В коренном тексте Ламрим еше ньинпо говорится:
Выполняя предварительные практики, сочетай тренирующую тело ваджрасану с речью четырех йог слога HUM. Исследовав, как ум возникает, пребывает и уходит, оставайся в естественности и свежести, свободным от умственной деятельности.
Есть три вида предварительных практик: тренировка тела, речи и ума, а также пребывание в естественности и поддержание свежести.
[69] Тренировка тела
Тантра Проникающий звук гласит:
Телом придерживаясь ваджрасаны,
Тренируйся на пользу уму.
Пусть твое тело примет позу трехконечного ваджра, которая символизирует объединенный путь Триджняны и Трикаи, и пусть твой ум также визуализирует это24. Общее назначение этой практики состоит в том, чтобы очистить телесные проступки и усмирить препятствующих. Особое — предотвратить падение обратно в сансару за счет отречения от привязанности к телу как к реальному. В результате физическое тело станет ваджрным телом, нераздельным с нирманакаей.
Тренировка речи
Сочетай это с четырьмя йогами слога HUM. Вот как об этом сказано в тантре Проникающий звук:
Придерживаясь речью слога HUM, нужно запечатывать, развивать силу, обретать гибкость и посылать в дорогу...
Первая из йог состоит в испускании наружу многочисленных слогов HUM из слога HUM в твоем сердечном центре через правую ноздрю. Пока ты без конца негромко повторяешь мантру HUM-HUM-HUM..., они полностью заполняют все вокруг. Затем представляй, что они заполняют твое тело, возвращаясь уже через левую ноздрю, и теперь всё — снаружи и внутри — переживается как имеющее природу слогов HUM. Эти шаги составляют «запечатывание», назначение которого состоит в освобождении всего от вещественности.
|
Выполняя вторую йогу, представляй, что из слога HUM в твоем сердечном центре появляются бесчисленные темно-синие слоги HUM, похожие на разряды молнии — сильные, жгучие, острые и быстрые. Они пронзают объекты твоего восприятия и само твое тело, превращая их в решето25. Считай, что [70] «развил силу», если после начитывания с напряжением слогов HUM стал переживать всё, как лишенное вещественности. Назначение этой йоги состоит в освобождении ощущений в прабхасвару, а скандх — в радужное тело.
В третьей йоге созерцай, как вереница слогов HUM, выходя из твоего сердечного HUM по спирали обвивает некую опору визуализации, например, воткнутую перед тобой палку, а затем по одному возвращается в обратном порядке. Гоняя так вереницу слогов вперед-назад под мантру HUM, достигнешь «гибкости», суть которой в том, что твое внимание становится податливым, а назначение — достижение умственной подвижности26.
Практиковать четвертую йогу — значит посылать тело и прану-ум, объединенные в синий слог HUM, вперед себя этакой «походкой ракшаса», упражняясь в чередовании все более далеких уходов и возвращений слога в место твоей дислокации. При освоении техники «послать в дорогу» твои мысли автоматически отсекаются, уступая место переживаниям сукхи, ясности и безмыслия27.
Общее назначение этих четырех йог состоит в том, чтобы очистить проступки речи и привести препятствующих к умиротворению. Особое — в том, чтобы предотвратить падение обратно в сансару за счет отречения от цепляния за свой голос как нечто реальное. В результате твой голос становится ваджрной речью, нераздельной с самбхогакаей.
|
Тренировка ума
Как сказано в тантре Проникающий звук:
Сперва источник ума,
Затем его местопребывание, а под конец — уход.
Исследуя три этих места,
Тренируй свой ум и познаешь его природу.
Итак, во-первых, нужно тщательно всматриваться в этот «ум» и исследовать его, этого живого и любопытного познавателя любого наслаждения и страдания, чтобы понять, где или откуда, из какого источника он возникает — снаружи или изнутри; в мире-сосуде или в существах-соках, его населяющих; в нижней или в верхней части твоего тела; из проявленности или [71] из шуньяты? Наблюдай и исследуй также объекты поиска и самого искателя.
Во-вторых, исследуй и выясни, где пребывает этот ум: снаружи или внутри, в мире сосуде или существах-соках, в различных частях твоего тела и так далее. Разузнай также, по каким видам формы, цвета, действия или индивидуальности его можно распознать.
В-третьих, разберись, куда именно уходит этот ум, когда кажется, что он вдруг появился, а потом полностью исчез.
Проведя подобные исследования, ты поймешь, что ум не появился из какого-либо места снаружи или внутри, не возник в мире-сосуде или существах-соках, не пришел из проявлений или шуньяты, равно как из чего бы то ни было конкретного или абстрактного. Он вообще нигде не обитает и вообще никуда не уходит, а основы или корня у него нет. Одним словом, с огромным упорством ищи и исследуй откуда приходит ум, где пребывает и куда уходит, пока окончательно это не установишь28.
Общее назначение этой практики состоит в том, чтобы очищать проступки ума и усмирять препятствующих. Особое назначение — предотвратить падение обратно в сансару за счет отречения от цепляния за ум, как за нечто реальное. В результате твой ум становится ваджрным умом, нераздельным с дхармакаей.