АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 39 глава




Апреля в 22 день ехали от Тав-реки степью глаткою сухою, а ехали меж лета и западу. А на правой стороне видится далеко камень высокой, а на нем лес дубник. А ехали от яму (Напротив на полях: Стан 6-й, верст 38.) 38 верст, и тут под улусом начевали у колодезей. Да и по сторонам улусов много. А в том месте подвод не переменяли.

Апреля в 23 день ехали ровными местами верст с 15. И приехали на ключи, и в том месте полдневали и подводы переменили (Напротив на полях: Ям 5-й.). И после того поехали меж холмы песчаные, а по них лес небольшой. И потом приехали к речке Коли. А та речка течет ис каменю из северного западу на полдень по степе, и уходит под землю и далече не объявляется, и опять выходит и падет в Коргей, а вода в ней мутная. А около речки юрт мунгальских много. И возле той реки стояли и начевали (Напротив на полях: Стан 7, верст 45.).

Апреля в 24 день стояли у той де реки весь день, для того что кони и быки пристали / л. 96 / многие, а переменить было нечим, и стояли для опочиву скота. И здесь сказывали китайцы, что от сел наунских до речки Коли есть доля третья большая, а от речки до царства останутца 2 половины меньшие.

Апреля в 25 день ехали от речки Коли до полудня меж лета и шелонику все степью сухою песчаною, а с правые стороны камень близко подшел, холмы высокие, а на холмах лес — дубник и илем; а дале того хребет большой, что идет от Таргачин, и на нем лес ельник. И тут приехали на ям (Напротив на полях: Стан 8-й, ям 6, верст 26.) и подводы переменили и начевали, для того что от яму воды блиско не было, а где начевали, были маленькие озерка и колотцы. А едучи к яму, в стороне юрт мунгальских было много, а на левой стороне стоял тайша, которай всеми теми мунгалы владеет 23. А послан он от китайского хана, и называют ево ваном.

Апреля в 26 день поехали от яму на шелоник степью сухою песщаною, холмы невеликие, а на них лес небольшой илимник, а промеж холмов места соляные. А ехали до полудня. А в правой стороне вышел великой мыс от каменя, и сказывают, что на нем живут змии великие и скот их поедают, и для того близ / л. 96 об. / ево не кочюют. И приехали к озерам, а тут построен ям (Напротив на полях: Стан 9-й, ям 7, верст 38.), и подводы переменили и начевали. А те озера великие, только соляные.

Апреля в 27 день ехали ровными местами меж западу на шелоник, а степь была сухая песчаная холмоватая, а песок желтой. И приехали х колодезю в полдень, и стояли для корму. И от того колодезя ехали ровными пещаными местами. И не доехав до становья, вправе подшел [362] мыс высокой от хребта каменного, а лесу на нем нет, и камень отвалился на запад далече. И потом приехали к речке Синяголю 24, которая течет з западу на восток в длину по степе х Корге-реке, а вода в ней светла. И у той речки начевали (Напротив на полях: Стан 10-й, ям 8-й, верст 45.) и подводы переменяли.

Апреля в 28 день стояли у той же речки весь день, потому что в прошлой ночи испужалось у асканамы коней з 10 да лозы самые ево лутчие и бежали по степе. И посылал он к посланнику подьячего, чтоб тот день постоял, а он посылал везде по степе искать коней и насилу сыскали далече. И в тот день при вечеру на то становье приехал и он. / л. 97 /

Апреля в 29 день ехали меж шелоника и лета. Степь была песчаная бугроватая, вертепы глубокие безводные, а по дороге в четверть грязнет в песок нога и ехали версты с 3. И приехали к лесным местам небольшим, а на нем родятца вишни, да промеж тех вишен родитца виноград дикой, также и шептали дикие родятца ж, есть и иное дерево, на котором бутто гороховое стручье и то стручье варят вместо чаю, и иного незнатного лесу много. И приехали на ям (Напротив на полях: Стан 11-й, ям 9, верст 46.) и подводы переменили, а на стороне юрт мунгальских много, тут же кочюет один ван, который тем всем улусом владеет.

Апреля в 30 день ехали весь день на шелоник, степь гладкая сухая, лесу нет версты с 3, а потом были холмы. А из утра объявились далеко в правой стороне холмы высокие, едва их мочно видеть. И в полдень доехали до реки Шарамуры, се есть Жолтой Амур, а называют Жолтою для того, что вода в ней мутна, течет ис камени, из большого хребта, а вышла с северного западу, а по степе потекла на восток, около ея бугры, а на них лес тальник. А переехали вброд, а по дну, топка. И тут при реке полдневали. И отселе пошли места веселые. А после полудня ехали от Шарымуры ровными местами лесными, а лес ерник и березник. / л. 97 об. / И при вечеру приехали к иной реке, к Лохану. И тут возле реки юрты мунгальские жилые. А река Лохан меньши Шарамуры, и от того места, где полдневали, недалеко падет Лохань в Шарамуру (по той реке мочно проехать в Китай без всякие трудности), и после того обе вместе, собирая иные многие реки, текут сквозь высокую стену китайскую в Китай, в страну Леоантунг, и оттуда падет в моря. И по-китайски словет та река Леаонхо, се есть река страны Леоатунга, а мунгалы не могут того говорити и именуют Лохан. И по той реке нынешние богдойские татары, как стала зимою, прошли сквозь стену по ней по льду и взяли страну Леаотунг и оттуда и царство Китайское. А при том нашем становье были озерка невеликие, самородные из ключей, глубокие. И в тех озерках асканама сказал, что конечно сыщетца жемчюг, и посланник тому верил и велел служилым людем нырять и искать раковины. И нашли многие, а жемчюг нашли только в одной мелкой, а в-ыных еще не родился. А таких озерок много, а они искать раковин и нырять не умеют. А есть дорога иная по Шарамуре, только кругом идет и опять по немногих днях придет к нашей же дороге. А от Науна до Шарамуры / л. 98 / почитают половина дороги до Китай, а от Шарамуры остаетца другая половина. А от того места, сказывают, что по Шарамуре ехать до моря степью да Леоатунг скорою землю дней с 7. А мы за мунгальскими юртами по сю сторонау Лохана начевали и подводы переменили (Напротив на полях: Стан 12-й, ям 10, верст 52.).

Мая в 1 день ехали из утра и переехали реку Лохан вброд, а ехали меж западу на шелоник. А возле реки юрт кочевных много. А около [363] Лохану степь неширока меж гор, а горы по обе стороны песшаные, а на них лесу нет. А по стене песок белой. А около реки лес илимник и тальник и иной лес. И на левой стороне реки Лохона проехали озерко небольшое, и в том озерке жемчюжных раковин много, также и черепахи большие, и те черепахи китайцы едят. А те люди, которые кочевали около реки, сведены издали для того, чтоб мы видели, что у них людно. А река Лохан течет ис под самого хребта, на котором стоит стена 25. И по ней ехали вверх близ стены. А в тот день стояли при реке и начевали и подводы переменяли (Напротив на полях: Стан 13-й, ям 11-й, верст 28.).

Мая в 2 день ехали подле той же реки Лохану, и река немного пошла к северу и опять возвратилась на шелоник. А мы ехали / л. 98 об. / с севера к полудню. А ехали чрез горы песщаные, и те горы высокие бугроватые, а лесу на них нет, только песок белой, у коня в полколена грязнет нога. А промеж гор лес — илимник и черемошник. И тут при реке яр красной высокой версты на пол 2. И от того места река идет вправо. А мы пришли чрез холмы х колодезю, и тут полдневали. И опять поехали чрез пещаные места и отпустились к реке Лохану, и тут стояли и переменяли подводы и начевали (Напротив на полях: Стан 14-й, ям 12, верст 45.). А близ становья было старое городище земляное 26. А против того городища на другой стороне реки Лохану горы каменные и столбы высокие бутто курганы. И тут было черепах много, также и кур индейских диких было много ж.

Мая в 3 день поехали от яму с версту ровными местами и потом чрез холмы, и реку оставили направо. И по реке холмы высокие каменные. И опять поехали степью и приехали к реке, и переехав через, полдневали. И после того опять поехали через гору. И на той горе город земляной, делан с каменей, а башни каменные, и знатно, что в нем и около ево / л. 99 / жилья было много 27. И асканама сказал, что де тот город строен тому ныне 600 лет, а как запустел 50 лет, а жили люди в том городе Талей, и в том городе лежит львы и змеи и черепахи, вырезаны ис камени. А от севера лежит хребет великой, а лесу на нем не видитца, потому что далеко. А мы, проехав то городище, ехали ровными местами степьми. И пришли опять к той же реке и начевали, а подводы не переменяли (Напротив на полях: Стан 15-й, верст 40.).

Мая в 4 день ехали от яму меж запада и шелоника по той же реке ровными местами степьми. И тут проехали городище великое старое. А около реки мунгал кочует много, степь сухая и горы высокие каменные, степные, а лесу на них немного. И приехали к первым китайским жилым людем; а избы у них, как и у даур, земляные. И видитца, что в тех местех жить почали недавно, лет з 10, как и дауры, потому что юрты новые. И тут полдневали. И опять ехали ровными местами, и при реке стояли и начевали и подводы переменяли (Напротив на полях: Стан 16-й, ям 12, верст 45.), и стояли вместе с осканьямою. / л. 99 об. /

Мая в 5 день поехали от яму ровными местами подле реки версты с 3 по реке Лохану ж, и от того места река отошла влево. И тут улусов мунгальских много, до полудня ехали на шелоник и с полудня меж шелоника и лета. Тут проехали городище земляное делано с камением, а ныне розвалилось. И полдневали, под селом сидючим. И потом от деревни ехали немного. И тут возле дороги стоят 2 человека вырезаны ис камени, и сказал асканяма, что то дело китайское, и на одном платья философское, и на другом богатырское, и то им зделано для [364] воспоминания. И при них вырезаны 2 черепахи ис камени ж. А от того места ехали ровными местами и чрез горы, и переезжали речку небольшую. И по той речке и по сторонам юрт много, а деланы избы все новые. А по сторонам и около дороги старых жилых разореных мест много и на них лежат львы и змеи, вырезаны затейчиво. А от той речки ехали верст с 8, приехали в новое великое богатое село. И ис того села приехал человек молод честной и привел к послу барана и вина, и говорил, что привел он барана для здравие обоих великих государей. А едучи к селу в стороне видели горы высокие по обе стороны, и на иных есть лес великой, а на иных нет. / л. 100 / И в тот же день асканьяма посланнику бил челом, чтоб своих людей заставил петь песню «Дунай, Дунай», потому что он прежде сего слышал. И посланник людей своих заставил. А после того он, асканяма, заставил своих двух подьячих, и они пели по-китайски. И мы за селом стали и начевали (Напротив на полях: Стан 17-й, верст 50.), а подвод не переменяли.

Мая в 6 день ехали ис того села степью сухою пахотною. И проехали юрт сидячих много. И ехали верст с 10, и у речки полдневали, для того что к асканяме приехал ван и бил челом посланнику, чтоб постоял. А на левой стороне стоит город мунгальской каменной, а называют тот город по-китайски Табинчин, а город китайской. А всреди того города есть бутто колокольня высокая каменная, и тут мольбище болванов их, и около того стоят многозрачный мужеский и женский пол, А в том городе и около города жилых людей много. А весь день шли на шелоник. А с севера лежит камень голой, только с полудня приходит степь. А тем городом и улусом владеет ван. А едучи переезжали иные речки. А не поезжая до становья в строне стоит столб, великий каменной. И китайцы тот столб именуют счастливым. А в тех местех сел много. Да против становья стоит бутто / л. 100 об. / монастырь, и в нем стоят болваны вырезаные. И подле того монастыря стояли и начевали и подводы переменяли (Напротив на полях: Стан 18-й, ям 13-й, верст 45.).

Мая в 7 день поехали от яму подле Лохану ровными местами. А на правой стороне стоит город земляной великой, стены и башни целы. А в городе нихто не живет, только близ города дворов с 10. Тут же вытекла речка ис каменю с северной страны. А мы поехали на шелоник по Лохану. И пришол камень великой лесной, хребет большой тот, которой лежит от Таргачин и идет к полудню до моря. И немного поехали, и река Лохан отошла влево к вершине своей, а мы поехали по иной речке маленькой вверх на запад. И оттуда поехали к становью и начевали при маленькой речке (Напротив на полях: Стан 19-й, верст 35.). И асканяма ввечеру присылал к посланнику и бил челом, чтоб приказал всем выстрелить ис пищалей по трижды, для того, что тут многие кони стоят вановы ис царства да и про наших, / л. 101 / потому что бабров и барсов много, и не токмо приходят на кони, но и на людей. И посланник велел выстрелить по трижды, и от того был гром великой меж каменных гор.

Мая в 8 день поехали от стану чрез хребет каменной, а речку Коркот оставили вправо. И переехав горы, ехали ровными местами. И приехали к речке, подле речки ехали меж гор. А те горы и хребты зело велики, потому что начинаются от моря и идут к западу далече. И на том хребте зделана и великая стена китайская, а по-китайски тот хребет имянуется Алин. И ехали по речке немного, полдневали и опять ехали подле ней лесными местами. И оставили ея направо, и ехали чрез гору, и приехали к речке Чаганута. И ту речку переехали, и [365] приехали к селу к 50 (У Арсеньева: 8 (стр. 52).) избам, а то село поставлено для яму. А путь наш был прямой на шелоник. И при том селе стоит город земляной высокой пустой, и именуют ево Чаган, которой се есть / л. 101 об. / Белой город. И тут возле речки стояли и начевали и подводы переменяли (Напротив на полях: Стан 20-й, ям 14-й, верст 35.).

Мая в 9 день ехали на запад от яму до 50 (Так в тексте.) изб, верст с 7 ровными местами и чрез хребты небольшие. А от того места ехали меж гор великих, и места тесные, и дорога была тесная, и по ней мелкой камень. А речка, которая была под селом, осталась влеве. А ехали меж тех гор высоких и непроходимых верст с 8, опять приехали к той же речке, и ту речку переезжали с 6-я вброд (Так в тексте.), для того что только проход по речке, а по иным местам дороги нет. И потом ехали версты с 4 и под горами полдневали. И промеж тех гор и щерлопов древес много — яблони и груши и виноград и иные многие и неведомые самородные, также в речках и под каменьем в ключах рыбы мелкой и раков много. И от того места опять ехали равными местами верст с 5, и тое ж речку опять переезжали. И приехали / л. 102 / на небольшую степь, и тут стоит кумирница китайских людей каменная, а в ней розные идолы их, иные вырезаны, а иные живописаны, а среди их стоит большой идол, а держит круглое в руках, бутто миродержец, и называют ево Фе или Фо 28, но об тех делех напишем во особной китайской книжице 29. А от яму до кумирницы половина, а до большой стены половина ж. И от той мечети опять переезжали ту речку. И приехали в китайскую деревню, и тут возле речки под деревнею начевали (Напротив на полях: Стан 21-й, верст 45.), а подвод не переменили. И меж тех гор есть вырезаны болваны и в горах зделаны пещеры, в которых жили пустынники их. А в той деревне живут прямые китайские бугдыхановы люди, для того что летом собирают всякие овощи на бугдыхана. А деревня их обведена валом земляным, для того что бабров и барсов живет в горах много и скот и людей пожирают многих. И асканяма присылал к посланнику и бил челом, / л. 102 об. / чтоб велел выстрелить изо всего оружия по-прежнему. И посланник в вечеру велел выстрелить изо всего ружья, и стреляли.

Мая в 10 день ехали от села с полверсты ровными местами. И приехали х кумирнице, а в ней идолы такие ж, а та кумирница каменная, покрыта черепом. И от той кумирницы речка идет вправо. А мы ехали чрез великую высокую гору, а на той горе дорога высеченая. И от той горы ехали меж шерлопа ровными местами верст с 7. А на левой стороне в горах зделана пещера и поставлены китайские идолы и к ним проход, все выбито молотами. И опять подымались на гору, и меж теми горами всякие древеса овощные. И как приехали на хребет, и от того места асканяма указал великую стеку посланнику, а та стена большая, которая объемлет от моря восточного всех те стран Китайского государства, а идет без урывки на 1500 / л. 103 / верст. А кладена она поверх хребта и поверху высоких каменей и по шерлопам все со дна идет. А башни ставлены часты, по 100-у сажен будет междо башнями. А стена строена во основании, сечен камень великой дикой серой, а на верху кирпич. А вышина стен по 4 сажени, а ширина по 2 сажени. И во иных местах по горам розвалилась. От той стены, китайцы хвалютца, что когда строили, на горах камения не осталось, а на степях песок, а в реках воды, а в лесах древа. Но об той стене, как зделана и когда и сколь велика, напишем в книгу во описании Китайского государства.

И от того хребта ехали немного и стояли и полдневали. И опять от [366] того места ехали верст с 10. И приехали меж гор, и потом ровным местом к стене небольшой, которая стоит под большою стеною от горы до горы, вышиною сажени в две. И тут меж большой стены и меньшой задержали с телегами и стояли. А на правой стороне / л. 103 об. / немного стоит город каменной разореной, а под ним тело жилое. И после того привели к посланнику на перемену кони и телеги, а в телегах впрежены были ишеки з быками и с коньми, а кони привели самые добрые. И как нарежались, ехали к большой стене к воротам 30. И тут первые ворота, а над воротами зделана башня великая. И в тех воротах стоял того ж города воевода и считал всех, сколько человек, потому что у них обычай — не токмо людей, и оружие все считают и записывают, для того как поедут назад, чтоб не было людей лишних и оружия. И не токмо в тех воротах описывают, но и во всех воротах великие стены так описывают. И сказал асканяма, что от тех ворот, что мы пришли, до дороги, которою ходят с Селенги, 8 дней, а от той дороги, которою приходят ис Тобольска, 7 дней 31, потому что есть в Большой стене многие ворота и проходы. И мы проехали первые ворота, которые были / л. 104 / шириною в 4 сажени. И тут был караул. А от тех ворот ехали сажен с 12, и приехали к иной стене и ворота такие ж. И проехав те ворота, опять стена и ворота третьи. И все те ворота и башни гораздо крепки. И третья стена толще всех. А те трои ворота кладены меж щерлопа каменного, а щерлоп будет шириною сажен с 50. А по обе стороны камень высокой утес. А ворота в башнях окованы железом. И за третьеми воротами жилья немного, а поставлены для караулу служилых людей. И тут стоит и приказ. И в том приказе посланника встретил асканяма и воевода. И посланника потчивали чаем имянем бугдыхановым. И потом посланник и асканяма сели на кони и ехали к заставному городу. И тот заставной город стоит от ворот с полверсты, и именуют ево Синфенкун. А великая стена именуетца по-китайски Джаси, а по-калмыцки и по-мугальски Калган 32. А от тех ворот стена опять идеть по хребте ж / л. 104 об. / по обе стороны. И едучи к заставному городу были постановлены кумирницы выкрашеные и идолы в них многие, тут же был и колокол пуд в 30. И место то все строено турским обычаем. И приехали к заставному городу вместе с асканямою и с воеводою. И они пошли по левую сторону в город, а нас вели с правые стороны в город же. А тот город каменной. А зделан таким же подобием, как и большая стена: внизу кладен камень дикой серовик, а в вышину будет сажен с 5. А выехав из большие стены из ворот, ехали к городу с севера на полдень. А в городе и около города жилых людей много. А пушечного снаряду нигде не видали. И в том городе торгу много и всякого харчевого продают много. И поставили нас в городе на большом дворе, чтоб на том дворе вместились все. А по городу ходить нашим людем не дали. И асканяма прислал к посланнику 2 свиньи в прибавку, да куриц и пшена сарачинского / л. 105 / и тарасуну. А тот тарасун их питие, делают не проса сарочинского, бутто по нашему романея. И тут в городе начевали (Напротив на полях: Стан 22-й, ям 15, верст 47.). А караул был у ворот и у телег их китайских людей.

Мая в 11 день поехали от заставного города меж таких же гор, а лесу на них нет. И поворотились на запад и ехали верст с пять. И тут стоит иной город каменной. И жилых людей в городе и за городом много. И сколько видит зрения человека, везде села и деревни. А и где села, тут овошные всякие древеса. А от того города ехали верст с 6, и приехали к великой реке Ленг. И тут на реке зделан мост [367] на судах великих. И та река течет з запада на обедник, и после того падет в моря, а вода в ней темна. А на ней видели суды великие, шитые из досок тем переводом, бутто сани. И оттоле пошли меж каменя розлоги большие. А хребет, на которой стоит большая стена, виделся, потому что от нас недалеко был / л. 105 об. / в правой стороне. И от реки ехали версты с три. И асканяма все ехал вместе с посланником. А перед асканямою, как приехал ис царства, были 2 бунчюка крашены из волосов конских небольшие. И те бунчюки везли во всю дорогу перед ним. И те бунчюки знак чести ево. И у мунгальцов как были, ему, асканяме, поклонялись иные по трижды, а иные, которые тайши больши, по однижды. А в царстве, как приехали плохие люди, слезши с коней, честь воздавали. И в тот день, едучи, говорил, что будет встречю большой богдыханов ван, и чтоб посланник и он, асканяма, как встретятца, слезши с коней, ханову листу поклонились, потому что он послан от бугдыхана к мунгалом для великого дела, и у них обычай, что всякой человек, хто ни встрететца, ханову листу поклоняютца. И посланник говорил, что буде тот ван послан от бугдыхана к посланнику для какова дела, и посланник против нево с коня слезет, а буде он идет для иново / л. 106 / бугдыханова дела, и посланнику с ним никакова дела нет, ни повитатись, и пойду по дороге стороною. И о том много спорились. И как видел асканяма, что во всем отказывает, тогда он от посланника остался, а посланник поехал по стороне дороги. И тут объявился ван, а пред ним везут 7 знамен маленьких жолтых по обе стороны. А после знамен ехал человек, которой несет лист ханов, а лист везли в жолтом месте и был привязан на спине того человека. А над тем человеком и над листом держал один человек солнечник желтой. А за листом назади далеко ехал ван с товарыщи. А асканяма издали как видел лист, с коня слез и листу поклонился по своему на коленех. И как лист провезли, и асканяма опять на коня сел и с ваном повитался. И опять приехал к посланнику и опять поехали вместе верст с 10. И проезжали их китайских сел и монастырей много, / л. 106 об. / в которых живут их китайские лабы. И везде место деланое, пашни, сады, также на высоких горах стоят кумирницы великие и преукрашенные.

И в полдень приехали к городу каменному великому 33, а около того города видитца, что прежде сего был посад великой, а ныне все разорено. А стены того города зело крепкие. И подле того города полдневали. А корм стали от стены давать вместо быков по 5 свиней, а посланнику приносили куры и гуси и вина и тарасуну. Тут же у великого города стоит по их вере монастырь великой, кругом его ограда выкрашена, а в воротах стоят 2 человека, зделаны от камени, в руках держат по великому коню, наседланы и всякими красками выписаны. Вошед во ограду, на правой стороне колокол великой висит на столбах, на другой стороне бубен, аки бочка великая, по обеим концам натянен. А в средине ограды стоит их кумирница / л. 107 / велика, среди ея сидит высоко болван, подобие ево некий был царь, и на главе венец, лице выписано красками. Одежа ево — на нем камка да отлас вишневым цветом. А зделан он велик и толст вельми, кругом ево зделан аки шатер и завесами обтянен, глаза у него аки камение цветят, но и страшно смотрит. Перед ним же стоит стол, на столе стоят свечи великие высокие и чаша сребреная, в ней кладут ладан. Да перед ним же висит фонарь. Тут же подле на сторонех стоят по 2 болвана, лица их выписаны краскою з белилом. А на левой стороне стоит древо всякими цветы украшено листвием, тут же лежит меч великой железной. А на правой стороне повешен лук великой..., а по стенам выпи[саны] неведомо какие б[уквы], по сторонам по сте[нам рисунки]. / л. 107 об. / И бои [368] и войны великие, мним, бутто, что Александрово хождение 34. Да от города на горе на правой стороне стоит кумирница. Асканяма сказывал, что де та кумирница стала в 3000 для того, что в той кумирнице зделано место, где сидит идол, ис камения драгаго. И у города стояли и полдневали.

И опять поехали меж гор каменных. И дорога пещаная и дресв много, а воды мало, только местами ключи выходят и текут по версте и опять под землю уходят. И выехали на степь, и камень стал оставатца вправе, а великую стену еще было видеть. И ввечере приехали в город каменной великой 35. А с приезду выехали в ворота, и круг стены веден ров. А стена у города и башни... камень серовик... зело толста и высока... пушка железная / л. 108 / в пол 2 аршина. А ворота окованы железом, и на караулех стоят служилые люди с луками и с палками великими. И в городе ряды великие со всякими овощми и харчом. Также в городе и за городом кумирниц много и колоколы висят великие, а идолы зделаны и стоят бутто живы и украшены всякими красками и роствечены золотом. А в кумирницы руским людей ходить и смотрить не возбраняют. В городе ж в одной большой кумирнице сидит идол на высоком месте весь позлащен, напреди ево на сторонах сидят на конях 2 война, один с луком, а другой с копьем, и хочет один одного убить, а на стене написаны змеи великие. А в городе дворы каменные великие, и в одном дворе изб по 10 и больши. И во всех городех по улицам и во дворах мосты каменные вытесанные. И в вышеписанном городе стояли и начевали и подводы переменяли (Напротив на полях: Стан 23-й, ям 16, верст 39.). А ехали до сего города, у которого полдневали, 15 верст. / л. 108 об. /

Да едучи ж дорогою, асканяма посланнику говорил, чтоб он, посланник, великого государя грамоту, приехав в царство, отдал хановым ближним людем с приезду вскоре; а как великого государя грамоту отдашь, и переветчи ея доложат хана, и доложа хана, после того возьмут на поклон и тебя всоре ж. И посланик ему говорил, что ни в котором царстве тово не ведетца, чтоб грамоту великого государя отдать ближним людем и после того посланника взять к хану, чтоб ханово величество, желая с великим государем дружбу и любовь, велел принять царского величества грамоту при себе. И асканяма говорил, что у них такого обычая нет, чтоб грамоты принимал хан при себе. И о том едучи дорогою спорили с асканямою много. Также асканяма говорил, что он про то говорил и на Науне, что у них тот обычай. И посланник говорил: естьли бы он сказал так на Науне, и он бы в царство не поехал б. И асканяма / л. 109 / говорил: буде ты так не учинишь, как их обычай, и тогда поедешь назад, что и Федор Байков. И посланник говорил: воля божия, буде и так учинитца. И о том споре пространно писано будет в розговорех, как жили в царстве.

Мая в 12 день ехали от города версты з 2 и переезжали речку небольшую. А над тою речкою зделан мост каменной, а по сторонам того моста забор каменной, а на всяком столбе вырезаны ис каменя головы львовы. И от того мосту ехали верст с 7. Приехали к селу великому и в нем кумирница, а в той кумирницы идолов много. И опять поехали, и проезжали сел и караулы многие, которых прежде сего проезжали много, а не знали. А ныне по скаске асканямы, что де те караулы учинены для воровских людей, а караул стоит от караулу по 10 верст, а руских будет версты по 3 для того, что в версте их по 360 сажен. И на иных караулех пушки маленькие, меньши аршина, / л. 109 об. / железные. А где караул, тут зделана бутто башня маленькая, новые. [369] И от села ехали верст с 6. Приехали под город небольшой 36. И не доезжая до города, стояли у кумирницы и полдневали. И опять поехали сквозь город 37. А ряды в городе небольшие, также есть и кумирницы. И ехали от того города верст с 13, приехали в город каменной великой, а делан тем же подобием, как и те городы. А рядов в нем и кумирниц много, также и жилых людей в городе много. А около того города обведена вода кругом. А великая стена с полудня осталась вправе. А от дороги стену и башни видит гораздо и идет без урывки. А гор по сторонам много, а лесу на них нет. А деревень и сел около дороги и по сторонам зело много и место хлебородное. А пашенных мест столь много, что ни сенных покосов и скота выпускать негде. И в том городе стояли и начевали и подводы переменили (Напротив на полях: Стан 24-й, 38 верст, ям 17.). Сего числа асканяма послал заргучея / л. 110 / в царство для извещения, что уже посланник едет за стеною. А ход наш был до полудня на запад, а с полудня промеж запада на шелоник.

Майя в 13 день поехали из города. И ехали до полудня ровным местом верст с 15 и больши, а сел проехали зело много. И приехали к селу великому и стояли в монастыре у кумирницы. И в том монастыре идолов много таким же подобием. И перед большим поставлена лампада и в ней горит масло день и ночь беспрестанно. Перед ним же на столе стоят древца, и на древех написаны овощи многие разные. А старцы ходят в черных платьях и мяса не едят. А кельи у них в монастыре в ограде, и люди самые учтивые. И потчивали посланика чаем. И в том монастыре полдневали, и опять поехали. И ехали версты с 3, приехали в село великое 38. А то село будет на версту. А от того села ехали / л. 110 / верст с 13, приехали к реке Санго. И тое реку переезжали по мосту, а течет та река меж севера и запада ис камени на обедник. Да на той же реке стоят 2 судна перевозные небольшие. А вода в реке ссиня-бела, броду через нея не было. А сел столь много проехали, как станешь круг себя считать, больши пятидесят с одного места видеть. А во всяком селе и в деревне кумирницы есть же, а кумирницы стоят по деревням бутто наши часовни. И от реки ехали версты с 2 приехали к городу 39, а город не само велик и стены во многих местех розволились. А стояли под городом в слободе. И под тою слободою родится всякие овощи, виноград и яблоки и груши, а хлеб, пшено и просо сарачинское, а другое красное и ростет стебель вверх сажени по пол 2 и больши, а толщина в батог. И ту солому держат вместо дров, а дровами у них зело скудно. / л. 111 / Да тут же родитца пшеница и ячмень. Да иные семена сеют и ростет что пырей, как узреет, и того заварят в котле гораздо, и родитца от того сахар. А ход был наш меж запада и шелоника. А большой камень обращается к западу и на север. И под тем городом в слободе стояли и начевали, а подвод не переменяли (Напротив на полях: Стан 25-й, 40 верст.). Да в том же городе башня высокая бутто колокольня, и та башня зделана о девяти статьях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: