Сетевая организация, сетевые экосистемы: микро- и мезоэкономические аспекты (часть 2)
Фактически это 3-изд. (с сентября 2018 …)
С 1.09. 2018
Содержание
Введение……………………………………………………………… 2
Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект……..……………………………………………………... 4
Глава 2. Стратегический менеджмент региона: сетевой аспект ……………… ……………………………………………195
Глава 3. Инновационные сети – новый вид инновационной организации……………….……………………………..…….. 301
Заключение………………………………….……………………… 473
Список литературы ……..…………………………..………………. 474
Введение
Экономика и менеджмент проходят последовательно этапы сырьевого, индустриального, инновационного и сетевого развития. Для данных типов характерны свои цепочки добавленной стоимости, формы организации, технологические уклады, стили профессионального поведения, движители, соотношения централизации и децентрализации, координационные механизмы, уровень регионализации. Помимо этого существуют переходные этапы, связанные с формированием качественно новых уровней добавленной стоимости и соответствующих им институтов. Развитие в рамках отдельного типа экономики носит эволюционный характер, в переходные периоды – революционный. В настоящее время мир переходит к сетевой экономике. Россия – от сырьевого типа к индустриальному. Особенность сети в том, что она не является структурой, а особым типом организации органического типа с абсолютно доминирующими горизонтальными отношениями. Ее атрибуты - добровольность, партнерство и контрактная форма отношений.
Сеть – высшая форма организационного развития. Она является логическим следствием целой цепочки организационных трансформаций, начиная с органических линейно-функциональных структур рынка совершенной конкуренции, механистических системы периода индустриализации и индустриального развития и заканчивая матричными органическими структурами ранней инновационной экономики.
|
Сетевые организационные процессы предполагают постепенную замену административных отношений между элементами организации и организациями экономическими отношениями. В сетевых организациях команды заменяются цепочкой заказов на поставку продукции. Сетевая координация осуществляется договорными методами.
Сетевая организация – организация, заменяющая вертикальные отношения подчинения, горизонтальными отношениями сотрудничества, свободного партнерства; цепочку властных управленческих решений - сетью заказов, регулируемой рыночными методами и системой контрактов.
В условиях усложняющейся, все более динамичной внешней среды сеть активизирует обратную связь, без которой невозможна вовлеченность сотрудников в стратегические бизнес-процессы.
В монографии в региональном разрезе затронуты вопросы конкурентных преимуществ, на примере Ростовской области рассмотрены некоторые предтечи сетевой экономики, в том числе ее инновационная составляющая и отдельные элементы кластерной организации.
Данная работа является продолжением монографии «Теория сетевой организации: региональный аспект». Второе издание.
Глава 1. Конкурентные преимущества региона: сетевой аспект
|
Сетевая организация и сетевая экосистема расширяют спектр возможностей и способствуют новому, более объемному их видению. Практика развития крупнейших сетевых компаний, возглавляющие рейтинги капитализации, показывает, что ими могут управлять как экстраверты, так и интраверты. Последние могут не только быть вовлечены в сетевые комбинации, но стать их центром, успешно выстраивая стратегические сетевые цепочки, создавая новые рыночные ниши. Решение проблемы выбора технологий, экспертов, партнеров в сетевой среде осуществляется более эффективно. Сеть как пространство интеграции нематериальных активов высвечивает организационные и материальные ценности и выгоды по-новому, позволяет выстроить оптимальные комбинации ресурсов, повысить капитализацию компаний и их сообществ. Размытость нематериальных активов приводит к размытости границ между организациями, создает межорганизационную среду как фабрику конкурентных преимуществ. Это является одним из подтверждений того, что центр тяжести конкурентных преимуществ сетевой экосистемы уходит за пределы частных операционных процессов отдельных компаний в региональную среду.
Для современного региона характерны сетевые конкурентные преимущества (КП). Это означает, что фундаментальные, стратегические компетенции и стоящие за ними стратегические процессы социально-экономического регионального развития конструируются в двух параллельных плоскостях:
- конкуренции;
- самоорганизации разнообразных экосистем, вершиной которых является кластер.
Аксиома. Конкурентные преимущества систем микро- и макроуровня создаются в региональной экономике. Чтобы быть конкурентоспособной страна должна обеспечить ресурсные возможности такой региональной самоорганизации, которая могла бы создавать новые фундаментальные компетенции.
|
Аксиома. Повышение ресурсных возможностей региона в централизованных макроэкономиках предполагает реформы бюджетной децентрализации/федерализма, демилитаризацию, которая высвобождает необходимые ресурсы для регионов.
Аксиома. Если процессы децентрализации макроэкономики не сопровождаются формированием региональных экосистем, значить отсутствуют институты регионального и местного самоуправления.
Современные процессы децентрализации предполагают сетевое предпринимательство с ценностями диаметрально противоположного характера, чем ценности бюрократических структур. Прежде всего, это стремление не минимизировать и свести к нулю риски, а работать с ними. Безрисковое пространство является механистичным, подавляющим предпринимательскую инициативу. Рисковое сетевое предпринимательское пространство учит работать с рисками, самостоятельности, инициативному поведению, дает право на ошибку. Это приводит к тому, что в сети есть ареалы повышенных рисков, ошибок. Сеть способна мобильно сжимать токсичные участки и раскручивать спирали окон возможностей. Это дает возможность рисковать на качественно новом уровне. Поскольку предпринимательство и есть умение рисковать, это создает пространство инициатив высокого уровня.
Аксиома. Сетевые конкурентные преимущества – это, прежде всего, динамический процесс формирования и реализации сетевых предпринимательских инициатив, формирующих активы сети, которые приобретают масштаб в зависимости от их успешности.
Нематериальные активы региона
Аксиома. Стратегические нематериальные активы региона создаются в четвертичном (сетевом) секторе региональной экономики, интегрирующего ведущие отрасли третичного сектора (технологические, инновационные, научные, образовательные, инжиниринговые, финансовые, маркетинговые, юридические, консалтинговые, IT-услуги).
Аксиома. Услуги четвертичного сектора региона с позиций ССП классифицируются, как финансовые, обучения и развития, маркетинговые, инжиниринговые и инновационные.
Аксиома. Услуги четвертичного сектора («новые зоны услуг») концентируются в определенных ареалах региона, страны (Сити в Лондоне, Уолл Стрит в Нью-Йорке, Дефанс в Большом Париже). Данные сектора «притягивают» штаб-квартиры компаний.
Аксиома. Четвертичный сектор как ареал сетевой экономики являются пространством партнерских отношений высших менеджеров стратегических действующих лиц региона, страны, макрорегиона. Здесь формируются межотраслевые взаимодействия и механизмы межотраслевой и региональной координации.
Аксиома. Удачная комбинация отраслей четвертичного сектора является важнейшим КП региона, условием его устойчивого развития и экономического равновесия.
Нематериальные активы сетевого города
Аксиома. Сетевой город/агломерация – город/агломерация креативных пространств (по Вячеславу Глазычеву), развивающихся на основе контрактов, договоров, сетевых отношений. Сетевое развитие предполагает наличие цивилизованных практик переговоров между разными группами интересов. Умения договариваться в сетевом формате являются стратегическими, одними из самых ценных в человеческом капитале города.
Инициатором сетевого института развития крупного города является университет в связке с сильными экспертными общественными организациями. Университет является важнейшим сетевым институтом регионального развития, поскольку формирует базовые нематериальные активы города, региона (технологии, соответствующие знания и компетенции, предпринимательские способности и сетевой образ жизни). Университет представлен институциональным влиянием на стратегические процессы города, региона и соответствующими проектами. Если данного не наблюдается – университет является химерой.
Аксиома. Сетевой университет работает как мультиагентная система.
Сетевой город существует на основе сетевого «включения жителей» (по В. Глазычеву). «Оно появляется тогда, когда у них возникает возможность некоего контроля ближнего круга своего проживания». [1] Проценко, Николай. Агломерация – это договор // Эксперт Юг. 2011. - № 30 15-28 августа. – С.32.
Аксиома. Большинство вопросов «ближайшего круга» не требуют централизованного участия, профессиональных экспертов. Проблемы решаются без посредников. «Ближайший круг» – это 10-15 тысяч человек. В нем формируется сетевой стиль жизни, муниципальная самоорганизация, муниципальное управление.
Сетевой город без его субстанции – «ближайшего круга» - невозможен. Технологии активизации жителей города в решении их проблем, провоцирования интереса сегодня судьбоносны для города, региона, страны.
Региональный риск-менеджмент
Если механистическое пространство доминирования бюрократии делает ставку на механистичное, копирующее поведение ведомого сотрудника, то сетевое креативное пространство поощряет новые идеи, действия, инициативы. Коллективизм также существенно различается – в первом случае работа в команде связана с манипуляцией коллективного центра, зомбированием сотрудника, во втором – с живой игрой, привнесением дискурса и синергетикой взаимодействия.
Аксиома. В органической системе чрезмерная осторожность действий сотрудников крайне опасна, поскольку разрушает основу конкурентных преимуществ.
Аксиома. РМ, если он делает ставку на сжатие высокорисковых ареалов развития, лишает регион конкурентных преимущества. РМ – это прежде всего умелый риск-менеджмент. Новые явления в высокорисковой среде нередко предоставляют региону шанс создать новую цепочку добавленной стоимости, локомотив развития.
Аксиома. Высокорисковая среда региона характеризуется высоким уровнем неопределенности. РМ должен уметь работать с неопределенностью, в частности, используя портфельные подходы, площадки стартапов, новые институты развития.
Аксиома. Если высокорисковая среда региона содержит перекрестки современных технологических потоков и находит институциональную поддержку, она притягивает внешние и внутренние технологические потоки.
Аксиома. Регион как фабрика конкурентных преимуществ развивается при наличии институтов самоорганизации, постоянно обновляющих региональные элиты.
Аксиома. Без механизмов обновления региональных элит развитие региональных экосистем невозможно.
Конкурентные преимущества и сети
Аксиома. Сетевая организация расширяет масштаб конкурентного преимущества, создает систему трансфера уникальных ресурсов, технологий, компетенций, интеллектуальных продуктов, организационных инноваций, другим акторам сети. Конкурентные преимущества операционной деятельности связаны с производством уникальных материалов, комплектующих, ноу-хау, патентов. Конкурентные преимущества нематериальных активов, связанных с торговой маркой, решают проблему позиционирования и открывают возможности занятия определенной рыночной ниши. Пучок конкурентных преимуществ, создающий формат бизнеса, включающий уникальные компетенции операционной деятельности, маркетинга, других аспектов бизнес, собранные в систему.
Аксиома. Конкурентные преимущества организации чаще всего формируются во вспомогательных подразделениях. Сетевое подключение аналогичных структурных элементов внешней среды и интеграция с ними как со своими собственными – важнейший бизнес-процесс, позволяющий совершать трансфер конкурентных преимуществ различных агентов внешнего сетевого пространства во внутреннее. Спектр вспомогательных подразделений, обслуживающих операционную деятельность отдельной сетевой организации возрастает, обеспечивая высокую многовариантность конкурентного преимущества.
Сетевые взаимодействия активизируют синергетические процессы. В современной компании последние действуют как комбинации компетенций СБЕ. Проблема заключается в высокой автономии СБЕ и отсутствии заинтересованности в доступе к уникальным компетенциям других подразделений компании. Проблема трудноразрешима, поскольку механистическое вмешательство здесь разрушает саму основу СБЕ. Искусство управления созвездиями и конфигурациями СБЕ заключается в запуске процессов сетевого их сотрудничества. Фундаментальные компетенции поддерживаются с помощью обмена технологическими идеями и опытом, то есть в процессе сетевых взаимодействий. Чаще всего это внешние взаимодействия, что делает особо значимыми экосистемы, в которых это происходит. Чем более уникальны компетенции, тем более специфичен и уникален данный обмен. Выбор данных взаимодействий компетенций осуществляется соответствующими специалистами, у которых есть собственное видение развития информационного и технологического пространства. Стереотипы компании здесь только мешают, порождая конфликты. Уход носителей фундаментальных компетенций из СБЕ и компании означает исчезновение конкурентных преимуществ.
Сети и ключевые компетенции
Аксиома. Концентрация сетевой организации на одной ключевой компетенции приводит к узкому позиционированию, которому соответствуют стратегии лидерства, дифференциации и фокусирования. Межотраслевые взаимодействия, которые характерны для инновационной СО, требуют интеграции нескольких ключевых компетенци. Данная интеграция в динамичной среде требует внешнего сетевого взаимодействия в определенной экосистеме.
Наличие экосистемы как среды состоявшихся и формирующихся компетенций – жизненно важное условие для современной инновационной СО.
Сетевой капитал человека имеет ареалы высокой связности знаний, компетенций, микрокластеры, центром и генератором которых являются образованные, опытные люди, обладающие лидерскими качествами. Формирование новых стратегических процессов создает новую конфигурацию таких ареалов и приток таких лидеров в новые цепочки более высокой добавленной стоимости.
Ценность капитала человека с точки зрения опыта связана не только с реализацией компетенций в проектной деятельности, но и наличие сетевых связей как в узком профессиональном сегменте, так и междисциплинарных ареалах. Присутствие в СО таких специалистов создает ее интегральные преходящие конкурентные преимущества как конфигурация частных. Специалист по стратегиям Анита Магахан считает, что «…конкурентные преимущества могут быть поняты только на индивидуальном уровне… ресурсы, лежащие в основе конкурентного преимущества, все чаще встраиваются в отношения между людьми. Люди обладают знаниями и прочными связями, а также являются уникальными, так какзнают, как управлять своими активами. Эти отношения более стойкие, чем сами компании, которые владеют этими ресурсами». [2]
Компетенции, приобретаемые человеком в ходе профессиональной деятельности, обладают определенной устойчивостью в подвижной меняющейся среде конфигураций СБЕ, созвездий проектных групп, создавая основу устойчивых конкурентных преимуществ организаций и экосистем. По словам Аниты Магахан, «активы, которые сотрудники создали во время своей карьеры, гораздо более прочны и ценны, чем многие корпоративные активы… определенные виды прочных конкурентных преимуществ связаны с людьми, а не корпорациями…». [3]
Важнейшей сетевой компетенцией являются способности «наводить мосты» между различными специальностями, проектными действиями и технологиями. Мортен Хансен выделяет сетевое правило - «использовать мосты, а не знакомых». [] Хансен – С. 164. Специалисты-мосты помогают другим в поиске связей, экспертов. Для выполнение данной функции необходимо, чтобы специалист разбирался в различных темах, знал экспертное сообщество, имел определенный опыт общения с ним. Обычно это люди с большим стажем, проработавшие в разных компаниях и функциональных и проектных структурах, разбирающихся в широком спектре вопросов, занимавших различные должности. Специалисты-мосты формируют узлы связности, ареалы высокой концентрации качественных связей и высокой их многомерности. Отсутствие таких сотрудников приводит к одномерности, узости, ограниченности сети. Такая сеть неконкурентоспособна.
Аксиома. «Лидерам, строящим мощные сети в компании, нужно убедиться, что у них достаточно сотрудников, выполняющих роль мостов». [] Хансен – С. 165.
Специалисты-мосты налаживают взаимодействия между различными региональными, международными СБЕ, бизнес-направлениями. Особо ценны специалисты-мосты, которые могут как устанавливать сетевые связи между региональными структурами, так и бизнес-направлениями. Их единицы, они уникальны, способны радикально улучшить качество сети.
В корпоративном мире установлена ошибочная схема поиска необходимых экспертов, носителей уникальных компетенций. Обычно в данный поиск вовлекается ближайшее окружение, знакомые, которые не способны «наводить мосты». Особо такие специалисты необходимы в матричной организации, поскольку СБЕ создается специалистами-мостами.
Ключевые компетенции и обратная связь
Ключевые компетенции реализацуются, если адаптированы к конкретным процессам операционной и вспомогательной деятельности. Чрезмерное доминирование их создателей, слабость обратной связи усложняют и могут сделать невозможным их реализацию. Вот почему в организации и действии обратной связи конструкторов и монтажников участвуют топменеджеры. Последние присутствуют при таком контакте конструктуров и монтажников, выявляя слабые и сильные стороны конструкции, технологии.
Сетевой капитал человека
Качество человеческого капитала региона определяется доминирующим технологическим укладом и наличием формирующихся новых цепочек добавленной стоимости, позволяющих выходить на новых технологический уровень. Данные цепочки должны быть обеспечены необходимым человеческим капиталом. Создание систем обучения и развития, работающих в этом направлении, - процесс формирования новых конкурентных преимуществ. В случае успеха это обеспечивает диверсификацию промышленного развития.
Формирование новых цепочек ДС, связанных с новым технологическим укладом определяется успешностью инновационной проектной группы и ее лидера. Инновационная атомизация субстанции такой цепочки ДС на первый план выводит инновационные компетенции ключевых сотрудников проектных групп, на второй - организационные процессы. Это же характерно для глобальной экспансии сети и ее продвижения в новые проблемные регионы.
Прорывные инновационные проектные группы состоятельны, если включают молодых специалистов, владеющих навыками работы с цифровыми технологиями и информационными продуктами нового поколения. Современные методики обучения позволяют быстро вовлечь их в проектную деятельность. Кадровая политика, учитывающая это, руководствуется рекомендацией: «нанимайте человека с учетом его потенциала, а не прошлых достижений». [4]
Аксиома. Если формируются цепочки добавленной стоимости пятого, шестого технологического уклада, человеческий капитал региона приобретает сетевые свойства. Появление институтов развития данных свойств обеспечивает формирование конкурентных преимуществ, соответствующих новому технологическому укладу.
Аксиома. Область проектов данного типа развивается более быстро, если приобретает особый статус и если формируются особые региональные институты поддержки.
Аксиома. Признаком высокого качества СКЧ является его способность кристаллизовать сетевых лидеров, способных создавать драйверы роста нового поколения, активизировать и направить в русло стратегических бизнес-процессов, проектов человеческий капитал.
Аксиома. «Кристаллизация» сетевых лидеров осуществляется в процессе внешне открытой, входящей в предпринимательские созвездия, сетевой самоорганизации. Открытость данных действий – необходимое условие их результативности. Как только сетевая система закрывается, она саморазрушается, ее лидеры перерождаются/заменяются на свою противоположность.
Аксиома. Открытость, мобильность СКЧ – условие его инновационности. Наличие инфраструктуры мобильности СЧК значительно усиливает конкуретнтные преимущества организации, региона. Мобильность обеспечивает своевременный приток СЧК в точки роста, создает условия для инновационной диффузии. Отсутствие мобильность усиливает неравномерность экономического пространственного развития, отрывая человеческих капитал отдельных территорий от источников развития.
Важным условием эффективности капитала человека в сетевой быстро меняющейся среде является разнообразиеи редкость навыков, необходимые для междисциплинарных, межотраслевых взаимодействий. Редкие, интерспецифические навыки могут быть неожиданно востребованы сетевыми игроками при изменении конфигурации экосистемы и превращаются в особое конкурентное преимущество капитала человека. Повышение уровня открытости соответствующей экономической системы повышает востребованность и ценность ее капитала человека и сопутствующих нематериальных активов.
Геймификация кадровой политики
В мире игр происходит идентификация профессиональных интересов человека. Он выбирает те из них, которые его увлекают. Учитывая этот факт, компании разрабатывают игры, которые позволяют это сделать. Более того, они путем системы определенных игровых сценариев и выигрышей, незаметно вовлекают человека в поисковый процесс, ведущий к тем или иным СБЕ, проектным действиям. Игры так создаются, что определяют креативный потенциал будущего сотрудника, его соответствие технологиям и организационной культуре компании. В ходе усложнения игровых задач происходит отбор кандидатов. Решение сложной задачи престижно для потенциального сотрудника, с другой стороны оно решает проблему кадрового отбора без особых затрат. Развитие цифрового и игрового пространства региона постоянно меняет роль и задачи рекрутинговых агентств, бирж труда региона и других институтов рынка труда.
Региональный сетевой капитал человека (СКЧ)
Наличие традиционных компетенций в СКЧ дополняется компетенциями сетевого взаимодействия, способностью «..работать совместно с учеными и инженерами различных направлений и объединять их базы знания, чтобы обеспечивать условия для прорыва..» [5] Создание интегративного организационного пространства партнерства, живого общения предполагает умения выстраивать отношения, работать в команде, выполнять лидерские функции. Сами обучающие, развивающие системы как корпораций, так и региона эффективны, если создают интегративные, креативные группы как узкоспециализированного, так и междисциплинарного характера.
Сетевое лидерство
Аксиома. Лидеры органических систем создают конкурентные преимущества, и активизируют их.
Аксиома. Особенности профессионального поведения и жизненного стиля лидера органической системы проецируются на ее интерспецифические ресурсы и соответствующие нематериальные активы.
Аксиома. Если процессы самоорганизации доминируют над иерархическим подчинением, лидеры не назначаются свыше, а «кристаллизуются» в сетевой среде. Рассматривая последнюю как свой исток, сетевые лидеры делают ставку на развитие организационной демократии.
Аксиома. Централизованное вмешательство в деятельность лидеров СБЕ, разрушает основу последних.
Аксиома. Если в органической организации появляются сотрудники с лидерскими качествами, то при определенном ресурсном обеспечении они способны создать самостоятельную СБЕ. Лидерство дискредитируется, если ресурсные потоки законсервированы и не перестраиваются.
Аксиома. При переходе от механистической к органической системе доминирующая часть полномочий и ответственности из вертикальных превращаются в горизонтальные. Ареалы ответственности меняются из дискретных фрагментов иерархической цепочки они превращаются в пространства, сориентированные на конечный результат.
Сетевые лидеры развивают существующие и генерируют новые сети. К.Клок и Дж. Голдсмит выделяют следующие роли сетевого, «связующего лидерства»:
- формирование контекста ценностей, этики и целостности;
- формирование живой, развивающейся паутины сообществ;
- выстраивание всепроникающего, связующего лидерства;
- создание инновационных, самоуправляемых команд;
- практическое осуществление простых, точных, открытых, дружественных процессов;
- создание комплексных саморегулируемых систем;
- стратегическая интеграция, изменение самого способа измерений. [6]]
Сетевые лидеры формируют связность потоков ресурсов, бизнес-процессов, отношений, создавая ареалы повышенной сетевой активности, развивая организационную демократию. Трансакции в данных ареалах приобретают перекрестный характер благодаря системам трансфера информации, опыта, энергии и многообразию сетевых коммуникаций. Сетевой лидер запускает самоорганизацию, все более усиливающую вовлеченность сотрудника в определенный проект. Ценности организационной субкультуры, создаваемой связующим лидером – честность, открытость, культ обратных связей, терпимость к другой позиции, сотрудничество, непрерывное развитие и поиск новых возможностей.
Аксиома. Сетевая система основана на процессах самоорганизации, которые запускаются связующими лидерами, и возможны пи наличии системы активной обратной связи и соответствующих сетевых коммуникаций.
Таким образом, конкурентным преимуществом как микро-, так и мезосетевой организации являются эффективные связующие лидеры и организационные инновации, ими создаваемые. Проявлением действия таких преимуществ является запуск процессов организационной демократии и атмосфера дружественных процессов, привлекающая инвесторов. Политическая демократия также оказывает сильное воздействие на функционирование связующего лидера.
Аксиома. Организационная демократия сетевой организации является следствием цепочки организационных трансформаций от линейно-функциональных до матричных систем. Она предполагает наличие определенного типа рыночной и политической организации. Человеческий капитал свободного общества с развитыми институтами демократии приобретает сетевые свойства. Люди, ведомые механистичными инструментами (не говоря уже об авторитарных, тоталитарных политических системах), лишены качеств свободного выбора и толерантности, а значит, основы сетевого сотрудничества. Искусственное насаждение сетевой организации здесь приводит к обратным результатам.
Мортен Хансен выделяет следующие черты сетевого лидерства: переоценка успеха, вовлеченность остальных и ответственность за свои поступки. [] Хансен, Мортен. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мортен Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С.182. Лидеры находят точки соприкосновения, выстраивая сетевые связи. Сетевые лидеры изменяют свое видение факторов конкурентных преимуществ, концентрируясь на новых целях, уходят от сложившихся стереотипов, субъективных ошибочных представлений. Поиск нового формата точек сетевого прикосновения предполагает склонность к компромиссным взаимодействиям и вовлечение в процесс принятия важнейших управленческих решений сетевых партнеров. Такие подходы способствуют выявлению новых альтернатив развития, формирования коллективного видения, пониманию стратегических процессов и на этой основе вовлеченности сотрудников в проектные действия лидеров. Сетевое видение и вовлеченности предполагают сетевой диалог, конструктивный дискурс.
Мортен Хансен выделяет следующие моменты модели сетевого поведения:
- лидер ставит личные цели на второй план, а цели компании на первый;
- столкнувшись с ситуацией, когда люди не могут прийти к согласию, может помочь им взглянуть на ситуацию шире;
- находит точки соприкосновения людей с разными целями и планами действий;
- с пониманием относится к людям с разными точками зрения;
- приветствует открытую дискуссию и обсуждение вопросов на раннем этапе работы;
- думает, «как мне вовлечь людей», вместо - «я им скажу, что делать. [] Хансен, Мортен. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству / Мортен Хансен; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – С.185.
Лидер также устанавливает временные рамки решения проблем, которая может бесконечно долго обсуждаться без принятия решений и продвижения вперед.
Сетевое лидерство является само по себе конкурентным преимуществом. Сетевой лидер может одновременно и объединять сотрудников, формируя необходимый ассоциированный капитал человека, способный решать конкретные проектные задачи, и убеждать, создавая основу для вовлеченности.