Вступление в прямое восприятие посредством четырех ключей




Коренной текст Ламрим еше ньинпо гласит:

Ключ к телу — принимай позу льва, слона и риши.
Ключ к речи — упражняйся в тихом дыхании — вдох-выдох.
Ключ к уму — не отвлекаясь, однонаправленно сосредотачивайся на вишаях.
Ключ к вратам — смотри вверх, вниз и по сторонам.

Открой свои три двери этими четырьмя ключами и приступай к прямому восприятию. Эти четыре — ключи тела, речи, ума и врат56.

По поводу первого, ключа тела, тантра Простор ясности гласит:

Не позволяй своему телу удаляться от трех кай.

[96] Во исполнение принимай асану дхармакаи — позу льва, асану самбхогакаи — позу слона, и асану нирманакаи — позу риши. Промежуточные результаты — в том, что первая асана естественно очищает махабхуты, вторая захватывает подвижные ветра, а третья вырабатывает туммо и уравновешивает махабхуты. Конечный результат — в том, что ты уходишь в паринирвану, освобождаясь в три каи.

О втором, ключе речи в Завете сказано:

Двигаясь по ступеням практики,
Добивайся устойчивого покоя, а еще — выходи за пределы.

Чтобы этого достичь, старайся говорить все меньше, почти ничего не говори, обходясь одними только жестами, и тогда приведешь ныне заблужденную речь к остановке, чтобы не нарастали клеши. В результате ты соединишься с неописуемой природой и уйдешь в нирвану посреди простора ваджрной речи будд.

В частности Завет гласит:

Практикуй во всей полноте кроткий ключ ветра.

Как было сказано, пока дыхание не сделано легким, оно продолжает сбивать с ригпы, которую будет никак не ухватить. Поэтому практикуй мягкость движения воздуха внутрь и наружу — вдох и выдох. По этому поводу говорится:

Если ветер на выходе и входе легкий и равномерный,
То оставь его слегка снаружи, чтобы остановить вдох и выдох.

Прекращение вдоха и выдоха приведет к вынужденному прекращению умозрительной деятельности с той целью, чтобы дхату и ригпа могли оставаться неподвижными.

О третьем, ключе ума, в Проникающий звук сказано:

Ум же совершенствуй, нацелившись в пространство.

[97] Обрати свои индрии твердо и однонаправленно в безупречное поле совершенно пустого внешнего неба57. Глубоко погрузившись в созерцание, представляй, будто твое сознание растворяется посреди этого неба. В результате отчетливо вспыхнет внутренняя лампа чистого пространства как пустое и осознающее состояние ригпы.

Как следствие, в настоящем ты наяву испытаешь состояние познающей джняны. В будущем — войдешь в пробуждение без остатка.

По поводу четвертого, ключа врат, Проникающий звук гласит:

Гляди зраками трех кай.

Упомянутый зрак дхармакаи — это взгляд, направленный вверх на ушнишу. Зрак самбхогакаи направлен в сторону, вправо или влево, как при выпрямлении отрезка бамбука. Зрак нирманакаи — это взгляд полуприкрытых глаз чуть вниз, как у созерцающего риши. Каждый из зраков нужно сочетать с подходящей асаной из трех вышеупомянутых58.

Применяя эти ключи, осознаешь внешнее и внутреннее пространства (дхату) и постигнешь ригпу, за счет чего замутненное восприятие возникнет как чистая земля будд.

Главная часть

В пяти разделах главной части объясняются: объект практики — бинда прабхасвара-джняны; способ практиковать; полезные советы о том, как задействовать все десять особенностей такой практики; сочетание ключевых моментов практики с наставлениями по четырем тунам; объяснение плода практики сочетания с четырьмя ступенями приближения и достижения.

[98] Объект практики — бинда прабхасвара-джняны

Начнем с цитаты из коренного текста Ламрим еше ньинпо:

Сияние нерушимой и безусловной прабхасвары проявляется в центре твоего сердца через самосущий тайный путь хрустальной трубки, поддерживаемое лампой дальнего света, в свободном от помех внешнем пространстве, на закате и восходе, в пятицветном кольце светильника чистого пространства, посреди синего, игристо-ясного светильника пустой бинды, в виде плавающих ваджрных цепочек.

Из какой же основы возникают проявления реальности при сосредоточении на четырех ключевых моментах? Эта основа — нерушимая сфера чистых сущностей, безусловная прабхасвара, то есть сама познающая джняна, в центре твоего сердца, которая — подобно зажженному внутри сосуда светильнику — проявляется в виде сияющих лучей света59. Как гласит Простор ясности:

В обители этого драгоценного тела
Сущность как пустое узнавание присутствует в виде каи.
Природа как сияющая прабхасвара присутствует в виде сфер света.
Каруна как явленная шуньята присутствует в виде ламп60.

Поскольку сущность присутствует в виде дхармакаи, то смысл согласуется с принципом кадага (изначальной чистоты). Поскольку природа показывает [99] себя в виде света, то символ согласуется с телом-мандалой Тайной упадеши. Поскольку каруна проявляется в виде ламп, то знак согласуется с Сокровенной сердечной сущностью (snying thig yang gsang) 61.

Через какой же путь они проявляются? А проявляются они через самородный тайный путепровод Ваджрасатвы, проходящий по каналу-нади, известному как «хрустальная трубка кати », — через этот световод, который соединяет сердце с глазами подобно нити белого шелка. За счет этого-то они и видны посредством водяной лампы дальнего света в органе зрения62.

А в каком поле они проявляются? Их видно внутри внешнего пространства-дхату в том смысле, что пустое небо служит зеркалом для проявлений63, а возникают они внутри внутренней лампы чистого пространства-дхату как отражение фигуры владельца64. Таким образом, когда чистое и ясное небо свободно от таких помех как пасмурность, облака или туман65, нужно смотреть с утра на запад, а с полудня — на восток. И наоборот, чтобы проявления прабхасвары могли появиться с легкостью, смотри утром на восток, а вечером на запад, сочетая созерцания с двумя пучками лучей во время восхода и заката солнца.

Как именно они проявляются? Вначале у бровей появляется лампа чистого дхату из света сильно проникающей сини66, которая затем постепенно увеличивается, превращаясь в радужное кольцо из пятицветного света в сопровождении сфер поменьше67. Внутри него возникает лампа пустой бинды, сперва в виде смутных очертаний, вроде кругов на воде от брошенного в пруд камня, а в конце — в виде темно-синих и сверкающих ясностью бинда-сфер. Внутри них, появляются подобные уму владельца ваджрные цепочки ригпы, похожие на нити жемчуга, то приплывающие, то уплывающие, то плавающие вокруг с разной скоростью68.

Как гласит Сияющий светильник:

Внутри чистоты джняны глаз
Появляются сияющие и сверкающие пятицветные лучи
Или же неизменная вездесущность,
[100] Великое естественное сияние синевы.
Поскольку возникающие проявления ничем не ограничены,
Они появляются как формы внешней вишаи.

Вот что о способе проявления говорит Тантра совершенного льва:

Внутри пространства — лампы дхату —
Ярко присутствует ригпа в виде цепочек.
Внутри пространства — в кольцах света —
Ясно возникает ригпа в виде проявлений пяти тел.
Эти три — пространство, ригпа и джняна —
Видны отчетливо, хотя и нераздельны.

Тексты подробных наставлений этой традиции упоминают разное число ламп — девять, шесть или четыре. Последние четыре лампы содержат все предыдущие, и на деле именно их и нужно применять в практике69. В девятиричную классификацию входит устойчивая лампа основы — тождественность сущности, природы и каруны, которая распространяется повсюду как пустое узнавание, пронизанное ригпой.

В контексте пути, внутри имеется «лампа читтовой плоти», некое обиталище, которое служит опорой чистых сущностей в сердце. Оттуда проявления прабхасвары возникают через путь «лампы белого гладкого нади» — пять каналов света джняны, известных как «хрустальная трубка» и другие. Они появляются через глаза, «водную дальнобойную лампу», и включают: «дальнобой, составленный из бхутов» — опора для зрительной индрии, «дальнобой из индрии» — виджняна зрения, способная понимать восприятия рупы, и «дальнобой из джняны» — истинная дверь светоканала.

Из-за того, что они сходятся в одной точке, снаружи оказывается «пустая лампа чистой дхату» — «великая проникающая синь», куда включены пятицветные огни, — внутри которой появляется сферическая «лампа [101] пустой бинды» с окантовкой, в начале размером с две-три горошины, а в конце — бесчисленные и необъятные.

Все эти лампы заполняет «лампа сваямбху праджни», которая — есть самопознающая (rang rig) джняна. По мере того, как она становится ясней и устойчивей, посредством восьмеричного пути растворения обретаешь уверенность в состояние освобождения, которое — суть «лампа этапа бардо70».

Основа освобождения — «лампа окончательного плода » — есть изначально чистое внутреннее пространство, «тело юного сосуда», украшенное шестью особыми качествами71. Лхундрубовское излучение его энергии- цал (lhun grub gdangs rtsal) — есть ваджрное тело великого преображения, которое действует на благо других, пока длится сансара.

Способ практиковать

Как сказано в коренном тексте Ламрим еше ньинпо:

Воткни кол ригпы внутри пустого пространства в непостижимое состояние, свободное от воспринимающего и воспринимаемого. В спокойствии однонаправленного ума, глаз и дыхания переживание внутренней лампы сваямбху-праджни проясняется как пустое узнавание за пределами мышления, описания или концепции.

Вот способ развить привыкание к такому дхату и ригпе. Внутри дхату пустого внешнего, внутреннего и сокровенного неба72нужно «воткнуть кол ригпы», то есть сосредоточиться на ключевых моментах трех дверей и направить пристальный взгляд на ваджрные цепочки. В результате появятся непостижимые проявления дхату — естественная прабхасвара изначальной джняны. Практикуя, сохраняй свободу [102] от двойственных понятий «видящего некто и видимого нечто» — то есть внешне воспринимаемых объектов и внутренне воспринимающего ума.

Пребывая в этом состоянии, однонаправленно сосредоточься на ключевых пунктах сведенной в одну точку триады, куда входят — ум как внутренняя основа для проявляния, зрительная индрия глаз как внешние врата для проявления, и выдох-вдох как движущая сила (посредник?) между ними. Оставайся в этом спокойствии, поддерживая естественное состояние. За счет этого субъект и объект нераздельно смешиваются, а в результате проявления прабхасвары «отделяются от бровей» и возникают с неизменной яркостью. Так постепенно разворачиваются проявления и познавательные переживания четырех видений.

На основании этого переживание внутренней «лампы сваямбху-праджни» становится все четче и устойчивей и проясняется как пустое узнавание, сверкающее как центр пространства, за пределами всех видов умопостроений, непостижимое мыслью и неописуемое словами, — проясняется самопроизвольно и таким какое оно есть по природе.

Через это ты вскоре избавишься от неведения поскольку познающая видья-джняна (rig pa'i ye shes) присутствует на деле. Даже если жизнь твоя закончится, на уровне нирманакаи ты уже освободился. В дальнейшем ты разовьешь четыре видения до совершенства и обретешь достижение без остатка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: