Наблюдения и целевые прогулки




Наблюдения и экскурсии следует проводить не как обучающее за­нятие — в них должна быть известная доля игры, фантазии, выдумки, с одной стороны, и реального видения, с другой стороны. Особое вни­мание нужно обратить на активность детей в ходе наблюдений и экс­курсий: будить детскую любознательность, задавать вопросы, давать возможность высказаться всем ребятам.

Наблюдение за машинами

Цель. Наблюдать за движением и парковкой машин. Дать детям представление о грузовых и легковых автомобилях.

Методика проведения. На прогулке воспитатель беседует с детьми о машинах. Все вместе разглядывают машины, в которые играют де­ти; выясняют, какие бывают машины, для чего они предназначены. Воспитатель предлагает детям познакомиться с настоящими машина­ми. Для этого следует встать на участке таким образом, чтобы дети видели часть дороги.

Дети наблюдают за движением машин. Воспитатель рассказывает: «Ребята, посмотрите, по городу едут машины. Едут, спешат, сигналят: би-би, с дороги уходи! Би-би, не стой на пути! Едут машины разные: большие и маленькие. Большие —это грузовые машины. Фырчат, ры­чат: фыр-фыр-фыр, ры-ры-ры, грузы мы везти должны! Везут машины тяжелые грузы, колеса крутятся, буксуют: ж-ж-ж, нелегко груз доста­вить далеко! Приезжают машины на стройку. Раз! —выгрузили кирпи­чи. Два! — выгрузили доски. Снова поехали за грузом. Вот они какие, грузовые машины, трудятся днем, трудятся ночью. Труженики. Их обго­няют машины поменьше—легковые. Они тоже спешат, работают. Вот легковая машина повезла булочки и пирожки в магазин: би-би, би-би, спешу, пусти! Везу деткам плюшки да сладкие ватрушки! На легковой машине хорошо ехать на работу, в гости — не опоздаешь, быстро доедешь.


Легковые машины подъезжают к дому, останавливаются, высаживают пассажиров и едут на стоянку или в гараж. Там они отдыхают до утра». После наблюдения можно поиграть с детьми на участке в игру «Машины на дорогах».

Воспитатель говорит ребятам: «Вот дорога, по ней едут грузовики. Поехали! (Все дети — «грузовики», они «едут», крутя воображаемый руль.)

Грузовик, грузовик,

Без груза ехать не привык.

Он фырчит «фыр-р»,

Он рычит «рыр-р»:

— Не стой на пути —
Грузы надо мне везти.

А вот легковые машины поехали! (Все дети — «легковые автомоби­ли», они «едут», крутя воображаемый руль.)

Ж-ж-ж, ш-ш-ш, шинами шурша, Машины едут не спеша, На работу — побыстрей:

— Пропустите нас скорей!

По окончании игры воспитатель может задать детям вопросы: «По­нравилась ли вам игра? Какие машины вы увидели? Для чего нужны грузовые и легковые машины?» Можно предложить ребятам показать их машины и рассказать о них.

Наблюдение за рыбками

Цель. Обратить внимание детей на красоту рыбок; представить ры­бок как семью: рыбка-мама, рыбка-папа и рыбки-детки.

Методика проведения. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены рыбки, рассказывает, что у рыбок есть плавни­ки, голова, тело и хвост. Предлагает ребятам пойти в гости к рыбкам.

Дети стоят возле аквариума. Воспитатель говорит: «У каждого человека есть свой дом, у рыб аквариум — это их большой дом, в нем рыбки чувствуют себя хорошо, им нравится нырять, плавать. Вот боль­шие рыбки —родители, а вот маленькие рыбки —детки. Покажите, где рыбка-мама? Где рыбка-папа? Где их детки? Рыбка-мама заботится о детках, далеко от себя не отпускает, смотрит, как детки кушают корм. Рыбка-папа плавает возле деток, учит их брать корм, плавать. Вот рыб­ки поплыли стайкой, закружились хороводом. Посмотрите, в аквари­уме растут красивые водоросли, на дне лежат камни разной величи­ны: большие, маленькие. Белые ракушки устилают дно. Вода в аквариуме прозрачная, поэтому мы видим все, что происходит в доме у рыбок».

По окончании наблюдения воспитатель проводит в группе подвиж­ную игру «Рыбки в море».


Дети-«рыбки» стоят стайкой. Звучит веселая музыка. Педагог чи­тает стихотворение:

Рыбки плавают, ныряют, Резво хвостиком виляют,

(«Рыбки» весело «плавают»; затем звучат диссонантные аккорды.)

Вдруг навстречу грозный кит,

Он усами шевелит:

— Рыбки, рыбки, берегитесь,

На пути не становитесь,

Я нисколько не шучу,

А не то вас проглочу!

(Звучит стремительная музыка, «рыбки» прячутся в заранее опре­деленный «дом».)

Наблюдение за работой помощника воспитателя

Цель. Дать детям представление о работе помощника воспитате­ля; вызывать уважение к труду взрослых.

Методика проведения. Воспитатель говорит детям: «Скоро обед. Ре­бята, вы любите суп, кашу? Кто нам приносит обед? (Тетя Таня.) Как тетя Таня идет за обедом?» (Ставит на поднос кастрюли, надевает бе­лый платок, фартук и идет на кухню.) Воспитатель и дети просят ня­ню показать, как она это делает. Педагог выбирает детей, которые будут сегодня помощниками няни — они тоже надевают фартуки, ко­сынки, помогают няне взять кастрюли, ставят тарелки на столы.

Няня приходит с кухни, показывает детям, что у нее в кастрюлях: «В большой кастрюле — горячий суп. Какой суп вы любите? (Горохо­вый, картофельный, грибной.) У меня как раз ваш любимый гороховый суп. Его сварили из гороха. В кастрюле поменьше — гречневая каша. Вкусная каша, рассыпчатая. В другой, маленькой кастрюле — котлеты. В третьей — подлива. Смотрите, как я буду раскладывать все по тарел­кам. Сначала суп разолью. (Разливает суп по тарелкам.) Теперь кашу с котлетами разложу, полью подливой. Компот абрикосовый налью». Вос­питатель: «В супчике горошек разварился, суп стал вкусный. Чтобы съесть суп, нам нужны... (Ложки.) Кто ложки раскладывал? Оля и Ми­ла. У всех есть ложки? Дети, вы проголодались? Тогда кушайте на здо­ровье, хороший обед вам принесла тетя Таня. Вовремя принесла — ребята как раз кушать захотели».

После обеда дети помогают няне: подвигают тарелки, складывают на тарелки ложки; некоторым ребятам поручают носить посуду.

Во второй половине дня дети наблюдают, как няня готовит все для полдника. После полдника воспитатель помогает детям развернуть иг-


ру «в няню»: малыши берут подносы (заместители —дощечки, кар­тонки), игрушечные кастрюльки; сервируют стол, устраивают «обед в детском саду» для кукол, моют посуду.

Наблюдение за фургоном

Цель. Закреплять знания детей о грузовой машине; дать представ­ление об одном из видов работы магазина (прием товара); воспиты­вать уважительное отношение к труду взрослых.

Методика проведения. Воспитатель обращает внимание детей на то, какой хороший хлеб они едят в детском саду. Говорит: «Без хлеба еда кажется не такой вкусной. Откуда его берут? Хлеб привозят с хлебо­завода на машинах. Машины приезжают в детские сады, в магазины и разгружают свой товар».

Воспитатель предлагает ребятам понаблюдать за тем, как приво­зят товары в соседний магазин, приводит их на площадку перед бли­жайшим магазином и говорит: «Помните, мы с вами наблюдали, ка­кие машины едут по улицам? А здесь мы видим фургон. Это грузовая машина, у нее есть крытый кузов. Вот мимо едет грузовик. Мы ви­дим, что он везет доски. Фургон — машина закрытая, и что она во­зит, нам не видно. Как вы думаете, что привез фургон? Сейчас по­смотрим. Вот шофер открывает дверцы кузова, в это время из магазина выходят рабочие —это грузчики. Что делают грузчики? Правильно, разгружают или загружают грузы. Какой же груз они сейчас будут раз­гружать? (Хлеб.) Какой хлеб вы больше всего любите? (Черный и белый хлеб, булочки.) Еще в этом фургоне в магазин привозят баранки, пе­ченье, сухари. Все это продается в магазине, в хлебном отделе. При­ходит машина, привозит хлеб, а люди за ним в очередь встают, поку­пают и радуются — хлеб свежий, мягкий, вкусный, душистый. На фургоне так и написано „Хлеб". Хлеб развозят по всему городу. И в наш детский сад приезжает машина, привозит продукты на кухню и хлеб. Мы обязательно посмотрим с вами, как ее разгружают. А теперь пой­дем в детский сад. На обед у нас — свежий хлеб».

В группе во время обеда воспитатель обращает внимание детей на свежий хлеб, который специально привезли в детский сад —он мяг­кий, вкусный, душистый.

После сна можно организовать игру в магазин, в которой дети смогут отразить впечатления от утренней прогулки.

Экскурсия на огород

Цель. Дать детям представление об овощах; о труде взрослых на огороде.


Методика проведения. Воспитатель в первой половине дня органи­зует игру-показ «Вот какие овощи», в которой знакомит детей с раз­ными овощами (луком, капустой, морковью и др.).

Затем проводится игра с пением «В огороде заинька» (русская на­родная песенка):

В огороде заинька, В огороде маленький, Он капустку грызет, Он морковку берет. Скок, скок, скок, —

Убежал в лесок. Скачи, скачи, заинька, Скачи, скачи, маленький, Во зеленый лесок Да садись под кусток, Под кусток и — молчок!

За обедом воспитатель обращает внимание детей на то, что суп сегодня очень вкусный — овощной; в супе есть картошка, капуста, морковь, помидоры. Все эти овощи растут на грядках в огороде дет­ского сада. Воспитатель приглашает детей пойти познакомиться с огородом.

Дети приходят на огород.

Воспитатель.

Вот какой огород: Тут капуста растет, И морковь, и салат — Витаминами богат. Помидоры вызревают, И клубника поспевает. Вот какой наш огород — Все цветет и все растет!

Воспитатель предлагает детям осторожно потрогать плоды, листья растений, которые они видят на грядках, рассмотреть их цветки; рас­сказывает об овощах, о блюдах, которые из них готовят. Воспитатель дает детям возможность понаблюдать за тем, как взрослые ухажива­ют за огородом — пропалывают огород, поливают грядки. Ребятам то­же дают посильную работу (полить грядки, складывать овощи в кор­зинку). Дети наблюдают, как среди растений вьются пчелы, мохнатые шмели, яркие бабочки.

Можно провести подвижную игру «Мотыльки» под пение взросло­го или под совместное пение взрослых и детей. На лужайке у реки Закружились мотыльки, Вот так, вот так


Закружились мотыльки. Полетели в огороде В белом светлом хороводе, Вот так, вот так Полетели мотыльки.

Над капустой, над морковкой

Мотыльки кружились ловко,

Вот так, вот так

Покружились мотыльки.

На минуточку присели

И капусту всю поели,

Вот так, вот так

Чуть присели мотыльки.

Улетайте, мотыльки,

На ту сторону реки.

Вот так, вот так

Полетели мотыльки.

После экскурсии воспитатель задает детям вопросы: «Понравилось ли вам на огороде? Что особенно понравилось? Какие овощи они виде­ли? Что из них можно приготовить? Как надо ухаживать за огородом?»

Экскурсия по детскому саду (в медицинский кабинет)

Дети обычно боятся посещать медицинский кабинет. Положитель­ные эмоции, испытанные при знакомстве с ним, помогут увидеть ра­боту медицинского персонала в спокойной обстановке. Перед посе­щением полезно провести в группе игру на эту тему.

Цель. Дать детям представление о работе медицинского кабинета.

Методика проведения. Воспитатель организует игру-показ, в которой знакомит детей с оснащением медицинского кабинета. Затем спра­шивает у детей: «Кто вас лечит? Есть ли в детском саду врач? Хоте­ли бы вы познакомиться с ним поближе?» Если дети согласны, то сообщает о том, что после сна можно пойти на экскурсию в меди­цинский кабинет, познакомиться с врачом и увидеть медицинские ин­струменты.

Во второй половине дня в группу приходит знакомый детям врач (медицинская сестра) и приглашает их в гости в медицинский каби­нет. Если дети реагируют положительно, то экскурсия начинается. Врач объясняет детям, что в его кабинете всегда чисто, нет пыли, все кру­гом светлое или белое. В кабинете мягкие кресла, кушетки для осмо­тра всех желающих (ведь не только больные могут прийти к врачу), кровати для тех, кто болен.

Врач спрашивает: «У вас кто-нибудь болен?» Воспитатель дает док­тору игрушку-лисичку: «Доктор, у нас лисичка больна». Врач говорит:


«Ребята, что у нее болит?» Дети рассказывают врачу про больную ли­сичку. Врач осматривает ее, ставит градусник. Спрашивает у детей, ко­му еще поставить градусник, посмотреть горлышко.

Игра-знакомство должна проходить в непринужденной атмосфе­ре, чтобы у детей не возникло неприятие всей обстановки медицин­ского кабинета. Врач показывает, как хранятся в шкафчике лекарст­ва, дает лисичке лекарство, делает ей массаж. Предлагает детям витамины, желающим ребятам также делает массаж. Далее воспита­тель и дети указывают на предметы, находящиеся в кабинете, и зада­ют врачу вопросы: Что это такое? Для чего это нужно?» Воспитатель и дети благодарят врача и уходят в группу.

В группе воспитатель задает детям вопросы: «Понравилось ли вам в медицинском кабинете? Понравился ли вам врач и почему? Что осо­бенно понравилось? Что делает врач?» После этого педагог может сде­лать некоторые выводы: «Врач — это человек, который обо всех забо­тится. Он может лечить и взрослых, и детей, и животных, и птиц. Он хочет, чтобы все были здоровы. В его кабинете всегда порядок, все инструменты под рукой, для того чтобы вовремя помочь больному».

Через некоторое время (2—3 дня) после экскурсии можно органи­зовать игру детей на подобную тематику, обустроив место для игры (медицинский утолок) и разложив игрушечные медицинские инстру­менты и их заместители.


Театрализованная игра

Многие считают, что интерес к театрализованной игре проявляет­ся только у старших дошкольников в связи с возрастанием возмож­ностей перевоплощения и с появившимся в этом возрасте стремле­нием проигрывать литературные сюжеты.

Вместе с тем уже в 2—3 года малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитате­лем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных об­разах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечат­лений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей.

В данном пособии предлагаются разработки игровых ситуаций, представляющее собой совокупность художественно-творческих об­стоятельств, в которые попадает ребенок; в результате возникает комплексное воздействие игрой, способствующее погружению ма­лыша в мир драматизации, формированию активной жизнетворче-ской позиции, багажа знаний и умений, способов творческой дея­тельности.

Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализован­ной деятельности детей.

Разминки, упражнения пробуждают двигательную активность де­тей. Они направлены на развитие речевого и двигательного аппара­та. Вместе с тем техническая сторона не должна заслонять художест­венную; воспитатель должен помнить об обязательной постановке художественных задач на каждом разминочном («тренировочном») эта­пе игры. Интонационные разминки позволяют детям пробовать худо­жественные возможности голоса. При разучивании разминок воспи­татель должен акцентировать внимание на ритмической основе строения текста: упругость или сглаженность ритма придают каждой игре осо­бый характер.

Игры с движением, импровизации, игры-драматизации и инсце­нировки проходят под пение взрослого; они могут иметь музыкаль­ное сопровождение или обходиться без него, но обязательно несут в


себе определенное настроение, заданное мелодико-интонационными особенностями стихотворного текста, музыки.

В театрализованных играх используются разные виды театра: на­стольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых пе­дагог должен использовать для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей. Исследователи сове­туют начинать знакомство детей с миром театра именно с куколь­ного театра, как наиболее близкого ребенку. В предлагаемых в по­собии играх-ситуациях большое внимание уделено общению детей с куклой в сказочных сюжетах, ролевых играх, концертах, представ­лениях и др.

Для того чтобы дети активно играли самостоятельно, нужно да­вать образцы для накопления художественных впечатлений (читать, показывать спектакли и игры с игрушкой, обыгрывать сценки с эле­ментами введения ребят в сюжет). В данном пособии предложены сказки-спектакли, поставленные взрослым. Это начальный этап в си­стематической работе педагогического театра, который во второй группе раннего возраста представлен «театром одного актера», то есть воспитателя. Такие постановки могут быть исполнены без музыкаль­ного сопровождения, но в некоторые сказочных историях (например, в «Сказке про листья») тщательно подобранная педагогом музыка (аудиозапись) придаст определенный колорит, настроение всей атмо­сфере спектакля; поможет дополнить в сознании ребенка словесный образ, сделает его более полным. Воспитатель может использовать в играх-ситуациях детские музыкальные инструменты для подыгры­вания: ложки, барабанчики, дудочки, металлофоны, треугольники и др. Их звучание украсит и оживит игру, расширит ее выразительные возможности.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые представленные в пособии игры отражают круг повседневных интересов детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинка­ми, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют рас­ширить рамки игры на бытовые темы.

В пособии дан примерный материал, охватывающий самые разно­образные сюжеты, темы. Воспитатель может использовать его вариа­тивно. Возможно деление одной игры-ситуации на 2—3 игры по же­ланию педагога.

Предложенные в пособии игры-ситуации можно проводить в лю­бое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совмес­тной деятельности педагога с детьми. Одним из главных условий ус­пешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и творчества.


Сценарии игр-ситуаций

 

Сентябрь

Игра-ситуация «На нашем дворе»

Программное содержание. Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подра­жать интонации голоса взрослого.

Материалы. Элементы костюма бабушки (платок, фартук); бычок, курочка (игрушки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель в костюме Бабушки приглашает детей на бабушкин двор, знакомит с его обитателями. Сначала дети подходят к бычку (игрушка). Бабушка (воспитатель) ласково зовет: «Бычок, Борька, от­зовись!» Бычок: «Му-у-у!» Воспитатель просит детей показать голо­сом, как ответил бычок. Дети повторяют. Воспитатель проводит иг­ру-разминку для голоса «Где бычок?»

Бабушка.

Наш бычок не спит, Он с утра мычит: «Му-му, он не спит, Му-му, он мычит».

Как бычок мычит?

Дети (вместе с воспитателем). Му-му!

Бабушка (грозит пальцем). Он не спит!

Дети (вместе с воспитателем). Му-му!

Бабушка (грозит пальцем). Он мычит.

Игра повторяется 2—3 раза.

Воспитатель ведет детей к сараю, где живет курочка (игрушка). Де­ти становятся стайкой возле курочки. Воспитатель приглашает малы­шей поиграть с курочкой. Звучит подвижная музыка (русская народ­ная мелодия «Ах вы, сени»).

Бабушка.

Вышла курочка на травушку, похаживает, (Курочка

«прохаживается».)

Она деточек на травушку приманивает. (Курочка взмахивает

крыльями.)

Ну-ка, деточки, цыплятки,

Все за мной, все за мной! (Дети-«цыплята» бегут, раскинув

руки-«крылышки».)

Потихоньку, друг за другом,


 


Все за мной, все за мной! (Дети останавливаются

и встают стайкой.)

Вдруг ударил сильный гром,

Дождь на улице пошел. (Дети делают испуганные лица.)

Стало на небе темно,

Все — под мамино крыло! (Дети бегут к курочке.)

Бабушка просит детей попрощаться с бычком и курочкой.

Игра-ситуация «Солнышко встает»

Программное содержание. Ввести детей в игровую ситуацию; дать эмоциональный заряд; вызвать двигательную активность.

Материалы. Солнышко (наглядное пособие).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи, физкультура.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на лужайку. Ребята встают стайкой. Педагог вводит их в игровую ситуацию с помощью сказки.

Сказка про солнышко

Рано утром на бабушкином дворе послышался громкий крик: «Ку-ка-ре-ку!» Кто там кричит? Это Петя-петушок. Он важно переступает с ноги на ногу, хлопает крылышками и поет: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся! Ку-ку-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся!»

Солнышко спало за лесом. Оно проснулось от громкого пения петушка. Солнышко зевнуло, потянулось и стало подниматься над лесом. Все его уви­дели и закричали: «Ах, какое оно красивое, наше солнышко! Вот какое теп­лое наше солнышко!»

Воспитатель поднимает солнышко (наглядное пособие) и прикреп­ляет к стене.

Дети, подпевая воспитателю, поют песенку «Солнышко» (муз. и ел. Е. Макшанцевой) и выполняют соответствующие тексту движения.

Песенка-игра «Солнышко».

Вот как солнышко встает —

Выше, выше, выше! (Дети медленно поднимают опущенные руки,

встают на носки.)

К ночи солнышко зайдет —

Ниже, ниже, ниже. (Дети медленно опускают руки.)

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется.

А под солнышком всем

Весело поется. (Дети свободно приплясывают.)


Воспитатель предлагает детям порадоваться солнышку и пригла­сить его в гости. Проводится пальчиковая гимнастика. «Солнышко и дождик».

Воспитатель.

Солнышко на небе

Весело сияет.

Весело сияет,

Деток согревает. (Дети поднимают руки и машут

раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)

Дождик понемножку

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап,

Намочил дорожки. (Легко потряхивают кистями рук.)

Дождик, ты нас не пугай, (Грозят пальчиком.)

Ты нас, дождик, догоняй! (Бегут врассыпную.)

Игра-ситуация «Цветочная полянка»

Программное содержание. Заинтересовать детей сюжетом игры; во­влечь в игровую ситуацию; дать эмоционально положительный заряд.

Материалы. Букеты цветов в вазонах или на подставках; шапочки полевых цветов (ромашки, лютики, васильки и др.); фланелеграф и картинки для фланелеграфа (солнышко, петушок).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приводит детей на «цветочную полянку» (помещение, украшенное букетами цветов в вазонах или на подставках), надевает им шапочки цветов (ромашки, лютики, васильки и др.) и приговаривает:

Заиграла музыка на лугу, Мы пойдем покружимся во кругу, Ветерок поднимется — не унять, Станут в поле цветики танцевать.

Дети свободно ходят под спокойную музыку (русская народная ме­лодия «Полянка») вокруг букетов цветов. На вторую часть музыки дети легко подпрыгивают и в конце хлопают в ладоши. Воспитатель предлагает «цветам» познакомиться. Дети берутся парами за обе руки и кланяются друг другу.

Песенка-знакомство «Крепко за руки берись».

Воспитатель.

На полянке нашей Цветики цветут. Разговор веселый


Цветики ведут. (Подходит к детям-щветам».)

Крепко за руки берись,

Поклонись и покружись. (Дети кружатся.)

Воспитатель поочередно подходит к каждой паре. Дети выполня­ют предложенные движения.

Затем педагог говорит детям, что все цветы любят тепло, и пока­зывает картинку для фланелеграфа, на которой изображены солныш­ко и петушок. Дети вспоминают знакомую сказку про солнышко. Вос­питатель задает вопросы по сказке и одновременно показывает ее на фланелеграфе: «Кто проснулся раньше всех? Кого разбудил петушок? Что все стали говорить про солнышко?»

Затем воспитатель просит детей показать, как петушок кричал, как он хлопал крыльями.

Игра-ситуация «Напечем пирожков»

Программное содержание. Дать детям представление о сборе уро­жая зерновых, вовлекать в игру, развивать чувство ритма.

Материалы. Колоски, мука.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, эколо­гия, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям, что в поле вырос урожай: поспе­ли рожь, пшеница, овес. Показывает колоски с зернами. Объясняет, что зерна надо обмолотить, потом измельчить. Предлагает отвезти ко­лоски на мельницу. Дети становятся друг за другом и «едут на мельницу». Игра-разминка «Везем колоски». Воспитатель.

Та-та-та! Та-та-та! Путь-дорога далека. Мы везем на меленку Чудо-колоски. Надо нам на меленке Намолоть муки.

Воспитатель собирает колоски, приносит и показывает детям муку, говорит: «Вот что получилось».

А теперь из муки Испечем мы пирожки.

Далее воспитатель показывает детям инсценировку русской народ­ной потешки.

Воспитатель.

Та-та-та! Та-та-та! Пожалуйте решета.


Мучку просеем, Пироги затеем.

Пироги-то на дрожжах, Не удержишь на вожжах. Пироги подовы, Из муки из новой!

Пироги испечем — Вас к себе позовем: С нами отобедать, Пирогов отведать. С капустой —

Дети. Пирог! (Выставляют руки вперед ладонями вверх.)

Воспитатель. С картошкой —

Дети. Пирог!

Воспитатель. С малиной —

Дети. Пирог!

Воспитатель.

Пирожки пеки-пеки,

Все из новой из муки!

Под веселую музыку дети вместе с воспитателем складывают ла­дошки, поворачивают их —«пекут пирожки».


 


Октябрь

Игра-ситуация «Карусели»

Программное содержание. Обогащать эмоции, пробудить двигатель­ную активность детей.

Материалы. Карусели (столбик или шест, установленный на полу вертикально, к верхушке которого привязаны длинные ленты), иг­рушки-зверята (лев, черепаха, лошадки), платочки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, разви­тие речи, художественная литература.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей покататься на карусели. Несколько ребят берутся за ленты карусели и под музыку начинают медленно двигаться. Остальные дети ждут своей очереди, помахивают платоч­ками. Воспитатель произносит нараспев:

Карусели-карусели, Закружились еле-еле, А потом, а потом Нас помчали с ветерком. Наконец, они устали, Заскрипели — сразу встали.


Дети двигаются в соответствии с темпом напева воспитателя.

Педагог рассказывает ребятам о том, что на каруселях можно про­катиться на разных зверюшках. Показывает игрушки и читает стихо­творения о них:

Лев

У него густая грива, У него большие лапы. Прокатиться я на нем Не боюсь без папы.

Черепаха

Черепаха всех смешит, Потому что не спешит. Но куда Спешить тому, Кто всегда в своем дому? Б. Заходер

Лошадка

— Но! — сказали мы Лошадке И помчались Без оглядки. Вьется грива на ветру. Вот и дом, лошадка, тпру! А. Барто

Дети подходят к стоящим на столике игрушкам-зверятам, каждый ребенок выбирает себе одну игрушку для катания на карусели. Игра продолжается.

Игра-ситуация «Что растет на грядке»

Программное содержание. Познакомить детей с урожаем овощей; приобщать к двигательной импровизации.

Материалы. Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.); зайчик (мягкая игрушка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, физ­культура, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, созрели ли овощи на грядках. Показывает детям овощи. Затем надевает ребятам шапочки овощей и предлагает поиграть в игру «Приходи на огород».

Воспитатель.

Приходи на огород, Там зеленый лук растет.

 


Ты, лучок, не зевай, Поскорее поспевай.

Дети.

Ты, лучок, не зевай, Поскорее поспевай.

(Ребенок-«лук» пляшет, остальные дети хлопают в ладоши.) Воспитатель.

Приходи на огород, Там капуста растет. Ты, капуста, не зевай, Поскорее поспевай.

Дети.

Ты, капуста, не зевай, Поскорее поспевай.

(Ребенок-«капуста» пляшет.) Воспитатель.

Приходи на огород, Там редиска растет. Ты, редиска, не зевай, Поскорее поспевай.

Дети.

Ты, редиска, не зевай, Поскорее поспевай.

В игре может участвовать любое количество героев (свекла, огу­рец, тыква и т. п.) или несколько групп овощей (две редиски, три огур­ца, три тыквы и т.д.).

Воспитатель показывает детям зайку (мягкую игрушку), предлага­ет рассмотреть его, говорит: «Зайка серый, пушистый. У него четыре лапки, он быстро скачет».

Предлагает детям угостить зайку. Дети предлагают зайке овощи. Зайчик выбирает капусту и морковку.

Проводится игра по русской народной песенке «В огороде заинька».

В огороде заинька,

В огороде маленький,

Он морковку грызет,

Он капустку берет. (Дети приседают пружиня.)

Скок, скок, скок,

Побежал в лесок. (Дети бегут друг за другом.)

Скачи, скачи, заинька,

Скачи, скачи, маленький,

Во зеленый лесок


Да садись под кусток,

Под кусток — и молчок. (Садятся, прикладывают

палец к губам.)

Сначала дети действуют по показу воспитателя, но по мере озна­комления с игрой начинают действовать самостоятельно. В конце игры дети прощаются с зайкой.

Игра-ситуация «Листики в садочке»

Программное содержание. Познакомить детей с новой сказкой, по­буждать двигаться под музыку в соответствии с ее характером.

Материалы. Осенние листья; листики для сказки (листик-папа — большой, желтый; листик-мама —поменьше, красный; листик-сы­нок — маленький, зеленый).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, развитие речи.

Ход игры

Педагог обращает внимание детей на красоту осенних листьев (подводит к окну или показывает картинку). Ребята рассматривают листочки.

Воспитатель предлагает послушать музыку осени. Под спокойную мелодию дети с листьями в руках расходятся по комнате. По показу воспитателя делают несложные («красивые, как сами листочки») дви­жения: взмахивают листьями, поднимают руки вверх и кружатся.

Рассказывая сказку, воспитатель показывает детям ее героев — спе­циально отобранные листья (листик-папа —большой, желтый; лис­тик-мама—поменьше, красный; листик-сынок —маленький, зеленый).

Жили-были семья листочков: папа-листик, мама-листик и маленький ли­сточек-сынок. Висели они на высоком дереве. Всем нравилась эта семья. Па­па-листик был большой, желтый. Мама-листик была поменьше, красного цве­та, листочек-сынок был маленький, совсем еще зелененький. Жили они, жили, качались на ветке. Однажды налетел сильный ветер. Папа-листик сказал: «По­летим!» И все полетели: папа-листик кружился долго по ветру и упал прямо под дерево. Мама-листик немного покружилась и упала на дорожку. Лис-точек-сынок еще подержался на ветке, а потом полетел вслед за папой и ма­мой. Он летел быстро и приземлился недалеко от мамы. Он подумал: «Как хорошо летать!» Снова подул ветер, и все листья закружились в хороводе. Лю­ди смотрели на хоровод листьев и говорили: «Какой красивый листопад!»

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и за­дает вопросы: «Кто жил на дереве? Что сделали листики, когда на­чался сильный ветер? Куда упали листики? Что говорили люди?»

Затем предлагает детям поиграть в игру «Листопад».


Воспитатель.

Листочки, листочки по ветру летят,

Ложатся листочки под ноги ребят.

Листочки, листочки, летите скорей,

Нам с вами, листочки, гулять веселей. (Дети-«листочки»

летят —разбегаются врассыпную.)

Махнули листочки друг другу крылом:

— Мы скоро на травку с тобой упадем.

Листочки, листочки, кружат на ветру,

И радуют взрослых и всю детвору. (Взмахивают руками

и легонько кружатся.)

В конце игры воспитатель предлагает детям собрать на прогулке букет разноцветных листьев.

Игра-ситуация «Выходили утята на лужок»

Программное содержание. Развивать интонационно-речевые умения детей; познакомить с новой сказкой; учить следить за словами и дей-1 ствиями героев-игрушек.

Материалы. Мама утка, утенок, гусь (игрушки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, изоб­разительная деятельность, экология.

Ход игры

Воспитатель показывает детям игрушечную утку и предлагает рас­смотреть ее. Говорит: «Утка вышла во двор и стала звать своих утят». Проводится игра-разминка для голоса «Утка и утята». Утка (педагог).

Стала утка звать утят,

Своих маленьких ребят:

— Где вы, детки, кря-кря-кря?

— Отзовитесь, кря-кря-кря!

Утята (дети). Кря, кря! Кря, кря! Утка.

Повела утят во двор,

Затевала разговор:

— Кря-кря-кря, водица
Есть у вас в корытце?

Утята. Кря, кря! Кря, кря! Ут к а. Утята, на лужок!

Воспитатель с игрушечной уткой в руках вместе с детьми-«утята-ми» вперевалочку «идут на лужок». Воспитатель.


Утки на лужок пришли, Утки червяка нашли:


 



— Вот удача, кря-кря-кря! Мы пришли сюда не зря! М. Дружинина

Воспитатель приглашает детей в театр игрушек посмотреть спектакль «Утиная история».

Ведущий (воспитатель). Жили-были на дворе у бабушки мама ут­ка и ее маленький сынок, утенок. Целый день мама утка и утенок бы­ли вместе. Мама водила утенка на пруд, учила искать сочную травку, вы­таскивать червяков. Однажды они пришли на пруд и стали купаться. Бьшо жарко. Утенок заплыл очень далеко. Мама утка встревожилась.

Утка. Утенок, вернись! Кряк, кряк!

Ведущий. Но утенку было весело, и он продолжал нырять.

Утенок. Вот как я умею нырять! Кря-кря!

Утка. Утенок, возвращайся к берегу! Кряк, кряк!

Ведущий. Но утенок не слушал маму. Он плескался в воде и был очень доволен. Вдруг прямо под носом у утенка выскочил какой-то странный зверь, он больно ущипнул утенка, сильно толкнул его и за­шипел: «Ш-ш-ш...» Утенок очень испугался, открыл клюв, стал ба­рахтаться.

Утенок. Мама! Я боюсь! Кря-кря!

Ведущий. Страшный зверь как загогочет...

Гусь. Га-га! Держи его! Лови его! Га-га!

Ведущий. Утенок испугался и бросился что бьшо сил к бере­гу. Там его встретила мама утка.

Утка. Утенок, что случилось?

Утенок. Мама, там страшный зверь сидел в пруду!

Утка. Милый малыш, это же наш сосед —гусь. Он очень не лю­бит непослушных утят.

Ведущий. В это время гусь важно выходил из воды.

Гусь. Ну, ма-ма-шша, цел ва-шш проказник, га-га?

Утка. Кряк, мой утенок жив и здоров, спасибо, сосед.

Утенок. Теперь я не буду далеко заплывать, дядя гусь.

Ведущий. Мама утка и утенок вперевалочку пошли к дому.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, и задает вопросы по ее содержанию.

Ноябрь

Игра-ситуация «Веселый автобус»

Программное содержание. Вовлечь детей в игровую ситуацию; дать представление о темпе движения; учить изображать голосом разные интонации.


Материалы. Ряд стульев для игры в автобус; курица и цыплята, ут­ка и утята, гусь, кот, бычок (игрушки).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, экология, окружающий мир, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей покататься на автобусе. Дети садят­ся на стулья, поставленные друг за другом в ряд. Впереди садится во­дитель (ребенок), он держит руль. Под подвижную музыку (русская народная мелодия «Канава») дети «едут». Воспитатель.

Вот автобус едет По дороге гладкой, Далеко, в деревню Едут в нем ребята.


Воспитатель,


Би-би-би! Би-би-би! Ты с дороги уходи!


 


Дети. Би-би-би! Воспитатель.


Загорелись фары, Загудел мотор, Вот автобус въехал На широкий двор.


 


Воспитатель.


Би-би-би! Би-би-би! Ты с дороги уходи!


Дети. Би-би-би! Педагог сообщает детям, что они приехали на уже знакомый им бабушкин двор. Их встречают обитатели двора: курочка с цыплята­ми, уточка с утятами, гусь, кот и бычок (игрушки). Воспитател



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: