Государственное регулирование нормативно-правовой базы функционирования ценных бумаг




 

В порядке реализации Плана мероприятии по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2009 г. N 911-р Г11. за последние годы был принят ряд федеральных законов, регулирующих отношения на организованных рынках. В их числе Федеральные законы N 325-ФЭ "Об организованных торгах" (далее - ФЗ "Об организованных торгах) [2], N 327-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах" [3], N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" [4]. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии"^-]. N 415-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" [б].

До принятия указанных Федеральных законов правовые основы функционирования организованных (фондовых, товарных, валютных) рынков были определены, соответственно. Федеральными законами N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ "О рынке ценных бумаг") [7]. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" [8], N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле", N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), ст.4, 54" а также многочисленными нормативными актами подзаконного характера.

С принятием Федеральных законов [2,3.4.5.6] Законодатель урегулировал порядок проведения торгов на организованном рынке, отношения между организатором торговли и участниками торгов, способствовал формированию единой терминологии организованного рынка, ввел единые правила лицензирования организаторов торговли, независимо от вида организуемых ими рынков, передал полномочий по лицензированию всех организаторов торговли и регулированию их деятельности федеральному органу исполнительной власти по финансовым рынкам. При этом в п.2 ст.1 ФЗ "Об организованных торгах" оговаривается, что его действие не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике".

Под организованными торгами (ст.2 ФЗ "Об организованных торгах) понимаются торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг иностранной валюты, договоров респондентов, являющихся производными финансовыми инструментами, организаторами торговли являются биржи и торговые системы. До принятия ФЗ "Об организованных торгах" отсутствовал общепринятый специальный термин для обозначения организатора торговли, не являющегося биржей.

Большинство норм указанных Федеральных законов вступили в силу с 1 января 2013 г., некоторые с 1 января 2014 г.

Заметим, что действовавшие до принятия данного Федерального закона положения законодательства, определяющие правовой статус организаторов торговли на товарном и фондовом рынке (ФЗ "О товарных биржах и биржевой торговле", ст.9 н глава 3 "Фондовая биржа" ФЗ "О рынке ценных бумаг"), утратили силу с 1 января 2014 г.

Согласно п.1 ст.29 ФЗ "Об организованных торгах" осуществление деятельности по проведению организованных торгов с 1 января 2013 г. допускается только на основании лицензии, выданной в соответствии с новым законодательством, а организации, имеющие на 1 января 2013 г. лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовых бирж а также лицензии товарных и валютных бирж обязаны были получить новые лицензии или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 г.

Федеральным законом "Об организованных торгах" четко определены виды организаторов торговли. Эго. во-первых, биржи, имеющие право предоставлять полный спектр услуг по организации торговли, и. во - вторых. торговые системы, имеющие право оказывать ограниченный перечень услуг по организации торговли. До принятия данного Федерального закона организаторы торговли (не являющихся биржами) существовали лишь на фондовом рынке.

Фондовой бирже предоставлено право осуществлять организацию торговли ценными бумагами (в том числе биржевыми облигациями), осуществлять включение ценных бумаг в котировальные списки, а также оказывать услуги, способствующие заключению договоров [81, порождающих производные финансовые инструменты. Иные организаторы торговли могут осуществлять лишь организацию торговли ценными бумагами (кроме биржевых облигаций) без прохождения ими процедуры включения в котировальные списки, и не имеют право оказывать услуги по организации торговли производными финансовыми инструментами Впрочем, п.4 ст.12 ФЗ "Об организованных торгах" предусматривает, что нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков могут быть предусмотрены случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой.

Законодателем сохранено и другое отличие между биржами и торговыми системами, а именно ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции, вступившей в силу с 1 января 2013 года) устанавливает исключительное право бирж оказывать услуги по включению ценных бумаг в котировальные списки, представляющих собой проверку и подтверждение биржей соответствия конкретной ценной бумаги требованиям ее инвестиционной привлекательности, осуществляемое на основании специального договора с лицом, обязанным по данной ценной бумаге (договора о включении и поддержании ценной бумаги в котировальном списке).

Осуществлять листинг (допуск ценных бумаг к организованным торгам) могут как биржи так и торговые системы. Однако биржа может проводить листинг как путем включения ценных бумаг в котировальный список, так и без такого включения, торговая система же может осуществлять листинг без включения ценных бумаг в котировальные списки.

В качестве допустимых для организаторов торговли организационно-правовых форм ФЗ "Об организованных торгах" называет хозяйственные общества, причем биржи могут создаваться только в форме акционерных обществ. Тем самым, законодатель снимет проблему двойственности организационно-правовых форм фондовых бирж. В действующей статье 11 ФЗ "О рынке ценных бумаг", указывается, что фондовые биржи могут быть как акционерными обществами, так и некоммерческими партнерствами (статья утратила силу с 1 января 2014 г.).

Ранее законодательство исходило из принципа исключительной хозяйственной компетенции осуществляющих ее субъектов путем установления перечня разрешенных для биржи видов деятельности. Согласно вступившим в силу с 1 января 2013 г. пунктам 3 и 4 ст.5 ФЗ "Об организованных торгах" организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, профессиональной деятельностью на рынке коллективного инвестирования, а также не вправе являться центральным контрагентом. Биржа, кроме того, не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (п.5 ст.9 ФЗ "Об организованных торгах").

Пунктами 5 - 6 ст.5 ФЗ "Об организованных торгах" допускается совмещение деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, однако в этом случае организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением.

Что же касается организаторов торговли, то для торговых систем вводятся те же ограничения по совмещению видов деятельности, что и для бирж с одним существенным отличием: торговые системы могут совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами при условии, что они не совмещают свою деятельность с клиринговой деятельностью (п.5 ст.12).

Принятие ФЗ "Об организованных торгах" и других федеральных законов, регулирующих отношения на организованном рынке, является начальным этапом правотворческой деятельности в этой области, с необходимостью последует принятие значительного количества подзаконных правовых актов федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, от качества которых во многом будет зависеть эффективность функционирования российского организованного рынка.

При учете и аудите операций с ценными бумагами руководствуются следующими основными нормативными актами:

ГК РФ;

- Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

- Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 23.07.2012);

- Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 30.12.2012);

- Федеральным законом от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 28.04.2013);

- Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 23.07.2012);

- Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 03.06.2013);

- Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 03.06.2013);

- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 03.11.2013);

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 26.03.2011);

- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений".

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: