ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ: 15-16 вв, возникновение московского гос-ва.
До этого: 11 век Слово о полку Игореве, там впервые встретим словесное обозначение гос-ва. первый термин – земля. Дальше появится «страна», 1431 г – господарство, потом царство (послания Филофея), держава, империя. Это полит.синонимы. Формами выражения в древней Руси были послания митрополитов великим князьям, поучения Владимира Мономаха своим сыновьям. Концепция обоснования самостоят-ти древне-русского гос-ва. Этот тезис будет поддерживать митрополит Иларион, станет дистанцироваться от Византии, но при этом идеи зависимости от варягов- Рюрик.
Иго
После Куликовской битвы начинается процесс объединения земель вокруг Москвы. Василий 1,2, Иван 3, Василий 4, Иван 4. В процессе возникло самоназвание- царство. Иван 3 начал так называть. Становление гос аппарата: в 1450 г. — введена должность казенного дъяка; в 1467 г. — должность подъячего; ок 1492 г. появляется первое ведомство — Казенный двор; 1497 — принят Судебник Ивана III. Внешняя политика Московского царства вначале носила личный характер, затем — семейно-династический и лишь при Иване IV приобретает профессиональный характер: в 1549 г. организован Посольский приказ.
К концу XV в. определились границы Московского царства с Литвой и Польшей. На юге и востоке четкой границы еще не было.
Возникла потребность в изучении латинского (ранее презираемого в Москве «папежского») языка «для письменных сношений» с Западной Европой. В 1469 г. были установлены первые дип отношения с папским престолом: Иван III и папа Иннокентий VIII обменялись посланиями.
Основные темы русского политико-правового дискурса XVI века:
1) историческое назначение образовавшегося Московского государства (Филофей);
|
2) соотношение светской и духовной власти (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский);
3) государство как профессиональное управление на основе законов (Иван Пересветов);
4) тираноборчество (Андрей Курбский).
I. Полит.учение Филофея (1465-1542), 16 век.
Православный монах, старец. Выходец из псковской знати.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ: 1439 год – флорентийская уния(Православная церковь Византии легла под Папу). Русь не признала унию. Захват турками Константинополя (1453 год), через 14 лет после заключения унии. Для православного монаха это означало, что от христианского мира отпала Византия, и центр христ-ва оказался в Москве.
РАБОТЫ: послания великому князю Василию III, царю Ивану IV Грозному и др. в этих посланиях Филофей «Божьей милостью сильным пишет правду».
ЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ: теоцентристская картина мира. религиозный провиденциализм- всё, что случается в мире, происходит по воле Бога и во благо человечества, поэтому история человечества для Филофея — это история возникновения, развития и упадка мировых царств в соответствии с Божьей волей.
Москва- 3й Рим. Было 3 мировых царства- великих христианских империй:
1) Рим, в 4 веке- пал из-за ереси апполинариевой[20]
2) Византия. Туда переместился центр христианского мира- пал из-за заключения флорентийской унии, православная церковь пошла на уступки католикам и Бог покарал Византию.
3) Московское царство. Избрано божественным провидением для сохранения православия. «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать». Начало традиции мессианства России.
|
Сущность гос власти: государственная власть установлена Богом: «сердце царево в руке Божьей»; царь — это наместник Бога на земле и его слуга.
Соотношение церкви и гос-ва: Церковь — это одно из гос ведомств: царь назначает епископов, ведет борьбу с ересями. Объем власти ограничен: духовные владыки имеют лишь право «говорить правду» царям.
Легитимация обязанности повиновения поданных гос-ву: Раз царь наместник Бога, поданные должны повиноваться, а если будут напрасно наказаны, они могут выражать свою печаль «горьким стенанием».
II. Полит.учения Нила Сорского и Иосифа Володского.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ: 1\3 земель принадлежало монастырям. Начали думать о секурялизации. Церковный собор(1503) -проект секуляризации. Распространение ереси жидовствующих[21], конец 15 века. Выделилось 2 направдения:
I. Нестяжатели- Нил Сорский. Из семьи бояр, стал монахом, путешествовал по Востоку, святым местам. Основал Нилову Пустынь.
РАБОТЫ: «Предание ученикам». Устные выступления на церковных соборах.
ЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ: ценности раннего христ-ва (церковь д.б. бедной).
Отношение к секурялизации: чел должен бороться с сребролюбием, которое породило в обществе порок- стяжание. Сторонник секурялизации. У монастырей не д.б. собственности, только духовной сферой должны ограничиться.
Отношение к еретикам: главное чтобы еретик раскаялся, а мы к нему должны проявить милосердие, мол все могут заблуждаться.
II. Стяжатели- Иосиф Володский. - Родился в дворянской семье, с 8 лет связал жизнь с монастырями. Основатель Иосифо-Волоколамского монастыря. Удельные князья, бояре дарили монастырю деньги, земли, крестьян. Ему покровительствовал Иван 3. Всю жизнь боролся с жидовствующими.
|
РАБОТЫ: «Просветитель, или облечение ереси жидовствующих».
Отношение к секуляризации: За. Он был против стяжательства монахов, они д.б. бедны, а монастыри- богаты т.к. нужны средства на предметы культа(иконы, ризы, сосуды) и благотворительность. Сами же монахи должны вести аскетический образ жизни.
Отношение к еретикам: это преступление не только против церкви, но и против гос-ва. Никакого снисхождения. Наказание- смерть. Кто знал о них и не донёс- смерть. Приводит в пример императора Константина, который постановил, что те кто не признаёт животворяющую Троицу д.б. подвергнуты смерти, а имущество их разграблено.
Отношение к гос власти: власть дана от Бога, её воплощение на земле- Царь, но поскольку он человек- и он подвержен порокам. Тогда уже «не божий человек, но диавол». Злоупотребление властью- не насилие над народом, а произвольное посягательство на церковную собственность, ибо «церкви богатство — божье богатство».
Бердяев: «Володский представитель православия, обосновавшего и освещавшего московское царство, сторонник православия жестокого, почти садистского, властолюбивого, враг всякой свободы.»
III. Светский мыслитель Иван Пересветов.16 век.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ: XVI век— время войн с Крымским и Казанским ханствами, Швецией, Ливонским орденом, Литвой, Польшей. Войны привели к нестабильности. Сентябрь 1549 г. — открытие Земского собора из представителей всех сословий, что ознаменовало начало реформ. Встреча Пересветова с Иваном Грозным и передача царю челобитных с проектами гос преобразований.
Пересветов: выходец из Литвы, перешел на службу в 1539 года к Ивану Грозному. Пострадал от боярского произвола.
РАБОТЫ: «Сказание о Магомед султане»; «Сказание о царе Константине».
ЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ: Эмпиризм- исторический и собственный опыт.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ:
В центре внимания лежат 2 империи: Византийская и Османская(сравнивает).
- Византия- её ослабили бояре. Боярское войско плохо воюет. Коррупция. Аналогия с Москвой -«вельможи русского царя сами богатеют и ленивеют, а царство оскужают».
- Османская- идеал. Почему Магомет-султан так охуителен: грозный царь; не слушает бояр; дает должности по заслугам; написал судебник (вывод: турецкое государство основано на «правде», так как судебник — это предсказуемость вынесения судебных решений, а не полнейший произвол); считается с советами «верной Думы»; ввел военные трибуналы, в которых воинов судят сами командиры (оптимизация военного правосудия: быстрое и беспошлинное рассмотрение дел в суде).
Идеальное гос-во: сословно-представительная монархия. Чтобы его достичь на Руси, нужно провести 3 реформы:
1) Военная реформа. Нужно заменить боярское ополчение регулярной армией. Жалование платить из гос.казны.
2) Финансовая реформа. Нужно создать общегос.казну. для этого нужно отказаться от института наместничества. Налоги будут собирать не наместники, кот за счет этого кормятся, а чиновники – профессиональные сборщики, которые будут получать жалование из казны. Их подконтрольность вышестоящим чиновникам.
3) Судебная реформа. Забрать из рук бояр суд f и передать их проф.судьям, кот получали бы жалование из казны. Суд.пошлина будет идти в гос.казну + ввести надзор за судьями. Если будут судить «не по правде, а мзде» – наказывать. Судить должны только по закону, перед которым все равны.
Критически кабальное холопство:
1. «Бог не велел друг друга порабощать. Бог сотворил человека самовластным и повелел ему быть самому себе владыкой, а не рабом. Мы же берем человека в работу и записываем его навеки»
2. «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы...».
Принцип меритократии(заслуг)- гос.должности должны занимать не в силу знатности или непотизма. Жребий оценивался критически. Этот принцип тоже не безупречен. Есть 2 недостатка:
1) Можем столкнуться с дефицитом профессионально подготовленных лиц, не из кого выбирать.
2) Способствует появлению отчуждения профессионалов-управляющих от населения.
Нужно искать сложные компроммссы.
IV. Андрей Курбский. 1518-1583.- Концепция тираноборчества.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВРЕМЕНИ: Правление Ивана Грозного, рассматривающего свою власть как власть, данную ему Богом: «Я родился и вырос по Божьей воле для владения государством». Никаких ограничений своей власти Иван Грозный не признавал и считал, что бояре и вельможи провоцируют возникновение в государстве междоусобиц. Признавая за собой право произвольно казнить или миловать кого угодно, Иван Грозный оправдывал царскую опалу и казни бояр-изменников: «таких собак везде казнят».
Андрей Михайлович Курбский: Сначала был приближен к Ивану, входил в Избранную Раду. Военначальник. В 1564 г. бежал за границу к литовцам, ссылаясь на феодальное право «отъезда» и поступил на службу к польско-литовскому королю. В Литве Курбский состоял на службе у короля Сигизмунда II Августа.
РАБОТЫ: «Послания Курбского Ивану Грозному». «История о великом князе московском», 1573 г.
ЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ: Священные тексты, ссылки на Цицерона. Опыт службы у Вани.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ:
Критика тирании Грозного:
Осуждал:
- произвол и злодеяния Ивана Грозного, называя его «безбожным и беззаконным» правителем. Ссылался на царя Давида: «не долго проживут перед Богом те, которые созидают престол беззакония». Еще более достойны гибели те, которые «опустошают свою землю и губят подданных целыми родами, не щадя и грудных младенцев».
- систему доносов и клеветы на невинных; «неправедные» и «мздоимные» суды, а также взяточничество «царевых приспешников». Критиковал установившуюся практику заочного осуждения людей на основании оговора: «Где о таком суде слыхали под солнцем, чтобы осуждали, не выслушав ответов?».+ осуждение вмести с ним его родственников- вообще пиздец.
- Казнь одних людей другими- плохо «А ты простых людей заставляешь самих руки кровавить и резать человеков».
- ограничение права отъезда бояр. Значит людей уподобляют свиньям, запертым в хлеву.
- распространение репрессий и на священников(расправа над Филиппом)
Сущность гос власти: от Бога. «Царь же, хотя и поставлен Богом на царство, умения им управлять не получил, поэтому нужно прислушиваться к советам не только своих помощников, но и подданных, так как духовная истина дается не по богатству внешнему и по силе царства, но по правости душевной...».
Идеальная форма гос правления: сословно-представительная монархия. Предлагает концепцию смешанной формы гос-ва, ссылается на Цицерона.
I. Монарх
II. Избранная Рада- аристократия- советники сведущие в военных и земских делах. Именно так «вещал мудрый Соломон»
III. Земской Собор
Неограниченная власть, разрушает человеческую душу: «Пока царь любит Совет и советников, он сохраняет душу свою, если же не возлюбит сего, то может пропасть, так как управлять следует не склоняясь к естественным бессловесным влечениям, а совместным советам и рассуждениям».
ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ: Вслед за Цицероном A.M. Курбский полагал, что нет государства, если: законы не действуют; отсутствует справедливое правосудие; не соблюдаются старые обычаи.