ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ




Невербальные способы коммуникации – наиболее выразительные компоненты речи, которые обеспечиваются на письме широкой палитрой знаков препинания, воспринимаемых обычно как сложная система правил и исключений. Между тем их характеризует простота, если коммуникант знает цели общения и смысл интонационного «рисунка», на чём и должна базироваться знаковая система русской пунктуации:

Знаки отделения

Объединённые общей целью (сообщить о чём-то > повествовательная интонация; узнать о чём-то > вопросительная интонация; побудить к действию > восклицательная интонация), знаки отделения опираются на понижение тона и паузы между отдельными компонентами высказывания. На письме этот тонический рисунок передаётся различными модификациями точек с надстрочными символами.

 

3.1.1. Точка и надстрочные символы:

1. Точка: Звучный напев чёрного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криков иволги. (И. С. Тургенев.);

2. Точка со знаком вопроса в сочетании с вопросительным местоимённым наречием: Русь, куда же несёшься ты? (Н. В. Гоголь.);

3. Точка со знаком восклицания или удивления и соответствующими частицами: Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. С. Пушкин.); Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. А. Крылов.); Сколько на луге цветов!; Неужели ты не понимаешь ?! В последнем примере вопросительным знаком фиксируется цель, а восклицательным – повышение тона.

 

3.2.2. Многоточие. Как составной знак, он передаёт тремя точками (и только тремя!) интонациюнедосказанности, прерывистости, скрытого смысла или подтекста, дополняясь возможными надстрочными символами (вопроса, восклицания), например: Он вы не думайте Он не вор и не что-нибудь только (В. Г. Короленко.); Снег-то, снег, Константин Михалыч, знали бы вы, весною пахнет !.. Не верите ?.. (В. Бочарников.)

 

Таблица 3

  ИНТОНАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ –  
ЗНАКИ ОТДЕЛЕНИЯ СМЫСЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1.Точка(цель – сообщить о чём-то с помощью повествовательной интонации): Я учусь в университете. 2.Точка с надстрочным знаком вопроса(цель – узнать о чём-то; вопросительная интонация): Русь,кудаже несёшься ты? (Н. В. Гоголь.). 3.Точка с надстрочным знаком восклицания(цель – побудить к действию; восклицательная интонация или интонация удивления): Живее, кони, живее!     ЗНАКИ СКРЫТОГО ИЛИ НЕДОСКАЗАННОГО СМЫСЛА 1.Многоточие – знак недосказанности, скрытого смысла или подтекста: Он не вор и не что-нибудь… только… (В. Г. Короленко.).   2. Многоточие с надстрочными знаками: Крупной рысью вперёд!.. (И. С. Тургенев). Ну, что они там ?.. (В. Шукшин.).  
       

Знаки разделения

Из-за понижения тона при завершении высказывания разделительные знаки препинания во многом совпадают с точкой, но, расширяя контекст, они требуют его интонационно-графической фиксации в виде двоеточия, тире или точки с запятой.

 

3.2.1. Двоеточие и тире, имея одинаковые грамматические возможности, противопоставлены логически [9]. Функция двоеточия состоит в «делении» текста на две части: интонационно завершённую (первая точка) и логически оправданную значением причины, пояснения, дополнения (вторая точка). А тире фиксирует на письме интонацию следствия, вывода, противопоставления, неожиданной смены событий, пропуска. Его нельзя путать с дефисом (морфологическим знаком): он соединяет части сложных слов, а тире как синтаксический знак противопоставляет логику предложения, требуя удлилённой графики и более широких пробелов между отдельными лексическими единицами.

Впрочем, антонимичность двоеточия и тире не мешает им употребляться в одной синтаксической парадигме:

А.В контексте бессоюзного сложного предложения:а) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький.) – «потому что она поможет»; б) Лес рубят щепки летят.поэтому щепки летят»);

Б.В конструкциях с однородными членами и обобщающим словом: Никогда не прекращается работа железнодорожного транспорта: ни днём, ни ночью, ни в стужу, ни в зной (двоеточие ставится после обобщающего слова); Ни днём, ни ночью, ни в стужу, ни в зной – никогда не прекращается работа железнодорожного транспорта (тире ставится перед обобщающим словом); Никогда: ни днем, ни ночью, ни в стужу, ни в зной – не прекращается работа железнодорожного транспорта (двоеточие и тире ставятся при разорванности контекста);

В.В конструкциях с прямой речью:

а) после слов автора: Я только тогда вырямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду? (И. С. Тургенев.);

б) перед словами автора с запятой, соединяющей две части предложения в одно синтаксическое целое: «Значит, родился артиллеристом, – сказал полковник » (В. С. Гроссман.);

в) в их комбинациях с использованием запятых, точек, знаков вопроса или восклицания: «Ваня! крикнул он. Пусть твои миномётчики ударят по южному пролёту и правее по бухте» (В. С. Гроссман.); «Куда же вы? » ужаснулся Старцев (А. П. Чехов.); «Концерт, который мы передавали для сотрудников полярных станций, сказал он, закончен» (В. Г. Лидин.); «Ну всё-таки, сказала умоляющим голосом Лёля, что, по вашему, самое главное? (К. Паустовский.); «Дядя, не бейте его, он – старик! » со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу (В. Катаев.); «Это мне Жухрай на станции передал. И, вспомнив, что этого не надо говорить, добавил: Только он сказал никому не давать (Н. А. Островский.).

Кроме этих случаев, тире может употребляться как знак резкой смены событий или пропуска:

– Секунда и, мелькая в чаще, олени понеслись вниз» (Б. Жиденков.); Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут (А. С. Пушкин.);

– Молодежь наше будущее (пропущена связка «есть», а подлежащее и сказуемое стоят в одной грамматической форме: имя существительное, И. п., ед. ч.).

 

3.2.2. Точка с запятой как двойной вертикальный знак разделения смыслов указывает:

1. На интонационную завершённость смысла (точка, разделяющая разную информацию);

2. На соединение разных частей бессоюзного предложения (запятая): Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… (И. С. Тургенев.).

Однако бессоюзность и грамматическая «изолированность» частей сложного предложения – главные, но не исчерпывающие условия постановки точки с запятой. Иначе в предложении «Всё на космодроме замерло в ожидании: и люди, вчера еще такие занятые, хлопотливые, а сейчас превратившиеся в обычных наблюдателей, и ракета, пока цепко схваченная массивными стальными переплетами, и сама величественно-спокойная русская природа » между его однородными частями должны стоять запятые. Именно так оценили синтаксическую ситуацию авторы Н. Т. Котыш и Н. А. Мельников, которые посчитали «и» повторяющимися сочинительными союзами, допустив при этом пунктуационную ошибку.

Её «виновником» стало игнорирование пониженного тона как символа конца высказывания и неправильное определение типа связи: повторяющиеся «и» в контексте сложной синтаксической конструкции – не союзы, а усилительные частицы. Вот почему в осложнённом бессоюзном предложении с интонацией законченной мысли уместным было бы употребление точки с запятой между его частями: первой («люди»), второй («ракета») и третьей («природа»): Всё на космодроме замерло в ожидании: и люди, вчера еще такие занятые, хлопотливые, а сейчас превратившиеся в обычных наблюдателей; и ракета, пока цепко схваченная массивными стальными переплетами; и сама величественно -спокойная русская природа.

Точка с запятой может информировать также о наличии в тексте неполных предложений. Сравни два текста: Солнце стояло как раз над головой. Оно не горело, а жгло! и Солнце стояло как раз над головой; не горело – жгло!, гдеточка указывает на разные информации, а запятая дополняет неполный контекст подлежащим «солнце», перенесённым мысленно из первой части.

Чаще всего такие конструкции употребляются в научном и официально-деловом стилях, например:

«Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Народным Советом Донецкой Народной Республики решения о самороспуске;

2) роспуска Народного Совета Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи;

3) вступления в силу решения Верховного Суда Донецкой Народной Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий »(Конституция ДНР).

Таблица 4

ЗНАКИ РАЗДЕЛЕНИЯ СМЫСЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Двоеточие как двойной вертикальный знак интонационного завершения (первая точка) и логический знак причины, пояснения (вторая точка) употребляется:   1. В бессоюзном сложном предложении: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький.). 2. В конструкциях с обобщающим словом перед однородными членами: Никогда не прекращается работа железнодорожного транспорта: ни днем, ни ночью, ни в стужу, ни в зной. Или: Никогда:ни днем, ни ночью, ни в стужу, ни в зной – не прекращается работа железнодорожного транспорта. 3. В конструкциях с прямой речью после слов автора: Я только тогда вырямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду? (И. С. Тургенев.).     Точка с запятой как двойной вертикальный знак разделения смыслов указывает: 1. На интонационную завершённость смысла (точка, разделяющая разную информацию); 2. На соединение разных частей бессоюзного предложения (запятая): Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман;за ней водянисто-зелёные луга; за лугами пологие холмы; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль… (И. С. Тургенев.). Точка с запятой может информировать также о наличии в тексте неполных предложений. Сравни два текста: Солнце стояло как раз над головой.Оно не горело, а жгло! и Солнце стояло как раз над головой; не горело – жгло!, гдеточка указывает на разные информации, а запятая дополняет неполный контекст подлежащим «солнце», перенесённом мысленно из первой части. Чаще всего такие конструкции употребляются в научном и официально-деловом стилях, например: «Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики могут быть прекращены досрочно в случае: 1) принятия Народным Советом Донецкой Народной Республики решения о самороспуске; 2) роспуска Народного Совета Донецкой Народной Республики Главой Донецкой Народной Республики по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи; 3) вступления в силу решения Верховного Суда Донецкой Народной Республики о неправомочности данного состава депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий »(Конституция ДНР).     Тире как удлинённый горизонтальный знак следствия, вывода, противопосталения, резкой смены событий или пропуска употребляется:   1. В бессоюзном сложном предложении: Лес рубят – щепки летят; Секунда – и, мелькая в чаще, олени понеслись вниз (Б. Жиденков.). 2. В конструкциях с обобщающим словом после однородных членов: Ни днем, ни ночью, ни в стужу, ни в зной – никогда не прекращается работа железнодорожного транспорта. 3. В конструкциях с прямой речью перед словами автора(и с запятой, соединяющей их в одно синтаксическое целое): «Значит, родился артиллеристом», сказал полковник» (В. С. Гроссман.). 4. В комбинациях тире и двоеточияс использованием знаков вопроса или восклицания: «Ваня! – крикнул он.– Пусть твои миномётчики ударят по южному пролёту и правее по бухте» (В. С. Гроссман.); «Куда же вы?» – ужаснулся Старцев (А. П. Чехов.); «Концерт, который мы передавали для сотрудников полярных станций,– сказал он,– закончен» (В. Г. Лидин.); «Ну всё-таки, – сказала умоляющим голосом Лёля, – что, по вашему, самое главное? (К. Паустовский.); «Дядя, не бейте его, он – старик!» – со слезами отчаяния закричал Гаврик, бросаясь к приставу (В. Катаев.); «Это мне Жухрай на станции передал. – И, вспомнив, что этого не надо говорить, добавил: – Только он сказал никому не давать (Н. А. Островский.). 5. В сложном предложении как знак резкой смены событий и в простом предложении как знак пропуска: Секунда – и, мелькая в чаще, олени понеслись вниз» (Б. Жиденков.); Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут (А. С. Пушкин.); Молодежь – наше будущее (пропущена связка «есть», а подлежащее и сказуемое стоят в одной грамматической форме: имя существительное, И. п., ед. ч.).

Вопросы для самоконтроля

1. Какой принцип лежит в основе употребления знаков отделения и разделения смыслов?

2. Назовите и охарактеризуйте знаки смыслового отделения разных предложений.

3. Назовите и охарактеризуйте знаки смыслового разделения частей одного предложения.

4. Сформулируйте правила употребления точек.

5. Сформулируйте правила употребления двоеточия и тире.

6. Сформулируйте правила употребления точки с запятой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: