросе, и мы не можем также отбросить однозначное утверждение испанца Орозия (см: Orosius. Hist. VII. 38. 3, 40. 3), который в 409 году был в Испании.

67 Dahn. Р. 546, п 1, ср. Millner F. //P.-W. VIII. А I. 307. Фриман fOp. cit. P. 134) полагает,
что некоторые из них перешли через горы 28 сентября, а другие — 13 октября, хотя, опять-
таки, это не соответствует тому, что писал Гидаций.

68 Так в книге: Courtois. Vandales. P. 50 f., ср.: Tranoy. I. P. 25.

" Hieronymus. Ep. 123. 15: «ipsae Hispaniae iam iamque periturae cotidie contremescunt recordantes inruptionis Cymbricae» [лат. и сама Испания, которая вот-вот погибнет, ежед­невно содрогается, вспоминая о нашествии кимвров], и т. д.

70 Chron. Min. II. 3. Единственное свидетельство, если его можно так назвать — это
утверждение Прокопия (Procopius. BG. III. 3. 2), что Гонорий позволил вождю асдингов
Годегизелу поселиться в Испании. Прокопия нужно проверять в том, что касается V века,
однако вспомним Олимпиодора (Olympiodorus. Frag. 16), где он говорит о федератах, кото­
рые, должно быть, были те самые Honoriaci, а не завоеватели 406 года.

71 Вигу. I. Р. 204.

72 Stein. I. Р. 263; Reinhart. Р. 65; Schmidt. Wandalen. S. 22; Schdferdiek. S. 105; ср. Dahn
(S. 546, 563), который датирует предполагаемый/ЬеА«417 годом.

73 Верный вывод сделан: Gibert. P. 557; Tranoy. I. P. 35.

74 Hydatius. 249. Согласно Reinhart (P. 52), они жили между Лузитанией и Асторгой, но
мы можем назвать более точное место. В этом отрывке аунонцы явно противопоставляют­
ся Лузитании и галисийскому городу Асторге. Можно сделать вывод, что они жили не в
Лузитании, а в Галисии, причем не в Асторге, а в другом месте (так как Карфагенская
провинция здесь явно не подходит). Точка зрения Шмидта (Schmidt. Westgermanen. I. S. 212,
Anm. 2), что Аунона находилась в Лузитании, противоречит словам Гидация. Также мало­
вероятно предположение (Gibert. P. 566) о том, что Аунона могла быть владением везего-
тов, так как до 585 года везеготы нигде в Галисии не правили. Вопрос, как мне кажется,
осложняется тем, что в Parochiale свевской Галисии мы находим pagus под названием Аипопе
в епархии Туй: см. издание этого документа: David. P. 43 или: Corpus Christianorum, series
Latina. Vol. 175, p. 419. Вряд ли можно сомневаться в том, что Гидаций имеет в виду имен­
но это место, так как в Галисии не могло быть двух мест с одинаковыми названиями. Что
касается 460 года, когда Рехимунд опустошал район, где жили аурегенцы и район Луго
(Hydatius. 202), то здесь можно однозначно утверждать, что аурегенцы жили в Галисии.
Иное мнение см.: Reinhart. Op. cit. P. 50, п. 35; Шмидт (Schmidt. Op. cit. I. S. 211, Anm. 1),
видимо, прав, считая, что Auregenses означает жителей Оренса.

75 Hydatius. 49; Orosius. Hist. VII. 40. 10: «habita sorte et distributa usque ad nunc [417 г. н. э.]
possessione» [лат. управление до сих пор [...] производилось и распределялось по жребию].

76 Это неубедительное мнение см.: Reinhart. Р. 35, 65. Автор Chron. Gall. a. DXI 557 (I.
665), чьим источником здесь был Гидаций, увидел в этом отрывке только ссылку на жере­
бьевку по разделу Испании и никакого упоминания о hospites [лат. чужеземцы]. Ни он, ни
Гидаций даже не намекают на существование какого-либо foedus [лат. союз] или u&sortes
[лат.
жребий], выделенные hospites. Seeck (Untergang VI, 61) разумно соглашается с ними.

77 Schmidt. Westgermanen. I. S. 22.

78 Gibert P. 558. Он также отмечает на с. 558, что слово servituti у Гидация описывает не
отношения федератов с жителями провинции, среди которых они жили, а отношения угне­
тенных жителей провинции с их угнетателями-варварами.

75 Hydatius.14, где асдинги покидают Галисию и идут в Бетику.

80 Из Orosius. Hist. VII. 43. 14. Штейн (Stein, I. P. 263) делает вывод, что все варвары в Испании пытались заставить императора Гонория заключить foedus и тем самым признать их законное право на те земли, которые они захватили силой. Я бы не стал делать этот или



Дополнения


Примечания



 


какой-либо другой вывод относительно варваров из этого отрывка из Орозия. Также не со всем можно согласиться в работе Straub J. II Historia. V. I. (1950) P. 75.

K1 Hydatius. 68.

nIdem. 71.

83 Orosius. Hist. VII. 41. 2.

84 Hydatius. 11.
%4dem.
71. 74.
86 Idem. 86. 89.

B7 Thompson E. A. Christianity and the Northern Barbarians // Momigliano A. D. The Conflict Between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Oxford, 1963. P. 69 ff. Орозий (Orosius. Hist. VII. 41. 8) заходит слишком далеко, намекая на то, что обращение вандалов и свевов (не говоря уже о бургундах) произошло до 417 года, то есть до года написания его труда. Это может быть верно по отношению к вандалам, но не к свевам.

88 Hydatius. 71; Reinhart P. 38, и особенно Tranoy, ad loc.

89 См. ссылки в книге: Courtois. Vandales. P. 55, п. 1.

90 Hydatius 71, 74. Каково бы ни было значение слов «aliquantis Bracara in exitu suo
occisis» [лат. некоторое (их) количество было убито в Бракаре во время их исхода] в по­
зднейшей записи (74), одного они не могут означать: они не могут означать, что в Браге
были убиты некоторые вандалы. Но именно так эти слова понял Шмидт (Schmidt.
«Wandalen». S. 26). Даже Бари (Bury I. P. 208) не высказывает определенного мнения на
этот счет, но обратите внимание на перевод Траноя (Tranoy), который кажется верным.

91 Isidore (Hist. Sueb. 92 (II. 303)) пишет, что королевство существовало 177 лет. Он
считает с 409 года, когда свевы впервые вошли в Испанию, до 585 года, когда их подчинил
себе везеготский король Леовигильд.

92 Ibid. 85 (П. 300): «Gallici autem in parte provinciae regno suo utebantur» [лат. жители
Галисии в части провинции имели свою царскую власть].

93 Hydatius. 74; однако см. прим. 91 выше.

94 Idem. 186,249.

95 Idem. 199,201.

96 Idem. 199.

97 Salvian. De Gub. Dei VII. 27 f.

98 С цифрой 25 000 согласен Лакарра (Lacarra J. Settimane. VI. Spoleto, 1959. P. 324),
однако Рейнхарт (Р. 32) считает, что свевов могло быть 30000 или 35 000 человек, из них
8000 или 9000 воинов. С тем, что свевы были немногочисленны, согласен Рейнольде
(Art. cit. P. 33), который указывает на то, что «весь народ был осажден вандалами в се­
верных горах»: Hydatius. 71. Уоллес-Хедрилл (Barbarian West. P. 118), считает, что «30
000 — это маловероятно». Большинство современных исследователей сходятся на том,
что свевов в Испании было от 25 000 до 35 000 человек. Это значит, что воинов было не
больше 8 000-10 000.

99 Notitia Dignitatatum. Ос. XLII. 34 и 44; Annee epigraphique. (1951). Р. 267. Фотогра­
фия этой надписи приведена в книге: Courtois. Vandales. Plate 7. Относительно имени Эрмен-
гон, обнаруженного на саркофаге в Понтеведре, датированном 624 годом, см.: Vives. 188.

100 Procopius. BG VII. 34. 42 sq.; Jerome. Chron. s. a. 373.

101 Amm. Marc. XVI. 12. 19: «indicavit pertriduum et trinoctium flumen transisse Germanos:»
[лат. сообщил, что германцы перешли реку за три дня и три ночи]; 26: «armatorumque
milia triginta et quinque» [лат. тридцать пять тысяч воинов], цифра, в достоверности кото­
рой иногда (и совершенно напрасно) сомневаются.

W2Plinius. Nat. Hist. HI. 28.

103 Mateu F. у Llopis. Hallazgos monetarios (VI) // Ampurias. XIII (1951). P. 203-255, 231 f. (который ошибочно приписывает solidus Константина III Константину Великому); Lafaurie J. La chronologie des monnaies de Constantin III et de Constant II // Revue numismatique. Ser. 5. Vol. 15 (1953). P. 37-65. Возможно, что ссылка на завоевание 409 года есть также в следующих строках Испанской антологии:


glorificat nostra pax quos contemserat hostis,

et onor est potior his quam concussio leti,

nos dedimus sedem istis cum laude perenni,

vos traite famulos in regni sorte futuri.

[лат. наш мир прославляет тех, кого презрел враг, и почет для них предпочтительнее, чем боязнь гибели; мы дали им почетное место с вечной похвалой, а вы — вытягивайте слуг в жребии будущего царства]

См.: Fiebiger О., Schmidt L. Inschriftensammlung zur Geschichte der Ostgermanen // Kais. Akademie d. Wissenschaften in Wien: phil.-hist. Klasse. Denkschriften. 60 Bd. 3 Abh. Vienna, 1917. N32.

104 Hydatius. 49.

IX. КОРОЛЕВСТВО СВЕВОВ В ГАЛИСИИ

1 Hydatius. 86. Другое мнение см.: Lepper J. L. M. de. De Rebus Gestis Bonifatii. Brada,
1941. P. 82 f.

2 Hydatius. 119; cp. Isidore. Hist. Sueb. 85 fin. (II. 300). Я не думаю, что Freeman E. A.
(Western Europe in the Fifth Century. London, 1904. P. 236) прав, когда говорит, что в резуль­
тате захвата вандалами Севильи в 435 году (Hydatius. 86) «Севилья навсегда была потеря­
на для Рима». В 425-441 годах там еще должна была оставаться римская власть.

3 Hydatius. 123.

4 Idem. 86.

5 Chron. Caesaraug. s. a. 460 (II. 222).

6 Hydatius. 123 (cp. 139), 137.

7 Idem. 123.

8 Jordanes. Get. 229 f., хотя это может быть не более чем догадкой.

9 Hydatius. 142.

10 Isidorus. Hist. Sueb. 87 (II. 301), который упоминает только о первой атаке свевов на
Тарраконскую провинцию и, видимо, ничего не знает о второй. Об условиях в Тарраконе
см.: Orosius. VII. 22. 8.

" Hydatius. 170, 172; Jordanes. Loc. cit.

12 Jordanes. Get. 231; ср. Гидаций (186, variae nationis. Dahn (s. 550)), как мне кажется,
делает слишком смелый вывод, считая, что если бы Рехиарий захватил всю Испанию, он
стал бы угрозой для Тулузы: поэтому Теодерих напал на него. Как часто войска из Испа­
нии вторгались во Францию? Слова in campo Paramo у Гидация отсутствуют. Они сохра­
нены только в Chron. Caesaraug. s. a. 458 (II. 222).

13 Sidonius Apollinaris. Ep. VIII. 12 и Stevens С. Е. Sidonius Apollinaris and His Age.
Oxford, 1933. P. 66 f.

14 Isidore. Hist. Coth. 31 (II. 279).

15 Hydatius. 173, 175; Chron. Caesaraug. Loc. cit.; Auct. Prosp. Haun. s. a. 457 (I. 305); но
Jordanes (Get. 232) здесь, как всегда, ошибается (с. 168). Он рассказывает, что Рехиарий
сел на корабль в «Тирренском море», но шторм вынудил его вернуться и так он попал в
руки готов. Этой истории нельзя верить, так как Гидаций говорит, что король бежал в Опорто,
а не к Средиземному морю, которое было для него недосягаемо. Термин «Тирренское море»
употребляется по отношению ко всей западной части Средиземного моря вплоть до Гиб­
ралтара: см.: Orosius. I. 2. 7, ср. 69.

"■Hydatius. 174.

17 Так считает Dahn. S. 548.

18 Hydatius. 188, 193, 240, 249 соответственно.

19 Reinhart (P. 135), который здесь меняет свое мнение о подлинности этих монет, в ко­
торой он сомневался в статье: El reino hispanico de los suevos у sus monedos // Archivo
espanol de Arqueologia. XV (1942). P. 308-328,326 f. Немногие согласятся с Солари (Solari A.



Дополнения


Примечания



 


Intorno a Richiario capostipite della dinastia suebica // Rivista di filologia. N. S. XV (1937). P. 46—47), который считает, что монета относится к периоду до 409 года и что этот Рехиарий был доселе неизвестным отцом Гермериха.

20 Hydatius. 74, 71.0 Нервасийских горах см.: Courlois, Vandales. P. 55, п. 1.

21 Hydatius. 91, 96, 100, ср. 114.

22 Idem. 137.

23 См. с. 36 и след. выше.

24 Dahn (S. 547, ср. 561) выдвигает хитроумную версию о том, что Геремигарий мог
быть королем одновременно с Гермерихом: в таком случае это был пример двойного прав­
ления, которое было распространено среди ранних германцев и встречалось также у све-
вов. Однако у Гидация нет и намека на то, что Геремигарий был королем, также версия
рукописи F. Hydatius. 90 не имеет никакой ценности.

25 Hydatius. 90.

26 Idem. 181: «Suevi <...> Maldras sibi regem constituunt» [лат. Свевы <...> назначают
своим царем Малдраса]; ср.: Dahn. S. 568 f.

27 Hydatius. Loc. cit.

28 Idem. 188, «pars Framtano, pars Maldras regem appellant» [лат. часть называют царем
Фрамтано, часть — Малдраса].

29 Idem. 188: Schmidt. (Westgermanen. I. S. 210) думает, что они слились, но это мнение
ничем не подтверждается. Об Isidore. Hist. Sueb. 88 (II. 28) см.: HertzbergH. Die Historien und
die Chroniken des Isidorus von Sevilla, Erster Teil: Die Historien. Inaugural-Dissertation. Gottingen.
1874. S. 58. В дальнейшем эта работа цитируется как Hertzberg. Historien. Вторую часть
ценной работы Гертцберга см.: Forschungen zur deutschen Geschichte. XV (1875). S. 289-360.

30 Hydatius. 193.

31 Jordanes. Get. 277.

32 Hydatius. 195, 198.

33 Idem. 201,207.
M Idem. 203.

35 Как это ни удивительно, Schmidt (Westgermanen I. P. 210, n. 4) и Schdferdieck (109, Anm.
14) считают, что Рехимунд и Ремисмунд — это одно и то же лицо, однако см.: Тгапоу. II.
Р. 119.

36 Hydatius. 223, 226.

37 Bede. Hist. IV. 12. Ср.: Paulus Diac. Hist. Langob. II. 32.

38 Hydatius. 180, 187.

39 Jordanes. Get. 233 sq.

40 Однако см.: Seeck//?.-VJ. I. 1129 f. и Untergang VI. 343: он отождествляет Аиоульфа
с Агиульфом Гидация, 139, по приказу которого Цензорий был задушен в Севилье в 448
году. Это вполне вероятно. Версию Иордана также принимают: Dahn. Loc. cit; Reinhart.
P. 47 f.; Stein. I. P. 373 (который говорит, что Агиульф был разбит везеготской армией: ср.
Hydatius. 187); Schmidt. Westgermanen I. S. 209, Anm. 6, который сомневается в тождестве
Аиоульфа и Агиульфа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: