Современный менеджмент должен ориентироваться не в прошлое, а будущее. «Наши прошлые успехи – самый большой враг нашего будущего процветания». [1]
Аксиома. Стратегический менеджмент в первую очередь формирует решения о стратегических целевых ориентирах, ориентация на долговременные ресурсы уходит на второй план. Стратегическая мотивация связана как с измерениями постепенных, эволюционных трансформаций, так и созданием инфраструктуры, реагирующей на революционные стратегические изменения.
Аксиома. Если параметры постепенных изменений не соответствуют стратегическим бизнес-процессам, СМР переходит в режим крупных стратегических изменений.
Модель NK Кауфмана эффективно решает проблему сочетания эволюционных и революционных управленческих схем.
Аксиома. Стратегический менеджмент (СМ) эффективен, если между акторами установлены прочные, устойчивые связь, позволяющие совершать трансфер перемен. Характер связности проецируется на качество стратегического менеджмента.
Аксиома. Высокий уровень связности стратегических действующих лиц региона позволяет совершать стратегические скачки.
Аксиома. Масштаб экономики региона, уровень диверсификации определяют его стратегические возможности.
Высокая динамика внешней среды требует от менеджмента организации перехода от рутинных схем к стратегическим.
Аксиома. Исходным моментом стратегического менеджмента является четкое разграничение между краткосрочными задачами и долгосрочными целями.
Аксиома. Стратегический менеджмент региона (СМР) формирует и развивает институты долгосрочного инвестирования в стратегические объекты региона, точки роста и соответствующую инфраструктуру.
|
Аксиома. Объект СМР – устойчивые конкурентные преимущества региона, развитие которых отражено в региональной стратегии.
Аксиома. В период стратегических переломных моментов происходит радикальная перестройка конкурентных преимуществ. Если стратегия правильно выделила соответствующие процессы, она успешна.
Аксиома. СМР включает схемы перестройки при появлении новых стратегических угроз и утрате ряда стратегических возможностей.
Аксиома. Новые стратегические угрозы и возможности появляются и приобретают критический масштаб неожиданно, поэтому необходим непрерывный мониторинг внешней среды. Стратегическое планирование компании/региона – непрерывный, постоянно перестраивающийся процесс.
Аксиома. Региональная стратегия должна соответствовать стратегическим бизнес-процессам региона, организационной структуре стратегических действующих лиц, специфике ассоциированного капитала человека; элементы стратегической матрицы должны соответствовать друг другу.
Аксиома. Инновационные движители региона на первых этапах развития соответствующей инновационной экосистемы работают в интегративном ключе. Региональные институты развития данной экосистемы интерспецифичны и нацелены на интенсификацию процессов интеграции. Выращивание чемпионов происходит в русле данных процессов. Эффект масштаба уходит на второй план, стратегическим процессов является формирование созвездий вертикально интегрированных протокластерных компактных комбинаций, кластеров.
Аксиома. Инновационные движители региона на зрелых стадиях развития инновационной экосистемы работают в ключе дифференциации/специализации. Региональные институты развития данной экосистемы перестраиваются и теперь нацелены на интенсификацию процессов специализации, структурного переформатирования региональной экономики. Эффекты масштаба и процессы, необходимые для выращивания чемпионов, подчинены закономерностям развития новых цепочек добавленной стоимости, горизонтальных слоев экосистемы.
|
Аксиома. СМР реализуется в двух формах. В регионе с ретроспективной ментальностью он встраивается в вертикальные иерархические отношения, чтобы развить ареалы стратегического действия с другой ментальностью. В регионах с ментальностью устремленности в будущее СМР имеет сетевую сущность. В этом случае он представлен формированием и стимулированием стратегических процессов, обновляющих регион.
Аксиома. Современная стратегия является инновационной, нацеленной на выстраивание инновационных цепочек добавленной стоимости входящих в микроинновационный кластер. На каждом этапе реализация инновационной компоненты имеет свою специфику. На стадии разработки стратегии формируется генетический код инновационного действия, На инновационную волну настраиваются все функции регионального менеджмента, формируется образ будущего инновационного микрокластера и инновационных процессов отраслей специализации.
Аксиома. СМР сетевого типа использует более простые схемы управления, встраивает внутренние инновационные процессы во внешние, организует с внешними игроками совместные инновационные, инвестиционные проекты и через проектные действия формирует видение конкурентных и партнерских отношений. Данный СМР в первую очередь проводит аудит собственных нематериальных активов и их потенциалом интеграции с внешними нематериальными активами. Таким образом, СМР выполняет интегративную функцию, выстраивает внутренние и внешние интеграционные бизнес-процессы и сопровождающие их инфраструктуру и формирует уникальные цепочки добавленной стоимости, позволяющие позиционировать себя многих организаций региона.
|
Аксиома. Важнейшим объектом сетевого СРМ являются интерспецифические ресурсы. Их использование – стратегический процесс, проецирующийся на формировании и развитии брендов.
Аксиома. По мере возрастания долговременности брендового ресурса растет и его ценность. Таким образом, время является важным параметром ценности ресурса.
Аксиома. СМР смещает потоки ресурсов региона в сторону долгосрочных выгод, формирует региональную инфраструктуру долгосрочных бизнес-процессов.
Региональный стратегический тайм-менеджмент находится в противоречии с операционным. Если не предпринимать особых усилий, последний начинает доминировать, что разрушает основы долговременных процессов, устойчивых конкурентных преимуществ. Доминирование операционного менеджмента над стратегическим связано с тем, что в меняющейся среде с ее новыми угрозами менеджеры склонны в первую очередь к действию, а затем уже анализу долгосрочных процессов. Даже технологии инжиниринга не смогли переломить ситуацию. Положительную роль в этом плане сыграла система ключевых показателей Роберта Каплан и Дэвида Нортона, создавшая особые способы проникновения стратегии в операционную деятельность, каскадирования стратегических приоритетов на процесс исполнения. В настоящее время данный подход широко используется в СМР. В инновационных регионах технологии стратегии как непрерывного процесса и стратегические карты региона стали нормой.
Аксиома. Ограничение количества показателей – важный шаг в направлении дебюрократизации организации и развития сетевых процессов. Это возможно, если организация выстроила контур сетевых экосистем, переплавляющих вертикальные контрольные функции в горизонтальное взаимосогласование с самоорганизующимися центрами ответственности. Организация с открытыми внутренними экосистемами более адаптивна к изменениям внешней среды.
Аксиома. Предпринимательские сетевые экосистемы региона являются частью предпринимательских сетевых экосистем более высокого порядка. Данная связность является особым объектом СМР.
Аксиома. Вхождение организации в новую экосистему, в новую цепочку добавленной стоимости предполагает настройку всех функций менеджмента и механизмов принятия управленческих решений на новую реальность. Соответственно, перестраивается стратегия развития.
В инновационной и сетевой экономике объектом стратегического менеджмента являются стратегические процессы связанные с самоорганизацией, развитием горизонтальных связей, позволяющие предпринимательской экосистеме перейти новую ступеньку времени. Поскольку в процессе самоорганизации неявное преобладает над явным, неформальное над формальным, стратегии появляются сами собой, самоорганизуются в большей степени, чем организуются. Формирование стратегии – мерцающий, пульсирующий процесс, который может быть неожиданно локализован в неожиданных местах. Инновационная стратегия – это не только стратегия экспериментов, проводящихся на границе знания-незнания, но и попытка проникнуть в будущее знание. Это предопределяет ее портфельный характер.
Стратегический тайм-менеджмент
Появление стратегических экономических процессов региона связано с особым присутствием в портфеле управленческих ролей его акторов предпринимательских ролей, которые долгосрочно сориентированы и создают основу системы к стратегическим опережающим шагам, работы с рисками и управления переменами, создания пространства стратегических инициатив. Исполнение данных ролей предотвращает ведомость организации мейнстрим-процессами, создает возможность опережающих активных действий, открывающих новые миры и запускающих новые процессы. Уровень развития предпринимательской среды региона соответствует уровню стратегического поведения. В механистическом пространстве, непрерывно укрощающем дух предпринимательства, стратегический менеджмент не имеет основы.
Аксиома. Стратегия развития заключается в признании приоритетным потока времени, соответствующего «расцвету организации». «Задача руководителей состоит в том, чтобы довести организацию до Расцвета и удерживать ее в этом состоянии» (по Ицхаку Адизесу) [2]
Расцвет характеризуется устойчивым ростом (увеличением сбыта и прибыли), институциализацией поведения сотрудников, формирования механизмов связанности целей и интеграции на основе осознанности сотрудниками необходимых траекторий движения.
Аксиома. «Основная … проблема организации, достигшей Расцвета, состоит в том, как ей удержаться в этом состоянии». (по Ицхаку Адизесу) [3]
Аксиома. Актуальное реализует себя через стратегические сигналы, которые улавливаются стратегическими лидерами.
Аксиома. Реагирование на стратегические сигналы позволяет войти в стратегические потоки времени, с позиции будущих временных эталонов оценить нематериальные активы и компетенции, увидеть недостающие звенья цепочек добавленной инфраструктуры, разрывы компетенций.
Аксиома. Стратегические потоки времени разнообразны и растворятся в других временных потоках, нередко прерываются, приобретая дискретный характер.
Как заметил Томас Питерс, «…работа – длинная цепочка непредвиденных помех впремешку с обрывками текущих дел..» [4]
Управление стратегическими бизнес-процессами
Генетический код организации, экосистемы представлен ее стратегическими внутренними процессами, представляющими движение интерспецифических ресурсов. Операционное совершенство, приобретение/создание базовых инноваций, выбор базовых СБЕ, формирование конфигурации СБЕ, способной к синергии, развитие лидерства, развитие компетенций работы в проектной междисциплинарной, межотраслевой группе – важнейшие процессы.
Аксиома. Современные сетевые организации наиболее эффективны, если выстраивают организационные системы управления стратегическими бизнес-процессами.
Аксиома. Управление стратегическими бизнес-процессами предполагает высокий уровень организационной демократии.
Аксиома. Управление стратегическими бизнес-процессами связано с особым стилем управления топ-менеджеров, выстраивающих организационную среду, открывающую окна возможностей. Последнее требует перестройки стратегических бизнес-процессов и управления соответствующими изменениями. Управление стратегическими бизнес-процессами проявляется в непрерывном поддержании процессов эволюции компании.
Аксиома. Окна возможностей открываются в среде, поощряющей предпринимательские инициативы сотрудников и их ассоциаций. Комбинации предпринимательских инициатив, вписывающихся в процессы формирования новых цепочки добавленной стоимости, и есть стратегический бизнес-процесс.
Аксиома. Выстраивание стратегического бизнес-процесса предполагает видение топ-менеджерами данной цепочки и реализацию функций социального архитектора соответствующих комбинаций предпринимательских инициатив.
Аксиома. Поскольку инициатива эмоционально выражена, при выстраивании стратегического бизнес-процесса необходим эмоциональный интеллект и менеджмент, включающий данную эмоциональную компоненту как важнейший элемент.
Аксиома. Чтобы запустить определенный стратегический бизнес-процесс, необходима критическая масса ресурсов, которая целевым образом накапливается в течение определенного времени при наличии стратегического ориентира. Инвесторы, находя обоснованное подтверждение стратегической важности и выгод процесса, более благосклонно к нему относятся.
Аксиома. Наличие слишком большого количества стратегических целей приводит к распылению ресурсов, что делает невозможным запуск стратегических процессов.
Стратегия развития информационного капитала
Выделение стратегических направлений развития информационного капитала результативно, если соответствует стратегии развития внутренних бизнес-процессов и отношений с клиентами. Поскольку стратегия имеет портфельный формат, формируемый СБЕ и клиентами, информационный капитал сфокусирован на работу СБЕ, их внешние связи.
Организационная демократия и коммуникации в сетевой экономике
Аксиома. Организационная демократия создает основу многомерного стратегического видения.
Аксиома. Условием формирования стратегического видения является непосредственный периодический контракт менеджеров корпорации/региона с лидерами точек роста, носителями фундаментального знания.
Аксиома. Стратегическое видение формируется в ареалах высокой концентрации инновационных лидеров.
Аксиома. Если стратегическое видение не транслируется на каждое рабочее место стратегические процессы разрываются, что приводит к оазисности стратегического действия и социальным конфликтам.
Поскольку инновации создаются в малых формах стратегическое видение локализовано в них. Поэтому выстраивание сетевых связей между ними позволяет сформировать комбинированное более точное стратегическое видение, соответственно стратегию. Стратегия как процесс непрерывно развивается благодаря сетевому взаимодействию небольших инновационных проектных групп, стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Нарушение процессов свободной самоорганизации разрушает основу стратегического видения.
Аксиома. Организационная демократия, основанная на постоянном совершенствовании горизонтальных связей, составляет основу стратегического менеджмента. Современная стратегия может транслироваться только с использованием живых горизонтальных коммуникаций, в процессе развития организационной демократии.
Организационная демократия выстраивает живые сети коммуникационных связей, которые интегрированы в стратегическое действие.
Аксиома. Стратегия обновляется и реализуется, если коммуникационные сети подчиняются законам самоорганизации, быстро перестраиваются в стратегических направлениях. Коммуникации в системе связностей распространяют и адаптируют/интерпретируют информацию, обеспечивая ее движение по цепочкам обновляющихся и формирующихся цепочек добавленной стоимости (ДС).
Аксиома. Движение информации в формирующейся цепочке ДС по мере прохождения стадий жизненного цикла базовых продуктов связано с ее трансформацией. Данный информационный разрыв входящих и выходящих потоков информации должен преодолеваться на основе высокой коммуникативной реактивности. Длительное сохранение данного разрыва может привести к утрате устойчивых конкурентных преимуществ и формирует основу недоверия, что разрушает сеть.
Аксиома. Доминирование горизонтальных связей в системе СМР позволяет перенести акцент с устойчивых конкурентных преимуществ региона на развитие сетевых связей, конструкций, сетевой инфраструктуры, улавливающих и мобильно усиливающих «тонкие» процессы. Последние по мере обретения нового масштаба являются фабрикой новых конкурентных преимуществ. Ускорение времени в сетевой экономике создает поток меняющихся конкурентных преимуществ, создающих стратегическую траекторию регионального развития. Заранее ее выстроить невозможно.
Стратегический выбор
В органических системах стратегический выбор связан с выделением в корпоративном портфеле, его секторе товары-проблемы (вопросы) базовых СБЕ. Часть из множества отсеиваемых СБЕ продается, формируя ближайшее внешнее окружение.
Аксиома. Сетевое внешнее окружение организации/экосистемы формируется при условии наличия рынка компаний, его инфраструктуры, а также креативного пространства, пространства открытых инноваций, которые не имеют четких корпоративных границ.
Аксиома. Наличие внешнего окружения акторов определенного экономического пространства является важнейшей предпосылкой формирования региональных экосистем органического типа (микрокластеров, кластеров).
Аксиома. Экосистема предоставляет СБЕ компаний больше ресурсных возможностей, меньше ограничений. Это качественно усиливает СБЕ, предоставляя им возможности кардинально перестроить процессы разработки и реализации стратегии. В результате появляются интегративные стратегии нового типа, а также инфраструктура их реализации.
Аксиома. Интеграция стратегических бизнес-процессов акторов сетевой экосистемы приобщает к стратегическим процессам специалистов в области оперативного управления, которые постоянно воспроизводят непосредственные связи с потребителями и дистрибьюторами.
Операционщики, работая в контакте с потребителями и поставщиками, хорошо знают рынок, что им приемлемо, а что нет. Исключение их из процесса стратегического выбора приводит к стратегическим ошибкам.
Торговля СБЕ превращается в выгодный бизнес, обслуживаемый особым маркетингом. Ориентация последнего на процесс стратегического выбора и новую стратегию в сетевой организации, торгующей СБЕ, повышает ответственность маркетологов и их включенность в интегративные процессы, финансовые соглашения, управлением качеством, дистрибьюцию. В сетевой экономике данный рынок становится одним из ключевых.
Стратегическая проблема
Стратегическая проблема и пути ее решения определяются в ходе свободной дискуссии. Последняя результативна, если проводится без формального плана в неформальной обстановке. Любые бюрократические форматы ее обесценивают. Альтернативы выявляются отдельными группами, но не общим коллективом. Такие группы самоорганизуются вокруг лидеров, носителей фундаментальных компетенций и технологического видения, имеющих свое видение ситуации и стратегических процессов. Работа групп осуществляется, в основном, без участия топ-менеджеров, которые склонны навязывать свои варианты стратегической проблемы и путей ее решения. Важно, чтобы сотрудники не просто соглашались с руководителями организации, но были самостоятельны в выработке альтернатив. Отсутствие жесткого доминирования вертикали здесь дополняется высоким качеством неформальных сетевых взаимодействий, честной откровенной дискуссией профессионалов. На завершающем этапе выявления стратегической проблемы присутствуют топ-менеджеры, эксперты и специалисты, приглашенные извне. Дискуссия качественно меняется, уточняющие вопросы руководителей могут сыграть решающую роль в выборе необходимой альтернативы. Большую роль здесь играет компетентность и опыт руководителя организации.
Стратегическая связность
Аксиома. Различают тактическую и стратегическую связность. Связность может формироваться в процессе решения неотложных операционных проблем, рутинных задач. Связность может также формироваться на основе стратегического проектного действия.
Технологии формирования стратегической связности разнообразны. одна их них – «четыре дисциплины исполнения Шона Кови. Связность, формируемая в процессе выполнения опережающих показателей, является стратегической. Шон Кови отмечает, что дисциплина выполнения опережающих показателей «…стала клеем, скрепившим команды». [5]
Стратегические компетенции
Аксиома. Стратегические процессы региона связаны с формированием новой, более сложной цепочки добавленной стоимости, формированием секторов нового технологического уклада. Освоение новых направлений технологического развития, развитие новых видов бизнеса и институтов их поддержки требуют новых компетенций, которые имеют стратегическое значение.
Аксиома. В пространстве стратегических проектов создается человеческий капитал нового поколения. Обучение проектным действием предполагает наличие стартовых знаний и умений, которые формируются в новых образовательных проектах, программах. Неопределенность инновационной среды проецируется на риски образовательного процесса. В то же время, ошибки здесь неизбежны, даже в этом случае приобретение определенного проектного опыта благоприятно для повышения инновационного потенциала как сотрудника, так и проектной группы.
Обучение действием формирует не только компетенции, но и активный инновационный стиль профессиональной деятельности. Оно позволяет уменьшить «разрыв компетенций» - различие между требованиями и реальными способностями.
Аксиома. Новые формы инновационной организации, необходимые для формирования новых цепочек более высокой добавленной стоимости, создают востребованность менеджеров проектов, менеджеров по развитию бизнеса, соответствующего новому для региона технологическому укладу и других групп стратегических профессий.
Стратегические профессиональные компетенции – необходимый ресурс для работы драйверов роста, ускоряющих темпы экономического роста. Роберт Каплан и Дейвид Нортон определяют группы стратегических профессий, как «..те позиции или должности, на которых работники, обладающие соответствующими компетенциями, могут продемонстрировать наибольшую отдачу».- [6] Стратегические профессии имеют небольшой удельный вес на рынке труда, но необходимы для запуска новых движителей, создающих новые рабочие места в различных отраслях экономики. Организационный опыт создания новых производств приобретается также в ходе стажировок в аналогичных точках роста за рубежом. Формирование нового стратегического человеческого капитала – открытый, международный процесс.
Стратегические управленческие компетенции сориентированы на внешнюю среду и выстраивание долгосрочных сетевых партнерских отношений с клиентами, инновационных альянсов, а также внутреннюю – управление стратегическими проектами и командную организацию.
Обучение и развитие
Аксиома. В механистических структурах, основу которых составляют тактические действия (в ущерб стратегическим), обучение, выходящее за рамки операционных текущих ориентиров, рассматривается как личная проблема
Аксиома. В органических системах, основу которых составляет стратегический процесс, происходит повышение степени свободы обучения. Последнее становится аттрактором, переводящим систему в новое состояние, отдельным, самосовершенствующимся стратегическим процессом.
Инвестиции в капитал человека имеют длительный срок окупаемости. Это входит в противоречие с временной сетевой системой, организующей сетевое созвездие, призванное решить конкретную проектную задачу. Стратегический подход к развитию капитала человека осуществляют НТ-компании, занимающие устойчивые позиции на рынке, а также сетевые инновационные экосистемы, имеющие длительный жизненный цикл. Оптимально, если институты инновационного развития региона обеспечивают всестороннюю поддержку системам, реализующим стратегический подход к развитию капитала человека.
Мотивирующим обучение действием является постановка перед сотрудником/проектной группой сложных целей. Последние дают возможность реализовать новейшие знания и навыки и формировать новые на качественно новой основе. Это – вызов профессиональной состоятельности, поэтому является сильным элементом мотивации, интегрирующим операционные потенциальные возможности и формирующиеся знания.
Стратегический аспект развития реален, если в мотивационной системе и кадровой политике присутствует стратегический элемент. Основой кадрового роста в этом случае является не быстрое принятие тактических управленческих решений, а развитие способностей командного принятия проектных решений.
Модульность сетевого стратегического менеджмента
Аксиома. Систематические прямые-обратные стратегические связи сетевых агентов с координационными центрами сети в рамках системы сбалансированных показателей ССП) выстраиваются в соответствии с принципами организационной демократии. Если речь идет о компании, каждая стратегическая бизнес-единица самостоятельно разрабатывает свою ССП. При этом учитывается ССП компании. «..возникает децентрализованное, но внутренне согласованное переплетение сбалансированной системы показателей». [7] Разработка региональной стратегии предполагает наличие стратегий крупнейших действующих лиц в отраслях специализации, секторе НТ, системы экспертной оценки точек роста, а также стратегии развития страны. Данный процесс децентрализован. В противном случае стратегические процессы невозможно проследить.
Аксиома. Субстанциональными модулями региональной стратегии являются не товарные потоки и региональные рынки, а сеть бизнес-процессов, формирующих каркас экосистемы региона.
Аксиома. Осознание взаимосвязанных стратегических бизнес-процессов предполагает формирование новых координационных механизмов, действующих по сетевым правилам. В результате развиваются отношения стратегической связности различных организаций и индивидуумов.
Закономерность. Современные стратегии компании учитывают процесс развития сетевой межфирменной связности. Разработка и принятие управленческих решений осуществляется как сетевой процесс. Стратегические управленческие решения отдельной компанией принимаются после осмысления стратегических решений других компаний и моделирования их стратегической реакции на определенные процессы.
Сетевая реализация системы стратегических управленческих решений изменяет действующее рыночное равновесие, что открывает новые окна возможностей. Появление таковых воздействует на сетевой процесс принятия управленческих решений (УР). В окнах возможностей формируются сетевые узлы, сеть здесь может переходить в новые плоскости, формировать новые экономические пространства. Примером последнего является союз Adobe, AOL (провайдер интернет-услуг) с целью продвижения программы Acrobat Reader и расширения масштаба деятельности. К данному процессу подключился Google, перешедший к сканированию документов в процессе поиска в формате Acrobat, и усиливший синергетический сетевой эффект.
Стратегический менеджмент соответствует новому уровню открытости компании внешней среде. Поскольку скопировать интерспецифические ресурсы компании весьма затруднительно и чаще всего невозможно, такая открытость оправдана. Ценность интерспецифических ресурсов определяется траекторией предшествующего пути, она формируется в ходе неповторимой комбинации уникальных ресурсов, на перекрестке различных потоков информации и технологий. К потоку соответствующих событий причастны организации и индивидуумы, которые устанавливают сетевые отношения, имеющие феноменологичный, динамичный характер. Данный стратегический процесс представлен сложным потоком различных взаимодействий, событий. Таким образом, стратегическое действие выходит за пределы отдельной компании, на региональный, национальный, мировой уровень.
Активизированные интерспецифические ресурсы региона представлены его стратегическими активами. Джен Брейн выделяет следующие особенности стратегических активов: высокая ценность для системы, отсутствие заменителей, сложность воспроизведения, редкость для конкурентов.
Поскольку стратегические активы трудно копировать, сетевая структура принципиально новые комбинации ценных ресурсов. Это ограничивает эффект масштаба и усиливает региональную компоненту как стратегический ресурс (качественно новый барьер вхождения).
Закономерность. Процесс клонирования региональных звеньев, идентичных определенному эталону, в условиях усложнения стратегических активов невозможен. Необходима интеграция имеющихся стратегических активов сети с аналогичными ресурсами региональных организаций (кластерный подход к формированию сетевых активов; новый тип сетевой диверсификации).
Высокая динамика изменения внешней среды компании, неопределенности диктуют необходимость использования сценарного планирования, описывающее в сжатой форме развитие событий. Стратегические события формируют и притягивают к себе конкретные сети. Новые цепочки взаимодействий формируются в новой экосистеме, соответствующей стратегическим событиям. Как компании, так и регион должны предвидеть данные процессы, разрабатывать соответствующие сетевые сценарии. Сценарные подходы присутствуют и при разработке дорожных карт, визуализирующих схемы пошаговой реализации стратегии в технологической, продуктовой плоскостях.
Стратегический менеджмент: стратегическое портфельное планирование
Аксиома. Портфель сетевой экосистемы содержит элементы, дифференцируемые по принципу «рост-доля», различающиеся масштабом и динамикой.
Аксиома. Высокий динамизм внешней среды сетевой экосистемы вносит постоянные структурные изменения в сетевой портфель. Непрерывно что-то появляется, что-то уходит. Если организации являющиеся «звездами», представляют формирующиеся драйверы роста, создающие новые фрагменты цепочки добавленной стоимости, а «дойные коровы» - состоявшиеся драйверы, то товары проблемы/вопросы – среду еще не определившихся стратегических возможностей. Управление данной средой имеет решающее значение для жизненного цикла сетевой экосистемы.
Аксиома. Высокая динамика входящих-выходящих потоков организаций в гибкую сетевую экосистему создает необходимость в комбинаторной, портфельной структуре ее акторов. Последние успешны, если непрерывно обучают персонал, набирают новых сотрудников в формирующиеся СБЕ, налаживают коммуникации в среде сложных комбинаторных конфигураций. Портфельная программа развития организационного капитала предполагает запуск скрытых нематериальных активов в процессе активизации работы неформальных коммуникаций.
Аксиома. Формирование среды «вопросы/проблемы»
Стратегический менеджмент региона и атомизация бизнес-единиц, разрабатывающих стратегию
Аксиома. Стратегические действия запускают механизмы стратегической самоорганизации, самоподдерживающиеся реакции контура стратегических бизнес-процессов. Современные стратегии как крупной копании, так и региона имеют портфельный формат, для которого необходима критическая масса разнообразия.
Аксиома. Новые стратегические процессы предвидятся и разрабатываются малыми, атомистичными формами (стратегических бизнес-единиц (СБЕ) и т.п.). Они играют решающую роль как в разработке портфеля стратегий компании и региона.
Аксиома. Благоприятные условия для атомизация стратегических процессов созданы в современной сетевой среде, для которой характерна культура сетевого индивидуализма. Последняя «..может обрести наилучшую форму выражения в коммуникационной системе, характеризующейся автономией, горизонтальной системой связей, интерактивностью и рекомбинацией контента по инициативе индивида и его/ее сетей». [8]
Аксиома. В сложных социально-экономических системах для узлов высокой связности характерен высокий уровень сплоченности ее участников, составляющей основу для автономии небольшого масштаба. В небольшой группе процессы экспериментирования, перемен и их результаты, имеющие стратегическое значение, доминируют. В гигантских организациях – являются бесконечно-малой величиной, которой не придается значение.
Аксиома. Процессы атомизации, составляющие стратегическую основу развития региональных экосистем, привносят критическую массу разнообразия, необходимую для их диверсификации.
Стратегические процессы и малый бизнес
Аксиома. В инновационном регионе стратегические процессы зарождаются в среде малого бизнеса.
Аксиома. Новые технологические уклады формируются в среде малого инновационного бизнеса.
Аксиома. Поддержка малого бизнеса в индустриальном и инновационном регионах существенно отличается.
Аксиома. В индустриальном регионе особую роль в поддержке малого бизнеса играет встраивание предприятий в систему закупок крупных предприятий, в частности с госучастием.
Аксиома. Связная среда малого инновационного бизнеса формирует драйверы инновационного региона.
Аксиома. Приоритетный объект региональной поддержки – индустриальные и инновационные компании-газели, которые участвуют в создании более высокой добавленной стоимости, логически дополняющей существующие ее цепочки.
Стратегическое партнерство и ценность нематериальных активов и брендов
Аксиома. Нематериальные активы быстро обесцениваются, если не выстраиваются вокруг стратегических процессов, не соответствуют стратегии. Стратегический процесс предполагает видение развития всей цепочки добавленной стоимости, что невозможно без интеграции видений соответствующих партнеров. Выстроить стратегический процесс в закрытой системе невозможно (всегда будут стратегические разрывы.)
Аксиома. Нематериальные активы по мере встраивания в стратегический процесс обретают дополнительную ценность. Формирование региональной стратегии и стратегии развития экосистем региона влияют на ценность нематериальных активов стратегических действующих лиц региона.
Аксиома. Чтобы нематериальные активы кристаллизовались в материальные, необходимо выстраивание внутренних инжиниринговых бизнес-процессов и инфраструктуры партнерских отношений.
Аксиома. «Стоимость нематериальных активов возникает тогда, когда они эффективно сочетаются с другими нематериальными и материальными ресурсами». [9] Нематериальные активы поддерживают ценность только в процессе интеграции с нематериальными активами других организаций, в процессе выстраивания партнерских отношений.
Аксиома. Стратегическое партнерство двух динамично развивающихся брендов вызывает синергию развития целого кластера нематериальных активов как данных компаний, так и их партнеров и благоприятно сказывается на имидже регионов, концентрирующих данное взаимодействие.
Примером данной синергии является стратегический союз 3M и Wal-Mart.
Аксиома. За брендами стоят уникальные компетенции. Стратегический союз брендов связан с взаимодействием уникальных компетенций.