Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект 3 глава




Аксиома. Цепочки добавленной стоимости экосистемы подчиняются алгоритму развития высших их звеньев и соответствующей организационной культуре, ценностям.

Аксиома. Достраиваемые цепочки добавленной стоимости экосистемы указывают общий вектор ее движения и направления открытости.

Аксиома. Кластерная и политическая самоорганизация, в процессе которой обновляются элиты, предполагает высокий уровень местного самоуправления.

Аксиома. Обновление конкурентных преимуществ предполагает обновление региональных элит. Ротация региональных элит определяется динамикой бизнес-процессов, создающих КП.

Конкурентоспособность отдельной компании выходит за ее пределы в определенную экосистему. Это требует от компании разработки соответствующей стратегии поведения в рамках данной экосистемы, стратегического плана и программ развития. Данный процесс имеет глобальный контекст. Качество продукта – относительное понятие, сориентированное на международные эталоны операционной деятельности, мировые стандарты, дорожные карты мировых компаний. Их нужно использовать в данной экосистеме. Последняя в большинстве случаев имеет международный характер, поэтому целесообразно проведение систематического мониторинга правил ведения бизнеса.

Джеймс Мур («Смерть конкуренции: лидерство и стратегия в век деловых систем») рассматривает компанию как дискретную часть сетевых экосистем. Поскольку конкурентные преимущества организаций в данной экосистеме глубоко интегрированы, конкуренция как целостный процесс осуществляется между экосистемами. Позиционирование компании связано прежде всего с выбором экосистемы и определением в ней своего места.

Современные экосистемы – ахиллесова пята российской экономики. Экосистема формирует нацеленные на конкретные межотраслевые взаимодействия рынки поставщиков и потребителей, цепочки добавленной стоимости, создающие единый производственный цикл, соответствующую инфраструктуру, информационные, инвестиционные и инновационные институты, системы логистики, рынок труда с соответствующими компетенциями и опытом. Производитель, вошедший в экосистему, находит там оборудование, сырье и материалы, персонал. Экосистема – это уже сформированные разнообразные модели связности и инфраструктура связности, профессиональные, проектные, финансовые истории (что повышает доверие, снижает риски). Трансакционные издержки здесь ниже, чем в хаотической среде. Институциональные процессы и стоящие за ними нормы, правила позволяют воспользоваться схемами аутсорсинга. Российская экономика, лишенная всего этого, обречена на неконкурентоспособность, сырьевую ориентацию. Так, российские производители обуви, создавая свои мощности в Китае, отмечают отсутствие технологического обеспечения, обученного персонала, практически всех составляющих производственного цикла. Даже при более дорогой китайской рабочей силе они не имеют возможности конкурентоспособного возвращению в Россию. Те региона, которые увидят в этом стратегические процессы и сформируют соответствующие стратегии и системы их реализации, окажутся точками роста федерального уровня.

Аксиома. Позиционирование в экосистеме предполагает выявление лидеров и выстраивание с ним особых отношений.

Примером успешного сетевого лидерства является Apple, ведущая мировая компания по капитализации (2015-16 годы). Работающая как сетевая организация, Apple создало сетевое ядро глобальной экосистемы, поместив в него такие взаимосвязанные продукты, как компьютеры, планшеты, смартфоны, услуги, аксессуары.

Чуткость к местным рынкам и высокая скорость реагирования отдельных компаний на действия местных конкурентов и проблемы местных потребителей предполагают их децентрализацию, выстраивание сетевых организационных процессов в рамках региональных экосистем. Наличие множества иерархических уровней затрудняет данную реактивность, и компания утрачивает конкурентные позиции на региональных рынках. Процессы регионализации организационных структур и стратегических бизнес-процессов развиваются непрерывно, сопровождаются использование разнообразных организационных инноваций.

Аксиома. Конкурентоспособность компании зависит от умения ее встраиваться в региональную экосистему, создавать в ней сетевые связи.

Аксиома. Встраивание в экосистему – это, прежде всего, умения формировать сетевые отношения с покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, инжиниринговыми компаниями, инновационными организациями. Центром притяжения таких отношений являются сильные стороны организации, ее фундаментальные компетенции.

Подобно тому, как проектная группа эффективна при условии умения взаимодействовать представителей разных профессий и специальностей, исследовательских и инновационных направлений, современная компания состоятельна, если она выстраивает гибкие, многомерные отношения с акторами экосистемы.

Экосистема включает в себя контур цепочек добавленной стоимости и соответствующих информационных и инновационных потоков и коммуникаций, выстроенный покупателями, поставщиками, партнерами, конкурентами и дистрибьюторами, которые извлекают взаимные выгоды, поддерживающие и усиливающие их конкурентные преимущества.

В современной экосистеме выстраиваются отношения многомерной динамичной связности в потоках создания ценностей цепочек ДС или их узлов. Динамическая сущность экосистемы выражена высокой скоростью проектных действий. Экосистема является матрицей проектов, в частности стратегических, открывающих окна возможностей. Стратегический менеджмент в экосистеме предполагает тесную связность лидеров проектов, выстраивание стратегических коммуникаций между ними. Связность здесь имеет технологическую, стратегическую, инвестиционную, информационную, сервисную составляющие.

Аксиома. В сетевой экосистеме, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо не только выстраивать эффективно работающую внутреннюю организационную среду, но выстраивать внешние сетевые отношения.

Аксиома. Если компании федерального или мирового уровня не выстраивают с региональными экосистемами сетевые отношения, особенно инновационные, это может оказывать на региональную экономику разрушительное воздействие, подавлять точки роста, отрицательно влиять на проектную деятельность местных бизнес-элит. Это создает условия для местного экономического сепаратизма.

Дж. Конингс, исследуя рынки Болгарии, Румынии и Польши, и построив модель зависимости объемов отраслевого производства от доли участия иностранного капитала в исследуемой отрасли, зафиксировал наличие статистически значимой обратной связи. [17]

Аксиома. Динамика основных параметров развития организации во многом определяется характером развития экосистемы, в которую она входит, отношениями компании с «точками роста» экосистемы.

КП сетевой организации динамичны и являются результатом вхождения в окна возможностей. Последнее предполагает поддержку лидеров трансформации и их инициатив, направленных на перемены. Питер Сенге дает ряд советов, как устранить факторы, блокирующие рост: «…если в отношениях с другими людьми все время возникают проблемы, проводи с ними больше времени и будь бережнее к этим отношениям; если сотрудники чувствуют себя неудовлетворенными, продолжай выдвигать молодых, чтобы они были довольны; если в освоении новой продукции возникают сбои, запуская в работу больше проектов, чтобы компенсировать неудачу с застрявшими; энергичнее отстаивай инициативы, направленные на перемены». [18]

Организация, входящая в сеть, чтобы войти в пространство сетевых КП, вынуждена адаптировать к нему необходимые активы и компетенции. Сетевая интеграция является стратегической ценностью.

Аксиома. Для инновационной компании экосистема создает определенную стабильность во внешней сложной и динамической среде, снижая стоимость инновационных трансакционных издержек. Динамическая среда глобальной экономики требует от экосистемы и ее участников непрерывного развития органической структуры, многообразия самоорганизующихся проектных групп, инициатив и обновляющегося лидерства. Сложность внешней среды, уникальность бизнес-процессов, нестереотипность управленческих решений требуют децентрализации и дебюрократизации, фокусирование управленческих функций на проектных проблемах.

Джордж Сток, Филипп Эванс и Лоренс Шулман отмечают перестройку конкурентных процессов. «Конкуренция становится менее похожей на шахматы и больше на интерактивную видеоигру». [19]

Аксиома. Устойчивые конкурентные преимущества являются комбинацией дискретных конкурентных преимуществ отдельных организаций. Это связано, что современный инновационный процесс приобрел новый масштаб и динамику и способен поддерживать свой потенциал на основе интеграции частных инновационных процессов.

Аксиома. Конкурентные отношения – это конкуренция экосистем и отдельных ее звеньев. Процессы формирования новых конкурентных преимуществ подталкивают к сотрудничеству конкурентов. В экосистеме создаются ареалы, в которых организации конкурируют и ареалы, в которых они же сотрудничают.

Аксиома. Сетевые экосистемы, не ослабляя конкуренции, на первый план выводят партнерские отношения и отношения сетевой связности, формирующие конкурентные преимущества. В результате формируются инновационные петли взаимного усиления, которые могут стать петлями ограничения для тех, кто остался за пределами сети. Сетевые взаимодействия – это основа самосохранения.

В сетевом взаимодействии происходит формирование новых компетенций и соответствующих лидеров. Речь идет прежде всего о существенном омолаживании элит. Именно подростки в 1970-е годы разработали первые микрокомпьютеры, воспользовавшись сборкой различных инноваций.

Конкуренция – это борьба технологий, инициатив, организационных инноваций. Прежде всего – это борьба за потребителя.

Экосистема как созвездие конфигураций

Аксиома. Гибкость сетевых экосистем определяется наличие в ней множества конфигураций и потенциальными возможностями формирования новых.

Аксиома. Переведение новых элементов структуры региональной экономики в новый масштаб производится за счет рекомбинации ее экосистем, формированием новых конфигураций.

Аксиома. Инновационные сети часто перестраивают свою конфигурацию в зависимости от появления новых инновационных проектов, вытягивая целый их сетевой кластер.

Аксиома. Конкурентные преимущества организаций во многом определяются наличием компетенций, позволяющих ей вписаться в новые конфигурации и участвовать в их развитии.

Экономическое равновесие в многомерной экосистеме представлено балансом конкурирующих сил, конкурентных преимуществ, представленных в различных конфигурациях.

Аксиома. Конкурентные преимущества региональной экономики не равны сумме конкурентных преимуществ отдельных организаций, они отражают характер баланса конфигураций, уровень диверсификации, способностью отдельных конкурентных преимуществ усиливать друг друга.

Аксиома. Уровень диверсификации сетевой региональной экономики связно не только с разнообразием цепочек добавленной стоимости, но и наличием разнообразных конфигураций отдельных региональных экосистем.

Аксиома. Региональный менеджмент не должен нарушать баланса конкурирующих сил, соответствующих конфигураций.

Инжиниринговый пояс региональной экосистемы

Аксиома. Связи между инжиниринговыми организациями и их подрядчиками имеют сетевую природу.

Аксиома. Сотрудничество «инжиниринговая организация – подрядчик» имеет сетевой формат, если происходит интеграция их компетенций.

Аксиома. Основой инжиниринговых систем являются процессы интеграции. Базовым процессом здесь является интеграция проектирования и строительства.

Появление инжинирингового пояса региональной экосистемы предполагает наличие определенной критической массы ее ресурсов и высокой степени открытости. Регионы, не имеющие развитой сети инжиниринговых компаний, используют иижиниринговые услуги мегарегиона, в который они входят.

Аксиома. Инжиниринговые системы региона участвуют в формировании новых цепочек добавленной стоимости и являются инфраструктурой драйвера роста региона.

Аксиома. Инжиниринговые системы индустриального региона имеют отраслевую направленность, инновационного – межотраслевую.

Аксиома. Наличие полной линейки инжиниринговых работ (от изыскательных, проектных и согласовательных до строительных) в регионе свидетельствует о его высокой конкурентоспособности.

Полная линейка инжиниринговых работ может быть сосредоточена в одной компании (ECP-контракты) или рассредоточена по цепочке компаний, выполняющие специализированные инжиниринговые функции. На ранней стадии развития инжиниринговой системы региона организация-заказчик сама выстраивает инжиниринговую цепочку, формируя скоординированный портфель заказов между элементами линейки инжиниринговых работ (готовые технические задания). Отсутствие должного разделения труда «заказчик-подрядчик» здесь создает проблемы для бизнес-процесса формирования новой цепочки ДС региона.

В российской экономике инжиниринг является ахиллесовой пятой. Его неразвитость мешает запуску драйверов роста всех региональных экономик. Это также негативно отражается на процессах развития ТПК, погружая их в атмосферу долгостроя, и кластеров, создавая непреодолимые препятствия кластерообразования. Крупных независимых инжиниринговых компаний у нас крайне мало – эксперты называют десятки, тогда как в США или Германии таковых десятки тысяч. При этом круг все время сужается. После каждой крупной стройки в России возникают компании банкроты. [20]

Устойчивость конкурентных преимуществ и жизненный цикл экономической системы

Аксиома. Устойчивость конкурентных преимуществ относительна и поддерживается драйверами роста, развивающими цепочки добавленной стоимости.

Аксиома. Драйверы экономического роста на разных этапах жизненного цикла экономической системы качественно различны и поддерживаются инфраструктурой, учитывающей специфику этапа.

Аксиома. Устойчивость конкурентных преимуществ, создаваемых различными СБЕ, возможна лишь в меняющемся пакете/портфеле частных конкурентных преимуществ. Частные конкурентные преимущества в большинстве случаев являются преходящими.

Аксиома. Признаком устойчивости конкурентных преимуществ экономической системы является высокий дух предпринимательства, предпринимательской активности, привносящей разнообразие, инициатив, инноваций и соответствующих продуктов во внутреннее и внешне пространство организации. Снижение качества инвестиционной инициативы – признак исчерпания потенциала развития, утраты драйверов высокого качества.

Аксиома. По мере взросления организация утрачивает дух предпринимательства, поскольку движется «по накатанной колее», обрастает функциями и устойчивыми внешними связями. Чтобы вернуть дух предпринимательства и продлить жизненный цикл организации, необходимо, во-первых, осознание этой проблемы, во-вторых, усиление ротации и омоложение топ-менеджеров, привлечение инициативных кадров и создание предпринимательски ориентированной мотивационной сферы.

Для развития духа предпринимательства необходима дальнейшая децентрализация и развитие сетевых предпринимательских отношений.

Аксиома. Драйверы инновационного характера функционируют как сетевые системы. Снижение качества сетевых процессов подрывает их основу.

Аксиома. Снижение качества сетевых связей проявляется в ухудшении качества обратных связей и коммуникаций их поддерживающих. Последнее приводит к ухудшению качества видения, что затрудняет позиционирование.

Аксиома. Наличие меняющихся драйверов роста позволяет экономической системе продлевать первые фазы жизненного цикла до бесконечности. Управление изменениями в этом случае нацелено, прежде всего, на развитие драйверов.

Аксиома. Сбои в работе драйверов приводят к ретроспективной «организации». Ее признаком является «порядок ради порядка», ограничивающий многомерность неформальных отношений, необходимую для открытия окон возможностей.

Аксиома. Если драйверы роста не связаны с открытие окон возможностей, экономическая система ведома новаторами-первопроходцами. В этом случае рационально устанавливать сетевые связи с лидерами, которые открывают окна возможностей. Именно этот сетевой контакт позволит создать устойчивые конкурентные преимущества.

Аксиома. По мере старения организации происходит переключения с управления изменениями к управлению стандартами. Сетевые связи рутинизируются, централизуются и заменяются вертикальными.

Аксиома. По мере старения организации усиливаются процессы дезинтеграции, разрушающие синергию сетевого взаимодействия.

Аксиома. Утрата устойчивых конкурентных преимуществ экономической системы сопровождается обесточиванием процессов, поддерживающих ее целостность. В результате формируются искусственные структуры, пытающие решить эту проблему. Это еще более разделяет систему на части, инерционно функционирующие. Все силы системы бросаются на борьбу с данной инерцией, внешние контакты все более ограничиваются. Система становится интровертной.

Аксиома. По мере старения организации/экосистемы усиливаются позиции менеджеров и специалистов, занимающихся внутренним организационным дизайном. Позиции сотрудников, налаживающих связи с внешней средой, ослабляются. В результате ограничивается разнообразие внешних сетевых взаимодействий. Дух партнерства и стоящая за ним синергия исчезают. Конкурентные преимущества утрачивают свою многомерность. Возраст экосистемы влияет на качество сетевых отношений.

Аксиома. Жизненный цикл диверсифицированной системы многомерен, поскольку является производным от портфеля жизненных циклов продуктов, создаваемых разными СБЕ. Своевременное выявление обесценения частного конкурентного преимущества и отказ от соответствующего устаревшего продукта продлевает жизненный цикл организации.

По словам Риты Макграт, «в мире временного, преходящего преимущества … отказ от использования прежнего преимущества, ничуть не менее важно, чем начало новых действий». [21]

Аксиома. Формирование и вовлечение извне лидеров, обладающих стратегическим видением и способных создать частное конкурентное преимущество, продлевает жизненный цикл организации.

Окна возможностей (ОВ) и жизненный цикл организации

Аксиома. Открытие ОВ организацией значительно продлевает ее жизненный цикл, если на них переориентируются ресурсные потоки.

Аксиома. ОВ, соответствующие новому технологическому укладу, открываются при наличии сетевых отношений и в рамках сетевой организации.

Аксиома. ОВ открываются неожиданно, являются демонстрацией фактора неопределенности. Побеждают те, кто умеет работать с инновационной неопределенностью и создают гибкие системы риск-менеджмента.

Аксиома. ОВ открывает не вся организация, а только ее СБЕ или сплоченная группа единомышленников. «маленькая победа» здесь запускает действие больших сил и стоящих за ними организационных процессов.

Аксиома. ОВ, открываясь, создают пространство перемен и новые технологии управления переменами.

Аксиом. В пространстве перемен при открытии ОВ создается целый пучок конкурентных преимуществ, отрытый для внешней среды. Это создает особый вид партнерства – динамичного и инновационного. Данный процесс создает основу современного кластера.

Конкурентные преимущества в период зрелости: организационный аспект

Аксиома. В период зрелости действует инерция как функций, так и процессов стандартизации и бюрократизации. Расширение сферы безличностных отношений, шаблонных задач сужает пространство предпринимательского инициативного поведения. При достижении определенной критической массы процесс становится необратимым, резко сокращая длительность жизненного цикла организации.

Аксиома. В период зрелости конкурентные преимущества организации формируются и распространяются в предпринимательском поясе.

Аксиома. Централизация организации разрушает пространство предпринимательских инициатив, развивающихся конкурентных преимуществ, повышает структурную инерционность. В результате организация утрачивает возможности развития.

Аксиома. Развитие сетевых отношений на ранних стадиях периода зрелости происходит сверху вниз, поскольку предпринимательская энергетика сконцентрирована в топ-области. Децентрализация, развитие сетевых отношений позволяют состояться волнам предпринимательства, исходящих из вершины организационной пирамиды. В результате формируется предпринимательский организационный слой.

И. Адизес отмечает аналогичный организационный процесс на стадии «Расцвета»: «… когда такая организация децентрализуется, то что происходит с линией, разделяющей Е (Entrepreurial) и А (Administrative)? она смещается вниз, и вчерашним администраторам приходится превращаться в предпринимателей. Другими словами, необходимо преобразовать А в Е.» [22]

Дайверы роста и формирование новых цепочек ДС

Аксиома. Развитие конкурентных преимуществ связано с запуском новых драйверов роста и созданием условий для их работы.

Аксиома. Драйверы роста нацелены на выстраивание или достраивание цепочки добавленной стоимости высокого уровня. В зависимости от этого драйверы бывают эволюционные или революционные. Тип регионального экономического роста определяется характером драйверов и соответствующих процессов достраивания / строительства цепочек добавленной стоимости.

Ф.Перру один из первых пришел к выводу, что формирование региональных полюсов экономического роста осуществляется в ареалах концентрации производств новых товаров и услуг. В данных ареалах запускаются механизмы технологической и организационной модернизации уже имеющихся цепочек высокой ДС. Характер данной модернизации определяется уровнем и качеством ДС. Данный процесс синхронно развивается на разных цепочках ДС, начиная от низкого сырьевого уровня, заканчивая индустриальными и инновационными. Несостоятельность региональных полюсов роста приводит к усилению производств нижнего передела и кризису индустриального и инновационного пояса региональной экосистемы. В результате усиливается сырьевая ориентация экономики и стоящих за ней социальных и политических институтов. Если региональные полюса роста успешно заработали, регион наполняется динамикой, появляются новые прогрессивные институты развития. Особо успешно это происходит в агломеративной среде, имеющей инфраструктуру и коммуникации, позволяющие синхронизировать процессы изменений и создать эффект резонанса изменений (без которого полюс роста невозможен).

Аксиома. Драйверы роста успешно работают, если атомистичные проектные группы превращаются в компании газели. Данный бизнес-процесс является стратегическим и и представлен конкретными сетевыми комбинациями.

Аксиома. Компании-газели, находящиеся в ареале драйвера роста, появляются вследствие успешной работы определенных проектных групп, СБЕ, формирующих рыночную нишу с огромным потенциалом роста. Если инфраструктура, работающая на эффект масштаба работает как в компании, так и регионе, данный процесс притягивает к себе траектории движения инвесторов, партнеров. Данное участие в формировании драйверов роста обеспечивает им статус стратегически действующего лица. Соответствующие проекты являются объектом новых институтов регионального развития.

Инфраструктура драйверов роста нацелена на создание благоприятных условий формирования цепочек более высокой ДС. Например, территории опережающего развития (ТОР). Большинство российских ТОР имеет формальный характер и не формируют новые цепочки ДС. Анализ данных, которые учитываются при создании ТОР, выявляет возможности формирования новых цепочек ДС и целесообразность конкретных мер. Здесь важно учитывать имеющиеся цепочки ДС, объем инвестиций и потенциальных инвесторов, географическое положение, состояние рынков, в частности финансовых.

Эффективны каталитический и поддерживающий типы кластерной политики, активизирующие сетевые процессы самоорганизации. Так, поощрение связности акторов формирующегося кластера, ее финансовая поддержка, маркетинговые и образовательные услуги, нацелены на формирование новых цепочек более высокой ДС.

К инфраструктуре поддержки драйверов роста относятся центра кластерного развития, гранты для кластерных образований; технопарки, бизнес-инкубаторы, ОЭЗ, платформы развития контрактных отношений. Инструментами развития цепочек более высокой ДС являются субсидии в целях возмещения затрат, микрофинансирование малого бизнеса, налоговое стимулирование, денежно-кредитная и финансовая поддержка, венчурный капитал.

Связность как конкурентное преимущество

Аксиома. Способ интеграции нематериальных активов, их связность, ведомая стратегическими инициативами, и соответствующая их конфигурация являются конкурентным преимуществом как организации, так и экосистемы.

Аксиома. в открытой организации центры связности внутренних активов находятся на границе с внешней средой, что обеспечивает переход связности внутренних нематериальных активов с внешними.

Аксиома. Копировать интеграционные процессы и стоящие за ними конфигурации активов невозможно. Это обеспечивает устойчивость конкурентных преимуществ сетевой организации.

Аксиома. Ценность определенного актива определяется его метом и ролью в конфигурации активов. Организационный дизайн бизнес-процессов влияет на ценность активов.

Аксиома. В сетевой организации бизнес-процессы эффективно работают в определенном организационном контуре, обеспечивающим пространственные позиции и масштаб их связности с другими бизнес-процессами.

Кластеры как сетевые экосистемы

Э.Маркусен выделяет кластеры с доминирующими вертикально интегрированными предприятиями и кластеры с гибкими горизонтальными сетевыми связями. [23]

Основу второго типа кластеров может составлять как традиционные исторические связи, так и когнитивная связность. Кластеры могут развиваться только в развитой институциональной среде.

В кластерах второго типа формируются сетевые конкурентные преимущества. Этот процесс развивается в особых точках действия пространственных аттракторов, появляющихся в среде высокого уровня многомерности отношений. Здесь само разнообразие конфигурации сетевых потоков информации, компетенций и технологий является конкурентным преимуществом. Это связано с тем, что интенсивный обмен креативными продуктами порождает новое информационное саморазвивающееся поле. В различных областях обмена результат различный. Аналогичное происходит и с инвестиционными процессами. Одни инвестиционные потоки генерируют другие (самоиндукция). Совокупность данных потоков образуют инвестиционный контур, способный к самовоспроизводству и формированию соответствующих инструментов, вытесняющих традиционные монетарные транзакции. Само понятие конкурентного преимущества существенно модифицируется. Оно теперь рассматривается как пространственно-креативный контур.

Ядром кластера являются R&D- подразделения компаний, формирующих основной его технологический пояс. R&D эффективно функционируют в потоке непосредственных, живых контактов с промышленностью. Точки локализации промышленности притягивают к себе R&D. Среда, насыщенная R&D, вызывает синергетические эффекты, реализующиеся в сетевых формах. Сети, привязанные к точкам географического пространства, - основа процесса кластерообразования.

Качество нематериальных активов определяет конкурентные преимущества организаций в инновационной экономике. Нематериальные активы различных компаний связаны. Такая связность проецируется на интеграцию конкурентных преимуществ организаций и формирование единого кластерного пространства конкурентных преимуществ.

Аксиома. Чем выше уровень конкурентных преимуществ организации, тем она более предрасположена к сетевому взаимодействию. Последнее позволяет ей поддерживать конкурентный потенциал, сохранять и преумножать ценность материальных активов в процессе их непрерывного сложного движения в кластерном пространстве.

Кластер создает условия для многообразных партнерских отношений. Напомним, что присутствие связей и взаимодействий между участниками кластера является важнейшей исходной предпосылкой его формирования и функционирования. Наличие постоянно развивающихся, обновляющихся многообразных неповторимых связей является предпосылкой обновления интерспецифических ресурсов организаций, входящих в кластер. Имея множество креативных, информационных, инновационных самоорганизующихся явных и неявных контуров, он обладает многообразными потенциальными возможностями. В зависимости от преобладания явных или неявных контуров мы имеем дело с классическим или виртуальны, многомерным кластером. Классический кластер имеет организационное ядро, виртуальный – несколько платформ. В классическом кластере основой сетевого взаимодействия является устойчивый технологический перекресток. В виртуальном – сеть движущихся перекрестков движущихся технологий.

Для исследования сетевых кластерных процессов используются аналитические утилиты ArcGIS, пакеты интегрированных программных продуктов для построения полноценной геоинформационной системы и специализированный пакет анализа сетей UNISET. [24], [25]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: