Добролюбов говорил о произведениях Островского как о «пьесах жизни», подчеркивая то, что драматург, прежде всего, отображает основную обстановку жизни и ее процесса, и не позволяет себе судить ни злодеев, ни жертв. Критик указывал на то, что Островский обладал глубоким понимаем жизни русского народа, и именно поэтому сатира и драма в его творчестве настолько реальны, точны и искрометны.
Он называет произведение писателя «Гроза» наиболее решительным литературным творением Островского, и говорит о том, что это обусловлено появлением такого персонажа, как Катерина. Русский драматург пытался показать, что стране необходимы люди уже другой натуры, более энергичные, смелые и решительные. Обстановку в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «темным царством», обобщая под этим емким названием беспросветную и нравственно неполноценную жизнь России, а Катерину он выделяет «как луч в темном царстве».
Литераторам известно, что критик Авсеенко, не стесняясь в выражениях, назвал драматурга Островского «губителем русской сцены ». По его мнению, в творчестве драматурга не было ни единства, ни полноты, Авсеенко не смог найти в нем той художественной выразительности, которая привычно ожидалась от драматических пьес.
Сам Авсеенко относился к так называемо «дворянской критике», представители которой искренне считали, что произведения Островского, насыщенные народным реализмом, являют собой знак падения русского искусства, как такового. Это обусловлено тем, что многие персонажи и акцентированные Островским темы не отвечали тем требованиям, которая выдвигала к писателям литературная среда того времени.
48. "Свои люди – сочтемся" А.Н. Островского как новый тип русской сатирической комедии. Островский и натуральная школа
|
Комедия Островского «Свои люди – сочтёмся» изначально имела название «Банкрот». Социальная сатира была воспринята как политическая и некоторое время была запрещена к постановке по указу Николая 1. Однако позднее пьеса вновь появилась на сцене, и ставиться до сих пор.
«Свои люди» – высокая комедия. В основе пьесы конфликт патриархального уклада жизни и капитализма. В своей пьесе Островский показывает мир бездушных и бездуховных людей. «Отцы» живут по законам обмана, а «дети», взрослея, легко перенимают эти законы, оставаясь равнодушными к тем, кто их произвел на свет. Сюжет этот взят из мировой литературы. Можно провести ассоциации с «Домби и сын» и «Король Лир», так как сюжет основан на поругании детьми родителей.
Герой комедии несёт груз комической вины. Комическое разочарование – герой слишком верит в нравственные порядки прошлого. Финал грустный, так как на смену патриархальности приходят новые порядки, общее морально-нравственное падение. Особенность – в комедии нет положительного героя (продолжение традиций «Ревизора» Гоголя).
Комедия была написана в 1849 году. Комедия относится к начальному периоду творчества Островского, который можно назвать «очерковым» (1847-1851). В это время Островский тяготеет к написанию очерков. Это связано с явлением натуральной школы (1840-50). Это школа реализма, объединённая вокруг Белинского. Школа правды и истинного искусства. Школа была знаменем реалистического периода. В основе произведений критическое отношение к действительности.
|
Основной жанр натуральной школы – физиологический очерк. Главной задачей было показать типичного человека в типичных условиях (тяготение к типизации). Действовал принцип вычленения событий из ряда подобных. Необходимо было показать человека как социальную особь и влияние на человека среды. В качестве среды чаще выступал большой город. Сюжет для очерка не очень важен. На первом плане в очерке стоят: бытовая сцена, портрет, диалог, описание. Важно показать процесс формирования личности. Основная идея – анализ, изучение действительности и обличительный пафос.
Творчество Островского теснейшим образом связано с принципами “натуральной школы”, утверждающей “натуру” в качестве отправного момента в художественном творчестве. Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского “пьесами жизни”. Они представлялись критику новым словом в драматургии, он писал, что пьесы Островского “это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему можно дать название “пьес жизни”, если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно”. Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: “Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни”. Говоря о “быте этого темного царства”, который стал главным объектом изображения в пьесах драматурга, Добролюбов отмечал, что “вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне”.
Так и Островский в комедии «Свои люди…» обличает нравы через бытописание и описание, прежде всего нравов, мыслей, речи героев. В своей пьесе драматург использовал совершенно новый материал – он вывел на сцену купцов, показал быт и нравы их среды. Автор выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов.
|
В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.
Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы.
В комедии Островского есть персонажи и целые сцены, которые не только не нужны для развития сюжета, а, наоборот, замедляют его. Они необходимы для того, чтобы полнее обрисовать быт и нравы купечества, условия, в которых протекает основное действие. Впервые Островский использует прием, повторяющийся практически во всех его пьесах, – развернутую замедленную экспозицию (тем самым показывается зависимость фона, погоды, во время каких-то серьёзных моментов; развёрнутая экспозиция – расширенный фон, непредсказуемые изменение фона).
Стоит отметить, что некоторые критики сочли широкое использование Островским бытовых подробностей нарушением законов сцены. Оправданием, по их мнению, могло служить лишь то, что начинающий драматург был первооткрывателем купеческого быта. Но это «нарушение» впоследствии стало законом драматургии Островского: уже в первой своей комедии он соединил остроту интриги с многочисленными бытовыми подробностями.
В комедии выведен ряд характеров, совершенно незнакомых русской литературе до Островского. Помимо самого Вольтова, его жены, Аграфены Кондратьевны, дочери, приказчика Подхалюзина это и весьма колоритные образы московской свахи Устиньи Наумовны, спившегося чиновника Рисположенского, составляющего для купцов за мизерную плату различные официальные документы. Все это был совершенно новый, иной мир. Сюжет представляет собой бесконечную цепь обманов, и на первых порах никто из персонажей не вызывает сочувствия. Но в финале комедии Островский неожиданно придает образам Самсона Силыча и его жены драматические нотки, пробуждая зрительское сострадание к чувствам родителей, обманутых собственными детьми, оказавшимися настолько безжалостными, что готовы оставить родного отца в тюрьме. Если старшему поколению купцов, представленному образами Большова и Аграфены Кондратьевны, еще свойственны какие-то призрачные представления о нравственности, распространяющиеся хотя бы на своих близких, то для детей уже ничто не свято, даже родственные отношения.
Уже в первых порах Островский делает главным компонентом произведения диалог, который точно передаёт склад ума и психологию говорящего. Язык в комедии стал свидетельством дарования Островского, чуткого к народной речи и воссоздавшего культурно-бытовой уровень определенной социально-психологической среды середины 19 века.
Таким образом, пьеса А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» – это обличительная комедия, первая сатира на нравы купеческой среды. Драматург, впервые в русской литературе, показал жизнь Замоскворечья – быт и нравы московских купцов, их взгляды на жизнь, мечты и стремления. Кроме того, первая пьеса Островского определила его творческую манеру, приемы и методы.
49. Пьесы А.Н. Островского 1850-х годов (периода "молодой редакции" "Москвитянина"), их своеобразие. Критики и литературоведы об этом периоде в творчестве драматурга
1852-55 – «Москвитянинские» годы творчества, так как в это время Островский активно печатается в журнале «Москвитянин». Островский также испытывает влияние сотрудников журнала. В этот период Островский примыкает к славянофилам, поэтому этот период творчества также можно назвать «Славянофильским». Москвитянский период – это период становление Островского как народного драматурга. Григорьев писал по этому поводу, что Островский смог отразить русскую жизнь.
Молодая редакция «Москвитянина», образовалась в феврале 1851 после публикации в нём пьесы «Свои люди – сочтемся». «Кружок Островского» (они называли себя «коренниками»), а затем и «молодой редакции» «Москвитянина», объединяло осознание себя коренными русскими.
Симпатии Островского полностью на стороне русской патриархальности. Явно проявляется антидворянский пафос и сочувствие народу. Зритель Островского – это обычный человек. Островский в произведениях подчёркивает чуждость русской литературе героя индивидуалиста. Национальное сознание настаивает на том, что не герой, а народ движет историю.
Общенародное сознание выражается посредством использования фольклора, принципов патриархальности и изображения живой жизни. В произведениях этого периода много народных песен, герои много поют. Сюжет основан на народных сюжетах.
В период «Москвитянина» Островский иначе смотрит на звание купца и купечество. Он отказывается от обличительства – он ищет и находит честных купцов.
В этот период также происходит формирование эпического театра Островского. Драматург вводит много внесценических персонажей. Островский проявляет себя как православный драматург (обладает соборным сознанием). Островский не карающий, но милующий драматург.
В «москвитянинский» период написаны пьесы: Не в свои сани не садись (1853); Бедность не порок (1853); Не так живи как хочется (1854).