Аксиома. В инновационной экономике конкурентные преимущества формируются в глобальных инновационных сетях, представленных как крупными частными технологическими компаниями, так и мелкими и средними по масштабу инновационными чемпионами. Признаком отсутствия конкурентных преимуществ здесь является отсутствие игроков, представленных в таких сетях. Для страны, – это крупные частные НТ компании, региона – средние и крупные НТ компании – НТ стратегические бизнес-единицы, венчурные маркетинговые организации.
Аксиома. Формирование конкурентных преимуществ нового уровня предполагает наличие трехуровневой системы выращивания инновационных технологических чемпионов (страны, региона, компании). Каждый уровень имеет свою специфику и технологию. Страна должна уметь выращивать глобальную технологическую компанию.
Российская Федерация не имеет ни одной технологической компании глобального уровня. Ни одна из российских технологий не сформировала мировую отрасль. Это стратегическая проблема РФ и нужно ее анализировать.
В условиях высокой централизации российской экономики экономические ресурсы перераспределяются в пользу федеральных игроков. В результате крупнейшие компании федерального/национального уровня располагают основными финансовыми средствами и административным ресурсом. Региональные компании, испытывая острый дефицит ликвидности и административное давление не в состоянии набрать критическую массу для самоорганизации кластеров. Следствием этого является утрата конкурентных преимущества. Федеральные проекты не в состоянии инициировать точки роста, ареалы самоорганизации и инновационного действия. Как показывает олимпиада, наоборот, многие региональные игроки, задействованные в создании олимпийских объектов, оказались банкротами.
|
Обесточивание регионов осуществляется с помощью сверхцентрализации налогово-бюджетной системы и ручного управления ею «избранными». Москва, где зарегистрированы головные офисы большинства крупнейших корпораций страны, перераспределяет в свою пользу огромное количество региональных финансовых ресурсов. Это лишает возможности региональным элитам инициировать инвестиционные проекты, создающие конкурентный потенциал регионов. Москва же, по мнению экспертов, ничего не производит, являясь центром трансферта финансовых ресурсов страны в зарубежные фонды.
Аксиома. КП региона формируются в процессе реализации стратегических проектов, выстраивания стратегических процессов. Это происходит в процессе самоорганизации, налаживания горизонтальных контрактов стратегических действующих лиц.
Аксиома. Стратегические проекты успешно реализуются в пространстве особой экосистемы. Если оно получает особый статус, благоприятствующий стратегическим горизонтальным связям, конкурентные преимущества формируются на более качественно высоком уровне.
Аксиома. В секторе В2В переход от одних сложных технологических проектов к другим предполагает изменение организационной структуры. Наиболее быстро данный процесс происходит в сетевой экосистеме, где структурный контур формирования ценности выходит за пределы отдельной компании и имеет форму меняющейся матрицы связных ячеек сетевого пространства. Жесткие структуры сдерживают развитие данных экосистем и утрачивают конкурентные позиции. Организационный приоритет структуры уступает место процессу. Оптимизация пропорций элементов цепочки создания новых технологических продуктов осуществляется в процессе взаимного согласования, появления координационных сигналов, исходящих от технологических лидеров данной экосистемы.
|
Реиндустриализация и региональные фонды развития промышленности
В 2015 г. предприняты первые шаги в создании сети региональных фондов развития промышленности. В 2018 г. их насчитывалось более 50. Их учредителями являются региональные, местные власти.
Аксиома. Формирование индустриальных ТПК с инновационными ядрами в цифровом формате осуществляется как региональный процесс, осуществляемы при поддержке особых институтов федерального центра (Фонд развития промышленности и т.п.). Последние не усиливают ресурсные потоки макрорегионов за счет мезорегионов, а способствуют повышению масштаба инвестиционных и инновационных процессов мезорегиона.
В то же время, федеральный ФРП предоставляет займы промышленным предприятиям 20 видов промышленной деятельности на 20-30 млрд. руб. Это не способно создать необходимую критическую массу запуска стратегических процессов в условиях крайней изношенности основных производственных фондов и отсталой организации. Региональные ФРП предоставляют займы не более 100 миллионов рублей. Если федеральный ФРП проявляет интерес к проектам, он участвует в их софинансировании. Поскольку абсолютное большинство регионов дотационны и неконкурентоспособны в промышленности, такая мера оптимальна. Перед регионом открывается возможность поддержки большого количества разнообразных промышленных проектов. В то же время, ФРП предоставляют реальную поддержку проектов прежде всего регионам-рецепиентам (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, ленинградская область, Свердловская область, Татарстан). Это еще более усиливает дифференциацию промышленно развитых и неразвитых регионов. Для преодоления разрыва целесообразно выделение особого направления – поддержки промышленных проектов регионов-доноров. Оптимально, если ФРП будет работать совместно с институтами инфраструктурной, инвестиционной, финансовой, инновационной поддержки для создания условий реиндустриализации в промышленно отсталых регионах.
|
Переходный период: от дивизиональных механистичных структур к матричным органическим процессам
Аксиома. Управление структурой и управление процессом - трудносопоставимы.
Аксиома. Переходный период от управления структурой к управлению процессами происходит не в эволюционной, а революционной форме. Эволюционный подход предполагает наличие элементов прошлого и будущего. В данном случае это невозможно, поскольку данный переход преумножает потенциал бюрократической организации (управление процессом связано с особым документооборотом), подавляет органические сетевые процессы и возвращает ее в прошлое. Организация, чтобы сохранить себя, вынуждена управлять изменениями в форме катастрофы.
Аксиома. Наиболее распространенным способом перехода к органическим матричным организационным системам является конкурентная борьба, расчищающая место матричным структурам, которые развиваются с нуля. Наличие политических и экономических барьеров, мешающих данному процессу, разрушают основу конкурентных преимуществ региона/страны.
Аксиома. Переход к управлению процессами сразу же на первый план выводит управление инновационными процессами. Это предполагает превентивное развитие региональной диверсифицированной инновационной инфраструктуры, разработку дорожной карты инновационного стратегического действия.
Переход от механистических систем к органическим предполагает создание и расширение ареалов самоорганизации. Последнее связано с активизацией среднего организационного звена, отвечающего за проектные инициативы и действия. Как только проектный организационный пояс создан, начинается действие сил комбинации, привносящих организационный хаос, пока не сформированы коалиции и союзы проектных групп.
Конкурентные преимущества инновационного региона
Аксиома. В инновационном регионе стратегические действующие лица являются инновационными организациями, которые вовлекают заметную часть своих ресурсов и частный капитал других компаний в НИОКР. В результате формируются финансовые рынки и соответствующая инфраструктура, обслуживающие пояс НТ.
Аксиома. В инновационном регионе работает институт интеллектуальной собственности, способствующий поддержанию ресурсных потоков в ареалы первопроходцев.
Аксиома. Первопроходцы стремятся создать барьеры, предотвращающие копирование нововведений. Данные механизмы изоляции способствуют вовлечению в орбиту первопроходца других инноваторов. В результате формируется инновационная сеть, частично закрывающая инновационный интерспецифический ресурс для внешней среды.
Аксиома. Чтобы получить внешним инновационным организациям доступ к закрытым интерспецифическим ресурсам инновационной сети, необходимо выстраивать новые сети, в которых конкуренты обмениваются информацией, инновациями. Сетевые отношения приобретают двумерность.
Аксиома. КП инновационного региона имеют динамический характер. Данные динамические процессы двумерны. С одной стороны, конкурентные преимущества воспроизводятся и трансформируются в потоке инновационного действия, связанного и интерспецифическими ресурсами стратегических действующих лиц. С другой – динамический поток характерен и для масштабных экосистем, кластеров, рождающих новые потоковые состояния.
Аксиома. КП инновационного региона связаны с наличием коммуникаций, ускоряющих ход событий («сверхтекучесть»). Выигрыш во времени, перестройка структуры временных потоков, формирование новых временных потоков – то, что активизирует КП разного уровня, разной степени устойчивости.
Аксиома. Вмененные издержки по-разному оцениваются в различных временных потоках. Приоритет выбора, формирование критериев выбора из множества альтернатив долгосрочных и краткосрочных выгод при успешном стратегическом менеджменте региона смещаются в направлении формировании новых временных потоков.
Аксиома. Качество рынка труда инновационного региона определяется наличием специалистов, способных работать со сложными софтами, в частности инженерного профиля.
Инновационный регион состоятелен только при наличии опытных корпоративных и региональных инновационных менеджеров. С этим в российских регионах большие проблемы. «Сибур технологии» в течении года поиска в РФ не нашел ни одного квалифицированного менеджера инновационных проектов. Победители олимпиад, выпускники профильных вузов, участники конференций оказались несостоятельны.
Аксиома. Важнейшими показателями эффективности инновационного региона является удельный вес его НТ-продукции в продукции региональной обрабатывающей промышленности и услуг, а также параметры инновационной активности региональных организаций.
Аксиома. Количественные параметры эффективности инновационного региона должны дополняться качественными экспертными оценками.
Инновационные лидеры как генераторы КП
В инновационной организации конкурентные преимущества формируются в процессе объединения инновационного потенциала сотрудников в единое целое. Это зависит от способностей лидеров выстраивать сети инновационных отношений, активизировать сетевые инновационные процессы, направить их в нужное русло. Инновационные лидеры подтверждают свой статус, реально входя во внешние инновационные ассоциации, глобальные инновационные сети.
Аксиома. Инновационные лидеры механистичной экономики создают инновационные структуры, органической – формируют инновационную связность, инновационные процессы и организационные контуры их перекрестков.
Аксиома. Инновационные лидеры работают с новым знанием, формируют уникальные практики на основе интуиции. Успех здесь зависит от создания коммуникаций, передающих понимание актуального и неформальное знание лидера и являющихся основой инновационных процессов.
Аксиома. Сложную по содержанию инновационную деятельность лидер облекает в рамку простой и открытой организационной формы структуры или процесса. Усложнение структуры, препятствующее реализацию лидерских инновационных качеств, возведение структурных барьеров внутри инновационного процесса и между процессами. приводят к замедлению и разрушению инновационных потоков.
Аксиома. Если сетевые процессы способны развивать лидерство как источник конкурентных преимуществ, создавать его преемственность, жизненный цикл организации увеличивается. В этом случае возможно развитие стратегических процессов как долгосрочных.
Аксиома. Сетевое лидерство может быть жестким, подавляющим и мягким, растворяющемся в других инициативах. При уходе жесткого лидера организация не способна воспроизводить конкурентные преимущества. При уходе «мягкого» она благодаря устойчивости творчества, свободе и саморазвитию изобретательности может сохранять и развивать свои конкурентные преимущества.
Аксиома. Организационный дизайн инновационных лидеров производится под сильным влиянием внешней динамичной среда на основе внешней и внутренней оценки инновационного статуса организаций, соответствующих конкурентных преимуществ и лидерских позиций. Стремления удержать лидерские позиции связаны с постоянной ротацией стратегических бизнес-единиц, изменением их статуса и в целом ряде случаев аутсорсингом. Организация выстраивает ближайшее внешнее инновационное окружение таким образом, чтобы активизировать данную ротацию. Таким образом, процесс организационного дизайна инновационных организаций является сетевым.
В течение первых четырех лет работы Джека Уэлча на посту исполнительного директора GE было продано 117 СБЕ (20% активов).
Аксиома. Сетевая организация обладает высоким потенциалом, если лидеры способны создать организационную среду, которая сама формирует новых лидеров. Чтобы лидерство самовоспроизводилось, обновлялось, необходимо, чтобы в нем присутствовали такие лидерские компетенции, как открытость для своей команды и понимание людей.
Аксиома. Потенциал инновационного лидера, который является важным фактором устойчивости конкурентных преимуществ, непосредственно реализуется в малых проектных группах/стратегических бизнес-единицах, далее он усиливается системами инновационного трансфера и новыми инновационными стандартами. Атомизация соответствующих организационных структур позволяет сохранить дух в них предпринимательства, а также убрать барьеры на пути контактов лидера и выстроить простые и эффективно работающие инновационные коммуникации.
Аксиома. Экосистемы, состоящие из инновационных, предпринимательских атомистичных структур, способны не только формировать и развивать собственные драйверы роста, но и экспортировать их во вне, формируя ближайшую конкурентоспособную инновационную среду, в частности кластер.
Аксиома. По мере роста масштаба предпринимательской организации, инновационные лидеры и их ближайшее окружение становятся малыми величинами, утрачивающими свое влияние.
Аксиома. Гигантские бюрократические системы могут некоторое время эксплуатировать инновационные результаты лидерских групп, но по мере создания организационной культуры, противоречащей духу предпринимательства, они утрачивают эту возможность.
Как отметил И. Адизес, «культура стареющих организаций дикует стиль поведения своим лидерам» [34]
Возможны два варианта появления сетевого лидера: его «кристаллизация» в системе горизонтальных связей и появления из внешней среды. В последнем случае он может сформировать собственную инновационную СБЕ и вписаться в существующую, изменив организационную субкультуру.
Аксиома. По мере выполнения инновационной задачи лидер передает инновационные функции другим сотрудникам. Если при этом уменьшается инновационный потенциал, - СБЕ утрачивает конкурентные преимущества.
Аксиома. «По мере того, как организация стареет, … лидер следует за людьми. … Стиль управления в стареющих культурах является следствием, а не причиной поведения организаций».[35]
Конкурентные преимущества сети в глобальной экономике
Формирование и развитие КП в глобальной конкурентной среде предполагает вхождение в информационное пространство определенной экосистемы, открывающее доступ к различным базам данных, экспертным оценкам, пространствам живого знания, совместным инновационным взаимодействиям с различными игроками экосистемы. чем выше качество сетевых информационных и инновационных взаимодействий, тем выше уровень КП.
Аксиома. КП участников сети имеют общий фокус и тесно взаимосвязаны.
Масштаб и сложность современных проблем развития КП требуют сетевого взаимодействия организаций как определенной экосистемы, так и различных экосистем. В самоорганизующейся сети постоянно рождаются и исчезает множество контуров сетевого взаимодействия, сетевой связности, коллективных, проектных действий. Носители КП высокого уровня стремятся к выстраиванию международных сетей, которые управляются сетевым бизнес-менеджментом, имеющем глобальные полномочия. Центральные операционные звенья сети сохраняют свой статус до тех пор, пока ощущают динамику КП других производителей и оперативно реагируют на нее, изменяя технологические ядра сети и перестраивая сетевые процессы.
Конкурентные преимущества региональных сетей
К КП региональных сетей относятся:
- новые формы коммуникаций и сетевых механизмов координации организаций;
- снижение трансакционных издержек за счет устранения посреднических звеньев между контагентами сети и установления многомерных живых связей;
- многообразие форм кооперации, партнерских отношений.
Конкурентные преимущества инновационных сетей имеют прямое отношение к конкурентным преимуществам региона. Переход в новое качественное состояние региона связано с укреплением его положение во внешней среде, новыми экспортными позициями, формированием новых цепочек добавленной стоимости (ДС) на инновационной основе и более высокого уровня конкурентных преимуществ.
Ключевые компетенции современного региона – постоянно меняющиеся комбинации взаимодействующих технологий, навыков и опыта – являются результатом действия конкурентных рыночных сил. Они включают в себя схемы сетевого взаимодействия и инновационного сотрудничества. Ключевые компетенции в процессе их применения (потребления) совершенствуются. И наоборот, их «простой» отрицательно сказывается на их ценности.
Закономерность, Качество конкурентных преимуществ региона и качество развития его конкурентных сил находятся в прямой зависимости. Развивая конкуренцию, регион саморазвивается. Любые барьеры конкурентных отношений создают атмосферу застоя и разрушают конкурентные преимущества.
Ключевые компетенции региона характеризуются:
- ценностью для потребителей;
- уникальностью навыков, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий региона;
- универсальностью
- долговечностью, то есть степенью их защиты от конкурентов стратегических игроков региона;
- устойчивостью - степенью укоренения ключевых компетенций в корпоративной культуре региона. [36]
Аксиома. Ключевые компетенции как компании, так и региона оцениваются внешней средой в ходе конкурентных отношений. Ограничение конкуренции приводит к искаженным оценкам ценности ключевых компетенций.
Аксиома. Компетенции являются лишь одной из основ конкурентоспособности региональных сетей, они должны быть активизированы организационным капталом и спроецированы на многообразные бизнес-процессы.
Аксиома. Формирование конкурентных преимуществ региона предопределено превентивным развитием региональных стратегических бизнес-процессов и стратегических способностей ассоциированного человеческого капитала региона.
Аксиома. Стратегические компетенции региона формируются в стратегических бизнес-единицах компаний, находящихся в региональных точках роста. Данный процесс можно ускорить, сформировав соответствующую инфраструктуру поддержки лидеров бизнеса, носителей компетенций нового поколения.
Конкурентоспособность региона имеет ряд общих аспектов с конкурентоспособностью стратегических действующих лиц, компаний. К ним относятся (по К.К. Прахаланду и Г. Хэмелу): стержневые компетенции, стержневая продукция и конечные товары. [37]
В сетевой экономике технологии развития компетенций являются сетевыми. Чтобы компетенции развивались, необходимо создание площадок их интенсивного взаимодействия. Такими площадками могут быть кластеры, технологические платформы, предпринимательские ассоциации, стратегические альянсы и т.п. Ярким примером сетевого подхода к развитию компетенция является компания NEC, которая являлась одним из мировых лидеров в области полупроводников, телекоммуникационных продуктов и компьютеров. В 1980-90 годах компания заключила более ста стратегических альянсов, направленных на развитие стратегических компетенций. Сеть стратегических альянсов обладала свойствами многомерности. Партнерские связи развивались в направлениях полупроводниковых приборов, производстве компьютеров, мобильных телефонов, телефаксов, сверхбольших интегральных схем и т.д. В то же время, стержневые компетенции данных направлений имели общие точки соприкосновения. Здесь сети компетенций разных компаний и организаций пересекались и интегрировались (микрокластеры), создавались новые сети, рождающие новые компетенции. Наличие многообразных связей мировых лидерских проектных групп привнесло новые качества в понятие стержневой компетенции. Теперь к навыкам и умениям разрабатывать новые технологии и продукты, и их производить добавились увлеченность и преданность делу, ассоциативный опыт. На перекрестках сетей уникальные контакты создают уникальные комбинации компетенций, которые не поддаются копированию, то есть устойчивые конкурентные преимущества. К.К. Прахаланд и Г. Хэмел отмечают, «…стержневые компетенции компании практически невоспроизводимы ее конкурентами, поскольку они представляют собой сложное взаимодействие отдельных индивидуальных технологий и навыков». [38]
Комбинация таких стержневых компетенций в сети также невозможно скопировать внешними организациями. Компетенции выращиваются не в матричных структурах, а в стратегических бизнес-единицах (СБЕ). Поэтому компетенции имеют портфельный характер, по сути комбинационны и предрасположены к сетевому взаимодействию. Сама природа СБЕ предрасполагает к сетевому взаимодействию, поскольку компетенции являются фрагментом мозаики определенной экосистемы. Ядро портфельных компетенций - источник новых возможностей развития.
Сеть стратегических альянсов – это не только явные, формализованные группы, действия, технологии, но и неявные. Здесь неявное лидерство, меняющиеся комбинации лидерских взаимодействий, лидерских инициатив (ассоциативное лидерство) – серьезный актив. Чтобы сохранить позиции, необходимо сохранить явное и неявное ассоциативное лидерство.
Если в регионе система высшего образования оторвана от бизнес-проектов, это затрудняет создание стержневых компетенций. Для решения этой проблемы необходимо приобретение опыта в ходе как непрерывных экспериментов, так и оттачивания рутинных взаимодействий. Стержневые компетенции – это процесс, «форма существования».
Ключевые компетенции позволяют взаимодействовать региону с мировыми игроками как равноправные партнеры, обеспечивают доступ на внешние рынки.
Аксиома. КП инновационного региона, его ключевые инновационные компетенции формируются на перекрестках инновационных потоков, в инновационных кластерах – неравновесных системах, на границе хаотических инновационных состояний. Для субъектов инновационного кластера характерно самопроизвольное изменение поведения.
Закономерность. Основу сетевых инновационных связей составляет соответствие уровня компетенции двух и более сетевых игроков.
Исходным шагом вхождения российской компании «Электрон» в глобальные сети стало создание собственной научно-инженерной школы. Это позволило ей установить «горизонтальные» отношения с глобальной корпорацией. Горизонтальные отношения – это отношения равных уровней. Если один из партнеров специализируется на сборке техники и не имеет R&D-подразделений, то горизонтальные отношения устанавливаются на уровне совместных предприятий по сборке импортной техники. Так, на территории развивающихся стран ТНК передают местному производителю из производственной цепочки конечных продуктов минимальное количество сборочных операций. Самыми прибыльными в глобальной цепочке являются продажа и сервисное обслуживание, поэтому они закрепляются за ТНК. В случае, если один из партнеров имеет R&D, сетевые отношения достигают самой высокой планки определяют уровень и ее работ в данном подразделении. Уровень R&D является технологическим потолком, выше которого ТНК партнерские сетевые отношения, как правило, не устанавливает. Если R&D контрагентов сети способны к фундаментальным технологическим прорывам и работают в одном инновационном пространстве, они формируют устойчивые цепочки горизонтальных отношений. Это – инновационное партнерство полного цикла.
Аксиома. Сетевая комбинация компетенций является ценным ресурсом. Такие комбинации могут включать в себя как превосходство отдельных компетенций, так и их равенство.
Аксиома. Сетевая комбинация компетенций определяет их ценность. «Центр тяжести» отдельных компетенций уходит за пределы отдельных компаний. Это формирует основу сетевых отношений и повышает роль пространственного (регионального) фактора.
Закономерность. Взаимодействия сетевых процессов разработки новых видов продукции и бизнеса создают петли усиления имеющихся конкурентных преимуществ и формирующихся.
Устойчивое сетевое движение КП в петлях усиления поощряет тесные контакты с контрагентами, их информационных полей. Необходимость междисциплинарного, межотраслевого общения в процессе развития явных и неявных знаний, технологий создает основу формирования кластеров.
Закономерность. Сетевая организация (СО) является по сути самоорганизацией равноправных партнеров, самоорганизация характеризуется доминированием неформальных связей и отношений над формальными. Неформальные связи результативны при наличии определенного разнообразия компетенций, знаний, интересов и опыта партнеров.
Закономерность. Наличие неформальных компонентов инновационных взаимосвязей локализует сетевые связи. Соотношение формальных и неформальных технологических связей определяет степень локализации сетевой организации. Формальные связи способствуют межрегиональной, глобальной рассредоточенности инновационной сети.
Закономерность. КП в сетевой глобальной экономике приобретают сетевые свойства. Прежде всего – это качество внешнеэкономических сетевых связей региона. Если определять конкурентные преимущества региона, нужно исходить из количества компаний, способных выходить на уровень партнерства полного цикла. Это – конкурентные преимущества первого уровня. Конкурентные преимущества второго уровня – это когда R&D-подразделения региональных компаний выполняют частные прикладные работы. Конкурентные преимущества третьего уровня – это выполнение функций сборочного звена в глобальной инновационной или индустриальной цепочке добавленной стоимости (ДС). Конкурентные преимущества четвертого уровня – это вхождение в федеральные инновационные или индустриальные сети.
Другой вариант установления горизонтальных отношений с мировыми игроками – это технологический союз с нишевым игроком. Так, компания «Электрон» параллельно с установлением сетевых отношений с GE, Siemens, Philips и Toshiba формировал сетевые связи с компаниями среднего бизнеса (немецкой фирмой малого бизнеса Inter Medical) в целях овладения недостающими компетенциями.
Крупные компании с большим трудом генерируют прорывные технологии, поэтому они приобретают в результате поглощения средних лидеров или небольших инновационных стартапов.
Закономерность. КП региона формируются как в мировых технологических и информационных потоках, так и в контуре региона в виде компетенций межотраслевого, междисциплинарного взаимодействия, умений стыковать технологические потоки и адаптировать их к потребностям регионального развития, умений вести переговоры и формировать сетевые отношения.
Технологический аспект конкурентоспособности привносит объективность, в то же время в органической среде бизнеса конкурентные преимущества имеют персонифицированный характер и связаны с личностью предпринимателя, лидера, их связями, качеством сетевого партнерского взаимодействия. Предпринимательский ресурс в сетевой экономике приобретает сетевые многомерные свойства, новые качества гибкости, мобильности. Это создает возможность формирования таких сетевых бизнес-моделей, которые управляют процессами интеграции различных продуктов в сетевую совокупность, в этом смысле сетевым продуктовым дизайном.
КП имеют финансовую проекцию. Важны компетенции, повышающие капитализацию сетевых компаний. Они формируются в процессе накопления опыта работы контрагентов сети на глобальных финансовых рынках. Так, российская компания Yota Devices, продукция которого заняла первое место на всех престижных профильных международных выставках и фестивалях, не в состоянии создать соответствующий сегмент рынка. Для построения глобальной раскручивающейся сети необходим первоклассный финансовый менеджмент, маркетинговая поддержка, радикальная перестройка операционной деятельности на основе вхождения в глобальные технологические сети. И главное – необходимы большие финансовые ресурсы. Все это превращается в непреодолимые препятствия «выращивания чемпиона».
КП создаются в пространстве насыщенного информационно-технологического обмена, креативного саморазвивающегося производства. Развитие предполагает столкновение разнообразных креативных точек зрения, дискуссию, что возможно при уравновешении прямых и обратных связей. Создание множества петель «прямая - обратная связь» порождает особый контур сетевых отношений