АРХЕОГРАФИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ 35 глава




А во 176 году по указу великого государя послан в Китайское государство тобольской бухаретин Сеиткул Аблин с товарыщи, а в статейном списке Сеиткула Аблина 180 году написано, ехал де он ис Тобольска в Китайское государство мимо Тары города до Ямыша-озера, а от Ямыша сухим путем на Аблаев улус, а от Аблаева улуса на урочища на [А]кбазар-речку, а с той речки / л. 322 об. / в улус к Чокуру Абаше, а от Чокуру Абаши на Сенгин улус, а от Сенгина улусы на Мунгальскую землю до улуса Елденя-тайши, а от Елденева улуса до мунгальсково тайши Катана-баатыря улусу, а от Катанова улусу мимо лабина улуса до улуса Санахана, а ис того улусу до границы Китайского государства, а от границы х китайской каменной стене к воротам, а ис Китайского де государства ехали через Мунгальскую землю на калмыцкой Гаган да Араптаров тайш улусы, а от того улуса к Ямышу-озеру, а от Ямыша-озера водяным путем в Тоболеск в судех, в которых судех приходят ис Тобольска к Ямышу-озеру по соль. / л. 323 / Да ис Тобольска ж водяным и сухим путем ход в Дауры мимо Сургут, Нарым, Кецкой, Енисейской, а из Енисейска таким же путем да через Байкал-море до Нерчинского и Албазинского даурских острогов, да от Енисейска ж до тех же даурских острогов другой путь мимо Илимского.

А по отпискам из Даур Данила Аршинского и по челобитной и по скаскам даурских служилых людей 1 ход в Китайское государство из Даур от Нерчинского острогу на лошадех верхи до Аргуни-реки, а живут де в тех местех нерчинские государевы ясачные люди тунгусы, а от Аргуни до Гана и до Кайлара рек (а меж теми реками кочюют мунгальского царя Чечен-хановы люди баргуты), / л. 323 об. / а от Кайлара к Дзадуне-реке, и подле тое реки до камени (а у Задуна-реки живут времянем богдойского царя люди торгочины), а от камени до ясачных даурских пашенных людей богдойского хана и до Науна-реки (а живут де в тех местех богдойского хана люди торгочины кочевьем и хлеб сеют), а от Науна до стены и города каменных, а в городе живут богдойского ж хана люди, а от стены и города в Китайское государство мимо каменных семи городов, а живут де в тех местех китайские ж люди, а ис Китайского до Нерчинского острогу тем же путем, да от Нерчинского ж острогу вниз Амуром-рекою в судех до Албазинского острогу, а от Албазинского / л. 324 / сухим путем на лошадях богдойского хана да людей и до богдойского хана, а ныне на тех местех, которыми [327] месты в Китайское государство ходили Федор Байков и Сеиткул Аблин, и из даур на путех какие иноземцы живут и в Китайское государство теми месты итти мочно ли, того не ведомо.

На великую реку Амур плавною итить:

Не доплыв до Якуцкого острогу за 5 дней впала в Лену реку Алекма-река, в том месте острожек великого государя Алекминской, и тою рекою Алекмою вверх до реки Тугура дощаниками недель 6, а лехкими судами недели 4, а Тугуром-/ л. 324 об. /рекою итить до Тугурского острожку 6 дней вверх же, а ныне тот острожек пуст, запустел при воеводе Иване Голенищеве-Кутузове. А от того Тугирского острожку через Турги-реку и чрез Нюгзю-реку волоку сухим путем 10 дней до край Амура реки великой. А зимним путем нартами 5 дней итить. А перешед волок на усть Урки-реки, тут делать суды на Амуре великой реке, а в том месте никаких людей нет. А пониже того плыть день, стоит городок, Албазин словет, живут ныне в нем / л. 325 / казаки, которые збежали с-Ылимского острогу, на Амуре-реке на берегу тот городок.

Другой ход на ту ж великую реку Амур:

Из Якуцкого острогу плыть Леною-рекою до Алдана-реки сутки. А Олданом итить вверх 7 недель и меньши, только ветров встречю не будет, до Тонтора реки (а тут на Тонторе-реке великого государя ясачное зимовье) к Якуцкому острогу. Да Тонторю-рекою итить неделя вверх же до Катыма-реки. Да сухим путем итить волоку 5 дней до Зеи-реки, тут суды делать, а Зию-рекою на низ в Амур-реку великую / л. 325 об. / плыть недели 2 и меньши, только ветров не будет. А в том месте по Зие-реке живут многие люди тунгусы и дауры пашенные, а не воинские, хлеба у них и животины всякой много.

А Алданом-рекою итить да великую реку Амур ближе и кормнее и лутче Алекмы-реки, и порогов нет, а Олекмою-рекою 12 порогов великих.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 319-325 об. Список.

Отрывок другого списка, — там же, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 1, лл. 17-18.

Частично опубл.: Ю. А. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 154-165 (приложения); Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 146-147.

Комментарии

1. Здесь имеются в виду И. Милованов с товарищами.

 

№ 177

1675 г. не позднее февраля 18 *. — Выписка, составленная в Посольском приказе, о подарках цинскому императору Шэнцзу, посылаемых с посольством Н. Г. Спафария

(*— Датируется по помете на выписи)

/ л. 16 / Написано в доклад.

Указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, послать для своих великого государя дел в Китайское государство Посольского приказу переводчика Николая Спафария, а что с ним от великого [328] государя х китайскому богде царю послать в помииках, и о том великий государь как укажет.

А в прошлом во 162 году от великого / л. 16 об. / государя в поминках х китайскому царю послано было с Федором Байковым да з бухаретином с Сеткулом Аблиным на 120 рублев, а какими товары, того имянно не описано.

А к великому государю против того китайского царя поминков с ними в присылке судов серебряных, бархатов, камок и бабров и барсов, нерпы и иных узорочных товаров на 506 рублев на 27 алтын на 2 деньги. / л. 17 /

А в чести у них бывают в поминках: корольки, соболи, горностаи, сукна, зеркалы, часы, / л. 17 об. / ентари.

Помета дьяка Ивана Евстафьева (Приписано напротив на полях.): Всего того купить на 800 рублев.

Да на дачю великого государя от дел китайского царя ближним людей и на жалованья х калмыцким тайшам к Галдану да к Раптару, что ево до Китайского государства через улусы свои велели проводить с помогательством.

Помета Артемона Матвеева (Приписано напротив на полях.): Но роздачю и на пошлину на 1000 на 500. / л. 18 /

А в прошлом во 182 году, как к великому государю приезжали тех тайшей посланцы Зайсан да Чагир, и в Посольском приказе на розговорех говорили: естьли де великий государь укажет отпустить с ними в Китайское государство посланника, и тайши де их того его царского величества посланного из улусов своих до Китайского государства велят проводить на своих подводах со всяким вспомогательством безо всякие порухи, также де и наперед сего, как по его, великого / л. 18 об. / государя указу посылан был в Китай бухаретин Сеткул Аблин, и тайши де их его, Сеткула, проводили до Томского со всяким спомогательством с кормом и с подводы.

А как их посланцы с Москвы к тайшам своим отпущены, и с ними к тайшам их послано великого государя жалованья против их присылки в полтора сукнами, камками, отласами, лосинами: Галдану на 64 рубли на 7 / л. 19 / алтын на пол 5 деньги, Араптару на 114 рублев с полтиною.

А ныне с Николаем Спафарием к тайшам великого государя жалованья что послать ли, о том великий государь как укажет.

На сей выписке помета дьяка Ивана Евстафьева такова:

183 февраля в 18 день. По сей / л. 19 об. / выписке докладывал великого государя боярин Артемон Сергеевич Матвеев, и великий государь указал от себя великого государя послать в Китай к хану в поминках соболей на 500 рублев, и в том числе сороками на 400 рублев, парами на 100 рублев, горностаев сороками на 100 рублев, сукон на 50 рублев портищами, корольков, зеркал, часы немецкие и ентарю на полтараста рублев, всего на 800 рублев, тайшам Голдану да Араптару по пяти/ л. 20 /десят рублев человеку деньгами, да с Николаем же послать на товарную покупку соболей на 1000 рублев, да на пошлины, буде учнут с товаров просить, соболей же на 500 рублев, да кости рыбья зуба послать 5 пуд средние цены.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 16-20. Список.

 

№ 178

1675 г. февраля 22. — Память из Сибирского приказа в Посольский приказ о путях в Цинскую империю

/ л. 44 / Лета 7183 февраля в 22 день. По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, да Ивану Евстафьеву, да Василью Бобинину, да Степану Полкову, да Емельяну Украинцову.

В прошлом во 182 году июля в 13 день в Сибирской приказ к окольничему к Родиону Матвеевичю Стрешневу да к дьяку к Григорью Порошину в памяти за твоею васильевою приписью написано: великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал прислать в Посольской приказ к тебе, боярину к Артемону Сергеевичю, и к вам, дьяком к думному к Григорью Богданову, и к Якову, и к Ивану, и к Василью, отпуск в Китайское государство Федора Байкова и приезд ево к Москве, также отписать, на которые городы в Китайское государство путь належит, и летом и зимою одним ли путем ездят, и во/ л. 45 /дяной путь есть ли.

И по указу великого государя в Сибирском приказе выписано:

Отпуску Федору Байкову в Китайское государство из Сибирского приказу и приезду ево к Москве в Сибирской приказ не было, а отпуск ему был ис приказу Большие казны.

И в прошлом во 174 году по указу великого государя писано из Сибирского приказу в приказ Большие казны: как по указу великого государя послан с Москвы ис приказу Большие казны в Китайское государство Федор Байков, и ис Китайского государства в котором году приехал, и каков статейной список в приказе Большие / л. 46 / казны подал, велено с того статейного списка прислать в Сибирской приказ список.

И во 174 году марта в 31 день прислан в Сибирской приказ ис приказу Большие казны Федора Байкова с статейного списка список, как он был послан в Китайское государство. А тот список дьячьею рукою не закреплен.

А в списке написано: ехал де он ис Тобольска в Китайское государство рекою Иртышем мимо Тарского города судами до Белых вод, а от Белых вод сухим путем в улус к Аблаю-тайше на Калбасун полату кирпишную, а от Калбасуна на Долон-Карагай, а от Долона Карагай на речку Енкуль, а от речки Енкуля подле реки Иртиша до калмыцкого лабы, а от лабы и от реки Иртиша к аблаевым пашенным бухарцом, а от тех бухарцов на речку Бекшу, а от речки Бекши до контайшиных детей, а от контайшиных детей от Сенгея-тайши до контайшина города, а от того города на озеро Кизылбаш, а от озера на мугальской Тайчина-тайши улус, а от того тайши до другово мугальского тайши Ирдинисюля, а от Ирдинисюля до мугальского ж тайши Дцудбы Илгеня, а от Илгеня до мугальского ж тайши Земши / л. 47 /, а от Земши до мугальокого Доброна-тайши, а кочюет де тот тайша от китайского рубежа, а промеж де тех мугальских тайшей кочюют многие мелкие мугальские тайши, а Китайскою де землею на первой китайской город Кокотон, а от Кокотона на заставной город Капку, а промеж тех городов Кокотона и Капки живут мугальские тайши кочевные, [330] которые отложились от своих мугальцов, называют де их тюбенцами, а от того заставного города Капкина город Канбалык, а ис Китайсково де царства из города Канбалыка шел он, Федор, не тою дорогою, которою шел в Китайское царство, а шел меж Мугальские земли и Бухарские на Облаевы пашенные бухарцы, а от пашенных бухарцов на Аблаев улус на речку Бекшу, а с речки Бекши на Тару город, а с Тары водяным путем в судех в Тоболеск.

Да во 175 году июня в 12-м, да июля в 6-м, да августа в 30-м числех по указу великого государя писано из Сибирского приказу в Посольской приказ: велено прислать ис Посольского приказу в Сибирской приказ для отпуску в Китайское государство с наказу и з государевы грамоты списки, каков наказ и государева грамота / л. 48 / ис Посольского приказу к Федору Байкову в прошлом во 162 году в Тоболеск послана, как он, Федор, посылан был в Китайское государство, и о том ис Посольского приказу в Сибирской приказ не писывано и списков с наказу и государевы грамоты не прислано.

А во 176 году по указу великого государя послан к Китайское государство тобольской бухаретин Сеиткул Аблин с товарыщи, а в статейном списке Сеиткула Аблина 180 году написано: ехал де он ис Тобольска в Китайское государство мимо Тары города да Ямыша-озера, а от Ямыша сухим путем на Аблаев улус, а от Аблаева / л. 49 / улуса на урочищи на Кбазар-речку, а с той речки в улус к Чокуру Абаше, а от Чокура Абаши на Сенгин улус, а от Сенгина улуса на Мугальскую землю до улуса Елденя-тайши, а от Елденева улусу до мугальского тайши Катана-баатыря улусу, а от Катанова улусу мимо Лабина улусу до улуса Сайнахана, а ис того улусу до границы Китайского государства, а от границы х китайской каменной стене к воротам; а ис Китайского государства ехали через Мунгальскую землю на калмыцкой Гаганев да Араптаров тайш улуса, а от того улуса к Ямышу-озеру, а от Ямыша-озера водяным путем в Тоболеск в судех, в которых судех приходят ис Тобольска к Ямышу-озеру по соль, да ис Тобольска ж водяным и сухим и зимним путем ходу в Дауры мимо Сургут, Нарым, Кецкой, Енисейск, а из Енисейска таким же путем да через Байкал море до Нерчинского и Албазинского Даурских острогов, а другой путь мимо Илимского.

А по отпискам из Даур Данила Аршинского и по челобитной и по скаскам даурских служивых людей ход в Китайское государство из Даур от Нерчинского де острогу на лошадях верхи до Аргуни-реки, а живут де в тех местех / л. 50 / нерчинские государевы ясачные люди тунгусы от Аргуни до Гана и до Кайлара рек, меж теми реками кочюют мугальского царя Чеченкановы люди баргуты, а от Кайлара к Задуну-реке и подле тое реки до камени, а от Задуна-реки живут временем богдойского царя люди торгочины кочевьем и хлеб сеют, а от Науна до стены и города каменных, а в городе живут богдойского ж царя люди, а от стены и города в Китайское государство мимо каменных 7-ми городов, а живут в тех местех китайские ж люди, а от Китайского до Нерчинского острогу тем же путем, да от Нерчинского ж острогу вниз Амуром рекою в судех до Албазинского острогу, а от Албазинского сухим путем на лошадях богдойского царя до людей. А ныне на тех местех, которыми месты в Китайское государство ходили Федор Байков и Сеиткул Аблин, и из Даур на путех камне иноземцы живут, и в Китайское государство теми месты итти мочно ль, того не ведомо.

И о том из Сибирского приказу в прошлом во 182 году июля в 17 день в Посольской приказ к тебе, боярину к Артемону Сергеевичю, и к [331] вам, дьяком к думному Григорью Богданову и к Якову и к Ивану и к Василью, писано.

По сставам и под текстом припись: Григорей Порошин.

На л. 44 об. помета: К отпуску выписать.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 1, лл. 44-50. Подлинник. Список — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 48-55 об. Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 137-139 (приложения).

 

№ 179

1675 г. ранее февраля 28 * .— Выписка о границах Цинской империи, составленная в Посольском приказе в связи с посольством Н. Г. Спафария 1

(*— Датируется на основании времени составления наказной памяти Н. Г. Спафарию, о подготовке которой говорится в помете дьяка В. Бобинина)

/ л. 155 / За Китайским государством на востоце во окияне море от китайских рубежей верст с 700 лежит остров зело велик имянем Иапония, и в том острове большое богатство нежели в Китайском государстве обретается — / л. 155 об. / руды серебряные и золотые и иные сокровища, и хотя обычай их и письмо то ж де с китайским, однако ж де они люди [332] свирепии суть, и того ради многих езувитов казнили, которые для проведывания веры приезжали.

Меж востока и полудня за Китайским государством лежит остров имянем Фромоза, который не так великий, яко богатый есть, и в том острове / л. 156 / пишут, что недавно галанцы морем приходили и завладели того острова и крепость учинили.

В порубежных на полуднях лежит Индея, и как пишут езувиты, который с карваном сухим путем приходили от стольного города китайского Канбалыка до стольнаго ж города индейского царя Агра в 214 днях и с вьюками, потому что часто приходят карваны сухим / л. 156 об. / путем из-Ындеи в Китай и ис Китай в-Ындеи.

А на западе порубежныи с Китайским государством суть степи пустые, в которых кочуют многих народов калмыцких и татарских. А на северную страну живут татары мугальские, которые и прошлого году присылали послов своих и ныне к великому государю, к его царскому величеству, / л. 157 / посылают, а с тем Муганским есть порубежное царство Сибирское.

А на докладной выписке помета дьяка Василья Бобинина такова:

Написать Николаю в наказ, чтоб он обо всем о там проведал имянно и в статейной список написал.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 3, лл. 155-157. Список.

Опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 153-154; (приложения); Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 136-137.

Комментарии

1. Эта выписка составлена, по всей вероятности, на основании перевода предисловия к «Атласу» Г. Меркатора, распространенного в России в середине XVII в. Почти одновременно с публикуемой выпиской была составлена и выписка из дел различных приказов (Посольского, Сибирского и Большой казны) о путях в Китай (см. док. № 176); Ю. В. Арсеньев, О происхождении сказания о великой реке Амуре, — «Известия ИРГО», т. XVIII, СПб., 1862, стр. 9).

 

№ 180

1675 г. февраля 28. — Грамота царя Алексея Михайловича цинскому императору Шэнцзу о посольстве Н. Г. Спафария

/ л. 136 / Божиею милостью, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец московский, киевский, владимерский, новгородцкий, царь казанский, царь астраханский, царь сибирский, государь псковский и великий князь смоленский, тверский, югорский, пермский, вятцкий, болгарский и иных государь, и великий князь Новагорода Низовские земли, черниговский, резанский, ростовский, ярославский, белоозерский, удорский, обдорский, кондинский и всеа Северные страны повелитель, и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей и Кабардинские земли черкаских и горских князей, и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчич и дедич, и наследник, и государь, и облаадатель велеможнейшему богдыхану, города Канбалука и всего Китайского царства владетелю.

Ведомо вам, богдыхану, чиним, что из древних от не[с]кольких лет на великих и преславных государствах Росийского царствия были великие государи прародители наши от рода Августа кесаря, обладающаго всею вселенною, от сродича его от великого князя Рюрика, / л. 137 / и от великого государя и великого князя Владимера ж Всеволодича [333] Манамаха, еще от грек высокодостойнейшую честь восприимшаго, даже и до великого государя хвалам достойнаго, блаженные памяти прадеда нашего великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца, и сына его великого государя деда нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича, всеа Русии самодержца, и до отца нашего, блаженные памяти великого государя праведнаго и милостиваго паче же во царех пресветлейшаго и великопрестольнейшаго и неизчетные хвалы достойного царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и многих государств государя и облаадателя, имя их, великих государей, предков наших, во всех великих государства славилось, и великие их государства Росийские от года в год распространились, и многие окрестные великие государи християнские и мусульманские с ними, великим государи, ссылалися, а иные от них, великих государей, помощь получили.

А с предки вашими, Китайского государства с ханы, и с вами, бугдыханом, за дальним разстоянием пути у них, великих государей, предков наших, и у отца нашего, блаженные памяти великого государя, ссылки не бывало и послы и посланники не посылываны. А которые до нашего царского величества ваши бугдыхана грамоты / л. 138 / и доходят, и нам, великому государю, нашему царскому величеству, за неведомостью китайсково языка, о чем вы, бугдыхан, от нашего царского величества имеете требование, не известно.

И для т[ого] мы, великий государь, наше царское величество, указали ныне к вам, бугдыхану, послать для наших великого государя дел и для выразумения, о чем ваше ханово требование, нашего царского величества посла (Против слова посла на полях написано посланника.) добророжденного дворянина Николая Гавриловича Спофария и наказали ему сее нашу великого государя, нашу царского величества, грамоту вам, бугдыхану, подати, и про наше великого государя нашего царского величества здоровье сказати, а ваше хано[во] здоровье видети, и о дружбе и о любви напомянути.

И желаем мы, великий государь, наше царское величество, с вами, велеможнейшим ханом, яко с наилюбезнейшим соседом, быти в приятной дружбе и любви и в безурывных ссыл[ках] так же, как мы, великий государь, наше царское величество, пребываем и дружбу и любовь имеем с высокостольными государи, с цесарем римским и с-ыными окрестными великим же государи и с персидцкими шахи. А что / л. 139 / у нас, великого государя, у нашего царского величества, в наших, царского величества, преславных государствах Российского царствия, вам, бугдыхану, будет годно, и вам бы с нами, великим государем, с нашим царским величеством, о том обослатися послы или посланники и о всем с ними отписати, а мы, великий государь, наше царское величество, вам, бугдыхану, ваше требование повелим исполнити. А что мы, великий государь, наше царское величество, к вам, бугдыхану, в сей нашей царского величества грамоте ваше ханово имянован[ье] и титло написали не против вашего ханова достоинства, как вы сами себя описуете, и в том бы на нас, великого государя, в[аше] царское величество, вам бугды[хану], не подивить, потому ведомо вам про то подлинно, что у предков наших, у великих государей царей росийских, с предки вашими, Китайсково государства с ханы, ссылок не бывало, и того ради нам, великому государю, нашему царскому величеству, как вы, бугдыхан, в своих грамотах имянованье и титло свое списуете, не ведомо. А сего [334] нашего / л. 140 / царского величества вышепомянутого посла (Против слова посла на полях написано посланника.) велети б вам, бугдыхану, отпустить к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, без задержания со всяким спомогательством и с ним прислать к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, послов своих. А как, аже даст бог, к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, сего нашего царского величества посла (Против слова посла на полях написано посланника.) отпустите, и к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, послов своих пришлете и в своей любительной грамоте имянованье свое и титло описать велите, и мы, великий государь, наше царское величество, послов наших в порубежных наших городех укажем принять со всяким удовольствованием и до царствующего нашего великого града Москвы велим допроводить в целости по тому ж со всяким спомогательством, и любительные ваши грамоты выслушав любительно и выразумев из них, послов ваших укажем, к вам отпустить без задержания, и впредь к вам, бугдыхану, учнем ваше ханово имянованье и титло / л. 141 / в наших царского величества грамотах писати во всем по вашему ханову достоинству, с полным вашим имянованьем и титлом, как вы сами себя в своих грамотах и титлах описуете по вашему достоинству.

По сем вашу ханову вельможность в сохранение всемогущему господу богу предаем и счастливого и долголетнего владения желаем.

Писан государствия нашего во дворе в царствующем великом граде Москве лета от создания миру 7183-го февраля 28 дня.

Писана на большом александрийском листу с каймы кругом всего листа и с фигуры писаны золотом, богословие и великого государя имянованье по «московского» писано золотом, а ханова — столько велеможнейшему богдыхану — писано золотом, а протчее все писано чернилы. Другая такова ж великого государя грамота послана руским письмом. В одной написан послом, а в другой писан посланником 1. Да с ним же, Н[ико]лаем, посланы таковы ж грамоты, одна ла[тин]ским, другая татарским языки, писаны на александрийских больших листах, богословия и великого государя имянованья и ханово имя писано золотом как и в руских, и каймы и фигур у тех листов не писано ничего. Запечатаны все порознь государственною большою печатью / л. 142 / под кустодию на красном воску, кустодии все с фигуры. Да ему ж, Николаю, дано на те грамоты, в чем их хану поднесть, полтора аршина объяри золотной.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 1, лл. 136-142. Отпуск.

Комментарии

1. Московское правительство не установило заранее точного ранга своего представителя. Оно позволило Спафарию исходить из обстоятельств при цинском дворе. В случае, если император согласился бы принять его лично, Спафарий должен был именоваться послом, если же переговоры происходили бы с представителями маньчжурского правительства, то он должен был выступать как посланник (см. док. № 182).

 

№ 181

1675 г. февраля 28. — Грамота царя Алексея Михайловича ойратскому хунтайджи Галдану Бошокту о пропуске в Цинскую империю через его улусы посольства Н. Г. Спафария

/ л. 143 / Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника [и государя] и облаадателя, нашего царского величества, калмыцкому Галдану-тайше наше царского величества милостивое слово. [335]

В прошлом во 182 году присылал ты к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, посланцом своего зайсана. И будучи у нашего царского величества, тот твой посланец нам, великому государю, нашему царскому величеству, службу твою и радение объявлял и говорил, что из наших царского величества сибирских городов в Китайское государство путь належит чрез твои улусы, и если мы, великий государь, наше царское величество, в Китайское государство укажем послать наших царского величества послов или посланников, и ты, Галдан-тайша, служа нам, великому государю, тех наших царского вел[ичества] / л. 144 / послов и посланников чрез свои улусы до Китайского государства и иными землицами с кормами и с подводы и со всяким помогательством пропустить и проводить велишь в целости. И по нашему царского величества указу тот твой посланец нашим царского величества жалованьем пожалован и к тебе отпущен со всяким удовольством. / л. 145 /

А ныне указали мы, великий государь, наше царское величество, послать в Китайское государство для наших, царского величества, нужных и надобных дел посланника нашего и дворянина Николая Гавриловича Спофария. А путь ему належит ехать из наших, царского величества, сибирских городов в Китай, и ис Китай к нам, великому государю, к Москве чрез твои, Галдана-тайши, улусы. И тебе бы, Галдану-тайше, того нашего, царского величества, посланника, как он в Китай и ис Китай поедет к Москве чрез тв[ои] улусы, велеть принимать и до Китайского рубежа и назад до [Москвы] (Слово неразборчиво, чтение предположительно.) проводить с кормы, и подводы, и с провожатыми, и со всяким удовольствием в целости. А служба твоя у нас, великого государя, у нашего царского величества (Далее зачеркнуто слово никогда.), забвенна не будет.

А нашего, великого государя, нашего царского величества, жалованья за твою службу послано к тебе с ним, нашего царского величества вышепомянутым посланником, товарами на 50 рублев.

И тебе бы, Галдану-тайше, видя к себе нашу, царского величества, милость, в приеме и в пропуске того нашего посланника учинить по сему нашего царского величества указу.

Писан в нашем царствующем велицем граде Москве ле[та от] создания мира... (Конец листа оборван, утрачена одна строка текста.)

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, лл. 143-145. Отпуск.

 

№ 182

1675 г. февраля 28. — Наказная память, данная из Посольского приказа Н. Г. Спафарию о посольстве в Цинскую империю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: