АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 29 глава




 

№ 132

1670 г. апреля 13. — Наказная память нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского нерчинским служилым людям И. Милованову с товарищами о поездке в Цинскую империю

/ л. 1 / Лета 7178 году апреля в 13 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу и по приказу Данила Даниловича Аршинского память нерчинским служилым людем десятником казачьим Игнатью Милованову, Василью Захарову, подьячему Василью Милованову, Онтону Хилеву, Григорью Кобякову, толмачю Офонасью Федорову.

Ехать им из Нерчинского острогу на Шингал-реку к богдойскому кану. Прислан он, Данило, от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, от его царьского величества и многих государств государя обладателя, на великую реку Шилку в Нерчинские остроги. А ему, богдокану, говорить, что:

У великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств царя обладателя, под его царьского величества высокою рукою цари и короли и [с] своими государствы, а великий государь, / л. 2 / их царьское величество, жалует и держит их в своем царьском милостивом призренье. А он бы, богдокан, также поискал великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, его царьского величества милости и жалованья, и учинился под его царьского величества высокою рукою, а великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств государь и облаадатель, учнет богдокана жаловать и держать в своем [271] царьском милостивом призрении и от недругов ево в оборони и в защищение, и он бы, богдокан, однолично у него, великого государя, был под его царьского величества высокою рукою навеки неотступно, и дань бы великому государю давал, и великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, людем с их людьми в ево государстве и на обе стороны торговать повольною торговлею. И на чем он, богдокан, положит, с тем бы царьского величества посланцов отпустило безо / л. 3 / всяково задержания и к великому государю, к его царьскому величеству, отписал, а буде у них грамот нет, и он бы, богдокан, и речью заказал.

А буде богдокан учнет про Гантимура 1 спрашивать — зачем де воевода Гантимура не послал, и вам бы, Игнатью с товарыщи, говорить, что воеводы Гантимура без государева указу послать не смел, потому что он, Гантимур, стар и неможет, а писал воевода к великому государю, к его царьскому величеству к Москве, и буде великий государь укажет Гантимура послать, и воевода по указу великого государя Гантимура пришлет тотчас.

Да он же, богдокан, учнет спрашивать про прежних государевых послов, которые послы были посыланы от великого государя, от его царьского величества, и вам бы говорить: были от великого государя посыланы послы при нем, воеводе, посол был Федор Байков, а после тово был Петр Ярышкин да бухаретин Сеткул Аблин 2 и те великого государя послы при воеводе от богдокана вышли здоровы.

А вам же, Игнатью с товарыщи, ехать дорогою, друг друга слушать. А буде из вас хто будет непослушен и станет озорничать, и вам бы, Игнатью с товарыщи, тому непослушнику и озарнику по указу великого государя чинить наказанья без пощады.

К сей наказной памяти по указу великого государя царя и великого князя / л. 4 / Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, воевода Данило Данилович Аршинский печать свою приложил.

А буде у вас станут спрашивать про албазинских казаков, и вам бы, посланцом, говорить: учинилось де воеводе нашему ведомо от казаков, что приходили де под Олбазинской острог войною дауры и чючара и под Олбазинским де острогом служилых людей убили 12 человек и кони же и рогатой скот у них отогнали, а им, де, служилым людем, сказывали (Слова: а им де служилым людем, сказывали в тексте повторены второй раз и вычеркнуты.) ясачные оленные тунгусы, что впрямь де приходили под острог дауры и чючара, и казаки де потому их задору ходили на них в поход, и воевода по казаков посылал и велел взять албазинских казаков 10 человек в Нерчинской острог и держит их о себя, чтоб оне впредь без указу великих государей в походы не ходили и задору б не чинили. И об указе воевода писал к великому государю к Москве.

Центральный государственный архив КНР, Отдел Минской и Цинской династий, ф. Документы на русском языке по истории китайско-русских отношений, подлинные документы периода Канси Цяньлун, 1670, № 1, лл. 1-4. Подлинник. Имеется черная мастичная печать Д. Д. Аршинского 3.

Опубл.: «Архивные материалы на русском языке из бывшего Пекинского императорского дворца», Бейпин, 1936, стр. 3-6фотокопия, стр. 121 - 123 (на русском яз.); стр. 267-269 (на кит. яз.).

Пересказ наказной памяти имеется в выписке 1675 г. — ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 161 об. —163 об.

Опубл.: J. F. Baddeley, Russia, Mongolia, China, vol. I, London, 1919, р. ССХI

Комментарии

1. См. прим. 1 к док. № 133.

2. Здесь в документе явная ошибка: П. Ярыжкин и С. Аблин были посланы в Пекин раньше Ф. И. Байкова.

3. Подлинник этой наказной памяти был насильно взят у И. Милованова цинскими чиновниками и сохранился в пекинских архивах (см. «Архивные материалы на русском языке из бывшего Пекинского императорского дворца», Бейпин, 1936, стр. 3-6, 121-123).

 

№ 133

1670 г. ранее апреля 15 *. — Грамота от имени цинского императора Шэнцзу, посланная из Лифаньюаня, нерчинскому воеводе Д. Д. Аршинскому с требованием возвращения эвенкийского князя Гантимура 1

(*— Датируется по времени приезда в Нерчинск маньчжурских послов с письмами (см. док. № 135))

/ л. 290 / Список з богдойсково листу.

Посылан де был зимою в Нерчинской острог от богдойсково князца от Мыкандия лутчей человек Шаралдай, и ему де, Шаралдаю, в Нерчинском остроге была честь. И на том де спасибо, что он выжалован.

И он де, богдойской князец Микандия, слышачи у нево, Шаралдая, те речи и послал де к богдойскому царю. И богдойской де царь приказывал про Гантимура: преже ли де платил великому государю ясак или мне? А про то де я допряма не знаю, кому он платил преже. А была де ево Гантимурова сноха в Богдойской земли, а была де у них промеж собою тяжба, и присудил де воевода не против дела, и он де, Гантимур, от той изгони из Богдойской земли ушел. А ноне де он, Гантимур, платит великому государю ясак в Нерчинском остроге у казаков. А мы не знали, что казаки великово государя. А будет де впрямь великого государя казаки в Нерчинском остроге, и они де знают, что ходят к нам степью ис Тобольска от великого государя послы.

А будет де какие речи послать к нам, и вы де б послали к нам послов своих, чтоб нам переговорить с очи на очи.

А с которово де мужика имать ясак соболи или два, и в том де нам с великим государем остудитца не о чем, и вы де о том подумайте. А будет де вы великого государя люди, и у вас де великого государя указ есть, хто де платит великому государю ясак и збежит хотя в 10 или в 20 или во 100 лет, и вы де тех / л. 290 об. / людей не сыскиваете ли? Хотя б де Гантимур приехал к нам с однем казаком обо всем переговорить, и будет де Гантимур будет ко мне, и я де с ним не умею говорить, а я не владею четырьми землями, как не могу против двух ответу дать. А буде де послов 2-х или 3-х человек послать не смеют, и где де видано, что послов побивают и задерживают, какая честь, что послов задержать или побить? А послов де побить ни честь и хвала.

А посылал де князец наш в Нерчинской острог Шаралда, и он де, Шаралда, хвалитца государевою милостию и воеводцким призреньем. И воевода по указу великого государя из Нерчинского острогу пошлет ко мне послов, и я де не умею ли честь воздать, чтоб промеж нами были тихо и смирно, в добре худа нет, а в худе добра нет.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 177, лл. 290-290 об. Копия XVIII в. со списка.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/II, стр. 42.

Комментарии

1. Эвенкийский князь Гантимур впервые уплатил ясак московскому царю в 1651 г. Однако до 1667 г. он, стараясь не ссориться с Цинами, считался также и их подданным. Когда же ему было приказано воевать против русских у Кумарского острога, он порвал свои связи с Цинской империей и перешел на сторону России. Опасаясь претензий Гантимура на его владения в районе реки Нонницзян и влияния его на племена, переселенные в глубь Маньчжурии, цинские власти вплоть до заключения Нерчинского договора требовали выдать Гантимура. Со стороны России не было попыток использовать Гантимура для территориальных претензий (см. П. Т. Яковлева, Первый русско-китайский договор 1689 г., М., 1958, стр. 32-37, 109-111).

 

№ 134

1670 г. апреля 18 — августа 11 * .— Доезд нерчинского казачьего десятника И. Милованова с товарищами, поданный в Нерчинской приказной избе, о посольстве в Цинскую империю

(*— Датируется по времени выезда посольства из Нерчинска и возвращения в Нерчинск (см. док. № 137))

/ л. 295 / Список з доезду даурских служилых людей слово в слово.

178 апреля в 9 день (Наказная память И. Милованову была дана 13 апреля (см. док. № 132). Здесь и в док. № 141, по-видимому, подразумевается или время получения указа из Сибирского приказа или распоряжения Аршинского о поездке.) по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, указу посыланы мы были, нерчинские служилые люди Васька Милованов, Игнашка Милованов, Антонко Хилев, Гришка Кобяков, из Нерчинского острогу от Данила Аршинского в Китайское государство к богдойскому царю в посланцах.

А ехали от Нерчинского острогу до первых богдойских людей до торгочин (а торгочины живут кочевные) 17 дней, а от торгочин до седячих жилых людей до даур, живут по Науну-реке. А от Нерчинского острогу до Науну-реки проходили плавежных рек Аргуну да Кайлар. А от Науна-реки ехали до Богдойского государства 13 дней скорою ездою / л. 295 об. / на добрых конях 1. А от Науна до царства плавежная река, а имя Сарамурин 2, да река за стеною перевозная, а имя ей Незнаемая 3. А стена ведена по каменю 4, сказывают богдойские люди, что де тот камень залег от моря до моря, и по тому каменю ведена стена. И в той стене первый город стоит на дороге каменной 5. А стена кладена серовик камень с почвы в печатную сажень, а вверху кирпич. А стена высока, а башни проезжие круглые, ворота створные железные, окованы, а стена ветчана, местами обсыпалась. А от той стены от первого города до Богдойского государства на 3 днях проехали 7 городов 6. А промеж городами все пашни, а живут китаи, а пустого места нет. А городы все большие каменные. А в тех городах торги великие, товары всякие и узорочья, жемчуг и каменья, камки, и бархаты, и отласы. А в тех городах стены крепость великая.

А приехали в Богдойское государство, поставили нас на посольский двор. А с приезду жили мы на посольском дворе неделю. А взяли нас к переводу, с чем... были посыланы из Нерчинского острога от Данила Аршинского, и то их посольство переведено на свою грамоту. И после того жили мы на посольском дворе 3 недели за крепкими караулы; а корм и питье от богдойского царя шел нам довольно. / л. 296 /

И богдойский царь нас перед себя имал и стойку учредил. И тут же на стойке поставлены были 6 слонов подо всею сбруею, и на слонах поставлены теремы, изукрашены златом. И как нас взяли к царю, и до царева двора проходили мы 5 стен городовых, а на стене по 5-ти ворот, а у стен толщина по 30 сажен, а над воротами их мольбища, изукрашены с вольную сторону поталью, а верхи маковицы теремовые золоченые, а стены каменные аспид..., с почвы кладены в человека вышиною, а сверху кирпич, а стены крыты кирпичей мурамленым. А в башнях мосты и над реками аспидные ж, и перила по край моста забираны аспидовы, и столбы те же аспидные, и наверх столбов вырезаны всякие [274] звери, и узорочья, и письменные рези. И царь их в свою полату цареву имал, и в его полате устроено середи полаты место аспидное, а кругом того места решетка золотая. И на той беседе сидел богдойский царь, а видеть его было из беседы по пояс. А сидел он, богдойский царь, в золоте. А которые перед ним были бояра, и те все в золоте же, а шапки на них золотые же с теремками, а в теремках вставлены каменье дорогое. Да он же, богдойский царь, во своем государстве, для ради великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, величества, явил радость: которые были люди в заключении во всяких делах, и он велел из заключения свобожать / л. 296 об. / при них. А мы то все видели, и богдойские люди нам сказывали. А после того их богдойский царь, для ради царского величества, велел их имать по 3 дня к столу в свою столовую полату. И после столов, для ради великого государя, его царского величества, дарил нас богдойский царь на человека по 5 камок, по азяму камчатому, да по шапке, да по поясу шелковому и с ножами, да по пятидесят кумачей, да по коню со всею збруею конною, и в своем государстве дал нам прость ходить по торгам с караульщиками 7.

Да тут же в Богдойском государстве нашли они гречан 3 человек, строят часовню, и в часовне видели мы иконы Спасов Вседержителя образ и Богородицын и иных многих святых. А мы у гречан спрашивали: коею мерою они в Богдойское государство зашли? И они... (В тексте копии пропуск.) сказывали: занесло де их тишиною по морю, и у нас богдойский царь веры не отнял.

После того и велел нас богдойский царь отпустить с великою честию, и велел проводить боярам с служилыми людьми до Нерчинского острогу. И послал богдойский царь с нами к великому государю лист.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 182, лл. 295-296 об. Копия XVIII в. со списка.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/III стр. 42-43.

Комментарии

1. И. Милованов и его товарищи первыми из русских и европейцев проехали в Пекин через Маньчжурию. Их маршрут пролегал от Нерчинска до Аргуни, затем, переправившись через Аргунь в районе Цурухайту и через реку Ган, они двинулись к р. Хайлар, перевалили через Большой Хинган, прошли по долине р. Ял и спустились к р. Нонницзян. Здесь недалеко от нынешнего Цицикара находился тогда город Наун. Далее путешественники направились на юго-запад и, пройдя сначала по степи, а затем по горам через юго-восточные районы Монголии, они вышли к Великой китайской стене у крепости Сифынкоу. Позже, в 1675-1677 гг., этим путем следовало посольство Н. Спафария (см. Д. Позднеев, Описание Маньчжурии, т. I, СПб., 1897, стр. 25).

2. Кроме реки Шарамурэнь (Сарамурин) на пути посольства через Маньчжурию лежали реки Тур, Готэк, Ляохэ.

3. Незнаемая — это впадающая в Ляодунский залив река Луаньхэ, через которую Милованов переправился, миновав Великую китайскую стену.

4. Камень — здесь речь идет о горной системе Ляоси.

5. Имеется в виду Сифынкоу. Тот факт, что И. Милованов и его спутники были направлены от Науна в Пекин через Сифынкоу (а не через Шэньян и Шаньхайгуань), объясняется поспешностью, с которой препровождалось это посольство местными маньчжурскими властями в столицу. Путь от Науна (Цицикара) до Пекина через Сифынкоу составляет более 1200 км, по нему направлялись преимущественно курьеры и экстренная почта (см. 3. Матусовский, Географическое обозрение Китайской империи, СПб., 1888, стр. 265).

6. Крупнейшими городами на дороге от Сифынкоу до Пекина являются Цзуньхуа, Цзисянь, Саньхэ, Тунчжоу.

7. Все исследователи истории русско-китайских отношений считают, что столь благоприятный прием, оказанный в Пекине Милованову и его товарищам, следует объяснить тем, что министры (шаншу) Лифаньюаня, принимавшие послов, скрыли от императора Шэнцзу (девиз годов правления Канси 1662-1722) смысл отнятой у Милованова наказной памяти (см. док. № 132). Кроме того, и события внутриполитической жизни Китая, главным образом непрекращавшаяся борьба за покорение южных районов страны, заставляли Шэнцзу хотя бы временно установить мирные отношения с Россией.

 

№ 135

1670 г. май *. — Отписка нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского в Сибирский приказ о приезде в Нерчинск маньчжурских посланцев Шаралдая с товарищами и о посылке нерчинского казачьего десятника И. Милованова в Цинскую империю

(*— Датируется на основании док. № 138)

/ л. 1 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Федору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Иоанну Алексеевичю, всеа [275] Великия и Малыя и Белыя Росии, холоп ваш великих государей Данилко Аршинской челом бьет.

В прошлом, великий государи, во 175 году при Ларионе Толбузине пришел из Богдойские земли в Нерчинской острог под вашу великих государей царьскую самодержавную высокую руку князец, родом тунгус Нелюдцково роду, Гантимур з детьми и з братьями и с улусными своими людьми, 40 человек. И ныне тот Гантимур з детьми и з братьеми и с улусными людьми платит вам, великим государем, ясак в Нерчинском остроге по 3 соболя с человека.

И в нынешнем, великие государи, во 178 году декабря в 10 день приезжали в Нерчинской острог с торгом богдойские люди из украйных юрт Шаралдай с товарищи, 4 человека. И я, холоп ваш, тем богдойским торговым людей воздал честь, и вашим великих государей жалованьем кормил их довольно, и торг велел им дать повольней, и отпустил в Богдойскую землю.

Да в нынешнем же во 178 году апреля в 15 день приходили в Нерчинской острог с Шингалу-реки от богдойсково царя посланцы богдойские люди тот же Шаралдай с товарыщи 4 человека, а с ними приходили торговых и кашеваров 9 человек. И привезли оне лист (См. док. № 133.), а мне, холопу вашему, великих государей, в ро/ л. 2 /спросе сказали, что тот лист послан от богдойсково царя. И я, холоп ваш, великих государей, тот лист у них в Нерчинском в росправной избе привел и тот лист переводчикам тунгусково языку велел списать. А подлинно ль тот лист переведен или нет, и мне, холопу вашему, великих государей, про то подлинно неведомо, потому что в Нерчинском остроге руских толмачей нет и подлинно перевести лист было некем. И я, холоп ваш, великих государей, списав с тово богдойсково листу список, и богдойсково царя лист послал под сею отпискою к вам, великим государем, к Москве, а им, богдойсково царя посланцом, воздал честь и вашею великих государей милостью кормил довольно и дав им на дорогу корму, отпустил к богдойскому царю.

И по вашему великих государей указу послал я, холоп ваш великих государей, из Нерчинсково острогу на Шингал-реке, к богдойскому царю посланцов нерчинских служилых людей Игнашку Милованова, Ваську Захарова с товарыщи, шестерых человек.

А как те посланцы Игнашка и Васька с товарыщи от богдойсково царя в Нерчинские остроги будут, и на чем он, богдойской царь, вам, великим государем, у вашего царьсково величества учинитца, и я, холоп ваш, великих государей, о том буду писать к вам, великим государем, к Москве и пошлю гонцов наскоро.

Архив ЛОИИ АН СССР, ф. Нерчинские акты, оп. 96, № 3, лл. 1-2. Отпуск.

Опубл.: «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 211, стр. 455-456.

 

№ 136

1670 г. июня не ранее 28 *. — Грамота цинского императора Шэнцзу, посланная из Лифаньюаня, царю Алексею Михайловичу о приезде в Пекин И. Милованова

(*— Датируется по времени отпуска посольства И. Милованова из Пекина, когда ему было объявлено о посылке грамоты китайского императора (см. док. № 134))

/ л. 294 об. / Список с богдойского листу.

От богдойского царя послан лист великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу.

По твоему великого государя указу присыланы были ко мне из Нерчинсково острогу от Данила Аршинского послы нерчинские служивые люди Игнатей Милованов с товарыщи, чтобы нам с тобою, великим государем, посольство сводить, и с торгами к вам и к нам ездили безо всякие помешки безпрестанно. А надежно, буде с коих земель сторонних под нерчинские остроги и к нам каких воинских людей, и нам друг другу помогать. А для ради де Гантемира Данило Аршинский к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, писал в отписке.

Да были мои промышленные люди на Шилке-реке для соболиново промыслу, а приехав те мои промышленные люди сказали мне: по Шилке де реке в Олбазинском живут руские небольшие люди Микифорко Черниговской с служилыми людьми, и воюют де наших украинных людей даур и чючар. И я, богдакан, хотел послать на русских людей войною. И мне сказали, что живут твои великого государя люди. И я воевать не велел. И послал я своих людей проведывать: впрямь ли в Нерчинском остроге живут твои великого государя люди? И воевода из Нерчинского острогу по твоему великого государя указу Данило Аршинский / л. 295 / присылал ко мне послов и письмо, и я ныне узнал, что впрямь в Нерчинском остроге воевода и служилые люди живут по твоему великого государя указу. И впредь бы наших украинных земель людей не воевали и худа б никакого не чинили. А что на этом слове положено, станем жить в миру и в радосте.

И для того я, богдокан, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, послал лист.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 181, лл. 294 об.—295. Копия XVIII в. со списка.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/IV, стр. 43-44.

Пересказ грамоты включен в выписку 1675 г. (ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 164 об.166).

Опубл.: Н. Н. Бантыш-Каменский, Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами, Казань, 1882, стр. 20.

 

№ 137

1670 г. августа 16 *. — Отписка нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского в Сибирский приказ о возвращении в Нерчинск посольства И. Милованова вместе с букейским фудутуном Монготу

(*— Датируется на основании док. № 138)

/ л. 1 / Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Федору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Симеону Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичю и великому князю Иоанну Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, холоп ваш великих государей Данило Аршинской челом бьет.

В нынешнем, великие государи, во 178 году декабря в 10 день приходили на Шилку-реку богдойские люди торгочины ис украйных юрт для соболиново промыслу, а мне про них сказал промышленной человек. И я, холоп ваш великих государей, тех торгочинских промышленых людей Шаралдая с товарыщи 4 человек велел взять в Нерчинской острог. И спрашивал я, холоп ваш великих государей, у тех богдойских людей: зачем они не ездят в Нерчинской острог с торгами.

И те богдойские люди Шаралдай с товарыщи сказывали мне, холопу вашему, в роспросе: ходить де мы в Нерчинской острог не смеем потому: в прошлом де во 174 году при Ларионе Толбузине был де из нашей земли от богдойсково царя посылай посланец князец [Че]пчевул, и он де, Ларион Толбузин, тово посланца Чепчеула в Нерчинском задержал, а держал тово нашево посланца в Нерчинском остроге 3 месяца в железах.

И я, холоп ваш великих государей, тем богдойским промышленым людей Шаралдаю с товарыщи воздал честь, и вашим великих государей жалованьем кормил их давольно, и дав им на дорогу корму и отпустил их без задержания. / л. 2 /

Да в нынешнем же, великий государи, во 178 году апреля в 15 день приходили в Нерчинской острог (Далее зачеркнуто: с Шингалу-реки.) от богдойсково царя посланцы тот же Шаралдай с товарыщи 4 человека, а с ними приходили торговых людей и кашеваров 9 человек. А привезли оне лист, а мне, холопу вашему великих государей, в роспросе сказали, что де тот лист прислан от богдойсково царя. И я, холоп ваш великих государей, тот лист у них в Нерчинском остроге в росправной избе принел и перевотчикам велел списать. И тот богдойсково царя лист и с тово листу список в нынешнем во 178 году майя в... (Число в тексте пропущено.) день с нерчинскими служилыми людьми с Баженком Никитиным с товарыщи послал к вам, великим государем, к Москве.

Да в нынешнем же во 178 году апреля в 18 день по вашему великих государей указу с теми богдойскими посланцы с Шаралдаем с товарыщи посылал я, холоп ваш великих государей, из Нерчинсково острогу к богдойскому царю посланцов нерчинских служилых людей Игнашку Милованова, Ваську Захарова, Ваську Милованова, Антонка [278] Хилева, Гришку Кобякова. И те посланцы Игнашка с товарыщи пришли от богдойсково царя в Нерчинской острог в нынешнем же во 178 году августа в 11 день (В тексте неразборчиво —15 или 11; в копии XVIII в. —15. Дается на основании выписки 1675 г., составленной в Посольском приказе (см. ЦГАДА, Сношения России с Китаем, оп. I, кн. 3, л. 163 об.) и док. № 138.). И мне, холопу вашему, те посланцы Игнашка с товарыщи в распросе сказали, что были они в Богдойском государстве пред (Далее зачеркнуто: самим.) богдойским царем.

Да с ними ж, посланцами, приходил в Нерчинской острог от богдойсково царя посланец воевода Муготей, а с ним приходило служилых людей 30 человек да тортовых людей и кашеваров 35 ч[еловек]. И привез тот воевода Могутей от богдойсково царя тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, лист (См. док. № 136.). И я, холоп ваш великих государей, богдойсково царя лист в Нерчинском остроге принел, и тот богдойскова царя лист перевотчикам велел списать список. И в нынешнем же во 178 году августа в 16 день я, холоп ваш великих государей, послал с отписками и богдойсково царя лист к вам, великим государем, к Москве наскоро тех же посланцов нерчинских служилых людей Игнашку Милованова с товарыщи 4 человек. А велел я, холоп ваш великих государей, нерчинским служи/ л. 3 /лым людей Игнашке с товарыщи подать отписки и богдойсково царя лист на Москве в Сибирском приказе вашему, великих государей, окольничему Родиону Матвеевичю Стрешневу да дьяком Григорью Порошину, Льву Ермолаеву.

А мне, холопу вашему великих государей, для вашего царьсково великих государей величества прислал богдойской царь со своим воеводою Мугутеем 2 бархата, 6 камок, 2 отласа, седло, узду. И я, холоп ваш великих государей, для ради вашего царьсково величества богдойсково царя подарки принел. А которых нерчинских служилых людей по вашему, великих государей, указу посылал я, холоп ваш великих государей, к богдойскому царю посланцов, тем посланцом, для вашего, великих государей, царьсково величества от богдойсково царя была честь большая, а питье и корм был им довольной, и для ради ж вашего, великих государей, царьсково величества дарил богдойской царь посланцов служилых людей на человека по 50 кумачей, по 5 камок, по азяму камчатному, да по коню со всею конскою збруею. А кашеваров руских людей было с ними 4 человека, и тех кашеваров богдойской царь дарил на человека по 10 кумачей, по азяму камчатному, по камке, по шапке. А мне, холопу вашему великих государей, богдойсково царя посланца жаловать было нечем, потому — в Нерчинском остроге вашей, великих государей, казны нет. А вашим, великих государей, жалованьем богдойсково царя посланцов кормил довольно, и дав корму на дорогу, отпустил к богдойскому царю.

Архив ЛОИИ АН СССР, ф. Нерчинские акты, оп. 96, д. № 1, лл. 1-3. Отпуск.

Опубл.: «Акты исторические», т. IV, СПб., 1842, № 211/II, стр. 456-457; В. Паршин, Поездка в Забайкальский край, ч. I, М., 1844, № 2, стр. 133 - 137 (приложения).

 

№ 138

1670 г. августа между 11 и 31 *. — Отписка нерчинского воеводы Д. Д. Аршинского тобольскому воеводе П. И. Годунову о возвращении посольства И. Милованова вместе с букейским фудутуном Монготу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: