ДЕЯНИЯ ИУДЫ ФОМЫ АПОСТОЛА 15 глава




И Сифур и Визан не захотели спуститься в город, но там сидели день весь, и ночь они провели также там. И явился им Иуда, и сказал им: «Я не здесь. Почему сидите вы и сторо­жите меня? Я вознесся к Господу моему и приобрел то, что искал и на что надеялся. Но поднимитесь и идите отсюда, ибо через малое время также соберетесь вы ко мне». Маздай же и Кариш, приближенный его, привели их, Мигдонию и Тертию, и мучили их много, но они не исполнили волю их. И явился им Иуда, и сказал им: «Не забудьте, дочери мои, Иисус — Свет наш, Тот святой и живой, и Он скоро приготовит для вас отдох­новение ваше и поддержку вашу». И когда увидели Маздай- царь и Кариш, приближенный его, что они не могут убедить их, они оставили их согласно их собственной воле вести себя. И со­брались все братья, которые были там, вместе, и молились, и служили Евхаристию, и совершали преломление хлеба, ибо сделал Иуда Сифура священником и Визана диаконом на горе, когда он шел умирать. И Господь наш помогал им любовью Своей и укреплял верой Своей руки их.

И случилось через времени много, что стал одержим демо­ном один из сыновей Маздая-царя, и никто не мог связать его, ибо был он свиреп очень. И подумал Маздай-царь в уме сво­ем, и сказал: «Я пойду и открою гробницу Иуды, и возьму од­ну кость из костей его, апостола Бога, и повешу ее на сына мо­его, и он исцелится». И явился ему Иуда в видении и сказал ему: «В живого ты не уверовал, и вот в мертвого ты хочешь уверовать? Но не бойся, будет милосерден к тебе Господь мой Христос по милости Его». И он не нашел костей его, ибо вы­крал их один из братьев и увез на Запад. Взял же Маздай- царь от того праха, того места, где лежали кости апостола, и повесил на сына своего, и сказал: «Верую я в Тебя, Господь мой Иисус, теперь, дабы покинул меня тот, кто всегда беспо­коит людей, дабы не видели они свет». И когда он посыпал на сына своего и уверовал, он исцелился; и он соединился с бра­тьями. И склонил главу свою Маздай-царь под рукою Сифу- ра-священника, и умолял, и просил всех братьев, чтобы они помолились за него, дабы он нашел милосердие с ними пред Господом нашим Иисусом Христом во царствии Его, которое во веки веков. Аминь.

Окончены деяния Иуды Фомы, апостола Господа нашего Иисуса Христа, который пострадал в земле индийской от ру­ки Маздая-царя. Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.


ИСТОРИЯ ИОХАННАНА АПОСТОЛА,
СЫНА ЗЕВЕДЕЕВА

Еще история Иоханнана апостола, сына Зеведеева, того, который пал на грудь Его, Господа нашего Иисуса, на вече­ре и сказал: «Господь мой, кто предаст?» Написана сия исто­рия об Иоханнане евангелисте Евсевием Кесарийским после вознесения Его, Господа нашего, на небо.

После вознесения Его, Господа нашего Иисуса Христа, на небо, когда завершились дни Пятидесятницы, и достиг Уте­шитель Вышнего, и преисполнились апостолы все Его Духа Святого, и заговорил языком своим каждый из них. Затем, после дней тех, воля [была] каждому из них, когда преиспол­нились они Духа Святого, дабы вышли они и [стали] пропо­ведовать и благовествовать истину Его, единственного Слова Божия, да услышали бы величие веры все те народы, что под небом. После того, как закончил Симон Кифа слова свои[XVI], сказали все они друг другу: «Ныне, когда исполнил Господь наш Иисус все то, что должно роду нашему слабому челове­ческому, должно нам также привести в исполнение все то, что Он приказал нам. Он сказал же нам, когда возносился на не­беса, благословляя нас: „Идите, учите и крестите все народы во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Всякий, кто уверует и


крестится, будет спасен". Такождо и мы, братья мои, должно нам поработать и потрудиться по всему миру сехму, и пропове­довать в странах, и благовествовать, и учить всех тех, кто [пребывает] в поклонении идолам и в возлияниях демонам, пред образами коленопреклоняются и припадают, поклоня­ются бесам лживым, сынам Левого. И Он предлагает нам ра­боту, и воссияет свет в увещевании, который ослепит Дьяво­ла. И да будет попран отец лжи ногами всех нас».

Когда же те слова были сказаны посреди собрания благо­словенного апостольства, отделились они друг от друга те­лесно, но преисполнился каждый из них Духа Святого, то­го, который от Отца снизошел и пришел к ним, как обетовал им Сын возлюбленный. Отправился же каждый из них в предел и страну, которая передана была ему благодатью. И было же, когда вышел сей святой девственник Иоханнан, сын Зеведея, сопровождала его благодать Духа Святого, да­бы привести его в предел эфесян, где верховенство и власть идольства восторжествовали. И когда снарядился и вышел из Иерусалима, направился, дабы идти к Эфесу. И в день третий после того, как он вышел, чтобы отправиться в путь, он взял крест деревянный и установил его по направлению востока. И коленопреклонился, и помолился, и сказал. Молитва свято­го апостола: «Господь мой Иисус, ныне, когда исполнилось обетование Твое и от полноты Твоей мы, все мы, получили, дай тот венец, который [для] учеников Твоих, дабы всюду, Господь мой, они проповедовали рождество Твое от Девы, пребывание Твое среди людей, и хмуку Твою крестную, и смерть Твою, и положение Твое во гроб, и воскресение Твое в третий день, и вознесение к Пославшему Тебя на небо. Да укрепится род слабый человеческий, тот, которого в младенчестве обманул Дьявол, и полонил, и привел их [к тому], чтобы они служили идо­лам, и жертвовали демонам, и поклонялись камням бесчувст­венным. Да, Господь мой, услышь меня и ответь мне. Пусть стенают демоны и легионы Сатаны всякий раз, когда один из нас благовествование Твое проповедует. И да обогатит­ся все собрание апостольства от гласа хвалебного Тебе, что гремит во всяком месте и стороне. Да задрожат бесы от го­лосов, что гремят внутри храмов Твоих. И поминается храм Твой, тот, который купил Ты кровью Твоей честной, той, которую дал Отец Твой, дабы ею была искуплена вся тварь. Ты Тот, Господь мой, свет, который от света, и он восходит, дабы украсить Тебя любовью Его, Отца Твоего. Ты ходил по земле и смирял величие Твое, дабы поднять нас из унижения, в которое вверг нас человекоубийца завистью своей. И Ты [сказал], как слышали мы ушами нашими плотскими: „Я и Отец — одно мы“ и „Кто Меня видел, видел Отца". И в сей, Господь мой, уверенности просит Тебя младость моя, да­бы Ты услышал молитву мою. Также и я, ибо уверен я в том, что получу Дух Святости вместе с товарищами моими. И от него вот приобрету и преисполнюсь. И все, что попрошу я у Отца Твоего именем Твоим, Он даст мне. И что не преодо­леет каждый из тех, кто верует в Тебя! И все, что попросят они, они получат от Тебя. Да, Господь мой, дай мне пребы­вать в благовествовании Твоем и процвесть во всякой исти­не, ибо истину говорю я: Ты — тот, который от начала Сло­во, от Отца изошедшее. И также явился миру в теле, что сынов Адама, от Девы святой Марии, которая сохранилась в девстве своем. И не было времени, когда был Отец без Те­бя или Ты — без Отца Твоего. И Ты пред нами положил ус­тои земли, и низвело Тебя милосердие Твое. И Ты вошел в ухо Девы и пребывал в ней девять месяцев[XVII], и вышел из нее, и был в миру в уничижении и умалении. И избрал нас из мира, дабы ожил мир проповедью нашей. Ныне же, Гос­подь мой, пойду к месту тому, на которое Ты указал мне благодатью Твоей небесной. И да обратятся, и станут учени­ками, и крестятся во имя Твое святое и во имя Отца, кото­рый послал Тебя. И да получат Дух Твой Святой, что от От­ца Твоего снизошел и вот поселился в нас. И да низвергнутся еще также кумиры заблуждения, и построятся Тебе в горо­де священнические храмы для прославления Тебя. И вместо жертвенников возлияний демонских — алтари для обитании Твоих. И они с помощью нашей обретут путь и тропу, дабы обратиться к Тебе и возносить Тебе славу во все времена ве­ков. Аминь».

И когда кончил святой Иоханнан молитву свою, загово­рил с ним Господь наш Иисус Христос и сказал ему: «Мир Мой даю тебе и не оставлю тебя сиротой. Вот Я, с вами Я до скончания мира. Не бойся, сын Зеведеев, иди и проповедуй, и не заботься, что скажешь и что произнесешь. Но когда от­вратишь город сей и область сию от заблуждения, также со­брание иное учеников, которое трудится для благовествова- ния, готово прийти и увидеть все, что совершаю Я руками твоими. Иди и не медли».

И когда кончил Он разговаривать с ним, встал Иоханнан и последовал по дороге уверенно, возрадовавшись радостью Духа Святого. Облачен же он был подобием одежды пале­стинской и шел босиком. И он пропутешествовал [с тех пор], когда вышел, и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем Иисусе Христе сорок восемь дней. И быва­ло, что говорили: «Сумасшедший он, ибо пришел из страны далекой он и не знает богов могущественных. Но, раз при­шел, научится, затем полюбит их и будет служить им». Лю­ди же многие из Азии с любовью слушали его, и уверовали, и утверждались проповедью его. И он крестил из них в дни те две сотни душ, и привел их на путь истины. Затем святой Иоханнан вышел и пошел, дабы прийти к граду идольскому. Трапеза же его была от девяти до девяти часов — один раз, когда кончал молитву свою, — это же хлеб и овощи с варе­ной чечевицей, что покупал себе от города к городу. Когда съедал, запивал также лишь водой. И он удалялся, дабы не общаться с язычниками. Он же — святой девственник Иоханнан, что мы можем найти в записях, написанных на хартиях архива Нерона, императора нечестивого. Пришел же сей Иоханнан святой и достиг Эфеса-града. И поднял глаза свои, и увидел, и вот дым поднимается из средины гра­да Эфеса, ибо был праздник язычников богохульных и они поклонялись демонам. И встал он еще, и удивился, говоря: «Что за огнь сей, который вот застит солнце так, что оно не светит на строения градские?» И, охваченный ужасом, он пришел и достиг врат южных. И поднял глаза свои, и уви­дел, и вот образ Артемиды[XVIII] идолицы стоит над вратами, и он нарисован красками, и лежит злато на устах ее, и обрам­ляет лик ее покрывало льняное, и горит пред нею лампада. Святой же Иоханнан, когда, взглянув, увидел ее, рассмот­рел, завоздыхал и заплакал о сем граде. И поднялся, и ото­шел оттуда к вратам другим, и увидел еще и там этому по­добное. И он повернулся и увидел такое во всех вратах города. Наконец же к воротам он приблизился восточным и сказал женщине некоей старой, которая стояла и поклоня-


лась ей, он заговорил и сказал ей на языке страны: «Жен­щина, вижу я, что ты — женщина, достигшая годов, что за образ сей, которому поклоняешься ты?» Она же ответила и сказала ему: «И не знаешь ты, сын мой, что видишь ты? Это же — госпожа наша, и образ ее с неба снизошел. И она питает всякую плоть». Он же, юный телом, но возвышен­ный из всего венка братьев своих, святой и девственник, рассердился на глупость эту и сказал: «Мир тебе, старуха, ибо состарился разум твой в поклонениях нечисти. Не раз­говаривай со мною, дочь Сатаны!» Она же наклонилась, на­брала в пригоршни свои прах и камешки и засыпала ему в глаза его. И он оставил и пошел оттуда. И, отойдя немного, встал на колени, и склонился, и молился Богу, и положил лицо свое меж колен своих от шести часов до девяти. И про­плакал, стеная и говоря: «Господь Бог, сильный и могущест­венный, долготерпеливый и многоблагодатный. Ты Тот, кто от начала показывал долготерпение Твое столетия, призывая к покаянию род Ноя, и не покаялись они, пока не наступил потоп и не затопил все поколение сие. И Ты Тот, кто послал Сына Своего единственного возлюбленного, дабы спасся мир чрез Него. И Он пришел и сотворил добрые дела по­добно Тебе, ибо от Тебя вышел. И Ты Тот, который, когда поклонялся народ Израиля тельцу, нашел причину и сказал Моисею: „Спаси Меня от уничтожения народа сего, когда он не подчинился тебе". Ибо, чтобы он был убежден Тобою, хотел Ты, поскольку многого хотел Ты от живых людей. Так­же и Сын Твой возлюбленный, Иисус Христос, когда схва­тили Его иудеи, дабы убить Его, молясь, сказал: „Прости им, ибо не знают, что делают". Сие же милосердие, которое изначально в Тебе, оно также в Сыне Твоем находится, ибо одно Вы. Обрати, Господь мой, сердце сих заблудших, кото­рые вот кричат и стенают пред демонами. Приди Ты, и убей Ты злодея. Да не поднимается вновь голова его в собрании города сего, да не слышится глас бормотания лживого их, демонов. Ты, умерев однажды, воскресил нас вместе с То­бою. Да исчезнет Сатана, которого вот образ Ты поверг и сбросил, что сооружен по подобию его пред бесами дьяволь­скими. Пусть будут отвергнуты образы пагубные не только здесь, но в каждой стороне, которой достигнет проповедь на­ша. Да, Господь мой, Ты научил нас, дабы бедно и унижен­но мы ходили по миру. Услышь молитву раба Твоего Иоханнана, и войду в град сей, неся распятие Твое. И укажи мне дорогу к стороне правой, и там, где понравится Тебе, там найду я успокоение и успокоюсь там. [Но] не до тех пор, по­ка, Господь мой, крестится сей град и станет исповедовать имя Твое святое».

Закончив молитву свою, он вошел во врата Эфеса. И он взглянул направо и увидел там баню одну, выстроенную для омовения тел, и повернул туда. И вот некий человек, бан­щик, имя которого было Секунд. И заговорил с ним он, свя­той Иоханнан, и сказал ему на языке страны: «Тебе говорю я, человече, как хочешь ты, чтобы работал с тобою стран­ник?» Он же, Секунд-банщик, сказал ему: «Сколько про­сишь ты у меня за день?» Святой же Иоханнан сказал ему: «Что хочешь ты дать — дай». И он установил ему сто ша- мун[XIX] [XX] в день, и принял его, и назначил его делать работу вме­сте с ним, которая состояла [в том], чтобы предоставлять места тем, кто парился в бане. И он оставался у него сорок дней, получая вознаграждение свое день за днем. И спросил Секунд-банщик, и сказал ему, святому: «Хотел бы я знать, что делаешь ты с вознаграждением своим? Ведь вот за все дни ни сандалий, ни также хитона не купил ты себе. Скажи мне, достаточно ли? А то собери мне вознаграждение, и я, куплю я тебе то, что хочется тебе, ибо ты — человек чужой и нет родных у тебя в городе этом». Он же, святой Иохан- нан, сказал ему, Секунду-банщику: «Господин есть у меня, и он приказал мне и ученикам, товарищам моим, чтобы ни­кто не имел злата, или сребра, или меди в суме, или двух одежд. И не могу я нарушить приказание его, господина мо­его, дабы не разгневался на меня». Говорит ему Секунд: «И кто этот господин твой, и как имя его? И почему не дал знать мне, и почему не пришел он и не подтвердил мне? И если человек он жестокий, то выдаст меня, а также судь­ям вельможным бросит меня. Ненавистное ибо дело и от­вратительное пред законами — принимать какого-либо работника без [согласия] хозяина его». Ответил же святой Иоханнан и сказал ему, Секунду-банщику: «Не бойся, сын свободных, Секунд. Ибо не разгневается на тебя Господин мой, поскольку Он Тот, кто послал меня и направил меня к тебе». Секунд же сказал: «А почему не сказал ты мне до [сего] дня, что раб ты и есть у тебя хозяин?» Святой же Иоханнан сказал ему: «Господин мой, на небе — Он. И все, что хочет, делает Он на земле, и в морях, и во всех глубинах. И по знаку Его делается все — видимое и невидимое. Он положил начало всей твари, и создал светила на тверди не­бесной, и затем сотворил Адама по образу своему. И тогда пришел Сатана с завистью своей, он посоветовал Еве, и она послушала слова его. И она совратила Адама, и он нарушил приказ Его. И они ушли из рая, и стали изгнанниками, и трудились на земле, и распространились, и умножились, и наполнили землю. И вернулся Сатана, и искусил, исполнил все человечество любовью [к] идолам, и научил их жертво­вать идолам и поклоняться созданию рук своих. И заставил их забыть Творца и почитать тех, кто не являются богами.

Он же, Господь благой, терпел их до того времени, когда [по­явился] Ной, любимец Его. И Он сделал его себе вестником на сто лет, когда он соорудил себе ковчег, дабы они увидели, и раскаялись, и отвратились от зла дел своих. И когда они пренебрегли Творцом, поднялся гнев Его, и послал Он воды потопа, и смел всех их. И после того, как покинули воды по­топа землю, установился мир, от Ноя также произошли по­коления все, и основался снова мир по воле Творца всего. И склонились умы человеческие [к тому], чтобы творить беззаконие и безбожие. И отошли вы от Бога живого, [но] обнаружили любовь Того, кто Создатель людей. И Он сжа­лился над всей низостью рода этого нашего слабого и послал пророков, дабы они проповедовали истину Его, и не захо­тели они слушать их. И бывало, убивали его, и бывало, что побивали камнями его. Во время же сие было [и] другое. Одного Сына единственного, своего возлюбленного, Того, который был у Него, когда был Он, Он послал Его, и Он вошел сквозь ухо дщери человеческой и жил в ней девять месяцев, не покинутый Отцом своим. И наполнились от Него высота и глубина, и управлялись от Него волей Отца Его. И когда исполнилось девять месяцев, вышло из дщери человеческой то Слово, что стало плотью, и не нарушилось девство ее навечно. И возрос Он телесно среди людей, и находился среди людей как человек, Он — Слово Божие, чуждое греху. И Он поднялся до положения полного три­дцати лет и избрал себе апостолов. И они оставались с Ним, когда Он ходил в пустыне. И Он сотворил вино из воды в Кане на свадьбе, когда они нуждались в вине. И удовлетво­рил пять сотен мужчин, не считая женщин и детей, пятью ячменными хлебами. И они ели, и осталось еще. И они унес­ли и взяли для домов своих, сколько смогли. И еще другой раз Он удовольствовал сотни в пустыне. После Он исцелил хромых и недужных и открыл [глаза] слепым, и [некоторые] из них существуют и доныне. И Он сделал слышащими глу­хих, и очистил прокаженных, и пробудил дочь Иориша, гла­вы синагоги, после того как она умерла. И вот существует она и отец ее в Десятиградье[XXI]. И если захочешь ты пойти [туда], от нее узнаешь ты. И сына вдовы, строившего город, когда пошли они, чтобы похоронить, и Элеэзера, после того как положили его во гроб [тому] четыре дня. Сии же многие [истории] есть у тебя [возможность] услышать, если ты дашь мне ухо твое и уверуешь, и станешь Его рабом, Се­кунд. После же тридцати двух лет, после того как начался тридцать третий, возненавидел Его народ иудейский и от­вратился от добрых дел Его, как отвергли они Отца Его и сделали себе тельца в Хориве. И они предали Его Пилату игемону, и бичевали Его, и сняли с Него одежды Его, и на­смехались над Ним, и плевали в лице Его, и сплели Ему ве­нец терновый, и возложили Ему на главу Его, и распяли Его на древе, и дали Ему уксус и желчь, дабы пил. И пробили Ему копием бок Его. Он же воскликнул гласом великим на кресте и испустил дух Свой. Тогда же исполнилось пророче­ство пророков, и померкло солнце от шести часов до девяти часов, и была тьма по всей земле в пятницу, и разодралась завеса врат храма, и раскололись колеса [жерновов] и кам­ни, что закрывают входы в гробницы, окрестные Иерусали­ма, и вышли мертвые, и пошли к городу, стеная голосами своими. И они пришли и поклонились Ему, повешенному на древе, и многие из них восстали. И они сняли Его с древа, и муж некий, исполненный истины, Иосиф-советник, завернул Его в кусок полотна и положил Его в гробницу. И в день третий восстал из дома мертвых, и мы увидели Его, и Он го­ворил с нами. И мы ели с Ним хлеб. И осязали мы, и уве­ровали мы, и утверждаем мы, что был Он Слово, которое стало плотью и жило среди нас. И Он вознесся на небо и воссел одесную Отца Своего. И дал Он нам власть даро­вать жизнь и блага всякому, кто уверует во имя Его. И Он сказал нам: „Идите, учите и крестите их, все народы, во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Всякий, кто уверует и кре­стится, будет спасен". И ныне убедился я в тебе, Секунд, уверился в тебе за эти дни, что не богохульник ты, но ис­полнен блага и любишь странников. Прими же то, что я рассказал пред тобою, не считай меня обманщиком, но, ес­ли хочешь ты, пойдем со мною в область Галилейскую, и я покажу тебе [тех] из умерших, и из слепых, и из горбатых, и из параличных еще, и из прокаженных, которых Он очи­стил, и излечил, и оживил, чтобы воскресли они. Но если не захочешь ты идти и уверуешь ты, будешь больше ты, чем я, который видел Его и был с Ним, ибо уверуешь ты в Него, что Бог — Он, который сотворил все, и Он обратит тебя, сделает тебя светлым, и очистит от зловония нечистых жертв. Да, брат мой, будь успокоен мною, и да будет же благословенно житье твое, а также будешь ты признан пред Ним в мире новом».

Секунд же, банщик, сидел и удивлялся, и восхищался тем, что от Иоханнана услышал. И начал он говорить ему: «Удивительно то, что рассказал ты мне, и с чудом великим граничит. Ибо, даже если Он не был Богом и не с небес спу­стился, следует уверовать [в него] и назвать Богом, ибо вы­шел из чрева и не осквернил девства, когда вышел, и сожа­ление великое, если Он — человек, а не Бог, Тот, который воскрешает мертвых, и Творец Он, который сотворил из во­ды вино, и Тот, [кто] властен над основой нашей, и из-за этого Он открыл [глаза], и исцелил, и очистил. Вот такого и надо называть Богом, а не ту, которой более или менее вот шестьдесят лет моих приносил я молитвы и возлияния, и не открыла она глаза сыну моему, который ослеп». И когда уви­дел Иоханнан, и услышал от него это, и узнал, что есть в нем вера спасительная, ответил и сказал ему, Секунду-банщику: «Позови ко мне сына твоего сюда». И когда он пришел, сын его, встал пред ним. Встал тотчас он, святой Иоханнан, и при­близился, и запечатлел глаза его во имя Господа нашего Иисуса Христа, и исцелил их. И когда увидел отец юноши, что случилось, и исцелились глаза его, сына его, стал [открыто] исповедовать и прославлять Бога, говоря: «Ныне то знаю я, нет [другого] Бога, но лишь один Тот, который без тебя был закрыт для нас. Ныне же, сын мой Иоханнан, сохрани тайну сию, о которой беседовали мы, и еще не открывай до време­ни, когда пожелает Господь открыть ее. Особенно же потому, что ты — чужестранец, дабы не прослышали о тебе, что не Артемиде поклоняешься ты, и не сожгли тебя. Ныне же я со­гласился, и уверовал, и утвердился, и постиг все то, что рас­сказал ты мне. Убедил же меня ты, и я возлагаю на тебя уп­равление сей баней, и да будут глаза твои на слугах, и будь властен ты над входом и над всем выходом». Он же, Иохан­нан, сказал ему: «Не подобает мне есть, не работая». Секунд же, банщик, сказал ему: «Тяжелее труд твой, сын мой, чем у того, кто работает». Затем убедил его, святого, и поручил ему принять управление баней, и давал плату утро за утром.

Секунд же удивлялся себе, он и домочадцы его, как воз­росло [число] приходящих в баню в эти дни. Так [было] два­дцать два дня. И очень рано он вставал, и спускался, и беседо­вал со святым, и вопрошал его: «Как сможешь ты сделать меня единомышленником твоим?» Он же, Иоханнан, сказал ему: «Для того Он и открыл глаза сына, чтобы крестился он и домочадцы его».

В день же двадцать пятый, в час дневной, сын эпарха не­кий, которого звали Менелаи, а отца его — Тиран, пришел и приказал святому, чтобы баня была закрыта и готова. Он же, юноша сей, не объяснил святому, кто придет вместе с ним в баню. И приказал святой, и была готова баня. И при­шел он, сей юноша Менелай, чтобы мыться. И вошла вме­сте с ним в баню женщина некая, блудница. И был он вме­сте с ней в бане. И когда он вышел после мытья, встал Иоханнан и сказал ему: «Сюда другой раз не приходи, ибо нечестие великое сотворил ты личности своей, той, что со­здана по образу Бога, что вошел вместе с женщиной-блуд­ницей, и не постеснялся, что увидел стыд ее, и увидела она стыд твой». Он же, Менелай, разгневался на святого и уда­рил его. Святой же Иоханнан сказал ему: «Теперь, если придешь ты сюда в другой раз, отсюда не выйдешь ты». И через два дня он послал двух рабов своих приготовить ба­ню. И когда была готова баня, он пришел мыться и привел снова с собой блудницу, ту, прежнюю. Святой же Иоханнан, водительством Бога, Господа всего, вышел, чтобы наблю­дать за истопниками. И когда он шел, спросил: «Почему за­крыты двери бани?» Сказали ему: «Менелай, сын эпарха, внутри». Святой же, когда услышал, что внутри он и с ним блудница, огорчился, и стал воздыхать, и заволновался. И он ждал, пока они выйдут вдвоем туда, где были одежды их, и не смотрел на них до тех пор, пока они не оделись по­сле мытья своего. Он повернулся и посмотрел на них и ска­зал юноше тому: «Тебе говорю я, юноша, упрекает тебя Гос­подь наш Иисус Христос, Тот, которого крестовали иудеи в Иерусалиме на древе, и Он умер, и воскрес в третий день, и стал Богом, Сын Божий, и вознесся на небо, и пребывает же одесную Отца Своего, но ты будешь наказан и умрешь тотчас на месте своем». И тотчас поразил его Ангел Госпо­день по слову святого, и он умер на месте своем. И он лежал бездыханный, и святой Иоханнан сидел над местом его в стороне. И тотчас блудница та вышла с плачем великим, возложив руки свои на голову свою. И когда услышали те, кто были вокруг бани, они пришли и увидели со страхом, что умер юноша и лег, а святой сидит около него. И они взгля­нули на лицо его, юноши мертвого, и узнали, что Менелай, сын эпарха, это. И вопль и плач устремились по всей улице той. Было же время обеда, и сидел за столом отец его и ждал его, когда он придет и будет обедать с ним. И они во­шли и сказали ему: «Сын твой, единственный твой, вот умер и лежит в бане». И поднялся поспешно Тиран, и осыпал пеплом главу свою, и разодрал одежды свои, и поспешно по­шел к бане, к сыну своему, и толпа многочисленная с ним. И он пришел, и вошел в баню, и увидел сына своего, кото­рый умер и лежал. И святой Иоханнан сидел около него. И они схватили Иоханнана, и связали веревками руки его и ноги его, и колоду какую-то тяжелую железную [повесили] на шею его. Он же, отец того юноши, плакал плачем великим. И он приказал, и раздели Иоханнана, дабы увидеть, что на нем. И когда сбросили тунику его и рубаху рваные, что он носил, нашли на нем крест, который висел па шее его. И был он деревянный. И приказал эпарх, отец того юноши, чтобы сняли его с него. И когда они протянули руки свои, чтобы снять его, появились из него четыре языка пламени и опали­ли руки их, тех, кто приблизился к нему. И тотчас воскликну­ла вся толпа: «Сей человек, колдун он! Постережем сегодня человека этого и выспросим, сколько единомышленников у него». И приказал тот эпарх, чтобы тащили того святого Иоханнана, дабы отвести в дом заключенных до того, как будет похоронен юноша, сын эпарха. Святой же воскликнул: «Не мертв юноша сей!» И приказал отец его, и они подняли его и повернули его. И положил отец его уста свои на уста его. И он подобен был камню бесчувственному. Святой же все говорил, что не мертв он, но они видели, что мертв он уже. И сказал им святой Иоханнан: «Если он мертв, я, оживлю я его!» И когда тащили его, святого Иоханнана, чтобы отвести в дом заключенных, встал Секупд-банщик и возопил плачем горько в толпе. Он же, святой Иоханнан, попросил у Тирана, чтобы позвали ему Секунда-банщика. И приказал эпарх, и схватили Секунда, и привели его к не­му. Он же, Секунд, плакал об Иоханнане, ибо подумал, что убивают Иоханнана. Отец же юноши подумал, что о юноше плачет Секунд. И ответил святой, будучи связан, и сказал ему, Секунду-банщику: «Не бойся, Секунд, и не горюй. Се­годня будет воля Духа Святого, дабы явить истину». Толпа же была многочисленной и взволнованной. Он же, святой Иоханнан, убедил эпарха, чтобы тот приказал толпе замол­чать. И он приказал, и успокоилась толпа. И встал святой Иоханнан, и возопил гласом высоким, и сказал: «Тебе гово­рю я, Менелай-юноша. Именем Его, Иисуса Бога, Того, которого крестовали иудеи, и убили Его в Иерусалиме, и Он умер, и был погребен, и восстал в третий день. И вот Он на не­бесах, одесную Отца Своего, восстань!» И тотчас же он под­прыгнул и встал. И удивилась вся толпа городская. И упал на лицо свое тот юноша к ногам святого Иоханнана. И увидел ко­лоду, наброшенную на шею его, и веревку, связывающую ру­ки его и ноги его. И развязал их тот юноша, и поцеловал их. И приблизился юноша, и встал на месте одном возвышен­ном. И сделал знак им рукою своей, и начал рассказывать с начала, как пришел он в баню, и все, что случилось с ним там. И поведал голосом высоким пред толпою о случае сво­ем, и как он совершил прелюбодеяние с женщиной, той блуд­ницей, и как приказал ему святой не приходить. И они стали кричать и говорить ему: «Что он сделал тебе, что умер ты?» Говорит им он: «Так он сказал мне: „Пусть упрекнет тебя Господь мой Иисус Христос, Тот, которого крестовали иудеи в Иерусалиме, и Он умер, а также был погребен, но восстал в третий день, и поднялся на небо, и воссел одесную Отца Своего. Но упади тотчас и умри на месте своем". Тот­час поразил меня Ангел, и упал я. И он вынул и унес душу мою из меня. И приблизил меня, и увидел я славу великую и видение страшное, о котором никто из людей не может пове­дать, как то, что увидел я. Но малое из многого, если прика­жет мне сей, который стоит пред вами, расскажу я». И тот­час отец его, юноши, упал на лицо свое пред Иоханнаном и сказал ему: «Прошу я тебя, господин мой, убеди его, юношу этого, чтобы он рассказал, и не гневайся на него». И сделал знак тот святой юноше, чтобы он рассказывал. И ответил юноша, и сказал: «Видел я колесницу херувимов, серафимов без числа, были у которых крылья. И были закрыты лица их, дабы не взирали они на Создателя, и восклицали они: „Свят, свят, святой Господь всемогущий, наполнены небо и земля восхвалениями Его“. И я увидел двенадцать мужей в одной группе и в другой группе — семьдесят двух, я сосчи­тал их. И они стояли, подняв головы свои из почтения к небу. И десница распростерлась из среды херувимов и была подоб­на пламени. И приказывал им глас тихий и нежный: „Выхо­дите, учите и крестите во имя Отца, и Сына, и Духа Свято­го. Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен". И убоялся я их, и, испугавшись, я приблизился к той группе большой се­мидесяти двух и еще стал умолять их, чтобы они сказали мне, кто это. И они ответили и сказали мне: „Се есть Сын Бо­жий, Тот, кого распяли иудеи в Иерусалиме. Это, сын мой, все, что видишь ты, мановением Своим Он держит и утверждает, и движимы [Им] все основы высшего [мира], и силой Его утверждается вся тварь нижняя и шаткая. Пото­му что сила Его и мудрость Его — Отца. И Его Он послал, дабы освободить всех тех, кто Ему верен и [у Него] ищет прибежища. И Он притягивает и доставляет Ему их, Отцу Своему, всех, кто уверует в Него. Еще Он дал знать, ходя по земле: «Я, Я — хлеб жизни, который с небес спустился, и всякий, кто вкусит от тела Моего, будет жить навеки»"». И когда рассмотрел я облик Его истинный, взглянул я на ту группу двенадцати и увидел этого там, который вот стоит пред вами ныне, одетого в одеяние чудесное и стоящего во главе той группы двенадцати, около человека одного, стар­ца. И глаза тех двенадцати смотрели на него влюбленно, как если бы он приносил прошение кому-либо за них. Глаза же его ввысь были подняты, и он плакал. И приблизился чело­век тот, старец, и спросил у него: „Сын мой, почему плачешь ты и умоляешь ты так?" И я же спросил: „Как имя старца сего?" Узнал же, спросив у группы той семидесяти, что Си­мон имя старца того. Святой же Иоханнан исполнил волю Симона и сказал ему: „Из-за заблуждения Эфеса-града пла­чу я, так как вот согбен он и чада его, и поклоняются демо­нам тем, которые обитают в образах погибельных". И глас тихий [раздался], увидел я, как Он дал знак ему пальцем: „Иди, все о чем молишь ты, — исполнится". И задрожал я, когда понял, что был он тот, против кого поднялся я, дабы убить его в бане, поскольку он удерживал меня от прелюбо­деяния того. И когда подивился я явлениям многочисленным, душа моя услышала голос его, и пришла, и ожила. И вот стою я перед вами. И поэтому вот теперь умоляю я его, что­бы приблизил меня к знамению жизни и сделал меня своим учеником в святости. И вы, те, кто увидели чудо сие, отвра­титесь от заблуждения, и отриньте их, идолов, и станьте ему учениками. И да спасем души наши, а не разрушим их рука­ми своими! И когда посвятит нас, тогда давайте исповедовать и поклоняться Ему, веруя в Отца, и Сына, и Духа Святого и ныне, и присно, и во веки веков, аминь!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: