Изобразительная деятельность




Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»

Дидактическая задача. Развивать слитные движения руки; воспри­ятие цвета.

Игровая задача. Намотать клубок, наполнить корзинку клубками одного цвета.

Игровое правило. Не ошибаться при складывании клубков в корзину.

Ход игры

Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказыва­ет: «Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток. Ся­дет бабушка вязать шарфик — котенок тут как тут. Начинает прыгать,


трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток».

Проводится дидактическое упражнение «Намотаем клубок ниток». Педагог показывает детям, как нужно «наматывать клубок» (взять паль­цами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно.

Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: прино­сит мячики красного и зеленого цвета («клубки») и просит ребят по­ложить их в разные корзинки.

Игра «Пошел дождик»

Дидактическая задача. Учить связывать движения с художествен­ным образом.

Игровая задача. Угадать и изобразить, какой бывает дождик. Игровое правило. Отобразить характер дождя в рисунке.

Ход игры

Воспитатель включает музыку дождя (монотонную, немного гру­стную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально-художест­венный образ: «грустный дождь».

Проводится дидактическое упражнение «Грустный дождик—весе­лый дождик». Воспитатель предлагает детям нарисовать грустный дождь (на столах перед ребятами лежат заготовки, представляющие собой лист, расчерченный в виде окна).

Ребята делают рисунок карандашом, следуя задаче образного харак­тера: изобразить медленно идущий (редкий) дождь. Затем воспитатель включает музыку подвижного характера, и дети определяют новый му­зыкально-художественный образ: «веселый дождь». Педагог предлагает изобразить этот «веселый (частый) дождь».

Затем проводится дидактическая игра «Пошел дождь», в которой надо определить, какой дождь пошел. Воспитатель включает музыку, и дети, вслушиваясь в музыкальный образ, отражают его в своих ри­сунках.

Игра «Украсим ковер для бабушки»

Дидактическая задача. Формировать умение рисовать ровными и слит­ными движениями (линиями); закреплять представления о форме.

Игровая задача. Украсить ковер для бабушки.

Игровое правило. Отбирать и рисовать только узоры в полоску для бабушкиного ковра.


 

 


Ход игры

Воспитатель «приводит» в группу куклу Катю и говорит: «Катя шьет ковер для своей любимой бабушки. Она хочет выбрать рисунок для ковра. Давайте подскажем ей, каким рисунком можно украсить ковер».

Воспитатель предлагает детям выполнить рисунок красками. На обычном листе дети рисуют разные узоры. Кукла Катя предупрежда­ет детей о том, что ее бабушке больше всего нравятся ковры в поло-бку. Воспитатель предлагает детям украсить почти готовые ковры лю­бимым бабушкиным узором — полосками (раздает детям листы бумаги, на которых изображены ковры (контур). Дети рисуют узоры, потом дарят Катиной бабушке полосатые ковры.

Вариант игры. Воспитатель сообщает детям, что в магазин привез­ли разные ковры. Просит выбрать для бабушки ее любимый рисунок. Дети отбирают «ковры» из рисунков-заготовок, сделанных воспитате­лем (коврики в полоску и в горошек).

Игра «Нарядное деревце»

Дидактическая задача. Развивать чувство цвета, закреплять приемы рисования кистью (прикладывние).

Игровая задача. Нарядить деревце.

Игровое правило. Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого).

Ход игры

Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу много деревьев, осенью они очень красивы. (Звучит спокойная музыка.) Вспомните, как вы гуляли по парку, какие де­ревья видели.

Воспитатель «находит» нарисованные листья и спрашивает, ка­кого они цвета. Потом показывает заготовку, вырезанную по форме дерева (однотонную), и говорит: «В лесу прошел дождь и смыл все краски. Надо нарядить деревья так, чтобы они стали снова краси­выми». Дети используют обычные листы бумаги. Они берут краску на кисть и прикладывают ее всем ворсом к бумаге — получается ли­сток. Воспитатель просит детей нарисовать листья красного цвета. Дети выбирают краску и рисуют листья на заготовках в форме де­ревьев.

Вариант игры. Дети по предложению взрослого («Нарисуйте листья только красного и желтого цвета») выбирают две краски и на одном дереве рисуют листья разных цветов.

ПО


 

Игра «Рукавичка для мишки»

Дидактическая задача. Учить использовать разные техники нанесе­ния краски в процессе оформления заготовки, закреплять представ­ления о цвете.

Игровая задача. Нарисовать (выложить) узор.

Игровое правило. Украсить варежки Пятачка мозаикой красного цвета, варежки Кролика — мозаикой зеленого цвета.

Ход игры

В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои ва­режки, которые ему совсем не нравятся.

Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке.

Дети украшают варежки пятнами, точками, линиями и показыва­ют готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачок, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей: для Пятачка —мо­заикой красного цвета, для Кролика — мозаикой зеленого цвета.

Дети составляют узоры на двух больших варежках-основах (обве­денный фишками контур варежки).


Конструирование

Игра «Построим дом для мишки и зайчика»

Дидактическая задача. Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные иг­рушки.

Игровая задача. Построить домики и дорожки для мишки и зай­чика.

Игровое правило. Определить, где чей домик.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зай­чика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кир­пичики, призмы.

Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирова­ния. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как сам зайчик.


 



Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайка просят детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки: ши­рокую—к домику мишки, узкую —к домику зайки.

Игра «Лесенка для белочки»

Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать иг­рушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Игровая задача. Построить лесенку для белочки.

Игровое правило. Построить лесенку так, чтобы белочке было удоб­но прыгать.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хо­чется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитате­лю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспи­татель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще од­ну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).

Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог пока­зывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.

Музыкальное воспитание

Игра «Гром и дождик»

Дидактическая задача. Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.

Игровая задача. Определить, что звучит: гром или дождик.

Игровое правило. Слушать музыку; начинать действие (прятаться, прыгать) в соответствии с музыкальным образом.

Ход игры

Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки: темные на­хмуренные тучи и веселый дождик (облачко и солнце) и рассказывает: «В лесу за кустиком живет зайка (показывает игрушку). Однажды он вышел погулять и вдруг услышал: что-то гремит. (Воспитатель гром­ко играет на большом бубне.) Зайка бросился за куст. (Убирает зай­ку.) Гром еще немного погремел. (Звучит большой бубен.) Затем гром стих. Зайка услышал, что листочки зашелестели, поднял мордочку —


это был тихий дождь. (Звучит малый бубен.) Зайке понравился тихий дождь, он стал весело прыгать».

Проводится игра «Гром и дождик».

Под звуки большого бубна («гром») дети-«зайчики» прячутся «за кустик» — садятся на корточки. Под звуки малого бубна («дождик») — прыгают, как зайчики.

При повторном проведении игры воспитатель приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах: одна группа детей играет на больших бубнах, другая — на малых. Педагог в это время показывает действия игрушки зайки (зайка прячется, зайка прыгает).

Игра «Кто в домике?»

Дидактическая задача. Развивать звуковысотный и тембровый слух; воспитывать внимание, музыкальную память.

Игровая задача. Определить, кто из зверей где живет.

Игровое правило. Не называть обитателя домика до начала звуча­ния музыкального отрывка.

Ход игры

Воспитатель приносит домик (дом из картона с прорезями для окон) и говорит: «Звери построили дом. В нем поселились жильцы. Внизу живет Михайло Потапыч. (Звучит музыкальное произведение В. Ребикова «Медведь», в окне показывается медведь.) Наверху живет птичка Чиви. (Звучит музыкальное произведение Г. Фрида «Птички», в окне показывается птичка.) Обитатели домика часто уходят по сво­им делам. Вот и сейчас кто-то ушел, а кто-то остался дома. Догадай­тесь, кто сегодня остался в домике».

Воспитатель предлагает детям определить на основе прослушан­ной музыки, кто в домике — медведь или птичка. Если дети отгады­вают, то в окне появляется этот обитатель домика.

При повторном проведении игры дети садятся за спинки стульчи­ков («в домик»). Под музыкальный образ «медведь» они встают и дви­гаются, как мишки; под музыкальный образ «птичка» они встают и «машут крылышками». Под музыкальный образ «медведь» дети встают и рычат, как мишки; под музыкальный образ «птички» встают и поют, как птички: «чив-чив».

Игра «Солнышко и дождик»

Дидактическая задача. Развивать восприятие контрастных настро­ений в музыке, учить различать образный характер музыки. Игровая задача. Угадать погоду.


Игровое правило. Соотносить движение с музыкальным образом.

Ход игры

Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки («солнышко» или «дождик»), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гу­лять. (Звучит музыкальный образ «солнышко».) Вдруг появилась туч­ка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит музыкальный образ «дождик».) Осенью погода может часто меняться. Если погода хорошая, то можно спокойно ходить, радоваться солнышку. Если по­года хмурится, пошел дождь, то всем надо бежать под зонт».

Воспитатель включает музыку, и дети в соответствии с ее музы­кальным образом спокойно гуляют или бегут к воспитателю под боль­шой зонт.

При повторном использовании игры воспитатель приносит собач­ку Аву и говорит детям, что она умеет угадывать погоду: если светит солнышко, то Ава прыгает и громко лает; если идет дождик, то Ава прячется в будку. Предлагает детям проверить, как Ава угадывает по­году. Звучит музыкальный отрывок и собачка «угадывает» погоду: она может правильно реагировать на музыку («угадывать») или «ошибать­ся». Дети подсказывают собачке, что ей надо делать — радоваться или прятаться.

Игра «Идем —бежим»

Дидактическая задача. Развивать чувство ритма и темпа, учить раз­личать долгие и короткие звуки.

Игровая задача. Хлопать большому слону и маленькому слоненку.

Игровое правило. Не перепутать, кто идет: большой слон или ма­ленький слоненок.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу слона (игрушку), говорит, что этот слон выступает в цирке, и предлагает его рассмотреть (большие уши, большие ноги, длинный хобот, красивая попона). Показывает, как слон умеет кивать головой, просить еду (слон поднимается на задние ноги), танцевать (слон кружится, тяжело переступая). Педагог говорит: «Зрители хлопают, а слон ходит по арене цирка и кланяется. (Дети хлопают в ладоши.) В цирке выступает и маленький слоненок. (Вос­питатель показывает игрушку-слоненка.) У него поменьше уши, по­меньше ноги, короче хвост, поменьше красивая попона. Маленький слоненок, как и его папа, умеет кивать головой, просить еду, танце­вать, ходить под аплодисменты зрителей и кланяться».


Воспитатель ставит игрушки на стол и просит детей похлопать большому слону и маленькому слоненку, приговаривая:

Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге, Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге.

(Дети тяжело и медленно хлопают под выразительное слово вос­питателя, который ритмично декламирует и водит слона.)

Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке, Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке.

(Дети легко и живо хлопают под выразительное слово воспитате­ля, который ритмично декламирует и водит слоненка.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям сы­грать в большого слона и маленького слоненка. Дети стоят и хлопа­ют, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге...», соблюдая выра­зительность интонации и движений (тяжелые и легкие хлопки). Дети двигаются, как большой слон и как маленький слоненок, приговари­вая: «Большие ноги идут по дороге...»

Игра «Долгий — короткий»

Дидактическая задача. Развивать представления о длительности зву­ка; учить показывать длительность звука через движение, интонацию голоса.

Игровая задача. Показать, как стучит барабан, как играет дудочка.

Игровое правило. Слушать музыку и выполнять соответствующие ее характеру движения.

Ход игры

Воспитатель приносит дудочку и барабан и рассказывает детям историю: «В саду под яблонькой стоял барабан. Щенок подбежал поближе, понюхал барабан и улегся рядом. Он было уже совсем ус­нул, как вдруг услышал: „Бум!" Щенок оглянулся — никого! — и сно­ва уснул. Вдруг он опять слышит: „Бум! Бум!" Щенок подумал: „Кто это так стучит?" и пошел искать. Он обошел вокруг яблони и ни­кого не нашел. Тогда он снова прилег. Тут кто-то заиграл: „Ду-у-у!" „Это дудочка",—догадался щенок. Он однажды видел, как пасту­шок играет на дудочке. Дудочка поет протяжно, звучит долго: „Ду-у-у!" Щенок снова уснул. Вдруг опять: бум! Щенок вскочил и хотел покусать того, кто ему мешает спать. И тут он увидел, как яблоко упало с дерева и ударилось о барабан: бум! „Вот кто мне спать ме­шает!" — понял щенок. А яблоки падали и ударялись о барабан: бум! бум! бум! (Демонстрирует стук яблока с помощью мячика.) Что ус-


лышал щенок в саду? Как падали яблоки? (Бум!) Как играла дудоч­ка?» (Ду-у-у!)

Воспитатель берет маленький мячик и ударяет им о барабан — вот как стучали яблоки. Потом играет на дудочке — вот как играл в саду пастушок. Затем задает детям вопросы: «Когда падали яблоки, они стучали коротко или долго? Как они стучали? (Дети показыва­ют резкое движение рукой вниз и произносят коротко: «Бум!») Ког­да играла дудочка, как она играла, коротко или долго? Как она иг­рала? (Дети имитируют игру на дудочке и поют, долго тянут звук: «Ду-у-у!»)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям «отправиться в сад». Он показывает на яблони и просит ребят послу­шать, как падают яблочки (имитирует стук с помощью барабанных палочек). Под спокойную музыку дети гуляют, под отрывистую — ос­танавливаются и ударяют кулачком по воображаемому барабану: «Бум! Бум!» Игра повторяется 2 раза.

Затем воспитатель предлагает послушать, как заиграл за рекой па­стушок (протяжно играет на дудочке). Дети под спокойную музыку гуляют, под звук дудочки останавливаются и имитируют игру на ней, протяжно поют: «Ду-у-у!»

После игры воспитатель снова задает вопросы: «Как падали ябло­ки в саду? (Бум! Бум!) Как играла дудочка? (Ду-у-у!) Когда падали яб­локи, как они стучали, коротко или долго? Когда играла дудочка, как она играла, коротко или долго?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: