В коренном тексте Ламрим еше ньинпо сказано:
Что касается внутреннего способа, то пятеричное великое пространство (махабхьянтара, klong chen) джняны полностью охватывает все внешнее и внутреннее, все живое и неживое. Все дхармы сансары и нирваны – и те, что уже состоялись, и те, которым еще только предстоит, — ни на мельчайшую частичку никогда не удалялись из распахнутости пространства необъятного простора (klong yangs chen po).
Подобный сердцу внутренний цикл содержит воззрение абхьянтараварги, смысл которого разъясняют такие тантры и агамы, как Царственное всеобъемлющее пространство Самантабхадры и другие14. Это воззрение состоит в том, что великое пятиричное пространство джняны, такое как дхармадхату Самантабхадри, полностью наполняет всё [62] — миры, состоящие из неживого сосуда-вместилища снаружи и живого сока-содержимого внутри — как огромная безграничная равнота15.
Получается, что загрязняющие дхармы сансары и незагрязняющие дхармы нирваны — а именно так обозначено всё, что произошло доныне и произойдет отныне, — с точки зрения их шуньи изначально свободны и естественно чисты, независимо от того, какими они могли предстать в твоем переживании. Следовательно, ни одна из них с самого начала никогда ни на пылинку не удалялась из простора сущности, пространства природы и распахнутости энергии (thugs rje) твоей безусловной дхарматы — Самантабхадри16.
Выходит, это не ум проявляется так, чтобы быть воспринятым наружно, а, скорее, обусловленным дхармам (как бы ты их ни воспринимал) негде больше двигаться, кроме как в дхату безусловной природы — подобно звездам и планетам в небесах. Это есть великое беспристрастное видение, превосходящее существование и несуществование, а именно — понимание того, что все дхармы спонтанно присутствуют как живописные украшения личного опыта. В тантре Царственное всеобъемлющее пространство сказано:
|
Поскольку всесодержащее пространство обширного простора —
Есть необъятное обиталище всего,
То нет никакого вовлечения в объекты.
Поскольку мы отбились от природы именно в силу заблуждения,
То логическим анализом его не уничтожить —
Зато можно освободить силой самого этого великого простора.
[63] Созерцание — ключевые моменты четырех знаков
В коренном тексте Ламрим еше ньинпо сказано:
Вот почему, предельно ясная с пятью отомкнутыми дверьми чувств, открытыми нараспашку в неподвижном состоянии безмыслия, необусловленная явная сукха за счет привязки нисходящего опорожнения нераздельно беспристрастно пребывает в состоянии за пределами мысли.
Чтобы воплотить истинный смысл этого воззрения с помощью созерцания, нужно сперва получить благословения Учителя, а за счет этого привести к созреванию метод упражняться в знаках. Затем последует главная часть: забивание основных гвоздей не-созерцания посредством наставления по ключевым вопросам четырех знаков.
Знак ключевого момента ясности — сохранять предельную ясность по поводу шести виджнян «растаявших без затемнения», для чего нужно оставить пять дверей чувств открытыми нараспашку17.
Знак ключевого момента безмыслия — оставаться полностью открытым в таком состоянии ума, когда он не порождает вообще никаких мыслей, для чего нужно оставить двери чувств неподвижными, то есть, ни открывать, ни закрывать их18. Это были два наставления отцовской тантры о том, как ухватить подвижные ветра.
|
Знак ключевого момента сукхи — переживать безусловное полное блаженство телом и умом, связав нисходящее опорожнение с помощью незначительного мысленного подтягивания нижнего ветра19.
Знак ключевого момента неделимости — оставаться в беспристрастной пробужденности, ни к чему не прикасаясь кончиком языка, в состоянии вне мысли и описания. Как сказано:
[64] Нисколько не входя в медитацию, но и не расставаясь с ней, будь неотделим от природы не-созерцания.
Это были наставления материнской Тантры по переживанию сукхи.
Кроме того, поскольку смысл четырех посвящений содержится в четырех знаках, то эти посвящения автоматически завершены. Через переживание смысла четырех знаков (ясности, сукхи, безмыслия и неделимости) в своей сантане, четыре каи будут доведены до завершения, став твоей естественной собственностью в виде: ясность — это нирманакая, сукха — самбхогакая, безмыслие — дхармакая, а неделимость — свабхавикакая.
Подведем итог цитатой из вышеупомянутого трактата:
В безошибочной безусловной природе
Оставайся непридуманным в живом не-деянии.
Само это неограниченное качество — есть простор джняны.
Иными словами, четверной великий простор суммируется так: определиться посредством безошибочного воззрения, практиковать посредством непридуманного созерцания, совершенствовать посредством поведения не-деяния, и переживать посредством безграничного плода.
Эти четыре составляющих включены также в четыре характеристики — обычный ум, естественность, свежесть и расслабуха. Еще говорится, что воззрение означает снова и снова вглядываться в него, созерцание — не отвлекаться от этого воззрения, поведение — помогать воззрению, а плод — осуществлять его.
|
[65] Сокровенная упадешаварга
В коренном тексте Ламрим еше ньинпо говорится:
В особенности же, чтобы постичь сокровенное, биндуваргу устных наставлений, естественную сущность прабхасвары...
Два вышеописанных раздела (читты и абхьянтары) оставляют тонкую форму допущения (assumption), относящегося к познающему и шуньевому аспектам, а поэтому есть опасность вырастить помрачение — базовое отклонение от природы вещей20(gnas lugs, синоним шуньи дхармадхату). Этот же раздел на голову выше предыдущих, ибо здесь превзойдена каждая разновидность предположения, а все виды восприятия обусловленных дхарм [66] находят свое место в рамках безусловной природы — изначально чистой необъятности полной свободы.
Похожий на прямое прижигание чакры, этот сверхобычный сокровенный цикл, подобный сердечной крови или чистой сущности жизненной силы, которому посвящены Семнадцать тантр и другие похожие агамы, — есть Биндуварга упадеши, которая проясняет ключевые моменты устных наставлений21. Чтобы внести естественную прабхасвару, — которая присутствует как основа, недвойственность дхату и ригпы, — в подлинное переживание, в сущность джняны, можно задействовать эту непревзойденную йогу следующим образом.
Большая классификация Ати гласит:
Вот почему эта сущность окончательных тайн —
Как светильник во тьме
Или как лев среди зверей —
Самая необычайная из всех.
Вообще говоря, в описании главной части практики используется два подхода.
Первый подход предназначен для лентяев. Он позволяет стать пробужденным без упражнений с опорой на дхату, и относится к трекчо, то есть к пути безусильного освобождения через осознание того, что ум — суть лишенный корня кадаг (изначальная чистота), с последующим разоблачением ригпы до обнаженного состояния.
Второй подход — для усердных. Он позволяет стать пробужденным посредством практики с опорой на проявление, и относится к тогалу, то есть к пути высвобождения материальности в тело света через осознание того, что прабхасвара – есть лхундруб (спонтанное присутствие), с последующей концентрацией на ключевых моментах прямого восприятия (mngon sum, пратьякша).
В Тантре указующих наставлений говорится:
Совершенная мера безусильного самоосвобождения
Толкуется как трекчо и тогал22.
Итак в соуровенную упадешаваргу входят два раздела: воззрение изначальной чистоты (кадаг) в трекчо и созерцание спонтанного присутствия (лхундруб) в тогале23.
[68] ТРЕКЧО (ВОЗЗРЕНИЕ КАДАГА)
Здесь три части: предварительная, главная и заключительная.