Примерная тематика и ролевое сопровождение игр-ситуаций




Игры с куклами

1 Знакомство с куклами. 1 Кормление кукол.

■ Купание.

1 Укладывание спать.

■Куклы просыпаются.

■Куклы одеваются на прогулку.

■Куклы на прогулке.
1 Обед для кукол.

■Кукла заболела.


• Комната для куклы.

• Новая кукла: знакомство с игровым уголком.

• Куклы идут в детский сад.

• Куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку,
идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море, в деревню).

Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сын).

Основные игровые действия. Кормить куклу —купать; купать —ук­ладывать спать; укладывать спать —петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) — кормить; одевать кук­лу на прогулку — гулять с ней.

Игры с машинами и другим транспортом

• Машина едет по улице.

• Мойка машины.

• Ремонт машины.

• Заправка машины.

• Разные машины (легковая, грузовая, подъемный кран, трактор,
самосвал, автобус, паровоз).

•Легковая машина везет гостя; катает друзей (куклу, зайку).

• Грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой).

• Подъемный кран работает на стройке.

• Трактор работает в поле.

• Самосвал выгружает груз (кирпичи, песок, снег).

• Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад,
в больницу).

•Автобус везет пассажиров.

• Паровоз (поезд) едет.

• Самолет летит.

• Корабль плывет.

Роли. Шофер, пассажир, строитель; работники магазина, детско­го сада, больницы, бензозаправки; машинист, летчик, капитан.

Основные игровые действия. Машину нагружают грузом — маши­на везет груз; машина едет с грузом — машину разгружают, в кузов самосвала нагружают груз — выгружают груз (поднимают кузов вверх) — опускают кузов; пассажиры входят в автобус — выходят из автобуса на остановках; машину осматривают — ремонтируют; подъе­мный кран привозит плиты — поднимает — опускает; самолет ле­тит — приземляется; машина заводится — едет; машину моют из шлан­га — вытирают.

Игры с игрушечными животными

• Уход за животными: кормление, укладывание спать, прогулка,
купание, одевание, лечение.


• Цирк зверей.

• Звери-музыканты (звериный концерт).

Роли. Мама (папа), ребенок, артист, дрессировщик, помощник дрессировщика.

Основные игровые действия. Показывать прыжки зверей через пред­меты (бег по кругу, поскоки) — кланяться зрителям; кормить живот­ных—мыть их; показывать концерт.

Игры со строительным материалом

• Постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, ба­
шенки, гаражи, заборы, сараи).

• Постройка путей сообщения (мосты, железная и шоссейные до­
роги, трамвайные пути).

• Постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли,
самолеты).

Роли. Строитель, водитель (шофер, летчик, капитан).

Основные игровые действия. Строить мост —возить по нему грузы; строить самолет — «лететь» на нем; готовить для игры строительные материалы — строить.

Игры в магазин

• Булочная (хлебный магазин).

• Овощной магазин (палатка).

• Мясной, колбасный магазины.

• Бочка (палатка) с квасом.

• Магазин одежды.

• Обувной магазин.

• Мебельный магазин.

Роли. Покупатель, продавец, подсобный рабочий, шофер.

Основные игровые действия. Привозить товар — разгружать; взве­шивать на весах — продавать; резать продукты ножом — взвешивать на весах; покупать товар.

Игры в больницу (аптеку)

• Прием в кабинете врача (доктора).

• Работа процедурного кабинета (прививки, уколы).

• Работа физиокабинета.

• Аптека.

Роли. Врач, больной, медсестра, фармацевт.

Основные игровые действия. Осматривать больного (слушать, ста­вить градусник) — лечить (давать лекарство; лечить уши); делать уко­лы (прививки).


Игры в деревню

• Обитатели бабушкиного двора (домашние животные).

• Бабушкин огород.

• Бабушкин сад.

Роли. Бабушка, ребенок, мама, папа, домашние животные. Основные игровые действия. Ехать в автобусе — выходить на оста­новке; кормить животное — гулять с ним; копать лопаткой.

Игры в мастерскую

• Ремонт (пошив) одежды, обуви.

• Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).

• Изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей).
Роли. Мастер, клиент.

Основные игровые действия. Привозить в ремонт — ремонтировать (стучать, шить, включать).

Игры в парикмахерскую

• Стрижка волос.

• Прически.

• Маникюр.

Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).

Основные игровые действия. Мыть голову шампунем — вытирать; причесываться — смотреться в зеркало; расчесывать волосы; стричь; красить ногти лаком.

Игры в почту

• Почтальон разносит письма и телеграммы.

• Отправление посылок на почте.

Роли. Почтальон, работники почты, клиенты. Основные игровые действия. Писать письма — относить на почту; получать письма — читать; приносить почту —раздавать письма.

Сценарии сюжетных игр-ситуаций

Игры с куклами

Игра-ситуация «Знакомство с куклами»

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом де­тей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится


 


со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе де­тям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные по­ручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоми­нают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы пе­дагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?» Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут приду­мывать имена куклам.

Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф»

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного ма­газина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?» Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек —выбрать место для шкафа. Хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вмес­те с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.

Воспитатель (куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду. (Обращает­ся к детям.) Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Ле­на, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих мес­тах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку.

Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ва­ших дочек одежда в порядке?» Дети сами раскладывают одежду сво­их кукол.

Игра-ситуация «Оденем куклу Веру на прогулку»

Воспитатель «замечает» сидящую куклу, с которой недавно играл ре­бенок. Педагог обращается к кукле: «Катя, тебе пора гулять? Смотри, Миша, уже несет тебе одежду. Миша, Катя хочет пойти на прогулку. Ты поведешь ее гулять? А ваши дети, Оля и Лиза, собираются на улицу? Что им надеть?» Воспитатель смотрит в окно и говорит, что на улице тепло. Дети начинают одевать своих кукол. Педагог спрашивает, не на­до ли «дочкам» взять с собой кофту, зонт; затем одевает «свою» куклу Веру и, являя своей игрой образец, исподволь влияет на игру детей.

Воспитатель. Вера, как тебе идет это красное платье! Нужно застегнуть все пуговицы, поправить воротничок. Где туфельки? Вот


они, в шкафу, на нижней полке. Иди, дочка, гуляй. Но не забудь прийти вовремя домой — будем смотреть мультфильмы. На всякий слу­чай вот тебе зонтик, вдруг будет дождь.

Игра-ситуация «Мамы гуляют с малышами»

Дети гуляют на участке с колясками. Воспитатель тоже берет ко­ляску, садится на скамейку и говорит, что ее «дочка» долго не может заснуть, ее надо качать (катает коляску, напевая «баю-бай»). Затем об­ращается к одной из девочек и спрашивает, спит ли ее дочка. Сове­тует тихонько покачать, получше укрыть одеялом.

Вдруг «начинается дождь» — воспитатель раскрывает зонт и гово­рит: «На улице становится холодно, не пора ли домой?» Дети сами решают, идти им с куклами домой или нет.

Игра-ситуация «Одеваем куклу—ведем гулять—кормим»

Воспитатель говорит ребенку, что его кукла хочет гулять, надо от­вести ее на прогулку. Ребенок одевает куклу. Воспитатель также ведет гулять свою куклу; затем спрашивает: «Не пора ли куклам домой, ско­ро обед?» Ребенок ведет куклу домой.

В игровом уголке воспитатель раздевает свою куклу, правильно раскладывает одежду и просит ребенка покормить и его куклу тоже, так как ему нужно позвонить по телефону. Ребенок кормит свою кук­лу и куклу воспитателя. Педагог возвращается и спрашивает у ребен­ка, чем он кормил кукол.

Воспитатель. Наша Вера ела щи. Вкусно, Вера? Щи съела, кот­летки, потом компот. Поела? Вера всегда говорит «спасибо», а ваши дочки? (Обращаясь к девочке.) Оля, твоя дочка спать хочет, клади ее в кровать. И я буду Веру раздевать. Сначала туфельки сниму, носоч­ки, потом платье. Оля, твоя дочка уже в кроватке? И моя тоже. Пусть они спят. Не будем им мешать.

Игра-ситуация «Готовим для кукол обед»

Воспитатель обеспокоенно говорит ребенку: «Скоро Вера придет с прогулки, надо подумать, чем ее накормить. Чем ты свою дочку бу­дешь кормить? Свари суп. Я знаю, твоя дочка любит суп». Воспита­тель и ребенок «варят суп».

Педагог спрашивает, из чего ребенок будет варить суп, и предла­гает сварить картофельный суп: положить в него картошку, морковь, лук. Побуждает ребенка действовать, подражая взрослому и самосто­ятельно.


Игра-ситуация «Куклы пришли с прогулки»

Воспитатель говорит детям: «Солнышко спряталось, моя дочка при­шла с прогулки. Как раскраснелись ее щечки! Стоит моя Вера и улы­бается. Вера, где ты была, что делала? Вера была в песочнице. Оля, а твоя Катя где играла? На площадке играла в мяч. Понятно. Разде­вайтесь, дочки. Миша, если твой зайка уже разделся, помоги мне, от­неси в шкаф Верину одежду. Вот спасибо! Оля, у тебя Катя тоже раз­делась? Какие грязные руки у наших дочек! Немедленно мыться! Вера, вот кран, умывайся. Водичка теплая, приятная. Вере нравится умы­ваться. Все умылись? Можно идти в игровую комнату. Скоро обед. Девочки, давайте накрывать на стол».

Игра-ситуация «Сервируем стол»

Воспитатель спрашивает у детей: «Вы накрыли на стол? 1де посуда?», побуждает расставлять посуду. Дети ставят посуду для своих кукол.

Воспитатель. Это тарелка, я налью в нее щи. Оля, у тебя суп остывает. Подогрей. Вот ложка для щей. Вот вилка для котлет. Рядом поставлю чашку с компотом. Я купила свежий хлеб. Вот, потрогайте. (Предлагает детям потрогать кубик вместо хлеба.) Мягкий хлеб? На­режу хлеб тонкими кусочками. У меня все готово, а у вас, мамы? На­стя, у тебя какой компот? Яблочный? А я Вере приготовила клубнич­ный. Пора звать наших деток к столу. Зови, Оля. Зови, Настя. (Обращается к кукле.) Вера, иди обедать.

Педагог и дети предлагают куклам вымыть руки и сесть за стол, повязывают куклам передники.

Вариант игры (усложненный). Использовать в игре предметы-за­местители, воображаемые предметы и действия.

Игра-ситуация «Куклы обедают»

Воспитатель сажает свою куклу за стол и учит ее кушать: «Вера, на столе твой любимый картофельный суп. Возьми ложку в правую ру­ку, зачерпывай суп не до самых краев ложки, подноси ложку ко рту не спеша. Кушай, не пролей. Оля, а твоя Катя умеет есть ложкой? По­кажи ей, как надо зачерпывать ложку, чтобы суп не расплескался. (Обращается к кукле.) Катя, вкусный суп тебе приготовила мама? Ве­ра кушает суп да похваливает. Вера, смотри, в тарелочке видны кар­тошечка, морковка, лучок. Тебе понравился картофельный суп? После обеда вытри рот салфеткой. (Обращается к детям.) Девочки, а у вас есть салфетки? Возьмите мои. Обед закончен. Надо приучать своих де­ток после обеда говорить „спасибо". Вот так, молодцы. На здоровье».


Игра-ситуация «Моем посуду»

Воспитатель спрашивает у детей, помыли ли они посуду после обеда, и предлагает убрать со стола. Берет тряпку и стирает крош­ки, складывает посуду в раковину и моет ее, проговаривая свои дей­ствия.

Воспитатель. Моя Вера покушала и пошла играть. Теперь на­до вымыть посуду. Давайте мыть вместе, так веселее. Сначала возь­мем мочалку и протрем хорошенько тарелки, ложки, вилки и чашки. Куда поставим тарелки? В шкафчик, сушиться. Оля, складывай в ящик вилки и ложки. Маша, помоги мне убрать тарелки, пожалуйста. Уб­рала? Молодец. Вот и порядок, чистота кругом. Можно отдохнуть, по­ка дочки играют.

Игра-ситуация «Купание кукол»

Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела ли она ванночку. Рассказывает: «В гости к кукле Вере приеха­ла маленькая Дашенька. Она еще не ходит, ее возят в коляске. Она сама не ест, ее кормят из ложечки. Вечером Дашеньку надо купать. Много с ней забот. Чтобы управиться с Дашенькой, нужны помощ­ники. (Обращается к детям.) Вы, ребятки, мне поможете? (Показы­вает куклу-младенца.) Наша Дашенька маленькая, хорошенькая. По­сле купания надо сразу положить Дашу в кровать, поэтому сначала приготовим ей постельку. Коля и Сережа, вы сможете постелить по­стель Дашеньке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежно­сти: подушку, одеяло. А мы с Галей и Валей принесем одежду, поло­тенце. Сначала приготовим теплую водичку. Девочки, наливайте воду из крана да следите, чтобы вода была не слишком горячей, пробуй­те ладошкой. Теплая водичка! Сажаем Дашеньку в тазик. Она улыба­ется—ей нравится водичка. Плюх-плюх по водичке, плюх-плюх по тепленькой. Умоем Дашеньке личико, ручки, обольем тельце. Теперь помоем голову, ножки. Галя, принеси еще водички. Поливай. Валя, вытирай полотенцем, насухо: головку, спинку, животик, ножки. Чис­тая девочка наша, маленькая Даша! А теперь укроем ее одеяльцем, дадим теплого молочка —и в кровать. Лежи, Даша, засыпай».

Игра-ситуация «Укладываем куклу спать»

Маленькая Даша (кукла-младенец) лежит в кроватке. Воспитатель подходит к ней и говорит: «Даша, ты не спишь? Закрывай глазки, по­ра спать. И Олина дочка глазки закрывает, и Настина. Мы качаем своих дочек и рассказываем им сказки. Сон ходит возле дома, дрема


 

у порога. Спите, засыпайте. Волчок в норке спит, зайка под кусти­ком дремлет. И ты, Даша, спи. Я тебе песенку спою.

Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Нашу Дашу не буди.

Вот Даша и уснула. Ш-ш-ш... Тихо, пусть спит крепко». Воспитатель на цыпочках уходит.

Игра-ситуация «Кукла Дина стирает»

Воспитатель говорит детям: «Что-то я не вижу куклу Дину. Чем она занята? Она в умывальной. Посмотрим, что она там делает? (Кукла стоит у тазика с водой.) Я вспомнила, Дина собиралась стирать. Ди­на взяла платочки и стирает их. Коля, Алеша, Люба, а ваши платоч­ки надо стирать? Вы сами постираете или отдадите Дине? Тогда бери­те тазики, наливайте водичку и стирайте. Возьмите мыло, намыльте платочки и потрите руками. Посмотрите, как ловко это получается у Дины. Дина, грязь хорошо отстирывается? Молодец. Алеша, Коля, у вас, мальчики, получается? Люба, водичка не холодная? Добавь го­рячей. У кого платочки стали чище? У всех чистые. У кого водичка пенится? У всех —у ребят и у Дины. Платочки отстирались? Посмо­трите внимательно. Отстирались. Детки стирают, а мы с Диной при­говариваем:

Мыло-мыло, душистое мыло, Чисто моет, чисто стирает. От мыла — чистые щечки, Чистые ручки и чистые платочки!

Теперь повесим платочки на веревку, пусть сохнут».

Игра-ситуация «Кукла заболела»

Воспитатель, проходя мимо играющих детей, рассуждает вслух: «Пока куклы на прогулке, надо бы в комнате убраться. Мне всегда помогала Вера. Попрошу ее навести порядок. (Кукла лежит в посте­ли.) Вера, что с тобой? Кажется, у тебя температура. Что делать? На­до померить температуру. Вот градусник. Температура высокая. Оля, твоя Катя недавно болела, у нее была высокая температура? Чем ты ее лечила? Давала таблетки? Вот такие? (Показывает.) И я дам их Ве­ре. Вера, поправляйся. Оля, помоги мне, согрей молока и дай Вере. Положи туда меду. Ты давала Кате молоко с медом? А что еще? Го­рячий чай? С малиновым вареньем? Хорошо, что ты мне посовето­вала, как лечить Веру. (Трогает лоб куклы.) Вот и температура спала.


Ты, Вера, поправляйся, к тебе сейчас мальчики придут, принесут те­бе гостинцев. (Обращается к наблюдающим неподалеку мальчикам.) Мальчики, вы к Вере? Что вы ей принесли? Ей можно кушать все, но холодное нельзя. Это яблоки, а что еще? Персики. Вера сказала „спасибо". Ей уже лучше. Теперь она будет спать».

Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»

Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Мож­но всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Га­ля. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытира­ет пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, по­лучается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и —готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труже­ники».

Игра-ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком»

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает пока­зывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. Дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.

Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Детям предоставляется большая самостоятельность: они могут называть и показывать пред­меты по своей инициативе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: