Как сказано в коренном тексте Ламрим еше ньинпо:
Приближение к джняне — значит отыскать тайну ума; полное приближение — опознать свою природу как подлинное состояние; достижение — выбрать экабинду (thig le nyag gcig); а великое достижение — обрести уверенность в освобождении. Через обладание состоянием четырех невозмутимостей-чожагов (cog bzhag), изначально чистым пространством распахнутости, ты прибудешь, наконец, в состояние сущности Самантабхадры.
Перед тем, как трекчо восстановит свежесть изначальной природы, приближение к сваямбху-джняне состоит в отыскании некоего тайника ума, который позволит сделать вывод о его невозникаемости. Далее, полное приближение — значит узнать в своей изначально чистой природе самопознания (rang rig ka dag) подлинное и непридуманное основное состояние (gnas lugs)47. Остаться в состоянии достижения — значит решить раз и навсегда, что сансара с нирваной целиком завершены внутри самосущей единой сферы, убедившись, что она неограниченна. Наконец, великое достижение состоит в обретении уверенности [87] в отсутствии необходимости повторного освобождения врожденного состояния изначального освобождения48при помощи лекарства. Восходя по этим ступеням, ты развиваешь силу в недвойственности. Вот как это описывает Проясняющий светильник:
Чожаг горы — это образец воззрения49.
Чожаг океана — это образец созерцания.
Чожаг переживания — это образец поведения.
Чожаг ригпы — это образец плода.
Йогин, владеющий этими четырьмя образцами,
Смешал свой ум с окончательным смыслом.
Воззрение чожага горы — это обретенная уверенность в полной неколебимости ветрами событий за счет пребывания в состоянии безусловной природы.
|
Созерцание чожага океана — есть беспрепятственная яркость чувств в широко распахнутом состоянии ригпы, подобном океану, неволнуемому ветром. Даже когда в нем появляются объекты восприятия — например, отражения планет и звезд — оно свободно от формулировки понятий субъект-объект, и тем подобно океану, которому не могут повредить отражения.
Поведение чожага переживания состоит в том, чтобы ни подтверждать, ни опровергать какой бы то ни было вид обусловленных дхарм, которые могут появиться в зерцалоподобной яркости ригпы, но вместо этого позволить войти в освобожденное единовкусие воспринимаемого и воспринимающего.
Плод чожага ригпы — значит позволить естественно быть в самоосвобожденном состоянии безмерной распахнутости, без каких бы то ни было попыток что-либо выдумывать или измышлять, а также залипать на или цепляться за неопознаваемое, широко распахнутое состояние ригпы.
Обладая такой четверкой образцов чожага, ты уже не зависишь от некоего момента в будущем и прямо сейчас приходишь в состояние основы освобождения Самантабхадры, в самую сущность пробуждения, то есть, в изначальное дхармадхату изначально чистой распахнутости.
[88] Заключение воззрения кадага
Коренной текст Ламрим еше ньинпо гласит:
Короче, разные сосуды и соки, пусть и отдельные друг от друга, имеют один и тот же вкус в непрерывности пространства.
И точно так же, числом непостижимые добродетельные пути и их плоды самосовершенны (rdzogs pa) в непрерывности ригпы как великого спонтанного присутствия (лхундруб).
Позвольте мне привести краткий пример, иллюстрирующий естественное состояние татхатвы, то есть воззрение изначально чистой основы. Несмотря на то, что внешние миры-сосуды и населяющие их разумные существа-соки — со всем различием их обиталищ, тел и окружающей среды — не похожи друг на друга по множеству характеристик, они, тем не менее, обладают полным единовкусием в непрерывности открытого пространства (nam mkha'), поскольку все без исключения махабхуты содержатся внутри его шуньевой безмерности.
|
Сходным образом, в смысле удобства, как временные ступеньки «колесниц для божеств и брахм», так и добродетельные яны совершенствования — от шраваков до ану-йоги, а также плоды обретаемые на всех этих путях, преподаются в неисчислимом количестве. В окончательном же смысле они самосовершенны в непрерывности самосущей ригпы, кадаге изначального освобождения, как великий лхундруб основы.
Кроме того, проповедано, что основа, восприятие и объекты с самого начала самосовершенны как «изначальное освобождение».
Основа заблуждения, путь и объекты познания целиком самосовершенны в самих себе как «самоосвобождение». По своей природе плод, [89] причины и условия, а также дхармата целиком самосовершенны как «одиночное освобождение».
Сансара и нирвана, тантры и сутры самосовершенны вне ограничений как «неограниченное освобождение».
Наставления, дхьяны и их плоды самосовершенны в природе самой дхармадхату как «прямое освобождение».
В Тантре жемчужной гирлянды сказано:
Выходит, что эта ригпа, присущая основе,
Возникает сама по себе (rang byung),
А поэтому восприятие самосовершенно.
|
И далее вплоть до50:
Самовоспроиводится, поэтому цельность сансары и нирваны самосовершенна.
Самодостаточна, поэтому тантры и агамы — самосовершенны.
Самозавершена, поэтому она одновременно самосовершенна.
Об этом проповедуют различно — и так как здесь, и по-другому.
[91] ТОГАЛ (СОЗЕРЦАНИЕ ЛХУНДРУБА)
В этом разделе две части: краткое изложение и подробное разъяснение.
Краткое изложение
Коренной текст Ламрим еше ньинпо гласит:
Самое глубокое наставление из ключевых советов состоит в том, чтобы внести реальность в путь, а посему оно является вершиной колесниц. Поскольку на этапе пути три каи переживаются как проявление ригпы, то это есть способ освободиться прямо сейчас, без ожидания будущего.
[92] Согласно наставлениям трекчо, которые намного глубже всех девяти низших ян, ригпа обитает в теле, но как ее обнаружить — точно неизвестно. По сравнению с трекчо, здесь есть самое глубокое наставление, наделенное семью высшими качествами ключевого совета51. А все потому, что природа этих наставлений не подходит для умственных построений, отличающих глубокое от неглубокого. Как сказано в Тантре без букв:
Хотя природа ригпы есть в каждом,
Она зависит от сутевых наставлений о дхармакае52.
Другими словами, ты обнаруживаешь в реальности и обращаешь в путь те внешние ваджрные цепочки в пространтстве пустого неба, которые являются проявлениями внутренней ригпы. Получается, что тогал независим от умозрительного познания предположений, а, следовательно, и от высшей точки, то есть, конечной цели девяти постепенных ян.
Как воспринимаемое через чувства, проявление ригпы независимо от слов и умственного понимания. Без каких бы то ни было различий в умственных способностях, между хорошей или плохой кармой, а также независимо от пола три каи переживаются на этапе пути как проявление ригпы, которое есть внешнее проявление дхату. И вот как это происходит53.
Сущность, суть знак дхармакаи, переживается как невозникающая и лишенная умопостроений. Природа, суть знак самбхогакаи, переживается как проявление разноцветных лучей и радуг. Каруна, суть знак нирманакаи, переживается как джняна, которая есть осознающая шуньята. Поскольку дхармакая — есть кадаг, то она не является ни застывшей, ни изменчивой. Поскольку лхундруб проявляется как рупакая (самбхогакая и нирманакая), то плод не зависит ни от какого будущего времени.
Получается, что, не глядя в далекое или близкое будущее в сотню-другую лет, ты ухватил начало освобождения прямо сейчас, в тот самый миг, как понял. Таким способом освобождения для усердного практика за три года или шесть лет, является выдающийся путь тогала — путь четырех видений прабхасвары, о котором я сейчас расскажу. Как гласит Проникающий звук:
[93] Из-за того, что не видишь естественной ригпы в реальности,
Нет освобождения посредством догматов девяти степеней.
Из-за того, что достиг высшей точки дхарматы,
На пути переживаются три каи.
Подробное разъяснение
Здесь три части: предварительная, главная часть и заключение.
Предварительная часть
Здесь два раздела: разделение сансары и нирваны, введение в ригпу, и вступление в прямое восприятие посредством четырех ключевых моментов.