Многие структурные элементы первых поэм Некрасова традиционны: они открываются лирическим вступлением, повествование в них сосредоточено вокруг судьбы главного героя и нередко прерывается прямым вмешательством автора, предсказывающего судьбу героя («Саша»), отдельные эпизоды из жизни повествователя сливаются с фактами биографии поэта, и т. д. Но это лишь внешняя близость к традиционным формам.
Новое у Некрасова прежде всего в характерах героев, в их отношении к широкому народному миру. Это в свою очередь изменило и композиционную структуру его поэмы и формы развития сюжета, общий тон повествования. В отличие от героя лирической русской поэмы, стремления и действия которого не находили твердой опоры во внешних обстоятельствах, душевное состояние героя некрасовских поэм определялось сознанием общности его целей и стремлений с народными интересами. В утверждении этого сознания – основной пафос первых поэм Некрасова.
Первая поэма Некрасова «Саша» отличалась высотою содержания и поэтического тона.Прочная эпическая основа, широта реальных обстоятельств и связей отделяла ее от лирической поэмы. На формирование характера Саши сильное влияние оказывают ширь и свобода родной природы, окружающая Сашу народная жизнь. В них источник ее душевной свободы и воли. Саша устремлена к чему-то новому, необычному, высокому и прекрасному. Прекрасные задатки характера этой непосредственной натуры могли не развиться, завянуть в усадебной неподвижности, и жизнь героини «не обогатила бы человечество высшими уроками». Этот мотив возникает с первых строф повествования: «Дико росла, как цветок полевой, Смуглая Саша в деревне степной. Всем окружив ее тихое детство, Что позволяли убогие средства, Только развить воспитаньем, увы! Эту головку не думали вы».
|
Дремотное состояние ее ума было прервано беседами с Агариным. Он познакомил Сашу с передовыми идеями века, привлек внимание к жгучим проблемам социального зла и неправды. До бесед с Агариным жизнь воспринималась Сашей лишь с праздничной, поэтической стороны. Даже труд крепостных крестьян наивному сознанию Саши представлялся в виде патриархальной идиллической картины: «Вот по распаханной, черной поляне, Землю взрывая, бредут поселяне – Саша в них видит довольных судьбой Мирных хранителей жизни простой...». После того как она поняла глубину социальных противоречий, когда в ней «совершился акт сознания» и ум ее проснулся, она увидела в жизни крестьян совсем другое («видит страдальца в любом мужичишке», – сказано в одной из черновых редакций поэмы) – не только увидела, но и вступила в деятельную борьбу против народных страданий.
Таким образом, Саша и Агарин как бы поменялись местами, старый герой отодвинут на второй план, на первое место выходит новый. Здесь наиболее отчетливо проявился отход Некрасова от традиции. Героиня поэмы, разбуженная к сознательной жизни «естественная натура», «жаждет деятельного добра». Она не знает рокового для старого героя противоречия между словом и делом, чувства бессилия, пассивности перед обстоятельствами. Развенчание старого и выдвижение нового героя изменило основу конфликта, композиционную структуру поэмы, формы развития сюжета. Конфликт переносится из сферы быта в высшую область, в область идей и душевных стремлений. Любовь присутствует в поэме, но занимает подчиненное место. Саша любит Агарина, но подавляет в себе это чувство, герой оказался далеким от того идеала человека, который сложился в ее представлении. При второй встрече с Сашей Агарин предстал в ином, совсем не героическом облике, а как обыкновенный безвольный и бездеятельный человек. Он уже отказался от тех высших идей и целей, которые поразили и навсегда покорили Сашу, и героиня не могла не разочароваться в Агарине. В этой поэме отражен существенный факт истории – выход на арену общественной борьбы нового героя, человека нового времени.
|
Последующие поэмы Некрасова («Белинский», «Несчастные») по- иному определяли исходную точку формирования характера и мировоззрения героя: на основе деятельности персонажей. Последовательнее и полнее, чем в поэме «Саша», раскрывалась демократическая устремленность героев, углублялись связи (позитивные и негативные) с реальной действительностью.
В поэме «Белинский» личность героя-гражданина, носителя и пропагандиста передовых идей, вступает в острый конфликт не с той или иной личностью, а со всей общественной системой. Внешне поэма «Белинский» близка к традиционной сюжетной схеме (исповедь измученного нуждой и неправдой человека), но в отличие от нее в центре исповеди оказывается не личный частный случай из жизни рассказчика, а гражданская судьба его друга, главного героя произведения.Жизненная судьба рассказчика – умирающего поэта – совпадает с общественной судьбой героя, подчеркивая тем самым ее типичность. Социальные обстоятельства, в борьбу с которыми вступил герой произведения, обобщены. Самый народный мир, интересы которого он представляет, не стал еще объектом эпического повествования. В образе Белинского выявлены лишь гражданские черты характера нового человека. Личная, частная жизнь, мир его сердца и души остались за пределами повествования.
|
С семинара: близость к жанру ЖИТИЯ (черты: 1. намеренно сниженный образ рассказчика и, соответственно, вознесение героя на пьедестал; 2. рассказ о всей жизни Белинского, с самого рождения до смерти, 3. мотив мученичества за истину, за веру).
В «Несчастных» резко обозначено сходство с романтической поэмой: романтичен характер повествователя, к формам романтической поэмы непосредственно восходит лирическая манера повествования – повышенная эмоциональная напряженность, резкость контрастов, фрагментарность, недосказанность. Обращение Некрасова к традиции романтической поэмы не случайно. Ему были близки и дороги принципы высокой гражданственности романтических поэм. Традиционные романтические формы появляются в связи с образом повествователя, романтика по натуре, и служат одним из средств раскрытия его характера. Вместе с тем эти формы выполняют в «Несчастных» и иную, более значительную функцию: они способствуют раскрытию реалистического в своей основе характера главного героя поэмы (Крота), не лишенного в некоторых моментах романтического отношения к действительности. Это герой того трудного периода освободительной борьбы, когда еще «целые десятилетия отделяли посев от жатвы». В середине 1850х, когда массы народа были далеки от сознательного участия в освободительном движении, была нужна именно вера в необходимость революционного дела. Все это не могло не наложить романтического отпечатка на облик героя-революционера.
Таким образом, романтические формы играли здесь содержательную роль, отражая определенную сторону характера героя.
В «Несчастных» неизмеримо полнее и многостороннее, чем в предшествующих поэмах Некрасова, дана жизнь России. Здесь и картины грубой поместной действительности, и неподвижность провинциального быта, и трудовая обстановка русской деревни, н жизнь столицы в ее социальных контрастах и противоречиях и, наконец, сибирская каторга. Новое понимание действительности: для Некрасова это не только трагедия сильной личности, как в романтической поэме или драме, а выражение кризисного состояния общественных обстоятельств. Крымская война существенно изменила представления о главной движущей силе исторического процесса.
Лирические стихи Некрасова этой поры полны глубоких взволнованных раздумий о народе: написанную в 1856-57 поэму «Тишина» отличают навеянный думами о народе широкий эпический замысел. Однако эпическое содержание воплощено здесь в лирических формах.
С семинара: традиционный для Некрасова мотив возвращения лирического героя на родину, возвращения блудного сына к родине-матери, к природе, к вере.
Произведение «Тишина» Некрасова традиционно считается его первой попыткой охватить поэмой народную тему. Эта поэма – признание в любви к Родине, сострадание народу в его бедах при недавней Крымской кампании.
42. "Декабристский цикл" поэм Н.А. Некрасова: "Дедушка", "Русские женщины". Особенности их жанра и стиля