АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 19 глава




А город Канбалык велик ли или мал, про то подлинно неведомо, потому что с двора ходить руских людей не спускали: заперты были, что в тюрьме. А за что были заперты, про то неведомо ж.

А которые товары приносили из рядов на двор, и покупали те товары большою ценою против рускаго. А которые лошади и верблюды продавали на серебро, и в том серебре заливано свинец и медь, а серебра нет и в полы. А суды серебряные приносили продавать, и то все с медью ж. А жемчюг дорог, перед нашим перед руским вдвое. А каменья добраго отнюдь не видали. А на руские товары ни на которые походу нет, кроме горностаев да песцов; а соболей, и лисиц, и бобров, и барсов много, а купить не можно.

А хоромы в Канбалыке все каменный, деланы просто, крыты черепицею муравленою. А на хоромех и на платье и на судах деланы все змеи.

А овощу всякого в Канбалыке и во всех городех, яблок, и груш, и вишен, и слив, и дынь, и арбузов, и винограду, и огурцов, и орехов грецких и руских, и меду, и воску, и сахару много; а иные овощи не ведомы. А лук и чеснок, ретька и морковь поспевает на Великое заговенье 62; а вишни и огурцы поспевают на Георгиев день и ранее; а яблоки, груши и сливцы поспевают на Петров день и ранее; виноград поспевает на Семенов день; а лук и чеснок, ретька, и морковь, и хрен — тот в росле, а ино поспевает. А инбирь родится в Канбалыке.

А пряные зелья купят: перцу батман на серебро по шти золотников и по пяти; гвоздики купят батман по 4 лана; корицы купят батман по 2 золотника; сахару леденцу купят батман по 3 золотника. А иныя пряные зелья есть ли или нет, про то подлинно неведомо. А где родится — в Канбалыке ли или нет, про то неведомо ж. А мушкатных орехов [179] купят батман по осьми золотников; меду купят батман по 2 золотника; а воску купят батман по 3 золотника; кореню мамраму 63 купят батман по 5 лан середняго, а добраго по шти и по семи лан; бадьяну купят батман по шти золотников середняго, а добраго и по семи золотников, А бархатов травчатых и гладких купят аршин по лану; а камок середних портище купили по 3 лана; а добрых камок купили портище по 5-ти лан; а обьери купили аршин по лану. А где делают бархаты и камки и обьери, и где родится серебро, и золото, и каменье, и жемчюг, и пряные зелья, и овощи, и про то подлинно неведомо ж. А чай родится на дереве, а купят батман чаю по 2 золотника. А хлеб родится, пшеница и ячмень, и пшено, и просо, и овес, и горох двожды летом, а ржи не видали. А дожди бывают великие и громы и молния.

А улицы проезжие высланы камень дич серой. А по обе стороны улицы копаны борозды великие, приведены в речку и в озера, когда бывает вода дождевая, и теми бороздами та дождевая вода из улиц и из переулков збегает, и грязей в улицах не бывает, и из дворов на улицы вывожены трубы для дождевой воды. А рек больших в том городе в Канбалыке, сказывают, нет. А воды в Канбалыке гораздо нездоровы. А меж дворов и хором все сады.

А в Китайском царстве в Канбалыке царь богда мунгальскаго рода 64. А прежде того был царь китайского рода Даба. А как одолели мунгальцы Китайским царством, и тогда тот Даба-царь обесился 65, а после его остался сын в малых летех. И как тот Даба-царь обесился, и, сына его взяв, ближние его царевы китайские люди отъехали в украйные городы 66.

А мунгальцов в том китайском городе в царстве немного, нет де и десятой доли, а китайцев де многое множество.

А люди в Китайском царстве мужеск пол и женск дороден и чист. А у китайских женскаго полу ноги маленьки, что робячьи. А платье носят коротко, своим переводом. А волосы на главах по-немецки.

А мунгальского роду женск пол — ноги полные; платье носят долго по земли и ног не видеть; а волосы плетут в косы и обвивают около головы, а иные повязывают платами черными. А платья цветнаго мужеск пол и женск не носят, носят платье все черное. А перед уванами, по нашему бояры, куды ни пойдут, носят перед ними солнышники по 2 и по 3, а по сторонам идут по 7-ми человек и по 9-ти, а платье на них цветное, а в руках несут палки сажени по полуторе, а по концом вызолочены. А мужеск пол волос не держит, только наверх головы уставливают косы. А платье носят своим переводом. А на головах носят зимою шапки низенькие черные, что старские, а наверху у тех шапок кисти шелковыя красные велики; а летом шляпки маленькие же, плетены из камыша, а кисти такие же, что на шляпках.

Ядь в Китайском царстве поганые ядят всякую: и собак ядят, и в рядах собачье мясо вареное продают, и мертвечину всякую ядят 67. А харч всякой дорог: лебедя живаго купят лана в 3 и в 4, а гуся по лану, курицу по 2 золотника, утку по 4 золотника, барана жирнаго по 2 лана; быка по осьми лан и по 10-ти. А мелочь всякую покупают: торгуют медью, по нашему пула, а по их чесы; а на золотник больших чесов по сту и по сороку, а малых вдвое.

А в Китайском царстве многих земель люди немцы: француские, ливонские, шпанские, италиянские (В тексте: и малиямские.), а веруют свою веру, а живут из давных лет 68. [180]

И бусорманья веруют свою бусорманскую веру, а говорить по своему, мало помнят. А сказывают, что зашли деды наши и отцы в Китайское царство с Темир-Аксаком 69, а памятухов де ныне у нас про то нет, только де домышляемся по письмам.

А как де одолели мунгальцы Китайское царство, и тому де всего только лет с 13. А ныне де у царя богды с сыном старого царя Дайбы бои бывают почасту, и служба безпрестанно 70.

Прошлаго 164 году июля в 7 день пришли в Канбалык из Галанския земли послы 20 человек немец, а сказывают, пришли на короблях 71. А сколь далеко недошли короблями до Канбалыка, того подлинно проведать не у кого. А тех немец с двора не спущают же, и с рускими людьми сходиться не давали же. А которые руские люди с ними и видались, и они немецкого языка не знают, а немцы не знают рускаго языка. И спрашивали те немцы: кто бы умел по-латыни? И с Федором таких людей не было ж. И прислали те немцы к Федору с рускими людьми письмо в 2 пойма за печатью, и Федор Исакович Байков взял с собою к Руси 72. А как пошел Федор из Китайского царства к Руси, а те голанские немцы осталися в Канбалыке; а как им будет отпуск или не будет, про то неведомо.

А меж Канбалыка и заставнаго города Капки 8 стен каменных, ведены через горы каменные 73. А издалеча ли те ведены стены, про то подлинно неведомо. А в стенах во всех камень дич.

А как отпустили Федора Исаковича Байкова из Китайского царства из Канбалыка, и Федор Исакович Байков отшел от Канбалыка 9 дней, прошед город Баян-Суму 74, стал на ночь, а до крайнева заставного города Капки не дошел за день, отпустил с того места индеянина торговаго человека Бартыя Матриева 75 кошевара его Тюляка в город Канбалык в приказ к приказным царевым людем сентября в 13 день. А велел ему приказным людем говорить: жил де в Канбалыке полгода, а царь де ваш государевы любительные грамоты принять не изволил, и очей своих мне, холопу государеву, видеть не велел, а в приказ де вы меня с государевою грамотою и звали, и яз де к вам с государевою грамотою в приказ не поехал, исполняючи указ великаго государя; а когда де у вашего царя чин таков, что никоторым послам царь ваш не кажется, и в том де я перед царем вашим во всем виноват, что ни в чем повеления царя вашего не послушал; а чтоб де ныне царь ваш пожаловал, велел меня с государевою грамотою и с казной взять назад к себе в Канбалык, а я де повеление царя вашего во всем стану слушать.

А отпустя того Бартыява кашевара Тюляка в Канбалык, пошел вперед за последней заставной город Капку. И, отшед от того заставного города Капки 3 дни, стал на стан.

165 году сентября в 19 день прибежал из Китайскаго царства из Канбалыка к Федору Байкову гонец, а говорил ему: прислан де я к тебе по цареву указу от приказных царевых людей, а велели де тебе говорить — прислал де ты от себя с дороги человека своего в Канбалык в приказ к приказным царевым людем; и приказные де царевы люди об том царю докладывали, и царь де тем речам человека твоего верить не велел, а велел де царь об том допросит тебя самого: в приказ де к царевым людем едешь ли, и государя своего любительную грамоту, которая прислана к нашему царю, с собою к приказным людем принесешь ли, и по нашей вере припадш ли на колено, кланятися станешь ли?

И Федор Байков против того почал говорить: во всем де царя вашего повеление стану править — в приказ де я к приказным царевым [181] людем поеду, и государеву любительную грамоту приказным царевым людем подам, и кланятися по вашей вере, припадши на колено в шапке стану, и как де годно царю вашему, во всем повеления его слушать стану.

И те его Федоровы речи тот гонец записав, поехал назад в Канбалык того ж числа. А Федор Исакович Байков велел стоять на том месте до цареву указу. А послал он, Федор, того бартыева кашевара в Канбалык, утаяся всех государевых служилых и торговых людей, А на том месте стоял Федор Байков 7 дней.

И сентября в 25 день приехали из Канбалыка гонцы и бартыев кашевар, которого посылал Федор Байков в Канбалык, и сказали те гонцы Федору: царь де наш не изволил тебя взять к себе назад для того, что де ты сшел с того места, с котораго посылал человека своего в Канбалык, и ушел за последней город, и за то де тебя царь и приказные царевы люди осудили — больше де он не совсем умом, что так делает, а сказывается де, послан от великого государя, от благоверного царя, а царского де достояния править ни в чем не умеет.

К аблаевым пашенным бухарцом в таран пришел Федор того ж 165 году марта в 4 день. А у пашенных бухарцов под тараном стоял Федор 4 недели 2 дни, А от аблаевых пашенных бухарцов пошел Федор к Аблаю в улус апреля в 1 день. А к Аблаю в улус пришел апреля в 28 день. А в улусе у Аблая стоял 10 дней. А на Бешку пришел Федор к Абалю-тайше майя в 11 день. А корм дал Федору на месяц 30 баранов; а государевым служилым людем корму не дано.

Государева посла Федора Аблай-тайша имал к себе в улус майя в 27 день. С Бешки отпустил Аблай-тайша государева посла Федора июня в 4 день.

На Тару пришел Федор 166 году июля в 16 день. А на Таре стоял 6 дней. А с Тары поплыл судами по реке Иртышу вниз к городу Тобольску июля в 22 день. А с Тары плыли судами до Тобольска 9 дней. В Тобольск приплыл Федор 166 году июля в 31 день 76.

«Древняя Российская вивлиофика», изд. второе, ч. IV, М., 1788, стр. 120-142; «Сибирский вестник», 1820, кн. 8, авг., стр. 113-136; кн. 9, сент., стр. 137-138; «Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым», т. II, кн. 8, СПб., 1849, стр. 125-134; Н. Ф. Демидова, В. С. Мясников, Первые русские дипломаты в Китае, М., 1966, стр. 113-145.

Комментарии

1. Ермакова перекопь (Тескер) — искусственный канал длиной в версту, будто бы вырытый Ермаком в том месте, где Иртыш, ниже устья реки Вагая, делает большую дугу, называемую Вагайской. По свидетельству Ремезовской летописи, Ермак во время своего плавания вверх по Иртышу, соединил концы дуги каналом для того, чтобы сократить водный путь. Миллер сообщает, что этот изгиб Иртыша мелководен, так как почти вся вода идет по перекопи (см. «Чертежная книга Сибири», составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г., СПб., 1882, табл. 22; Г. Ф. Миллер, История Сибири, т. I, М.-Л., 1937, стр. 256-258).

2. Имеется в виду татарское поселение в устье реки Вагая, по-видимому, впоследствии острог Албашный.

3. Тобольские служилые татары — часть феодальной верхушки сибирских татар, потомков кучумовских мурз и беков. Царское правительство, заинтересованное в их службе, сохранило за ними ряд привилегий (освобождение от уплаты ясака и др.).

В XVII в. этот разряд служилых людей, постепенно сливающихся с группой служилых людей «по прибору», имелся в ряде сибирских городов — Тобольске, Таре, Тюмени и др. В каждом городе они составляли особый отряд. Размеры этих отрядов в различных родах были разными. Число тобольских служилых татар достигало 250. Во главе служилых татар в каждом городе стоял татарский голова, назначенный воеводой. Так, например, во главе тобольских служилых татар накануне организации посольства Ф. И. Байкова был поставлен Петр Ярыжкин, участник предварительной поездки в Китай (см. С. В. Бахрушин, Сибирские татары, — «Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в.», М., 1955, стр. 842-844).

4. Коурдацкий острожек (Каурдакский острог, Каурдак) — в XVI в. татарский городок, основанный для защиты от нападения калмыков и казахов. Центр Коурдакской волости Коурдакский, Вагайский и упоминаемые ниже Тебендинский и Ишимский острожки в XVII в. оставались сторожевыми острожками, в которых жили ежегодно сменяющиеся служилые люди, наблюдавшие за движением калмыков и доносившие об этом в Тобольск (см. Г. Ф. Миллер, История Сибири, т. I, М.-Л., 1937, стр. 259).

5. Тебендинский острожек — острог, построенный на месте, где в XVI в., по данным Миллера, был городок князца Елегея (см. Г. Ф. Миллер, История Сибири, т. I, М.-Л., 1937, стр. 259, 485).

6. Острожек на устье реке Ишима, или Ишимский острожек, — один из городов Тобольского разряда. По перечневой смете Тобольского разряда 141 г. (1632-1633 гг.) в Ишимский острожек вместе с тобольским сыном боярским Б. Черкасским было послано 36 служилых людей (см. Н. Н. Оглоблин, Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа, ч. I, М., 1895, стр. 291).

7. Ясачные татары — основная масса татарского населения Сибири, платящая натуральную подать — ясак.

Землевладение ясачных татар было общинным в отличие от землевладения служилых татар, которые владели собственными земельными участками (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, кн. 1207).

8. Муя — это река Тауй, впадающая в Иртыш с правой стороны ниже города Тары.

9. Тарский город — в середине XVII в. крайний русский укрепленный пункт по Иртышу при впадении в него реки Аркарки (левобережье Иртыша). Основан в 1594 г. в связи с борьбой против татарского хана Кучума.

10. На чертеже Ремезова «Земли Тарского города» по течению реки Тары расположен ряд русских и татарских поселений, из которых наиболее крупной является Биргамакская слобода (см. «Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г.», СПб., 1882, табл. 5).

11. Река Камышлов, в XVII в. левый приток Иртыша, вытекающий из степных озер. В ремезовской «Чертежной книге Сибири» он изображен крупной рекой, впадающей в Иртыш и в основном своем течении протекающей параллельно течению Иртыша. На чертеже «Безводной земли» против истоков Камышлова имеется следующая приписка: «Река Камышлов, течет из многих озер». Однако на протяжении времени, как многие притоки Иртыша, она значительно высохла и превратилась в цепь горько-соленых озер, расположенных вдоль течения Иртыша (см. «Чертежная книга Сибири...», табл. 22-23; Г. Е. Катанаев, Киргизские степи, Средняя Азия и Северный Китай в XVII—XVIII столетиях, — «Записки Западно-Сибирского отделения русского географического общества», 1893 т. XIV, стр. 66-69).

12. Река Омь была последним рубежом русских владений в середине XVII в. На Оми, в 2 днях пути от ее устья, был устроен Барабинский караул, состоявший из тобольских и тарских казаков, ежегодно сменявшихся (см. Г. Е. Катанаев, Западносибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири, и Средней Азии, вып. I, СПб., 1908, стр. 93-94).

13. Многие названные Байковым левые и правые притоки среднего течения Иртыша постепенно высыхали и в настоящее время являются самостоятельными реками, впадающими в степные озера. Такая судьба постигла и реки Ачаир, Атмас и др. (см. Г. Е. Катанаев, Киргизские степи, Средняя Азия и Северный Китай в XVII и XVIII столетиях, стр. 70).

14. Часть упомянутых выше притоков Иртыша, впадающих в него между Омью и Белыми Водами (см. коммент. 15), по-видимому, постигла та же судьба, что и многие высыхающие притоки среднего течения. Во всяком случае уже на чертеже С. У. Ремезова они не обозначены.

15. Белые Воды — протока реки Иртыш, находящаяся недалеко от того места, где торговые караваны сворачивали с водного пути на сухопутный к Ямышевскому озеру. Спафарий следующим образом объясняет происхождение этого названия: «А Белые Воды словут для того, что протока течет из Иртыша быстрая, а вода в ней белая» (см. «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Н. Спафария в 1675 г.», — «Записки имп. Русского географического общества», СПб., 1882, стр. 43.

На чертеже С. У. Ремезова имеется изображение этой протоки, в то же время на его чертеже течения Иртыша, составленном в Тобольске, она не обозначена (см. «Чертежная книга Сибири...», табл. 22-23).

16. Ямышево озеро (Ямышевское озеро) — соленое озеро на правом берегу Иртыша в 5 км от русла реки. В XVII в. соединялось протокой с Иртышом. С 20-х годов озеро было местом добычи соли для сибирских городов. Сюда одновременно выезжало до 700 тобольских служилых людей. Вместе с ними приезжали торговые люди. Постепенно здесь возникали ярмарки, где велась меновая торговля с бухарскими купцами и монгольскими людьми. Со второй половины XVII в. Ямышевская ярмарка стала центром тобольской торговли со среднеазиатскими купцами. Н. Г. Спафарий так писал об этой торговле: «И приходят многие тысячи людей: калмыки, и бухарцы, и татары и торгуют с русскими людьми. И они продают лошадей, и ясырь, и иные китайские товары. И держат тот ярморок недели по 2 и по 3. И русские люди, взяв соль и торгуя, возвращаются к Тобольску, а калмыки и прочие в улусы свои, и то место остается опять пусто» (см. Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 35-36; О. Н. Вилков, Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII в., М., 1967, стр. 194-200).

17. По словам калмыков, приехавших в 1655 г. в Тобольск, Байкову было дано 550 подвод и 200 верблюдов (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 344, ч. 3, лл. 769-770).

18. На чертеже Ремезова на левом берегу Иртыша имеется схематическое изображение мечети, против него надпись: «Мечеть, урочище Кабан-Гасун, пустой». На карте Академического атласа 1745 г. примерно на том же месте, что и у Ремезова, обозначена «Калбазунская башня» (см. «Чертежная книга Сибири...» табл. 22; «Атлас Российской императорской Академии наук», СПб., 1745, табл. 15).

19. Камень — горный хребет, в данном случае — предгорье Алтая.

20. Лаба, т. е. лама — буддийский монах в Тибете и Монголии. Значительная часть лам принадлежала к классу феодалов. В данном случае, по-видимому, имеется в виду ламаистский монастырь, во главе которого стоял «великий лама», имевший большое число феодально-зависимых людей — бухарцев.

На чертеже Ремезова выше по Иртышу имеется изображение двух палат — «коч-лаба Учюртин». Здесь и далее данные Ремезова расходятся с показаниями Байкова — палаты ламы изображены у Ремезова на левой стороне Иртыша, у Байкова же они предполагаются справа, (так как он «левую сторону» считает от устья, а не от истоков реки). В данном случае речь могла бы идти о перекочевке с правого на левый берег, однако и далее повествование расходится с чертежом.

21. Во время участия Аблая в войнах Батура-хунтайджи, Аблай захватил много пленных бухарцев, которых впоследствии, по-видимому, поселил в своих улусах и использовал их навыки в земледелии (отсюда — «пашенные бухарцы» Аблая).

22. Размеры и состав «жалованья», т. е. подарков, привезенных Байковым тайдже Аблаю неизвестны. Однако представление о них можно составить на основании подарков, присылаемых его мачехе княгине Гундже. В 1653 г. к Гундже с тобольским сыном боярским Г. Ушаковым была послана сабля в серебряной оправе, украшенная драгоценными камнями, половинка красного сукна и 50 красных корольков. Подарки были вручены Аблаю, который наследовал улус умершей Гунджи (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 455, лл. 558-579).

Имеются также сведения о том, что в 1657 г. енисейский сын боярский И. С. Перфильев и служилый татарин Сеиткул Аблин, ехавшие в Китай через улусы Аблая, везли ему подарки, которые были оценены в 50 руб. (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 535, лл. 154-155).

По-видимому, и врученное Байковым Аблаю «жалованье» было примерно такого же рода.

23. В 1655 г. великий пост продолжался с 26 февраля по 14 апреля.

24. Христово воскресенье — т. е. первый день пасхи; в 1655 г. приходился на 15 апреля.

25. Таран — поселение хлебопашцев около стойбищ князей.

26. Камень Калма — горные отроги западнее озера Зайсан.

27. Бешка (Аблайкитка) — левый приток Иртыша. В русских документах называется также Беска или Бека.

Бешка была известна сибирской администрации еще в начале XVII в. В 1628 г. из Тюмени на нее посылалась «проезжая станица» в 10 человек «для воинских людей» (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 25, л. 89).

28. Город, который строил Аблай, известный под названием Аблайкит. В 1622 г., по словам Ирки-муллы, город стоял пустым: «А Аблай-тайша кочует кочевьем, город у него (Аблая) есть каменной в его улусех, и в городе он и улусные люди не живут» (см. ЦГАДА, ф. Монгольские дела, 1662 г., оп. 2, д. № 2, л. 31). Позднее, в ходе междоусобной борьбы, город был временно захвачен братом Аблая Очиртой-тайшей (см. ЦГАДА, ф. Монгольские дела, 1662 г., оп. 2, д. № 3, л. 5).

Описание развалин Аблайкита имеется в примечаниях Семенова и Потанина к книге Риттера: «Верстах в 10 от Себинского пикета к востоку за р. Аблайкиткою, между 2 гранитными утесами, находятся знаменитые развалины Аблайкита. Обломки гранитных, пилястров, фундамент совершенно уже разрушенного здания, развалины старой внешней стены высотою иногда до сажени, несколько кирпичей, остатки глиняной глазированной посуды — вот все, что осталось в 1842 и 1849 году от Аблайкита» (К. Риттер, Землеведение Азии, т. IV, стр. 154-155).

29. Темир-Чурга — река Черга, или Джиты-арал, вытекающая из котловины Кызыл-чилик на Зайсанскую равнину. Путь Ф. И. Байкова до Хух-Хото подробно проанализирован П. П. Семеновым и Г. Н. Потаниным, примечания которых используются в дальнейших комментариях (см. К. Риттер, Землеведение Азии, т. IV, дополнение к III тому, составленное П. П. Семеновым и Г. Н. Потаниным, СПб., 1877, стр. 218-226).

30. См. коммент. 21 к данному документу.

31. Контайшины дети — имеются в виду владения сыновей джунгарского князя Батура-хунтайджи (Баатырь, Батырь). В 1625 г. он вел переговоры с ногаями. В следующем году вступил в борьбу с тайшей Байбагисом. В 1628 г. кочевал вверх по Эмбе. Начиная с 30-х годов усилил борьбу за создание централизованного ойратского государства и в 1635 г. объявил себя всеойратским ханом.

Укрепив свое влияние среди ойратских владений, Батур-хунтайджи попытался распространить его на всю Монголию. Он явился инициатором созыва в 1640 г. Джунгарского съезда 44 монгольских владетельных князей, целью которого было урегулирование внутренних взаимоотношений между монгольскими феодалами, прекращение борьбы между князьями и объединение их сил для борьбы против маньчжурской угрозы. Съезд утвердил также «Цааджин бичиг» («Степное уложение») — свод законов, действовавших в монгольских и, в частности, в калмыцких княжествах.

После смерти Батура разгорелась борьба между его детьми и другими претендентами на власть, в которой победил Галдан (1671-1698 гг.).

Батур имел 11 сыновей, из которых во время междоусобий были наиболее влиятельны Сенге, Чекен, Батур и Галдан, причем последний во время поездки Байкова был еще ребенком (см. «Материалы по истории русско-монгольских отношений», М., 1959, стр. 301—304; И. Я. Златкин, История Джунгарского ханства, М., 1964, стр. 165-206).

32. Кара-Кучир — по-видимому, восточное верховье реки Черги (см. К. Риттер, Землеведение Азии, СПб., 1877, стр. 220).

33. Сенгей-тайша (Сенкей-тайша) — джунгарский князь Сенге, второй сын Батура-хунтайджи; как и отец, он проводил политику объединения ойратских княжеств. В междоусобной борьбе убил своего старшего брата. Разбил и взял в плен монгольского хана Лубсан-тайджи, Пытался установить торговые отношения с Русским государством. Наиболее подробные сведения о Сенге сообщил ездивший к нему в 1667 г. русский посол П. И. Кульвинский. Сенге погиб в 1671 г. в борьбе с Галданом (см. Н. П. Шастина, Шара Туджи — монгольская летопись XVII в., М.-Л., 1957, стр.193).

34. Камень — в данном случае имеется в виду хребет Сауру.

35. Контайшин городок — Урга, городок в долине реки Кобок, построенный Батуром. Его описание имеется в отписке тобольского воеводы П. И. Пронского в Сибирский приказ: «И кон, де, государь, тайша и ево контайшины колматцкие люди повыше Ямыша-озера в урочище Кубак-Саре городок каменной поставили. А в стенах де, государь, в том городке деланы жилые избы. А во все де 4 стены тот городок по 50 сажен, а в вышину 2 сажени. А делали де ево китайские и мунгальские люди. Да и наряд де, государь, в том городке железные пушечки есть...» (ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 83, лл. 152-153). Фишер пишет, что городок строился в урочище Кобок Джаир, т. е. Кубак Зара (см. И. Э. Фишер, Сибирская история..., СПб., 1774, стр. 439, 446, 454). Неизвестно, был ли он расположен по нагорной части реки К.обок или по выходе реки из гор. Изображение его на карте начала XVIII в. не дает оснований для решения этого вопроса (см. ЦГАДА, ф. Сенат, кн. 373, лл. 246-247).

Батур-хунтайджи пытался организовать здесь хозяйство, для чего просил московское правительство выслать ему различную домашнюю птицу и свиней.

По-видимому, посольство было в Урге, но нет никаких данных о встрече там Байкова с хунтайджой, возможность которой предполагает Шастина в примечаниях к Шаре Туджи (см. Шастина, Шара Туджи — монгольская летопись XVII в., М.-Л., 1957, стр. 395.)

36. Озеро Кизылбаш — подразумевается пресноводное озеро Зайсан, расположенное в верховьях Иртыша на обширной долине Алтайского нагорья. На идентичность этих двух названий имеется прямое указание в путевом журнале Н. Г. Спафария «...до Ясак-озера, которого выше того писали, что по калмыцки Кизыл-баш именуется» («Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г.», СПб., 1882, стр. 44).

В литературе высказывалось и другое мнение по этому поводу. Ю. А. Сосновский выдвинул предположение, что под названием «Кизылбаш» подразумевается озеро Улюнгур, однако вода в Улюнгур соленая, что противоречит описанию Байкова. А. Г. Банников склоняется к тому, что в статейном списке речь идет об озере Мирка-керов (см. Ю. А. Сосновский, Отчет Булун-Тохойской экспедиции, — «Записки ИРГО по общ. географии», т. V, стр. 221; А. Г. Банников, Первые русские путешествия в Монголию и Северный Китай, М., 1954, стр. 32-33).

37. Вершина иртышская — здесь имеется в виду Черный Иртыш.

38. В этом месте маршрут Ф. И. Байкова пролегал вдоль хребтов Монгольского Алтая.

39. Здесь камень — перевал на восточный склон Южного Алтая.

40. Соленое озеро — озеро на Восточной стороне Южного Алтая, возможно, это озеро Дабует-Дабусун.

41. Саахан — река Цаган.

42. По Годуновской росписи Сибирской земли 1667 г. урочище Айбуга является местом «тебетского» или «тюбетского» кочевья.

43. Отсюда маршрут Байкова совпадает с маршрутом Петлина. Но Южная Монголия и Ордос, упоминавшиеся Петлиным как самостоятельные государства, уже в 1636 г. попали под власть маньчжуров, воцарившихся затем и в Китае, и Банков говорит о Хух-Хото (Кококотане) как о китайском городе.

44. Годунов называет имена «воевод», по-видимому, несколько более позднего времени: «князец Голчи-Чагур, а с ним товарищ Тобук».

45. См. коммент. к док. № 72.

46. Петр Малинин — тобольский конный казак. В 1651 г. ездил в качестве посланника в улус к тайше Аблаю. Вместе с посольством от княгини Гунджи в 1652 г. приехал в Москву, где высказал желание ехать с торговым караваном в Китайское государство (см. ЦГАДА, ф. Сибирский приказ, стлб. 1056, ч. 2, лл. 687-686). В 1653 г. он, по-видимому, сопровождал закупленные Байковым в Тобольске и присланные в Москву товары. В феврале 1654 г. спешно выехал во главе обоза с товарами, предназначавшимися для посылки в Китай (см. «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 75, стр. 201-202). Являлся одним из деятельных участников посольства.

47. Капка — очевидно, от монгольского Халга (Калган) — проход, ворота, рубеж, Байков, как и Петлин, дает китайским городам монгольские названия, узнавая их от сопровождавших его монголов.

48. Имеются в виду южные монголы, вошедшие к этому времени в состав Цинской империи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: