Драматург пишет пьесы на исторические темы.
· «Смерть Иоанна Грозного»
· «Царь Фёдор Иоаннович»
· «Царь Борис» и др.
Толстой рассматривает ослабление высшей власти как проявление опасной анархии. Возвышение Москвы, формирование абсолютизма московских князей, ставших самодержцами всей Руси, Толстой расценивал как отступление от более демократичных форм государственности Киевского периода, разрыв с культурными традициями древней Руси под влиянием нравов Золотой орды. Симпатии драматурга не на стороне Ивана Грозного – идеолога и защитника неограниченной власти монарха, а на стороне сопротивляющихся его политике старинных княжеских родов и жителей Пскова и Новгорода, отстаивающих остатки своих вольностей.
Однако этими историко-политическими вопросами не исчерпывается проблематика трагедий Толстого. Историческая обстановка, драматические конфликты которой составляют содержание всех трех его пьес, служат событийной основой, на которой ставятся психологические и этические вопросы. Важнейшие из них – соотношение политических и нравственных оснований поступков государственных деятелей и этических и политических критериев их оценки, психология и нравственное «самочувствие» личности, получившей неограниченное право господства над множеством жизней, над целой страной.
Творческая эволюция А.Н. Островского, ее основные этапы, особенности каждого из них. Оценка творчества драматурга в критике и литературоведении
Этапы и особенности
1. 1847-51 – очерковый
Время первых литературных опытов. Островский начинает вполне в духе времени – с повествовательной прозы. Начав с прозы, Островский довольно быстро понял, что его истинное призвание – драматургия. Уже ранние прозаические опыты «сценичны», несмотря на подробнейшие описания быта и нравов, характерные для очерков «натуральной школы». Например, в основе первого очерка «Сказание о том, как квартальный надзиратель пустился в пляс, или от великого до смешного один шаг» (1843), лежит анекдотическая сценка, имеющая вполне законченный сюжет. Писатель сумел увидеть в обыденных житейских сюжетах потенциальный, никем не использованный материал для драматурга. За очерками о жизни Замоскворечья последовали первые пьесы.
|
Первые драматические произведения Островского «Семейная картина» (1847) и «Свои люди – сочтемся!» (1850) посвящены по преимуществу отрицательным типам, действенной критике деспотического произвола в семейно-бытовых отношениях. В этих пьесах он изображал главным образом быстро поднимавшуюся в ту пору на общественную арену торгово-промышленную буржуазию. В своих первых произведениях Островский рисовал и бедных людей, характеризующихся бесперспективностью своего положения. Это Иван Ерофеич в «Записках Замоскворецкого жителя» (1847) и Марья Андреевна Незабудкина в «Бедной невесте» (1852).
2. 1852-55 – «Москвитянский» или славянофильский
Период называют «москвитянским», так как в эти годы Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: Григорьевым, Филипповым, Алмазовым, Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли – «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1853) и «Не так живи, как хочется» (1854).
|
Особый интерес у «молодой редакции» «Москвитянина» вызывало купечество: ведь это сословие всегда было материально независимым, не испытывало тлетворного влияния крепостничества, которое «почвенники» считали трагедией русского народа.
В пьесах «москвитянинского» периода творчества – «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» – критическое отношение Островского к купечеству не исчезло, но сильно смягчилось. Обозначилась новая идейная тенденция: драматург изображал нравы современного купечества как явление исторически изменчивое, пытаясь выяснить, что сохранилось в этой среде из богатейшего духовного опыта, накопленного русским народом в течение столетий, а что деформировалось или исчезло.
Пьесы москвитянского периода в целом были встречены критикой отрицательно. На новом пути поддержали драматурга только товарищи по молодой редакции «Москвитянина».
3. 1856-60 – предреформенный – определение мировоззрения Островского
Период ознаменован отказом Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850х). Драматург, чутко воспринимавший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии – сотрудниками журнала «Современник». творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье» (1856), «Доходное место» (1856) и «Трилогия о Бальзаминове» (1857-61).
|
От «московитянских» идей Островский сделал шаг назад, вернувшись к острой критике косности купеческой среды. Яркий образ купца-самодура Тита Титыча («Кита Китыча») Брускова, имя которого стало нарицательным, создан в сатирической комедии «В чужом пиру похмелье». Однако Островский не ограничился «сатирой на лица». Его обобщения стали более широкими: в пьесе изображен уклад жизни, который яростно сопротивляется всему новому. Это, по словам Добролюбова, «темное царство», живущее по своим жестоким законам. Лицемерно защищая патриархальщину, самодуры отстаивают свое право на ничем не ограниченный произвол.
Тематический диапазон пьес Островского расширился, в поле его зрения оказались представители других сословий и общественных групп. В комедии «Доходное место» он впервые обратился к одной из излюбленных тем русских комедиографов – сатирическому изображению чиновничества.
4. 1859-60 – период создания русской трагедии («Гроза»)
В преддверии 60-х годов в творчестве Островского появилась новая тема, усилившая драматическую напряженность его пьес и изменившая самую мотивировку действия в них. Это тема страсти. В драмах «Гроза», «Грех да беда на кого не живет» Островский сделал центральным персонажем носителя цельного характера, личность глубоко чувствующую, способную достигать трагических высот в своем эмоциональнальном отклике на ложь, несправедливость, унижение человеческого достоинства, обман в любви.
«Гроза» (1859), последовавшая за обличительными комедиями, стала вершиной драматургии Островского предреформенного периода. Вновь обратившись к изображению купечества, писатель создал первую и единственную в своем творчестве социально-бытовую трагедию.
Психологическая характеристика персонажей «Грозы» настолько талантлива и глубока, что не оставляет внимание критиков и филологов и в наши дни.
5. 60-70е гг.
В реформенный период (1860-70) Островский отказался от изображения современности и обратился к истории. Он пишет исторические драмы: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода» – вариант названия «Сон на Волге», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Василиса Мелентьева». Как это делали многие писатели, Островский, стремясь осмыслить настоящее, обращается к изучению прошлого. Впервые в центре внимания писателя не бытовые отношения, как раньше, а отношения политические. Во многом он шел здесь за Пушкиным, хотя до пушкинского понимания роли народа в истории ему подняться не удалось. Вместе с тем Островский показал общественное движение прошлого, деятельность исторических лиц, и зритель не мог не сопоставить прошлое с настоящим.
В это время значительно расширился жанровый диапазон писателя, разнообразной стала тематика его произведений. Были созданы драматические произведения, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам:
-комедии из купеческого быта («Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень»);
- сатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес»);
- исторические пьесы-хроники («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Воевода/ Сон на Волге»).
Островский отражает процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над чел-ком. В 60-е в его творчестве появляется герой дворянин. Но тот, кто занят не правдоискательством, а успешной карьерой.
6. 1870-80е – пореформенный, период психологической драмы
Драматург отражает в своем творчестве процессы, связанные с разрушением традиционных устоев российской жизни, падением нравственных ценностей, усилением власти денег над человеком. Наиболее известные произведения этого периода – комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1870), «Лес» (1871). Особое место в творчестве Островского занимает пьеса «Снегурочка» (1873). Среди острых социальных драм последнего периода творчества писателя следует отметить «Бесприданницу» (1879)