Сказка о солнечном зайчике




Однажды солнышко заглянуло в лес и осветило полянку. Дремавший се­рый зайчик тут же проснулся, чихнул и огляделся. На полянке стало так кра­сиво, что серый зайчик зажмурился от удовольствия. «Как тепло, светло! Можно поиграть». Но играть было не с кем. Все знакомые зайчата еще спа­ли в темном лесу. Серый зайчик сначала загрустил. Но вдруг он заметил яр­кий лучик на траве и принялся его ловить. Серый зайчик подпрыгивал, ста-


рался поймать лучик, но не мог. Лучик все время ускользал от него. Вдруг лучик поднялся на высокий куст и стал похож на зайчика.

«Ты кто?» — спросил серый зайчик. «Я — зайчик», — ответил лучик. Серый зайчик очень удивился, немного посопел, а потом сказал: «Я никогда не ви­дел таких летающих зайчиков. Зайчик —это я». Солнечный зайчик подпрыг­нул высоко на дерево и оттуда, свесив лапки, смотрел вниз. Он сказал: «А я не простой зайчик, а солнечный. Вот и все».

«Так вот какие бывают солнечные зайчики», —подумал серый зайчик и предложил: «Давай играть в догонялки». «Давай», —согласился солнечный зайчик. Они стали бегать, резвиться и не заметили, как наступил вечер. Сол­нечный зайчик погрустнел. «Ты что, не хочешь больше играть? Ты, навер­ное, устал?»— спросил серый зайчик. — Погоди, я тебя поймаю!»

Серый зайчик изловчился, хотел было поймать товарища, но солнечный зайчик вдруг пропал. Как не искал серый зайчик своего нового друга, все напрасно. Солнечного зайчика не было видно. «Солнечный зайчик, ты где?» — закричал серый зайчик, решив, что тот спрятался. Сидевшая на елке соро­ка насмешливо затрещала: «Тр-р-р, смотрите, какой глупый заяц! Он не зна­ет, что солнечные зайчики к вечеру исчезают!» И улетела, разнося эту но­вость по всему лесу. «Исчезают?» — удивился серый зайчик и вечером спросил об этом свою маму.

«Малыш, вечером солнышко уходит за лес, там оно отдыхает вместе со своими лучиками, солнечными зайчиками. А утром оно снова взойдет на не­бе и будет сиять лучами», —мягко сказала зайчиха-мама.

«Значит, завтра я снова смогу поиграть с солнечным зайчиком!» — обра­довался серый зайчик и довольный пошел спать.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка.

Игра-ситуация «Плывут кораблики»

Программное содержание. Развивать речь детей, побуждать к вхож­дению в роль, учить действовать в импровизации самостоятельно.

Материалы. Бумажный кораблик; емкость с водой; шапочки мат­росов.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви­тие речи.

Ход игры

Игровую ситуацию можно организовать как на улице, так и в по­мещении.

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно, обращает их внимание на лужи и ручейки, образовавшиеся из таящего снега. Задает вопросы по знакомой им сказке про сосульку: «Где росли сосульки? Что видела с крыши большая сосулька? Почему сосуль­ка стала плакать? Что кричал воробей? Когда снова будут сосуль-


 



ки на крыше? Почему сосульки бывают только зимой?» Воспита­тель делает вывод: если побежали ручейки, то, значит, наступила весна.

Педагог показывает детям бумажный кораблик и предлагает с ним поиграть.

Воспитатель.

Бумажный кораблик Зажат в моей руке, Бумажный кораблик Пущу я по реке. Не страшен ни ветер, Ни буря, ни шторм, Бумажный кораблик Не испугает гром.

Дети обступают кораблик. Воспитатель предлагает им отправить корабль в путешествие и пускает кораблик в воду (в наполненную во­дой емкость). Звучит моторная музыка, имитирующая движение. Вос­питатель говорит, что путешествие будет удачным только тогда, ког­да на корабле будет хорошая команда. Дети соглашаются быть членами команды, им надевают шапочки моряков. Проводится двигательная разминка «На корабле».

Капитан (воспитатель).

Мы матросы боевые, Смело мы идем, Вместе с нашим капитаном Песенку поем.


(Дети идут маршем.) Матросы (дети).


 


Раз-два, мы идем, Раз-два, мы поем.

Капитан.

Вот матросы увидали — Впереди земля. Капитан велит к причалу, Штурман — у руля.

(Дети приставляют ладонь ко лбу, вглядываются вдаль.) Матросы.

Впереди земля, Впереди земля.

Капитан.

Вот кораблик наш бумажный По морю плывет,



Капитан его отважный Верно курс ведет.

(Раскинув руки, дети плывут, как кораблики.) Матросы.

По морю плывет, По морю плывет.


 



Игра-ситуация «Волшебная дудочка»

Программное содержание. Побуждать детей к выразительному зву­коподражанию; учить исполнять роли в коллективной импровизации.

Материалы. Дудочка, шапочки птиц.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви­тие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу волшебную дудочку. Звучит спо­койная музыка с солирующей флейтой («Мотылек», муз. С. Майка-пара); имитирует игру на дудочке.

Воспитатель. Услышав дудочку, в лесу начинают свой концерт птички. Они поют так:

(Поет, подражая пению птиц.)

Чив-чив, чиви, чиви! Трень-трень!

Фью-фью-фью!

Тьох-тьох-тьох!

Птички, птички, слетайтесь скорей к нам.

Воспитатель надевает детям шапочки птиц. Проводится разминка для голоса «Птички на ветке» Воспитатель.

Слышно целый день в лесу: — Чив-чив-чив! Ку-ку-ку! Это птички весело поют, Гнездышки на ветках вьют. Птички, где вы? Отзовитесь!


 

 


 


Птички (звонко).

Воспитатель.

(Приглушенно.)


Чив-чив-чив! Чив-чив-чив! Ку-ку, ку-ку!

Ночь пришла и птички спят, Слышно, как птенцы пищат:


Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! Не шумите вы, птенцы, Ночью птицы спать должны!

Птички (тихо).

Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

Воспитатель снова играет на дудочке и сообщает, что волшебная дудочка приглашает птичек на птичий базар.

Проводится подвижная игра с движением «Птичий базар». Воспитатель.

Прилетели на базар Гуси и кукушки, Покупали самовар, Бублики, ватрушки. Выходите гуси в ряд, Попляшите для ребят.

(Выходят плясать дети-«гуси», остальные ребята хлопают в ла­доши.)

Воспитатель.

А потом вразвалочку — Малые утята, Галочка на палочке, Желтые цыплята. Выходите, утки, в ряд, Попляшите для ребят.

(Дети-«утки» пляшут.)

Воспитатель (берет игрушку-коршуна).

Быстро коршун прилетел, Сел верхом на самовар, Мигом сразу опустел, Разлетелся весь базар.

(Дети-«птички» с криком разлетаются.)

Май

Игра-ситуация «Дождик, пуще!»

Программное содержание. Развивать эстетическое отношение к миру, развивать чувство ритма; побуждать к пляске. Учить отзывать­ся на контрастное настроение в музыке; пересказывать знакомую сказку.

Материалы. Султанчик, набор картинок к сказке про солнечного зайчика (см. игра-ситуация «Солнечные зайчики», с. 82).


Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви­тие речи, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры

Воспитатель берет в руки султанчик и под веселую музыку прово­дит игру-инсценировку. Воспитатель.

Дождик, лейся, не жалей, Ты цветочки нам полей, Поливай сильнее, Чаще, веселее!

(Дети вытягивают руки и потряхивают кистями рук.)

Выглянуло солнце, Стало припекать, По траве душистой Нас зовет гулять.

(Дети бегают под веселую музыку. Звучит грозная музыка —«гро­хочет гром». Дети убегают и садятся на стульчики.)

Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они солнечных зай­чиков. Показывает картинки к сказке про солнечного зайчика и пред­лагает вспомнить знакомую сказку по примерным вопросам: «Где се­рый зайчик познакомился с солнечным зайчиком? Что они делали? Что стало с солнечным зайчиком вечером? Кто посмеялся над серым зайчиком? Что сказала мама серому зайчику?»

Воспитатель включает веселую музыку и говорит, что даже в дожд­ливую погоду может быть хорошее настроение, когда идет веселый дождик.

Проводится инсценировка «Дождик, пуще».

Воспитатель.

Дождик начал поливать, Замочил дорожки, Вышли детки погулять В новеньких сапожках.

(Дети делают «каблучок».) Дети.

Вот так и вот так,

В новеньких сапожках.

Воспитатель.

Льются струйки дружно в ряд, Дождь идет пять дней подряд. Ты нас, дождик, не мочи, Лучше, дождик, помолчи.


(Дети грозят пальцем.) Дети.

Вот так и вот так, Лучше, дождик, помолчи.

Воспитатель.

Не боимся мы тебя, Ты нам, дождь, не нужен, Будем бегать и скакать, Прыгать через лужи.

(Дети передвигаются поскоками.) Дети.

Вот так и вот так, Прыгать через лужи.

Игра-ситуация «Подрастай, молодой дубок»

Программное содержание. Воспитывать уважение к труду, вызывать творческую активность, побуждать к вхождению в роль.

Материалы. Деревца-декорации (береза, дуб), пила, ведро, коло­кольчик.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, озна­комление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель показывает детям березку (деревце-декорацию) и го­ворит: «Это березка. Хорошо, когда деревьев много. Для этого их на­до сажать». Воспитатель предлагает ребятам посадить рядом с берез­кой дубок, приносит деревце и ставит его в середину комнаты. Проводится игра-инсценировка «Молодой дубок».

Воспитатель.

Мы дубок сажали, В огороде встали.

(Дети идут вокруг дубка, держа руки на поясе.)

Раз-два, не ленись, Мы дубок сажали.

(Дети останавливаются, хлопают в ладоши и кружатся.)

Землей засыпали, Водой поливали.

(Имитируют полив деревца.)


Раз-два, не ленись, Водой поливали.

(Хлопают в ладоши и кружатся.)

Дубок, поднимайся, Цвети-распускайся.

(Поднимают руки и покачиваются.)

Раз-два, не ленись, Цвети-распускайся.

(Дети хлопают в ладоши и кружатся.)

Воспитатель говорит: «Теперь молодой дубок будет расти и креп­нуть. В хорошем хозяйстве хозяин без дела не сидит. Давайте посмот­рим, что нужно сделать по хозяйству».

Педагог вызывает детей для инсценировки и дает им пилу, ведро, колокольчик. Проводится инсценировка «Помощники».

Воспитатель.

У Ивана сын растет, Пошел сыну третий год, Взял сынок пилу:

Сынок (ребенок).

Дров напилю!

Воспитатель.

У Натальи—дочка, Ей скоро три годочка, Она моет полы, Вытирает углы. Доченька старается, Мама улыбается. Делает все ловко, быстро.

Дочка (ребенок).

Стало в доме чисто!

Воспитатель.


Сынок (ребенок).


У Галины тоже сын, Ходит в поле он один, Козочек пасет, Песенки поет:


 


 


Ай-лю-лю, ай-лю-лю, Козочек люблю!


 


Воспитатель.

Если в доме есть помощники, Мама с папой знают: Отдохнуть немного можно — Детки помогают.

Игра-ситуация «Стройка»

Программное содержание. Вовлекать детей в ролевое взаимодейст­вие, развивать игровые умения, увлечь драматизацией.

Материалы. Строительный материал, игрушечные машины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, озна­комление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к постройке —дому из кубиков. Со­общает, что здесь продолжается стройка, и предлагает принять в ней участие. Педагог берет на себя роль начальника стройки, он набира­ет рабочих —детей.

Воспитатель. Дом уже готов, можно строить гараж. Нам нуж­ны водители. Коля и Саша, будете возить кирпичи? Вот машины. Ле­на, Оля, поможете строить гараж?

Можно организовать перевозку кирпича парами: один нагружает, другой возит.

Дети с помощью воспитателя строят гараж. Воспитатель предла­гает им полюбоваться постройкой. Затем проводит игру-драматиза­цию «Рабочие на стройке».

Воспитатель.

Возле дома как-то раз Взялись строить мы гараж. Две машины подогнали, Кирпичи мы разгружали. — Эй, строители, живей, Разгружай, сил не жалей! Заводил мотор Тарас — Плиты он привез в гараж.

(Выходит мальчик с машиной.)

Помогала Лена — Укрепляла стены,

(Выходит девочка с кубиками.)

Подоспел к ней Миша — Покрывать стал крышу.


(Выходит мальчик с брусками.)

Возле дома как-то раз Мы построили гараж!

По окончании стройки проводится веселая пляска строителей.

Игра-ситуация «Водичка, умой мое личико»

Программное содержание. Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать двига­тельную активность.

Материалы. Кукла, принадлежности для умывания.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физи­ческая культура, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу куклу, у которой грязное лицо, и говорит: «Кукла играла во дворе, она измазалась песком, грязью и не хочет умываться. А вы всегда умываетесь?»

Проводится инсценировка «Вот что Мила натворила».

Воспитатель.

Вот что Мила Натворила: Целый день она Не мылась. Не умыты щечки, Не умыты ушки, Черные, как в саже, Пухлые ладошки. Мы возьмем Водицу, Будет кукла Мыться.

Трем мочалкой щечки, Трем мочалкой ушки, Начисто отмоем Пухлые ладошки. Вот какая Мила, Стала всем на диво: Полюбила Мила Душистое мыло.

Воспитатель выполняет действия с куклой в соответствии с текс­том стихотворения.

После умывания педагог говорит детям: «Вода не только чисто мо­ет, но и доставляет радость. Теперь вас ждет умывальная песенка».


 

 



Игра-разминка «Умывальная песенка». Воспитатель.

Рано утром солнышко

Заглянуло в дом,

Песню вместе с солнышком

Мы теперь поем:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Это песенка моя.

Дети.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Это песенка моя.

Воспитатель.

Дети вместе с солнышком Вышли на площадку, Дети вместе с солнышком Делают зарядку. На носочки, потянись, Потянись и улыбнись.

Дети.

На носочки, потянись, Потянись и улыбнись.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения, соответствую­щие тексту песенки.

Затем ребята подходят к крану и по очереди умываются. Воспи­татель сопровождает эту процедуру знакомыми им прибаутками, в ко­торых малыши продолжают фразу, начатую воспитателем, или произ­носят прибаутку вместе с ним.

Воспитатель.

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.


Дидактическая игра

Своеобразие дидактической игры, по мнению А. И. Сорокиной, со­стоит в сочетании познавательного содержания, элементов обучения и радующей детей игровой деятельности. Воспитательная ценность ди­дактической игры заключается в том, что она входит в копилку педа­гогических средств воспитателя, постепенно усваивается детьми и ста­новится содержанием их самостоятельной деятельности. Безусловно, во второй группе раннего возраста дети еще недостаточно взрослые для того, чтобы самостоятельно придумывать дидактические игры, но они могут с успехом пользоваться играми, созданными воспитателями и старшими детьми, постепенно осваивая окружающий мир.

Большое значение в дидактической игре детей 2—3 лет имеет ав­тодидактическое, то есть самообучающее начало: они подбирают де­тали и складывают предметы целиком (пирамидку, матрешку); уст­ройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игруш­ками (например, с матрешками), дети наделяют их человеческими ка­чествами, заботятся о них, укладывают спать. Таким образом, пред­мет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.

Специально организованные воспитателем дидактические игры хо­рошо вписываются в режим занятий. В настоящем пособии представ­лены сценарии дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по разным областям знаний и в различных видах деятель­ности детей. Каждая область и каждая деятельность имеет свою спе­цифику, ряд особенностей, учитывая которые педагог сможет наибо­лее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий с предметами, дать представление о различных явлениях.

Физическое воспитание, как одна из сторон личностного разви­тия, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ре­бенка, поэтому на физкультурных занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различ­ных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в фи­зической активности.

Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закреп­ляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность


 


мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм по­ведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям об­щества. В дидактической игре формируются представления о взаимо­отношениях людей, появляется первый опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.

Трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребен­ка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Ди­дактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится стать независи­мым от взрослого.

Художественно-эстетическое воспитание дает педагогу возможность развивать в ребенке качества творческой личности (эстетическое вос­приятие и отношение к жизни, творческое воображение и мышле­ние), основы которых закладываются в самом раннем детстве. Дидак­тическая игра в творческих видах деятельности (конструировании, изобразительной, музыкальной деятельности, ознакомлении с худо­жественной литературой), по мнению Т. С. Комаровой, легко интег­рирует в себе разнообразное содержание (слово, движение, музыку, изображение), что помогает детям эмоционально воспринять и осо­знать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер.

Широкое использование дидактических игр в воспитании и обуче­нии детей 2—3 лет способствует их всестороннему развитию, делает бо­лее привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: