При составлении геносоциограммы, т. е. генеалогического древа, на котором отмечаются важные события жизни, даты и возраст, можно заметить, что очень часто все это происходит в тот же самый период и в том возрасте, в котором кто-то в их семье умер, или расстался с кем-то, или лежал в больнице.
Вот пример: Жанна очень испугалась во время маленького дорожного происшествия, когда ей пришлось толкать заглохшую машину по туннелю; она испугалась смерти. Потом Она укоряла себя за небрежность (ее панель управления указывала на неисправность, но она проигнорировала предупреждение техники). Во время совместного исследования она вдруг вспомнила, что ей тогда было столько же лет, сколько ее отцу, когда тот попал в автокатастрофу, от которой умер. Это произошло того же числа, 6 декабря. (Напомним, что президент Кеннеди сам отказался ставить пуленепробиваемый верх на свою машину в Далласе 22 ноября 1963 г., «забыв» об угрозе смерти и о том, что отец его деда Патрик умер 22 ноября 1858 г. Он забыл об этом событии, а рисковать не забыл.) Вероятно, можно было бы предположить, что Жанна бессознательно пошла на риск, который мог оказаться смертельным, в годовщину смерти, дату которой она забыла.
Два брата, выживший и умерший
Уже десять лет я читаю лекции по невысказываемым семейным эмоциям в университете Ниццы. Однажды я захотела в качестве примера показать на доске геносоциограмму. Один студент, с виду какой-то опустошенный, вызвался добровольцем. Ему было тридцать три года. Назовем его Бернар.
Когда составляли геносоциограмму Бернара, его генеалогическое древо, выяснилось, что его старший брат Люсьен умер (не скажу «покончил жизнь самоубийством») от непроизвольной передозировки лекарств в возрасте тридцати трех лет. Когда Бернар приблизился к этому возрасту, у него началась полоса болезней и происшествий: гриппы, бронхиты, пневмония, дорожное происшествие...
|
Когда мы смогли поговорить об этом и выявить возможную связь со смертью брата, его симптомы исчезли (без формальной психотерапии само рассмотрение его случая с учебной целью и последующие разговоры дали терапевтический эффект).
Бернар заметил, что он и вправду как бы стал жить за брата, взял его жизнь такой, какой она была.
У старшего брата Люсьена было двое детей, родившихся с разницей в три года, и у него самого тоже было двое детей с такой же разницей в возрасте. Его брат жил в большом доме, он тоже только что купил большой дом, похожий на дом брата. Бернар практически идентифицировался с Люсьеном и в тоске ждал тридцатитрехлетия и... окончания своей жизни.
Он больше ничего не планировал. Плохо спал. Никто из окружающих не понимал, что с ним происходит, – ни его семья, ни врач, ни психотерапевт, к которому он обратился.
Мы начали вместе работать, попытались обнаружить внутреннее (неосознанное) самопрограммирование[24]4, выявить его жизненный сценарий, а затем «извлечь программу» и «перепрограммировать заново». С моей помощью он решил, что не обязан умирать в том же возрасте, что и брат. Как только Бернар осознал повторяюшуюся ситуацию и решил не копировать жизнь брата из-за невидимой лояльности семье, он вновь обрел силы, расцвел и самоутвердился. Он полностью изменил свою жизнь. У него родился третий ребенок, чему он был очень рад, они с женой даже подумывают о четвертом. Бернар сменил профессию. Продал свой большой дом и приобрел квартиру в другом месте.
|
Эту бессознательную идентификацию с братом довольно легко понять, но вернемся к истории Бернара, поскольку мы сталкиваемся с совершенно необъяснимыми с рациональной точки зрения фактами. Можно было бы говорить о случайных необъяснимых фактах, повторяющихся в семье. Но случайность ли это или внутренняя потребность? Вспомним историю его семьи.
Упрощенная геносоциограмма Люсьена и Бернара. Идентификация с умершим старшим братом
Люсьен и мадам Андре: генеалогический инцест
Вновь рассматривая и анализируя геносоциограмму Бернара, мы видим, что у него было двадцать шесть двоюродных братьев, сестер и их потомков. Среди этих двадцати шести четырнадцать носили имена Люк, Люсьен, Люси, Люсьена, девять умерли молодыми при трагических и/или непредвиденных обстоятельствах.
Поднимаясь по его генеалогическому дереву, обнаруживаем, что более века тому назад его прапрадед (итальянец по происхождению) ребенком был найден у церковной лестницы. Нашел его врач и передал на воспитание в бедную крестьянскую семью. На следующий год им отдали на воспитание другого младенца, которого нашли в той же деревне. Маленький мальчик и маленькая девочка воспитывались вместе я очень любили друг друга (конечно, как брат и сестра). Приемные родители не могли позволить себе оставить обоих детей, они не стали удочерять девочку и отправили ее в монастырь.
Мальчик, любивший эту девочку, предпринял большие усилия, чтобы разыскать ее. Он нашел ее, закончил учебу и женился на ней. На самом деле они не были братом и сестрой, даже не были официально усыновлены этой семьей и молочными братом и сестрой тоже не были. Их просто некоторое время воспитывала одна и та же кормилица, которая одного оставила у себя, а другого (другую) отправила в монастырь. Следователь^-но, инцеста не было. Они всего лишь вместе воспитывались. Мы называем это генеалогическим инцестом.
|
Мальчика звали Люсьеном. Большинство потомков, которые носили это же имя, умерли при трагических обстоятельствах, как следует из истории семьи. Почему? Мы не знаем этого! Нет никакого объяснения, только особые причины, различные у>каж-дого. Каким образом? Мы тоже не знаем! Случайность ли,это?
Все в этой-семье происходит так, как если бы ее члены хотели наказать себя за инцест – генеалогический, а не реальный, – вновь и вновь давая детям имя Люсьен и «наказывая себя» повторением случайных смертей. Это обстоятельство поднимает проблему невысказанного и повторяющихся ситуаций.
Упрощенная геносоциограмма мадам Андре. Генеалогический инцест
Что это – последствие стресса от предсказания^
В этой истории у нас есть мальчик и девочка, которые не являются братом и сестрой, поскольку их нашла и воспитала одна кормилица. Они женятся, и у них рождаются несколько детей - многих из потомков звали так же, как и первого, Люсь-енами, и погибли они при несчастных случаях... Люсьен, брат Бернара, умер случайно и сам Бернар чуть не умер, пока мы не остановили и «не прервали эту цепь»5 трансгенерационной работой.
Генеалогический инцест – весьма распространенное явление.
Молодая женщина, назовем ее Моникой, – Моника Андре, дочь Анри Андре. Она выходит замуж за Андре Дюпона. В деревне ее зовут мадам Андре, чтобы не путать со свекровью и золовкой, но так же звали и ее мать, мадам Андре. И ее саму зовут мадам Андре, как если бы она была женой своего отца. Это не инцест и даже не тяготение к омонимии. Законом это не запрещено. Но это вызывает ряд проблем, которые станут обостряться: раковые заболевания, самоубийства, депрессия. По-
s Что бы это ни было: «автоматическая бессознательная реализация предсказания», «невидимая лояльность», «пророческий стресс» в продолжение рассказанных в семье историй, либо «повторение», «психологическая энграммация»... либо «устойчивостьсрывов» – скорее всего, это происходит в голове, чем в генах.
добная семья (Мартен-Леру) описана в книге Дидье Дюма «Ангел и призрак»6: две сестры выходят замуж за тезок, и с одной из сестер происходит то, что называется генеалогическим инцестом. Это очень плохо кончилось! Произошла серия смертей (мужей, детей), самоубийств и т. д.
Две молодые мадам Раванель: непроясненный генеалогический инцест
Обратимся к рисунку (генограмме) и к анализу, который сделала Катрин Меснард, одна из моих студенток университета в Ницце, по случаю генеалогического инцеста, на который ссылается Дидье Дюма. Альфонс Мартен в середине XX века женился на Викторине Розье, которая родила ему трех дочерей: Мари, Опостину и Жозефину. Две последние дочери носили мужские имена, измененные на женские, так как Альфонс Мартен ждал мальчиков.
Жозефина Мартен вышла замуж за человека по имени Мартен. И ее стали звать мадам Мартен-Леру. Первый генеалогический инцест (Mesnard, 1986, р. 115-116, Memoire de maotrise).
«Мари Мартен, старшая сестра, выходит замуж за человека по фамилии Леру, но звали его Эмиль. Второй генеалогической инцест. Хотя эти двое мужчин и не являются родственниками, мы видим, что Жозефина и Мари, отказавшись от фамилии отца, оказываются как бы замужем совместно [...] Если то, что Жозефина взяла фамилию Мартен, приводит к смешению генеалогических позиций, то воображаемый брак между обеими сестрами отрицает функцию имени отца, а особенно отрицает функцию женственности». (Дюма, 1985, с. 80).
От Мартена Леру у Жозефины было семеро,детей. Он докончил жизнь, самоубийством – повесился. Овдовевшая Жозефина некоторое время имещ, сожителя, но, забеременев, рассталась с щщ, и тот исчез из истории ремьи.
Супруг Мари умирает от туберкулеза, она снова выходит замуж – За Огюста. Зная, что сестру Мари звали Огюстина,
6 Paris, Editions de Minuit, 1985.
можно предположить удвоение ее генеалогического инцеста. < От второго мужа у Мари было двое детей, а супруг покончил жизнь самоубийством.
Люси, единственному ребенку пары Мари – Эмиль, было шесть месяцев, когда умер ее отец.
Люси Леру (бабушка Жана-Мишеля) выйдет замуж за своего двоюродного брата Эдмона Леру, тот тоже овдовел в первом браке (жена умерла от туберкулеза). Третий генеалогический инцест (см. Mesnard, ibid). Их внук Жан-Мишель страдает детским аутизмом, в три года он перестает говорить, отгораживается от мира.
Чтобы лучше проиллюстрировать генеалогический инце'ст и брак с двойными связями, рассмотрим клинический пример.
Очаровательная женщина сорока лет болеет раком молочной железы. Я выясняю вместе с ней, когда и при каких обстоятельствах она заболела и что происходило в ее жизни в то время. Она отвечает, что совсем ничего не происходило и она не понимает причины болезни. Ее жизнь была легкая и простая, она работала секретарем в преуспевающем медицинском центре в провинциальном городке. Не было никаких стрессовых событий, вызвавших рак в 1986 г. Я спрашиваю:
– Что произошло годом раньше, в 19J85 году?
– Ничего!
– Но все же?
– Моя сестра вышла замуж.
– За кого?
– За моего шурина.
Итак, мы видим, что две сестры вышли замуж за братьев. Наша больная была младшим, последним ребенком и в детстве страдала от этого. Родилась она как бы случайно, у нее не бьшо своей комнаты, просто ей поставили третью кровать в комнате двух старших сестер. Она донашивала их одежду и вплоть до замужества ничего своего у нее не было. Выйдя замуж, она стала молодой мадам Раванель. Она расцвела, похорошела... Обладая хорошим характером, она принимала братьев мужа, своих сестер и их супругов. И вот одна из ее сестер, Жаклин, выходит замуж за ее шурина Жака и тоже становится молодой ма-
Упрощенная геносоциограмма семьи Жана-Мишеля Лебуа по материнской линии.
Клинический случай, приведенный Д. Дюма, установленный и перепроверенный Катрин Меснард
дам Раванель. Жозефина вдруг лишается своей новой фамилии и места под солнцем. Появилась новая молодая мадам Раванель, значит, возможно, одна из них была лишней.
Хуже того: свекровь очень любила ее сестру (ей отдавала предпочтение и мать). Не осмеливаясь обижаться за это вторжение на свою территорию и свою потерю, Жозефина стала терзать себя. И вдруг она заявляет, что это и привело к раку. У нее словно что-то украли – право быть молодой мадам Раванель. Их стало две, и у нее все разладилось. Она вновь ощутила Потерю своей идентичности и территории, сестра забрала их у нее.
Это стало невыносимым! Кроме того, Жозефина чувствовала себя беспомощной и беззащитной в этой ситуации, ощущала безнадежность (так описывают ее случай специалисты: Hopeless and helpless). Следовательно, произошла серьезная потеря идентичности и положения. Повторившаяся потеря любимого объекта разбередила травму и рану от серьезной потери любимого объекта в детстве, потерю эту нельзя было ни обсуждать, ни оплакивать (нельзя было объявить траур). Как ранее отметил американский психолог Лоренс ЛеШан[25]7, при раковых заболеваниях такие ситуации встречаются часто.
Когда мы сумели все это выявить и проработать, Жозефина выздоровела (конечно же с помощью медицинского лечения, спорта, многократной релаксации в течение дня, позитивной визуализации, йоги и психотерапии).
В этом случае, возможно, также имел место генеалогический инцест.
Следует отметить, что Жозефина сохранила тесные связи с семьей, в которой она родшщсь, «случайно» выйдя замуж за человека, именем которого была фамилия ее отца, а фамилия у него была другая.
Заметим мимоходом, что многие встречи и связи, приводящие к браку, случаются на.семейных мероприятиях и праздниках (крестины,; браки, похороны и, т. д.).
Упрощенная геносоциограмма Жозефины.
Две молодые мадам Раванель (Две сестры выходят замуж за двух братьев)
Запрет на инцест не касается некровных родственников и их семей, не существует даже термина для обозначения отношений между двумя семьями, объединившимися благодаря браку детей, отношений детей разведенных родителей, вновь вступивших в брак, когда они живут под одной крышей в расширенной восстановленной семье. Каждый из братьев вправе влюбиться в кого угодно, и даже в сестру своей «новой сестры» (свояченицу). Двойные браки и цепочки семейных союзов иногда имеют Продолжение в виде субституционного инцеста. См. историю зачатия Ги де Мопассана (с. 199).
«Цепочка» семейных союзов
Нет закона, запрещающего двум братьям жениться на двух сестрах или сестре и брату вступить в брак с братом и сестрой.
Фрейд8, например, и его сестра Анна вступили в брак с братом и сестрой Бернайс. В 1882 г. Зигмунд Фрейд (1856-1939) зна-
Отметим, что Фрейд не упоминает своих братьев и сестер в своей автобиографии, за исключением Анны, да и то вскользь.
комится с Мартой Бернайс (1861-1951). В1883 г. его сестра Анна Фрейд (1858-1955) выходит замуж за брата Марты – Эли Бер-найса (1860-1923). Затем в 1896 г. Фрейд женится на своей невестке Марте Бернайс, сестре мужа своей сестры Анны. При этом каждый даст своей любимой дочери имя невестки[26]9.
Действительно, такие двойные браки, когда два брата женятся на двух сестрах, или браки между двоюродными братьями и сестрами часто практикуются в Бретани и Нормандии, например для того, чтобы укрупнить земельную собственность. Нередко происходит трансгенерационное повторение таких союзов между двоюродными братьями и сестрами. Мартина Се-гален даже смогла в 1985 г. написать о «пятнадцати поколениях в Нижней Бретани»: две пары предков меняют супругов в нескольких поколениях. Она выявила неоднократные союзы – щепочки». Многие женщины плохо переносят то, что их сестры выходят замуж за братьев мужа. Им трудно поделить свою новую фамилию с сестрой, от которой они надеялись «избавиться», покинув родительскую семью. Некоторые свекрови не могут делить свою фамилию с пришелицей – невесткой. Возможны различные семейные комбинации, иногда они вызывают проблемы и даже драмы.
Лже-братья и сестры, воспитанные под одной крышей, или расширенная семья
Рассмотрим пример двух женщин, матери и дочери, которые выходят замуж за отца и сына[27]10 и носят как бы дважды одну и ту же фамилию. Им предстоит жить под одной крышей, они борются за территорию, кухню, дом, землю, наследство (даже если оно незначительное).
Подобные встречи происходят дома, и браки обычно объединяют сына и дочь от предыдущих браков людей, создающих новую семью, в расширенной восстановленной семье. Иногда отчим или свекр (второй муж или сожитель матери, либо отец мужа) женится на своей падчерице/невестке. Здесь также имеет место генеалогический инцест: смешение родов и поколений не проходит бесследно, даже если законом это не возбраняется (см. «Инцест второго типа», с. 203).
Переданное наследство и структура семьи
Наблюдая семейные структуры, можно обнаружить «наследственные структуры» с повторами, которые не являлись результатами осознанного решения и даже не были замечены.
Кажутся наследственными (хотя это точно не установлено) такие факторы, как число детей, разница в возрасте между детьми, даже число браков, выкидышей и абортов (IVG). Существуют моногамные семьи, семьи, где был один брак или несколько повторных браков. Есть семьи р одним, двумя, тремя или четырьмя браками. Я никогда не сталкивалась с семьей, где было пять браков, но такое встречается, в частности, в Соединенных Штатах. Есть семьи, где часты разводы или вдовство. Есть семьи, где были случаи самоубийства, внезапная смерть или незаконнорожденные дети, рожденные от супруга, или плоды адюльтера. Есть семьи, где живут «стрекозы» и «муравьи», поднимающиеся или опускающиеся по социальной лестнице.
Все происходит так, как если бы состав и структура семьи были повторяющимися и наследовались психологически, как если бы существовал единый для всех неписаный закон – как для духа, так и для тела.
Если же быть более точными, ее мать повторно вышла замуж за вдовца, и Жизель воспитывалась под одной крышей с подростком – сыном своего отчима. «Родители» дают им совместное воспитание, «как брату и сестре» в рамках «воссозданной семьи». Однако они начинают «встречаться» и женятся. После родов у Жизель происходит пси-хотическая декомпенсация и ее отправляют в спецучреждение.
Некоторые виды наследства можно считать дарами – такие, как музыкальная одаренность в семье Бахов (Иоганн-Себастьян, Иоганн-Христиан). Другие наследуют качества – выносливость, ловкость, спортивные или художественные таланты,: технические навыки или ловкость рук... Но в этих наследственных" структурах иногда появляются труднообъяснимые вещи.
Семья де Мортелак: смерть детей в раннем возрасте в нескольких поколениях
Вот история известной древней семьи де Мортелак, корни которой теряются в эпохе крестовых походов. Как-то после лекции о «повторяющихся трансгенерационных связях» неизвестный слушатель предложил мне пойти «побеседовать и выпить стаканчик вина». Он хотел поговорить со мной о том, что мои выводы разбередили в нем: в его семье из поколения в поколение передавались драматические события. В детстве он был травмирован смертью своего маленького брата. Он представился Жаном де Мортелаком и рассказал, что история его семьи насчитывает, насколько ему известно, более тысячи лет. И в каждом поколении ребенок трех лет или моложе умирает в воде – в озере, болоте, пруду... Эта повторяющаяся угроза настолько угнетала его, что он решил не жениться и не заводить детей.
Мы знаем, что фамилии часто происходят от прозвищ. Фамилия нередко связывается с конкретным местом (Дюлак, Дюпон, Дюмулен – французские фамилии, созвучные словам «озеро», «мост», «мельница»), с географическим названием (Ломбар – родом из Ломбардии, Жермен – германец, Тулуз, Сарагос – соотносятся с одноименными городами), с профессией (Буланже – булочник, Буше – мясник), с физической (Легран – большой, Лебрен – брюнет, Легро – толстый) или морально-интеллектуальной характеристикой (Лебон – хороший, Кретен – кретин), или напоминают о событиях (Лекруа-зе – крестоносец, Лепендю – повешенный...).
11 Наследственность больше психологическая или умственная, чем биологическая, может быть чем-то вроде энграммы (то есть следом, оставленным в памяти тем или иным событием в процессе биоэлектрического функционирования мозга).
Что касается фамилии де Мортелак («морт» – смерть, «лак» – озеро), она означает, что, весьма вероятно, раньше в семье произошла запомнившаяся многим внезапная смерть: взрослый или ребенок умер в воде – в пруду, озере, болоте, большой луже, реке... Это, вероятно, объясняет происхождение прозвища или фамилии.
Но повторение этого факта? Что происходит, почему и сейчас, в наше время, в каждом поколении де Мортелаков погибает маленький ребенок?
Я не работала ни над их семейной историей,, ни нэд генеалогическим древом, ни над геносоциограммой – я всего лишь поговорила с одним мужчиной из семьи де Мортелак, а затем с одной из его внучатых кузин (урождённой де Мортелак), которая тоже потеряла и маленького брата, и маленького ребенка (ее мать также потеряла брата, но ничего ей не рассказывала «ради ее же блага», чтобы оградить от переживаний).
Отметим все же, что смерти малолетних детей часто проир-ходили даже в королевских семьях: Людовик XIV потерял малолетних детей. Даже в XIX веке почти половина грудных детей не доживала до года.
Но в семье де Мортелак и в XIII веке, и при Людовике XFV, и в 1990 году в воде погибает ребенок, который уже ходит, и всякий раз как бы нечаянно. Это не значит, что над семьей тяготеет проклятие – я не верю в проклятия. Однако хотелось бы найти объяснение, причину.
Может быть, это неосознанное «предсказание», или искупление, или напоминание, или метка, или указание на неуловимый и даже непомышляемый факт?
Предсказания и проклятия в истории
Что касается проклятий и сбывающихся предсказании, даже в истории Франции есть тому примеры.
Король Филипп Красивый (1285-1314) упразднил орден тамплиеров (1312) и приговорил к смерти великого магистра ордена Жака де Молей. 18 марта 1314 года тот воскликнул перед смертью на костре: «Папа Клеман! Шевалье Гийом! Король Филипп! Меньше чем через год вы предстанете перед Божьим судом, чтобы получить справедливое возмездие! Будьте вы прокляты, прокляты! Проклятие всем вам и всему вашем роду до: тринадцатого колена!»
И в течение последующих месяцев 1314 к все трое соучастиков этого несправедливого осуждения поплатились: король Франции, папа Клеман, кардинал (который возглавлял суд) – все они умерли в том же году, затем старшего сьша Филиппа Красивого постигла та же участь – он был, вероятно, убит через полтора года.
Эта династия французских королей очень быстро угасла. Настал конец правления Капетингов.
На смену им в 1328 году пришли их кузены Валуа, затем их кузены Бурбоны (Генрих IV (1589-1610) был убит, Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XVI – отправлен на гильотину). Напомним, что Людовик XVI вышел из тюрьмы Кон-сьержери, принадлежавшей тамплиерам, через ту же дверь, что и Жак де Молей четыреста шестьдесят семь лет тому назад, и отправился навстречу мучениям. Это было тринадцатое поколение.
Можно ли говорить о «Божественной справедливости»?4
Мы не решаемся думать о проклятии!– пожелании зла, высказанном торжественно и действующем на будущее людей, но тем не менее Жак де Молей произнес проклятие на костре. Однако таковы факты: костер, проклятие, смерть короля, тринадцатое поколение. Что это – чистая случайность? Совпадение? Синхрония, со сдвигом во времени? Автоматическое осуществление предсказаний?
Сторонники Декарта сказали бы, что это конечно же чистая случайность (Людовик XVI – тринадцатое поколение французских королей, считая от Филиппа Красивого).
Возьмем другой исторический факт, опять из семьи французских королей.
Конечно же чисто случайно двумя веками позже в год двухсотлетия великой французской революции (1989) пятидёсятид-вухлетний внучатый кузен Людовика XVI принц Альфонс де Бурбон, герцог Анжуйский, президент оргкомитета зимних Олимпийских игр «лишился головы»12 на поле из-за забытой проволоки, когда он проверял олимпийскую лыжню в Бивер Крик в понедельник 30 января 1989 г. Он получил смертельное ранение головы в тот же месяц годовщины (±несколько дней), когда погиб его предок Людовик XVI, 21 января 1793 г.
Напомним, что Альфонс де Бурбон месяцем раньше – 21 декабря 1988 года выиграл судебный процесс, на котором его кузен Генрих Орманский оспаривал права на наследство. Именно его признали истинным Бурбоном, потенциальным претендентом на трон Франции. Подчеркнем также, что с 1789 г. посол из Мадрида напоминал о правах испанских Бурбонов на французский трон в случае несчастья с Людовиком XVI и его потомками. Людовика XVI сменили на троне его братья Людовик XVIII и Карл X, затем их французские кузены (потомки Филиппа Эга-литЗе, который голосовал за смерть Людовика XVI) после «Трех великих дней» {июль 1830), Луи-Филипп (до 1848 г.).
Эффект «сильного слова».
Проклятие Катона: «Delenda Carthago est»
Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры13 – священника, лекаря, родителя, учителя.
Мы можем задаться вопросом о том, что произошло с Ка-петингами, об их конце, об автоматической реализации пред-
12 Таковы были заголовки парижской прессы. Одна лишь деталь неверна: принц умер от перелома черепа – даже если смерть была вызвана железной проволокой, на которую он налетел. Для сторонников легитимности он является законным «королем» Франции - Луи XX. И недавно он возглавлял праздник тысячелетия рода Капетингов (cf. Thierry Ardisson «Louis XX», а также ведущую прессу). 9 февраля 1989 г. в полдень в королевской базилике Сен-Дени соберется толпа на большую мессу – реквием по герцогу Анжуйскому – кузену Хуана Карлоса испанского и дальнему кузену Луи XVI.
13 Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени -будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества). Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы.
сказаний в адрес действующих лиц и их потомков, но пока это лишь констатация фактов и вопросы без ответа.
Но от отрицательного предсказания может возникнуть. стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде (эффект Пигмалиона).
Delenda: гнев отца и пол ребенка
Чтобы закончить это обозрение моих трансгенерационных исследований, расскажу о своем открытии значимой весомости слов, если можно так выразиться, в культуре, отличной от нашей.
Я работала с семьями, их историей, с генеалогическими деревьями в других странах, помимо Франции, – в странах Ближнего Востока, в Тунисе.
Я хотела бы рассказать историю одной арабской семьи, где было множество дочерей: Джамиля, Айша, Лейла, Ориана, Яс-мина. И вот рождается шестая дочь, отец называет ее Делен-дой. На следующий год появляется сын Мухамед, затем второй сын Али. Все это происходит в районе Карфагена.
Я *шого раз встречала подобную конфигурацию – в семье одна за другой рождаются дочери, а после Деленды – первый сын после множества девочек.
Что означает ДелендаЧ Это не арабское имя, а латинское слово. Оно является частью призыва древнеримского сенатора и писателя Катона: «Delenda Carthago est» («Карфаген должен быть разрушен»),
И вот уже две тысячи лет в окрестностях Карфагена, когда крестьянин или горожанин уже «больше не могут выносить» рождения многочисленных дочерей, они в гневе называют Де-лендой последнюю новорожденную, и девичьему роду приходит конец. Ни с Делендой, ни с другими дочерьми ничего плохого не случается. Но девочки перестают рождаться и появляются мальчики.
Эта традиция в здешних краях продолжается две тысячи лет. Случайность? Объяснения нет. Можно было бы сказать: все это предрассудки. Но как действует предрассудок, чтобы предоп-
Упрощенная геносоциограмма Деленды. Серия дочерей в семье, живущей в окрестностях Карфагена
ределить пол ребенка? Сила слова? Но как «сила слова» влияет на генетику? Если отец скажет: «Лишь бы родился мальчик!» или «Я хочу сына!» – это не действует.
Нужно, чтобы отец разозлился, чтобы он был вне себя после рождения множества дочерей – при рождении пятой, шестой, а то и седьмой дочери. Нужно, чтобы он назвал ее Делен-дой, и тогда родится сын. Это происходит в семьях неграмотных людей, которые слыхом не слыхивали о пунических войнах, – так говорят и делают две тысячи лет во всем Магрибе14.
Священник: эффект неверно понятого «сильного слова»
Возьмем другую семейную историю. В психодраматической группе несколько лет тому назад одна дама сказала:
– Я беспокоюсь: моя внучка тяжело болеет астмой, боюсъ, как бы она не умерла.
– Почему?
– Потому что моя старшая дочь тоже болеет... Моя старшая сестра умерла... Мать потеряла старшую сестру... Бабушка по--теряла старшего брата... Вот уже во многих поколениях нашей семьи старший ребенок умирает в детстве.
14 Я написала президенту Бургибе, попросив его о проведении статистического исследования, но он не ответил.