Формулы для расчета осевых нагрузок




Таблица 11.5.

Ориентировочные рекомендации по выбору подшипников

Отноше­ние Fa /Fr Конструктив­ное обозна­чение и угол контакта Осевая со­ставляющая радиальной нагрузки S в долях от Fr
0,35 - 0,8   36000; а= 12° 0,3 Fr
0,81-1,2   46000; а = 26° 0,6 Fr  
Св. 1,2 а =36° 0,9 Fr

Примечание. При применяют однорядные радиальные шариковые подшипники. Допустимо использование особо лёгкой и сверхлегкой серий. При весьма высоких скоростях лёгкая серия предпочтительнее. Для высоких скоростей подшип­ник с данным углом контакта непригоден

 

Таблица 11.6.

Значения коэффициентов радиальной X0 и осевой Y0 нагрузок

 

Тип подшипника Однорядные подшипники Двухрядные. подшипники
X0 Y0 X0 Y0
Шарикоподшипники радиальные 0,6 0,5 0,6 0,5
Шарикоподшипники радиально-упорные с а°: 0,5     0,43 0,43 0,42 0,38 0,37 0,33 0,29 0,28 0,26       0,86 0,86 0,84 0,76 0,74 0,66 0,58 0,56 0,52
Шарикоподшипники самоус­танавливающиеся и ролико­подшипники самоустанавли­вающиеся и конические 0,5 0,22 ctg a   0,44 ctg a

Примечание. Для пары одинаковых однорядных радиально-упорных подшипников, установленных узкими или широкими торцами ко­лец друг к другу, следует применять те же значения коэффициентов X0 и Y0, что и для одного двухрядного. Для двух и более оди­наковых однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, установлен­ных последовательно (по схеме «тандем»), следует применять те же значения коэффициентов X0, Y0, что и для одного такого же под­шипника.

 

Подбор подшипников шариковых и радиальных с цилиндри­ческими роликами при действии на них только радиальных нагрузок ведут в таком порядке:

а) выполняют эскизную компоновку узла и приблизительно намечают расстояние между подшипниками;

б) определяют реакции опор;

в) определяют эквивалентные нагрузки подшипников;

г) задавшись долговечностью , наиболее нагруженного подшипника, вычисляют по формуле (11.2) требуемую динами­ческую грузоподъёмность его С;

д) подбирают по диаметру посадочного места номер под­шипника, начиная с легких серий, находят его динами­ческую грузоподъемность и проверяют выполнение условия С < [С], где [С] – значение динамической грузоподъёмности по табл. приложения или по каталогу.

Если это условие не выполнено, то переходят от лёгкой серии к средней или тяжелой (при том же диаметре цапфы d). Если подшипник по своим габаритам применить в данном узле нет возможности, то следует перейти к другому типу подшипника, например, от шариковых к роликовым, или к другой схеме расположения их на валу. При осложнениях в выборе радиально-упорных подшипников (при наличии больших осевых нагрузок и др.) рекомендуется переходить на подшипники с большим углом контакта (а = 26 – 36°). В некоторых случаях может оказаться, что все эти меры не дадут желаемого эффекта, тогда следует увеличить диаметр посадочного места и проверить подшипник большего номера.

Если [С] значительно выше С даже при применении подшипника легкой серии (что часто имеет место для тихо­ходных валов редукторов с цилиндрическими прямозубыми колесами и для валов колёс червячных редукторов), то диа­метр цапфы вала уменьшать ни в коем случае не следует, так как он определён из расчёта на прочность; расчётная долго­вечность подшипника будет намного больше регламентиро­ванной.

Выбор радиально-упорных шариковых и конических роли­ковых подшипников ведут в другой последовательности:

а) учитывая условия эксплуатации, конструкцию узла, диаметр цапфы, намечают типоразмер подшипника;

б) выполняют эскизную компоновку узла, определяют точки приложения радиальных реакций (размер а, который зависит от е);

в) определяют суммарные реакции опор;

г) вычисляют эквивалентные нагрузки подшипников (коэф­фициенты X и У зависят от величины е, для нахождения которой необходимо знать типоразмер подшипника);

д) по таблицам приложения или по каталогу определяют динамическую грузоподъёмность намеченного подшипника;

е) по эквивалентной нагрузке и динамической грузоподъёмности вычисляют теоретическую долговечность подшипника, которая не должна быть меньше требуемой; если это условие не обеспечивается, то выбирают подшипники других серий и типов, увеличивают диаметр цапфы вала.

Таблица 11.3. Значения Кт
Ниже приводятся рекомендуемые схемы установки подшипников в редукторах для конкретного конструирования подшипниковых опор, ( см. также [7] ).

 

Рис. 11.5.

Вал-шестерня установлен на радиальных подшипниках (в распор).

 

Во избежание защемления тел качения от температурных деформаций предусматривают зазор (a), превышающий тепловое удлинение , где a = 12∙10-6 коэффициент линейного расширения стали 0С; t0 – начальная температура вала и корпуса, t1 –рабочая температура вала и корпуса, l – расстояние между опорами.

Рис. 11.6. Червячный вал установлен на двух конических роликоподшипниках; правый подшипник «плавающий», (радиальный однорядный)

 

 

Рис. 11.7. Вал установлен на двух радиально-упорных шарикоподшипниках; левый подшипник – «плавающий»

 

 

 

Рис. 11.8. Вал установлен на двух радиально-упорных шарикоподшипниках; левый подшипник – «плавающий»

Более подробно схемы установки подшипников приведены в источнике [7;].

 

Далее показаны наиболее распространённые схемы уплотнений подшипниковых узлов, базирующиеся на серийно выпускаемых уплотнительных элементах.

 

Рис. 11.9. Способы установки ман­жетных уплотнений: а) одноманжетное, б) 2-х манжетное

Рис. 11.10. Лабиринтное (осевое) уплот­нение

Рис. 11.11. Узел подшипника с манжетным уплотнением (за­крытые )

Рис. 11.12. Щелевое уплотнение

 

Рис.11.13. Лабиринтное (радиальное) уплотнение

 

Применение в курсовых проектах войлочных сальниковых уплотнений не рекомендуется.

Таблица 11.7.

Размеры лабиринтных и щелевых уплотнений, мм (рис. 11.10 –11.13)

d вала e f1 f2 t t1 r
10-45 50-75 80-110 0,2 0,3 0,4 1,5 1,5 2,5 4,5 4,5   1,5

 

 

Таблица 11.8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: