Глава 3. Инновационные сети – новый вид инновационной организации




 

Нахождение в инновационной сети, экосистеме обеспечивает преимущества, связанные с оптимизацией инновационного выбора. Последний разделяет исследования, инновационные задачи на те, которые выполняются внутри организации, и те, которые проводят акторы внешней среды. Сетевое инновационное сотрудничество позволяет выявить, что более результативно будет исследовано конкретными инновационными организациями и их ассоциациями, а также что уже произведено или утратило свой потенциал. Инновационные открытые контакты позволяют сформировать видение тенденций развития базовых компетенций, технологий, потребительского поведения. Формирование совместных инновационных площадок, стратегических альянсов, кластеров является проявлением ареалов повышенной концентрации инновационных межфирменных контактов, высокой инновационной связности.

Современные стратегические карты компаний и регионов, как правило, включают хотя бы одну из целей, связанную с инновациями. Целый ряд компаний и регионов выделяют инновации как элемент ССП. Видение инновационного процесса – важный момент стратегического процесса.

Инновационным сетям присущи как свойства классической сети и специфические. К первым относятся приоритет партнерства, горизонтальных связей, особая значимость обратных связей, контрактных отношений и добровольности.

По мнению Титова, добровольность принятия решения об участии в инновационной сети обеспечивают:

- точное описание ситуации (информирование каждого участника о сложившейся ситуации);

- четкое формулирование сущности предлагаемого решения (описывается структура решения, причины, цели, принципы действия, ожидаемый результат);

-всестороннее информационное обеспечение;

- обсуждение, представленное различными точками зрения всех участников;

- выводы, результаты анализа;

- открытость результата принятых решений. [1]

Специфика инновационных сетей связана с тем, что они «раздвоены» и включают в себя два вида сетей:

- сети НИОКР;

- сети коммерциализации инновационного продукта.

Каждая из подсетей развивается на основе бесконечных компромиссов, переговоров, контрактов, комбинаций, в хаосе которых формируются инновационные пучки, микрокластеры, платформы. Последние могут иметь как краткосрочные, так и долгосрочные временные интервалы развития, что определяет жизненный цикл инновационной сети. Инновационная сеть базируется на постоянно перестраивающихся потоках движущегося знания и компетенций, что создает специфику создания добавленной стоимости и соответствующих ее цепочек в ходе функционирования непрерывно совершенствующихся инновационных бизнес-процессов. Вертикальное регулирование здесь неэффективно.

Появление сетевых инновационных экосистем вызвано необходимостью поддержания соответствия фундаментальных и прикладных исследований, процессов их материализации в новых и модернизации старых продуктов. В отдельных корпоративных структурах это сделать сложно. Необходимы созвездия инновационных компаний и исследовательских организаций, которые создают основу инновационных сетевых экосистем. Акторы последних, если обладают способностью быстро перестраиваться, могут не иметь больших резервных мощностей для быстрого производства новых продуктов. К тому же экосистема способна в этих целях быстро привлекать/создавать новых акторов. Инновационные сети не имеют четких границ, что позволяет вовлекать клиентов в генерацию новых идей. Инновационный маркетинг позволяет выявлять таких клиентов и устанавливать с ними инновационные коммуникации.

Инновационные сети окружены инновационной инфраструктурой, которая может не обладать сетевыми свойствами и иметь иерархические структуры. На стыке «сеть – инфраструктура» возможны гибридные формы организации, в которых сеть создает основу устойчивости.

В современной экономике инновационные сети – самая динамичная ее часть. Самые крупные компании планеты - Facebook, Amazon, Apple и т.д. – являются инновационными сетями. Звенья таких сетей, притягивающие региональных, местных инноваторов формируют региональные точки роста и проникают во все кластеры. Инновационные сети имеют две сетевые подсистемы: сети НИОКР и сети коммерциализации нововведений. Ареалы инновационных сетей, локализованные в network of place, формируют локальные рынки современных нематериальных активов, сетевую финансовую инфраструктуру. Рынки компетенций региона преображаются с появлением инновационных сетей, поскольку выводят региональный капитал человека на качественно новый уровень, повышая его мобильность и открытость и инициативность. Инновационные сети – это и организационные инновации, позволяющие инновационным сетям развиваться как мультиагентным системам, использующим ресурсы BigData.

Аксиома. Информационная экономика имеет сетевой характер. Информационная сетевая связность на определенном этапе своего развития приобретает информационный контур, кристаллизуясь в виде стратегической бизнес-единицы (СБЕ) или отдельной сетевой компании.

Инновационные сети и закон убывающей предельной доходности

В инновационных сетях при наличии синергетики интеграции интеллектуальных ресурсов, нематериальных инновационных активов закон убывающей предельной доходности не действует. Сбои синергетических процессов возрождают действие данного закона, присущего механистическим экономическим системам.

Инновационные сети и инновационное разнообразие

Аксиома. Инновационные сети как многомерные системы могут состояться только в среде инновационного многообразия. Последнее связано с расширением спектра продуктовых, бизнес-процессных, организационных, инвестиционных и т.д. инноваций, а также пространства неявного знания.

Аксиома. Инновационная сеть включает разнообразные виды инноваций и соответствующих их истоков – неожиданных успехах и неудачах, несоответствиях, требованиях технологии или организации процесса, переменах на рынке или в отрасли, демографических переменах, изменениях в восприятии потребителей и новых знаниях (по Питеру Друкеру). В зависимости от комбинации причин инновационная сеть имеет определенный масштаб и динамику.

Аксиома. Инновационные сети создаются прежде всего в целях получения доступа к неявному знанию и обмена неявным знанием.

Аксиома. В среде неявного знания формируется интуитивное чутье инноваторов (как исследовательское, так и коммерческое), необходимое при принятии инновационных решений. Данное чутье – дар природы, его невозможно приобрести, как и озарения в креативном процессе. Рост степени неопределенности инновационных результатов и соответствующих рисков повышает необходимость инновационной интуиции.

Аксиома. В пространстве неявного знания присутствуют такие элементы творческого процесса, как озарение, просветление, открытие, инновационный эксперимент, инициатива. Их невозможно заранее моделировать. Они появляются спонтанно, непредсказуемо.

Аксиома. Энергия, высвобождаемая от эвристических процессов озарения, открытия, заряжает синергию качественно новых взаимодействий сотрудников, перестраивает информационное пространство и качество целого ряда нематериальных активов. Новаторские процессы как уникальные невозможно повторить. Повторение открытия воспринимается как рутинный процесс, имеющий низкую ценность и свидетельствующий о недостаточной информированности.

Аксиома. Конкурентные преимущества сетевых инновационных компаний связаны с движением явного знания в информационном пространстве неявного и материализацией его в инновационный успешный продукт.

Аксиома. Инновационные сети создают условия для интеграции инновационных процессов, условием которой является выработка общего языка и кодов и коммуникаций трансфера явного и неявного знания.

Аксиома. Управление сетевыми бизнес-процессами включает в себя формирование инфраструктуры сетевого взаимодействия и сетевых коммуникаций.

Примером успешной информационной сетевой компании является EDS (Electronic Data Systems), работающая в сфере развития информационных систем и разработки систем фирменного управления. Необходимость сетевого характера данной организации объясняется динамикой сложной внешней среды компании, необходимостью в постоянной корректировке управленческих решений, сориентированных на создание и эксплуатацию быстро меняющихся рынков. В рамках бюрократической модели последнее сделать невозможно – нужен тесный, непрерывный контакт с потребителем. Од конкретные заказы компания создавала временные проектные группы. Данные проектные группы образуют креативную сеть, звенья которой работают в автономном режиме и могут входить в рабочие созвездия как внутри компании, так и вне ее.

Аксиома. Если отрасли специализации региона включают сетевые компании как стратегические действующие лица, региональная экономика является сетевой.

Аксиома. В сетевой региональной экономике движителями являются инновационные сети. В региональных экономиках другого типа сетевой ареал имеет оазисный характер и нуждается в особой инфраструктуре поддержки.

Для российских регионов характерна низкая инновационная активность предприятий, низкий внутренний спрос на инновации, оторванность науки от задач модернизации региональных бизнес-процессов. Все это – традиционно для сырьевой экономики. Диаметральная противоположность последней – сетевая инновационная экономика. Развитие инновационного комплекса возможно только в сетевой парадигме.

Инновационные сети и информационная и технологическая идентичность

Аксиома. Инновационный процесс открыт, если он создает элементы ему информационно и технологически идентичные во внешней среде. В этом случае работает эффект инновационного масштаба.

Аксиома. Технологическая и информационная идентичность формируется как формально, так и неформально. Формальный статус инноватора и его продукта позволяет с помощью патентов, лицензий и т. п. эксплуатировать эффект преимущества первопроходца. Неформальный статус позволяет выработать язык, явные и скрытые технологии инновационного взаимодействия, ноу-хау. Неформальный статус базируется на формирующемся понимании исследователем и инноватором определенного объекта, процесса.

Политика открытой архитектуры IBM базировалась на выдаче лицензий на операционную систему PC-DOS другим разработчикам программного обеспечения, создавая информационное и технологическое пространства, идентичное IBM и Microsoft. Таким образом, локальные отношений данных двух компаний и их совместный продукт стали основой, базовым стандартом для стремительно расширяющейся экосистемы, активно проникающей в крупнейшие глобальные комплексы (эффект двойного масштаба).

Инновационные сети и государственное регулирование

Важнейшим объектом государственного регулирования является создание условий для развития инновационных сетей, сетевого сотрудничества университетов и отраслей.

Успешными примерами подобного являются региональные системы инновационных центров в Голландии, многоаспектная сетевая стратегия Германии. Одной из первых европейских инициатив в данной сфере является государственная программа Великобритании Alvey. Сетевая программа ЕС по исследованиям и технологическому развитию, стимулирующая инновационные взаимодействия университетов и отраслей учитывала данный опыт. В результате университеты стали проводить более прикладные отраслевые исследования и более активно стали сотрудничать с отраслевыми инновационными центрами. Данное сотрудничество имело ярко выраженный сетевой характер. В результате в сетевых инновационных связях возникали особые ареалы, получившие статус технопарков.

Инновационные сети и промышленность

Аксиома. Инновационные сети, работающие на индустриальную систему, пространственно к ней тяготеют. Поскольку работа инновационных индустриальных сетей предполагает встраивание в индустриальные операционные и вспомогательные процессы, формирование пространства неявного знания и неформальных коммуникаций, необходимо сложное непрерывное взаимодействие. Кластерные эффекты предполагаю наличие критической массы неформального взаимодействия с активными обратными связями.

Эксперты подтверждают, что «.. поддерживать R&Dв течение длительного времени в отрыве от промышленности… невозможно. Рано или поздно она перемещается туда, где базируется промышленности..» [2]

Формирование креативных отношений в инновационных сетях

Инновационные сети играют важную роль в развитии креативного поведения. Если специалисты находят креативные установки в инновационной сети, они становятся более инновационно активными. Инновационная сеть, как сеть проектов, создает поток проектной деятельности, в котором специалисты могут переходить из одного проекта в другой или участвовать в нескольких проектах.

В сети происходит идентификация инновационных способностей и инновационных ролей, их активизация. В условиях высоких инновационных рисков инновационный энтузиазм, вера и любопытство являются важнейшими элементами сетевых отношений.

Потенциал инновационного пространства: проблемы и возможности

Инновационное пространство формируется в регионах, отрасли специализации которых соответствуют высокому уровню добавленной стоимости. В противном случае возможны инновационные оазисы, имеющие дотационный характер.

Аксиома. В странах с регионами с переходным к рыночному типу экономики возникает пространственный разрыв между созданием и использованием инноваций.

В РФ данный разрыв минимален лишь в двух регионах – Нижегородской и Самарской областях. Сегодня важно использовать их инновационный опыт в создании инновационных драйверов роста другими регионами.

Аксиома. Проявлением региональной ориентации на цепочки низкой добавленной стоимости является то, что создаваемые инновации в данных регионах не востребованы, наблюдается «утечка мозгов». В странах с сырьевой ориентацией регионы, создающие инновации, работают в основном, на внешние рынки. Регионов, создающих инновации больше, чем использующих.

Аксиома. Инновационные драйверы роста самоорганизуются в развитой рыночной экономике. Они отсутствуют на ранних стадиях развития рынка. В сырьевой экономике запуск региональных инновационных процессов происходит в ходе вовлечения интеллектуальных элит региона в международные и федеральные инновационные проекты. Если данные специалисты уезжают из региона, это разрушает основу будущих драйверов роста. Исключительно важно сосздать комфортные условия для работы инноваторов.

Аксиома. Подтверждением успешности перехода от инновационных оазисов к инновационным комплексам региона является формирование инновационных драйверов роста, создающих инновационные цепочки добавленной стоимости, которые способны развиваться как мультиагентные системы.

Аксиома. Потенциал инновационного пространства имеет несколько составляющих: исследовательскую, опытно-конструкторскую, коммерческую. Соответственно, инфраструктурный фактор имеет три аспекта. В инновационной инфраструктуре компании/региона решающе значение принадлежит инжиниринговым структурам и процессам.

Аксиома. Потенциал инновационного пространства имеет разную сущность в механистических и органических организационных ареалах. В механистическом пространство он сконцентрирован в инновационных оазисах, в органических – рассредоточен по инновационным проектным группам, стратегическим бизнес-единицам. В первом случае объектом управления являются особые элементы структуры, во втором – конфигурации инновационных созвездий, мир инновационных комбинаций, в которых формируются микрокластеры.

Аксиома. Чем выше пирамида механистической структуры (особенно сырьевой), тем сильнее бюрократия, поддерживающая сложившиеся статус-кво, соответственно, препятствие на пути продвижения новшеств, инноваций.

Аксиома. Лояльности сотрудника руководителю определенного иерархического уровня бюрократической системы в инновационной системе противостоит наличие собственной точки зрения и ее отстаивание, поддержание непрерывной дискуссии. Дискуссия преумножает компетентность, лояльность ее минимизирует. Лояльность сжимает пространство инновационной сети, творческие конфликты его расширяют.

Аксиома. Потенциал инновационного пространства минимален в атмосфере страха, в которой инициатива наказуема, и сотрудник вынужден подчиняться строгим правилам. Борьба с вариативностью, сокращение степеней свободы действий сотрудника резко сжимают инновационные пространства, выдавливают нарушителей – инноваторов. Это сокращает жизненный цикл организации.

Аксиома. В пространстве, насыщенном информационным обменом. Ошибки неизбежны. Ошибка инноваторов исключает соответствующие альтернативы и учитывается при совершении инновационных трансакций. Наказание за ошибку отдельного сотрудника вызывает негативную цепную реакцию, замедляющую творческие процессы и снижающую потенциал инновационного пространства.

Аксиома. Менеджмент, делающий ставку на системе наказаний, формирует целый пласт карательных организационных элементов, превращает структуру в репрессивную. В атмосфере страха, ошибки сотрудников и целых отделов и т.п. скрываются, формируется организационная культура лжи, двойных стандартов, подрывающая основы доверия. Страх способствует накоплению и мультипликации токсичных активов, подвывающих основы организации и неизбежно приводящих к катастрофе.

В любой организации, генерирующей нововведения, развертывается борьба, в которой сталкиваются новаторы и те, кто пытается сохранить традиционную организационную культуру.

В отличие от традиционных экономических сетей, инновационные сети устанавливают не только горизонтальные отношения между производителями и потребителями, но и институтами знаний, в частности исследовательскими центрами втузов и университетов.

Аксиома. Инновационные сети формируются/самоорганизуются в информационном пространстве, насыщенном информационными связями, в котором присутствует диалог, дискуссия. Существует определенная критическая масса информационной связности, обеспечивающей устойчивость и самовоспроизводимость информационных потоков.

Аксиома. Информационные потоки, соответствующие их перекрестки, микроинформационные узлы, кластеры формируют основу информационной сети.

Аксиома. Информационные узлы приобретают устойчивость только в процессе информационной, креативной самоорганизации. Качество информационных узлов характеризует информационную связность.

Аксиома. Наличие бюрократических барьеров, перегородок приводит к информационной изолированности, разрушает информационную связность.

Аксиома. Доминирование стандартов и стереотипов в общении разрушает живую связность, которая становится все более механистичной, абстрактной. Лозунговый стиль поведения безумен.

Аксиома. Чрезмерный контроль деформирует и искажает информационный поток, фильтруя информацию стратегического характера. Такая тенденциозность создает благоприятные условия для информационной асимметрии.

Аксиома. В креативных системах излишняя упорядоченность и стандартизация информации мешает творческому поиску. Информационное пространство и соответствующие сети должны содержать ареалы информационного хаоса.

Аксиома. Информация, воспринимаемая через призму живого общения, приобретает новую ценность, добавленную стоимость. Появление новых аспектов информационного взаимодействия является важнейшей предпосылкой сетевого инновационного действия.

Аксиома. Сетевая организация является самой гибкой из всех организационных систем, поскольку в креативных самоорганизующихся процессах сетевым образом выстраиваются коммуникации, становящиеся каркасом организационных процессов. Коммуникации и креативные процессы сращиваются.

Интернет как бизнес-ресурс

Интернет представлен, прежде всего, тремя сетевыми компаниями, которые его контролируют, – Google, Facebook, Alibaba. Данные игроки занимают первые места в списке капитализаций мировых компаний. Это свидетельство в пользу конкурентоспособности сетевой экономики, сетевой организации. Интернет является самоорганизующимся сетевым информационным пространством, в котором особое место занимают ИТ-компании, прежде всего Apple, Alphabet, Microsoft (320 тысяч сотрудников), работающие над разнообразными проектами, в частности, созданием искусственного интеллекта. Чтобы создать новые информационные продукты не требуется значительных материальных активов. Происходит рост нематериальных активов, дематериализация производства. Усложняются схемы поиска эквивалентных трансакций, оценки стоимости. Интернет, как мастерская цифровых услуг, находится в постоянной перестройке. Последняя инициирует цифровое переформатирование всех бизнес-процессов. Наиболее восприимчивы сектора самой высокой добавленной стоимости. Прежде всего, это касается четвертого и пятого сектора услуг, в частности, финансовых и банковских (где уже произошла настоящая цифровая революция). Радикально перестраиваются инвестиционные процессы, формируются мультисервисные платформы, создающие новое поколение сетей. Новые двигатели экономического роста приобретают цифровой формат, помогающие исключительно быстро распространить волны успеха на сетевых партнеров.

Цифровая экономика приобретает новый масштаб. Индия планирует к 2025 году ее увеличить до триллиона долларов.

Аксиома. Подключение баз данных организаций к Интернету, в новые онлайн-новые системы позволяет переформатировать внутренние бизнес-процессы, по-новому встроить их в промышленные мезокоплексы, инновационные экосистемы. Данная перестройка позволяет менеджерам организации мыслить категориями региональных мезосистем, многомерно встраивать бизнес-процессы в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости.

На ранних стадиях интернетизации экономики наиболее продвинутые компании создавали интернет-структуры. Последние не только встраивали бизнес-процессы создания продуктов в сеть, но и создавали сопровождающие услуги на основе прямых контактов с потребителем. Следующий этап интернетизации интегрировал НИОКР, инновационные процессы заинтересованных компаний.

В информационных сетях вокруг веб-сайтов формируются сетевые сообщества и бизнесы. Компании проводят в сети виртуальные собрания, мастер-классы, формирующие новые навыки и умения. Инновационные стартапы создают коммуникации и системы трансфера технологий, способны объединяться в инновационные экосистемы. Сети нового поколения связаны с применением цифровых методов в промышленности, сокращением цикла разработки и выпуска новых промышленных моделей. Многомерное цифровое информационное пространство движения новых технологий развивается как динамичная диссипативная структура, что, создает необходимость для соответствующих видов деятельности сочетания режима аутсорсинга и интеграции. Данное сетевое взаимодействие непрерывно эволюционирует в режиме нарастания сложности задач.

В то же время, механизмы разработки и реализации стратегии компаний, регионов сегодня отстают от цифровых практик. Стратегическое действие не всегда осознано организацией/регионом и не получает стратегического статуса.

Аксиома. Новые информационные технологии, позволяющие распознавать многообразия в многомерных пространствах, извлекающие новые знания из больших объемов информации открывают новые возможности выстраивания инновационных бизнес-процессов, инновационной сетевой связности, создания инновационных сетей нового поколения и сетевых экосистем.

Многомерности сети соответствует многомерность матричных структур. Так, в Millennium Pharmaceuticals «каждый ученый, врач, деловой человек является членом различных команд, которые отвечают за разработку новых продуктов, технологии или партнерство между менеджерами». [3]

Это позволяет перейти к многомерным горизонтальным связям, разрушающим барьеры между отдельными звеньями компании и устанавливающими новое качество связности различных стратегических бизнес единиц. Если такой подход сделать экстравертным, создается многомерная сеть.

Аксиома. Объективная оценка уровня, потенциала развития междисциплинарной инновационной проектной группы производится во внешней среде многомерного сетевого пространства как эпизодически по мере появления конечных результатов, так и непрерывно – в процессе разработки отдельных аспектов проектных взаимодействий. В процессе такого анализа может происходить непроизвольная интеграция нематериальных активов оценивающей и оцениваемой сторон. Процесс оценки может формировать новые инновационные сетевые бизнес-процессы.

Аксиома. Мониторинг внешней инновационной среды осуществляется в двух направлениях: поддерживающих и подрывных инновациях.

Аксиома. Алгоритмы смены фаз жизненного цикла базового инновационного продукта не предсказуемы и могут неожиданно для инноваторов прерываться неудачными коммерческими ходами или разрушительными инновациями. Последние радикально перестраивают ценность нематериальных активов. На плаву остается лишь те способности, компетенции, которые вписаны в мейнстрим.

Аксиома. Если базовые инновации не обесценены разрешительными нововведениями, они могут создать ареалы повышенной ценности, быстро реагирующие на новые информационные и инновационные поля и потоки.

Аксиома. Разрушительные инновации переформатируют пространство инновационных экосистем, формируют новые точки роста и соответствующие статусы. Разрушительные инновации приводят к утрате массы лидерских статусов тех, чей авторитет был непререкаем. Они производят революцию в стратегическом видении большого количества компаний и регионов. Если стратегическое видение не скорректировано (стратегическая неуступчивость), это может резко сократить жизненный цикл организации.

Аксиома. Приобретение устойчивых инновационных конкурентных преимуществ связано с непрерывным мониторингом разрушительных инноваций.

Аксиома. Разрушительные инновации на первых стадиях своего развития крайне локализованы и характеризуются чрезвычайно высокой концентрацией линий инновационной связности глобальных инновационных потоков. В инновационных компаниях такие перекрестки должны быть предметом особого организационного анализа.

И нновационные ТНК проводят такой мониторинг в разных формах. Так, IBM применив методику «Инновационной давки» (сетевой онлайновый мозговой штурм), выделила 25 таких локальных инновационных пространств, «сгустков» инновационных линий, кластеров. На веб-сайтах IBM, созданные для каждого такого кластера, не просто размещались разнообразные идеи, соответствующие определенной связности, но анализировались, ранжировались на основе программ интеллектуального анализа текста. Онлайновый анализ отобранных идей завершается выделением ряда новаций, на основе которых формируются СБЕ IBM. То, что не было отобрано моет продолжать свою жизнь за пределами IBM, попадая в инкубаторы проектов различных компаний.

В научной литературе инновационным сетям сегодня отводится стратегическое место. «Во многих отраслях использование сетей стало основным методом инновационного развития... концепция кластеров, по-видимому, уступает место более широкой модели, основанной на формировании сети кластеров, которые обмениваются частью результатов НИОКР, используют сетевой эффект и экономию масштаба для маркетинга продукции… использование сетевого принципа при проведении НИОКР может давать более значительные результаты». [4]

Концепция открытых инноваций рассматривает инновационные связи как сетевые. Инновационная засекреченность и закрытость сменяется взаимодействием с большим количеством партнеров. Это отчасти связано с устойчивым ростом затрат на НИОКР и усложнением правовых правил инновационной деятельности.

Аксиома. Между затратами на НИОКР и масштабом инновационного потока отсутствует корреляция, если процессы коммерциализации неэффективны. Процесс коммерциализации результатов НИОКР содержат большой элемент непредсказуемости, неопределенности. Это создает необходимость в сетевых формах диверсификации коммерческого процесса, использования портфельного подхода.

Первые инновационные сети появились в аэрокосмической отрасли, среде исследовательских лабораторий и консультационных фирм. Горизонтальные креативные и технологические отношения установились между инновационными проектными группами, рыночно ориентированными стратегическими бизнес-единицами.

Использование внутрикорпоративных сетей (интранет) позволяет соединить фундаментальные, стратегические подходы и высокую тактическую скорость инновационной реакции. В интранете четко вырисовывается контур новой стратегической информации и соответствующих формирующихся стратегических процессов. Итранет создает доступность каждого сотрудника к стратегической информации и позволяет его активизировать в нужном направлении (самоактивизация). Таким образом, в инновационном интранете происходит интеграция стратегического и инновационного менеджмента. Интреанет позволяет синхронизировать перестройку нематериальных активов, собранных в интранете единый пучок. Речь идет прежде всего о человеческом капитала, информационных и креативных активах и организационном капитале компании. Такая синхронизация происходи в процесс интеграции различных бизнес-процессов.

Инновационные коммуникации

Аксиома. Инновационные коммуникации внутренне противоречивы, поскольку являются каналами продвижения идей, еще не приобретших четкую знаковую, символическую форму. Данное движение обесценивает массу символов и стандартов, выводя их строя множество других коммуникаций.

Аксиома. Инновационное пространство коммуникаций является непрерывно перестраивающейся сетью, в которой гипотезы, процессы противостояния альтернатив, промежуточные миры, находящиеся между альтернативами, то появляются, то исчезают.

Аксиома. В сетевом инновационном пространстве стратегические коммуникации выстраиваются не менеджерами, а лидерами, создающими сетевые креативные взаимодействия, и связанными с ними сотрудниками.

Официальные коммуникации инновационных компаний эффективны, если используются для неформальных инновационных контактов.

Инновационные сети как особый вид коммуникаций, интегрированных в операционную деятельность

Аксиома. Инновационные сети являются особым видом активных, самовоспроизводящихся на более сложном уровне инновационных коммуникаций, интегрированных в операционную и вспомогательную деятельность. Сам характер конфигурации инновационных сетей влияет на структуру и стратегические процессы сетевой экосистемы. Переходные формы конфигураций высвобождают дополнительный потенциал развития.

Аксиома. Инновационные сети содержат структурные импульсы инновационного развития, кластеры междисциплинарных и межвидовых взаимодействий, информационные матрицы альтернатив управленческих решений и систем трансфера технологий и инновационных лифтов.

Инновационные сети поддерживающих и разрушительных инноваций

Аксиома. Разрушительные инновации создают цепочки наиболее высокой добавленной стоимости, собранные в пучок, и имеющие несколько центров фундаментальных и прикладных исследований, находящихся в сетевом взаимодействии. Они ответственны за создание множества рыночных ниш, новых рынков.

Аксиома. Разрушительные инновации могут быть реализованы только при наличии организационных инноваций, реализация которых несовместима с теми организационными формами, которые типичны для обладателей статус-кво. Такая несовместимость затрудняет сетевое взаимодействие. Поэтому инновационные сети раскручиваются как независимая от инновационных лидеров спираль.

По словам Клейтона Кристенсена и Майкла Овердорфа, разрушительные инновации появляются «…настолько неожиданно и нерегулярно, что ни одна организация не в состоянии вовремя создать процессы для работы с ними». [5]

Аксиома. Разрушительные инновации, и сетевые процессы ими вызванные, генерируются атомистичными инновационными структурами. Здесь работают лидеры новой генерации, которые формируют статус-кво, разрушающий множество устоявшихся эталонов инновационной деятельности.

Аксиома. Скорость раскручивания спирали разрушительных инноваций зависит от выстраивания инновационных отношений с клиентами прежде всего инновационного пояса, которые в состоянии определить перспективность новых инновационных процессов. Появление первых положительных экспертных оценок и первые заказы играет исключительно важную роль в повышении масштаба разрушительных инноваций.

Аксиома. Поддерживающие инновации создаются инновационными лидерами, имеющими статус-кво и инновационный бренд.

Аксиома. Сетевое взаимодействие ареалов разрушительных и поддерживающих инноваций способно повысить капитализацию игроков сети разрушительных инноваций, а также продлить жизненный цикл носителей уже существующих инновационных брендов, повысить их капитализацию. Данное взаимодействие возможно при выходе спирали разрушительных инноваций на заметный масштаб и формировании технологических стандартов.

Аксиома. Для разрушительных инноваций характерна более высокая скорость развития технологий, чем потребительный спрос на соответствующие инновации. Данный разрыв преодолевается, если для потребителя характерен инновационный стиль поведения, а также при наличии устойчивого потока инновационных продуктов нового типа и формировании на этой основе инновационного бренда.

Аксиома. Разрушительные инновации в ходе инновационной диффузии создают поток разнообразных инноваций, опережающих спрос. Со временем потребности начинают опережать технологическое развитие. Это приводит к переходу от инновационной модели развития первого типа ко второй. Первая модель построена на интеграции базовых инновационных процессов с производными, вторая – на разделении инновационных процессов и их специализации. Соответствующие стратегии инновационного развития являются диаметрально противоположными.

Аксиома. Частое переформатирование инновационного бизнеса в процессе инновационной диффузии разрушительных инноваций приводит к усилению негативных аспектов специализации и стандартизации инновационных процессов. Инновационная сеть, выстроенная на такой основе динамична и неустойчива, неравновесна и имеет модульную архитектуру с интерфейсами между агентами сети. По мере перехода к равновесному типу развития инновационная сеть поощряет развитие процессов стандартизации.

Инновационные сети: относительность масштаба



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: