Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.




Жизни этого из отцев наших было сто одиннадцать лет, и отшествие его из леира сего произошло в двадцатый день лсесяца ^4биба, что соответствует леесяцу?Аб.

Эти книги были написаны людьми, лично знав­шими апостолов. Эти книги читались при свете лампад, в катакомбах Рима и Антиохии. За облада­ние этими книгами читателя могли отдать на рас­терзание львам и причислить к святым — а могли счесть еретиком...

Сегодня эти книги читаете вы.

Услышавшие слова этого из отцев наших, сохранили слова эти в точности и записали их в книгохранилище Ыерусалилесколс.

Da будет над налей леолитва их, ^Алеинь!

ISBN 5-94278-061-7


1 Увенчание трапезующих — обычаи, широко известный в антич­ном мире, он был принят и у евреев. Однако в данном случае оно свя­зано с сакральным действом — помазанием и осенсшюм крестом, ко­торые совершает Иуда Фома, ритуалом, известным у сирийцев в различные эпохи. Особый интерес вызывает увенчание миртой, мирта —


[I] В еврейском календаре февраль-март.

[II] Июль-август.

[III] В этом месте, по-видимому, пропуск.

[4] Слово «еще» пишется перед каждым новым сочинением в руко­писных сборниках и служит для присоединения различных текстов Друг к другу.

[5] Здесь и далее в круглые скобки заключены неразборчивые сло­ва, восстановленные переводчиком по смыслу, в квадратные — вос­становленные пропуски текста.

[6] «Водный орган», музыкальный инструмент, широко распростра­ненный в древности.

нехристианский символ. Есть предложение связать этот факт с рели­гией и ритуалом мандеев, где мирта называется «деревом жизни».

[8] Тешрин — название двух месяцев: тешрин первый — октябрь и тешрин второй — ноябрь.

[9] Нисан — седьмой месяц, апрель, — весенний период. Иуда Фо­ма предполагает строить в зимние месяцы, что не соответствует сред­невековой строительной практике, здания строились и закладывались в теплый весенне-летний период.

[X] В Ветхом Завете «шеол» используется для называния загробно­го мира, причем первоначально Шеол не считался местом наказания грешников за их земные преступления. В поздней иудейской литера­туре появляется идея о разделении людей в Шеоле на нечестивых и праведных и о соответствующем им воздаянии.

[11] Поскольку перечисленные в одном ряду с Бет Элайе топонимы Газак, Бет Кашан и Индия находятся к востоку от Парфии, то там же должна находиться и область Бет Элайе.

[12] «Бет Кашан — регион, расположенный к юго-востоку от Согдиа- ны, с которым парфяне и сасаниды поддерживали тесные связи.

[13] «Второй наш» — выражение встречается в «Песни» три раза. Помимо «Деяний Иуды Фомы» оно также зафиксировано в сирийских памятниках «Учение Аддая апостола» и в «Истории Азазаила». В ос­нове данного термина лежит представление о двоичном образе верхов­ной власти. Сирийская Осроэна не только соседствовала с Парфией, по и в отдельные исторические периоды политически зависела от нее.

’ Титул «царь царей» впервые появился в Египте при фараоне Ах- мосисе (18 династия, 1580—1550) и отсюда распространился на Ближний и Средний Восток — от ассирийцев до сасанидов — и у на­родов к востоку и северу от Ирана; он бытовал также в птолемеев­ском Египте, Пальмире и Эфиопии.

[14] Термин, букв, означающий «после тебя»; может нести двоякий смысл — после тебя по времени, т. е. наследник, и второй после тебя по авторитету власти (гимн подтверждает именно такое значение тер­мина, поскольку контекст свидетельствует, что речь идет об одновре­менном властвовании, а не о наследовании власти).

[15] Выражение «хлеб истинный» вместо общеизвестного «хлеб на­сущный» засвидетельствовано двумя древними сирийскими версиями евангелий. Это разночтение является еще одним доказательством си­рийского происхождения «Деяний Иуды Фомы».

[XVI] В сирийской традиции апостол Петр обычно называется своим первоначальным именем Симон, к которому присоединяется его про­звание Кифа (камень, скала). Автор имеет в виду речь апостола Пе­тра перед собранием учеников во время выборов нового апостола в число двенадцати вместо запятнавшего себя предательством Иуды Искариота (Деян. 1:15—22).

[XVII] Такая символическая картина, представляющая воплощение Иисуса Христа как проникновение Слова в ухо Девы Марии, имеет свое происхождение в сирийской литературе. Она основывается на главной мысли пролога Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотиго и обитало с нами» (1:14).

[XVIII] Артемида (Диана) — в классической мифологии богиня Луны и охоты. Она была девственницей и изображалась с полумесяцем на го­лове и с луком в руке. Артемида Эфесская приобрела черты семитской Астарты — богини любви и плодородия. Обнаруженные археологами статуи изображают ее многогрудой, что символизировало плодовитость. В тексте нашей «Истории» неоднократно отмечается, что Иоханнан был девственником, тем самым его конфликт с поклонниками Арте­миды приобретает особую остроту.

1 Шамуна — сирийская мелкая монета, приблизительно равная

[XX] оболу или 1/6 греческой драхмы или римского динария. Если учесть, что в новозаветное время ежедневная плата поденщика и сол­дата составляла 1 динарий, то окажется, что Секунд предложил Иоханнану весьма щедрое вознаграждение.

[XXI] Десятиградье (Мф. 4:25; Мк. 5:20, 7:31) — большая террито­рия, расположенная к юго-востоку от Галилейского моря, в основном к востоку от реки Иордан. Союз десяти городов здесь сформировал­ся к 62 г. до н. э. На этой территории преобладало греческое населе­ние, и сама область находилась непосредственно под властью римско­го наместника провинции Сирия.

[XXII] Поцелуй мира, или целование святых, — один из компонентов чинопоследования Великого входа, когда во время литургии хлебы и вино приносились на престол для освящения в качестве евхаристиче­ских даров. Традиция восходит к еврейскому обычаю поцелуя во вре­мя трапезы.

[XXIII] Согласно христианским представлениям, крещение должно про­исходить в чистой, родниковой, проточной (т. е. «живой») воде.

[XXIV] Локоть — мера длины, равная 2 пядям. Пядь, в свою очередь, — расстояние между концами большого и указательного пальцев.

5 Ксест — мера жидкостей и сыпучих тел (0,547 л).

[XXVI] Здесь не римское деление времени ночи на стражи, а семитское, когда ночь и день по отдельности делились на часы. Первый час но­чи начинался с заходом солнца, т. е. в шесть часов вечера. Восемь ча­сов, таким образом, соответствуют нашим двум часам ночи. Сирий­ские тексты подтверждают, что у христиан-сирийцев долгое время сохранялась традиция ночного крещения, восходящая к первоначаль­ному христианству. Это связано с тем, что предание, зафиксирован­ное в «Апостольских постановлениях», называет временем крещения Иисуса Христа десять часов вечера, т. е. четыре часа ночи.

[XXVII] Здесь нашел отражение древний обряд, принятый в сирийской церковной практике, когда ритуал миропомазания предшествовал по­гружению крещаемого в воду. Сирийские тексты дают два вида до- крещального помазания — головы и всего тела, причем первый явля­ется наиболее древним.

[XXVIII] Использование в христианской литературе терминологии и сим­волики свадебного обряда в связи с крещением восходит, видимо, к Ин. 3:29, где Иоанн Креститель называет себя «другом жениха» — Христа. Соотношение свадебной символики с крещением, лишь на­меченное в канонических текстах, получило дальнейшее развитие в сирийской литературе, особенно поэтической.

[XXIX] Т. е. до одиннадцати часов дня.

[XXX] Миля — римская миля, мера длины, используемая в Новом За­вете (1,48 км).

[XXXI] Христианская заповедь любви к ближнему в древности реализо­вывалась участием христиан в совместных трапезах любви — агапах. Этот обычай совместной трапезы восходит к еврейскому, а для хрис­тиан он приобретал особый смысл в связи с обстоятельствами Тайной вечери. В Новом Завете такая агапа совмещалась с Евхаристией.

[XXXII] Мера веса, римский фунт, равный 12 унциям.

[XXXIII] Т. е. в понедельник.

[34] Упоминание об Антиохии выдает в авторе текста сирийца. Пер­вый исторически засвидетельствованный епископ Эдессы Палут по­лучил рукоположение от Серапиона Антиохийского.

[35] Моисей умер в возрасте 120 лет (Втор. 34:7), однако он не был погребен на горе Нево (Втор. 34:6: «И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня»). На горе Нево Моисей обозревал «обетован­ную землю», которую показал ему Господь. Христианская традиция дает название Джебель Нева горе, которая расположена немногим более 12 км к западу от северной оконечности Мертвого моря.

[XXXVI] Начиная с этого момента «я» проповеди Симона Кифы перехо­дит в «мы», когда он говорит от лица всех апостолов, своих единомы­шленников.

[37] Азот, город, известный в Ветхом Завете под названием Аш­дод, был расположен примерно в 29 км к северо-востоку от Газы. Он являлся одним из главных портов и укрепленных пунктов фи­листимлян, его достопримечательностью был храм бога Дагона (см. 1 Цар. 5).

[38] Т. е. по-латински.

[39] Средняя скорость корабля в римское время при благоприятных условиях составляла 4—5 узлов в час, т. е. около 9,25 км. Известно, например, из сообщения Иосифа Флавия, что письмо императора Гая к Петронию в Иудее было доставлено к месту назначения из-за штор­мовой погоды только через 3 месяца. Императорская сухопутная поч­та двигалась со средней скоростью 5 римских миль в час.

[40] Аман — злодей из библейской книги «Есфирь», задумавший истре­бить евреев, так как один из них, Мардохай, не захотел ему кланяться.

[41] Масьюна — сирийская мера длины. Слово заимствовано из ла­тинского языка, где mansio означает «место ночлега, привала, оста­новки». Это расстояние равно однодневному переходу. Таким обра­зом, Филипп и его спутники за один день проделали путешествие, рассчитанное на 75 переходов.

[42] Устройство космоса, всех земных и небесных явлений, которые, будучи созданы Богом, существуют благодаря ангельскому правле­нию, — излюбленная тема эсхатологической литературы. Из сочине­ний такого рода наиболее известна и распространена в христианском мире «Книга Еноха праведного».

[43] Фасции — в Римском государстве пучки прутьев с топором в се­редине — знак достоинства верховной власти, обычно консульской. Облеченный фасциями — это человек, занимающий высокий госу­дарственный пост.

[44] Знамение — сокращенное сирийское выражение «знамение спа­сения», под которым имелось в виду крещение.

[45] Ср. 1 Кор 6:1; Мф 5:40. Христианин не может употребить наси­лие или обратиться к языческому суду.

[46] Неизвестно, кому принадлежит это темное изречение. Смысл всего места таков: блажен дающий по заповеди, только что приведен­ной, т. е. дающий всякому просящему; такой человек неповинен и в том случае, если он дает недостойному, ибо лучше давать без колеба­ния, но также позволяется руководствоваться тем правилом, чтобы давать милостыню с разбором.

[47] Ср. Второз. 18:10. Разумеются очистительные жертвоприноше­ния и заклинания против болезней.

Апокрифы

[48] Выражение «в духе» означает по наитию свыше. Пророки име­ли обычаи устраивать на средства христиан трапезу для бедных.

[49] Пребывшие в вере будут прокляты антихристом, и это самое проклятие спасет их.

[L] Т. е. между 375—385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской империи; Феодосий правил Восточной Римской империей в 373—395 гг.).

[LI] Буквально следовало бы перевести примерно так: «на что похож, какой вид имеет их исход из мира».

[LII] Т. е. прибыла на небо. О ее «прибытии» туда более подробно рассказывает сирийская версия апокрифа.

[LIII] Ангел Темелух упоминается в Откровении Петра (26). Темелух (греч.) — «заботящийся».

[LIV] Стадий — мера длины, равная 177,6 м.

[LV] «Аллилуия» действительно означает хвалу Богу. Что касается соответствия этому слову в еврейском, должно быть, имеется в виду поздний язык евреев — арамейский. Так или иначе, сказанное пред­стает в сильно искаженном виде.

[LVI] Главы 34—36 (казни священнослужителей) — ср. Откровение Бо­городицы, 15—16. Пресвитерами в евангельские и апостольские времена иногда назывались священники — пресвитеры (Деян. 14:23), еписко­пы, сами апостолы (1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) — без строгого различия. По­зднее это наименование закрепилось за лицами второй степени церков­ной иерархии, получавшими власть через рукоположение от епископов.

[LVII] Обрыв текста. На беседе Павла с Илией заканчиваются почти все известные рукописи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: