Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект 8 глава




Нацеленность функций на нематериальные активы инициирует появление новых форм присвоения, распоряжения, использования интеллектуальных продуктов, позволяющие в ходе информационного обмена преумножить ценность объекта присвоения, сформировать стоимость интеллектуальных продуктов. Это формирует новые типы конкурентных преимуществ. Сетевое ускоренное движение знаний, технологий в новой экономике оказывает решающее воздействие на процессы капитализации компаний, уровень конкурентоспособности регионов и стран.

В «умных компаниях» интеграция информационной функции и развития человеческого капитала создает благоприятные условия для развития главного ресурса - знания. Умные компании вступают во взаимоотношения с рынком посредством менеджеров по работе с клиентами, понимающими конкретные устремления как индивидуальных, так и сетевых потребителей. Они создают новые типы сетевого сотрудничества компаний и специалистов, формируя стоимость на перекрестках индивидуального или коллективного обмена идеями, навыками, опытом. Такие перекрестки насчитывают десятки и сотни сотрудников и напоминают высокоспециализированные мастерские из областей высоких технологий таких как Силиконовая долина, Бостонское шоссе 126 и т.д.

Умные компании превращаются в движущую силу инновационной региональной экономики. Для трансформации индустриального региона в инновационный необходима определенная критическая масса умных компаний. Последние, с одной стороны, создают постоянный поток новых инновационных предложений, с другой устойчивый спрос на инновационные продукты.

Закономерность. Сеть может быть мобильной, если ее участники минимизируют свой организационный масштаб. Гигантомания и сетевая организация – две малосовместимые альтернативы.

Масштабные, глобальные структуры, отрицающие сетевые отношения, утрачивают устойчивость. Ричард Фостер отмечает, что средняя продолжительность жизни крупнейших публичных компаний, входящих в индекс S&P, снизилась с 67 лет в 1920-х годах до 15 лет в настоящее время. Средняя продолжительность жизни фирм – десять лет. Качественно меняется процесс формирования бренда. В классический вариант стереотипного бренда, поддерживающего гигантоманию, стал исчезать в западных странах в конце 1990-х – начале 2000-х. Сегодня бренд предполагает привнесение в ценность продукта инициативы покупателя, индивидуального потребительского выбора.

Закономерность. Региональные инновационные сети третьего поколения в качестве субстанции имеют не фирмы, а стратегические бизнес-единицы, проектные группы. СБЕ в компании имеют ограниченные горизонтальные связи. Их партнерские сетевые отношения устремлены вовне – прежде всего в региональную сеть. Это предопределяет «атомизацию» региональных инновационных сетей.

Атомизация в сети вызывает общий тренд раскручивания базовых региональных компаний, которые вынуждены подчиняться законам сети. Последнее связано с тем, что базовые региональные компании часто конкурентные преимущества приобретают в инновационных сетях, вовлекая в свою структуру некоторые «атомы» сетей.

Закономерность. К конкурентным преимуществам относятся организационные компетенции, способности реализовывать организационные инновации нового поколения. Их развитие относится к стратегическим процессам повышения конкурентоспособности региона. Параллельно происходит формирование лидеров новой генерации.

Организационные компетенции современной компании нацелены на развитие компании как пространства инициатив. Новое качество партнерских сетевых отношений связано с необходимостью создания нового масштаба инициативного, проектного действия. Чем больше инициатив приходится на одного инженера или носителя фундаментальных компетенций, тем лучше.

Мультиагентные системы как самоорганизующиеся сетевые структуры

К КП сложных экономических организаций сегодня относятся способности создавать мультиагентные системы. Развитие сетей третьего поколения связано с переходом к МАС. К истокам МАС относят распределительный искусственный интеллект и теорию сложных систем. В настоящее время такие системы функционируют как многомерное горизонтальное сетевое взаимодействие автономных интеллектуальных систем. Данную организационную систему используют IBM (производство полупроводниковых микрочипов), датская судостроительная компания, японские компании, управляющие движением сверхскоростных поездов.

МАС являются особой формой сетевой организации. Они в отличие от классических методик управления демонтируют иерархии больших пространств, развивая сети малых агентов. Они переходят от последовательного выполнения операций к параллельному, от централизованных решений к самоорганизации сотрудников. МАС создают новую основу эволюции организации, которая соответствует новым мировым цепочкам ДС. Альтернативой инструкциям здесь являются переговоры и распределительные решения. Линейное поведение механистической структуры уступает место эволюции в рамках движения к более сложной ДС, на основе самоорганизации, построенной на управлении знаниями.

В МАС происходит разделение заданий между несколькими интеллектуальными системами в режиме горизонтальных контактов и взаимосогласования. Самоперестраивающиеся потоки ресурсов, новые их конфигурации, проникновение внешних динамичных процессов во внутреннюю организационную среду компаний/региона требуют перехода к децентрализованным, самоорганизующимся распределительным системам. В последних ресурсы распределятся между автономными модулями (программными агентами)

Субъекты МАС действуют исходя из собственной модели поведения, собственных установок, ценностей, ролей, образцов поведения. Действия агента подчинены как устоявшимся правилам, так и принципу необходимости изменения поведения в зависимости от новых обстоятельств, ситуация, разнообразия внешней среды. Агент сам выбирает оптимальную траекторию движения. Если она приносит результат, то становится общей для других агентов. Агент формирует копилку своих действий, инициатив, что позволяет ему выявить свойства среды, которые необходимо учитывать в аспекте угроз и возможностей. Поскольку формирование опыта, базы данных происходит постепенно, пошагово, реакция сетевых игроков на среду осуществляется многообразно, нелинейно, постепенно. Действия агента - знак для других, если они рациональный, они становятся новым параметром порядка для определенной совокупности агентов. Ситуационное поведение агентов предполагает наличие разнообразия поведенческих реакций, индивидуальных стилей действий. Данная модель является самообучающейся и формируется на основе накопления жизненного опыта методом проб и ошибок и постоянно развивается. Взаимодействие агентов предполагает выстраивание сетевых коммуникаций и осуществляется в форме сетевой кооперации.

К МАС-технологиям переходят как отдельные региональные стратегические игроки, так и региональные мезосистемы, в частности сети. К самоорганизующимся системам типа МАС, состоящим из автономных, мобильных элементов, можно отнести и социально-экономические и научно-технические комплексы. Сетевой (роевой) подход в региональных МАС связан с возможностью распределенного решения сложных задач за счет горизонтального взаимодействия большого числа простых конкурирующих между собой агентов, реализующих разные методы проб и ошибок, с эволюционным решением задач, в котором допускается пересматривать решения, причем за счет согласования действий агентов.

Региональные МАС многоаспектны. В частности, это интеллектуальные системы нового поколения (Swarm Inelligeence). Они являются альтернативой классическому пониманию интеллектуальной системы как некой механистической сборки блоков, отвечающих за память, сознание, разные виды рассуждений. Региональные интеллектуальные МАС отвергают конструкцию блоков. Главное здесь – это взаимодействие большего числа простых автономных элементов. МАС изменяет парадигму развития регионального пояса информационных технологий, включая эволюционные схемы самоорганизации в экологических системах. Субъекты региональных информационных систем, устанавливая горизонтальные связи равноправного партнерства договариваются между собой, самоорганизуясь в структуру, соответствующую конкретной стратегической задаче.

Конструкция Swarm Inelligeence состоит из сети микропрограмм, представляющих интересы клиентов, поставщиков ресурсов, специалистов операционной деятельности, которые учитываются при принятии управленческих решений. Система предполагает неизбежные конфликты, которые регулируются в ходе переговоров. Один объект программы координирует свою работу и устанавливает горизонтальные связи с другим. В ходе взаимодействий анализируются цели, текущее состояние, предпочтения и ограничения конфликтных сторон информационной сети. Применение данных информационные технологии формирует новую систему принятия решений. Последние которые вырабатывается итерационно в результате взаимодействия таких агентов, идущих на компромиссы.

Традиционные методы управления ресурсами используют информацию по ресурсам и заказам как изначально заданную и являющуюся константой. В этом случае при увеличении числа заказов и ресурсов наблюдается экспоненциальный рост времени решения задачи. МАС представляет другой подход. Это прежде всего сетевое планирование, сориентированное на программы сети самоорганизующихся потребностей и возможностей, реагирующие на изменения сетевой среды. Данный подход можно применить в различных областях. МАС уже используется для оптимизации инфраструктуры, а также ресурсных потоков города и региона. Положительные результаты первых экспериментов вызвали цепную реакцию распространения данной методики в региональной и муниципальной экономике, в частности, в организации лондонского такси, при принятии кластерных региональных решений, создании условий для развития стратегических региональных процессов, активизации действия ключевых факторов рыночного успеха. МАС нацелены на развитие самоорганизации узлов (микрокластеров) сетевой конструкции региональной организации, воздействие на которые позволяет осуществить стратегический маневр и перевести организацию в новое состояние. К особым нематериальным активам сети относятся имидж и креативный потенциал лидеров самоорганизующихся ячеек сети, их способность к сетевому сотрудничеству, честность.

В МАС стратегии и стратегические действия формируются в процессе самоорганизации. «Стратегии вырастают, как сорняки в огороде; никто не ухаживает за ними, как за томатами в теплице». [50]

Аксиома. Новые стратегические процессы и соответствующие им конкурентные преимущества компании/региона выращиваются новыми лидерами. Лидерство может быть краткосрочным, временным, связанным с движением первопроходца по новому стратегическому руслу и долгосрочным, если лидер-первопроходец способен выстроить группу поддержки и запустить процессы ее самоорганизации (в режиме МАС). В последнем случае активизируются новые стратегические процессы, формируется новая модель устойчивого развития.

Излишняя бюрократизация и привнесении вертикали в этот процесс на ранних стадиях может разрушить процессы формирования стратегии и реализации стратегических инициатив. Формирование стартапов стратегического действия может осуществляться в любой точке сетевой организации и стать флуктуацией, которая откроет новые возможности. Возможно формирование таких стартапов в процессе самопроизвольных, пересекающихся актуальных действий различных сотрудников организации и специалистов внешней среды. В результате перестраивается система силовых линий сетевой организации, действует фрактальный эффект стратегической инициативы и действия.

В инновационной сети МАС ее лидеры являются центром самоорганизации многомерного обмена знаниями, в частности промежуточными. Это позволяет развивать ее интерспецифический ресурс.

Закономерность. Скрытые формы нематериальных активов компании как мультиагентной системы теперь определяют ее стоимость. Поскольку они не копируются и их ценность улавливается только некоторыми сетевыми игроками, фирма и сеть приобретают качественно новые конкурентные преимущества. В этих условиях выгодно иметь высокую степень информационной и экономической прозрачности.

При этом необходимо учитывать, что часть фирм-конкурентов при наличии информационных технологий и аналогичных инновационных компетенций, разработок способна копировать базовые интеллектуальные продукты своих соперников. Поэтому информационная закрытость выстраивается в конкретных областях интерспецифического ресурса, который могут скопировать конкретные конкуренты.

Х. Итами отмечает, что предприятии недооценивают свои невидимые активы, вследствие чего утрачивают возможность достижения синергетического эффекта. Исследователь считает, что синергетический эффект достигается только тогда, когда предприятие использует свои уникальные ресурсы - невидимые активы. [51]

Проблемой является управление сетевым процессом инновационной диффузии, обеспечивающей движение интерспецифического ресурса. Диффузия имеет многомерный характер и развивается в разнообразных процессах инновационной самоорганизации. Многомерная информационно-инновационная среда сети создает условия разработки пакета продуктов, в которых присутствуют как базовые, так и побочные нововведения. Диффузия базовых инноваций НТ-компаний выходит далеко за их пределы, формируя дополнительные каналы выгодной коммерции. Это открывает новые возможности сетевой инновационной коммерции. Инновационные компании сети продают как побочные инновационные продукты, так и стратегические бизнес-единицы, участвующие в их разработке. Сегодня это стало важной составляющей коммерческого успеха компании, процессов капитализации. Многие стратегические бизнес-единицы самостоятельно отправляются в свободное плавание, составляя ближайшее внешнее инновационное окружение фирмы. В таком сетевом механизме эволюции формируются коммуникации трансферта необходимых технологий из внешней среды в компанию.

Аналогичные процессы происходят в макросетях. Развитие сетевых технологий кооперации открывает широкий доступ к совместному использованию различных продуктов, нематериальных активов. Сегодня используются открытые исходные тексты программ («open sourse»). Этим занимается международная сетевая организация разработки программного обеспечения и информационных продуктов. Добровольное, бескорыстное сетевое объединение нескольких тысяч программистов свидетельство высоких ценностей, которыми они руководствуются. Созданные в результате продукты никому не принадлежат, но являются всеобщим достоянием. Методология классического рынка не позволяет исследовать это явление. Объяснить, почему высококвалифицированные специалисты НТ бесплатно работают над общественными проектами, может теория сети. Она исходит из того, что сетевые игроки формируют креативный класс, для которого сетевое общение и сетевые проекты являются субстанциональными. Коммерческая окупаемость затрат временного ресурса здесь является следствием стратегических креативных взаимодействий. Креативное сообщество – это класс, живущий в сети. М. Кастельс рассматривает креативный класс как пространственно ограниченную сетевую субкультуру.

Управленческие решения в МАС

Информационные взаимодействия агентов МАС формирует множество информационных перекрестков обмена, насыщенных информационными связями подобно нейросети. В результате формируется эмерджентный интеллект. В период стрессовых ситуаций действует эффект интеллектуального резонанса – процесса принятия управленческих решений (как кристаллизации альтернатив в огромном множестве хаотических взаимодействий и их выбора). Данный процесс невозможно точно прогнозировать и заранее алгоритмизировать. Соответственно, невозможно централизованно планировать и программировать оптимальный вариант развития. Управленческие решения невозможно заранее предопределить – это важнейший элемент самоорганизации.

Поколение геймеров: сетевой стиль жизни

Геймеров отличает способность быстро менять свои привычки, переключаться от одного занятия к другому. Они способны активно действовать в меняющейся организационной среде, в системе управления изменениями. Геймеры более серьезно относятся к правилам игры, ее стандартам. Они способны привносить разнообразие тактических и творчество, неординарность шагов в мир, подчиняющийся строгим правилам. То есть они более инновационны, в то же время, дисциплинированы и технологичны, чем предыдущие поколения.

Геймеры прибретают опыт и новое знание через действие. Они активны. Пространство знания в формате действия создаают условия для инициативного стиля жизни. Если внешняя среда не соответствует свободе действия, конфликт поколений приводит к кризису.

Интерактивные игры в режиме реального времени позволяют более глубоко понимать роль обратных связей и законы информационного пространства.

Аксиома. Креативный класс формируется в среде геймеров.

Сетевая организация креативного класса

Аксиома. В процессе инновационной самоорганизации, множества креативных контактов определяются как носители необходимых знаний, компетенций и соответствующих инициатив, так и некомпетентные, «инородные тела». В первом случае силовые линии сетевой организации сгущаются, количество сетевых связей нарастает. Во втором образуется вакуум связей, некомпетентный элемент «обесточивается» и автоматически вытесняется во внешнюю среду. Таким образом сетевая инновационная организация усиливает концентрацию центров компетенций, которые движутся в потоках инновационных бизнес-процессов.

Аксиома. Центры компетенций сетевых организаций, носители сетевых информационных взаимодействий и проектных инициатив самоорганизуются в институтах креативного класса.

Креативный класс должен через сетевой обмен непрерывно поддерживать ценность своего человеческого капитала и ассоциативного человеческого капитала сети, накапливать опыт разработки определенных продуктов, совершенствовать свою проектную профессиональную историю. Важно и то, что креативный специалист достигает результата только тогда, когда получает удовольствие, решая сложные креативные задачи.

Закономерность. Инновационные сети движимы креативным классом – новой экономической и управленческой элитой. Творческое вдохновение и умение решать сетевые проблемы, использовать цифровые технологии нового поколения, мыслить масштабно и работать в инновационных командах – то, что характерно для креативного класса.

Креативный класс и инновационная сеть – понятия неразлучные. Креативные специалисты нового поколения – это люди, работающие или в атомистичных структурах, или индивидуально.

Региональный менеджмент (РМ) в среде мультиагентных систем

Аксиома. Региональный менеджмент в мультиагентной среде приобретает сетевые свойства, формируя самоуправляемые проектные группы, решающие конкретные проблемы. Данные группы действуют как автономные стратегические бизнес-единицы, развивающие внутренний и внешний дух предпринимательства и соответствующее пространство инициатив. Традиционные надзорные функции регионального менеджмента уходят на второй и третий план и становятся рудиментными.

Реализация конкурентных преимуществ новой генерации, которые соответствуют новому технологическому укладу и соответствующим институтам, предполагает интеграцию усилий частного, государственного и некоммерческого секторов в формате управления изменениями.

Отношения РМ с МАС осуществляется как интерактивное, многомерное взаимодействие. Представители МАС рассматривают РМ как поставщика услуг. Вэб-сайт регионального правительства связывает акторов МАС с региональными министерствами, департаментами. Данное взаимодействие предполагает сетевой доступ к необходимой информации и оценкам экспертного сообщества. Представители МАС участвуют в электронных собраниях, приглашая на них региональных чиновников. Сетевые интерактивные взаимодействия различных институтов регионального менеджмента постепенно стирают границы между ними, повышая значимость мобильных проектных подразделений регионального менеджмента, участвующих в решении стратегических проблем развития МАС региона. Такие подразделения работают как СБЕ, использующие технологии виртуального управления в режимах, аналогичных G2G и G2C.

Электронный формат не только меняется, но и приобретает новый масштаб и направления взаимодействий. Отставание в использовании современных технологий взаимодействия приводит к проблеме «цифрового разрыва», затрудняет формирование современных партнерских сетей, участив инновационных комбинациях. Затруднения вхождения в различные конфигурации МАС подрывает основу конкурентоспособности. Электронный формат принятия решений характерен для политики, экономики, систем национального, регионального менеджмента. В Бразилии практикуется электронное голосование в центральные, региональные, местные органы власти. Во всех странах государственные закупки товаров и услуг производится в Интернете.

Региональные элиты в сетевой экономике

Сетевой региональный менеджмент децентрализован, основан на сетевых отношениях региональных элит. Координирующими механизмами являются сами стратегические региональные процессы и саморазвивающаяся региональная стратегия. Региональная элита – это ассоциация специалистов, экспертов, находящихся внутри региональных стратегических процессов, принимающих региональные стратегические решения или оказывающих на них влияние. Степень сплоченности региональных элит соответствует уровню синергии региональных процессов, что имеет прямое отношение к конкурентоспособности региона и является одним из ее проявлений. Региональная элита многомерна и включает представителей бизнеса, финансов, регионального менеджмента (не всегда), общественных организаций и государственных структур, экспертов, систем образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, экологии. Примерами такой самоорганизации элит являются Белгородская, Калужская и Тюменская области. Данные регионы имеют хорошую динамику экономических показателей и социально стабильны.

Закономерность. Качество сетевой самоорганизации элит определяется теми, стратегическими процессами, которые соответствуют базовым цепочкам добавленной стоимости и новым структурным элементам, их достраивающим. Последние соответствуют региональным точкам роста и здесь формируются новые региональные элиты. Если данный процесс институционально затруднен, происходит утрата новых конкурентных преимуществ и появляются конфликты элит, разрушающих сетевые, партнерские их взаимодействия.

Белгородская область представлена стратегическими процессами, соответственно точками роста, в пищевой промышленности, Тюменская – в нефтехимии, Калужская – в машиностроении и электроники.

Закономерность. Сеть партнерских отношений элит в каждом регионе уникальна и не поддается регулированию как федеральному, так и региональному. Стандартные схемы и разрушение самоорганизации здесь приводят к утрате конкурентных преимуществ не только страны, но и региона.

Сетевые эффекты характеризуется целым рядом феноменологических явлений.

Они размывают четкие контуры границ современных фирм. Это отчасти связано с целостностью пространства знания и технологий, что знание является системой объединенной в сеть динамических потоков информации. Б.З. Мильнер отмечал, «новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организации, так что трудно определить, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверх систем и порождает уверенность в широких возможностях альянсов партнерских организаций». [52]

1. Пространство знания, технологий проецируется на новую целостность мезоуровня – саморазвивающиеся, самоорганизующиеся сетевые мезосистемы как устойчивого, так и проектного, временного характера.

2. Процесс движения фундаментальных технологий в сетевом мезоконтуре знания и компетенций предполагает обретение его контрагентами виртуальных свойств.

3. Особым объектом управления сетевой организации становятся сеть ключевых бизнес-процессов виртуальных региональных мезосистем. Последние представлены сетевыми организациями отраслей специализации.

4. На смену интегрированной модели пространства приходит сетевая модель, являющаяся проекцией экономических сетей на территорию. Это – сети, привязанные к месту (networks of place). Местечковость в инновационной и информационно-сетевой экономиках не создает конкурентных преимуществ, если ориентирована исключительно на региональные или национальные рынки. Конкурентные преимущества формируются в сетях, привязанных к месту, если они интегрированы в глобальную экономику.

5. Пространственный кластер оказывает сильное воздействие на многомерную региональную среду. В ней сеть может развиваться многомерно, ряд стратегических процессов выстраивается в стратегический контур, в котором осуществляется трансферт конкурентных преимуществ. Вот почему работа с внешней средой любого субъекта экономики приобретает жизненно важное значение. Стратегический менеджмент начинает доминировать в управлении фирмой, регионом.

6. В эффектах масштаба особую роль приобретают эффекты мезомасштаба. Основу современной макроэкономики составляют именно сетевые регионы, способные формировать сектора с новыми технологическими укладами и соответствующими конкурентными преимуществами. Сетевые экосистемы оказывают решающее воздействие как на данный сектор, так и на макроэкономические системы, в которые они входят.

7. Информационные потоки, движущиеся в глобальном пространстве саморазвивающегося знания, самоорганизуются в ячейках, непрерывно возрождая «порядок из хаоса» (по Пригожину).

 

Большую роль в развитии виртуальных свойств региональных мезосистем играли такие инструменты, как поисковый «Яндекс», Google, затем Wikipedia – онлайновая энциклопедия. В данной системе стихийно сформирована сеть общественных администраторов, контролирующих выполнение определенных правил, действует нейтралитет оценок, соблюдение стандартов. Сеть так самоорганизуется, что в ней действует никем не контролируемая система отбора администраторов, редакторов-наблюдателей, имеющих положительный опыт работы в сети. Гибкость, точность и высокая скорость современных технологий управления позволяют в процессе принятия решений, анализировать последствия различных вариантов управленческих решений в режиме реального времени. Менеджер может определять, как организация создает добавленную стоимость партнерам и будущим участникам сети, и что необходимо для расширения внутренних возможностей, выявляет варианты инвестиций в персонал, бизнес-системы и процедуры с целью выполнения перспективных сетевых проектов. Данный подход связан с особым структурированием знания, и способствует самоорганизации трансферта знаний, технологий. В данной сети также совершает движение еще не оформившееся, но имеющее фундаментальную ценность знание.

Конкурентные преимущества Ростовской области

Наиболее конкурентоспособными признаны проекты в РО в области прикладной математики, ИТ, медицины.

Таганрог по количеству IT-проектов в 2017 году занимал 6 место в мире (версия сайта upwork). Выпускники ТРТИ (сейчас технологическая академия ЮФУ) сейчас работают в руководстве Google и Microsot. Таганрог сегодня имеет развитую IT-среду мирового уровня.

Проблемой развития данного сектора экономики РО является невостребованность российскими компаниями данных продуктов. Наличие примеров агрессивного применения IT- продуктов РФ подрывает инвестиционную привлекательность информационного кластера Таганрога и его действующих лиц. Наследие ТРТИ утрачивается и вследствие неудачных попыток его интегрировать в систему ЮФУ.

Сетевой региональный менеджмент и региональный рынок труда

Аксиома. Инновационная и сетевая экономика характеризуются вытеснением рутинной деятельности. Внедрение промышленного интернета переформатирует операционные бизнес-процессы, которые теперь исключают бумажные инструкции, ручные корректировки и т.п.

Промышленный интернет сегодня – это условие развития конкурентных преимуществ индустриальных компаний. Он формирует индустриальные экосистемы, способные к быстрой конфигурации, дистанционному управлении.

Развитие, по Расселу Л. Акоффу, - «..это увеличение способностей и компетенций». [53] Совершенствование человеческого капитала является стратегическим процессом как для компаний, так и регионов. Современный специалист накапливает опыт работы в междисциплинарных проектных группах. Его важной способностью является высокое качество междисциплинарного сетевого общения, осознание синергетических эффектов такой связности. Сетевые свойства способностей и компетенций формируются еще на ранних стадиях обучения, которое пронизывает весь жизненный цикл профессиональной активности. Сам процесс обучения приобретает сетевые формы. Умения выстраивать партнерские отношения, вести дискуссию, находить компромиссы, проводить переговоры развиваются не только во внутриорганизационном пространстве, но в сети.

Аксиома. Процесс обучения выходит за пределы отдельных сетевых компаний – в сетевую межфирменную среду. Во многом он определяется как траекторией развития соответствующей стратегической бизнес-единицы, так и интересами самого сотрудника и его проектной группы.

Аксиома. На региональном рынке труда формируются уникальные компетенции сотрудников, создающие основу конкурентоспособности компаний и региона. Поэтому рынок труда является главным объектом СРМ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: