АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 37 глава




Да Николаю ж, будучи в Китаях, проведать достаточно: какие в Китайском государстве узорочные товары и каменье бывает, и тут ли те товары делают, а каменье добывают или отколе привозят, и бархаты и отласы гладкие и камки и тафты в Китаях делают ли или привозят, и сколько дорого купят, и какие бархаты и отласы и камки и тафты и иные какие узорочные и всякие товары в Китаях бывают или ис которых государств их привозят, а каким путем, сухим ли или морским, и ис которых государств те товары привозят, и сколь блиско или далеко те государства, ис которых те / л. 128 / узорочные товары привозят, и какие товары прибыльнее в Московское государство у них покупать, а из Московского государства к ним в Китайское государство посылать, и на сколько ценою каких товаров доведетца к ним послать, и торг впредь будет прочен ли, и чаят ли в торгу немалыя прибыли, и каковы в Китаях люди и городы, и какой у них бой, и богдахан и все Китайское государство какие веры; того б ему всего однолично проведать в стольном городе Канбалыке и по иным городом, которыми городами поедет, накрепко подлинно.

А будет ему тайно про то проведать немочно, и ему говорить приставу, хто у него будет, чтоб поволил ему итти погулять в рядех для покупки и посмотрит всяких товаров, которые в их Китайском государстве ведутца. А быв в рядех и смотря товаров, про то доведатца подлинно, и прямые цены, как которые товары китаяне сами купят и в какову цену продают, по тому ж поведетца подлинно. Да и про то / л. 129 / однолично проведать подлинно: из немецких или из-ыных из дальных которых государств торговые люди в Китайское государство приезжают ли, и с какими товары, и каким путем (водяным ли или сухим), и на которые государства и городы, и сколь дорого и на сколько верст провозу от города до города с пуда или со вьюка дают, А будет которые товары к ним приходят из немецких и из-ыных государств, и такие ж товары бывают и в Московском государстве или прямые Московского государства городов товары, и тех товаров [345] всякими мерами доведатца прямые ж цены, по чему какие привозные товары в Китайском государстве купят и продают, и сколько таких привозных товаром в Китайском государстве росходу, и которые немецких и иных государств и руские привозные товары лутче в Китаях любят, и сколько с тех привозных товаров пошлин емлют и чем емлют — товарами ли или ефимками; и хлеб в Китайском государстве родитца ли, и какой хлеб, и сколь прибылен родитца, и сколь дорого купят, и какие пряные зелья и овощи в Китаях, и тут ли родитца или привозят, и будет привозят, и сколь дорого купят. / л. 130 /

Да и про то ему, Николаю, проведать всякими мерами накрепко: будет впредь у царского величества с китайским богдыханом дружба и любовь и ссылка будет, и в Китайское государство от государевы отчины от Сибири на которые земли и улусы или кочевья ходить податнее, и не будет ли впредь в тех местех над государевыми людьми какие шкоды, и сухим ли путем или водяным или горами, и сколько от которого города до которого города или от улуса до улуса верст или милей или днищ; и на чем сухим путем ходят, на лошедях ли или на верблюдах, и сколько от которого города за провоз найму со вьюка дают, и в которой китайской украинной город из улусов или ис каких мест ни буди приезжают и Китайскою землею от украинного города до стольного города Канбулыка в сколько недель или дней переезжают, и сколько в Китайском государстве от которого города и места до которого ж города и места дорогою верст или миль или днищ считают, и на одно ли место / л. 131 / и городы в Китай дорога лежит или розные дороги, и будет розные, и которою дорогою ближе и безстрашно, и какие люди по дороге меж Сибири и Китайского государства живут, и которые князьки особые живут, и великому государю они послушны ли, и хто имяны те князьки и которых улусов, и нет ли где от них проезжим служилым и торговым людем шкоды, или ис тех князьков есть иные государю и непослушны, а голдуют кому иному, и какими промыслы промышляют; о всем о том однолично ему проведать всякими мерами накрепко многими ведущими людьми допряма.

А проведав про то про все достаточно написати в статейной список подлинно по статьям, порознь всякую статью имянно, и все Китайское государство и от Тобольска по дороге до порубежного китайского города изобразити все землицы, городы и путь на чертеже. Да и во всем ему, Николаю, будучи в Китайское государство и едучи дорогою, великого государя делом промышлять и вестей всяких / л. 132 / проведывати по сему великого государя наказу и смотря по тамошнему делу и как его бог вразумит. И великого государя имянованье и чести остерегати и искати везде великого государя имяни, чести и повышенья и великого государя имя во всех городех и местах выславливати и говорити то, чтоб было государскому имяни к чести и к повышенью.

А как ис Китай отпущен будет, и ему выехав ис Китайских рубежей, для проведывания прямого пути к Москве на Астарахань послать, ис которых мест пригож; тобольских детей боярских дву человек добрых, да с ними подьячего добра и велети им всем (Далее зачеркнуто: их.) месты изыскивати путь на Астарахань, чтоб впредь могли с Москвы для торгового промыслу ходить в Китайское государство чрез Астарахань (Далее зачеркнуто: И на иные или.). А как они тот путь обыщут и в Астарахань приедут, и из Астарахани [346] б ехали они к великому государю к Москве, а самому ему, Николаю, с хановыми послы, / л. 133 / буде с ним будут отпущены, ехати к Москве тем же путем, которым он ехал в Китайское государство.

А на Москве явитца и всему тому статейной список и описание Китайскому государству и дорогам, на которые места с Москвы в Китай и ис Китай к Москве ехал, подать чертеж в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Степану Полкову, Емельяну Украинцову.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 1, лл. 75-134. Черновик.

Список — там же, оп. 1, кн. 7, лл. 63-83 об. Частично опубл.: (лл. 75, 77, 130-134 публикуемого текста) Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 151 - 153 (приложения), Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай,

№ 183

1675 г. февраля 28 —1676 г. не ранее июля 20 *. — Статейный список посольства Н. Г. Спафария в Цинскую империю

(*— Датируется временем посольства, начиная со дня выдачи послу наказной памяти (см. док. № 182) и кончая числом последней записи)

/ л. 1 / Лета 7183-го февраля в 20 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал быть на своей великого государя службе в послех с своею великого государя любительною грамотою у китайского бугдыхана Николаю Гавриловичю Спафарию. Да с ним велено быть во дворянех из-ыноземского списку Федору Павлову, Костянтину Гречанину, да для письма Посольского приказу подьячим Никифору Венюкову, Ивану Фаворову, да для изыскания тамошних лекарств и всякого коренья из оптеки лекарь и алхимист Яган, и тот лекарь великого государя у руки был, а после того заскорбел и остался на Москве, а вместо ево взят был для знатия каменя гречанин Спиридон Евстафьев, а для лекарства гречанин Иван Юрьев.

Великого государя его царского величества у руки были в передней февраля в 25 день.

С Москвы поехали марта в 3 день, а ехали на Переславль / л. 1 об. / Залеской, на Ростов, на Ярославль, на Вологду, на Устюг Великий и к Соливычегоцкой, на Кай-городок к Соли Камской, от Соли Камской сибирскими городами на Верхотурье, на Туринской острог, на Тюмень, с Тюмени в Тоболеск.

В Тоболеск приехали марта в 30 день. И в Тобольску боярину и воеводом де Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи об скором отпуске своем в Китайское государство и об-ыных делех, которые к тому отпуску надлежит, великого государя грамоту подал того ж числа.

И боярин и воеводы Петр Михайлович Салтыков с товарыщи по грамоте великого государя, собрав табольских служилых людей, [347] которые были в Китайском государстве, из детей боярских и служилых и иноземцов, татар и бухарцов, которые прежде того были с Федором Байковым и с Сеиткулом, спрашивал: на которые места ему, Николаю, ис Тобольска ехать в Китайское государство прямее и податнее и чтоб проехать от калмыков безопасно? / л. 2 /

И тобольские жители сказали, что тот путь, которым ехали они с Федором Байковым и с Сеиткулом, хотя де в то время была нужда великая и путь непрямой для скудости и прокормления их и лошадей и для степи и безводного места, однако ж де путь их был безопасен, а ныне, слышали они подлинно, что у мелких калмыцких тайшей всчалась война великая 1, и в прошлом году грабили и убивали многие тысящи торговых людей и послов калмыцких, которые отпущены были в прошлых годех от великого государя с Москвы, как о том писал уже дважды в нынешнем году к боярину и воеводам к Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи письменой голова из Барабинской волости, и для того тот путь ныне зело опасен; а естьли б де и опасения не было, однако ж де путь самой дальней и нужной, потому что и Федор Байков и Сеиткул ходили по 3 года, только де / л. 2 об. / прямой путь и безопасной водою до Енисейского и на Селенгинской острог, и всего будет до Китайского государства езды 4 месяца.

А как тот путь на мере положен, куды ехать в Китайское государство и об-ыных делех, которые належат к тому пути, к великому государю ис Тобольска отписка писана такова [...] (Здесь и далее опущен текст, повторяющий отписки Н. Г. Спафария в Посольский приказ, как правило, полностью переписывавшиеся им в свой статейный список. Сокращения их в тексте статейного списка производятся только в тех случаях, когда в сборнике под отдельными номерами публикуются подлинные отписки. В данном случае сокращена часть текста, повторяющая отписку, посланную в марте 1675 г. из Тобольска (см. док. № 185).)

В грамотах китайских ханов написано: [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 24, 51.)

/ л. 7 об. / 3-я грамота от бугдыхана 17 лет, а в печатех написано в одно 17, а в другой 15 лет.

4-я от бугдыхана, как писана, тому 5 год, а та грамоте прислана з Данилой Аршинским.

А в тех двух листах, которой полной перевод не умел перевесть, к великому государю пишут, чтоб великий государь изволил к ним присылать почасту послов своих, и что он, великий государь, от них желает, и они великому государю служить ради, что у них сыщется.

А после отпуску к великому государю отписки к Москве апреля в 18 день по указу великого государя и по грамоте ис Посольского и из Сибирского приказу в Тобольску боярин и воеводы Петр Михайлович Салтыков с товарыщи выбрал тобольских детей боярских 6 человек Саву Жамотина, Макарья Галасеина, Ивана Протопопова, / л. 8 / Ивана Почакунина, Ивана Неприпасова, Бориса Лошкина; да 6 кречетов с челики кречатьи по росписи, какова дана ис приказные избы, принял с роспискою; да 6 человек помощников кречатьих; да на корм кречатом на 200 дней по 2 деньги на день, итого 12 рублев; да 40 человек провожатых казаков, литовского списку 20 человек, конных казаков 16 человек, новокрещеного списку 4 человека; да сверх тех 40 человек, взят конной казак Григорей Кобяков, которой был преж сего в Китайском государстве, из Нерчинского острогу отпущен от Данила Аршинского для того, что он тот путь знает; да для толмачества калмыцкого и татарского языка толмача Спиридонка Безрядова. / л. 8 об. /

И тем вышеписанным тобольским детям боярским, и кречатником, [348] и провожатым, и толмачю великого государя жалованье, годовые их: оклады, дано на 2 года деньгами, а на третей год товарами, примерясь против прежних китайских отпусков, которые были с Федором Байковым и с Сеиткулом Аблиным. Да примерясь против прежних же китайских отпусков дано служилым людем для безопасного проезду 7 пудпороху, свинцу тож.

Да горностаев великого государя ис казны взял на 100 рублев от великого государя в поминках х китайскому хану для того, что руские люди и иноземцы, которые бывали преж сего в Китайском государстве, сказывали, что де в поминках х китайскому хану нет иное честно и благоприятно, как горностаи, а на Москве ис Посольского приказу в памяти в Сибирской приказ о горностаех написано было, и в Сибирском приказе горностаев великого государя в казне не было, и вместо / л. 9 / тех горностаев дано собольми и лисицами. И в Тобольску боярину и воеводам Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи Николай говорил, чтоб он, боярин и воевода, у него, Николая, соболи и лисицы, которые даны из Сибирского приказу по ерлыкам, вместо тех горностаев принел. И боярин и воеводы Петр Михайлович Салтыков с товарыщи те соболи и лисицы у него, Николая, не принели, а дали ему, Николаю, великого государя ис казны горностаев на 100 рублев с роспискою:

Николай великого государя ис казны горностаев на 100 рублев 1111 горностаев, по 3 алтына горностай, с роспискою взял, а вместо тех горностаев ис поминков, которые посланы от великого государя х китайскому хану, на 800 рублев приложил в покупку к 1500 рублем соболей на 100 рублев, и буде / л. 9 об. / в покупке и с прежним 1600 рублев, а в поминках китайскому хану по-прежнему 800 рублев.

Да ото его ж великого государя указу светейшаго патриарха прислана грамота к вологоцкому архиепископу о свещеннике, чтоб дал ему священника для дальнего пути на его великого государя службу в Китайское государство, и вологоцкой архиепископ по отпуск ево в Тоболеск свещенника не послал. И в Тобольску преосвященному митрополиту сибирскому о священнике бил челом, и преосвященный митрополит священника выбрал, а подмогу великого государя ис казны тому священнику боярин и воеводы с товарыщи для прокормления дали.

А апреля в 29 день река Иртыш вскрылась, а мая в 1 день собрався совсем, мая во 2 день ис Тобольска поехал на трех дощаниках / л. 10 / вниз реки Иртыша, а как отпущен ис Тобольска, и об отпуске своем писал к великому государю отписку такову [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 187.)

И сию отписку и прежнюю отданы в Тобольску боярину и воеводам Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи, чтоб те отписки послали они к великому государю к Москве в Посольской приказ, а те отписки отданы того ж числа, которые числы в отписках написаны. / л. 12 об. / 183-го мая во 2 день в воскресной день ис Тобольска поехал на трех дощаниках рекою Иртышем вниз воды, и приехал в татарской юрт в деревню Коскун от Тобольска 5 верст, и в той деревне начевали, для того что ожидали всех служилых людей, покамест собрались ис Тобольска, и на другой день, собрався со всеми, поехали мая в 3 день, и от той деревни поехали через Тобольскаю и Армезянскую волость до Демьянского яму.

А всем рекам описание, и горам, и речкам, и островом, и протоком, и городом, и острогом, и городищем, и юртом татарским и остяцким, и всем знатным местам и урочищам царства Сибирского от стольного города Тобольска, даже до стольного города Камбалыка царства [349] Китайского, написаны суть во особую книгу по обычаю земнописателей для лутчего выразумления (Имеется в виду книга Н. Г. Спафария «Книга, а в ней писано путешествие царства Сибирского от города Тобольска и до самого рубежа государства Китайского» (см. ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 5; там же, кн. 6. Опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь... СПб., 1882).). / л. 13 /

А из Тобольска на Демьянской ям приехал мая в 5 день и переменя емщиков, гребцов в той же день из Демьянского яму поехал тою ж рекою Иртышем вниз воды чрез остяцкие юрты.

И мая в 8 день приехал на Самаровской Ям и стояли мая до 10 числа для того, что готовили парусы и всякие судовые снасти, которые надобны перебегать парусом супротив воды рекою Обью да и для того, что сказывали на Обе-реке льды стоят.

А при отпуске с Самарского яму к великому государю к Москве отписка послана мая в 10 день такова, а та отписка отдана Самаровского яму прикащику Ивану Гаврилову сыну Грозину, чтоб он тое отписку отослал в Тоболеск к боярину и воеводам к Петру Михайловичю Салтыкову с товарыщи, а ис Тобольска к великому государю к Москве в Посольской приказ, отписка была такова [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 190.)

Из Самаровского яму поехал мая в 10 день рекою Обью, и мая в 11 день встретили льды великие, и стоял мая до 12 числа; и опять ехал мая до 13 числа, и опять встретили льды великие, и стоял мая до 15 числа, для того что льды самые великие шли на низ воды, что горы; и ехал опять мая до 16 числа меж льдов по берегу, и мая ж с 16 числа стояли до 18 числа, для того что шли льды великие во всю реку и те льды немного не розбили дощаников. А как стояли от льдов на берегу, и дощаники закладывали лесом и бревнами для того, чтоб дощаников не попортило. И мая в 21 день поехали подле берега меж льдов к Сургуту. / л. 15 об. / И мая в 23 день приехал в Сургуту. И как приехал в Сургут и из Сургута в Нарым поехал, и о том к великому государю из Сургута отписка писана такова [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 191.)

/ л. 16 об. / Из города Сургута поехал тою ж рекою Обью, и вместо емщиков взял сургуцких казаков 80 человек для того, что в Сургуте ям не строен.

А тот город Сургут стоит на красном месте подле реки Оби и в нем зделан острог, в котором живет воевода, а преж сего в том месте была Пегая орда. И город Сургут зделан в то время, как построен город Тобольск. А в уезде пониже и выше реки Оби живут остяки и великому государю платят ясак. / л. 17 /

Мая в 24 день поехал из Сургута тою ж рекою Обью супротив воды. И тот путь воденой по Обе-реке от Сургута до Нарыма именуют столповой путь, для того что по всей Обе-реке нет такого дальнего и нужного пути, и река быстра и глубока, и яры и плеса долгие. И едучи от Сургута к Нарыму в разных числех последних мая месяца были бури великие и снеги, что понудили и при берегу стоять, и те стужи и северные бури стояли июня по 4 число.

И июня в 4 день приехал в город Нарым, а город Нарым нестроен по Обе-реке, но на острову близ проточки, которая течет ис Кети-реки во Обь, однако ж де и с полверсты не будет дале от реки Оби. А стоит город на высоком месте, и острог построен деревяной, в котором сидит воевода. А служилых людей только 40 человек и около города по деревням пашенных людей немного для того, чтоб хлеб пахать почали не в давне. А хлеб родитца немного. / л. 17 об. / А остяков много, и звериного [350] промыслу много ж, наипаче горностаи, которые в Сибирском государстве нигде таких добрых и великих не родитца, кроме березовских и нарымских. А как приехали в Нарым и которого числа из Нарыму поехал, о том к великому государю писал в отписке, а отписка к великому государю послана такова [...](Опущена часть текста, повторяющая док. № 191.)

/ л. 18 / И та отписка отдана в Нарыме воеводе Антону Рубину, чтоб тое отписку послал в Тоболеск, а ис Тобольска к великому государю к Москве.

И из Нарыму взял только 20 человек / л. 18 об. / руских людей гребцов, а прочих оставил для малолютства в городе. И июня в 5 день поехал из Нарыму тою маленькою протокою и сорами супротив воды до перваго вышняго и большаго устья Кети-реки, и потом тою ж Кетью-рекою супротив воды перебегали парусом к востоку, а Обь-река осталась направо к полудню. А описание Оби-реки и о иных реках написаны во особную книгу, где подлинное описание всех рекам и урочищам.

Июня в 6 день перебежали парусом и другое устье Кеть-реки, которое впадает в Обь-реку. Июня в 7 день перебегали третье и последнее устье Кети-реки, которое впадает в Обь, и отселе отдаляется Обь-река направо, а река Кеть течет прямо х Кецкому и к Маковскому на Енисейск. Июня в 8 день приехали в Кецкой, и того ж числа ночью поехали. А острожок стоит на красном месте на протоке Кети-реки, только малолюдство, и для того взял только 6 человек гребцов. А около острога / л. 19 / по деревням пашенные крестьяне есть немногие, а хлеб родитца всякой.

Июня в 8 день ис Кецкого острога послал служивого человека наперед себя в Маковской и в Енисейской к воеводам, чтобы готовы были подводы и суды с поспешением.

Июня в 16 день приехал в старое городище, и от того места послал тобольского казака с отпискою в Енисейск, что воевода готовил подводы в Маковском и суды в Енисейском, и послал от себя в Дауры и на Селенгу проведать, куды лутчи ехать в Китай.

А старое городище словет для того, что прежде сего был острог Кецкой, а ныне то место лежит пусто, а едучи от Нарыма к Маковскому половина дороги.

Июля в 7 день приехал в Маковской острог, а из Маковского острога поехал сухим путем через волок того ж числа. И июля в 9 день приехали в Енисейской, и в Енисейском стоял дней з 10, для того что ожидал задних / л. 19 об. / дощаников и покамест стольник и воевода Михайла Приклонской изготовил 3 дощаника со всеми снастьми. И июля в 18 день (Или 19 июля (см. примеч. к док. № 197).) из Енисейска поехали вверх воды рекою Енисеем до реки Тунгуски к Байкальскому морю. А как из Енисейска поехал, и к великому государю отписку писал такову: [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 197.)

/ л. 25 / В Брацкой острог приехал августа в 22 день, а поехал из Брацкого острога того ж числа. В Балаганской острог приехал августа в 29 день, а поехал того ж числа.

184-го сентября в 5 день приехал в-Ыркуцкой острог, и к великому государю отписка писана такова: [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 200.)

/ л. 26 об. / В Селенгинскую заимку в-Ыльинскую слободу приехали сентября в 25 день, и Енисейского острога служилых людей, которые были на дощаниках в работниках из заимки Селенгинской, отпущены, для того что стало время зимнее и морозы великие и запасом скудно. А с ними [351] к великому государю отписка писана сентября в 28 день такова: [...] (Опущена часть текста, см. док. № 201.) / л. 28 об. /

Из Селенгинской заимки поехали сухим путем в Селенгинской острог сентября в 30 день, а в остроге жил 3 дни. И отпустил служилых людей в Мунгалы для покупки коней и верблюдов. А из Селенгинского острога приехал в заимку октября в 7 день, а служилые люди, искупя кони и верблюды, приехали / л. 29 / ноября в 3 день.

И ноября в 5 день из заимки поехал в новой острог Еравню. А в Еравню приехал ноября в 19 день. Из Еравни поехал того ж числа в Теленбинской острог. А в Теленбинской острог приехал ноября в 23 день, а поехал в 24 день.

В Нерчинской острог приехал декабря в 4 день. И из Нерчинского острогу к великому государю отписка писана декабря в 19 день такова: [...] (Опущена часть текста, повторяющая док. № 203.)

/ л. 34 об. / Из Нерчинского острогу поехали декабря в 19 день и начевали по реке по Шилке. На другой день поехали по Шилке ж до полудня, и оставя реку Шилку, которая течет к полуночи, поехали / л. 35 / по речке Бортовке, которая падет в Шилку, из устья их поехали к востоку по ней лугами и лесными местами день, и начевали по ней. А на другой день оставили вершину ея, вышли на степь на реку Инду, и оставя реку Унду, поехали по степе по иной речке и начевали, для того что вож сказал, что по реке Унде есть дорога иная, только трудно ехать коровану, а река Унда невелика и впадает во Онон. И от того становья поехали на другой день степью, и опять выехали на реку Унду и начевали на острову, и от того места опять ехали степью. И оставя реку Унду, поехали направо по иной речке и начевали. На другой день, проехав небольшой хребет, выехали на реку Гайтимур и по ней начевали.

И декабря 25 числа в праздник Рождества Христова ехали немного по той же реке и начевали на ключах. И от того места ехали хребет небольшой степной, и выехали опять на малую речку, и по той речке ехали до Аргуни-реки степью. А дров нужно, только по той речке тальник, и тот сырой. И снеги и стужи были великие. К реке Аргуне приехали / л. 35 об. / декабря 18 числа и стояли день для того, что верблюды захромали и учинили им башмаки. А река Аргуня большая судовая, течет из большого озера Далая с полудни к северу и на низ, как сойдетца с рекою Шилкою, от того места называетца великая река Амур. А лес по ней тальник мелкой, а на низ по ней горы и камень и лес всякой есть. А про Далая-озеро сказывают, что зело великое, и около его кочуют многие люди, китайцы и мунгалы, и пашну пашут, и иные реки в нево текут и из нево текут же, только не проведаны еще какие. И по одной реке, сказывают, что есть город каменной пустой. А в Далае оказывают, что всякая рыба есть и кит морокой большой есть же.

От Аргуни поехали декабря 30 числа степью, и проехав хребет, выехали на другую реку небольшую Хабур и начевали. И там видели по степе табун, и послал проведать людей. И видели издали юрты иноземские, и взяли одного человека тунгуса ис тех юрт и при/ л. 36 /везли ко мне ночью. И роспрашиван, и сказывался он, что тунгуцкого роду и сродники иные живут в Нерчинском, и ясак великому государю платят, а не подалеку от того места по иной реке Гану живут намясинские мужики род тунгуцкой, которые изменили давно великому государю и многих служивых людей государских побивали и издавна живут в тех местех самовольно, и как они увидели руских людей, зело [352] испужались, чаяли, что на них поход, и юрты покинули, и за оружие принимались. И гораздо бы было время их смирить, только для того нельзя, что с посольством ехали. И для того послал к ним тунгуса и объявил, что едем посольством к бугдыханову величеству, а не войною ни на каких людей, и для того, чтоб они приехали без опасения к обозу и привезли бы корм и кони продажные. И как они услышали, и приехали и привели послу в поминках коня и корм и вину свою, что великому государю изменили, упросили и обещали ясак великому государю по-прежнему платить, и продали служивым людем коней з 20. И для их торгу были на Гану-реке 3 дни. / л. 36 об. / И потом они поехали в юрты свои, а мы, оставя Гану-реку, поехали степью днище, а начевали без дров, а дров взяли от Гану-реки на верблюды.

И генваря в 5 день, видя, что от Игнатья Милованова никакие ведомости нет и верблюды и кони многие пристали, и выбрав тобольского сына боярского Ивана Неприпасова да трех человек служивых людей да толмача да вожа тунгуса опять послал наперед себя о два кони наскоро и приказал им, чтоб знаки поставили на дороге, куды они поедут для того, что у нас был один вож тунгус и по следу их в снегу и нам ехати. А тому сыну боярскому приказал, чтобы он ехал наскоро к наунскому воеводе и объявивши им, что великий государь, его царское величество, изволил послать к богдыханову величеству посольство, как и им объявлено чрез нерчинского сына боярского Игнатья Милованова, и чтоб они послали подводы и провожатых встречю для того, что верблюды и лошади многие померли для стужи и бес корму, и что бы опять из них приехали встречю с ведо/ л. 37 /мостию.

И в той же день, отпустя их, за ним по следу ехали и начевали на речке Мергелу. И на той речке лесу немного, тальник сырой. И в той речке впадает источник великой, которой никогда не мерзнет, и в нем рыбы много. И в том месте праздновали крещения господа нашего и освещение воды Иорданова генваря 6 числа.

И в той же день ехали и начевали под небольшим хребтом на ключах, и лес был березник. Генваря в 7 день приехали и начевали на речке Таликоне, и лес зело мал, только тальник сырой. И в том месте приехал на стан вместе [с] служивыми людьми старой мужик баргуцкого роду и с ним 2 человека баргуты ж и говорил, что у него были те, которые посланы были наперед на Наун, и объявили про наш приезд, для того он приехал, а их роду лутчей человек взят был / л. 37 об. / к Москве в то время, как был бой з государскими людьми, и слышали они, что тот их человек сослан к Архангельскому городу, и буде великий государь пожалует, того их человека отпустит к ним, и они будут все в подданстве и будут великому государю ясак платить, а род их великой немалой. И отпустя людей своих в юрты, которые были от обозу недалеко, он сам ночевал в обозе для того, что взяли ево в вожи до Калару-реки. На другой день приехали люди и привезли послу в корм барана да на продажу 6 быков.

И генваря в 8 день взял того старика в вожи, ехали от речки Таникалу к реке Кайлару степью и там начевали. А Калар-река судовая и течет издали и впадает в реку Аргуню, а по ней лесу всякого много и на низ по ней кочюют многие мунгальские люди. Однако ж де мы никаких людей не видали от Нерчинского до самого китайского рубежа, опричь намясенских тунгусов и тех баргуцких, а следу кочевного было много. / л. 38 /

И генваря в 9 день ехали от реки Каилара по реке Джадуне 2, и та река меньши Каилара и течет ис хребта, впадает в Каилар. А лесу по ней всякого много. Не доезжая становья отпустил того вожа [353] баргуцкого назад, и он приказал нам, чтоб на том месте берегли коней накрепко от барсов, потому что на той реке на каменю живут многие барсы и ночью захватят коней. И на другой день, как стали ехать, не нашли четырех коней, только нашли след людей, которые крали, и подлинно что украли баргуцкие, а не барсы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: