В русской поэзии середины 19 в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С одной стороны, это направление, ориентировавшееся на теорию «искусство для искусства » (Фет, Майков, Мей, Толстой, отчасти Тютчев). Поэты «чистого искусства» уходили в мир философских и психологических проблем, сосредоточивали свое внимание преимущественно на личных, интимных переживаниях. С другой стороны, это Некрасов и поэты его школы. Представители этого направления обращались к насущным общественно-политическим проблемам. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарованиями. Характерными для них были быстрота отклика на актуальные явления действительности, обличительные тенденции, активное участие в литературной борьбе эпохи, широкое использование сатирических жанров. В особенности это относится к поэзии Курочкина, Минаева, Богданова, сотрудничавших в сатирическом журнале «Искра», к стихам Добролюбова, которые он печатал в «Свистке» – сатирическом приложении к «Современнику». К некрасовской школе по справедливости нужно отнести и Никитина, посвятившего свое творчество изображению народной жизни.
Гражданская поэзия характеризуется тем, что основные темы ее относятся к защите общественных интересов. Гражданский поэт – глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом, гражданская поэзия есть художественная публицистика в стихах. В этом ее сила и ее слабость. Отсюда же проистекает и ее могучее влияние в свое время и сравнительно быстрая утрата своего значения впоследствии. Чем шире гражданский поэт затрагивает темы общественной жизни, тем ближе он к общенародному поэту, являясь выразителем духа и стремлений целой эпохи.
|
Дмитрий Дмитриевич Минаев – видный поэт некрасовской школы, драматург и переводчик. Родился 21 октября 1835 года, учился в Петербурге. В годы учения и службы активно занимался литературой, писал стихи. В 1857 вышел в отставку и целиком отдался литературной работе. В конце 1850х сближается с Меем, Писаревым, братьями Достоевскими и Майковым. С 1860 печатается в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где приобретает известность как автор ярких и острых пародий, сатирических фельетонов.
Сатирический характер его произведений обусловили острая социальная чуткость и неукротимая поэтическая энергия. Минаева называют отцом «стихотворного газетного фельетона». Также известен своими каламбурами. В поэме «Евгений Онегин нашего времени» Минаев пытается защитить Пушкина от критики Писарева. Он привлекает в роман Тургенева «Отцы и дети», тем самым решая проблему «нового человека», отвергает писаревскую трактовку пушкинского романа в стихах и одновременно критикует слабые сторон Базарова.
Ряд произведений Минаева посвящен теме народа, пробуждающегося от спячки. В стихе «Пробуждение» он изобразил бедняка, живущего в глубоком сне, привыкшего не отличать света от тьмы, разбуженного новыми веяниями и потянувшегося за подаянием, но получившего камень в руку вместо хлеба.
Минаев рассматривал свое творчество как служение делу прогресса, обществу, народу. Главным для него было идейное содержание:
Когда резня идёт в стенах
И льётся кровь в народных схватках,
|
Постыдно думать о ножна́х
И об узорных рукоятках…
Таков – поэт. Не может он,
Движеньем общим увлечён,
Версификатором холодным
Являться в смутные года;
Стихом и жгучим и свободным
Он откликается тогда,
Гремит, как гром за тёмной тучей
И поражает целый мир
Не сладкой музыкой созвучий,
А правдой огненных сатир.
(Поэт и гробовщик, 1968).
Широко использовал в своих сатирических сказках устное народное творчество. Ему очень легко давались пародии на современных ему поэтов, в частности на поэтов «чистого искусства». Метко высмеивается Фет, Минаев писал: поэт подбирает «звучные мелодические слова», производящие «эффект своей музыкальностью, вовсе не беспокоясь о том, будет ли смысл в его произведении».
Минаев пародировал пьесу Полонского «Разлад» в своем стихотворении «Я обожаю панну Лизу», где осмеивается примитивизм сюжета и персонажей драмы Полонского. Сатирический герой сваливает в одну кучу любовные излияния с жаргоном солдатни. В своей статье о «Разладе» он писал: «Вся интрига драмы основана, с одной стороны, на исполнении долга, долга службы, а с другой – на любви к панне. Борьба между этими двумя чувствами продолжается на семи печатных листах, но наконец первое берет верх над последним», «Умилила меня находчивость г. Полонского, который фронтовой военный язык уломал в ямбы своей драмы».
Минаев был непревзойденным мастером эпиграмм, которые моментально распространялись по всей читающей России.