АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 30 глава




(*— Датируется по упоминанию числа в тексте и упоминанию 178 г. как «нынешнего»)

/ л. 292 об. / Государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и государя благоверного царевича и великого князя Алексея Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государя благоверного царевича и великого князя Федора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государя благоверного царевича и великого князя Симиона Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государя благоверного царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, стольнику и воеводе Петру Ивановичю да дьяку Михаилу Онисимовичю Данило Аршинской челом бьет.

В нынешнем во 178 году декабря в 10 день приходили на Шилку-реку для соболиново промыслу богдойские люди торгочины ис крайних юрт, а мне про них сказал в Нерчинском промышленной человек. И я тех богдойских промышленных людей Шаралдая с товарыщи 4 человек велел взять в Нерчинской, и спрашивая тех богдойских людей, зачем оне не ездят в Нерчинской острог с торгом. И те богдойские люди / л. 293 / Шаралда с товарыщи в роспросе мне сказали: потому де в Нерчинской острог ходить не смеем — в прошлом де во 174 году при Ларионе Толбузине был де из нашей земли от богдойсково царя посланец князец Чепчевул, и он де, Ларион, тово посланца в Нерчинском задержал, а держал де, сковав, 3 месяца.

А я тем богдойским промышленным людей Шаралдаю с товарыщи воздал честь, и великих государей и жалованьем и[х] кормил довольно, и дав и на дорогу корму и отпустил без задержанья.

Да в нынешнем же во 178 году апреля в 15 день приходили в Нерчинской острог от богдойсково царя посланцы также Шаралдай с товарыщи 4 человека, а с ними приходили торговых и кашеваров 9 человек. И привезли оне лист, а мне в роспросе сказали, что де тот лист прислан от богдойсково царя (См. док. № 136.). И я тот лист у них принял и перевотчикам велел списать. И тот богдойсково царя лист и с тово листу список послал к великим государем к Москве, да с тово ж листу список послал и к вам в Тоболеск в нынешнем во 178 году майя в... (Число в тексте опущено.) день с нерчинскими служилыми людьми з Баженком Никитиным с товарыщи.

Да в нынешнем же во 178 году апреля в 18 день по указу великих государей с теми богдойскими посланцы Шаралдаем с товарыщи посылал я из Нерчинсково острогу к богдойскому царю посланцов нерчинских служилых людей Игнашку Милованова, Антонка Хилева, Ваську Милованова, Ваську Захарова, Гришку Кобякова. И те посланцы / л. 293 об. / Игнашка с товарыщи пришли от богдойсково царя в Нерчинской острог в нынешнем же во 178 году августа в 11 день. А мне те посланцы Игнашка с товарыщи в роспросе сказали, что были де оне в Богдоском государстве перед богдойским царем. [280]

Да с ними же, посланцами, приходил в Нерчинской острог от богдойсково царя посланец воевода Муготей, а с ними приходили служилых людей 30 человек да торговых и кашеваров 35 человек. А привез тот воевода Муготей от богдойсково царя лист. И я богдойсково царя лист в Нерчинском остроге принял и тот лист перевотчикам велел списать. И в нынешнем же во 178 году августа в... день послал я с отписками и богдойсково царя лист (См. док. № 136,137.) к великим государем к Москве, да с тово ж листу список послал я под сей отпискою к вам в Тоболеск с теми же посланцами с нерчинскими служилыми людьми с-Ыгнашкою Миловановым с товарыщи.

А мне для роди великих государей, царского величества, прислал богдойской царь с воеводою Мугутеем шапку, азям, да чюга камчатые, поес шелковой с ножем, 6 камок, 2 бархата, 2 отласа, седло, узду. И для роди великих государей, царсково величества, богдойсково царя подарки принял. А которых нерчинских служилых людей по указу великих государей и посылал де я к богдойскому царю в посланцах, и тем посланцом / л. 294 / Игнашку Милованова с товарыщи для ради великих государей царсково величества от богдойсково царя была честь большая, а корм и питье им был довольной и дарил их богдойской царь на человека по шапке, да по азаму камчатому, да по поесу шелковому и с ножем, по 5-ти камок, по 50 кумачей да по коню [с] своею збруею. А кашеваров руских людей было с ним 4 человека, и дарил богдойской царь кошеваров по шапке да по азаму камчатому да по 10-ти кумачей. А мне богдойсково царя посланцов великих государей жалованьем жаловать было нечем, потому что в Нерчинском великих государей казны нет, а великих государей жалованьем богдойского посланца кормил довольно и отпустил без задержанья.

Да тот же богдойской посланец воевода Муготей бил челом великим государем: из Албазинсково де острогу Микифорко Черниговской с служилыми людьми воюет де их украинных людей даур и чючар. И я по указу великих государей писал к Микифорку Черниговскому, чтоб он без указу великих государей даур не воевал. Заказывали мне служилые люди Игнашка с товарыщи, что хотят де выти из Богдойской земли из краинных юрт под государеву царскую самодержавную высокую руку 50 человек, родом тунгусы.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 11, № 180, лл. 292-293 об. Копия XVIII в. с подлинника.

Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 6/V, стр. 44-45.

 

№ 139

1671 г. не ранее февраля 13 *. — Отписка якутского воеводы И. П. Барятинского в Сибирский приказ об осаде маньчжурскими войсками Албазинского острога

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте)

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои Ивашко Борятинский, Степка Елчюков челом бьют. [281]

В нынешнем, великий государь, во 179 году февраля в 13 день приехал в Якутский острог из Олекминского острожку сын боярский Матвей Ярыгин и привез с собою твоей, великого государя, ясачной казны, что он, Матвей, собрал в Олекминском острожке с твоих, великого государя, ясачных людей — с тунгусов и с якутов — на нынешней на 179 год.

Да подал он, Матвей, в съезжей избе нам, холопам твоим, записку за иноземскими знамены, и в записке, государь, написано:

179 года января в 17 день Нанагирского роду ясачной тунгуз Юпчанейко Дачигин сказал у ясачного платежу: был де он на соболином промыслу и видел беглого тунгуса Онкоулка Сегленкина вверху на Олекме, и слышал у него, Онкоулка, что де был во 178 году летом в Даурах; и сказывал де он, Онкоулко, ему, Юпчанейку, что де Никифорко Черниговский с товарищи, которые убили илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежав жили на Амуре в Лазкаевском острожке, и тот де Черниговский Никифорко в острожке обсажен накрепко от богдойских людей, а на реке де на Амуре под тем острожком стоят многие бусы с людьми, а после де пришли конные многие ж люди, и около де того острожку сделали вал земляной. А сказывал де он, Онкоулко: чает де, что Черниговский с товарищи побиты. Да богдойские же, государь, люди под Тугирским волоком поставили городок, и в тот де городок многие хлебные запасы привели. А от того де, государь, городка по Тугире-реке плыть вниз до Олекмы-реки двои сутки, а от Тугиря-реки Олекмою-рекою вниз же плыть до Лены-реки трои сутки, где стоит Олекминский острожек, а от Олекминского, государь, острожку до Якутского острожку Леною рекою вниз же плыть 5-ры сутки. И говорят де, государь, они ж, богдойские люди, чтобы им перейти на Олекму-реку и тою рекою итти под твои великого государя городы, и которые [люди] тебе, великому государю, ясак платят, и они де с них хотят ясак сбирать на богдойского...

Да того же, государь, числа нам, холопем твоим, Матвей же Ярыгин сказал: в нынешнем же во 179 году в Олекминской острожек осенью приехали с соболиного промыслу и пришли с ясачных зимовей с ясачным платежом к нему, Матвею, Борогойской волости ясачные якуты Сыкрачко Онюкиев да Деведгачко Несикин с товарищи, сам четвертый, да с ними же де пришли Киндигирского городка ясачной тунгус Килдыга для того ясачного же, государь, платежу. И ему, Матвею, тот Сыкрачко сказывал: ездил де он, Сыкрачко, для соболиного промыслу вверх по Чаре-реке за камень от Олекминского острожку, и за каменей де нашел место, где мочно якутам кочевать, луга, озера большие, а прозвище де тому озеру по-якутски Кускенде, а от Олекминского де, государь, острожку до того места езду на лошадях 15 дней.

А в прошлом, великий государь, в 176 и во 177 годах писали к тебе, великому государю, мы, холопи твои, Якутского острогу с пятидесятником казачьим с Юстинком Панфиловым да с десятником казачьим с Данилком Михайловым, что богдойские люди с твоими великого государя ясачными людьми торгуют, и дают им в подарках за соболи кольца серебренныя, и луки, и азямы, и камки, и иные товары, и призывают к себе в Дауры на Зийские сторонние речки и за Зию-реку, и якуты мест проведывают, где бы им откочевать.

И в прошлом же, великий государь, во 177 году били челом тебе великому государю, а нам, холопам твоим, в съезжей избе тугирские ясачные тунгусы аманаты Инкагульского роду Паргаулко да Изяк с товарищи, сказали словесно: живут де они на Уде-реке с родниками [282] своими, и твой, великого государя, ясак платят в Верхоманском зимовье, а богдойского де царя люди приезжают и их всякими теснотами теснят и ясак с них емлют; и чтоб великий государь пожаловал их, тунгусов, велел от богдойских людей оборонить. И Якутского острогу всяких чинов служилых людей челобитная заручная о приходах даурских людей к твоим, великого государя, ясачным людям послана к тебе, великому государю, под отпискою во 176 году с тем же Юстином. А в Якутском, государь, остроге, за твоими, великого государя, службами [людей] оставается мало, а полковых пищалей 2, да 2 попорчены до нашего, холопей твоих, приезду. А зелья и свинцу из Тобольска присылают в 3 годы зелья по 30 пуд, а свинцу потому ж, с бочками, и с рогожами, и с веревками, а на твои, великого государя, службы в посылки вновь прибылых служеб по 15 пуд зелья и свинцу потому ж на год. А ныне, великий государь, в Якутском зелья 29 пуд да 38 пуд свинцу. А хлебных запасов ничего нет; а казакам, которые зимуют в Якутском остроге, твоего великого государя хлебного жалованья, ржи и овса и ячменя, дано всего по шти пуд человеку на год; а с Илимского острогу хлебных запасов присылают мало.

«Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 22,стр. 153-154.

 

№ 140

1671 г. не ранее марта 27 *. — Отписка тобольского воеводы И. Б. Репнина томскому воеводе Н. А. Вельяминову о сборе сведений относительно возвращения тобольского служилого бухарца Сеиткула Аблина из Цинской империи

(*— Датируется по упоминанию числа в тексте)

/ л. 167 / Господам Миките Ондреевичю, Василью Григорьевичю Иван Репнин, Иван Щербатой, Михайло Чириков, Юрьи Блудов челом бьют.

В прошлом во 176 году по указу великих государей послан ис Тобольского тобольской юртовской бухаритин Сеиткул Аблин с товарищи для / л. 167 об. / покупки в Китайское государство товаров.

И в нынешнем во 179 году марта в 27 день приехал в Тоболеск мангазейской стрелец Любимко Ефимов и в приказной избе в допросе сказал: поехал де он из Мангазеи через Томской город, и в Томском де городе слышал он у всяких чинов людей, что Сеиткул ис Китайского государства великих государей с покупочною казной вышел, и Сенга де тайша ево, Сеиткула, задержал у себя в улусе и за то де брат его меньшой, что он ево, Сеиткула, задержал, ево, Сенгула, убил до смерти.

И по указу великих государей велеть бы вам в Томском городе всяких чинов людей про Сеиткула Аблина розыскать подленно, и о том к нам для ведома отписать.

ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 18, № 95, лл. 167-167 об. Копия XVIII в. с подлинника.

 

№ 141

1671 г. августа 29. — Расспросные речи в Сибирском приказе нерчинских служилых людей И. Милованова с товарищами о посольстве в Цинскую империю

/ л. 168 об. / И августа в 29 день в Сибирском приказе даурские служилые люди, которые присланы из Даур богдойского царя с листом к Москве, Игнашко Милованов, Онтонко Филев, Гришка Кобя/ л. 169 /ков, как онипосланы были из Даур к богдойскому царю в посланниках, по допросу сказали:

В прошлом де во 178 году апреля в 9 день (См. второе прим. к док. № 134 (стр. 273).) по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, послал их, Игнашку и Антонка и Гришку, да с ними даурских же служилых людей 3 человек из Даур из Нерчинского острогу Данило / л. 169 об. / Аршинской к богдойскому царю с ево богдойского царя даурскими людьми, которые приезжали в Нерчинской острог для торгу с Шаралдаем с товарищи. А что им богдойскому царю говорить, и о том дал им Данило Аршинской наказную память.

И ехали де они, Игнашка с товарыщи, к богдойскому царю из Даур от Нерчинского острогу на лошедях верхи / л. 170 / до Аргуни реки 7 днищ, а та де река велика и большими судами ходить мочно, а живут де до тое реки государевы ясачные люди тунгусы Нерчинского уезду, а за тою де рекою государевых ясачных людей нет.

А от Аргуни-реки до Гана-реки ехали мугальского царя чеченкановыми людьми баргуты 2 днища, а те де баргуты кочевные, а Ган-река мелка, местами на лошедях переезжают, а широтою будет с Москву-реку. / л. 170 об. / От Гана до Койлару ж реки ехали 3 днища, а Кайлар-река такова ж широка, что и Ган-река, а бродов через тое реку нет, потому что глубока, а меж теми Ганом и Кайларом реками кочюют те ж баргуты.

А те де они 2 реки перевозились в батах, а делали они те баты сами.

От Кайлара-реки ехали к Задуну-/ л. 171 /реке 1 до броду с полднища и меныни, и через тое Задун-реку переехали на лошедях, а та Задун-река мелка и уска.

И подле тое Задуная-реку ехали вверх до камени полтора днища, а тот камень невысок, на лошедях верхи и на телегах ездить мочно.

А подле Задуная-реку живут времянем богдойского царя / л. 171 об. / люди торгочины.

А от того Камени богдойского царя до ясачных даурских пашенных людей и до Науна-реки ехали 3 днища, а Наун-река велика и глубока, большими судами ходить мочно, а живут меж Каменем и Науном-рекою богдойского царя люди торгочины кочевьем и хлеб сеют. А у тое Науна-реки встретили их, Игнашку / л. 172 / с товарыщи, богдойского царя 2 боярина да дьяк да с ними 40 человек служилых людей, и их принели и везли с собою вместе наскоро на заводных подводах до Китайского государства, а до Науна-реки ехали они на своих лошедях.

И от Науна-реки ехали до стены каменные 10 днищ, и та стена в вышину и в ширину сажени в 4 с-ысподи / л. 172 об. / серой камень, а к верху кладен кирпич с-ызвестью, а по стене башня каменная проезжая, затворы дубовые окованы досками железными, а от тое башни на обе [284] стороны тое стены конца не видеть, а сказывали им богдойские люди, что де та стена зделана от моря до моря, а езду де подле тое стены з год.

А у тое стены блиско проезжих / л. 173 / ворот город каменной, а в городе дворы и лавки каменные ж, а товары в рядех всякие китайские и на телегах в привозе продажного ярового всякого хлеба и овощей много, а тот город сколь велик, того они не ведают, потому что проехали скоро, а живут в том городе богдойского царя люди.

А от стены от города ехали до Китайского государства 3 / л. 173 об. / днища, а было в проезде 7 городов каменных, а у тех городов в башнях затворы дубовые окованы досками железными, а сколь те городы велики, того они не ведают, а промеж теми 7-ми городами живут китайские люди, а дворы у них строенье каменное, а крыты черепом, а в-ыных местех соломою, а простого места меж теми городами нет, / л. 174 / все пашни.

А от Нерчинского острогу до Китайского государства подле рек лесы — топольник, осокорник, ивняго, черемошник, да в ретких местех сосняго, а на степях местами черносливник и орешник, да до Китайского государства за 4 днища лес дуб, липняк, клен, ясень. / л. 174 об. / А с приезду в Китайское государство вал да стена каменная и башня и ворота проезжие.

А как они в Китайское государство приехали, и китайские бояре поехали к царю, а их с китайскими служилыми людьми послали на посольской двор, их поставили и у посольского двора ворота заперли, и караулы к воротам и к ним приставили, и жили они / л. 175 / на посольском дворе неделю, и прислано к ним от богдойского царя 5 человек поваров и работных людей, и корм им и питье давано довольно. А ехали они Китайским государством до посольского двора версты з 2.

А после недели взяли их, Игнашку с товарыщи, в приказ к бояром. А как они в приказ / л. 175 об. / пришли, и в приказе сидит боярин да дьяк. И боярин де их спросил: с чем они к богдойскому царю приехали? И они, Игнашка с товарыщи, сказали: по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, прислал их к богдойскому царю из Даур Данило Аршинской, а о каких делех, и о том дана им наказная память. / л. 176 / И боярин де велел им наказную память честь, и они де, Игнашка с товарыщи, велели наказную память честь подьячему своему, а толмач сказывал, а богдойского царя дьяк писал. И как наказную память прочли и дьяк написал, и боярин де подлинную у них наказную память за Даниловою печатью Аршинского взял. И они де, Игнашка с товарыщи, говорили, чтоб наказную / л. 176 об. / память им назад отдали. И боярин де им сказал: отдать де им наказные памяти нельзя, потому что де будет к великому государю от богдойского царя лист. И пошли с тою памятью и с своим письмом к богдойскому царю, а их, Игнашку с товарыщи, послали с караульщики по-прежнему на посольский двор. А у них де, Игнашки с товарыщи, с той наказной памяти был список. / л. 177 / И жили они на посольском дворе 2 недели за крепким караулом, а на караулех приставлено было по сотнику да по 10 человек богдойских стрельцов с селемами.

А после дву недель приходил к ним от богдойского царя сотник ввечеру и велел им к утру быть готовым итить к царю.

А на утрее де приехал к ним боярин да с ним богдойских / л. 177 об. / служилых людей 6 человек и привели под них кони со всею збруею. И поехали они с тем боярином к царю. И ехали они Китайским государством до стены каменные с полверсты 2. [285]

А стена каменная вся мурамляная накрасно, а по стене башня, а в башне двои вороты проезжие. И у тое стены и у ворот боярин и китайские служилые люди с лошадей ссели, и им / л. 178 / потому ж велели с лошадей ссесть. И пошли они з боярином в город пеши и шли они до другие каменные ж стены сажен со 100 3, а после той стены ров, глубина рву сажени в полторы, а до рву крепостей никаких нет, а по той стене башня, а у той башни пятеры ворота проезжие, а против ворот через ров 5 мостов каменных, а в городе улица, по которой они шли, / л. 178 об. / вся вымощена кирпичей, до стены ж каменные сажен с 50.

А как они ехали и шли от посольского двора до третьей стены, и в Китайском государстве никаких людей по улицам в то время не было.

А по третьей стене башня и ворота таковы ж, что и по другой стене, а толщина / л. 179 / башням сажен по 30, да от тое стены до четвертые каменные ж стены сажен с 40, а в тех дву городех улицы, по которым они шли, потому ж вымощены кирпичей. И у третьих ворот встретили их 2 боярина, которые их приняли у торговых китайских людей на дороге и пошли с ними ж к цареву двору, и по улицам до царева двора устроены служилые / л. 179 об. / люди ротами з знамены и с еловчики, а служилые люди с селемами в цветном платье в озямах и поставлены были 6 слонов, а покрыты те слоны коврами и оседланы, а седла и узды и похви оправлены серебром с каменьи и позолочены, а на седлах устроены чердаки, как человеку сидеть, серебреные ж позолочены. / л. 180 / А на башнях над вороты мольбища каменные ж крыты черепом, а на них маковки вызолочены.

А у царева двора у крыльца стояли служилые люди.

И привели их, Игнашку с товарыщи, в полату 4, и середь полаты учинено место аспидное вышиною с полсажени и больши, а всход на то место / л. 180 об. / со всех сторон и на месте зделаны решетки з дверьми золочены, а над местом намет бархат черн.

А на месте сидел богдойской царь, а ростом он середней, волосом рус, молод, бороды нет, платье на нем золото с пуговицы, шапка с [с]оболем, на верху кисть шолк красной, наверх кисти утвержен камень красной на спню, / л. 181 / длиною тот камень в вершок, а видить было царя из-за решетки по пояс, а по скаске китайских бояр, что де царь их 25-ти лет. А по правую сторону подле места у царя стоял брат ево родной большой, ростом середней, волосом черн, бороду сечет, платье на нем золото и шапка такова ж, что и у царя, а камень на шапке меньши, а по леву сторону одаль места / л. 181 об. / стояли бояре в золотах же и в шапках, а у золотого ожерелья отложные золотные.

А как они перед царя в полату пришли, и царю поклонились по приказу бояр ево в шапках до земли, и стояли они перед ним в шапках же, и царь на них смотрел с час. И принесли к нему чаю травы вареного в кунгане серебреном и велел наливать в чашки серебреные. / л. 182 / И того чаю боярин поднес к нему, царю, в чашке, и он принял и прикушал. И указал на них, Игнашку с товарыщи, царь рукою, и бояре де 5 человек поднесли им в таких де чашках того ж чаю по чашке, и они де, выпив, царю поклонились в шапках же.

И после того спросил их богдойской царь: сколько кому из них / л. 182 об. / лет? И они про себя сказали, что кому лет. И посмотря на них, велел их отпустить на посольской двор и проводить тому ж боярину, которой на посольской двор по них приезжал. А больши того никаких слов у царя не было.

А как они от царя сверху шли, и служилые люди и слоны стояли по-прежнему. / л. 183 / И прошед служилых людей, видели они на улице собрано колодников всяких чинов китайских людей в железах ножных и [286] на чепях скованых и на шеях доски деревяные 5, а сколько человек колодников было, того они не ведают.

А после того сказывали им на посольском дворе китайские люди, что де тех колодников для великого государя богдойской царь вины им простил. / л. 183 об. /

И имали их, Игнашку с товарыщи, на кормовой двор по 3 дни обедать.

И после того прислал к ним богдойской царь на посольской двор подарков, а что подарков, и то написано в Данилове отписке Аршинского.

И велел им богдойской царь ходить по всему Китайскому государству. И они де в Китайском государстве 2 недели ходили / л. 184 / повольно, а для береженья были за ними караульщики.

И в Китайском де государстве дворы и всякие дворовые заводы и в рядех лавки все каменные, а деревяных хором и лавок нет. А видели они в Китайском государстве в городовых воротех 6 пушек длиною аршина по полутора, а в толщину вершка в 4 и больши, а иных больши того пушек не видали / л. 184 об. /, а мелкова ружья нет, бой у них лучной, а в торгу учинены всякому товару особные ряды. А в рядех золото и серебро продают ланами и слитки, весом против рубля и меньши слиток, и во всякой посуде, а в какову цену золото и серебро купят, того они подлинно не ведают, потому что им купить было не на что. А камок и бархатов, и отласов, и китаек, / л. 185 / и меди, и олова, и свинцу в рядех много.

А сказывали де им китайские люди, что де у них мочно соболя продать лана по 3, а весом лан против рубля. А такие соболи в сибирских городех купить мочно по рублю соболь.

А камки добрые мерою по 16 / л. 185 об. / аршин камка, ширина в аршин, купили они по 2 соболя камку, а цена по 20-ти по 6-ти алтын по 4 деньги соболь.

А бархат купили мерою по 9-ти аршин по той же цене.

А китайкам и иным китайским товаром цены они не ведают, и от китайских людей, почему / л. 186 / что купят, не слыхали, потому что торговать им было нечем.

А спрашивали у них многажды китайские люди купить соболей нерослых, и недособолей чорных, и пупков собольих, горностаев, белки, песцов белых.

Да было де у него, Игнашки, сукна кармазину красного доброго аршин с 11, дано ему в Тобольску из государевы / л. 186 об. / казны по 2 рубли аршин, а ему де, Игнашке, за то сукно давали в Китаех только против полутора рубли товарами за аршин, и того де сукна продать он не мог.

И сказывали де им китайские люди, что де золото, и серебро, и медь, и олово, и свинец, и порох, и камки, и бархаты, и отласы, и китайки делают у них в Китайском государстве / л. 187 / и купить золота и серебра и всяких китайских товаров в Китайском государстве и вывести мочно, потому что, сказывали им китайские люди, купить де и вывозить товары повольно; а не велено де купить и вывозить луки да стрельные железа, селемы, куяки, шеломы.

Да к ним же де, Игнашку с товарыщи, приходили на посольской двор 3 человека гречен, спра/ л. 187 об. /шивали у них про православную християнскую веру и кресты на них смотрели. И тому они обрадовались и сказывали им, Игнашку с товарыщи, что де их, гречен, занесло по морю в Китайское государство тому лет с 17 и богдойской де царь велел им жить у себя и православные християнские веры у них не отнял. [287]

А после того приходил на посоль/ л. 188 /ской двор изменник новокрещен родом крымских татар прежнего ленского воеводы Дмитреев человек Франзбекова Анашка Урусланов, которой ушол из Даур с Амуру-реки в Китайское государство в прошлых годех, что де те гречене строят часовню каменную, и иконы в часовне есть (Так в тексте. По-видимому пропуск.).

И они де, Игнашка с товарыщи, по той скаске с посольского двора / л. 188 об. / ходили и тое часовню в Китайском государстве нашли строение каменное, а на тое часовню делают 2 маковицы медные литые, мерою по 2 сажени ручных кругом маковицы медные литые, а в часовне Спасов образ в окладе в киоте да образ Пречистые богородицы и Иоанна Предтечи да Николы Чюдотворца и иных икон много. А как они были в часовне, и тех гречен в то время у часовни не было, / л. 189 / роспросить было про все подлинно не у кого, а в часовню де их пускал китаянин.

Да в Китайском же де государстве видели они изменника ж руского человека ленского сына боярского Федорова человека Пущина Пахомка, которой ушол из Даур от Микифорка Черниговского в прошлых годех.

И те де изменники Анашко / л. 189 об. / и Пахомка в Китайском государстве поженились и держат веру их китайскую и от Богдокана идет им корм и живут они своими дворами.

А жили де они в Китайском государстве 5 недель 3 дни и давано им корму довольно: пшено, бараны, говядина, рыба, язи свежие, да овощей — чеснок, лук, инбирь, ретька соленая, да питья — вино горячее доброе / л. 190 / да травы чаю варено в молоке, да уксусу, сколько им понадобилось.

И велел их богдойской царь отпустить с честью и проводить тем же бояром, которые их на дороге встретили. И объявили к великому государю те бояре им от богдойского царя лист и проводили их до даурских людей до Науна реки, где их встретили и отдали их и лист даурскому воеводе Мангатею, / л. 190 об. / а велели их проводить на подводах до Нерчинского острогу и их объявить и лист подать Данилу Аршинскому.

И даурской воевода Мангатей да с ним 66 человек служилых людей проводили их до Нерчинского острогу и лист отдал Мугатей Данилу Аршинскому.

А как де они с воеводою Манга/ л. 191 /теем ехали, и на дороге де мугальского царя Чеченкановы люди баргуты говорили воеводе, чтоб Игнашку с товарыщи на дороге покинули и они де их побьют, и воевода де тем баргутом сказал: те де люди великого государя, а ему велено проводить до Нерчинского острогу.

И после баргутов говорил воевода Мангутей, что де мугальской царь Чечен-кан дань дает богдойскому ж царю. / л. 191 об. /

А как они в Китайское государство посланы были, и им, Игнашку с товарыщи 6-ти человеком, учинилось в подъемех и в проезде и в подарках начальным богдойского царя людей и дорогою иноземцом всяких протарей 198 рублев.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 168 об.—191 об. Список 1675 г.

Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г. СПб., 1882, стр. 156-158 (опубл. начало документа до л. 173).

Комментарии

1. Задун-река — это скорее всего Джадамбын-гол, приток Хайлара.

2. Послов провезли по улицам Пекина до стены Хуанчэн (стена «Императорского города»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: