Великие законы сохранения.




В общей теории относительности Эйнштейна… «великие законы сохранения» [23] оказались утраченными [43, 61].

А. Логунов.

 

Пора открывать глаза на очевидный факт, - за многовековой перепалкой, - каким образом притягиваются тела, как передается энергия без материального носителя, у нас теряется главное, - мы имеем дело с очевидным фактом отсутствия

 

у притягивающих тел, - у центров тяготения

расходования энергии.

 

Ну не расходует же Земля энергию на притяжение Луны, как и Луна на притяжение «Аполлона – 13». Это же очевидно.

 

Энергия у нас здесь возникает.

Это - Святой источник.

Материалистически это должно звучать так, - мы располагаем опытными данными, что в случае с наблюдаемым в природе стремлением тел в направлении друг друга совершается работа по перемещению тел в пространстве неизвестным нам и не фиксируемым нашими органами чувств и приборами видом энергии.

У нас имеется факт опыта, но мы

 

«не справилась с его метафизикой и критикой» [24] [24, 321].

Гегель.

Вот и надо, говорит Гегель, искать объяснения, а не выдумывать «пресловутые силы [17, 294], что является «пустой болтовней» [16, 87], а если объяснения не получается, то лучше уж просто - «ограничиться простыми фактами» [16, 90].

 

Факты же у нас, - это совершающаяся в пространстве работа по перемещению тел неизвестным нам видом энергии, и объяснением этому должно быть указание:

 

· источника этой энергии;

· материального носителя энергии;

· метода доставки этой энергии в данные точки пространства;

· способа направления этой энергии на цели взаимного сближения тел.

 

Академик А.А. Логунов пишет, - «…в общей теории относительности Эйнштейна эти, как выразился известный американский теоретик Ричард Фейнман, «великие законы сохранения» оказались утраченными. Первым на это обратил внимание один из создателей ОТО, математик Давид Гильберт…

К сожалению, высказывание Гильберта не было понято современниками» [43, 61].

 

Вот она, наука ХХ столетия, - нарушаются фундаментальные законы сохранения, но современникам не до этого, - подумаешь, мелочь какая-то, - законы сохранения….

Мы начали наше исследование с вопроса, - а не наследует ли теория относительности парадоксы теории всемирного тяготения?

Так, где же они утрачены эти «великие законы сохранения»? У Эйнштейна, или уже у Ньютона?

По поводу авторов теорий, которые оказываются больны такими противоречиями, что в них теряются законы сохранения, или нечто иное, что стало уже в науке фундаментальным, Гегель говорит,

 

- не справились с метафизикой [24, 321].


Метафизика.

 

Образованный народ без метафизики, нечто вроде храма, в общем-то, разнообразно украшенного, но без святыни [24, 76].

Гегель.

Ее и Ньютон боялся, осталась в истории его крылатая фраза,

 

- Физика, берегись метафизики! [25]

 

Но Энгельс, господа, посчитал необходимым нам эти слова растолковать, чтобы не путали, что понимал под метафизикой Ньютон, и что понимают сейчас:

«Физика, берегись метафизики! – это совершенно верно, но в другом смысле» [6,179], т. е. понимая метафизику не как философское мышление вообще, как это было у Ньютона, а как метафизический способ мышления [6, 291].

Энгельс.

Это разъяснение отнюдь не случайно, содержание понятия метафизики в истории часто употреблялось в значении философии, но нам сейчас нет необходимости углубляться в эту сторону вопроса. Нам надо знать, что к настоящему времени эти понятия разграничились, -

 

философия есть учение,

метафизика есть метод.

 

Метафизический метод в познании есть путь, способ подхода к изучению объектов действительности, при котором объект рассматривается в его изолированности от других объектов и процессов природы.

 

Делается упор на самобытность объекта, его уникальность в природе. Интересы познания акцентируются в первую очередь на особенностях объекта, выделяющих его среди других творений природы.

 

Диалектический метод, - как раз в противоположность метафизическому, - делает упор не на изолированность объекта, а рассматривает его во всей совокупности всевозможных связей его бытия.

 

Упор переносится на место объекта в природе, на причины его устойчивости в среде, где царят законы энтропии, на источники энергии и материи, которыми в процессе своего бытия обменивается объект со средой.

Исследуемый объект превращается при подобном подходе

 

из предмета в процесс.

Процесс бытия объекта.

 

Он не упал с неба, этот диалектический метод, и метафизический ему предшествовал не из-за невежества наших предков.

«Старый метод исследования и мышления, который Гегель называет «метафизическим», который имел дело преимущественно с предметами как с чем-то законченным и неизменным и остатки которого до сих пор еще крепко сидят в головах, имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» [27, 303].

Энгельс.

 

В значении метода понятие метафизики сегодня и употребляется, как парная категория диалектики, - ее противоположности.

Современная научная философия есть диалектический материализм. Две главных функции философии, - мировоззренческая и методологическая, - как раз и отразились в слиянии этих двух слов, - материализм есть мировоззрение, диалектика – метод.

 

Но Ньютон, объясняет Энгельс, понимал под метафизикой еще не метод, а философское учение вообще, - философию, если короче. Так же, как философию, т. е. как учение, понимал метафизику и Гегель. Это уже потом, на основе заслуг Гегеля в создании диалектического метода, что оказалось главным в его философии, за метафизикой закрепилось понятие метода предшествовавшего диалектическому.

 

Попробуем теперь разобраться, что есть метафизика в устах Ньютона и Гегеля, надо же нам как-то разбираться с этой самой «неслыханной метафизикой», которая напала на бедную механику, и даже ее «затопляет».

«Не справились с метафизикой », - говорит Гегель в отношении теории Ньютона, - запомним это выражение, его, пожалуй, никто кроме Гегеля и не употребляет, а смысл здесь самый что ни есть простой, - не нашли верного объяснения экспериментальным данным. Не смогли эти экспериментальные данные связать логично, непротиворечиво друг с другом.

Но что существенно именно для философии (у Гегеля - метафизика), что факты опыта, полученные, например, в физике связываются не только друг с другом (это сфера теоретической физики), а со всеми другими фактами опытного знания, накопленными во всех науках.

 

Объяснение есть согласование с уже объясненным, согласование со всем имеющимся знанием, носящим на сегодняшний день статус истинного.

 

«…метафизика есть не что иное, как совокупность всеобщих определений мышления, как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным» [9, 21].

Гегель.

 

Это и есть в классическом понимании собственно философия, философ не занимается наблюдением за природным объектом и экспериментом над ним, - добывание опытных данных есть дело естествоиспытателя, философия же….

«Философия природы подхватывает материал, изготовленный физикой на основании опыта, в том пункте, до которого довела его физика, и в свою очередь преобразовывает его дальше, но уже без того, чтобы класть в основание опыт как последнее подтверждение» [9, 20].

Гегель.

Вот это и есть в понимании Гегеля – метафизика. Дословно, - то, что идет после [26] физики. Исторически такое название философии появилось благодаря систематизатору произведений Аристотеля Андронику Родосскому (1в. до н. э.), которыйпоместил собственно философские произведения Аристотеля после произведений, посвященных исследованию природы, и объединил их под именем метафизики.

Об отношении же физики и философии, -

 

«Физика …должна помогать философии, подготовлять для нее материал, с тем, чтобы философия перевела на язык понятия полученное ею от физики рассудочное всеобщее…» [9, 20-21].

Гегель.

 

Деление сферы деятельности между физикой и философией в значительной степени условны. Четкие разграничительные линии здесь просто невозможны. Трудно себе представить исследователя, который ограничивался бы только сбором опытного материала, избегая анализа и сопоставления, т. е. не прибегая (на языке прошлого) к метафизике.

Именно об этом говорит Гегель в известной скандальной фразе:

 

«Чистыми физиками, только физиками являются на самом деле лишь животные, так как они не мыслят; человек же, напротив, как мыслящее существо есть врожденный метафизик» [17, 240].

Гегель.

 

В науке, тем не менее, присутствует (может быть, правильнее, – присутствовало?) деление на круг вопросов науки опытной и науки теоретической, что раньше и относилось к метафизике. Ньютон, во всяком случае, произнося, - физика, берегись метафизики, - явно такое противопоставление разделяет.

 

Все вышесказанное совершенно не о том, что философия безгрешна. Представлением об ошибочности современной научной Картины мира, - грех, в полной мере лежащий на душе философии, - и вызвано обращение автора к рассматриваемой проблеме.

История философии полна заблуждений. Те же сторонники гео центрической модели отталкивались в своих рассуждениях (в своем философствовании) от тех же самых опытных данных, что и сторонники гелио центризма, но смогли, тем не менее, убедить научное сообщество в истинности своих (на деле ошибочных) взглядов.

 

 


Неслыханная метафизика.

Очень важноосознать, что физическая механика затопляется неслыханной метафизикой [27].

Гегель.

Что за напасть на бедную механику, -

неслыханная метафизика?

И почему никто не пугается?

Позвольте, господин Читатель, увести вас несколько в сторону, - в область человеческих отношений. Мне все более кажется, - говорят, в таких случаях надо креститься, - что современник понимает данное выражение совсем не так, как Гегель, и что еще хуже, - не понимает сказанного Гегелем вовсе не из-за разошедшихся за эти два века уровней знания, но этикета.

Иначе как представить, чтобы предостережение Гегеля, - самого Гегеля! - вот уже два века не то что не оценено, но и не понято? [28]

Здесь дело, представляется, в том, что, выражая те же мысли (и что в данном случае не менее важно, - и чувства!), которые для Гегеля неслыханные, современник никак не смог бы данным выражением удовлетвориться.

 

- Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? [29]

 

Как в те времена изъяснялись? Да заглянуть туда из наших времен, подслушать разговор ненароком, и коли бы судил по отдельным фразам, так точно бы подумал, - объясняются в любви, в каких ведь только деликатностях не рассыпаются!

А господа договаривались о дуэли. Как понадежней убить друг друга, чтобы больше к этому вопросу не возвращаться, и попусту времени не тратить.

А если, наоборот, - из тех времен подслушать разговорчик наш, сегодняшний, подобного плана? Ведь точно бы сказали, - ну ладно бы уж убил, но как можно такое говорить?

«Неслыханная метафизика» в устах Гегеля, есть, как это представляется автору, нечто такое, что сегодня бы даже при самом, что ни есть деликатном выражении, и то бы назвали, - «бредом сивой кобылы », если бы только смогли удержаться от ненормативной лексики.

В отношении последнего у автора большие сомнения.

 

Уход от проблемы.

 

Почему физика так упорно обходит молчанием противоречия ньютоновского притяжения? Проблема то ведь из сферы очевидного.

Покрыло здесь все, затуманило, отодвинуло во второстепенное, а оттого, думается, и несущественное, понятие «силы», в образе силы притяжения.

И не в притяжении дело, а в «силе ».

«Читая курс теоретической механики, легендарный лектор – артист по призванию -…профессор Андрей Петрович Минаков задавал второкурсникам мехмата риторический (потому что не ждал ответа) вопрос: «Что такое – сила?». Выдержав паузу, он давал комментарий: «Когда люди не знают, как объяснить что-нибудь, они говорят – «сила»…

Это было в 1953 году. Объяснения того, что такое сила, до сих пор нет, и в ближайшее время не предвидится» [81. 4].

Б. Куксенко.

Вот так же, подобно профессору Минакову, смотрели на эту проблему Энгельс и Гегель [30].

Это коронный номер ухода от проблемы, - с глаз долой, - и нет проблемы, в общем, - засунуть ее за Байкал [31].

Метод у истории отработан, - решение вопроса, на который никак не находится разумного ответа, переадресуетсянечто такому, что, в общем-то, может быть причиной, но обращение к чему очень уж затруднено, хотя в принципе и не представляется невозможным.

И вот что не забыть, - это Нечто никто никогда не видел. Некоторые, правда, рассказывают…, но вот поди-ка проверь?

 

Почему Земля в океане не тонет, на чем она держится? – на трех китах.

А киты? – на трех слонах.

А слоны? – на черепахе.

А черепаха? – плавает в океане.

 

Понятие силы из той же сферы, - это нечто более могущественное чем имеющиеся аргументы, и чему приписывается способность объяснить то, чему в рамках данных аргументов объяснения нет.

Она, сила, сама по себе для познания - вопрос, но, тем не менее, и ответ.

Причина названа, - сила, а что это такое, - это уже другой вопрос.

Господь Бог, впрочем, из этой же области, - это та же сила [32], только обладающая всеобщностью. Но все вопросы к какому-либо явлению, на которые не находится естественного объяснения, переадресуются теперь к Господу Богу.

И ведь «достучаться-то » в принципе можно, но… сложно.

Чаще всего, однако, форма вопроса теряется, ответ -то есть, - Бог.

Так и с «силами», - это полномочные представители Господа Бога в естественных науках.

 


* Райнер Мария Рильке. За книгой. Перевод Б. Пастернака.

[1] Гегель имеет ввиду древнегреческую легенду о первом конкурсе красоты, вошедшем в историю под названием «Суд Париса».

Парис (троянский царевич) попал в ужасную передрягу, - три богини: Афина, Афродита и Гера, что видно не редкость, когда сойдутся женщины, - заспорили о своей красоте, а нашему герою выпало этот спор разрешить, и вручить победительнице яблоко.

Ситуация, надо сказать, прескверная, - с этими богинями… как не поворачивайся, все равно не угодишь. Они в итоге и разбушевались, - конечно, война.

 

[2] Выделено Гегелем, - Л.Ф. [24, 83]. Здесь и далее первая цифра в квадратных скобках обозначает номер цитируемого источника из списка литературы, помещенного в конце книги, вторая – страницу из этого источника.

 

[3] Среди лавины исследований на рейтинг мыслителей второго тысячелетия, - на первую «десятку», «сотню» и т. п. упоминания имени Гегеля автором не обнаружено.

 

[4] Гегель. Об орбитах планет. Философская диссертация [1, 241].

[5] Писано в 2001 г. Автор, воспитанный в лучших традициях социализма, - если уж что-то и делать, то обязательно к торжественной дате, - загорелся идеей этой работы к 200-т летнему юбилею философской диссертации Гегеля. Не уложился, увяз в авгиевых конюшнях теоретической физики.

[6] Автор просит прощения у специалистов за обращение к столь банальным вопросам, но изложение ориентировано на более широкий круг читателей.

 

[7] Напыщенно названным, - скажет Энгельс[6, 10].

[8] Птолемей.

 

[9] Василий Семи-Булатов. Войска Донского отставной урядник из дворян. В науке известен более методом доказательства, снискавшем сегодня наибольшее признание, - «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» А.П. Чехов. «Письмо ученому соседу».

[10] Гегель [16, 159].

 

[11] Не получается! (нем.) Автору вспомнился бессмертный эпизод, когда «Крыло аиста с рыбьим хвостом» (герб рода Биглер) посрамил капитана Сагнера в истории с секретными шифрами. Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.

[12] Порция.

 

[13] Беркли Джордж (1685-1753) – англ. философ, с 1734 епископ в Клойне (Ирландия).

[14] Об этом позже.

[15] Надо поздравить мой любимый журнал, ему удалось это сделать два раза в одном номере (Знание – сила № 11/2001. с. 44 и 66).

[16] Автоматически сбиваюсь на язык Гегеля [9, 94].

 

[17] См. сноску к стр. 9.

 

[18] О «понятии» у нас впереди еще большой разговор.

[19] Вираж, - авиац. – полет по кругу.

[20] «Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», - говорила Екатерина одному из своих генералов. «Разница большая, - отвечал он, - сейчас доложу Вашему Величеству. Вот извольте видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе». – «А…, - сказала императрица, - теперь понимаю». [46, 38].

 

[21] Цитируется по Б. Гофман «Корни теории относительности» [77, 54].

[22] Цитируется по Н. Громыко «Проблема гравитации у Гегеля и Ньютона: к вопросу о соотношении спекулятивно-философской и естественнонаучной форм мышления» [78, 69].

[23] Р. Фейнман [12]. Именно так озаглавлена третья глава этой книги. - Примечание А. Логунова.

 

[24] В переводе с гегелевского, - объяснения этому не нашли, - Л.Ф.

[25] По поводу этих предостережений Ньютона Гегель писал: «Ньютон, правда, прямо предостерегал физику, чтобы она не впадала в метафизику; к чести его, следует, однако, заметить, что он сам отнюдь не поступал согласно этому предостережению» [24, 240].

 

[26] Мета… [< гр. meta после, за] – первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо.

[27] Гегель [9, 94]. Выделено Гегелем.

 

[28] А что понимать-то? Исходя из сегодняшнего отношения к философии можно, во всяком случае, приблизительно, реконструировать ход мысли. - Неслыханная метафизика? – Ну, метафизика, - это что-то вроде философии, - болтовня, в общем, никому не нужная.

А здесь еще и неслыханная.

А вот, Господа, как смотрели на метафизику в галантном XIX веке, – «Спасайся, кто может!» - наверняка завопит тут какой-нибудь наемный осведомитель, предостерегая публику от чтения статьи, в которой речь пойдет про «метафизику». Ведь «метафизика» - …слово, которое в каждом вызывает более или менее сильное желание удрать подальше, как от чумы». – Гегель [82, 389].

 

[29] Б. Пастернак.

[30] Автор на сомневается, что профессор Минаков как раз и воспринял в этом вопросе взгляды Гегеля и Энгельса.

 

[31] Жаловался за столом председатель приемной комиссии, присланный в военное училище «сверху», - сын заслуженного офицера не прошел по конкурсу, мне стыдно было людям в глаза смотреть. И парень хороший, - блестяще прошел все специальные испытания и хорошо сдал экзамены. Но не досмотрел я, - завалил экзаменатор по «Истории КПСС».

- Никак не мог успокоиться, пока не засунул его за Байкал.

 

[32] «Если мы рассматриваем бога как сущность и останавливаемся на этом, то мы знаем его лишь как всеобщую, не встречающую противодействия силу, или, другими словами, как господа», - Гегель [17, 267].


[i] Автор отсылает интересующихся к статье А.А. Логунова «Новая теория гравитации» [43], книге А. Денисова «Мифы теории относительности» [2], а так же к новой, но наиболее, на взгляд автора, доступной читателю любого уровня книге В.А. Ацюковского «Блеск и нищета Теории относительности Эйнштейна» [49].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: