Анн Анселин Шутценбергер 14 глава




Эту «другую сцену» широко комментировали французские психоаналитики: Жак Лакан (личные конспекты лекций в боль­нице Святой Анны) и его ученики, такие, как Дельрие, Пьер Кауфманн (L'Apport freudien, Paris, Bordas, 1993, p. 603), Джойс МакДугалл (Pour une certaine anormalite), Октав Маннони (Clefs pour I'Imaginaire ou I'Autre scene, Paris, Seuil, 1969, et Points, 1985, 97-99).

Фраза «это говорит с другой сцены» стала классическим объяснением того, почему так трудно описать функциониро­вание бессознательного, которое можно представить как не-

14—1543

 

видимую часть айсберга, управляющую поведением, в то время как сам субъект и его окружение этого не знают.

Синдром годовщины, «столкновение времен» и национальные трансгенерационные травмы в истории Косова:

28 июня 1389 г. - 28 июня 1914 г. - 28 июня 1989 г.

История и ее чудовищные преступления повторяются, ког­да память изменяет некоторым политикам и они, игнорируя прошлое, сталкивают целые народы и культуры. Есть и другая разновидность руководителей, которые слишком часто преда­ются воспоминаниям и постоянно оплакивают исторические травмы прошлого («селективный травматизм») или же эксплу­атируют их.

История Косова является наглядным тому подтверждени­ем. Это трагический пример «столкновения времен» (time collapse), «с"индрома годовщины» в политике и развязывания геноцида, как следствие несовершенного траура и «селектив­ности травм» (регулярно напбминаемых).

Вошедшая в историю битва в Косове (1389) весьма значима для понимания того, почему Первая мировая война разрази­лась в 1914 г., а также для понимания недавних (1989 – 1998) событий – резни и волнений в Косове, Албании, Сербии и быв­шей Югославии.

В средние века оттоманцы (мусульмане, турки, пришедшие из Средней Азии) и балканские христиане (православные сер­бы, а также иногда и хорваты, румыны и албанцы) сражались между собой за власть на Балканах и в Центральной Европе.

Битва на Косовом поле длилась десять часов (но до сих пор неясны все исторические аспекты) и закончилась разгромом сербов (православных) и их союзников-христиан мусульма­нами и турками 28 июня 1389 г. (cf. Vamik Volkan, Bloodlines, 1997,1. Kadare,1998) (Гипотезы из выступлений доктора В. Вол-кан и профессора А. Шутценбергер на открытии международ­ного конгресса по групповой психотерапии в Лондоне 26 ав­густа 1998 г.)

Сербский лидер князь Милош Коболлич путем предатель­ства убивает султана Мурада, который, умирая, в отместку приказывает обезглавить своего зятя – сербского князя Лазаря (причисленного с тех пор к лику святых) и более сотни сербов – 28 июня 1389.

С падением Константинополя (1453), взятого турками (от-томанцы-мусульмане), и закатом «Великой Сербии» косовское поражение становится в некотором смысле символом нацио­нального траура и особой исторической травмой для сербов, со­провождаемой культом святого Лазаря с молитвами, песнопе­ниями, святыми образами, ленточками с надписями, а также экспрессивными песнями и легендами, которые рассказывают веками. Все это отмечено «столкновением времен», т. е. прожи­вается, как если бы это было вчера.

Когда в очередную годовщину косовского поражения 1389^-эрцгерцог Франсуа Фердинанд, наследник австро-венгерского трона, приезжает в Сараево, 28 июля 1914 года его убивает серб­ский активист (Шврило ПринсиП) в отмщение за оркорбление Сербии (в Косове 28июня 1389Т., т. е. более 500 лет тому назад!), что приводит к развязыванию Пербой мировой войны (1914 – 1918) и миллионам смертей.

28 июня 1948 г. Тито исключают из Коминтерна, он отказы­вается приносить извинения и 4 июля разрывает отношения с СССР.

28 июня 1989 г. сербский лидер Слободан Милошевич дает указания вернуть в Косово останки святого Лазаря. В своем вы­ступлении по поводу открытия памятника с надписью «1389 – 1989» он напоминает о призыве (святого) принца Лазаря взяться за оружие и восстать против мусульманско-оттоманского ига: «Никогда больше мусульмане не покорят сербов», что вызовет убийства мусульман в Албании, Косове и Сербии начиная с 1989 г. и по сегодняшний день (1998 – 1999 гг.). По мнению И, Када­ре, именно в этот день и начался развал Югославии.

28 июня 1992 г. французский президент Франсуа Миттеран приезжает в бывшую Югославию в Сараево, чтобы предпри­нять (неудачную) миротворческую попытку.

14*

гп

Семейное и групповое со-бессознательное (Дж. Л. Морено).

Социальное и межличностное бессознательное (Эрих Фромм, Карен Хорни, С. X. Фулкс)

На стыке веков Фрейд описывает индивидуальное бессозна­тельное, а затем Юнг открывает коллективное бессознательное. Дж. Л. Морено в 1940-х ходах говорит о семейном и групповом со-сознательном и со-бессознательном (которое члены группы частично разделяют сообща, исходя из совместной групповой жизни).

Эрих Фромм начиная с 1930 г. говорит о социальном бессоз­нательном (основываясь на классических социологических ра­ботах Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса и Ро­берта Мертона).

Карен Хорни в 1937 г. применяет социологическое и антро­пологическое понятие социального бессознательного в психо­терапевтической клинике. С. X. Фулкс об этом говорит в 1964 г. (с. 512, социальное и,межличностное бессознательное), и Д. Вин-никотт предположительно попал под влияние этого понятия, говоря об «обычной преданной матери» (1965). Эта же идея встречается у многих английских авторов, как и у Джейн Ос­тин (1811).

Похожее понятие встречается у новых юнгианцев в виде «shared unconscious» (разделенное бессознательное у Зинкина, 1979, культурное бессознательное у Этель Спектор-Персон (1992), у Отто Кенберга (1993), у Ирла Хоппера, 1996, и Рене Каэса. Ада Дбрахам вводит понятие со-Я (единение мать – ре­бенок до и сразу после рождения), а Рапперт Шелдрик – поня­тие «морфогенического поля» (общение бессознательного с бес­сознательным).

 

со

Типовая рамка для семейной геносоциограммы

(для каждого указывают: имя, возраст, дату рождения,

профессию, черты характера [например, работящий, веселый, музыкант и т. д.])

 

Рис. 11. Типовая рамка для генеалогического; (включая братьев и сестер)

бабушка по мате­ринской линии


Некоторые исторические даты, относящиеся к приводимым клиническим случаям

 

1096-1099 - 1-й Крестовый поход, 70.

1492 г. - Христофор Колумб (1451- 1506). Отъезд происходит после инквизиции, за ним следует изгнание евреев и мавров из Испа­нии (и открытие Америки).

18 марта 1314 г. - Филипп Красивый (1285-1314) приказывает сжечь на костре тамплиеров: Жак де Молей на костре проклинает его [146], затем начинается Столетняя война за наследование трона между Англией (Эдуард III был его внуком по женской линии) и Францией (Филипп VI (1328-1350) Валуа, его племянник по муж­ской линии). Тогда Франция усиливает «солический закон» (со-лические франки) первородства у мужчин, и Жанна д'Арк помо­гает «Славному дофину» короноваться в Реймском соборе в качестве французского короля Карла VII; см. ветвь французских ко­ролей: Капетинги, Валуа, Бурбоны [146] (см. столетие, двухсот­летие, тысячелетие, поминание, месса ежегодная, годовщина, болезни).

28 марта 1888 г. – Международный совет женщин.

21 февраля 1916 г. - начало немецкого наступления под Верденом.

25 февраля 1916 г. - взятие форта Дуомон (Верден). 15 апреля 1912 г. - гибель «Титаника».

22 – 25 апреля 1915 г. - (газовая атака в Ипре), [73,120, 187] - ребенок, кошмары, 127 (см. Кашлять и харкать, газ, трансгенераци­онные кошмары, годовщина, квази-астма).

24 апреля 1915 г. – (геноцид армян), [73, 127] (и Галлиполи, Дарданеллы) (см. также Верден, газ, [188]).

26 апреля 1986 г. - Чернобыль (утечка на ядерной станции).

6 июня 1944 г. – (высадка союзников в Нормандии) (см. Празднова­ние, высадка, кошмары, годовщина пятидесятилетняя).

1 мая – рабочие забастовки в Чикаго; 1891 в Фурми (60 погибших, в том числе 2 детей).

25 мая 1941 г. – Петен учреждает праздник матерей.

29 мая 1942 г. – желтая звезда для евреев (Франция).

6 июня 1944 г. – высадка союзников в Нормандии (см. празднова­ние, высадка, кошмары, пятидесятилетие, годовщина).

8 июня 1945 г. – капитуляция Германии (начало мира, война 1939-1945).

18 июня 1815 г. – Ватерлоо (разгром Наполеона I) [160].

18 июня 1855 г. – поражение в Малахове (возле Севастополя, Крым­ская война) [160].

18 июня 1940 г. – воззвание генерала де Голля.

28 июня 1389 г. – битва на Косовом поле, разгром сербов (православ­ных христиан) турками-оттоманами (мусульманами), убийство сербского принца Лазаря (канонизация) [194].

28 июня 1914 г. – эрцгерцог Франсуа Фердинанд, наследник Австро-Венгерской империи, въезжает в Сараево (Косово) в день годов­щины исторического поражения сербов в 1389 г., там его убивает сербский активист Таврило Принцип, что вызывает войну 1914-1918 гг.

28 июня 1919 г. – Германия подписывает в Версале мирный договор.

28 июня 1948 г. – Тито исключают из Коминтерна, он отказывается приносить извинения и 4 июля 1948 г. разрывает отношения с СССР.

28 июня 1989 г. – Слободан Милошевич, сербский лидер в бывшей Югославии дает указания вернуть в Косово останки святого Ла­заря, делает надпись «1389-1989» и напоминает о призыве прин­ца Лазаря взять оружие (что вызовет убийства мусульман в Алба­нии, Косове и Сербии).

28 июня 1992 г. – французский президент Франсуа Миттеран приез­жает в Косово, чтобы предпринять попытку (неудачную) остано­вить кровопролитие.

4 июля 1776 г. – объявление независимости Америки, затем нацио­нальный праздник, а также смерть второго и третьего американс­ких президентов, Джефферсона и Адамса, на пятидесятилетие

ч [4.07.1826, 86].

14 июля 1789 г. – взятие Бастилии (начало французской революции, затем – национальный праздник).

4 августа1789 г. – отмена привилегий (ночь на 4 августа).

4 августа 1870 г. – поражение под Виссембургом (война 1870), прус­ская армия Бисмарка разбивает МакМагона.

24 августа 1572 г. – день святого Валентина, массовое убийство гуге­нотов (протестантов), убийство адмирала Колиньи, 5000 убитых в Париже, Генрих IV остается в живых (24 августа 1997 папа Иоанн Павел II приезжает в Париж, служит мессу для молодежи).

1- 2 сентября 1870 г. – массовое убийство в Седане (война 1870 г., отречение Наполеона III) [93] (см. Кошмары, «семейная лояль­ность», Барбара). Немцы вводят праздник в честь победы в Седа­не, Sedantage – день Седана.

5—10 сентября 1914 г. – битва на Марне.

7 сентября 1812 г. – Наполеон входит в Москву, 14 сентября (и пожар в Москве 12 сентября, начатый по приказу губернатора Растоп-чина).

19 сентября 1870 г. – осада Парижа прусской армией (см. Голод, вы­боры, смута, Парижская коммуна, 26 марта-28 мая 1871 г.).

19 октября 1812 г. – начало отступления из России императора На­полеона I.

24 октября 1916 г. – вновь взят форт Дуомон (500 000 убитых, ране­ных, пропавших, непогребненных под Верденом).

24 – 25 октября 1917 г. – Октябрьская революция в Петрограде/ Санкт-Петербурге (русская революция).

18 брюмера года VIII (9 ноября 1799) г. – Наполеон Бонапарт берет власть. Он вернется в Париж 18 декабря 1812 г., чтобы попытать­ся спасти свой трон.

11 ноября 1918 г. – перемирие (война 1914 - 1918 гг).

Ноябрь 1812 г. – войска Наполеона I отступают из России.

14 ноября 1940 г. – разрушение Ковентри истребителями «Фау-Ь.

22 ноября 1858 г. [132] – смерть Патрика Кеннеди.

22 ноября 1963 г. [132] – убийство президента Джона Кеннеди.

27 ноября 1812 г. – переход через Березину императором Наполео­ном.

6 декабря, 47 – (см. Святой Николай).

13 декабря - (святая Люсия, праздник света, см. Календарь) [48].

25 декабря - Рождество [48].

6 января – праздник королей (королевский пирог-галета).

13/25 января – праздник святой Татьяны, покровительницы Москвы.

21 января -1793 г. —Людовика XVI гильотинируют (передача) [см. 146].


БИБЛИОГРАФИЯ

 

AbrahamNicolas etTOrOk Maria (1967), Le Verbier de l'Homme aux Loups, Paris, Aubier Rammarion. Abraham Nicolas et TOrOk Maria (1978), L'ecorce et le Noyau, Paris, Aubier-Flammarion. [Definition de la crypte et du fantdme in Notules]. Edit, revisee et completed 1987, trad, en amer. The Shell and the Kemell, U. of Chicago Press, 1994. Abraham Nicolas (1978), Le travail du fantdme dans Г inconscient et la loi de nescience, in V Ecorce etle Noyau, p. 393-474. Ancelin SchUtzenberger Anne (1966), Precis de Psychodrame, Paris, Editions Universitaires, 2e ed., 1970 (распродано). (1971), La Sociometrie, Paris, Editions Universitaires. (1973), L'Observation, Paris, Epi. (1976), Contribution a l'&ude de la communication Don verbale, Paris, Service de publication des theses, Universite de Lille-Ill et Librairie Champion edit. (1980), Corps et identitea, in Pierre Tap et coll., Identite nouvelle et personnalisation, Toulouse, Pri vat, p. 305-312.

(1981), Le Jeu de role, Paris, ESF, re"ed. rev., 1990. (1984), Psychodrame, roman familial, genosotiogramme et formation, in L'Homme et ses potential! tes,

Paris, ESF, p. 109-122 (ouvrage collectif).

(1985), La vie, la mort dans l'imaginaire familial: reflexions et cas cliniques, in E. Jeddi et coll.,

Psychose, Famille, Culture, Paris, L'Harmattan, p. 404-415. (1985), Vouloir guerir, Toulouse, Eres/La Meridienne, Paris, reed. rev. 1991; rdeU rev Paris, Epi/La

M<ridienne; 1993.7e ed. rev compl., DDB, 1996 (55O0Oe). (1985), Diagnostic et pronostic d'une maladie fatale terminale, in Quyotat J^an, Fedida Pierre,

Evenement et psychopathologie, p. 124-126. (1986), Stress, cancer, liens transgenerationnels, in Question de, n special Medecines nouvelles et

psychologies transpersonnelles, Paris: Albin Michel. 64, mars 1986, p. 77-101. (1986), La Psychogenealogie: Analyse transgfineran'onnelle et secrets de famille, cours, Universite de

Nice, 200 F. (1986), Forme europeenne inconsciente du chamanisme: la realisation automatique des predictions, in

Transe, chamanisme et possession: Actes des deuxiemes rencontres Internationales sur la fete et la communication, Nice, Serres, p. 81-87. (1987), Vouloir guerir, in Les Medecines, les psychologies et leurs images de l'homme, Sainte-Baume

(Var),&fit.derOuvert.

(1987), L' inconscient a bonne memoire, Journal des Psychologues, Marseille, n 48. (1988), Le Dit et le non-dit, les secrets de famille et leur influence sur les maladies, les accidents, les

morts, les professions, le nombre d'enfants, Paris, Le Corps a vivre (Plaquette, dec? 1988) [repris part in Aie, mes aieux!]. (1994), Vie transgenerationnelle et maladie, in Le Processus de guenson: par-dela la souffrance et la mort, Les Ateliers de Montreal pour une conscience nouvelle et Publications MNH, 3947 Chabanel, Beauport (Quebec), GIE 4M7 Canada. (1995), L'Enfant de remplacement et l'enfant reparateur. L'enfant remplacant, souvenir d'un traumatisme qu' on n' a pas vecu in Le Deuil comme processus de guenson, Les Ateliers de Montreal pour une conscience nouvelle et Publications MNH, 3947 Chabanel, Beauport (Quebec), OIE

4M7 Canada, 166-176.

(1995), Le Cancer en cascade et en ressac, exemple de syndrome d'anniversaire, in Le Deuil comme

processus de guerison, Les Ateliers de Montreal pour une conscience nouvelle et Publications

MNH 3947 Chabanel, Beauport (Quebec), GIE 4M7 Canada. (1996), Transmission de l'angoisse indicible et transgenerationnelle. L'Angoisse d'un traumatisme

qu'on n'a pas vecu, in Melanges en hommage au professeur Juliette Favez-Boutonier, Bulletin

de psychologie, Paris, Sorbonne, 1996, avril, Tx LIX, nj 423. (1996), La Serendipity. Coincidences et synchronies, Publications de la Faculte des Lettres, Arts et Sciences humaines de Г university de Nice (juin), in Hommages au doyen J.-P. Weiss, n 27, p. 61 - 81. UER Lettres, Carlone, 98, bd Edouard-Hemot, 06200 Nice.

(1996), Phenomenes transgenerationnels et crises de la societe et de la famille, in Ecrits, Nice, 1996. (1997), Transgenerational Psychotherapy. Health and Death. Family Links through the Family Tree,

Caduceus, March, n 35. (1999), De generation en generation. Liens transgenerationnels, in Etre enseignant, Hommage k Ada Abraham, Montreal (1999, Paris, L'Harmattan). (1998) Preface a l'ouvrage de Nina Canault, Comment paye-t-on les fautes de ses ancetres?Paris,

Desclee de Brouwer. Ansky S. (1917-1922), Dybbuk and other Writings (traduit duresse en anglais). New York, Schocken

Books, 1992 [aussi traduction francaise vers 1960 et themes d'un ballet de Bejart]. Antonovsky Aaron (1985), Health, Stress and Hoping, San Francisco, Josey Bass. Antony E. J. & Coder B.J. eds (1987), The Invulnerable Child, New York, Guilford. Anzieu Didier (1968), La Dynamique des groupes restraints, Paris, PUF. Anzieu Didier (1985), Le Moi-Peau, Paris, Dunod. Anzieu Didier (1987), Les Enveloppes psychiques, Paris, Dunod. Aulagnier Pierra (1975), La Violence de Г interpretation: du pictogramme а Гёпопсё [sur la violence -

faite a l'enfant par une mere ne le comprenant pas], Paris, PUF (cf. aussi Castoriadis). Aulagnier Pierra (1975), Sur le fantasme originaire, entretien prive", et (1984), Le droit au secret, in

L'Apprenti historien et le maitre sorcier, Paris, PUF [et son concept de pictogramme: representation originaire de la chose corporelle a pre-verbale]. Ausloos Guy (1980), Secrets de famille, in Annales de psychotherapie: changements systemiques en

therapie familiale, collectif, Paris, BSF, p. 62-80.

Balmary Marie (1975), L'Homme aux statues, Freud et la faute cachee du pere, Paris, Grasset. Bandler Richard et Grinder John (1975), The Structure of Magic, Palo Alto, Science and Behavior

Books. Tr. fr. Les secrets de la communication, Montreal, Joe. Barleft F. С (1992), Remembering, Cambridge, Cambridge University Press. Bateson Gregory, Jackson Don, Haley J. (1956), Toward a Theory of Schizophrenia, Behavior Science,

1, p. 251-264. Bateson Gregory (1972), Steps to an Ecology of mind, New York, Dutton. Tr. fr., Vers une ebologie de

l'esprit, Paris, Le Seuil, 1977,1980. Benghozi P. (1994), Porte-la-honte et maillage des contenants genealogiques, Le Groupe familial en

psyehotherapie. Revue de psychotherapie psychanalytique de groupe, n 22, Paris, Eres. Bergson Henri (1946), Matiere et Memoire, Paris, PUF.

Bernard Jean (1992), Le Syndrome du colonel Chabert ou le vivant mort, Paris, Buchet-Chastel. Berne Eric (1964), Games People Play. Tr. fir. Des jeux et des homines, Paris: Stock, 1980. Berne Eric (1977), Que dites-vous apres avoir dit bonjour? Paris, Tchou. (trad, de Tamer. What do

you say after you say Hello? New York, Grove Press).

Berne Eric (1979), Beyond games and scripts, morceaux choisis, ed. par С Steiner. Bertaud Daniel (1977), Destin personnel et structure de classe, Paris, PUF. Bettelheim Bruno (1969), La Forteresse vide, l'autisme et la naissance du soi, tr. fr., Paris, Gallimard

(trad, del'amer.).

Bettelheim Bruno (1969), Children of the Dream, London, Thames and Hudson. Bion W. R. (1958), On Hallucination, in Second Thoughts, London, Heinemann, r&d 1967; et (1962). Bohm David (1980), La Plenitude de l'Univers, Monaco, Le Rocher 1987. Tr. fr., Wholeness and the

Implicate order, London, Routledge & Kegan.

BoUas С. (1987), The Shadow of the Object, London, Free Association Press. Boszormenyi-Nagy Ivan et Spark G. M. (1973), Invisible loyalties, New York, Harper and Row. Boszormenyi-Nagy Ivan and Framo J. L., Psychotherapies familiales, aspects meoriques et pratiques,

Paris, PUFjl980.Tr.fr.

Bourguignon Odile (1984), Mort des Enfants et structures familiales, Paris, PUF. Bowen Murray (1978), Family Therapy in Clinical Practice, New York, Jason, Aronson. Bowen Murray (1987), La Differentiation du soi, tes triangles et les systemes emotifs, Paris, ESF, trad.

de l'amencain.

Bowlby J. (1969), Attachements et perte, tr. fr., Paris, PUF, 1975, vol. I et II. Brossaid A., Cosnier J., et coll. (1984), La Communication non verbale, Neuchatel & Paris, Delachaux-

' Niestle\ [Textes de base de Condon, Cook, Cosnier, Eckman & Friesen, Frey, Scherer...] Buber Martin (1957), I and Thou, New York: Siwbners. Cannon W. B. (1945), The Way of an Investigator, New York, Norton. Capra Fritjof (1975), The Tao of Physics, Boston, Shambhala, 3e 641., 1991, Tr. fr. Le Tao de la

Physique, Paris, Tchou.

Carter E. A. et McGoldrick M., eds. (1980), The Family Life Cycle: a Framework for Family Therapy,

New York: Gardner Press.

Ciavaldini A. (1989), L'etre d'exil ou les traces immemoriales de l'oubli, in Yahyaoui A. (1989),

Corps, Espace-Temps et traces de l'exil. Cohen Lawrence H. Ed. (1988), Life Events and Psychological Functioning; Theoretical and

Methodological Issues, London, Sage.

Collectif (1987), Recite de vie et travail social. Cahiers de la Dependence, 7. Costa de Beauregard Olivier (1963), Le Secondprincipe de la science du temps, Paris, Le Seuil [et Le

Temps deploye, Ed. du Rocher, 1988]. Crouch Michael, Robert Leonard, eds. (1987), The Family in Medical Practice: A Family System

Primer, New York, Springer. Cyrulnik Boris (1983), Memoire de singe et paroles d'homme, Paris, Hachette [ethologie humaine et

animale, reed, poche].

Cyrulnik Boris (1989), Sous le signe du lien, Paris, Hachette (poche), 1992. Cyrulnik Boris (1991), De la parole comme d'une molecule, Paris, Eshel, et Paris, Seuil (1995). Cyrulnik Boris (1991), La Naissance du sens, Paris, Hachette.

Davis J. (1984), The Kennedys: Dynasty an Disaster 1848-1983, New York, Me Graw Hill. Dolto FranCoise (1971), Le Cas Dominique, Paris, Le Seuil, r&d. Point, 1974. Dolto FranCoise (1985), La Cause des enfants, Paris, Laffont (p. 196-197,287-291,419-424,446-

448), lied, poche.

Dolto Franchise (1988), Inconscient et destin, Paris, Le Seuil.

Dumas Didier (1985), L'Ange et le fantdme, introduction a la clinique de l'impense genealogique, Paris, Minuit; avec preface de F. Dolto. Dumas Didier (1985), Le genealogique dans rhistoireet la pensee freudietmes, in Patio, Psychanalyse,

n 4, Paris. L'Eclat, p. 201-218.

Dumas Didier (1989), Hantise et clinique de Г Autre, Paris, Aubier. Dumas Didier (1990), La sexuality masculine, Paris, Albin Michel, trad. amer. Sons, Lovers, Fathers,

New Jersey, Northwale. Jason Aronson, 1997. Dunbar Florence (1954), Emotions and Bodily Changer A survey of literature, Psychosomatic

Interrelationship, 1910^1953, New York, Columbia University Press. Eliade Mircea (1957), Mythes, Reves et Mysteres, Paris, Gallimard. Engel & (1975), The Death of a Twin: Mourning and Anniversary Reactions; Fragments of 10 Years

of Self Analysis, Intern. Joura. of Psychoanalysis, 56 (1), p. 23-140. Eiger A. (1983), Un Divan pour la famille, Paris, Dunod. Elkaim Mony (1989), Si tu m'aimes, ne m'aime pas. Pourquoi ne m'aimes-tu pas, toi qui pretend

m' aimer? Approche syst&nique et psychotherapie, Paris, Seuil.

Elkaim Mony (1999), Les Therapies familiales intergeneratiorraelles, in Elkairn Mony (dir. pob.),

Panorama des therapies familiales, Paris, Seuil. English Fanita (1969), Episcript and the Hot Potato Game, T. A. Bulletin VIII, oct, 77-82, Tr. fr.

1992, L'episcenario et le jeu de la pomme de terre brulante, in Aventures en Analayse

Transactionnelle, Paris, Epi; 1984, p. 199-207 (epuise). Reed, in Analyse Transactionnelle et

emotions, Paris, Epi, 1992, p. 159-166. Fedida Pierre & Guyotat Jean et coll. (1986-1987), Actualites Transgenerationnelles en

psychopathologie, Paris, Echo Centurion. Felsman J.K. (1989), Risk and Resiliency in Childhood, in Dugan T.F. et Cooks R. (eds), The Child in our times.. Ferenczi Sandor (1932), Journal clinique (janvier-octobre 1932). Tr. fr. Groupe du Coq Heron, Paris,

Payot, 1985,97. Ferenczi Sandor (1982), Transfer! et introjection, in euvres completes, Paris, Payot, 11 [mise en mots

des experiences relationnelles].

Fischer I. et Hinde R. A. (1949), The Opening of Milk Bottles by Birds, British Birdes, 42, p. 347-357. Forrester Viviane (1983), Vincent Van Gogh ou renterrement dans les bles, Paris, Le Seuil. Foulkes S. H. (1964), Therapeutic Group Analysis, London, Allan and Unwi^b. Foulkes S.H. (1964), Social or Interpersonal Unconscious, in Therapeutic Group Analysis, London,

Allen & Unwin, chap. Ill, p. 512. Fbulkes S.H. (1971), Guide dupsychotherapeute de groupe, Paris, Desclee de Brouwer, Hommes et

groupes.

Framo James (1992), Intergenerational Family Therapy, USA. Framo J.L. (1992), Family-of-Origin Therapy, New York, Brunnel/ Mazel. Freud Sigmund (1897), Drafts L et M, Collected Papers, Standard Edition, vol. I (1886-1899), et

Unpublisted papers, p. 248 et 250 et s., London, Hogarth Press, 1966. Freud Sigmund(1900),L'Inteфrёtation des reves, Paris, PUF, 1967,1976 [1976:415 sur les prenoms-

revenants; 455 sur Autre scene]. Freud Sigmund (1909), Le roman familial des nevroses, in Nevrose, psychose et perversion, Paris,

PUF, 1973 [trad. fr.]. Freud Sigmund (1909), L'inquietante etrangete, in Freud, Essais de psychanalyse appliquee, Paris,

Gallimard, 1971,185. Freud Sigmund (1909), Family Romance, in The Complete Psychological Works of Sigmund Freud,

London, Hogarth Press, 1953, vol. 5,487.

Freud Sigmund (1914-1923), Essais de psychanalyse, Paris, PBP. Tr. fr., re^d. 1977, PayoL Freud Sigmund (1915), Considerations actuelles sur la guerre et la mort, in Essais de psychanalyse,

Paris, PBP, 1977.

Freud Sigmund (1917), I, Paris, Payot, 1951.

Freud Sigmund (1917), Deuil et melancoUe, in Metapsychologie, Paris, Gallimard, 1952, p. 189-222. Ffeud Sigmund (1920), Au-dela du principe de plaisir, in Essais de psychanalyse, Paris, PBP, 1951,

reed., Tr. fr. [Sur le jeu de la bobine du petit Ernst Freud et la presence de Гabsent] Freud Sigmund (1938), Pour introduire le narcissisme, in La Vie sexuelle, Paris, PUF, 1969. Tr. fr. Freud Sigmund (1939), Moise et le monotheisme, Paris, Gallimard/Idees, 1948. Fromm Eric (1962), The Social Unconscious, in Beyond the Chains of Illusion: my Encounter with

Marx and Freud, New York, Simon and Schuster [sur social unconscious quotation]. Garland С (1980), The Proceedings of the Survivor Syndrome, Workshop, London, Institute of Group

Analysis. Gaulejac Vincent de (1987), La Nevrose de classe, Paris, Hommes et groupes [sur les echecs scolaires

et professionnels lie's аи niveau des parents].

Goffman Ervin (1963), Stigmate, tr. fr., Paris, Minuit, 1975, et Frame Analysis (analyse cadree). Goffman Ervin (1970), Frame Analysis [Analyse cadree], USA. Green Andre (1983), La mere morte, in Narcissisme de vie, Narcissisme de Mort, Paris, Minuit.

Grinder John et Bandler Richard (1983), Les secrets de la communication, Montreal, Le Jour, trad. fr.

de Frog into Princess. Groddeck Georg. W. (1923), Le Livre du Ca (Au Fond de l'Homme, cela), Paris, Gallimard, r&d. (Tel Poche), 1973, Tr.fr.

Geif Jean (1983), Psychosomatique et cancer, Paris, Points Hors Lignes. Guyotat Jean (1980), Mort, naissance et filiation, etudes de psychopathologie sur le lien de filiation,

Paris, Masson.

Guyotat Jean (1980), Filiation et genealogie, in Psychanalyse a l'Universite\ tome 5, n 18, mars 1980. Guyotat Jean (1982), Recherches psychopathologiques sur les coincidences mort-naissance, in

Psychanalyse 4 l'Universite, n j 27 et n 28, septembre. Guyotat Jean & Fedida Pierre (1986), Memoire, transmission psychique, in Psychanalyse a l'Universitf,

Janvier 1986, colloque. Heireman Magda (1989), Du cdte de chez soi; la Therapie contextuelle d'lvan Boszarmenyi-Nagy,

Paris, ESF. Heireman M. et Igodt P., L'approche intergenerationnelle: la danse de la loyaute et de l'autonomie.

L'Unique relationnelle dans la therapie et dans la formation, Cahiers critiques de therapie familiate et de pratiques de reseaux, Toulouse, Privat, n 12. Hilgard J. R: (1989), The Anniversary Syndrome as Related to Late-Appearing Menial Illnesses in Hospitalized

Patients, in Silver, ALS, Ed. Psychoanalysis and Psychosis, Madison, CT, Intemat' 1. University Press. Holmes Т.Н. et Masuda M. (1974), Life Change and Illness Susceptibility, in B. S. Dohrenwend et all.,

eds. Stressful Life Events: their nature and effect, New York, Wiley. Hopper Earl (1981), A Comment on Pr. M. Jahoda Individual and the Group, in M. Pines and L.

Rafaelson, eds., The Proceedings of the VII International Congress of Group Psychotherapy,

London, Plenum.

Hopper Earl (1996), The Social Unconscious in Clinical Work, in Group, 20,1,7-42 (UK). Homer Kareen (1937), The Neurotic Personnality of our Time, Norton, New York [sur social

unconscious]. Houzel D. (1985), L'Evolution du concept d'espace psychique dans l'euvre de Melanie Klein et de ses



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: