Как сказано в коренном тексте Ламрим еше ньинпо:
Объедини структуру добродетельной практики c наставлениями по четырем тунам, чтобы нераздельные кьерим и дзогрим постоянно были состоянием прабхасвары.
Подобно дрессировщику, так умело укротившему дикого зверя, что того можно теперь водить по главным улицам, обуздай свой ум — не позволяй мышлению гоняться за объектами заблуждения, но придерживайся порядка добродетельной практики. Это значит естественно припечатать явления днем, собрать чувства в самих себя вечером, заключить виджняну в сосуд ночью и естественно прояснить ригпу на рассвете76.
И если, владея этими сущностными наставлениями по глубоким йогам, которые делят световой день на четыре туна, свободный от отвлекающих заблуждений всецело посвятишь себя такой практике, то вскоре сможешь денно и нощно пребывать в присущей основе неделимости кьерима и дзогрима, — в единственном состоянии безбрежной прабхасвары.
[105] Заключительное объяснение плода практики, сочетающей четыре ступени приближения и достижения
Ламрим еше ньинпо гласит:
Средствами Приближения, — ключевыми моментами которого выступают Три двери, врата, вишая, ветер и ум, — достигается Полное Приближение, то есть выражение явленной дхарматы, наяву предстающей перед чувствами.
Зрелище огней, лучей, бинд и телесных форм — есть Достижение возросших переживания и проявлений. Видимость и существование, полностью обнаруженные как каи и чистые земли, — есть кульминация ригпы, Великое Достижение. Так достигнешь истощения дхарм вне представлений, обретешь изначальные сиддхи, а проявления основы, которые возникли из основы, канут в Бинду.
Кратко прокомментирую вышеприведенное по пунктам. «Средства» Приближения к прабхасваре лхундруба включают в себя следующие ключевые моменты. Три двери в их применении к упражнениям, врата как глаза, вишая как внешнее пространство, ветер как тихий, и ум как направленный. В итоге, «применения средств» приводит к постепенному возникновению четырех видений.
[106] Первое из четырех видений — Полное Приближение — это естественное выражение проявлений основы, возникающих из кадаговой основы дхарматы в прямом восприятии индрий77. К ним относятся обители света как знак дхату, бинды как знак джняны, цепочки как знак каи, естественное узнавание как знак каруны и беспонятийная джняна как знак сущности. Неизменное в трех временах, их состояние равноты завершено внутри основы.
Вслед за этим дхату с ригпой «отделяются от бровей» и ярко предстают в прямом восприятии индрий. Это зрелище дхату-проявлений, имеющее природу света состоит из многочисленных непредсказуемых форм и образов, блестящих и сверкающих отдельных лучей и их пучков, а также нарастающего числа бинд с разгорающейся яркостью, внутри которых появляются и застывают парные или одиночные телесные формы Ваджрасатвы и других божеств. Это и есть Достижение возросших переживания и проявлений78.
Затем дхату-проявления всё запечатывают так, что проявления земли, воды, огня и воздуха растворяются естественным образом. В этом пространстве всезаполняющих проявлений необъятной прабхасвары, внутри каждой бинды возникают бесчисленные мандалы пяти семейств будд по пять божеств яб-юм в каждой. Все, что проявляется и существует, полностью обнаруживается как природа кай и чистых земель будд. Ригпа в полной мере достигла такого созревания в телесные формы, что они остаются неизменными даже без того, чтобы их развивать. Этот плод практики — Великое Достижение79.
За счет внешнего исчерпания прироста в проявлениях, внутреннего исчерпания дхарм майядехи и сокровенного исчерпания понятийного ума (buddhi, blo), все дхармы обманутого восприятия исчерпаются естественным образом. Ты выйдешь за пределы понятий о цеплянии за восприятие или невосприятие проявлений и обретешь сиддхи захвата изначальной цитадели кадага80.
[107] А дальше проявления основы лхундруба, которые возникли из общей основы (['khor 'das kyi] spyi bzhi) изначального естественного состояния81, вмиг полностью растворятся внутри неизменной махабинды, а ты реализуешь состояние внутренней ясности (nang gsal) — неизменную в трех временах неделимость трикаи и панчаджняны.
Вот как об этом говорит Проникающий звук 82:
Видение проявленной дхарматы напрямую
Выводит за пределы цепляния за предположения.
Видение возросшего опыта
Заставляет утихнуть заблужденные восприятия.
Видение высшей точки ригпы
Заставляет превзойти переживания пути реализации Трикаи.
Видение исчерпания в дхармате
Рассекает непрерывность трех миров сансары83.
Заключение
Здесь два раздела — основное заключение и дополнительные разъяснения к путям освобождения.
Основное заключение
Слово коренному тексту Ламрим еше ньинпо:
С помощью дополняющих путь вспомогательных наставлений заложи основу для практики и в полной мере реализуй освобождение.
[108] Вот что говорит о важности этих дополнений к пути упражнения в четырех видениях прабхасвары Ваджрный простор:
Четверка вспомогательных наставлений
Абсолютна необходима, чтобы оставить позади вышеупомянутое.
Вот эта четверка: сформировать основу тройной неподвижностью, откалибровать устойчивость через тройное пребывание, засадить колья тройным достижением и проявить освобождение посредством четверной уверенности.
Первое наставление — о неподвижности. Не позволяй телу двигаться — покидать три позы, не позволяй глазам двигаться — покидать три зрака и не позволяй ригпе двигаться — отказываться видеть проявления прабхасвары напрямую.
Второе задает меру устойчивости в дхату и ригпе. Внешние ветра-носители проявлений исчерпаны, а потому дхату и ригпа остаются свободными от колебаний. Внутренние ветра-носители скандх исчерпаны, а потому тело сохраняет неподжвижность. Сокровенные ветра-носители мыслей исчерпаны, а потому движение мысли невозможно. Продвижение в развитии устойчивости измеряется с помощью сновидений84, а его знаки проявляются в теле, речи и уме. Всего этих знаков двенадцать — по три на каждое из четырех видений85.
Третье учит достижению власти над перерождением, возвращением (в сансару) и прана-читтой. Сюда входят освобождение в трекчовый кадаг через умирание подобное пространству, или в стиле дакини, и освобождение в тогаловый лхундруб через умирание подобное морю огня или подобное уходу видьядхары86.
Четвертое наставление сперва упоминает двойную восходящую уверенность, то есть быть свободным от надежды обрести качества нирваны, даже слушая о них, и от страха не обрести их, — в силу понимания того, что нет иного будды отдельно от естественной ригпы.
[109] Иметь же двойную нисходящую уверенность — значит быть свободным от надежды избежать падения в сансару, даже слушая о ее страдании, и от страха такого падения — в силу понимания того, что естественная ригпа изначально свободна от заблуждения, и убежденности в том, что нет никого, кому суждено блуждать в сансаре.
Итак первое наставление предназначено, чтобы заложить основание практики, задействуя ключевые моменты прана-читты; второе определяет разделительные линии между степенями продвижения; третье призвано реализовать ваджракаю великого переноса ('pho ba chen po rdo rje'i sku), в которой исчезает материальность; а четвертое отмечает процесс развития джняны невозврата87.