ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА




I. После вознесения Господа нашего Иисуса Христа оказался я, Иоанн, один на горе Фавор, где чистое Божест­во Свое явил Он нам. И не мог я стоять, и пал на землю, и взмолился к Господу, и сказал: Господи Боже мой, удостоив­ший меня стать рабом Твоим, внемли голосу моему и научи меня о пришествии Твоем. Когда должен будешь Ты прийти на землю, что будет тогда? Что станется в те времена с не­бом, землею, Солнцем и Луной? Открой мне все. Чаю, что услышишь Ты раба Твоего.

II. И провел я в молитве семь дней, и после того унесло меня с горы светлое облако и поставило меня пред ликом не­бесным, и услышал я голос, говоривший мне: Смотри, слуга Божий Иоанн, и знай. И посмотрев, узрел я небо разверз­шееся, и из глубины неба изошел запах, полный аромата благовонного, и увидел я свечение великое, много более светлое, чем солнечное.

III. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Смотри, праведный Иоанн. И возвел я взор и узрел книгу лежащую, и показалась мне толщина ее в семь гор. Длины же ее не мо­жет объять ум человеческий, и было на ней семь печатей. И сказал я: Господи Боже мой, открой мне, что написано в этой книге?

IV. И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, пра­ведный Иоанн. В книге, которую видел ты, записано то, что на небе, и то, что на земле, и то, что в аду, и всякого естест­ва человеческого грехи и праведность.


V. И спросил я: Господи, когда свершится это, и в чем отличие тех времен? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Будет в то время изобилие хле­ба и вина, какого не было на земле и не будет никогда, пока не придут те времена. Тогда колос хлебный произведет пол- хиникса, а гроздь виноградная — полкувшина вина. А в сле­дующий год не найдется нигде на всем лице земли ни полухи- никса хлеба, ни полукувшина вина.

VI. И снова спросил я: Господи, что сделаешь Ты тогда? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда явится Супостат, во мрак изверженный, коего зовут Антихристом. И снова сказал я: Господи, открой мне, каков он.

VII. И услышал я голос, говоривший мне: Лицом он мрачен, волосы на голове его остры словно стрелы, брови его — как у зверя, глаз его правый — как звезда, восхо­дящая утром, а другой — как у льва, уста же его — в ло­коть шириной, зубы его — в пядь длиной, пальцы его — словно серпы, след ноги его — в две пяди, а на челе его — надпись «Антихрист». До неба возвысится он, и до ада опустится, творя ложные знамения. И тогда сделаю Я небо медным, дабы не давало оно влаги земле, и укрою облака в скрытых местах, дабы не посылали они влаги на землю, и удержу ветра в рогах, дабы не дул ветер по земле.

VIII. И снова спросил я: Господи, сколько лет будет он на земле? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, пра­ведный Иоанн. Три года продлятся те времена, и сделаю Я три года как три месяца, а три месяца — как три недели, а три недели — как три дня, а три дня — как три часа, а три часа — как три мгновения, по слову пророка Давида: Пре­стол его наземь низверг Ты, сократил дни времени его, по­зором покрыл его. И пошлю Я тогда Еноха и Илию для об­личения его, и покажут они, что лжец он и обманщик, и убь­ет он их на жертвеннике, по слову пророка: Тогда принесут на жертвенник Твой тельцов.

IX. И снова спросил я: Господи, а что должно свершиться после того? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, пра­ведный Иоанн. Тогда исчезнет всякое естество человеческое, и не будет человека нигде на земле. И снова спросил я: Госпо­ди, что сделаешь Ты после того? И услышал голос, говорив­ший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих и поднимут рога бараньи, лежащие на облаке, и выйдут за пределы неба, и вострубят Михаил и Гавриил в рога эти, как предрекал пророк Давид, гласом трубы роговой. И доне­сется глас трубный до пределов вселенной, и от гласа трубы той сотрясется вся земля, как предрекал пророк: И от гласа воробьиного восстанет всякая трава, — то есть от гласа ар­хангела восстанет всякое естество человеческое.

X. И снова спросил я: Господи, умершие от Адама и до сего дня, и в аду живущие от века, и те, кто умрет до послед­них веков — какими воскреснут они? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Всякое есте­ство человеческое тридцатилетним воскреснет.

XI. И снова сказал я: Господи, мужской и женский пол умирают, и одни — старыми, другие — молодыми, а иные — младенцами. В воскресении какими восстанут они? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, правед­ный Иоанн. Как пчелы не разнятся одна от другой, но все одного вида и одного возраста, так в воскресении будут и все люди: и не будет ни белых волос, ни рыжих, ни черных, не будет и чернокожих или иных, отличных лицами, но все воскреснут одного вида и одного возраста. Всякое естество человеческое бестелесным воскреснет, как и сказал Я вам: В воскресении не женятся и не выходят замуж, но все — словно ангелы Божии.

XII. И снова спросил я: Господи, можно ли будет в мире том узнать друг друга: брату — брата своего, или знаком­цу — знакомца своего, или отцу — собственных детей, или детям — собственных родителей? И услышал я голос, гово­ривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Для праведных будет узнание, для грешников же — никакого, и в воскре­сении не смогут они узнать друг друга. И снова спросил я, Иоанн: Господи, будут ли там помыслы о виноградниках, о полях и об ином, что есть на земле? И услышал я голос, го­воривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Говорит пророк Давид: Вспомнил я, что мы — персть; дни человека — как трава; как цвет полевой, так отцветет он, ибо пройдет ветер над ним, и нет его, и не узнает более места своего. И еще сказал он: Выйдет дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.

XIII. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сде­лаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, пра­ведный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей земли, и возьмут они с земли все славное и все достойное, и святые и чтимые иконы, и славные и честные кресты, и святыни церковные, и божественные и священные книги. И чтимое и святое все поднимется в воздух под облака. И тогда повелю Я поднять великий и священный скипетр, на коем простер Я руки Мои, и поклонятся ему все чины ангелов. И тогда будет поднято всякое естество человеческое на обла­ка, как предрекал Апостол Павел: Вместе с ними будем мы восхищены на облака в воздухе, дабы ответить пред Господом. И тогда изойдет всякий дух злой, на земле, и в аду, где ни есть он от восхода Солнца до заката, и прилепятся к служившим дьяволу, или Антихристу, и будут подняты на облака.

XIV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сде­лаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, правед­ный Иоанн. Тогда пошлю Я ангелов Моих по лицу всей зем­ли, и сожгут они всю землю на восемь тысяч пятьсот локтей, и сгорят горы высокие, и все скалы рассыплются и сделаются как пыль, и сожжены будут всякое древо, и всякий скот, и вся­кий гад, ползущий по земле, и все влекущееся по лицу земли, и всякая птица, летящая в воздухе, и не будет более на лице земли ничего, что шевелилось бы, и станет земля недвижной.

XV. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сде­лаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, пра­ведный Иоанн. Тогда отворю я четыре страны света, и изой­дут четыре ветра великие, и выметут все лицо земли от края до края. И выметет Господь грех с земли, и побелеет земля, словно снег, и станет как лист, и не будет на ней ни пещеры, ни горы, ни холма, ни скалы, но будет лицо земли от восхо­да до заката гладким как стол и белым как снег. И выжже­ны огнем будут недра земные, и возопит земля ко Мне, го­воря: Девственна я пред Тобою, Господи, и нет на мне греха. Как предрекал пророк Давид: Окропи меня иссопом, и бу­ду чист; омой меня, и буду белее снега. А иной пророк ска­зал: Всякое ущелье да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сдела­ются гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие.

XVT. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Тогда очистится земля от греха, и преис­полнится она благовония, ибо должен буду Я сойти на зем­лю. И тогда выйдет великий и священный скипетр с тысяча­ми ангелов, славящих его, как предрекал Я: И явится тогда с небес знамение Сына Человеческого с силою и славою ве­ликой. И тогда узрит это творящий неправедное со слугами его и заскрежещет громко зубами, и все нечистые духи в бегство обратятся. И схваченные силой незримой, не имея, куда бежать, заскрежещут они зубами, говоря ему: Где сила твоя? Что же ты обманул нас? И убежали мы, и отпали от славы, коей причастны были чрез Грядущего судить нас и всякое естество человеческое. Увы нам, ибо во мрак внеш­ний извергнет Он нас.

XVII. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И услышал я голос, говоривший мне: Тогда пошлю Я ангела с неба, и воскликнет он голосом громким, говоря: Слушай, земля, и крепись, говорит Господь, ибо к тебе нисхо­жу Я. И услышан будет голос ангела от края до края вселен­ной и до глубин ада. И содрогнется тогда вся сила ангелов и многооких, и раздастся шум великий в небесах, и содрогнут­ся девять листов небесных, и страх и смятение великое слу­чится среди всех ангелов. И разверзнутся тогда небеса от вос­хода солнца до заката, и сойдут на землю множества ангелов неисчислимые, а после раскроются кладовые небесные, и сне­сут вниз все чтимое и благовония воскуряемые, и низведут на землю Иерусалим, словно невесту в наряде. И пройдут тогда предо Мною тысячи тысяч ангелов и архангелов, неся престол Мой и восклицая: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Небо и земля полны славой Твоей! И тогда выйду Я с силою и сла­вой великой, и всякое око на облаках узрит Меня, и тогда преклонится всякое колено небесное, земное и подземное. И пребудет тогда небо пустым, и сойду Я на землю, и низве­дено будет на землю все, что в воздухе, и всякое естество че­ловеческое и всякий злой дух с Антихристом, и поставлены все будут предо Мной, нагие и сокрушенные.

XVIII. И снова спросил я: Господи, что будет с небом, Солнцем, Луною и звездами? И услышал голос, говорив­ший мне: Смотри, праведный Иоанн. И воззрев, увидел я агнца, семь глаз и семь рогов имевшего. И вновь услышал я голос, говоривший мне: Повелю Я пройти агнцу предо Мной и скажу: Кто откроет эту книгу? И ответят все мно­жества ангелов: Да будет дана книга этому агнцу, дабы от­крыл он ее. И тогда повелю Я открыть книгу.


Откровение Иоанна Богослова

XIX. И когда снимет он первую печать, падут звезды с небес от края и до края. А когда снимет вторую печать, со­кроется Луна, и не будет в ней света. А когда снимет третью печать, угаснет свет Солнца, и не станет света на земле. А когда снимет четвертую печать, уничтожатся небеса, и бу­дет воздух неустроенный, как говорит пророк: Они сгинут, а Ты пребудешь, и все, как риза обветшают. А когда снимет пя­тую печать, разверзнется земля и откроются все места судные по всей земле. А когда снимет шестую печать, исчезнет поло­вина моря. Когда же снимет седьмую печать, откроется ад.

XX. И спросил я: Господи, с кого спросится и кто при­мет суд первым? И услышал я голос, говоривший мне: Ду­хи нечистые вместе с Врагом. Повелю Я им идти во мрак внешний, что под водою. И спросил я: Господи, в каком это месте? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, правед­ный Иоанн. Там, где муж тридцатилетний может скатить камень и сбросить его в воду и, упав, двадцать лет не до­стигнет он основания ада. Как предрекал пророк Давид: И сокрыла его тьма.

XXI. И спросил я: 1осподи, а после них какой язык спро­шен будет? И услышал голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Спрошены будут языки от Адама и язык эллинский: и те, кто верил в идолов, и в Солнце, и в звезды, и те, кто ересью осквернил веру, и те, кто в святое Воскре­сение не веровал, и те, кто не признавал Отца и Сына и Святого Духа. Тогда пошлю Я их в ад, как предрекал про­рок Давид: Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога. И еще сказал он: Как овец поставил Он их в аду, и смерть будет пастырем их.

XXII. И снова спросил я: Господи, а после этих кого бу­дешь Ты судить? И услышал я голос, говоривший мне: Слу­шай, праведный Иоанн. Тогда спросится с племени Евреев, кои Меня, словно злодея, на древе распяли. И спросил я:


Какие же наказания и в каком месте должны будут претер­петь они, таковое Тебе сотворившие? И услышал я голос, го­воривший мне: Пойдут они в преисподнюю, как предрекал пророк Давид: Возопили, но не было спасающего, ко Госпо­ду — но Он не внял им. И еще сказал Апостол Павел: Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся.

XXIII. И снова спросил я: Господи, а принявшие креще­ние, что же они? И услышал я голос, говоривший мне: По­сле спросится и с племени Христиан, принявших крещение, и тогда придут праведники по мановению Моему, и явятся ангелы и отделят их от грешников, как предрекал пророк Давид: Не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных. И встанут все праведники одесную Меня и вос­сияют, словно Солнце. Как видишь ты, Иоанн, звезды на небе, которые все сходны, но светом своим разнятся, так бу­дет и с праведниками и грешниками: ибо воссияют правед­ники, как светила и как Солнце, а грешники да будут темны.

XXIV. И снова спросил я: Господи, все ли Христиане од­но наказание примут: цари, первосвященники, священники, патриархи, богатые и бедные, рабы и свободные? И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. Как предрекал пророк Давид, терпение бедных не погибнет вко­нец. Что же до царей, то будут они гонимы как рабы и запла­чут как дети. Что же до патриархов, иереев и левитов согре­шивших, то разделены они будут в наказаниях по образу согрешения каждого из них: одним — огненная река, дру­гим — червь неусыпный, иным же — семиустый кладезь му­чений. Таким наказаниям преданы будут разные грешники.

XXV. И снова спросил я: Господи, а где поселятся пра­ведники? И услышал голос, говоривший мне: Тогда раскро­ется Рай, и будут весь мир и Рай — одно, и пребудут пра­ведники по всему лицу земли с ангелами Моими, как предрекал Дух Святой чрез пророка Давида: Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

XXVI. И снова спросил я: Господи, каково число анге­лов? И кого больше: ангелов или людей? И услышал я го­лос, говоривший мне: Каково число ангелов, таково же и ро­да человеческого, как сказал пророк: Установил Он пределы народам по числу ангелов Божиих.

XXVII. И снова спросил я: Господи, а после того что Ты сделаешь? И каким будет мир? Открой мне все. И услышал я голос, говоривший мне: Слушай, праведный Иоанн. С то­го времени не будет страданий, не будет скорби, не будет стенаний, не будет злопамятства, не будет слез, не будет за­висти, не будет ненависти к братьям, не будет несправедли­вости, не будет гордыни, не будет клеветы, не будет обиды, не будет забот жизненных, не будет страданий от родителей или детей, не будет страданий ради золота, не будет злых речей, не будет дьявола, не будет смерти, не будет ночи, но все — сплошной день. Как предрек Я: Будут у Меня и иные овцы, не сего двора, то есть люди, уподобившиеся ан­гелам по добродетели своей; их приведу Я, и услышат они голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

XXVIII. И снова услышал я голос, говоривший мне: Вот, все это слышал ты, праведный Иоанн. Передай это верным людям, чтобы и других научили, и не пренебрегли, но и не бросали бы жемчуг наш свиньям, да не попрут его ногами своими.

И когда еще слушал я голос тот, понесло меня облако вниз и поставило на горе Фавор. И дошел до меня голос, го­воривший: Блаженны ожидающие Суда и творящие спра­ведливость во всякий час, и блажен дом, где так мыслят. Как сказал Господь: Любящий Меня хранит слова Мои во Христе Иисусе, Господе нашем. Слава Ему вовеки. Аминь.


КОММЕНТАРИИ

Известно более ста новозаветных апокрифов первых веков хрис­тианства, от некоторых из них осталось только название, от иных — небольшие фрагменты, но есть корпус текстов, сохранившихся доста­точно хорошо в копиях переписчиков. О потерянных книгах известно по цитатам и ссылкам, встречающимся в трудах христианских писате­лей первых четырех столетий. Рукописи, которые дошли до наших времен, обязаны в основном случайным находкам, а не научному по­иску, каждый отдельный текст имеет свою историю, не связанную с историей Церкви.

В состав антологии включены апокрифические евангелия, деяния апостолов с «Учением двенадцати апостолов» и апокалипсисы. Жан­ровое деление апокрифов условно, оно восходит к литературным об­разцам канонического Нового Завета. Все сказания объединены опи­санием религиозной борьбы эпохи и принадлежностью действующих в них лиц к первоевангельской христианской общине. Антология не пародирует Новый Завет, ее разделы сформированы согласно тем предметам или циклам, к которым относится их содержание.

В первый раздел включены сказания о Спасителе и Богоматери. Традиционно в научной и церковно-исторической литературе они назы­ваются евангелиями апокрифическими, поскольку не были включены в новозаветный канон. Они являются формой жизнеописания, находятся в зависимости от признанного во всех Церквях Четвероевангелия, до­полняя его подробностями из жизни Святого семейства и самого Спа­сителя.

Публикуемые шесть евангелий условно делятся на три группы: а) о рождении и жизни Пресвятой Богородицы, об Иосифе-плотни­ке и Рождестве Христове; б) о детстве и жизни Христа до начала об­щественного служения; в) о страстях Господних, Его крестной смер­ти и светлом Воскресении.

Следующий раздел составляют апокрифические Деяния апосто­лов, представленные пятью сказаниями о четырех учениках Господа:


Фоме, Иоанне, Петре и Филиппе. Жанровая форма Деяний издрев­ле пользовалась популярностью, совмещая в себе историчность, пове­ствовательное™ и поэтичность. Новозаветный жанр Деяний в христи­анской письменности связан с житийной литературой, т. е. с духовным назидательным чтением для чад Церкви. Любые новые подробности из жизни и деяний апостолов могут порождать всевозможные интер­претации евангельских событий, освященных учением и крестной ис­купительной жертвой Христа. Именно по отношению к церковному изложению истории жизни святых мужей и подвижников все иные устные и письменные предания приобретают статус апокрифов, како­выми и являются «Деяния Иуды Фомы апостола», «История Иохан- нана апостола, сына Зеведеева» с историей о его кончине, «Учение Симона Кифы в Риме городе», «История Филиппа, апостола и бла- говестника».

Особое место занимает в книге «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе), созданное в конце I века. По свидетельству церковных учи­телей Климента Александрийского (ок. 200) и Оригена (ок. 250), это богословское творение читалось в церквях для назидания в вере, но в том же веке, накануне определения свода канонических книг, автори­тетное мнение церковного историка и библеиста Евсевия Кесарийско­го (260—340) определило Дидахе как новозаветный апокриф. В нем ярко описывается ритм жизни раннехристианских общин со всеми чер­тами, присущими апостольскому веку, нравоучительный характер ка­сается всех сторон церковной жизни: катехизической, литургической, экклезиологическо-дисциплинарной и эсхатологической (на этой ноте Дидахе примыкает к апокалипсисам).

Завершают антологию апокрифические апокалипсисы, жанр проро­ков и ясновидцев. В нашем сборнике публикуются четыре текста Откро­вений, приписываемых Преданием и традицией апостолам Петру, Пав­лу, Иоанну и Пресвятой Богородице. Три из них в славянской обработке были известны на Руси под названиями: «Слово о видении апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам» и «Слово св. Иоанна Бо­гослова о пришествии Господнем».

Один из самых ранних христианских апокрифических апокалипси­сов — «Откровение Петра», датируемый П веком; до установления новозаветного канона в IV веке он считался произведением богодух- новенным. В нем явно чувствуется эпоха ожидания Второго пришест-г вия, день Страшного Суда описан с яркими подробностями: картины ада и рая, муки грешников в аду и жизнь праведников в раю. Близко по духу и эпохе (III—IV вв.) апокалипсису Петра «Откровение Павла», чудом найденное в Тарсе, когда некоему благочестивому человеку явил­ся ангел и открыл, что в фундаменте его дома находится шкатулка с ру­кописью (эта легендарная приписка содержится только в греческой ру­кописи). «Неизреченные слова» видений о кончине мира и жизни после смерти звучат и в апокалипсисах византийского времени, в Откровени­ях Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова.

За исключением «Евангелия от Петра», текст которого приводит­ся по изд.: Николаев Ю. В поисках Божества / Пер. Ю. Николае­ва (Ю. Данзас). СПб., 1913, тексты апокрифических евангелий пе­чатаются по изд.: Апокрифические сказания о Христе. Вып. I—IV / Пер. с лат. Вега (В. В. Геймаиа). СПб., 1912,1914.

Тексты апокрифических деяний апостолов приводятся по кн.: Ме­щерская Е. Апокрифические деяния апостолов / Пер. с сирийск. Е. Мещерской. М.: Присцельс, 1997, текст «Учения двенадцати апо­столов» — по изд.: Ранние отцы церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. Перевод Вл. С. Соловьева.

Тексты последнего раздела печатаются по изд.: Апокрифические апо­калипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. Перевод «Откровения Павла» — М. Витковской, перевод остальных текстов — В. Витковского.


СОДЕРЖАНИЕ

В. Рохмистров. Откройся, тайп священных дверь.............................. 5

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

Первоевангелие Иакова......................................................................... 13

Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя.. 30

Евангелие Младенчества....................................................................... 70

Книга Иосифа Плотника..................................................................... 109

Евангелие от Никодима....................................................................... 131

Евангелие от Петра............................................................................ 171

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

Деяния Иуды Фомы апостола.............................................................. 177

История Иоханнана апостола, сына Зеведеева........................................ 286

Еще история о кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста......... 331

Учение Симона Кифы в Риме городе................................................... 336

История Филиппа, апостола и благовестника......................................... 342

Приложение

Учение двенадцати апостолов............................................................... 360

АПОКРИФИЧЕСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ

Откровение Петра............................................................................... 371

Откровение Павла............................................................................... 382

Откровение Пресвятой Богородицы..................................................... 399

Откровение Иоанна Богослова.............................................................. ^11

Комментарии................. *...................................................... 420


Литературно ^художественное издание

НОВОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ

Ответственный редактор Игорь Степанов
Художественный редактор Алексей Горбачев
Технический редактор Татьяна Харитонова
Корректоры Тамара Мельникова, Ольга Пивоварова
Верстка Максима Валиева

Налоговая льгота — общероссийский классификатор
продукции О К-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.

Подписано в печать 22.12.2000.

Формат 80х1001/32. Печать высокая.

Усл. печ. л. 19,61. Тираж 7000 экз.
Заказ N9 2491.

ИД N9 02164 от 28.06.2000.

«Торгово-издательский дом „Амфора"».
197022, Санкт-Петербург, наб. реки Карповки, д. 23.

E-mail: amphora@mail.ru

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор»
Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: