Работа с предложениями. Запишите, расставьте знаки препинания




1. Было тихо только плес волн доносился из-за высокого борта. 2. Я вдруг почувствовал прилив сил зрение обострилось далекие скалы будто надвинулись на меня я различал все подробности их крутых склонов. 3. Калина росла под обрывом её зубчатые листья чуть окроплённые желтизной отворачивались от ветра. 4. Желтый цвет песка иногда сменялся красноватым или серым разноцветные переливы солнечной игры временами бежали по склонам песчаных бугров.

Приложение 2

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления

Теория:

 

Знак препинания Значение предложения Пример
Запятая Запятая ставится при перечислении событий, при выражении их последовательности Солнце взошло, роса высохла, на траве расположились группы отдыхающих
Точка с запятой Если части бессоюзного предложения распространены, или если внутри них уже есть запятые, то разграничивающим знаком может быть не запятая, а точка с запятой Солнце взошло, роса высохла; на траве, на большой лужайке перед прудом, расположились группы отдыхающих

 

Приложение 3

1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (А. К. Толстой) 2) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели не поют в лесных балочках соловьи не пахнет цветами. (А. Чехов)

 

II. 1) Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды то мигали слабея то исчезали отсырела земля кое-где стали раздаваться живые звуки голоса. (И. Тургенев) 2) Дубровский объезжал однажды малое своё владение приближаясь к берёзовой роще услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 28.01.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока  
Цели обучения в соответствии с учебной программой  
Цели урока  

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку.     Приветствуют учителя. Готовятся к уроку    
Середина        
Конец   Д      

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 28.01.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значением противопоставления
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением противопоставления от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку Объяснительный диктант 1. Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж. 2. Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды. 3. Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.     Приветствуют учителя. Готовятся к уроку ФО : https://fb.ru/article/263015/znaki-prepinaniya-v-bsp-tablitsa-s-primerami-pravilo
Середина Знакомство с темой урока на стр.132-134 Теоретический материал Понять тебя я рад – пойми и ты меня.   Внимательно слушают, работают у доски и самостоятельно    
Конец   Домашнее задание упражнение 212 А      

 

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 29.01.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значением причины, пояснения, дополнения
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку   Отвечают на вопросы ФО  
Середина Знакомство с новой темой урока. Теоретический материал на стр.137-138 Приложение 1   УДвоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях: 1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть. Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников. Обратите внимание! Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении. Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов). 2. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что. Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт. Обратите внимание! Иногда в первом предложении есть глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и др.; словосочетания поднять глаза, поднять голову и др., предупреждающие о дальнейшем изложении. В этом случае между частями бессоюзного предложения можно вставить не просто союз что, а сочетание слов: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и т.п. Ср.: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). – Я выглянул из кибитки и увидел, что всё было мрак и вихорь; Он подумал, понюхал: пахнет мёдом (Чехов). – Он подумал, понюхал и почувствовал, что пахнет мёдом. 3. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что. Ср.: Теперь все в доме имели суровое выражение: землетрясение было не к добру (Тынянов). – Теперь все в доме имели суровое выражение, потому что землетрясение было не к добру; Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.     пражнение217 Внимательно читают правила, слушают объяснения учителя.   Разбирают предложения   https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/
Конец   Домашнее задание упражнение 218 А      

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата  
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значением причины, пояснения, дополнения
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос по теме.   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку ФО  
Середина Объяснительный диктант. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»). Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях /1: бревно на избах было темно и старо (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно) Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 20. Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). 21. Федор понял: речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что). Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что). Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»). Так было и в этом году: осень стояла холодная, голая земля промерзла и была твердая, как камень (Г. Скребицкий).   Приложение 1     Пишут под диктовку, объясняют постановку знаков препинания ФО Сборник словарных диктантов
Конец   Домашнее задание упражнение 219      

 

Приложение 1

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата  
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значением причины, пояснения, дополнения
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением причины, пояснения, дополнения от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку    
Середина Работа по карточкам. Раздаточный материал. Преобразуйте СПП и ССП в БСП 1) Вижу, что что-то мелькнуло в просвете, потом еще и еще. Белка! (Г. Федосеев). 2) Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь, потому что гнездятся они в лесах северных (В Песков). 3) Поднимешь глаза вверх и увидишь, что белки видны среди ветвей (К. Паустовский). 4) Ночь всё наступала и лес придвигался ближе к костру. 5) Ремонт был бы гибелью для дома, потому что нельзя тормошить старые, задубелые кости (В. Белов). 6)Однако плохо, если он [снег] будет сыпать всю ночь до утра. Тогда в лес хоть не ходи, потому что большинство зверей днем спит, а ночью бродит в поисках пищи (Г. Скребицкий). 7)Леса задумчиво вспыхивают золотом и изумрудно играют озими на легких осенних морозцах (Ю. Грибов).   Работают по карточкам ФО https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/primeryi-bessoyuznyih-slozhnyih-predlozheniy.html#i
Конец   Домашнее задание 216 А      

 

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 11.02.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значение времени, условия, следствия    
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы ФО  
Середина Знакомство с новой темой урока, теоретический материал на стр. 141. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях: 1. Второе простое предложение содержит неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий. Перед вторым предложением можно вставить слова и вдруг, и неожиданно, и внезапно, и сразу: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов). – Сыр выпал, и неожиданно с ним была плутовка такова; Дунул ветер всё дрогнуло, ожило, засмеялось (М. Горький). – Дунул ветер, и сразу всё дрогнуло, ожило, засмеялось. 2. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но. Ср.: Служить бы рад прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин. 3. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате. Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат. Примечание. Если значение следствия не выражено интонационно, вместо тире ставится запятая, например: Человек не иголка, найдём (Чехов). 4. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если. Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки. Примечание Если второе предложение в бессоюзном сложном предложении начинается с частицы так, то вместо тире ставится запятая, например: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (Пушкин). 5. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно. Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт. 6. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков: Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв). Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении): Идёт большая вода это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.     Упражнение 222 Работают у доски и самостоятельно ФО  
Конец   Домашнее задание упражнение 223      

 

Приложение1

 

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 18.02.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значение времени, условия, следствия    
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы ФО  
Середина Объяснительный диктант Смелые побеждают – трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно /1 – он вышел открыто. (1 и 2 – СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому. Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто, которое с двух сторон выделяется запятыми). 35. Победим – каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если). 36. Пройдёт молодец /1 – приосанится /2, пройдёт девица /3 – пригорюнится /4, а пройдут гусляры /5 – споют песенку /6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 – СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а – ССП). 37. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если). 38. Посмотрит – рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно). 39. Он всегда любил поболтать – это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это). 40. Они расстанутся /1, они уже расстались /2 – эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 – отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта).   Работают у доски и самостоятельно ФО  
Конец   Домашнее задание упражнение      

 

Приложение 1

 

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 19.02.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока БСП со значение времени, условия, следствия    
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять БСП со значением условия, времени, следствия от других видов БСП; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного   Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Отвечают на вопросы ФО  
Середина Диктант с грамматическим заданием Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс (1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно… (6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!» (9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет… (21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся. (24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит! Грамматическое задание: 1. Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради) \Задания на бланке 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?" 1. Разучились понимать себя и друг друга. 2. Постоянно думают о ней 3. Люди непутевые, зверек тоже. 4. Стремятся одомашнить и приручить зверька. 3.Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм? 4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного. 5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени 6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним   Пишут под диктовку ФО  
Конец   Домашнее задание повторить правила      

 

7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22

9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел «Всемирная связь в 21 веке. Морфология и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 25.02.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока СПП с придаточными времени, причины, следствия
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку Опрос пройденного Приветствуют учителя. Готовятся к уроку Отвечают на вопросы ФО  
Середина Знакомство с новой темой. Работа по учебнику, теоретический материал (стр.152, 154,156) Придаточные времени · 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению   1.Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 2.Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами: когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др. Ср.: 1. [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева). (после того как – союз), [ ]. 2. И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чуковский). [указ. сл., (как – союз), ]. 3.Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. [Когда?] Когда я был моложе, я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев). (когда – союз), [ ]. 2. Песни, сказки, былины будут читать [до каких пор?], пока будет русский народ (Л. Толстой). [ ], (пока – союз).   Придаточные причины 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению   1. Вопросы: придаточные причины отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? 2. Средства связи: придаточные причины прикрепляются к главному предложению союзами: так как, поскольку, ибо, потому что, оттого что, из-за того что, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что, тем более что, затем что и др. Место в предложении: придаточные причины могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения. Примеры: 1. В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов [почему?], потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий (Белинский). [ ], (потому что – союз). 2. [Почему?] Оттого что выпавший ночью снег точно покрыл всё ватой и простынями, кругом стало светло, как в операционной (Полевой). (оттого что – союз), [ ]. 3. Бомбы падают в воду, в песок, в болото потому [почему?], что строй вражеских самолётов разбит и разорван (Гайдар). [указ. сл.], (что – союз). 4. Вследствие того [почему?], что перестали по его приказу посылать ребятниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине (Л. Толстой). [указ. сл., (что – союз), ]. Придаточные следствия. План разбора сложноподчинённого предложения 2.3. Сложноподчинённое предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению   1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует? 2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что. 3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения. Пример: Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой). [ ], (так что – союз). Обратите внимание! 1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных. 2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного. Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном. Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные: 1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого? 2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему. 3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено). Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части. Например: 1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении. 2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка. 3. Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.     Упражнение 237 А   ФО Учебник, лицей.ру
Конец   Домашнее задание упражнение240 А      

Приложение 1

 

Поурочное планирование

Наименование организации среднего образования ОСШ №47 имени Аль-Фараби
Предмет Русский язык
Раздел Подросток в современном мире. Синтаксис и пунктуация
ФИО Нифталиева А.А
Дата 26.02.2021
Класс 9 «Б»
Тема урока СПП с придаточными условия, места, цели
Цели обучения в соответствии с учебной программой 9.1.6.1 оценивать прослушанный материал с точки зрения нормативности речи, содержания, структуры, логики изложения материала, выражая собственное мнение; 9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых, простых осложненных и сложных предложениях  
Цели урока Определять типы СПП, правильно расставлять знаки препинания

Ход урока

Этапы урока Действия педагога Действия учеников Оценивание Ресурсы
Начало   Приветствие. Позитивный настрой. Подготовка к уроку. Опрос пройденного. Объяснительный диктант Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Пишут под диктовку, расставляют знаки препинания ФО  
Середина Теоретическая часть урока. Знакомство с новой темой Работа по учебнику стр.161 Придаточные условия 2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению   1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии? 2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др. В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др. В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: