Здесь разъясняются три джняны: джняна, сущность которой — кадаг, джняна, природа которой — лхундруб, [74] и джняна, которая есть нераздельное единство двух первых31.
Насчет первой джняны в коренном тексте Ламрим еше ньинпо сказано:
Джняна, сущность которой — кадаг, ненаблюдаема и неописуема; она вне слов и аналогий. Это не объект понятийного ума, но изначальная пустая природа, в которой сансара не имеет основы, а нирвана — всего лишь название.
А по поводу того, как убедиться с помощью воззрения, в Тантре сияющего простора говорится:
Джняна, сущность которой кадаг,
Свободна и от неосознанность, и от мышления.
Джняна, природа которой лхундруб, —
Есть шуньевое узнавание и естественная ясность.
Джняна, способность которой всепроникающа, —
Есть безграничная воспринимающая шуньята.
Таким образом, сущность описывается как нераздельность ригпы и шуньяты, природа — как нераздельность узнавания и шуньяты, а способность — как нераздельность восприятия и шуньяты. Первая из них — джняна, сущность которой кадаг, — ненаблюдаема даже глазами будд, поскольку не состоит из реальности и не имеет атрибутов. Не имеющая ни основы, ни корня, она неописуема в терминах «та или иная». Она лежит вне любых слов для ее постижения или аналогий для сравнения. Будучи непостижимым основным состоянием, она не является объектом понятийного ума. С начала начал — это основное условие, или природа, которая сама по себе шунья. Джняна кадага никогда не была субъектом заблуждения или освобождения. В ней сансара не имеет основания, а «нирвана» — не более чем относительное наименование без истинного существования32.
[75] Шестиричный простор гласит:
Будучи шуньей, она свободна от концепций объектов.
|
Вторую джняну коренной текст Ламрим еше ньинпо описывает так:
Спонтанно присутствующая природа — есть неограниченное выражение (rtsal) джняны. Подобно солнечному свету в небесах, она везде проникает и пребывает как жизненная сила каждого. Не раздельная ни с чем, она не входит частью ни в сансару, ни в нирвану.
Джняна, природа которой лхундруб, — есть безграничная осознающая ясность этой же самой изначально чистой сущности, которая находится вне мысли, слова и описания, и является самовыражением (rang rtsal) своей изначальной джняны. Подобно тому, как лучи солнечного света в небесном просторе освещают все без разбору, она заполняет всю сансару и нирвану, живое и неживое, и пребывает как жизненная сила или сущность каждого33. Это не похоже на опору и нечто ею поддерживаемое, — скорее, как пространство, заполняющее остальные махабхуты, она пребывает нераздельно со всем, и, таким образом, не ограничено причастностью ни к сансаре, ни к нирване. Как сказано в предыдущем трактате (Шестиричный простор):
Будучи осознающей, она игнорирует ограничения бытия и небытия... Она свободна от многочисленных концепций произнесения слов.
О третьей джняне коренной текст Ламрим еше ньинпо говорит следующее:
Эти две джняны — вне понятий одно и множество.
Это естественное состояние бесформного единства,
[76] Невидимое, царь всех воззрений, —
То, на что владыке йогинов в его личных переживаниях
Нужно указать, дабы реализовал это как воззрение.
Две первых джняны — пустая по сущности и осознающая по природе — вне любых понятий одно и множество, но с самого начала суть естественное и основное состояние (rang babs kyi gnas lugs) нераздельного единства, подобного нераздельности пламени свечи с ее светом. Оно не имеет формы и не было никем сотворено34. Это естественное состояние, невидимое при разделении на субъект и объект, находится вне понятийного ума, а потому его и называют царем всех воззрений, выше которого нет35.
|
Это именно то, на что владыке реализовавших йогинов с поправкой на его личное переживание должно быть указано с помощью символов, наставления или благословения, как на истинное состояние воззрения, подлежащее реализации в действительности36.
Вот как об этом говорит Великий Гаруда:
Эта природа за пределами поведения, созерцания или воззрения — есть непридуманное переживание, которое освобождают, просто оставив в покое.
Практика созерцания
Здесь две части: созерцание и мерило практики.
[77] Созерцание
В коренном тексте Ламрим еше ньинпо сказано:
Теперь о том, как практиковать созерцание. Этот ум-сущность, единство ригпы и шуньяты, эту мгновенную свежесть, не испорченную мыслями трех времен, напрямую наблюдай в действительности, позволив ей пребывать в естественности.
Мысли, отвлекающиеся на внешние объекты, гаснут. Застывшее, сосредоточенное внутри внимание, растворяется в самом себе. Безусильным расслаблением в состоянии без отправной точки, реализуешь великую равноту дхарматы.
Вслед за реализацией изначального состояния свободы посредством воззрения, идет практика «разрешения быть в реальном» посредством созерцания, которая состоит в том, чтобы позволить ригпе прибыть в ее изначальную природу (gshis thog).
|
Для этого узнай свою собственную природу — то есть, что сам твой ум превосходит обладание опознаваемой сущностью; что твоя ригпа — есть полная распахнутость, свободная от понятийных атрибутов, пустая и осознающая сваямбху-джняна; а также, что эти два аспекта не разделены, но являют собой изначальное единство, которое — суть ничто иное, как дхармакая.
Когда предыдущая мысль прекратилась, следующая не началась, а ты не исправляешь и не изменяешь мгновение нынешней джняны, то эта свежесть обычного ума, известная как «четвертая часть без трех», — есть изначально чистое состояние вне понятий, не испорченное мыслями трех времен37. Убедись раз и навсегда, что кроме того, чтобы позволить себе пребывать в подлинной естественности, нет ни [78] мельчайшей пылинки того, что нужно делать c помощью медитации. Так ты напрямую увидишь, что необусловленная самоприрода (rang babs) в действительности похожа на искрящееся ясностью безоблачное небо38.
И как только в это время возникнут мысли, отвлекающиеся на обманчивое восприятие шести внешних обусловленных объектов-вишай, отпусти их без фиксации, — и тогда они исчезнут без следа, став пустым движением вроде волны, опадающей обратно в массу воды39. Коновязь умышленного одобрения и неодобрения — фиксированное внимание, сосредоточенное внутри на том, чтобы не отвлекаться от состояния безусловной природы — самопроизвольно исчезнет как тающий в небе туман40. Таким образом, выпадая из разряда как воспринимаемого, так и воспринимающего, обретаешь уверенность в освобождении через постижение того, что буквально все переживаемое тобой имеет природу дхармакаи, обнаженного состояния осознающей шуньяты, свободной от понятий.
Позволив себе оказаться в состоянии без отправной точки или без фиксации на каких бы то ни было понятийных атрибутах, — свободно отвязав внимание без нужды прикладывать какое-либо намеренное усилие, — ты постигнешь великую равноту дхарматы, беспристрастное переживание дзогпа ченмо, изначальную чистоту, которая завершена внутри основы41. Великий Гаруда гласит:
Свободное пребывание вне практики — и есть само естественное осознание, ригпа; вне слов и понятий, оно превыше всего. Твое естественное состояние не требует исправления с помощью сосредоточения — чтобы его вернуть, надо его вспомнить, а вот если его двинуть, то оно растворится в самом себе.
Мерило практики
Как сказано в коренном тексте Ламрим еше ньинпо:
В это время всякое испускание и собирание мыслей
[79] Растворяется в обнаженном само-узнавании, как волны в воде.
Подобно пламени светильника, неподвижного в безветрии,
Пребывай в однонаправленности, все же осознавая природу пребывания.
Хоть и познание, да без фиксации; хоть и осознание, однако без рассеяния.
Хоть и непридуманность, но нет цепляния и за нее.
Таким образом, когда созерцание и после-созерцание стали одним целым...
В то время, когда узнал обнаженное состояние сознающей шуньяты и остался в покое своей основной природы без измышления, то какое бы испускание и собирание мыслей ни приключилось, оно не нуждается в повторном освобождении с помощью внимательности. Вместо этого они растворяются в обнаженном состоянии свободного от мыслей самоузнавания, как вода и волны, которые не отличаются от нее, даже вздымаясь на большой реке.
Подобно неподвижному в безветрии пламени светильника, что горит тогда ярко и ровно, ты однонаправленно пребываешь в ригпе. Однако ты сознаешь татхату этого пребывания (gnas pa'i de nyid), не искаженного удержанием объекта и его восприятием. Сознавать-то сознаешь, но мысли, понимающей это твое сознавание как «нечто», — нет, а вместо этого ты ярко переживаешь обнаженное и бдительное узнавание, лишенное основы и корня. Хоть это осознающее качество не ограничено, но нет рассеяния в виде движений обычной мысли насчет шести видов объектов-вишай.
При полном отсутствии какого бы то ни было измышления понятий, нет и склонности цепляться за это, а твоя практика воспринимается как непрерывная прабхасвара, независимая от чередования медитаций и перерывов между ними. Без какой-либо необходимости одобрять [80] неподвижность или осуждать возникновение мысли, ты раскрываешься в свободное состояние распахнутого простора. Освобожденная от различий между шаматхой и випашьяной, ставшими единым целым внутри самой осознанности, твоя созерцательная практика становится совершенной. Как говорил Гараб Дорже:
Поскольку эта ригпа, не обладающая истинным существованием,
Ничем не ограниченна в том, как проявляется ее естественное сияние,
То все, что появляется и существует, проявляется как сфера дхармакаи,
А это проявление освобождается в самом себе.