Стилизация под русский фольклор




Это произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов – это объясняется тем, что драматург опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

Время и место действия пьесы происходят в доисторические времена. В пьесе показано много жестокого, например, приношение жертв Яриле.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. В основе пьесы также лежит мифологическое придание о народе берендеев, используются народные песни, обряды, славянские легенды.

Герои

Герои пьесы имеют языческие представления о мире. Они боятся прогневать богов, приносят жертвы, совершают обряды.

Царь Берендей – добрый и честный царь. Его образ утопичен. Он заботится, чтобы все представители его народа были счастливы. Царь живо интересуется жизнью каждого человека, решает их проблемы.

Снегурочка – дочь Весны и Мороза. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её. Она живёт в семье, которая приютила её. Но приёмные родители не любят Снегурочку, а только хотят удачно выдать её замуж за богатого. Она не знает, что такое любовь, но мечтает полюбить по-настоящему. Её не пугает предостереженье отца. Героиня погибла, когда полюбила. Погибла, когда поняла, что такое настоящее чувство.

Мороз – отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед. Мороз запретил Снегурочке влюбляться, так как Ярило обещал погубить девушку, как только в её груди зажжется огонь любви.

Весна-Красна – мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель – ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь – торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго – и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Купава и Мизгирь должны были пожениться, так как Купава не стесняется своих чувств, её любовь открытая. Но Мизгирь предпочёл ей Снегурочку, так как у неё есть чувство стыда. Снегурочка не умеет показывать свои чувства открыто.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: царь Берендей, Бобыль и Бобылиха, бывшая невеста Мизгиря Купава.

Проблематика

В пьесе ярко выражены симпатии к патриархальности. Мизгирь чувствует себя хозяином ситуации. Он мужчина, он может приказать и приказывает Снегурочке явиться перед Ярилой, и она погибает.

Важна близость природного и человеческого начал. Природа близка человеку, не надо идти против неё. Берендей считает, что Ярило морозит людей, т.к. подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Поэтому и нужно провести ритуал и показать Яриле, что в народе существует любовь.

Конфликт пьесы связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви. В пьесе показано, что любовь сильнее страха. Любовь – это сильное и естественное чувство.

Многогранно и содержание: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир – отвергала людей – получила любовь – прониклась человеческим миром – погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем – взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Отношение к пьесе

Литературоведы спорят о том, является ли пьеса утопией или нет. Одни говорят, что не является, потому что в пьесе показаны сложные отношения между жителями государства. Другие считают, что пьеса – это утопия, так как народ берендеев живёт по закону и совести и боится прогневать богов.

Оценка «Снегурочки» определялась необычностью самого жанра пьесы-сказки и её поэтического содержания, а также тем, что она была предназначена для исполнения в необычном жанре праздничного спектакля-феерии. Преимущественно литераторы, которым интересны были народно-поэтические и художественные достоинства произведения, оценили её положительно (Гончаров, Тургенев, Стасюлевич, Пыпин).

Недооценка пьесы началась с известного отношения к ней редактора «Отечественных записок» Некрасова, предложившего за её публикацию обидевший драматурга низкий гонорар. Не имел большого успеха и спектакль по пьесе-сказке (премьера состоялась 11 мая 1873 года в Большом театре Москвы с участием драматической, оперной и балетной трупп обоих ведущих московских императорских театров). После девяти спектаклей «Снегурочка» была удалена из репертуара.

Присутствовавшие на премьерных спектаклях «Снегурочки» знакомые Островского (прежде всего драматург Родиславский и актёр Садовский) сообщали об отдельных удачных номерах и отсутствии цельности, ансамбля, о растянутости действия: спектакль продолжался более пяти часов. Это стало одной из причин негативной оценки спектакля в печати. Наиболее доброжелательные из читателей и зрителей «Снегурочки» отмечали её поэтический и эпический характер и в то же время недостаточную сценичность.

Журнальная критика почти единодушно осудила пьесу после её публикации. Все претензии рецензентов можно свести к двум основным: это упрёки в отступлении автора от социально-обличительной проблематики и констатация недостаточной сценичности пьесы. Показательно высказывание Буренина: «из-под его реального пера, нарисовавшего столько жизненных образов тёмного царства, начали выходить призрачно-бессмысленные образы Снегурочек, Лелей, Мизгирей и тому подобных лиц, населяющих светлое царство берендеев – народа столько же глупого, сколько фантастического. Сравните “Снегурочку” с “Своими людьми” или с “Грозой”: какое безмерное расстояние между этими произведениями! Островский всегда был только художник-сатирик. Он в своих комедиях являлся постоянно изобразителем тёмных сторон русской действительности. Одно, что можно похвалить в “Снегурочке”, – это язык, приближающийся к народному складу. Да и тут, кажется, местами чувствуется фальшь и пересол». В критических оценках «Снегурочки» имели место упрёки в подражании Шекспиру («Сон в летнюю ночь»). Ограниченность популярной в середине 19 века позитивистской концепции искусства. Традиционные представления о драме, господствовавшие в европейской и русской эстетике, препятствовали признанию новых жанровых форм, проявившихся в «Снегурочке». В критических оценках присутствовало непонимание сочетания фантастического и бытового элементов. Герце-Виноградский подчёркивает, что «Снегурочка» не имеет отношения к действительности и поэтому бесполезна в общественном смысле, к тому же не сценична («драматизированная лирика»). Чебышев-Дмитриев упрекает автора, что не находит в пьесе настоящей народности и утверждает, что «вся сказка – это не произведение народное, а чужеземный продукт, переряженный в древнерусское платье», к тому же написанное под явным влиянием Шекспира.

Из десятка рецензий, посвящённых премьере «Снегурочки» в мае 1873 года, только одна была по-настоящему положительной. Некто, под псевдонимом «Москвич», опубликовал в петербургском журнале «Гражданин», редактировавшимся Достоевским, статью, назвав пьесу-сказку «новым прелестным произведением» и удачным опытом переделки сказки в драматическое произведение. Рецензент отметил, что «одни сразу от неё отвернулись, ибо она выше их понимания, и заявили, что пьеса плоха, что она провалилась. Другие, к удивлению, заметили, что, когда они смотрели её во второй раз, она им стала нравиться. Музыка своеобразна, и весьма хороша, главное – совершенно под характер всей пьесы». Чайковский с удовольствием принял предложение написать музыку к «Снегурочке»: пьеса-сказка ему понравилась.

Следующим этапом художественного осмысления и сценической интерпретации пьесы-сказки стала опера Римского-Корсакова «Снегурочка» (1880-81). Премьера оперы состоялась 29 января 1882 года в Мариинском театре С.-Петербурга. Опера-драма с трудом достигала признания музыкальной общественности и критики: в опере находили недостаток драматизма, длинноты, преобладание симфонических качеств.

56. Психологическая драма в позднем творчестве А.Н. Островского (анализ одной из пьес: "Таланты и поклонники", "Поздняя любовь", "Последняя жертва", "Без вины виноватые")

Островский ещё в самом начале своего творчества искал средства выражения психологии персонажа. Но это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателями и зрителями, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией – борьбой влюбленных за свое счастье. На этой основе и был создан тип народной психологической комедии Островского. Но это было только начало.

Творчество Островского 1860-80х многообразно, хотя в его мировоззрении и эстетических взглядах не было столь же резких колебаний, как до 1861. Драматургия Островского поражает широтой проблематики и классическим совершенством художественных форм. Можно отметить две основные тенденции, отчетливо проявившиеся в его пьесах: усиление трагического звучания традиционных для писателя комедийных сюжетов и рост психологической содержательности конфликтов и характеров. «Театр Островского», объявленный «устаревшим», «консервативным» драматургами «новой волны» в 1890-1900х, на самом деле развивал именно те тенденции, которые стали ведущими в театре начала 20 в. Отнюдь не случайной была и насыщенность, начиная с «Грозы», бытовых и нравоописательных пьес Островского философско-психологическими символами.

Делается большой упор на перипетии переживаемой героями муки, в которых большое место начинает занимать борьба героя с самим собой, со своими собственными чувствами, ошибками, предположениями.

Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому.

В пьесах 1860-70х происходит постепенное накопление драматизма и формируется герой, необходимый для жанра драмы в узком смысле слова. Этот герой, прежде всего, должен обладать развитым личностным сознанием. Пока он внутренне, духовно не чувствует себя противостоящим среде, вообще себя от нее не отделяет, он может вызывать сочувствие, но еще не может стать героем драмы, для которой необходима активная, действенная борьба героя с обстоятельствами. Становление личного нравственного достоинства и внесословной ценности человека в сознании бедных тружеников, городской массы привлекает пристальный интерес Островского. Вызванный реформой подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои российского населения, дает материал и составляет почву для драмы.

Острую потребность расширить картину жизни общества, обновить «набор» современных типов и драматических ситуаций Островский испытал с начала 70х, когда изменилась сама пореформенная действительность. В это время в творчестве драматурга наметилась тенденция к усложнению структуры пьес и психологической характеристики героев. До того герои в произведениях Островского отличались цельностью, он предпочитал прочно сложившиеся характеры людей, убеждения которых соответствовали их социальной практике. В 70-80е подобные лица сменяются в его произведениях противоречивыми, сложными натурами, испытывающими разнородные влияния, подчас искажающими их внутренний облик. В ходе изображенных в пьесе событий они меняют взгляды, разочаровываются в своих идеалах и надеждах. Оставаясь по-прежнему беспощадным к сторонникам рутины, изображая их сатирически и в том случае, когда они проявляют тупой консерватизм, и тогда, когда претендуют на репутацию загадочных, оригинальных личностей.

Главное место в поздних пьесах Островского занимает образ женщины, причем, если прежде она изображалась как жертва семейной тирании или социального неравенства, то теперь это личность, предъявляющая обществу свои требования, но разделяющая его заблуждения и несущая свою долю ответственности за состояние общественных нравов.

Без вины виноватые (1883)

Это наиболее мастерски написанная пьеса с точки зрения знания человеческой психологии. В ней объединены мотивы многих его пьес.

Действие происходит во второй половине 19 века, в губернском городе, в небогатой квартире на окраине. Между первым и вторым действиями проходим 17 лет. Второе действие происходит в гостинице. Третье действие происходит в театральной уборной Коринкиной. Последнее действие происходит в саду усадьбы Дудукина.

Артистка Отрадина-Кручинина – главное действующее лицо. Женщина высокой духовной культуры, большой жизненной трагедии, она добра и великодушна, сердечна и мудра. До этого Островский рисовал образы актеров, но в гротескной форме: слишком было велико, как говорилось, несоответствие между ремеслом и жизненным их уровнем. Чудаковатый нахлебник, навязчивый друг Робинзон в «Бесприданнице». Даровая рюмка определяет его настроение. Гротескно выглядят и Геннадий Несчастливцев, и Аркадий Счастливцев в «Лесе». В пьесе «Без вины виноватые» от подобной компании остался один Шмага, пьяница, забулдыга, хотя и по-своему верный друг Незнамова. Незнамов, трагический актер, уже не ровня Несчастливцеву. Он тоньше, человечнее, в нем нет ничего напускного, провинциального. Он чутко уловил доброжелательное к себе отношение со стороны Кручининой, уважавшей в нем человеческое достоинство, а он ли не знал по себе, как оно попирается всеми и повсюду, да еще в актере, существе презренном, да еще в подкидыше, который не знает, кто его отец и мать.

Соединив излюбленный сюжет старинной мелодрамы с изображением быта и психологии актерства, Островский создал «человеческую комедию», в центре которой – судьба Кручининой, «артистки необыкновенной и женщины необыкновенной».

«Без вины виноватые» создавались как реалистическая социально-психологическая драма. Основное направление в работе – расширение социальных обстоятельств и углубление психологических характеристик, в первую очередь центральной положительной героини Кручининой. Произведение проникнуто темой страдания героини о сыне, которого она считала умершим.

Пьеса «Без вины виноватые» – пьеса классический образец мелодрамы. В структуре пьесы сочетаются черты комедии, реалистической бытовой и психологической драмы. Но, несмотря на это, в пьесе есть главные черты мелодрамы: во-первых, сюжет, в котором все действие разворачивается вокруг «страдающей» героини; мотивы – несчастная мать, смерть ребенка и предательство любимого человека. Во-вторых, характерно для мелодрамы: смена имен (в 1 акте героиню зовут Любовь Ивановна Отрадина, во 2 акте её зовут Елена Ивановна Кручинина). Фамилии, что свойственно Островскому, говорящие: отрада – радость и кручина – печаль (приём антитезы). Увидев фамилию Незнамов, сразу понимаешь, что речь идет о человеке, который не знает своего прошлого. Дудкин второстепенный герой, о котором мало сказано, но, увидев его фамилию, можно охарактеризовать этого персонажа, как болтливого человека, слову которого верить нельзя. Фамилия Шмага имеет очень интересную историю. Шмага – прозвище, не выдуманное Островским, а взятое им из документа 1705 года, в котором рассказывалось о некоем Василии Теленкове по прозвищу Шмага пьяный. Этот человек стремился подвергнуться оскорблению, чтобы с обидчика взыскать вознаграждение. Островский воспользовался этим историческим именем, потому что знал обычай давать незначительным театральным работникам прозвища, которые часто совсем вытесняли подлинную фамилию. В-третьих, счастливый конец, где порок оказывается наказанным, а доброта – вознаграждена.

В центре внимания Островского – характер сильной и волевой женщины, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов судьбы. Все эти годы (после 1 акта) она жила с постоянной внутренней болью. Но она смогла выстоять, несмотря на все напасти, и реализовать себя в творчестве. В пьесе Елена Кручинина говорит: «Я знаю, что в людях есть много благородства, много любви, самоотверженности». И сама героиня принадлежит к таким прекрасным, благородным людям, она замечательная артистка, умная, значительная, искренняя женщина. Она стала известной талантливой актрисой, но обошлось ей это дорогой ценой. «Лавры-то потом, а сначала горе да слезы», – трезво отвечает она на восторги мецената Дудукина. В отличие от остальных актёров и актрис, Кручинина ответственно подошла к своей профессии. Всю боль, когда-то пережитую в молодости, она воплотила на сцене. Актриса стала любимицей публики. Разумеется, у неё появились и завистники. Но несмотря ни на что, она остаётся хорошим человеком, не желающим никому зла. Она всем все прощает и помогает.

Есть в пьесе и противоположный характер, её антипод – это её бывший любимый человек и отец её сына Гриши. Его фамилия Муров. Он живёт по законам общества, где властвует сила денег. Герой всех обманывает и предает. Муров рисуется человеком, не имеющим понятия о долге, о духовных ценностях, руководящимся только корыстными интересами. Он не умел ценить в женщине ее молодость, красоту, сердце. Его Кручинина простить никогда не сможет, он слишком много сделал ей зла.

Но, в конце концов, все заканчивается хорошо: несчастная мать обретает якобы давно умершего сына. Она узнает его в актере Незнамове по медальону.

Григорий Незнамов, как и Кручинина, является главным героем. Он – «подзаборник», как его называют, человек без паспорта, не знающий имени своих родителей, отверженный людьми и жизнью. Душевный мир героя дисгармоничен: природой в нем заложены, человечность, тонкость чувств, гуманность, а жизнь заставляет быть грубым, дерзким, раздражительным.

Пьеса «Без вины виноватые» предпоследнее крупнейшее произведение автора.

Жанр: пьесу «Без вины виноватые» принято называть комедией. Также в ней присутствуют признаки бытовой драмы, а также драмы социально-психологической. Особое внимание уделяется бытовым описанием и характеристикам чувств героев. Споры возникают при выявлении признаков мелодрамы. Некоторые исследователи отрицают факт того, что в пьесе присутствуют мелодраматические приемы и эффекты.

Названием пьесы послужило народное выражение «Без вины виноватый», которое обозначает ответственность человека за то, в чем он не виноват. Так, Кручинина не хотела отдавать ребенка, все произошло помимо ее воли.

Тема и идея: поднимается тему судьбы женщины. Ее можно назвать по-настоящему трагичной, из-за смерти сына героиня сильно страдает. Автор показывает силу материнской любви. Даже спустя время героиня любит своего ребенка. Помимо проблемы материнства, писатель поднимает тему доверчивости. Он говорит о том, что нельзя беспрекословно доверять другим людям, что слова окружающих не всегда являются правдой. Нужно доверять лишь себе и своему сердцу.

Художественные средства: прием говорящих фамилий, который является традиционным в русской литературе, психологизм – особое внимание уделяется внутреннему миру Кручининой, антитеза Кручининой и Отрадиной и Кручининой и Мурова. Язык произведения ярок и выразителен, речь героев индивидуализирована.

57. Психологическая драма в творчестве А.Н. Островского 1870 –1880-х годов. "Бесприданница". Ученые о психологической драме в творчестве Островского

Буржуазия все сильнее связывалась с бюрократией и дворянством и, перенимая их образ жизни, развращала их имущественными и денежными спекуляциями. С самого начала своего идейного развития Островский питал враждебность к дворянско-бюрократическим слоям русского общества, противопоставляя им патриархальные начала в жизни «третьего» сословия и связанных с ним демократических слоев. В новый период общественного подъема Островский стал бытописателем буржуазного развития России. Это приводило драматурга к значительному расширению его идейного кругозора. Творчество его стало тематически более разнообразным. Оно охватывало теперь жизнь старого купечества и новой буржуазии, усадебного и служилого дворянства, мещанства и различных слоев чиновничества, а отчасти и связанной с ними разночинной интеллигенции, в частности актеров.

Но драматург все же считал помещичье-буржуазное развитие пореформенных десятилетий основным и единственно возможным путем общенационального прогресса. Вместе с тем Островский не был и писателем-моралистом, ставившим перед своими героями отвлеченные этические задачи, как это делал Достоевский. В жизни средних слоев русского общества его интересовала их «обычная» гражданская нравственность, проявляющаяся в повседневных имущественных, правовых, семейно-бытовых отношениях. Поэтому свои пьесы драматург строил не на политических или идейных конфликтах, а на конфликтах, возникающих в повседневных социально-бытовых отношениях. Основным пафосом его пьес и является разоблачение отрицательных свойств жизни привилегированных слоев общества в сфере их «обычной» гражданской нравственности. Иногда драматург разоблачал эти слои с помощью конфликтов, возникающих в их собственной жизни. Но в большинстве случаев он противопоставлял бытовому самодурству и тиранству, хищничеству и мотовству, служебному и денежному карьеризму трудовую честность, моральную стойкость и чистоту, внутреннее благородство интересов и побуждений.

Эти положительные начала Островский ищет среди людей бедных и подневольных, не испорченных соблазнами богатства и власти. Обычно это представители городской бедноты, мелкого чиновничества, трудовой интеллигенции. Большинство пьес Островского нового периода основано на такой социальной антитезе. В них драматург не только раскрывал искренность и честность угнетенных и обездоленных людей, но стремился вместе с тем показать их внутренний мир, найти и оправдать в нем чувства неудовлетворенности и протеста, обнаружить какие-то высокие стремления и переживания. Такие пьесы отличаются правдивостью идейной тенденции, а иногда и большой глубиной содержания. Лучшая из них – «Бесприданница».

Драма Островского «Бесприданница» построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков. Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать.

Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского говорил, что драматургу «как будто не хочется прибегать к фабуле – эта искуственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостностью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта – и он охотнее удлинняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе».

Произведение Островского не укладывается ни в одну из классических жанровых форм, это дало повод Добролюбову говорить о ней, как о "пьесе жизни". В "Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных, тонких, психологически многозвучных человеческих характеров. Он показывает нам жизненный конфликт, читатель проживает этот небольшой отрезок жизни, как житель того же города Бряхимова.

Лариса Огудалова – главная героиня драмы, вокруг неё всё действие, "бродят" интриги. Лариса – девушка, ещё более хрупкая, незащищённая, чем кажется на первый взгляд. Её можно сравнить с белой благородной розой. Девушка такая же нежная и красивая, не зря её называют "украшением города". Но с другой стороны о Ларисе говорят, что она "дорогое украшение, требующее хорошего ювелира". Может быть, это было бы приятно, но здесь, в пьесе, эти слова прозвучали нахально и пошло. Ведь здесь Ларису оценивают как вещь, в данном случае, как драгоценный камень. Конечно, драгоценный – это лестно, но ведь камень, что-то холодное, неживое, бесчувственное, совсем не подходящее романтичной натуре Ларисы. Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Лариса, как огонёк в этом городе, как героиня одного из русских романсов, которые она так любит петь. Наслушавшись романсов в собственном исполнении, она начинает мечтать о чистой любви, о крепкой семье, любящем супруге.

Но всё выходит не так, как хочет этого девушка. В основе драмы – социальная тема. Лариса бедна, она является девушкой без материального приданого, но в то же время у неё богатый внутренний мир, которого мы не найдём больше ни у одного из героев драмы. Лариса живёт в мире, где всё покупается и продается, даже девичья красота и любовь. Но, заплутав в своих мечтах, в своем радужном мире, она не замечает в людях самых отвратительных сторон, не замечает некрасивого отношения к себе, Лариса везде и в каждом видит только хорошее и верит в то, что люди таковы и есть.

Вот так Лариса ошиблась и в Паратове. Он оставляет влюблённую девушку ради выгоды, губит по собственному желанию. После, Лариса готовится выйти замуж за Карандышева. Девушка воспринимает его как доброго бедного человека, которого не понимают окружающие. Но героиня не понимает и не чувствует завистливой, самолюбивой натуры Карандышева. Ведь в его отношении к Ларисе больше самодовольства за владение таким драгоценным камнем, как Лариса.

В финале драмы к Ларисе приходит осознание. Она с ужасом и горечью понимает, что все вокруг вопринимают её как вещь или, что ещё хуже, хотят сделать содержанкой, как например Кнуров и Вожеватов. И тогда героиня произносит слова: «Вещь… да вещь. Они правы, я вещь, а не человек». Лариса в отчаяньи пытается броситься в Волгу, но не может, ей страшно расставаться со своей жизнью, какой бы никчёмной и несчастной она ей не казалась. Расстроенная девушка понимает наконец, что в этом мире всё оценивается «шорохом купюр », и тогда она решает: «Уж если и быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой».

Выстрел Карандышева – это спасение в глазах Ларисы, она рада тому, что она снова принадлежит только себе, её не смогут продать или купить, она свободна. В нерасчётливом случайном поступке Карандышева Лариса находит тень благородства и живого человеческого чувства, и её душевная драма наконец заканчивается, впервые героиня чувствует себя по-настоящему счастливой и свободной.

Противоречивость внутреннего мира героев в драме

Сложность характеров героев – будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, – вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих – большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только «Ласточку», но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед – это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.

Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Критика

После премьеры отзывы были так себе. Рецензия в газете «Новое время» (18 ноября 1878): «[в образе Ларисы] автор показывает нам кусочек более чистого неба, уголок лучших стремлений. Мы, впрочем, более склонны видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться «сильными мужчинами», «героями» в мещанском смысле этого слова. Неужели стоило Островскому тратить свои силы и свое время на драматическое воспроизведение банальной, старой, неинтересной истории о глупенькой, обольщенной девице? Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия».

Наряду с жанром сатирической комедии принято говорить о формировании в позднем творчестве Островского жанра психологической драмы. Литература всегда стремилась более или менее адекватно в соответствии с определёнными представлениями изобразить человека и его внутреннюю жизнь. Возникновение психологизма в прозе связано не просто с ломанием стереотипов в описании героя. В прозе середины 19 в. утверждается ложность всякого рационализирующего начала в понимании его внутреннего мира, отказ от всего «готового» в изображении человеческой личности. Таким образом, человек предстает как проблема, которую необходимо ставить и осмыслять каждый раз заново, в каждом новом тексте, в каждой новой ситуации.

Доминирующим элементом классической драматургии являлось напряжённое действие, поэтому воплощение человеческой личности в драме основывалось на системе амплуа. Амплуа – специфически театральный способ изображения, при котором человек, его внутренний мир отождествляется с несколькими качествами или чертами характера («скупой», «болтун» и т.д.). Подобный принцип подменяет реального человека его упрощённым подобием. Театр Островского также основан на системе амплуа. Его своеобразие связано с введением новых типов.

«БЕСПРИДАННИЦА» (1878)

Создавая скандальную и трогательную историю, происшедшую в провинциальном городе Бряхимове, где живут «по старине: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых», Островский выстраивает обычную для его предыдущих пьес фабулу: борьбу за невесту, молодую девушку на выданье, между несколькими соперниками. Читатель и в главной героине, и в претендентах на её благосклонность легко рассмотрел видоизменение знакомых по прежним пьесам амплуа: это две разновидности «денежных мешков», «романтический герой» печоринского типа и маленький чиновник, ведущий скромную трудовую жизнь.

Однако, оставаясь узнаваемой, начальная ситуация видоизменяется, чтобы стать новой историей с оригинальной проблематикой. Изменение видно уже в экспозиции: внешне борьба уже в прошлом, состоялась помолвка, и рука героини досталась одному из претендентов, маленькому чиновнику, готовящемуся к службе в месте ещё более глухом и далёком, чем сам город Бряхимов. Тем, чем заканчивается масса других комедий Островского, драма «Бесприданница» только начинается.

Бедный чиновник Карандышев – единственный, кто оказался способным предложить бедной невесте руку и сердце. Однако внешне согласие Ларисы, сделанное от безнадёжности, выглядит как предпочтение солидным людям человека, которого все остальные поклонники считают ничтожеством, и это согласие задевает их самолюбие. Потому любовь к красавице, желание обладания ею сочетаются с желанием отомстить сопернику, показав ему его настоящее место, унизить, несмотря на то, что вместе с ним унижению подвергнется и Лариса. Так предметом новой истории становится превращение любви из «примера и залога чистых человеческих отношений между людьми в противоположность всему денежному, тщеславному и продажному» в любовь-унижение. Сюжет будет подчинён противоборству любви и самолюбия.

Кнуров и Вожеватов – персонажи, представляющие вариации амплуа влюблённого богача, причём богача «нового», внешне цивилизованного, читающего иностранные газеты, потенциального поклонника театра или ещё какого-нибудь вида искусства. Традиционное для этого типа противоречие между стремлением к настоящему чувству, тягой к прекрасному, благородному и рассудочным стремлением к выгоде, холодностью и рациональностью натуры говорит об отсутствии у таких людей способности к глубокому эмоциональному восприятию мира. Богатство, делая жизнь человека более лёгкой, одновременно лишает её глубины и подлинности.

Кнуров (из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием; по костюму европеец) воплощает власть денег, спокойную, хладнокровную и необычайно расчётливую силу, представляет человека, чьё богатство делает его как бы прирождённым хозяином жизни. Кнуров – настоящий делец, внешне наименее эмоциональный из всех героев, наиболее рационально понимает ситуацию и видит её выгодность для себя. Его меньше других претендентов раздражает связь Ларисы с Карандышевым. Он понимает, что после того как брак с этим самозванцем приведет её к разочарованию, можно будет безопасно овладеть ею с помощью денег, и он уже до свадьбы говорит с матерью Ларисы о своих видах на её дочь после замужества.

В характере Кнурова показано сочетание любви, желания обладать с отсутствием душевного внимания к объекту страсти. Ценящий утончённ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: