ИНТОНАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ




Обычно к интонационно-функциональным знакам относят запятую, хотя она не исчерпывает всех возможностей устной речи: функции запятой в простых и сложных предложениях с союзной и бессоюзной связи различны и требуют обязательной их «расшифровки» и «дополненности» другими знаками.

Так, в простых предложениях с союзами «и» или «да» в значении «и» запятая не ставится: Луна сильно светила и озаряла гору» (В. М. Гаршин.); Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря (К. М. Станюкович.), а в сложных союзных предложениях она является обязательным свидетельством двух и более смыслов: Войска быстро продвигались вперёд, и иногда Морозов просто удивлялся, откуда у людей берётся столько силы и энергии (Ю. Бабиков.).

В то же время в сложных предложениях с сочинительной связью ставится только запятая (Тёплым ветром потянуло, смолк далёкий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул – А. А. Фет.), а с подчинительной бессоюзной связью – любые знаки, кроме запятой: Представьте себе: на улице декабрь, вьюга (С. Крутилин.).

Исключение составляет употребление знака тире в союзном предложении при быстрой смене событий или авторском выводе: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут (А. С. Пушкин.).

Исходя из этого, интонационно-функциональные знаки делятся на соединительные и выделительные.

 

Знаки соединения

 

4.1.1. Запятая служит:

а) для соединения однородных членов предложения (с противительными или повторяющимися союзами): Это была не гроза, а стремительный ураган (К. Паустовский.); Это был человек с молодым лицом, но седыми волосами (Э. Казакевич.); Дни стояли пасмурные, однако тёплые (С. Т. Аксаков.); Ложью свет пройдёшь, да не воротишься (А. Н. Островский.); Он ел мало, зато слушал жадно (Л. М. Леонов.); Работа интересная, хотя и трудная; То он снег сгребал в кучи, то выбивал пыль из ковров и матрацев (А. П. Чехов.); Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или отца его, или для самих себя (И. А. Гончаров.); Здесь надо либо раскорчёвывать остатки тайги, либо сначала осушить остатки болота (В. Овечкин.); Не то волк, не то собака перебежала путь и пропала в темноте (С. Т. Бабаевский.).

б) для соединения однородных частей сложносочинённых предложений:

связанных соединительными союзами «и», «да», «то есть», «или», «то,…то», «ни,…ни», «а», «зато», «хотя» или интонацией перечисления: Анисья тотчас к ней явилась, и дверь пред ними отворилась, и Таня входит в дом пустой (А. С. Пушкин.); Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой (К. М. Станюкович.); Ни один сучок не шелохнётся, ни одна капля дождя на тебя не падёт (М. Е. Салтыков-Щедрин.); В глубоком молчании дремлют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога (С. П. Бабаевский.); То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка (В. Г. Короленко.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо (С. Т. Аксаков.); Товарищ зайдет за мной, или мы встретимся прямо на стадионе…; Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Т. Аксаков.); Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то грянет, то отхлынет прочь (А. А. Фет.).

связанных интонационно: Звонче жаворонков пенье, ярче вешние цветы, сердце полно вдохновенья, небо полно красоты. (А. К. Толстой.).

Запятая не ставится:

а) если два однородных члена соединены сочинительным союзом «и». Сравни: 1) На столе лежали книги и тетроди и 2) На столе лежаликниги, тетради, карандаши, где при добавлении третьего компонента союз опускается, заменяясь в устной речи интонацией перечисления, а в письменной – запятой.

Утверждение, что при повторяющихся союзах «и» возможна постановка запятых, некорректно. Так, в предложении На столе лежали и тетради, и книги, и карандаши. «и» не является союзом. Это усилительная частица, которая не может «соединять» глагол и существительное: «лежали и книги». И точно так же в предложениях «Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной» (И. А. Крылов.) или «Нет ни огней на палубе, ни на мачтах, ни кругом на море» (А. П. Чехов.) «да» и «ни» – усилительные частицы, которые можно опустить без ущерба для смысла. «Однородность» определяется в них не грамматической формой (члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос), а смыслом.

Сравни: «длинный товарный поезд», но «книги, тетради, карандаши». Или: На столе лежали книги или тетради, но: Горал, или горная антилопа, обитает только в горах Приморья (Б. Жиденков.): «горал» и «горная антилопа» – это абсолютные синонимы, а не однородные члены;

б) если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член: Часам к двум пополудни сверкнула молния и прокатил гром (Д. В. Григорович.); Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук (А. П. Чехов.).

 

4.1.2. Тире как авторский знак. Он передаёт интонацию следствия, быстрой или неожиданной смены событий: Упали две-три капли дождя – и вдруг блеснула молния (И. А. Гончаров.); Она проснулась – но скорей с улыбкой взор её сомкнулся от блеска утренних лучей (А. С. Пушкин.).

Знаки выделения

4.2.1. Запятые (скобки, тире) как знаки обособления лексических единиц, выражающих отношение говорящего к действительности и грамматически не связанных с текстом (не отвечающих на вопрос и не являющихся членами предложения):

а) вводных слов и словосочетаний: Вы отгадаете, конечно, кто этот гость нежданный был? (М. Ю. Лермонтов.); К нашему счастью, взошло наконец прекрасное сонце (М. М. Пришвин.);

б) вводных предложений и вставных синтаксических конструкций (чаще всего для них используются скобки, реже – запятые, а ещё реже – парные тире в художественном или квадратные скобки в научном стилях). Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Л. Толстой.); Но в этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша, воробьи на лету замерзали… (М. А. Шолохов.); Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, а собирать травы, насекомых (И. С. Тургенев.);

При этом в квадратных скобках указываются либо номер, либо фамилия автора и год издания, либо номер и страницы цитированного автора, представленного в списке литературы: [11], [19;20], [19 – 23], [19, с. 29], [19, с. 29-30], [Калинкин 1999]: Собственные имена приобрели языковые [Отин 1977, 1999, 2000, 2012], речевые [Мозговой 2017] или художественные коннотации [Калинкин 1999]; Собственные имена ничего не коннотируют и, строго говоря, не имеют значения [19, с. 29].

В квадратные скобки могут также заключаться дополнительные пояснения автора: «Нет сомнений, – говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, – что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся тоько идти по пути, проложенному его гением».

в) слов-предложений «да», «нет» и их разговорных аналогов: Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей» (И. А. Бунин.); Нет, не выдумывайте, а расскажите всё как было» (К. Паустовский.); – Здесь она жила?Ага. (А. Толстой.); – Лодка там?Эге, там... (М. Горький.); – Хотите, объясню, в чем моя особенность?Ну-ну... (В. Шукшин.); – Что мне? Их грехих ответ,тихо сказал Митя.Та-ак!иронически протянул Сергей. (М. Горький.); – Что ж, придется приехать. – Как же, откроет он свою тайну!;

г) междометий: Жизнь, увы, не вечный дар! (А.С. Пушкин.);

д) обращений: Друзья мои, прекрасен наш союз!» (А. С. Пушкин.); Уля! Я не поеду никуда» (А. А. Фадеев.); Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу (С. Есенин.).

В последних трёх случаях при выражении повышенной эмоциональности или вопроса могут ставиться восклицательный или вопросительный знаки: Нет! Ты уж выслушай! (А. Толстой.); Ты вернешься завтра? Да? (Б. Пастернак.).

 

4.2.2. Запятые как знаки уточняющей информации:

1. Классических уточнений [2] обстоятельств места, времени, дополнений, которые предполагают вопрос «аименно что?, кто?, где?, когда» и т. п.: Здесь, наверху, на ветру, ощущения морской болезни были не так мучительны, как в душной каюте» (К. М. Станюкович.); Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (А. Чехов.); Все принимали участие в общем разговоре, кроме Киши и Левина (Л. Н. Толстой.).

2. Условных уточнений, выраженных:

а) распространёнными определениями, стоящими после определяемого слова: Резкие звуки рожка, игравшего сбор, заставили меня вздоогуть (В. М. Гаршин); Кое-где уже вспыхнули огоньки костров, и вокруг них видны фигуры людей, красноватые в блеске дня (М. Горький.);

б) распространёнными определениями, имеющими причинное значение или относящимися к действователю (имени собственному или личному местоимению): Привлечённые светом, бабочки кружились над лампочкой; Начитанный и образованный, он знал несколько иностранных языков (А. С. Новиков-Прибой.); Худой, с воспалёнными глазами, Павел яростно взмётывал лопатой (Н. Островский.);

в) обстоятельствами, фиксирующими добавочное действие или условие действия: Сверкая быстро в вышине, кружились искры (М. Ю. Лермонтов.); Несмотря на дожди, материалы для строительства были подвезены вовремя;

г) обособленными приложениями: И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра (Н. А. Некрасов.).

д) придаточными предложениями[3] и сравнительными оборотами: Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, но мысли наши все формируются языком (Д. С. Лихачев.); Однажды в мае месяце, когда Город проснулся, сияющий, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетмана, когда граждане уже двинулись, как муравьи, по своим домишкам и заспанные приказчики начали открывать рокочущие шторы, прокатился по городу страшный и зловещий звук (М. Булгаков);

е) сложноподчинёнными предложениями с соподчинением, исключающим запятую между придаточными предложениями: «Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно» (М. Горький.).

 

Таблица 5

 

  ИНТОНАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ  
ЗНАК СОЕДИНЕНИЯ ЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ
       
ЗАПЯТАЯ, которая соединяет: 1. Однородные члены предложения с противительными или повторяющимися союзами: Это была не гроза, астремительный ураган. (К. Паустовский.); Это был человек с молодым лицом, но седыми волосами. (Э. Казакевич.); Дни стояли пасмурные, однако тёплые. (С. Т. Аксаков.); Ложью свет пройдёшь, да не воротишься. (А. Н. Островский.); Он ел мало, зато слушал жадно. (Л. М. Леонов.); Работа интересная, хотя и трудная; То он снег сгребал в кучи, то выбивал пыль из ковров и матрацев. (А. П. Чехов.); Не то волк, не то собака перебежала путь и пропала в темноте. (С. Т. Бабаевский). 2. Части сложных предложений, связанных сочинительными союзами: Анисья тотчас к ней явилась, и дверь пред ними отворилась, и Таня входит в дом пустой. (А. С. Пушкин.); Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой. (К. М. Станюкович.); Ни один сучок не шелохнётся, ни одна капля дождя на тебя не падёт. (М. Е. Салтыков-Щедрин.); В глубоком молчании дремлют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога. (С. П. Бабаевский.); То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (В. Г. Короленко.); Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (С. Т. Аксаков.); Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах (С. Т. Аксаков.); 3. Части сложных предложений, связанных интонацией перечисления: Свежеет ветер, меркнет ночьморе злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то грянет, то отхлынет прочь. (А. А. Фет).     ЗАПЯТЫЕ (СКОБКИ, ТИРЕ), которыми выделяются: 1. Вводные слова и словосочетания: Вы отгадаете, конечно, кто этот гость нежданный был?» (М. Ю. Лермонтов.); К нашему счастью, взошло наконец прекрасное сонце» (М. М. Пришвин.) 2. Вводные предложения и вставные синтаксические конструкции. Чаще всего для них используются скобки, реже – парные тире в художественном или квадратные скобки в научном стилях (при этом в квадратных скобках указываются либо номер, либо фамилия автора и год издания, либо номер и страницы издания, представленного в списке литературы: [11], [19;20], [19 – 23], [19, с. 29], [19, с. 29-30], [Калинкин 1999]): Но в этот день не то что курочке негде было напиться, но даже, говорила мамаша, воробьи на лету замерзали… (М. А. Шолохов.); Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростову, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони (Лев Толстой.); Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог,а собирать травы, насекомых (И. С. Тургенев.); Собственные имена приобрели языковые [Отин 1977, 1999, 2000, 2012], речевые [Мозговой 2017] или художественные коннотации [Калинкин 1999]; Собственные имена ничего не коннотируют и, строго говоря, не имеют значения [19, с. 29]. В квадратные скобки могут также заключаться и дополнительные пояснения автора: «Нет сомнений, – говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, – что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся тоько идти по пути, проложенному его гением». 3. Слова-предложения «да», «нет» и их разговорные аналоги: «Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей» (И. А. Бунин.); «Нет, не выдумывайте, а расскажите всё как было» (К. Паустовский.). Синонимами «да» и «нет» в разговорном стиле могут быть слова ага, эге, ну-ну, так, что ж, как же (последнее с иронией): – Здесь она жила?Ага. (А. Толстой.); – Лодка там?Эге, там... (М. Горький.); – Хотите, объясню, в чем моя особенность?Ну-ну... (В. Шукшин.); – Что мне? Их грехих ответ,тихо сказал Митя.Та-ак!иронически протянул Сергей. (М. Горький.); – Что ж, придется приехать. – Как же, откроет он свою тайну! 4. Междометия: «Жизнь, увы, не вечный дар!» (А.С. Пушкин.). 5. Обращения: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (А. С. Пушкин.); «Уля! Я не поеду никуда» (А. А. Фадеев.); «Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птички, в лесу» (С. Есенин.). В последних трёх случаях при повышенной эмоциональности или вопросе могут ставиться восклицательный или вопросительный знаки: «Нет! Ты уж выслушай!» (А. Толстой.); «Ты вернешься завтра? Да?» (Б. Пастернак.). 6. Классические уточнения (обстоятельства и дополнения), которые предполагают вопрос «аименно что?, кто?, где?, когда» и т. п.: Здесь, наверху, на ветру, ощущения морской болезни были не так мучительны, как в душной каюте» (К. М. Станюкович.); Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (А. Чехов.); Все принимали участие в общем разговоре, кроме Киши и Левина (Л. Н. Толстой.). 7. Условные уточнения, выраженные: – распространёнными определениями, стоящими после определяемого слова: Резкие звуки рожка, игравшего сбор, заставили меня вздрогуть» (В. М. Гаршин); Кое-где уже вспыхнули огоньки костров, и вокруг них видны фигуры людей, красноватые в блеске дня (М. Горький.); – распространёнными определениями, имеющими причинное значение или относящимися к действователю (имени собственному, личному местоимению): Начитанный и образованный, он знал несколько иностранных языков» (А. С. Новиков-Прибой.); Худой, с воспалёнными глазами, Павел яростно взмётывал лопатой» (Н. Островский.); – обстоятельствами, фиксирующими добавочное действие или условие действия: Сверкая быстро в вышине, кружились искры (М. Ю. Лермонтов.): Несмотря на дожди, материалы для строительства были подвезены вовремя; – придаточными предложениями и сравнительными оборотами: Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, но мысли наши все формируются языком» (Д. С. Лихачев.); Однажды в мае месяце, когда Город проснулся, сияющий, как жемчужина в бирюзе, и солнце выкатилось освещать царство гетмана, когда граждане уже двинулись, как муравьи, по своим домишкам и заспанные приказчики начали открывать рокочущие шторы, прокатился по городу страшный и зловещий звук (М. Булгаков); – обособленными приложениями: И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра (Н. А. Некрасов.).

Вопросы для самоконтроля

1. Какой принцип лежит в основе знаков соединения и выделения.

2. Назовите и охарактеризуйте знаки функционального соединения разных предложений.

3. Сформулируйте правила употребления запятой в простом и сложных предложениях.

4. Сформулируйте правила употребления запятых в словах, грамматически не связанных с текстом предложения.

5. Сформулируйте правила употребления запятых как знаков уточнения.

6. Сформулируйте правила употребления скобок и парных тире как знаков выделения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: