Игра «Овощной магазин»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один —много).
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка —из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)
|
Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме. Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы. Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.
Ход игры
Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой—для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу—зеленого. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки —на зеленую.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Игровая задача. Подобрать мячики для кукол. Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры
Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
|
Прыг да прыг, Все прыг да прыг, Спать наш мячик Не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мя-
чи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Нравственное воспитание
Игра «Едут машины»
Дидактическая задача. Развивать потребность в общении и взаимодействии, показывать пример правильного разрешения конфликта, формировать доброжелательные взаимоотношения.
Игровая задача. Соблюдать правила.
Игровое правило. Столкнувшись с партнером, следует извиниться и уступить дорогу, иначе не появится зеленый сигнал.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям поехать кататься на машине. Дети берут в руки воображаемый руль, дают сигнал: «Би-би!», и едут, подражая шуму машины: «Ж-ж-ж» — под соответствующую характеру игры музыку. Педагог поднимает красный кружок и громко сообщает: проезд закрыт. Дети ждут сигнала. Воспитатель поднимает зеленый кружок и сообщает: можно ехать. Дети едут дальше.
Затем воспитатель сажает детей на стульчики и показывает с помощью игрушек инсценировку «Упрямцы».
|
Две машины едут по мосту и неожиданно наталкиваются друг на друга. Один шофер (козлик) просит другого (барашка) уступить ему дорогу, но первый шофер не хочет уступать. Шоферы выходят на мостик, спорят, бодаются и падают в реку.
Воспитатель задает вопросы: «Что случилось с машинами? Кто вел эти машины? Как спорили барашек и козлик? Что случилось с ними потом?»
После инсценировки педагог снова приглашает детей покататься на машинах. Дети-«шоферы» должны не толкаться на дорогах, смотреть на светофор, слушать сигнал: стоять или ехать. Если «машины» сталкиваются, воспитатель показывает желтый кружок («спор»). Шоферы говорят друг другу: «Извините, проезжайте», и один уступает другому дорогу.
Воспитатель специально останавливает «машины», которые сталкиваются, и дает им возможность разрешить спор. После разрешения каждой спорной ситуации делает вывод: надо жить дружно, уступать друг другу.
Игра «Вежливый медвежонок»
Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (вежливость, внимательность); учить проявлять заботу.
Игровая задача. Познакомиться с медвежонком Мишей.
Игровое правило. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем: «Миша любит встречать гостей. При встрече он говорит гостям „здравствуйте", а когда они уходят, говорит „до свидания". Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит „пожалуйста, садитесь". Когда в комнате становится жарко, он говорит гостю: „Вам не жарко? Открыть окно?" Все называют Мишу вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким медвежонком все дружат, не ссорятся».
Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят садиться, расспрашивают и т. д. В конце игры-знакомства дети говорят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя люблю», «Приходи еще»). Если слова, сказанные ребенком, нравятся медвежонку, он приветливо машет лапой, если не нравятся, наклоняет мордочку вниз (обижается). Затем дети «дарят» медвежонку песенку.
Игра «Обидчивый цветок»
Дидактическая задача. Учить выражать в словах, в интонации и в мимике ласку и внимательность.
Игровая задача. Помочь цветку расти красивым и крепким. Игровое правило. Говорить цветку вежливые слова.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к цветочному горшку, показывает цветок и сообщает: «Этот цветок такой красивый и большой, потому что его выращивала добрая хозяйка». Воспитатель демонстрирует детям, как действуют на цветок хорошие, ласковые слова: стебли расправляются, головка поднимается. Педагог говорит: «Этот цветок не выносит невнимательного, грубого обращения. Если к нему обращаться без ласковых слов, то он вянет».
Дети при поддержке воспитателя играют с цветком: говорят с ним, употребляя вежливые и ласковые слова. Цветок покачивается, «ки-
вает». Если ребенок про такие слова забывает, то цветок начинает вянуть (вздыхать).
Игра «Мамины помощники»
Дидактическая задача. Учить проявлять заботу и внимание к маме. Игровая задача. Помочь маме.
Игровое правило. Сказать (ясно и отчетливо), как нужно помогать маме, чтобы она была довольна.
Ход игры
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто как помогает маме, и предлагает рассказать об этом.
Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картинка, на которой изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: «Андрюша, скажи, как можно помочь маме?» Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно помогать маме. (Мыть пол.) Воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку: дети дарят маме пирог.
Педагог и дети исполняют песенку «Пирожок» муз. Е. Тиличее-вой, ел. Е. Шмаковой:
Пирожок, пирожок Испекли мы сами, Пирожок, пирожок Мы подарим маме.
Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под веселую музыку.
Трудовое воспитание
Игра «Плакать не надо»
Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому.
Игровая задача. Помочь Филе и Хрюше.
Игровое правило. Не забывать сказать «пожалуйста».
Ход игры
Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую ситуацию: «Филя и Хрюша сидят, отвернувшись друг от друга. Они играли в машинки, возили на них кирпичики. Филина ма-
шинка сломалась, а Хрюша не дает ему играть со своей машинкой». Воспитатель обращается к детям: «Давайте поможем Филе и Хрю-ше. Вы поможете Филе починить машинку?» Малыши берут молоточки и «чинят машину».
Молоточек застучал, Застучал,застучал, Саша Филе помогал, Помогал, помогал. Леша гайку подкрутил, Подкрутил, подкрутил, И машину починил, Починил, да.
Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя говорит «спасибо» каждому ребенку. Ребенок отвечает «пожалуйста». Воспитатель предлагает детям спеть песенку «Плакать не надо» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Шмаковой):
Плакать не надо, Слушаться нужно, Будем играть мы Дружно, дружно.
Игра «Ухаживаем за обувью»
Дидактическая задача. Обратить внимание детей на необходимость ухаживать за обувью; побуждать к взаимодействию в труде. Игровая задача. Помочь кукле и мишке убрать обувь. Игровое правило. Правильно расставить обувь на полке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу стоптанный Башмачок, хозяин которого, мальчик Витя, неправильно с ним обращается: не моет, бросает на пол. Башмачок просит воспитателя найти ему нового хозяина. Педагог показывает на детей и говорит, что все они умеют ухаживать за своей обувью. Дети «ведут» Башмачок к своим шкафчикам, открывают их и показывают, как аккуратно расставлена их обувь (воспитатель заранее, специально для этой игры, после прогулки просит детей аккуратно поставить обувь). Башмачок радуется, хвалит детей и просит научить его хозяина, мальчика Витю, ухаживать за обувью.
Проводится игра «Поставим обувь на полку». Воспитатель ставит на один столик мишку, на другой — куклу. Возле каждого из них дощечки («полки»), на которые дети по одному будут ставить кукольную обувь: сапожки для мишки и туфельки для куклы (игрушечные
или нарисованные). Башмачок хвалит детей за правильно выполненное задание.
Игра «Поручения»
Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности. Игровая задача. Убрать комнату. Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.
Ход игры
В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.
Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.
Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:
Я поставлю в шкафчик миску, Вытру крошки со стола, Я — хозяйственная киска, Тут порядок навела.
Игра «Две руки»
Дидактическая задача. Учить детей понимать словесную инструкцию; вовлекать в совместную трудовую деятельность.
Игровая задача. Помочь киске и куклам правильно обуться. Игровое правило. Не перепутать обувь.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу картинку, на которой изображен плачущий мальчик, и говорит: «Этот мальчик не хочет обуваться сам». Спрашивает у детей, умеют ли они обуваться самостоятельно. Потом показывает им киску (игрушку), которая обувалась самостоятельно и
перепутала левый и правый сапожки. Просит ребят помочь киске переобуться.
Надевает киска сапожки. На левую ножку, На правую ножку Надела киска сапожки. Ходит киска в сапожках. Красивы у киски ножки: На левой ножке, На правой ножке Надеты у киски сапожки.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Надень сапожок». Дети надевают куклам обувь. При этом они должны не перепутать и правильно надеть ботинки.
Киска смотрит, как обуты куклы, и хвалит детей. Воспитатель говорит, что у ребят есть два помощника — две руки. Затем педагог инсценирует стихотворение.
Две руки
Два зеленых башмачка,
Два шнурка
И два носка.
И еще — две руки.
Для кого
Две руки?
Для того две руки,
Чтоб надеть носки,
Натянуть башмачки,
Завязать шнурки.
Г. Сатир